СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПЫ ИВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Структурапланов торгового предприятия
1.2Перспективное внутрифирменное планирование
1.3Среднесрочное и текущее планирование
1.4Оперативно-календарное планирование
1.5Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия
2. СИСТЕМАПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НОРМАТИВАМИ
2.1 Понятие оплановых нормативах и нормах
2.2 Механизмвзаимодействия нормативов и плановых показателей
3. АНАЛИЗСИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Краткаяхарактеристика предприятия
3.2. Видыпланов и плановых показателей, используемых на предприятии
3.3Рекомендации по совершенствованию системы плановых показателей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вРоссии бурно протекает процесс формирования и совершенствования работыдействующих предприятий различных форм собственности. Планирование являетсяважнейшей частью предпринимательской деятельности.
Понятие «планированиедеятельности фирмы» имеет два смысла.
Первый –общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.
Второй –контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента,умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
Обе стороны планированиятесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного видадеятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиямихозяйствования.
Как показала практика,применение планирования создает важные преимущества:
— делает возможнойподготовку к использованию будущих благоприятных условий;
— проясняет возникающиепроблемы;
— стимулирует менеджеровк реализации своих решений в дальнейшей работе;
— улучшает координациюдействий в организации;
— создает предпосылки дляповышения образовательной подготовки менеджеров;
— увеличивает возможностив обеспечении фирмы необходимой информацией;
— способствует болеерациональному распределению ресурсов;
— улучшает контроль ворганизации.
Современный рынокпредъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижностьпроисходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезногоприменения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современныхусловиях являются:
— увеличение размеровфирмы и усложнение форм ее деятельности;
— высокая нестабильностьвнешних условий и факторов;
— новый стиль руководстваперсоналом;
— усиление центробежныхсил в экономической организации.
В связи с вышеизложеннымтема курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работыявляется изучение системы показателей планов торгового предприятия и ихвзаимосвязи.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить типы и виды планирования наторговом предприятии, в т.ч. рассмотреть структуру планов торгового предприятия;перспективное внутрифирменное планирование; среднесрочное и текущеепланирование; оперативно-календарное планирование; организационно-иерархическуюсоподчиненность планов предприятия;
— исследоватьсистему показателей планов торгового предприятия, их взаимодействие снормативами, а именно – изучить понятие плановых нормативов и норм; механизмвзаимодействия нормативов и плановых показателей;
— проанализировать систему показателей планов на примере сети магазинов«Тамара» и дать рекомендации по ее совершенствованию.
1. ТИПЫ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Структура планов торгового предприятия
Структурапланов определяется функциями предприятия и его внутреннейадминистративно-хозяйственной структурой.
Вследствиетого, что план — центральное звено хозяйственного управления, с цельюупорядочения руководства все подразделения разрабатывают свой план, которыйувязывается с общим планом торгового предприятия. Сбалансированностьвнутрипроизводственных планов — одна из наиболее сложных задач планирования.
В планепоэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связимежду подразделениями на весь планируемый период.
Параллельнодействующие структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены оположении дел в смежных подразделениях. Они выполняют задание, указанное вплане, который и служит системой связи.
Системапланирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду торговому предприятию привыполнении следующих правил:
— пунктуальнаяобоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;
— точноеисполнение плановых заданий всеми его участниками;
— наличиесплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.
Разнообразнуюпо характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можноизмерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразныхпоказателей, методов организации и выполнения плана. />Планы приэтом группируются:
1. По срокамисполнения (рис. 1.1);
2. Пофункциям назначения:
— коммерческие(сбыт продукции и материально-техническое обеспечение предприятия);
— инвестиционные;
— планы потруду, заработной плате, социальной поддержке персонала.
/>
Рис. 1.1.Классификация планов по срокам исполнения[1]
3. По уровнямуправления предприятием:
— общефирменные;
— поподразделениям;
— планы работфункциональных отделов;
— планы работучастков.
