МинистерствоОбразования и Науки РФ
КазанскийГосударственный Технологический Университет
КафедраЭкономики
Курсовая работа
Покурсу
«Организациянормирования и оплаты труда»
Натему
«Системапоказателей уровня жизни и доходов населения»
Казань2008г.
Содержание
Введение
1Система показателейуровня жизни и доходов населения, их характеристика
2 Анализ основныхпоказателей уровня жизни населения Республики Татарстан за 9 месяцев 2008 года
Заключение
Списоклитературы
Приложение1
Введение
Термин «уровень жизни населения» получил в нашевремя широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления такихпонятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных идуховных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничествос таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как«качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят вследующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристикахпредставляет собой относительно более четкое выделяемое, количественноопределяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти поэтому он болееудобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном имежрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен впрактике международных сопоставлений.
Можно сказать, что возросшее внимание к проблемамуровня жизни населения, более глубокий их анализ, а также более полноеотображение системы показателей уровня жизни в материалах государственнойстатистики означает, с одной стороны, реакцию на резкое падение уровня жизнизначительной части населения, а с другой, — осуществление не только популисткипрокламируемого, но объективно реализуемого под влиянием проходящихпреобразований процесса социализации экономики.
Повышение уровня жизни россиян является важнейшейпрограммной задачей социальной политики Российского государства. В числеприоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальноестимулирование платежеспособного спроса населения. Именно поэтому системапоказателей уровня жизни и доходов населения является наиболее актуальной.
Целью курсовой работы является изучение системыпоказателей уровня жизни и доходов населения.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующиезадачи:
1. Изучить систему показателей уровняжизни и доходов населения, их характеристику;
2. Провести анализ основных показателейуровня жизни населения Республики Татарстан за 9 месяцев 2008 года.
Структура курсовой работы состоит из двухглав, введения, заключения, списка литературы и приложения, где в первой главеизучена система показателей уровня жизни и доходовнаселения, их характеристика, а во второй приведен анализ основных показателейуровня жизни населения Республики Татарстан за 9 месяцев 2008 года. Во введениипредставлена актуальность темы, цели и задачи, а в заключении краткие выводы подвум главам.
При написании работы были использованыучебники, издания периодической печати и материалы с сайтов агентства internet
1 Система Показателей уровня жизни и доходов населения, иххарактеристика
Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворенияматериальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровняжизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и отколичества и качества предоставленных населению благ и услуг.
Уровень жизни определяется совокупностьюразличных качественных и количественных показателей, которая позволяет провестианализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения вцелом такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектовРоссийской Федерации.
Существует система показателей по 7разделам, которая охватывает как общие (макроэкономические) показатели, так и частные(микроэкономические):
I. Обобщающиепоказатели ВНП и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения:
· уровеньстоимости жизни и его динамика,
· текущиетрансферты и т.д.
Трансферты или денежные выплатысоставляют важную статью доходов населения. Они не связанны с оплатой труда,товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты – это операции, при которых товары,услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке безполучения какого – либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуресостоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашнимхозяйством из федерального и местных бюджетов и общественных организацийбесплатно.
II. Доходынаселения: месячные (денежные и натуральные);
· совокупныедоходы,
· располагаемыедоходы,
· реальныедоходы,
· всевиды доходов в среднем на душу населения,
· средняяноминальная и реальная заработная плата,
· средняяпенсия,
· стипендия,
· пособия.
Под доходом понимается сумма всех видов поступленийв денежной форме или виде материальных благ или услуг, получаемых в качествеоплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использованиясобственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотацийи льгот.
Размер и состав доходов – одна изважнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения. Доходынаселения не только определяют его материальное положение, но и в значительноймере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений вобществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой,соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группамнаселения.
Денежные доходы населения включаютоплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другиесоциальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам,ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательскойдеятельностью, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другиедоходы. Денежные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и взносовпредставляют собой располагаемые денежные доходы населения.
Доходы — это средства, которымирасполагает население, для удовлетворения своих духовных и материальныхпотребностей. Доходы бывают нескольких видов:
К натуральным доходам относятся доходыполученные в не денежной, натуральной форме, то есть доходы от личных подсобныххозяйств, подарки от предприятий и т.д.
