Реферат по предмету "Экономика"


Сбережение и потребление в национальной экономике

--PAGE_BREAK--
3      
Особенности потребления и проблема стимулирования сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь
.
Уровень жизни населения – основной показатель степени благосостояния общества [10]. Выявить, насколько полно удовлетворяются жизненные потребности людей, позволяет сопоставление  данных о доходах и расходах  граждан.

Что касается расходов населения, то они повышались по всем основным направлениям: в частности, стабильно увеличивались расходы по статьям «Покупка товаров и оплата услуг», «Обязательные платежи и разнообразные взносы», «Сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости» (наиболее существенный рост — почти в три раза — был зафиксирован в 1998-1999 гг.).

Происходит постоянное увеличение доли потребительских расходов в структуре использования денежных доходов населения; стабильно увеличивается сберегательный потенциал населения.

В свою очередь, деформация социальной структуры населения, негативно сказывающаяся на развитии инфраструктуры рынка товаров и услуг, неблагоприятно влияет и на формирование сбережений — увеличивается доля наличной формы накоплений в их общем объеме [10]. Такая структура накоплений негативно воздействует на поток «доходы-расходы», поскольку вследствие массовости указанного явления значительные денежные средства изымаются из обращения, а значит, сокращается наличная денежная масса, требующаяся для обслуживания хозяйственного оборота страны.

В экономически развитых странах сбережения граждан не только являются показателем роста уровня жизни населения, но и представляют собой серьезный инвестиционный ресурс, используемый в реальном секторе экономики.

Особенность процесса сбережения средств в Беларуси состоит прежде всего в том, что доля депонируемых населением средств относительно невелика. Определяется это преимущественно двумя причинами. Во-первых, относительно мал среднестатистический доход на одну семью, во-вторых, у населения нет привычки использовать накопления на покупку ценных бумаг, драгметаллов и др.
3.1            Трансформация сбережений населения в ресурсный потенциал кредитования жилищного строительства
На этапе перехода к ры­ночным механизмам креди­тования жилищного строи­тельства при сокращении бюджетного финансирова­ния в республике особенно актуальным становится по­иск новых источников фор­мирования банковских кре­дитных ресурсов основ­ными, из которых являются сбережения населения.

Процесс трансформации сбережений населения в ис­точники формирования ре­сурсного потенциала креди­тования строительства и по­купки жилья целесообразно рассматривать по следую­щим позициям:

-оценка основных спосо­бов аккумуляции ком­мерческими банками сбе­режений населения;

-анализ современных нап­равлений размещения средств населения в сфе­ре банковского кредито­вания жилищного строи­тельства.

Следует отметить, что несмотря на такие тенден­ции развития сберегательно­го процесса принципиально новых форм привлечения средств населения недоста­точно. Не получили должно­го развития долгосрочные виды вкладов, отсутствует система жилищных сберега­тельных счетов. Для накоп­ления необходимой суммы средств на покупку или строительство жилья населе­ние размещает средства, как правило, в срочные вклады, не имеющие целевой направ­ленности и соответствую­щих условий накоплений.

В целях привлечения средств населения республи­ки на долгосрочной основе целесообразно использовать систему жилищных сберега­тельных счетов, обеспечива­ющую банк ресурсами для кредитования жилищного строительства.

Кроме того, целевое привлечение де­нежных средств населения в жилищные вклады приводит к «связыванию» излиш­ней денежной массы в обращении, сниже­нию уровня инфляции и сокращению де­нежной эмиссии [5].
3.2             Трансформация сбережений в инвестиции
Современная рыночная экономика основана на инвестициях. Механизм рынка инвестиций работает таким образом, что, с одной стороны, сущест­вуют юридические лица, которые нуждаются в капитале, — это государство, местные органы власти, предприятия. С другой стороны, у граждан и организаций появляются сво­бодные средства, которые они хотели бы сохранить и приумножить. Проис­ходит естественный перелив капитала от лиц, располагающих свободными средствами, к организациям, которые осуществляют с помощью банков, бирж, инвестиционных компаний и различных фондов профессиональную инвестиционную деятельность. При континентальной модели финансового рынка в организации инвестиционного процесса на первое место выходит инфраструктура банковской системы как основополагающего фактора об­разования инвестиционных ресурсов. На рынке инвестиций банки выступа­ют в качестве финансовых посредников и/или инвесторов.Таким образом, именно сбережения населения должны стать инвестицион­ным ресурсом для банков.