1.2 Перспективное внутрифирменноепланирование
В современныхусловиях стали уделять все большее внимание развитию />перспективного планирования как инструменту централизованногоуправления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации торгового предприятияна перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление ипрограммы развития, содержание и последовательность осуществления важнейшихмероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективноепланирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятияв международном масштабе:
— определениенаправлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
— внедрениетехнических новшеств и прогрессивной технологии;
— формыосуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
— совершенствованиеорганизации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.
Посколькуоценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайненеопределенна, />перспективное планирование не может ориентироватьпредприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычноограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик,конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляетсякоординация перспективных направлений развития всех подразделений торгового предприятияс учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываютсясреднесрочные планы, которые уже содержат не только качественныехарактеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированныес точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамкахперспективного планирования.
В системеперспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычноразличают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.
В системедолгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применениерезультатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целейраспространение несколько завышенных показателей на будущий период.[2]
/>Стратегическое планирование ставит целью дать комплексноенаучное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие впредстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развитияпредприятия на плановый период.[3]
В основу приразработке плана кладется:
— анализперспектив развития торгового предприятия, задачей которого является выяснениефакторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
— анализпозиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того,насколько конкурентоспособно торговое предприятие на рынке и что оно можетсделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будетследовать оптимальным стратегиям;
— выбор />стратегии на основе анализа перспектив предприятия и определениеприоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности иобеспеченности ресурсами.
При выборестратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии в отрасли торговлидолжны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.
В системе />долгосрочного планирования цели претворяютсяв программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемыедля каждого из подразделений торгового предприятия. Затем программы и бюджетывыполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактическихпоказателей от запланированных.
Стратегическийплан выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфердеятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основныепроекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звенауправления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
1.3 Среднесрочное и текущеепланирование
Среднесрочноепланированиеохватывает пятилетний срок как наиболее удобный для обновленияпроизводственного аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируютсяосновные задачи на установленный период, например стратегия предприятия в целоми каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей,расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ееразвитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведениемероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы инаправления капиталовложений, источники финансирования); кадровая политика(состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объемаи структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. />Среднесрочные планы предусматривают разработку в определеннойпоследовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченныхдолгосрочной программой развития.
Среднесрочныйплан обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношениираспределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по видампродукции; данные о капиталовложениях и источниках финансирования.
/>Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно наодин год) оперативных планов для торгового предприятия в целом и его отдельныхподразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, плановпо материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего планапроизводства являются />календарные планы (месячные,квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизациюцелей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарныепланы производства составляются на основе сведений о наличии заказов,обеспеченности их материальными ресурсами. В календарных планах производствапредусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования,сооружение новых предприятий, обучение персонала. В планы по сбыту продукции ипредоставлению услуг включают показатели по экспорту продукции, заграничномулицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
/>Оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовыхпланов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок покаждому подразделению — центру прибыли, а затем консолидируются в единыйбюджет, или финансовый план. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, чтонеобходимо для достижения намеченных финансовых показателей (например, таких,как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал).При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективныхили оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка междуперспективным, текущим и другими видами планирования.
1.4 Оперативно-календарноепланирование
В обязанностиработников службы />оперативно-календарного планирования (ОКП)входят обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и заданиина текущую рабочую смену, на ближайшие дни, неделю, месяц, а также организациясогласованной работы всего коллектива, при которой каждый работник дополняетдругого.
ОКП являетсяразвернутым продолжением />текущего планирования производства ивключает:
— детализациютекущего плана торгового предприятия и доведение его заданий до каждогоподразделения, отдела, работника. Планы и графики при этом составляются наквартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час;
— организациюдоставки на рабочие места товаров для реализации, обеспечение исправностиоборудования, подачу энергии, организацию контроля качества;
— обеспечениесплошного контроля за ходом торгового процесса и оперативное устранениенеполадок и сбоев работы на каждом рабочем месте.
Одной изсамых распространенных, важных и наиболее сложных функций />ОКПявляется распределение работ по рабочим местам. Оно осуществляется поэтапно: вподразделениях, в отделах торгового предприятия, на рабочих местах. Основнаязадача распределения — обеспечение полного и четкого выполнения заданий исохранение ритмичной работы предприятия, его функциональных подразделений,участков и рабочих.