Номинальный доход — это непосредственносумма денег, или денежная оценка натуральных доходов, полученных населением.Номинальная зарплата — это сумма денег, которые получают за свой труд всоответствии с его качеством и количеством. Показатель номинальных доходов неотражает реальную картину динамики доходов населения, так как в него входятналоговые и другие обязательные отчисления, а также он учитывает инфляционныйрост доходов.
Совокупные доходы – вся сумма средств,полученная домашними хозяйствами. В нее включаются:
· вседенежные доходы;
· доходыот собственности, предпринимательской деятельности;
· натуральныедоходы;
· прочиедоходы (алименты и т.д.).
Располагаемые доходы – это номинальныйдоход за вычетом суммы обязательных платежей и взносов. Располагаемые доходы –эта та сумма средств, которой располагает население.
Реально располагаемые доходы – эторасполагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен. Онипоказывают реальную динамику доходов населения, без учета инфляционного ростадоходов. Реально располагаемые доходы можно определить по следующим формулам:
РРД = РД * Jруб
Где
РРД – реально распологаемые доходы
РД – распологаемый доход
J руб – индекспокупательной способности рубля
В прогнозировании уровня жизни населенияважно также не только динамика средних показателей, но и дифференциация доходовнаселения, то есть распределение общей массы доходов по группам населения. Длярешения этой задачи все население разбивается на группы кратные 10 или 20 процентамчисленности населения с примерно равными доходами от самых бедных до самыхбогатых.
По полученной таблице рассчитываетсякоэффициент Джини (индекс концентрации доходов), который изменяется от 0 до 1 ичем он выше, тем выше уровень неравенства в доходах населения.
Кривая Лоренца для доходов населения
Теоретически при абсолютно равныхдоходах всего населения страны кривая Лоренца имеет вид прямой. Фактически жеона прямой не является. Чем ниже кривая Лоренца расположена от прямой, тем вышедифференциация доходов населения.
Для характеристики дифференциациидоходов применяется также децильный коэффициент, который показывает соотношениемежду средними доходами 10 % наиболее обеспеченных граждан и средними доходами10 % наименее обеспеченных граждан.
Покупательная способность денежныхдоходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретениютоваров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежныхдоходов населения с величиной прожиточного минимума.
Одним из основных показателей уровняжизни являются показатели доходов населения. Для изучения доходов и расходовнаселения используется баланс доходов и расходов населения, имеющий следующийвид:
Таблица 1 — Баланс доходов и расходовнаселенияДоходы Расходы и сбережения Оплата труда Социальные трансферты Покупка товаров и услуг Оплата обязательных платежей и Доходы от собственности Взносов Доходы от предпринимательской Накопление во вкладах и ценных деятельности Бумагах Другие доходы Покупка валюты Доходы всего Расходы всего Прирост денег на руках у населения БАЛАНС
III. Потреблениеи расходы населения:
· объемпотребления материальных благ и услуг,
· денежныерасходы населения,
· потреблениеосновных продуктов питания на душу населения,
· покупательнаяспособность средней заработной платы,
· пенсии,
· структурапотребительских расходов населения.
IV. Денежныесбережения всего и по видам.
V. Накоплениеимущества и жилище:
· стоимостьнакопленного личного и домашнего имущества,
· наличиепредметов длительного пользования в собственности,
· илищныеусловия.
VI. Социальная дифференциациянаселения:
· распределениенаселения по среднедушевому совокупному доходу,
· потреблениеосновных продуктов питания, товаров и услуг в зависимости от дохода,
· структурапотребительских расходов различных социальных групп,
· стоимостьпотребительской корзины различных слоев и изучение ее динамики,
· индексконцентрации доходов (Джини),
· децильныекоэффициенты дифференциации доходов и потребления.
VII. Малообеспеченныеслои населения:
· прожиточныйминимум,
· минимальныйпотребительский бюджет,
· минимальныйразмер заработной платы,
· пенсии,
· покупательнаяспособность минимальной заработной платы,
· коэффициентбедности,
· социальныйпортрет бедности,
· зонабедности.
