--PAGE_BREAK--
3
Особенности потребления и проблема стимулирования сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь
.
Уровень жизни населения – основной показатель степени благосостояния общества [10]. Выявить, насколько полно удовлетворяются жизненные потребности людей, позволяет сопоставление данных о доходах и расходах граждан.
Что касается расходов населения, то они повышались по всем основным направлениям: в частности, стабильно увеличивались расходы по статьям «Покупка товаров и оплата услуг», «Обязательные платежи и разнообразные взносы», «Сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости» (наиболее существенный рост — почти в три раза — был зафиксирован в 1998-1999 гг.).
Происходит постоянное увеличение доли потребительских расходов в структуре использования денежных доходов населения; стабильно увеличивается сберегательный потенциал населения.
В свою очередь, деформация социальной структуры населения, негативно сказывающаяся на развитии инфраструктуры рынка товаров и услуг, неблагоприятно влияет и на формирование сбережений — увеличивается доля наличной формы накоплений в их общем объеме [10]. Такая структура накоплений негативно воздействует на поток «доходы-расходы», поскольку вследствие массовости указанного явления значительные денежные средства изымаются из обращения, а значит, сокращается наличная денежная масса, требующаяся для обслуживания хозяйственного оборота страны.
В экономически развитых странах сбережения граждан не только являются показателем роста уровня жизни населения, но и представляют собой серьезный инвестиционный ресурс, используемый в реальном секторе экономики.
Особенность процесса сбережения средств в Беларуси состоит прежде всего в том, что доля депонируемых населением средств относительно невелика. Определяется это преимущественно двумя причинами. Во-первых, относительно мал среднестатистический доход на одну семью, во-вторых, у населения нет привычки использовать накопления на покупку ценных бумаг, драгметаллов и др.
3.1 Трансформация сбережений населения в ресурсный потенциал кредитования жилищного строительства
На этапе перехода к рыночным механизмам кредитования жилищного строительства при сокращении бюджетного финансирования в республике особенно актуальным становится поиск новых источников формирования банковских кредитных ресурсов основными, из которых являются сбережения населения.
Процесс трансформации сбережений населения в источники формирования ресурсного потенциала кредитования строительства и покупки жилья целесообразно рассматривать по следующим позициям:
-оценка основных способов аккумуляции коммерческими банками сбережений населения;
-анализ современных направлений размещения средств населения в сфере банковского кредитования жилищного строительства.
Следует отметить, что несмотря на такие тенденции развития сберегательного процесса принципиально новых форм привлечения средств населения недостаточно. Не получили должного развития долгосрочные виды вкладов, отсутствует система жилищных сберегательных счетов. Для накопления необходимой суммы средств на покупку или строительство жилья население размещает средства, как правило, в срочные вклады, не имеющие целевой направленности и соответствующих условий накоплений.
В целях привлечения средств населения республики на долгосрочной основе целесообразно использовать систему жилищных сберегательных счетов, обеспечивающую банк ресурсами для кредитования жилищного строительства.
Кроме того, целевое привлечение денежных средств населения в жилищные вклады приводит к «связыванию» излишней денежной массы в обращении, снижению уровня инфляции и сокращению денежной эмиссии [5].
3.2 Трансформация сбережений в инвестиции
Современная рыночная экономика основана на инвестициях. Механизм рынка инвестиций работает таким образом, что, с одной стороны, существуют юридические лица, которые нуждаются в капитале, — это государство, местные органы власти, предприятия. С другой стороны, у граждан и организаций появляются свободные средства, которые они хотели бы сохранить и приумножить. Происходит естественный перелив капитала от лиц, располагающих свободными средствами, к организациям, которые осуществляют с помощью банков, бирж, инвестиционных компаний и различных фондов профессиональную инвестиционную деятельность. При континентальной модели финансового рынка в организации инвестиционного процесса на первое место выходит инфраструктура банковской системы как основополагающего фактора образования инвестиционных ресурсов. На рынке инвестиций банки выступают в качестве финансовых посредников и/или инвесторов.Таким образом, именно сбережения населения должны стать инвестиционным ресурсом для банков.
Важная роль в перераспределении финансовых ресурсов отводится коммерческим банкам местного значения, так как они непосредственно аккумулируют сбережения населения в виде вкладов на банковских счетах и имеют возможности инвестирования муниципальных программ [6]. Сбережения населения должны работать в своем регионе и приносить доход своим владельцам не только в виде процентов или дивидендов, а в форме улучшения экономического положения того региона, в котором они проживают. В результате банки образуют единый механизм трансформации сбережений в инвестиции. Тогда население, вкладывая средства в банк, получает: проценты по вкладам; экономически развитое государство; новые рабочие места; увеличение заработной платы и других источников доходов; увеличение доли сбережений в результате роста доходов. Привлекая средства от населения, банки и финансовые посредники предоставляют их на конкурентной основе государству и предприятиям.