Оптимальныйвариант распределения по критерию максимальной производительности может бытьполучен только при использовании экономико-математических методов, т.е. приобъективном распределении работ по рабочим местам с использованиемсоответствующих моделей, выверенных норм и нормативов.
1.5 Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия
Целеваяориентация системы планов осуществляется при помощиорганизационно-иерархической соподчиненности и естественно обусловленнойкооперации />объектов планирования. Основой системы плановявляется долгосрочная целевая программа, содержащая главные установочныепоказатели деятельности структурных единиц и торгового предприятия в целом.
Отдаленныедолгосрочные цели дважды подвергаются />планированию — в />долгосрочных и в />оперативно управляемых планах.Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. воперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки началаработ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов дляобеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые такжеподвергаются текущему планированию.
Чем ширеинтервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана,поэтому резко сужается число показателей и степень их точности.
Рамкистратегического плана почти всегда подвижны, так же как сроки полученияконечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишьосновной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны нисодержание работ, ни их объемы.
В целомдолгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны ипредставляют собой систему планирования, которая объединяет в комплекс весьмеханизм управления предприятием (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Организационно-иерархическаясхема соподчиненности и кооперации планирования[4]Периодичность плана Форма заказа Структура показателей планирования Ответственные исполнители плана Оперативно-календарный Заказы потребителей Подетально-натуральные нормы и нормативы Подразделения, отделы Текущий Преимущественно заказы потребителей Натуральные — по видам продукции, стоимостные — подробно, нормы и нормативы, трудовые — подробно Подразделения, отделы Среднесрочный Заказы потребителей, прогнозы Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы Функциональные отделы, некоторые отделы Долгосрочный В основном прогнозы, частично заказы Укрупненная номенклатура продукции, объемы финансирования, доход Функциональные отделы, некоторые отделы Стратегический Прогнозы Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность Отделы: маркетинга, технический, финансовый
С течениемвремени цель дробится на отдельные конкретные задания.
Взаимоувязкаи взаимная корректировка при расхождении планов различных служб предприятияоперативно осуществляются на протяжении всего периода разработки и выполнениядолгосрочного плана. Полное совмещение планов, а также методов учета иконтроля, применяемых администрацией и бухгалтерией, достигается, как правило,лишь на завершающем этапе.
Переходя от />долгосрочного плана, который разрабатывается на уровнефункциональных отделов и администраций, к планам внутренних подразделенийпредприятия, решают детализированные задачи:
— определениезаданий на период планирования и показателей планирования для каждогоподразделения, выполняющего, как правило, лишь часть общего плана предприятия;
— выявление иустранение причин несоответствия внутренних планов между отделами;
— разукрупнениеобобщенных показателей долгосрочных и среднесрочных планов предприятия при ихописании в текущих и оперативно-календарных планах отделов;
— распределениематериальных, трудовых и финансовых ресурсов между подразделениями и отделами иих перераспределение при обнаружении диспропорций.
Главнаязадача руководителей и специалистов — умело и правильно совместить требования,связанные с выполнением перспективных целевых задач, с текущими повседневнымизадачами торгового предприятия. В этом залог долговременной успешной работыпредприятия.
Классификацияпланов на />долгосрочный, />текущий и />оперативно-календарный в определенной мере носит условныйхарактер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объектпланирования, как правило, не изменяется.
2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СНОРМАТИВАМИ
2.1 Понятие о плановых нормативах и нормах
Свободныерыночные отношения основаны на взаимодействии современных законов и нормативов,необходимых плановых требований и показателей, учитывающих интересыпроизводителей и потребителей товаров. Любой из фундаментальных вопросоврыночной экономики может быть наиболее успешно решен с помощью системыпланово-экономических нормативов и норм, нацеливающих всякое производствотоваров, выполнение работ и оказание услуг на удовлетворение потребностей людейи получение высокого конечного результата производственно-финансовойдеятельности.