Можно также предложить два вариантасистемы показателей уровня жизни населения. Первый может содержать широкийнабор показателей, характеризующих уровень жизни с разных сторон. «По мнениюэкономистов из Центра социально-экономических проблем федерализма ИЭ РАН онможет выглядеть следующим образом:
1. Население
1.1. Демографическаяситуация в регионе:
-ожидаемая продолжительность жизни(лет);
-смертность (на 100 человек);
-младенческая смертность (на 100живорожденных);
-смертность населения от убийств исамоубийств.
1.2. Здоровье:
-заболеваемость населения (на 100 тысячжителей) по полу и возрасту, виды заболеваний, длительность болезни;
-обеспеченность населения больничнымикойками и количество врачей (на 10 тысяч человек);
-государственные расходы медицинскихучреждений, в процентах ко всем государственным расходам.
1.3. Образование:
-уровень образования населения;
-обеспеченность детей дошкольнымиучреждениями:
-расходы на образование, в процентах кВВП (региона);
-государственные платежи учебным заведениям,в процентах ко всем государственным расходам.
2. Рынок труда:
-динамика численности безработных (тысяччеловек и в процентах Черныш Е.А., Молчанова ИЛ., Новикова А.А., Салтыкова Т.А.Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Москва. Финстатинформ. 1999 кпредыдущему периоду);
-доля безработных в общей численностиэкономически активного населения (чистая и с учетом скрытой):
-численность безработных зарегистрированныхв службе занятости;
-процент безработных, получающих пособиепо безработице;
-число незанятого населения в расчете наодну вакансию;
-число предприятий, на которых прошлизабастовки и число предприятий где произошли остановки производства;
-сальдо приема и выбытия работников.
З. Уровень жизни:
3.1. Доходы:
-распределение населения по уровнюсреднедушевых доходов и концентрация доходов у различных групп населения;
-доля заработной платы в денежныхдоходах населения;
-соотношение прожиточного минимума, минимальногопотребительского бюджета и рационального потребительского бюджета с уровнемденежных доходов населения;
-численность населения с денежными доходаминиже прожиточного минимума;
3.2.Расходы:
-потребление продуктов питания на душунаселения;
-процент расходов на продовольствие (погруппам с различными доходами);
-платные услуги, их объем в сопоставимыхценах на душу населения;
-доля государственных расходов во всемпотреблении населения в процентах;
к предыдущему периоду);
-доля безработных в общей численностиэкономически активного населения (чистая и с учетом скрытой):
-численность безработных зарегистрированныхв службе занятости;
-процент безработных, получающих пособиепо безработице;
-число незанятого населения в расчете наодну вакансию;
-число предприятий, на которых прошлизабастовки и число предприятий где произошли остановки производства;
-сальдо приема и выбытия работников.
4. Социальное обеспечение исоциальные услуги (муниципальные услуги, транспорт, связь и т.д.);
5. Экология и общественнаябезопасность:
-показатели загрязнения и масштабывредных выбросов;
-число зарегистрированных преступлений(в месяц);
-число лиц задержанных забродяжничество;
-удельный вес молодежи в возрасте до 30лет в общей численности осужденных;
-национальные конфликту и столкновения,
Данный вариант системы показателейуровня жизни показывает уровень жизни с разных сторон, отражает не толькопоказатели доходов населения. Но эти показатели не связаны друг с другом инесовместимы.
В другом варианте показателей уровняжизни могут содержаться более узкий, мобильный набор показателей, характеризующихуровень жизни только с одной стороны, со стороны доходов. В эту системупоказателей входят соотношения среднедушевых денежных доходов с показателямипрожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, рациональногопотребительского бюджета и т.д.
В системах показателей уровня жизниважное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальныйпотребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина,минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительствомРоссийской Федерации.
Потребительская корзина — минимальныйнабор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения иобеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскуюкорзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг,необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты,товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения егожизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основныхсоциально-демографических групп населения", трудоспособное население,пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации.Постановлением правительства РФ от 18 февраля 1998 года №214 координация работыпо разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзинывозложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определениипотребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия,национальные традиции и местные особенности потребления соответствующихсубъектов.