Для Республики Беларусь в последние годы характерно повышение уровня доверия к банковскому сектору со стороны населения. Сбережения в банковской системе все еще не рассматриваются значительной частью населения как особо надежные и выгодные формы размещения временно свободных денежных средств. В результате формируются такие негативные последствия, как концентрация наличных средств на руках населения, его высокая чувствительность к слухам и негативным новостям банков.
По состоянию на 1 июня 2009 г. на территории Республики Беларусь зарегистрирован 31 банк, в том числе 25 банков — с участием иностранного капитала в уставном фонде. При этом у 8 банков уставный капитал полностью сформирован за счет средств нерезидентов, еще в 12 банках доля иностранного капитала в уставном фонде превышает 50%.
В результате недостаточно высокий уровень конкуренции, обусловленный монопольным положением отдельных банков, наличием преференций для ряда участников рынка, серьезным образом тормозит процессы увеличения объемов, расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых населению.
Тем не менее, на этапе замедления темпов инфляции в Республике Беларусь процесс привлечения сбережений населения во вклады физических лиц как основной способ аккумуляции средств населения коммерческими банками характеризуется следующими положительными тенденциями:
· ростом реальных денежных доходов и увеличением доли сбережений в общем объеме денежных расходов населения (реальные денежные доходы населения выросли в январе – июле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,5 %;
· увеличением объема привлеченных свободных денежных средств населения во вклады (депозиты населения на 01.01.2009 г. составили 16,62 трлн р., увеличившись за год на 25,4 %, вклады в иностранной валюте возросли на 38,3%);
· изменением показателя удельного веса средств населения в общем объеме привлеченных ресурсов банковской системы и обеспечением положительной доходности по ним (доля вкладов населения в общем объеме депозитов возросла с 26,7 % на 01.01.2009 г. до 29,4 % на 01.10.2009 г.).
Депозиты населения составляют основную долю привлеченных средств населения, которые на 1 января 2009 г. составили 97,7%, облигации – 1%, средства нерезидентов – 1%, сберегательные сертификаты – 0,3%.потребления еще не привели к возникновению новых потребностей.
Сбережения населения выступают в качестве важнейшего источника внутренних ресурсов развития банковской системы и национальной экономики в целом. Это обеспечивается посредством трансформации сбережений в производственный капитал. Денежные сбережения домашних хозяйств, находящиеся на банковских счетах, используются для кредитования экономики и служат для финансирования создания новых капитальных благ, что обеспечивает рост ВВП и благосостояния населения в целом [6].
Процесс сберегательной активности населения Беларуси характеризуется тенденцией роста денежных сбережений, что непосредственно связано с высокими темпами развития экономики и ростом благосостояния населения в последние годы.
По состоянию на 1 января 2009 г. банками Республики Беларусь было привлечено (включая средства нерезидентов, сберегательные сертификаты и облигации, депозиты драгоценных металлов, объем выпущенных и размещенных банками среди населения на первичном рынке облигаций в белорусских рублях и иностранной валюте) 13 580,7 млрд. руб., в том числе в белорусских рублях – 7 827,5 млрд. руб., в иностранной валюте – 5 753,2 млрд. руб.
Рост вкладов продолжился и в нынешнем году. Увеличение вкладов населения в феврале текущего года оказалось примерно в 1,7 раза больше, чем в феврале прошедшего года. На 1 марта 2009 г. общий объем привлеченных средств населения составил 15 391,5 млрд. руб., в том числе в белорусских рублях – 6 614,1 млрд. руб., в иностранной валюте – 8 777,4 млрд. руб.
Если в 2001 году в среднем на 1 жителя республики приходилось 42,1 тыс. руб. сбережений, размещенных в банках, то на 1 января 2009 г. – 1401,6 тыс. руб., на 1 марта 2009 г. – 1 591,4 тыс. руб.
Удельный вес сбережений в общей сумме расходов и сбережений населения был за эти годы величиной непостоянной. Например, в 2007 году он составлял 7,5%, а в 2008 – 6,4%. В то же время доля процентов по депозитам в общей сумме доходов населения выросла с 1,3% в 2006 году до 1,6% в 2008-м.
Отражение в увеличении объема привлеченных средств в расчете на душу населения на протяжении последних 10 лет представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 — Динамика объёма привлеченных средств на душу населения в республике Беларусь, (тыс.руб.)