Высокиеконечные результаты деятельности торгового предприятия должны обеспечиваться навсех этапах маркетинга, планирования, организации, менеджмента, продажи,инвестирования и других видов деятельности предприятия, связанных между собойединой системой планов и норм. Поэтому в рыночных отношенияхвнутрипроизводственное, или внутрифирменное, планирование становитсяприоритетной сферой деятельности. Оно позволяет без особых затрат ресурсовсоставить необходимый план-прогноз выполнения различных работ еще на раннейстадии разработки предстоящего инновационного проекта.
Назавершающих этапах проектирования разнообразных видов деятельности планированиеслужит основой установления уточненных конечных результатов и затрат, выбораоптимальных организационно-управленческих рекомендаций, принятия обоснованныхэкономических решений о целесообразности применения какого-либо инвестиционногопроекта в конкретных условиях производства. Точность и обоснованностьпринимаемых на всех уровнях управления решений во многом зависит от качестваиспользуемых на различных этапах планирования экономических нормативов и норм.
Какотмечается в отечественном энциклопедическом словаре, термин «норма»,в переводе с латинского, означает руководящее начало, правило, образец,признанный обязательным порядок, установленную меру, среднюю величинучего-нибудь. А «норматив» — это расчетная величина затрат рабочеговремени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда,планировании производства и хозяйственной деятельности предприятий.
Всуществующих методических рекомендациях по созданию системы норм и нормативовутверждается, что нормы — это плановые технико-экономические показатели,характеризующие удельные величины расхода материальных, трудовых, финансовыхресурсов или предельные временные величины, утверждаемые в установленномпорядке и рассчитываемые на основе анализа развития научно-техническихдостижений в планируемом периоде, и обеспечивающие высокое качествопроизводимой продукции (выполняемых работ) и экономное использование ресурсов.Нормативами здесь называются величины, используемые при расчете норм, илипоэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степеньиспользования орудий или предметов труда.
С научныхпозиций всякий норматив представляет собой единую, средневзвешенную величинурасхода экономических ресурсов, сложившуюся в действующих рыночных условиях иобеспечивающую эффективное их использование. Иными словами, норматив — этоэталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значениекоторого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношенийпри полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивнойорганизации производства и требуемой квалификации персонала. Это значит, чтонормативы должны отражать оптимальные или эффективные условия развитияотечественного производства и передовые методы выполнения работы. Они служатсвоего рода мерилом, с которым сравниваются плановые и действительные затраты.Соответственно этому нормативы должны обеспечивать высокую или достигнутуюстепень эффективности производства, как правило, не ниже установленного рынкомнормального или необходимого уровня превышения результатов над затратами. Любойнорматив как единая плановая величина может быть применен на уровнепредприятия, отрасли и на более высокой ступени хозяйствования. Действующиеплановые нормативы поэтому определяют не только величину затрат ресурсов напроизводство единицы продукции или работы, но и уровень эффективности развитиякак отдельного предприятия, так и всей рыночной системы либо страны в целом.
Сложившаясяна рынке величина норматива с точки зрения планирования характеризует конечныйрезультат производства, а величина нормы — затраты экономических ресурсов наего осуществление в заданных условиях. Следовательно, норма — это научнообоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретныхпроизводственно-технических условиях. Норма устанавливает индивидуальноезначение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенныхусловиях предприятия, его подразделения или другого уровня.
Нормы, вотличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное иливнутрифирменное назначение. Они создаются для соответствующих локальных условийрабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общиезакономерности, так и специфические особенности развития предприятия иизменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях впланируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный,заранее установленный период их применения в заданных отраслевых иликорпоративных условиях с учетом взаимодействия конкретныхпроизводственно-технических, организационно-экономических, социально-трудовых имногих других факторов. Все применяемые нормы должны всегда соответствовать темусловиям, для которых они были разработаны и предназначены, и пересматриватьсяв соответствии с изменением нормообразующих производственных факторов.
Спрактических позиций всякие нормативы и нормы являются исходными величинами ипоказателями, применяемыми при планировании и оценке различных видоввыполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему плановых, экономических,финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования,классифицируемую по различным признакам.
2.2 Механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей
Планирование и оценкадеятельности предприятия осуществляется с помощью оценки показателей. Ониопределяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданийи ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оцениваютнапряжённость плана и эффективность его выполнения.