Важная роль в перераспределении финансовых ресурсов отводится коммерческим банкам местного значения, так как они непосредственно аккумулируют сбережения населения в виде вкладов на банковских счетах и имеют возможности инвестирования муниципальных программ [6]. Сбережения населения должны работать в своем регионе и при­носить доход своим владельцам не только в виде процентов или дивиден­дов, а в форме улучшения экономического положения того региона, в кото­ром они проживают. В результате банки образуют единый механизм транс­формации сбережений в инвестиции. Тогда население, вкладывая средства в банк, получает: проценты по вкладам; экономически развитое государст­во; новые рабочие места; увеличение заработной платы и других источни­ков доходов; увеличение доли сбережений в результате роста доходов. Привлекая средства от населения, банки и финансовые посредники пре­доставляют их на конкурентной основе государству и предприятиям.

Для Республики Беларусь в последние годы характерно повышение уровня доверия к банковскому сектору со стороны населения. Сбережения в банковской системе все еще не рассматриваются значи­тельной частью населения как особо надежные и выгодные формы разме­щения временно свободных денежных средств. В результате формируются такие негативные последствия, как концентрация наличных средств на ру­ках населения, его высокая чувствительность к слухам и негативным ново­стям банков.

По состоянию на 1 июня 2009 г. на территории Республики Беларусь зарегистрирован 31 банк, в том числе 25 банков — с участием иностранного капитала в уставном фонде. При этом у 8 банков уставный капитал полностью сформирован за счет средств нерезидентов, еще в 12 банках доля иностранного капитала в уставном фонде превышает 50%.

В результате недостаточно высокий уровень конкуренции, обусловлен­ный монопольным положением отдельных банков, наличием преференций для ряда участников рынка, серьезным образом тормозит процессы увели­чения объемов, расширения спектра и повышения качества услуг, оказы­ваемых населению.

Тем не менее, на этапе замедления темпов инфляции в Республике Бе­ларусь процесс привлечения сбережений населения во вклады физических лиц как основной способ аккумуляции средств населения коммерческими банками характеризуется следующими положительными тенденциями:

·                    ростом реальных денежных доходов и увеличением доли сбережений в общем объеме денежных расходов населения (реальные денежные доходы населения выросли в январе – июле 2009 г. по сравнению с аналогич­ным периодом предыдущего года на 3,5 %;

·                    увеличением объема привлеченных свободных денежных средств на­селения во вклады (депозиты населения на 01.01.2009 г. составили 16,62 трлн р., увеличившись за год на 25,4 %, вклады в иностранной валюте возросли на 38,3%);

·                    изменением показателя удельного веса средств населения в общем объеме привлеченных ресурсов банковской системы и обеспечением поло­жительной доходности по ним (доля вкладов населения в общем объеме депозитов возросла с 26,7 % на 01.01.2009 г. до 29,4 % на 01.10.2009 г.).

Депозиты населения составляют основную долю привлеченных средств населения, которые на 1 января 2009 г. составили 97,7%, облигации – 1%, средства нерезидентов – 1%, сберегательные сертификаты – 0,3%.потребления еще не привели к возникновению новых потребностей.

Сбережения населения выступают в качестве важнейшего источника внутренних ресурсов развития банковской системы и национальной экономики в целом. Это обеспечивается посредством трансформации сбережений в производственный капитал. Денежные сбережения домашних хозяйств, находящиеся на банковских счетах, используются для кредитования экономики и служат для финансирования создания новых капитальных благ, что обеспечивает рост ВВП и благосостояния населения в целом [6].

Процесс сберегательной активности населения Беларуси характеризуется тенденцией роста денежных сбережений, что непосредственно связано с высокими темпами развития экономики и ростом благосостояния населения в последние годы.

По состоянию на 1 января 2009 г. банками Республики Беларусь было привлечено (включая средства нерезидентов, сберегательные сертификаты и облигации, депозиты драгоценных металлов, объем выпущенных и размещенных банками среди населения на первичном рынке облигаций в белорусских рублях и иностранной валюте) 13 580,7 млрд. руб., в том числе в белорусских рублях – 7 827,5 млрд. руб., в иностранной валюте – 5 753,2 млрд. руб.