Прожиточный минимум — стоимостная оценкапотребительской корзины, показатель минимального состава и структурыпотребления материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируетсяофициальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека игражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень доходане ниже установленного законом прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума на душунаселения и по основным социально-демографическим группам определяется ежеквартальнона основе потребительской корзины и данных ГОСКОМСТАТА РФ по уровнюпотребительских цен и данных об обязательных платежах и сборах. Сведения осумме прожиточного минимума ежеквартально публикуются в печати. Уровеньминимальной заработной платы, минимальной пенсии, стипендии должны максимальноприближаться к уровню прожиточного минимума. Соотношения между этимипараметрами на текущий финансовый год устанавливаются законом о бюджете.
Минимальный потребительский бюджет — этоминимальная, общественно-необходимая граница доходов семьи, обеспечивающих ейпри данном уровне экономического развития, социально-приемлемое удовлетворениематериальных и культурных потребностей. В его состав входит около 250наименований товаров и услуг, которые разбиты на три укрупненныепотребительские корзины отдельно по продуктам питания, непродовольственнымтоварам и услугам. При разработке минимального потребительского бюджета такжедолжны учитываться состав семьи, национальные, культурные, природно-климатические,исторические различия территорий.
Существует два варианта стандарта минимальногопотребительского бюджета. При пониженном — это показатель физиологическогоминимума, а при повышенном стандарте — он должен обеспечить воспроизводстворабочей силы.
Существует также рациональныйпотребительский бюджет. Он является тем эталоном, сопоставление с которымтекущих доходов и потребления позволяет наметить конкретные экономическиемероприятия, обеспечивающие полное и всестороннее удовлетворение потребностейнаселения. Начал разрабатываться в конце 50-х начале 60-х годов.
2 Анализ основных показателей уровня жизни населенияРеспублики Татарстан за 9 месяцев 2008 года
Итоги социально-экономического развитияреспублики за 9 месяцев 2008 года характеризовались следующими показателями.
1. Индекс промышленного производства заянварь-август 2008 года составил к январю-августу прошлого года – 106,9% итемпы его роста были выше, чем за соответствующий период 2007 года – 103,8 %.
2. Денежные доходы в республике в январе-августе2008 года к соответствующему уровню 2007 года возросли как в номинальном –35,7%, так и реальном исчислении – 25,4%, составив в расчете на одного жителяреспублики в сентябре т.г. 9183 рублей против 7282 рублей в сентябре 2007 года.
Темп роста денежных доходов – 35,7%опережал темп роста цен на товары и услуги – 8,0%, что привело к увеличению ихпокупательной способности на 23,1%. Данная положительная тенденция сохраняетсяв республике в течение последних трех лет.
По уровню среднедушевых доходовРеспублика Татарстан является одной из самых высокодоходных среди республик иобластей Приволжского федерального округа, а «стоимость жизни» остается однойиз самых низких.
3. Прожиточный минимум на душу населения– показатель «стоимости жизни» – в третьем квартале т.г. увеличился по сравнениюс соответствующим периодом прошлого года на 11,2% и составил 2749 рублей.
Доля населения, имеющего доходы нижеуровня прожиточного минимума сократилась во втором квартале 2008 года до 11,6%(II квартал 2007 года – 19,1%).
4. Средний размер назначенных месячныхпенсий пенсионеров увеличился с начала года на 11,5% и составил по состоянию на31.08.2008г. 2692,6 рубля .
5. Среднемесячная заработная платаодного работающего (на крупных и средних предприятиях) в январе-августе 2008года достигла 8386,6 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующимпериодом прошлого года на 23,8%, ее реальное содержание – на 14,6%.
6. Минимальный потребительский бюджет начлена типовой семьи за январь-август 2008 года составил 5771 рубль и увеличилсяпо сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,1%.
7. Цены на товары и услуги заянварь-август 2008 года к январю-августу 2007 года возросли на 8,0% и темпыроста их были ниже, чем за январь-август 2007 года к январю-августу 2006 года –12,6%.