Показатели могут быть:
1) Утверждаемые (или директивные) ирасчётные.
Количество директивныхпоказателей характеризует степень самостоятельности предприятия ворганизационно-плановой деятельности.
Расчётные показатели — показатели, которые рассчитываются самим предприятием.
2) Качественные и количественные.
Качественные показателихарактеризуют работу предприятия:
а) показатели качествапродукции;
б) показателииспользования всех ресурсов.
Количественные показатели- абсолютные, объёмные значения отдельных показателей:
а) объём реализации;
б) численность рабочих;
в) фонд оплаты труда;
г) валовая прибыль и др.
На их основе рассчитываютсякачественные показатели.
Соотносимость показателейпланирования представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Соотносимостьпоказателей планирования[5]ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВИДАМ ПЛАНИРОВАНИЯ стратегическое долгосрочное текущее оперативно-календарное Наименование продукта Перечень важнейшей номенклатуры продукции Перечень и количество всей номенклатуры Подетальный перечень и количество всей номенклатуры Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат, в рублях Сумма расходования ресурсов по видам Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре реализуемой продукции Нормы расходования ресурсов по видам Ориентировочные сроки исполнения Календарные сроки исполнения Точно установленные сроки исполнения Почасовые и суточные графики исполнения Ответственные исполнители, без указания соисполнителей Ответственные исполнители и соисполнители по видам работ Подробный перечень исполнителей по этапам, видам и номенклатуре продукции Подетальное распределение работ среди исполнителей Эффективность достижения цели, окупаемость затрат Превышение дохода над расходами Сумма чистого дохода Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции
В рыночныхотношениях предприятий действует целая система взаимосвязанныхпланово-экономических показателей и механизмов, определяющих конечный результатвсякой производственно-финансовой и социально-трудовой деятельности. Онивыполняют весьма важную регулирующую роль в современном производстве ипредпринимательстве. От содержания и целевого назначения конкретных плановыхпоказателей, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит нетолько уровень самого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, нои достигаемые при этом как промежуточные, так и конечные результаты.
В условияхрынка, как известно, главными конечными результатами выступают финансовыепоказатели, определяющие общую сумму прибыли или дохода предприятия. Навеличину конечных финансовых результатов воздействуют многие производственные,трудовые, социальные, экономические и иные промежуточные показатели. Всоответствии с существующей отечественной теорией и практикой планирования всеосновные показатели принято группировать по таким направлениям деятельностипредприятия, как производство и освоение новой продукции, труд и социальноеразвитие, материально-техническое обеспечение, инвестирование, финансы,реклама, кредитование и др. Каждый из названных плановых показателей являетсяне только промежуточным с точки зрения финансовых результатов, но и конечнымдля своей стадии производства или функции планирования. При наличии четкоговзаимодействия между исходными, промежуточными и конечными результатами впланово-производственной деятельности предприятий и фирм можно говорить и осуществующих экономических механизмах, явлениях и процессах.
Между нормамии планами на всех предприятиях и фирмах в условиях рынка существует весьмапрочный механизм взаимодействия. Зарубежный опыт передовых рыночных отношенийучит, что все экономические явления, объединенные в однородные группы, бываюттесно связаны между собой. Вполне очевидно, что приобрести на рынке можно лишьто, что уже было кем-то предварительно произведено.
Привнутрифирменном планировании необходимо наиболее полно учитывать существованиесамых разных экономических механизмов и их взаимодействие в современныхрыночных отношениях.
В практикерыночного планирования необходимо полнее использовать механизмы взаимодействиявсех плановых показателей с конечными результатами для достижения экономииограниченных ресурсов и роста эффективности производства. Для этого необходимопрежде всего применять научно обоснованные нормы расхода всех ресурсов, впервую очередь затрат рабочей силы, предметов труда и средств труда. Такиепрогрессивные нормативы служат основой разработки всех показателей комплексногоплана социально-экономического развития предприятия и составления бизнес-плана реализациипродукции.