Рост вкладов продолжился и в нынешнем году. Увеличение вкладов населения в феврале текущего года оказалось примерно в 1,7 раза больше, чем в феврале прошедшего года. На 1 марта 2009 г. общий объем привлеченных средств населения составил 15 391,5 млрд. руб., в том числе в белорусских рублях – 6 614,1 млрд. руб., в иностранной валюте – 8 777,4 млрд. руб.

Если в 2001 году в среднем на 1 жителя республики приходилось 42,1 тыс. руб. сбережений, размещенных в банках, то на 1 января 2009 г. – 1401,6 тыс. руб., на 1 марта 2009 г. – 1 591,4 тыс. руб.

Удельный вес сбережений в общей сумме расходов и сбережений населения был за эти годы величиной непостоянной. Например, в 2007 году он составлял 7,5%, а в 2008 – 6,4%. В то же время доля процентов по депозитам в общей сумме доходов населения выросла с 1,3% в 2006 году до 1,6% в 2008-м.

Отражение в увеличении объема привлеченных средств в расчете на душу населения на протяжении последних 10 лет представлено на рисунке 1.



Рисунок 1 — Динамика объёма привлеченных средств на душу населения в республике Беларусь, (тыс.руб.)

Величина сбережений определяется уровнем дохода и высотой реальной процентной ставки, предлагаемой банками по вкладам.

Процесс сберегательной активности населения Беларуси характеризуется тенденцией роста денежных сбережений, что непосредственно связано с высокими темпами развития экономики и ростом благосостояния населения в последние годы. На 1 марта 2009 г. общий объем привлеченных средств населения составил 15 391,5 млрд. руб., в том числе в белорусских рублях – 6 614,1 млрд. руб., в иностранной валюте – 8 777,4 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2009 г. привлеченные средства населения составили 21,5% от общей суммы всех обязательств банков. Эта цифра постепенно увеличивается и свидетельствует о растущей роли денежных сбережений населения в структуре банковских ресурсов.

С ноября 2008 г. структура привлеченных средств населения начала меняться в пользу иностранной валюты. К настоящему времени указанная тенденция в результате принятых Национальным банком мер себя практически исчерпала.Что касается структуры привлеченных средств населения в разрезе валют, то хотелось бы отметить, что тут с начала 2009 года произошли изменения. Доля сбережений населения в национальной валюте в общем объеме привлеченных средств снизилась почти на 17 процентных пунктов (с 67,2 %  до 50,6%).

Сумма вкладов в белорусских рублях сократилась с начала года с 954 млрд. рублей до 787,1 млрд. рублей или на 17,5 %, но при этом ее удельный вес продолжает занимать лидирующую позицию в сумме сбережений населения Минской области и составляет более 50 %. Следует отметить, что в феврале и в марте текущего года снизились темпы оттока сбережений населения в национальной валюте.

Объем средств в иностранной валюте увеличился с начала года на 303,4 млрд. рублей или на 65,2 % и составил 768,7 млрд. рублей.

Национальным банком проводится политика повышения привлекательности срочных депозитов в белорусских рублях, с целью расширения доступности кредитов в национальной валюте для секторов экономики и граждан.

Предприняты меры по преодолению возникшей негативной ситуации, связанной с «переливом» сбережений из вкладов в национальной валюте во вклады в иностранной валюте. Увеличены ставки по депозитам в национальной валюте до уровня 20-25 %. По большинству валютных вкладов ставки снижены до 10-12 % годовых. Национальным банком были направлены рекомендации в адрес коммерческих банков о снижении процентных ставок по валютным депозитам физических лиц до уровня 10 % годовых. По состоянию на 1 января 2009 г. привлеченные средства населения составили 21,5% от общей суммы всех обязательств банков. Эта цифра постепенно увеличивается и свидетельствует о растущей роли денежных сбережений населения в структуре банковских ресурсов.