С начала 2008 года(август к декабрю) цены выросли на 6,3%, в том числе на продовольственныетовары – на 6,7%, на непродовольственные товары – на 2,3%. Цены и тарифы наплатные услуги для населения возросли на 12,3%, при этом наблюдалось замедлениетемпов их роста (август к декабрю 2007 года – 26,5%). Вместе с тем, с начала 2008года существенно возросли цены на жилищно-коммунальные услуги – на 19,0%. Средиобластей и республик Приволжского федерального округа рост цен в республике впотребительском секторе был одним из самых низких.
8. На реальнуюоценку общего показателя уровня доходов оказывает влияние наличие неформальногорынка труда и «серых схем» выплаты заработной платы.
В целях легализации трудовойдеятельности и доходов лиц, занятых на этом рынке, совместно сконтрольно-надзорными органами и органами местного самоуправления проводиласьактивная работа по выявлению фактов неоформления трудовых отношений исоответственно сокрытия выплачиваемой зарплаты.
Специалистами министерства, центровзанятости населения совместно с контрольно-надзорными органами в течение 9месяцев т.г. было проверено свыше 2,5 тыс. предприятий по соблюдению трудовогозаконодательства.
По результатам проверок почти каждыйвторой руководитель был привлечен к различным видам ответственности.
В итоге, в течение 9 месяцев 2008.г.между работодателями-физическими лицами и работниками было вновь заключено изарегистрировано свыше 40,0 тыс. договоров и на 1 октября 2008.г. количестводействующих трудовых договоров составляет около 94,0 тысяч, что на 3,7% больше,чем на начало 2008.г. (в 8 раз больше, чем в 2005 году). Растет количествотрудовых договоров с уровнем заработной платы 3 тысячи рублей и более.
Вместе с тем,несмотря на положительные результаты, достигнутые в социально-трудовой сфере, вреспублике остается значительным расслоение граждан по уровню доходов. Внастоящее время доходы наиболее обеспеченных граждан превышают доходы наименееобеспеченных в 16,2 раза (2007 год – 13,3 раза). Сохраняются различия и вуровне доходов жителей городов, районов.
Доходы значительной части населения –пенсионеров растут недостаточными темпами. Покупательная способность пенсии продолжаетоставаться ниже покупательной способности заработной платы более чем в 2 раза.
На фоне общего роста заработной платыработников предприятий в республике имеется задолженность по ее выплате. По состояниюна 1 октября 2008 года она составила 16,1 млн. рублей.
Заключение
Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворенияматериальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровняжизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и отколичества и качества предоставленных населению благ и услуг.
Можнопредложить два варианта системы показателей уровня жизни населения. Первыйможет содержать широкий набор показателей, характеризующих уровень жизни сразных сторон. «По мнению экономистов из Центра социально-экономических проблемфедерализма ИЭ РАН он может выглядеть следующим образом: население:демографическая ситуация в регионе, здоровье, образование; рынок труда; уровеньжизни: доходы, расходы; социальное обеспечение и социальные услуги(муниципальные услуги, транспорт, связь и т.д.); экология и общественнаябезопасность
Данный вариант системы показателей уровняжизни показывает уровень жизни с разных сторон, отражает не только показателидоходов населения. Но эти показатели не связаны друг с другом и несовместимы.
В другом варианте показателей уровняжизни могут содержаться более узкий, мобильный набор показателей,характеризующих уровень жизни только с одной стороны, со стороны доходов. В этусистему показателей входят соотношения среднедушевых денежных доходов споказателями прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета,рационального потребительского бюджета и т.д.
В системах показателей уровня жизниважное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальныйпотребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина,минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительствомРоссийской Федерации.
По уровню среднедушевых доходовРеспублика Татарстан является одной из самых высокодоходных среди республик иобластей Приволжского федерального округа, а «стоимость жизни» остается однойиз самых низких.
Список Литературы:
1. Труд, занятость, уровень жизни в Республике Татарстан(итоги 9 месяцев 2008 года). Информационно-статистический бюллетень № 4 Казань:2008.
2. Черкасова. И. Региональная дифференциализация уровняжизни и выработка социальной политики в Российской Федерации в отдельно взятомрегионе//Вестник Челябинского университета. Серия 8. Экономика, Социология,Социальная работа, 2005 г. N8.
3. Головачев А. А. Организация, нормирование и оплататруда. М.: «Новое знание», 2006.
4. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) /Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005.