Такимобразом, в современных рыночных условиях на предприятиях торговли должныприменяться различные по содержанию и назначению плановые нормы и показатели.На государственных и муниципальных предприятиях могут быть использованы каксвободные либо расчетные рыночные показатели, так и утверждаемые либо обязательныепланы-заказы или государственные (муниципальные) заказы-наряды.
Однако навсех предприятиях и фирмах непременно должны быть обеспечены сбалансированностьи равновесие планов по труду и численности персонала, по внедрению новойтехники и инвестициям, по доходам и расходам и многим иным взаимосвязаннымпоказателям.
Механизмвзаимодействия основных плановых показателей должен быть взаимоувязан не толькопо различным видам деятельности предприятия, но и по всем стадиям производства,а также времени действия планов. Такое всестороннее взаимодействие плановыхпоказателей будет способствовать достижению на каждом предприятии или фирмевысоких рыночных результатов.
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Краткая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «Артель старателей»Амур" (ЗАО «Артель старателей „Амур“)зарегистрировано в Хабаровском крае, Аяно-Майском районе, п. Аян постановлениемГлавы администрации Аяно-Майского района №121 от 23.07.1993г. Центральный офисрасположен в г. Хабаровске, Восточное шоссе, 10.
Продмаркет „Тамара“ является структурнымподразделением ЗАО „Артель старателей “Амур» и занимается, согласноустава общества, розничной торговлей.
На предприятии применяется линейно-функциональная(комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания ивзаимодействия линейной и функциональной структур. По данному принципупостроены практически все организационные структуры управления в торговле иобщественном питании.
Производственно-организационную структуру управленияпродмаркета «Тамара» изобразим в виде схемы (рис. 3.1).
Генеральный директор предприятия осуществляет общееруководство и разрабатывает стратегию развития ЗАО.
Коммерческий директор предприятия осуществляет общееруководство отделом оптово-розничной торговли и подчиняется непосредственногенеральному директору предприятия.
Заместитель коммерческого директора осуществляет общее руководствоотделом оптово-розничной торговли в отсутствие коммерческого директора,заключает договора с поставщиками, контролирует работу продмаркета «Тамара».
Директор продмаркета «Тамара» осуществляет общееруководство магазином, ведет табельный учет рабочего времени работниковмагазина.
Бухгалтер осуществляет учет реализованных товаров, ежемесячноготовит товарный отчет для центральной бухгалтерии.
/>
Рис. 3.1.Производственно-организационная структура управления продмаркета«Тамара»
Товароведы осуществляют составление заявок на товар,производят приемку товара, отслеживают правильность оформления получаемыхпродуктов, соблюдение сроков и условия хранения скоропортящихся продуктов,достоверность сертификации товаров.
Продавцы участвуют в процессе розничной продажипродовольственных товаров.
3.2 Виды планов и плановых показателей, используемых на предприятии
План экономического и социальногоразвития рассматриваемого торгового предприятия состоит в из пяти разделов:
— розничный и оптовый товарооборот итоварное обеспечение;
— финансовый план;
— развитие материально-техническойбазы;
— социально развитие коллективов;
— план по труду.
Планы разрабатываются в видедолгосрочных – до 10 лет, среднесрочных – от трех до пяти лет, текущих – доодного месяца.
В основе планирования – товарооборотпо каждой ассортиментной группе товаров.
Оптовый и розничный товарооборотпрогнозируется в следующей последовательности:
1) оцениваютожидаемое выполнение плана за текущий год;
2) исчисляютсреднегодовые темпы товарооборота за два-три года, предшествовавших периодупрогноза;
3) на основаниианализа первых двух позиций экспертным методом устанавливают в процентах темпыроста (снижения) продажи отдельных товаров (товарных групп на прогнозируемыйпериод).
Умножением объема ожидаемоготоварооборота за текущий год на прогнозируемый темп роста продажи рассчитываютвозможный товарооборот в прогнозируемом периоде.
Необходимые товарные ресурсы состоятиз ожидаемого товарооборота и товарных запасов. Товарные запасы могутизмеряться в натуральном и денежном выражении или в днях оборота. Товарныезапасы планируют на основе экстраполяции данных по четвертому кварталу за рядлет.