С 2004 года до ноября 2008 г. в банковской системе сохранялась тенденция увеличения сбережений населения в белорусских рублях. Однако ее дальнейшее развитие было остановлено влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

С ноября 2008 г. структура привлеченных средств населения начала меняться в пользу иностранной валюты. В декабре 2008 г. – январе 2009 г. происходил активный «перелив» средств со срочных вкладов в белорусских рублях во вклады в иностранной валюте. Динамику остатков привлечённых средств населения в белорусских рублях и иностранной валюте можно проследить на рисунке 2.



Рисунок 2 — Динамика остатков привлеченных денежных средств населения в белорусских рублях и иностранной валюте
Основной отток депозитов в национальной валюте был в январе – 1,07 трлн. руб., в иностранной валюте произошел рост депозитов – 2,1 трлн. руб. В феврале 2009 г. ситуация улучшилась. Отток депозитов в белорусских рублях сократился и составил 140 млрд. руб. Депозиты населения в иностранной валюте за февраль 2009 г. увеличились на 887,8 млрд. руб., достигнув примерно 3 млрд. долл.

Анализ показывает: несмотря на мировой финансово-экономический кризис, негативно повлиявший на экономику республики, оттока депозитов населения из банковской системы страны не произошло. Этот факт говорит об устоявшемся доверии населения к национальной банковской системе.

Этому способствовали оперативно принятые меры по гарантии сохранности вкладов, отмене декларирования крупных денежных сумм, размещаемых в банках, а также увеличение требований по финансовой устойчивости банков.

За последнее десятилетие Беларусь прошла непростой путь становления государственной системы гарантированного полного возврата сбережений населения, размещенных в отечественных банках.

Следовательно, население выступает своего рода поставщиком ресурсов в банковскую систему, потребляя немногим более четверти сформированных им ресурсов. Таким образом, население получает в виде банковских кредитов достаточно не­большую часть средств, помещенных на депозиты, что позволяет сделать вывод о том, что сбережения населения становятся одним из главных ис­точников инвестиционных ресурсов банков  [6].

Учитывая эти тенденции, государство, на наш взгляд, должно создать все условия для максимально полного использования возможностей бан­ковской системы в перераспределении свободных средств населения в кредитные ресурсы для экономики, которые являются потенциальными ин­вестиционными ресурсами.

Уменьшение доли банков с государственным участием актуализирует проблему обеспечения депозитов населения. Во многих странах действуют различные системы гарантирования и страхования вкладов, опыт которых возможно и необходимо использовать при создании подобной системы в нашей стране. Такие системы имеются практически во всех наиболее раз­витых зарубежных странах и выполняют две взаимосвязанные функции: во-первых, обеспечивают финансовую поддержку банков, оказывающихся в экстремальных ситуациях, на грани неплатежеспособности; во-вторых, за­щищают вкладчиков от полной потери их сбережений путем выплаты стра­хового возмещения по части депозитов.

Создание в Республике Беларусь эффективно действующей системы га­рантирования вкладов граждан укрепит конкуренцию на рынке привлечения депозитов населения, будет способствовать восстановлению доверия к банковскому сектору со стороны населения, позволит расширить ресурсную базу банков, снизить ставки по вкладам, а значит, ставки кредитования так­же значительно понизятся, что имеет важное значение в части стимулиро­вания перетока средств в реальный сектор экономики.
3.3            Проблема развития инвестиций в стране
Национальные программы, принятые в последние годы, требуют достаточно больших вложений для выполнения. Закладываемых в бюджете сумм явно не хватит на их реализацию. Приток средств из стабилизационного фонда, по мнению прави­тельства, может привести к инфляции, что не позволит выполнить программы, В то же время в государстве имеется большой резерв свободных денежных средств в виде неорганизованных сбережений. Несмотря на развитие банковской системы, мер по страхованию вкладов, они все еще не стремятся стать организованными. При­чин тому несколько: существующее недоверие к кредитным орга­низациям, низкие проценты по вкладам, налоги на операции с ценными бумагами.