Товарное обеспечение определяют путемсравнения потребности в необходимых товарных ресурсах и их источников.Необходимые товарные ресурсы рассчитывают как сумму товарооборота, вероятногоприроста товарных запасов за минусом естественной убыли товаров и их уценки.
Финансовый план рассматриваемоготоргового предприятия включает кассовый план, кредитный план и сметы доходов ирасходов. Кассовый план составляю по квартально, в кредитном плане определяютпотребность в различных видах кредита, в смете доходов и расходов – по статьямдоходы и поступления денежных средств, расходы и отчисления средств.
Объектами планированияматериально-технической базы является торговая сеть, техническое оснащение,складское хозяйство, то есть планируются общая потребность в торговой площади,торговых предприятиях, их размещение и специализация, потребность в механизмахи оборудовании, необходимые складские емкости.
Показатели социального развитияколлектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условийтруда и охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий,развития общественной активности.
Достаточно сложным разделом являетсяплан по труду. Необходимо подчеркнуть, что в торговле результатом трудавыступает не продукт, а услуга, здесь преобладают затраты живого труда в связис затруднением механизации большинства трудоемких процессов.
Производительность труда в торговлеизмеряется показателями среднего товарооборота, приходящегося на одногоработника за определенный период времени, то есть сумма товарооборота делитсяна среднесписочную численность работников. В связи с тем что реализацияразличных товаров по своей трудоемкости не одинакова, при планировании следуетучитывать изменения в товарообороте, индексы цен, ассортиментный составтоваров.
План экономического и социальногоразвития рассматриваемого предприятия включает следующие разделы:
— исходные данные;
— основные экономические показателиработы предприятия;
— техническое и организационноеразвитие предприятия;
— план закладки продукции надлительное хранение;
— план реализации продукции;
— план розничного товарооборота;
— распределение издержек по завозу,хранению и оптовой реализации по группам товаров;
— издержки обращения розничнойреализации продукции;
— затраты на производства продукции,ее переработку и реализацию;
— численность работников и фондзаработной планы;
— прибыль от оптовой реализациипродукции;
— план прибыли от всех видовдеятельности;
— распределение дохода;
— распределение прибыли; социальноеразвитие коллектива;
— финансовый план.
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы плановых показателей
Для совершенствованиисистемы плановых показателей на предприятия предполагается внедрить технологиюBalanced Scorecard. Сбалансированная система показателей (ССП) – это инструментстратегического управления, который, путем перевода миссии и стратегии компаниив целостную и структурированную систему взаимосвязанных показателей,распространяет стратегические цели на все уровни управления компании, вплоть докаждого сотрудника. Система позволяет решать следующие задачи:
1. Трансформироватьстратегию компании в конкретные цели, мероприятия по их достижению ипоказатели, отражающие степень выполнения поставленных задач.
2 Установитьвзаимосвязи между стратегическими целями, тактическим и оперативным управлением(например, бюджетным управлением) и системой мотивации.
3. Создать«обратную связь», позволяющую оперативно оценивать жизнеспособность выбраннойстратегии и адекватность поставленных стратегических целей. Внедрениеинформационной системы поддержки процессов стратегического планированияпозволяет планировать и отслеживать статус показателей в режиме реальноговремени.
BSC незаменяет систему мониторинга повседневных параметров, а дополняет ее, являясьодним из инструментов реализации стратегических целей компании.
Основныевыгоды для бизнеса:
— согласованность- обеспечивается согласованность целей и задач подразделений со стратегиейкомпании. Менеджмент и сотрудники компании ориентированы на достижениестратегических целей;
— управляемость- мониторинг показателей своевременно поставляет данные, необходимые для оперативногореагирования, а значит, успешного воплощения стратегии компании в жизнь;
— прозрачность- возможность предоставления собственникам и кредиторам информации финансовогои нефинансового характера, которая характеризует потенциал компании, ее конкурентныепреимущества, позицию на рынке, позволяет точнее оценить стоимость компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
План — центральное звено хозяйственного управления, в котором поэтапно устанавливаютсявсе необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями навесь планируемый период.
Системапланирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду торговому предприятию привыполнении следующих правил:
— пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;
— точноеисполнение плановых заданий всеми его участниками;
— наличиесплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.