Решение этой проблемы видится в активном участии государ­ства в стимулировании организованных сбережений, то есть аккумулировании свободных денежных средств в кредитную систему — коммерческие банки, пенсионные фонды — и на ры­нок ценных бумаг. Примером может стать опыт зарубежных стран, которые благодаря стимулированию сбережений сумели решить проблему развития инвестиций в стране [13]. В частности Германия после второй мировой войны смогла достаточно се­рьезно увеличить инвестиции за счет притока сбережений. Для этого государство проводило политику стимулирования сбере­жений. В 1948 году принимается закон о налогоблагоприятствованиях вкладов, в соответствии с кото­рым из облагаемого налогами дохода можно было вычитать так на­зываемые «специальные рас­ходы», которые включали те­кущие сбережения в банковс­ких учреждениях, взносы в страховые компании, сбере­жения в строительных кассах и стоимость приобретения вновь эмитируемых облига­ций. В 1951 году при­нимается закон, специально направленный на поощрение сбережений рабочих и служа­щих.

Впоследствии вместо кос­венного налогового стимули­рования вводится прямое по­ощрение увеличения сбереже­ний с помощью премиальных выплат. В 1959 году был при­нят закон о гарантиях премий по достижении сбережений. В соот­ветствии с этим законом, при условии вложения денег сро­ком на пять лет государство гарантировало премии в кален­дарном году в размере 20% от произведенного вклада. Его целью являлось расширение круга мелких сберегателей, которых не касаются налоговые благо­приятствования. За счет этого произошел рост сбережений, составляющий 8% совокупных сберегательных счетов.

Принятие этих законов привело не только к общему увеличению сбережений, повышению тем­пов роста сбережений, но и к формированию определенной структуры сбережений, где преобладающее значение име­ли сберегательные вклады и вклады в страховые компании с достаточно высоким сроком, что позволяло банкам увеличи­вать объем долгосрочного кре­дитования.

В середине 70-х годов, в свя­зи с разразившимся нефтяным сырьевым кризисом, когда тем­пы роста ВНП резко упали, ре­альные доходы снижались, го­сударство вновь предприняло попытку стимулировать сбере­жения. В 1975 году был принят Закон о налоге на доходы, ко­торый предполагал введение границ налогооблагаемой сберегательной и страховой пре­мии, ограничение объема сбе­режений, вычитаемого из на­логооблагаемого дохода, повышение не облагаемой налогом базы для работодателей, что привело к стимулированию непосред­ственных инвестиций.

В целом же за период с 1960 по 1980 гг. доля обычных пре­миальных сбережений в об­щей сумме сберегательных вкладов стабильно находилась на уровне 10%.

Косвенным методом воздей­ствия на сбережения выступа­ет, как было показано, налого­вая система. Налоговое стиму­лирование сбережений практикуется в большинстве развитых стран, в том числе и в Германии. Традиционно оно представляет собой снижение налоговых выплат для сберегателей, что и стимулирует сбережения. Идеальная налоговая система не должна искажать выбор домохозяйств в отношении потребления в настоящем против потребления в будущем, следовательно, решения по распоряжению активами, базирующиеся на предналоговой и посленалоговой оценке, должны быть одинаковыми.

Таким образом, важной за­дачей налогового стимулирова­ния является предоставление домохозяйствам возможности владения частью сбережений в той форме, на которую налого­вая система воздействует ней­трально.

К государственным про­граммам, воздействующим на частные сбережения, относит­ся и система социального стра­хования. Такая программа представляет собой систему трансфертных платежей и при­звана поддерживать доходы пожилых людей. Трансферты в пользу пенсионеров покрыва­ются за счет налогообложения фондов заработной платы рабо­тающего населения страны.

Эта система снижает потреб­ность в накоплении сбереже­ний на старость и, таким обра­зом, может привести к умень­шению объема средств, направ­ляемых на капиталовложения. Но с другой стороны, данные средства попадают в соци­альные страховые фонды, что увеличивает государственные сбережения и, таким образом, инвестиции.

Благодаря государственной политике в целом сбережения населения выросли с 1950 по 2005 год более чем в 150 раз.

Весь этот положительный опыт можно было бы исполь­зовать в РБ для превраще­ния свободных денежных средств в капитал увеличения внутренних инвестиций и, та­ким образом, избавиться от внешних заимствований. В то же время рост сбережений спо­собствует увеличению объема инвестиций, что позволяет рас­ширить рынок товаров и услуг, рынок недвижимости, что вле­чет за собой снижение цен на недвижимость и, следователь­но, помогает решению нацио­нальной программы обеспече­ния жильем.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.