Точность и обоснованность принимаемыхна всех уровнях управления решений во многом зависит от качества используемыхна различных этапах планирования экономических нормативов и норм.
В рыночных отношениях предприятийдействует целая система взаимосвязанных планово-экономических показателей имеханизмов, определяющих конечный результат всякой производственно-финансовой исоциально-трудовой деятельности.
Они выполняют весьма важнуюрегулирующую роль в современном производстве и предпринимательстве. Отсодержания и целевого назначения конкретных плановых показателей, ихобоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит не только уровеньсамого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, но и достигаемыепри этом как промежуточные, так и конечные результаты.
Продмаркет «Тамара» является структурнымподразделением ЗАО «Артель старателей „Амур“ и занимается, согласноустава общества, розничной торговлей.
На предприятии применяется линейно-функциональная(комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания ивзаимодействия линейной и функциональной структур. По данному принципупостроены практически все организационные структуры управления в торговле иобщественном питании.
План экономического и социальногоразвития рассматриваемого торгового предприятия состоит в из пяти разделов:розничный и оптовый товарооборот и товарное обеспечение; финансовый план;развитие материально-технической базы; социально развитие коллективов; план потруду.
В основе планирования – товарооборотпо каждой ассортиментной группе товаров.
Финансовый план рассматриваемоготоргового предприятия включает кассовый план, кредитный план и сметы доходов ирасходов.
Показатели социального развитияколлектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условийтруда и охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий,развития общественной активности.
Для совершенствовании системыплановых показателей на предприятия предполагается внедрить технологию BalancedScorecard.
Системапозволяет решать следующие задачи:
1.Трансформировать стратегию компании в конкретные цели, мероприятия по ихдостижению и показатели, отражающие степень выполнения поставленных задач.
2 Установитьвзаимосвязи между стратегическими целями, тактическим и оперативным управлением(например, бюджетным управлением) и системой мотивации.
3. Создать«обратную связь», позволяющую оперативно оценивать жизнеспособность выбраннойстратегии и адекватность поставленных стратегических целей. Внедрениеинформационной системы поддержки процессов стратегического планированияпозволяет планировать и отслеживать статус показателей в режиме реальноговремени.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина М.С.Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2000. – 512 с.
2. Афитов Э.А.Планирование на предприятии. – М.: Вышэйшая школа, 2006. – 302 с.
3. Бабич Т.Н.,Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии. – М.: КноРус, 2005. – 336 с.
4. Бланк И.А.Торговый менеджмент. – М.: Эльга, Ника-Центр, Экслибрис, 2004. – 784 с.
5. Брагин Л.А.Экономика торгового предприятия: Торговое дело. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 314 с.
6. Брагин Л.А.,Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием. – М.: ИНФРА-М,2005. – 303 с.
7. Бухалков М.И.Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
8. Горемыкин В.А.Планирование на предприятии. – М.: Академ. Проект, Трикста, 2006. – 528 с.
9. Греховодова М. Н.Экономика торгового предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с.
10. Иванов Г.Г.Экономика торговли. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 144 с.
11. Ильин А.И.Планирование на предприятии. – М.: Новое знание, 2005. – 656 с.
12. Кантор Е.Л.,Маховикова Г.А., Дрогомирецкий И.И. Планирование на предприятии. – М.: Вектор,2006. – 160 с.
13. Лебедева С.Н.,Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия. – М.: НовоеЗнание, 2005. – 240 с.
14. Либерман И.А.Планирование на предприятии. – М.: РИОР, 2005. – 127 с.
15. Пивоваров К.В.Планирование на предприятии. – М.: Дашков и К, 2005. – 232 с.
16. Сорокина М.В.Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.
17. Экономикапредприятия торговли и сферы услуг / Под ред. А.Ю. Аванесова– М.: МИИП ТОО»Люкс-арт", 1999. – 296 с.
18. Экономикапредприятий торговли и общественного питания / По ред. Николаевой Т.И.,Егоровой Н.Р. – Екатеринбург: Урал. Гос. экон., 2001. – 498 с.
19. Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия / Под ред. Соломатина А.Н. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 295 с.