Величина сбережений определяется уровнем дохода и высотой реальной процентной ставки, предлагаемой банками по вкладам.
Процесс сберегательной активности населения Беларуси характеризуется тенденцией роста денежных сбережений, что непосредственно связано с высокими темпами развития экономики и ростом благосостояния населения в последние годы. На 1 марта 2009 г. общий объем привлеченных средств населения составил 15 391,5 млрд. руб., в том числе в белорусских рублях – 6 614,1 млрд. руб., в иностранной валюте – 8 777,4 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2009 г. привлеченные средства населения составили 21,5% от общей суммы всех обязательств банков. Эта цифра постепенно увеличивается и свидетельствует о растущей роли денежных сбережений населения в структуре банковских ресурсов.
С ноября 2008 г. структура привлеченных средств населения начала меняться в пользу иностранной валюты. К настоящему времени указанная тенденция в результате принятых Национальным банком мер себя практически исчерпала.Что касается структуры привлеченных средств населения в разрезе валют, то хотелось бы отметить, что тут с начала 2009 года произошли изменения. Доля сбережений населения в национальной валюте в общем объеме привлеченных средств снизилась почти на 17 процентных пунктов (с 67,2 % до 50,6%).
Сумма вкладов в белорусских рублях сократилась с начала года с 954 млрд. рублей до 787,1 млрд. рублей или на 17,5 %, но при этом ее удельный вес продолжает занимать лидирующую позицию в сумме сбережений населения Минской области и составляет более 50 %. Следует отметить, что в феврале и в марте текущего года снизились темпы оттока сбережений населения в национальной валюте.
Объем средств в иностранной валюте увеличился с начала года на 303,4 млрд. рублей или на 65,2 % и составил 768,7 млрд. рублей.
Национальным банком проводится политика повышения привлекательности срочных депозитов в белорусских рублях, с целью расширения доступности кредитов в национальной валюте для секторов экономики и граждан.
Предприняты меры по преодолению возникшей негативной ситуации, связанной с «переливом» сбережений из вкладов в национальной валюте во вклады в иностранной валюте. Увеличены ставки по депозитам в национальной валюте до уровня 20-25 %. По большинству валютных вкладов ставки снижены до 10-12 % годовых. Национальным банком были направлены рекомендации в адрес коммерческих банков о снижении процентных ставок по валютным депозитам физических лиц до уровня 10 % годовых. По состоянию на 1 января 2009 г. привлеченные средства населения составили 21,5% от общей суммы всех обязательств банков. Эта цифра постепенно увеличивается и свидетельствует о растущей роли денежных сбережений населения в структуре банковских ресурсов.
С 2004 года до ноября 2008 г. в банковской системе сохранялась тенденция увеличения сбережений населения в белорусских рублях. Однако ее дальнейшее развитие было остановлено влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
С ноября 2008 г. структура привлеченных средств населения начала меняться в пользу иностранной валюты. В декабре 2008 г. – январе 2009 г. происходил активный «перелив» средств со срочных вкладов в белорусских рублях во вклады в иностранной валюте. Динамику остатков привлечённых средств населения в белорусских рублях и иностранной валюте можно проследить на рисунке 2.
Рисунок 2 — Динамика остатков привлеченных денежных средств населения в белорусских рублях и иностранной валюте
Основной отток депозитов в национальной валюте был в январе – 1,07 трлн. руб., в иностранной валюте произошел рост депозитов – 2,1 трлн. руб. В феврале 2009 г. ситуация улучшилась. Отток депозитов в белорусских рублях сократился и составил 140 млрд. руб. Депозиты населения в иностранной валюте за февраль 2009 г. увеличились на 887,8 млрд. руб., достигнув примерно 3 млрд. долл.
Анализ показывает: несмотря на мировой финансово-экономический кризис, негативно повлиявший на экономику республики, оттока депозитов населения из банковской системы страны не произошло. Этот факт говорит об устоявшемся доверии населения к национальной банковской системе.
Этому способствовали оперативно принятые меры по гарантии сохранности вкладов, отмене декларирования крупных денежных сумм, размещаемых в банках, а также увеличение требований по финансовой устойчивости банков.
За последнее десятилетие Беларусь прошла непростой путь становления государственной системы гарантированного полного возврата сбережений населения, размещенных в отечественных банках.
Следовательно, население выступает своего рода поставщиком ресурсов в банковскую систему, потребляя немногим более четверти сформированных им ресурсов. Таким образом, население получает в виде банковских кредитов достаточно небольшую часть средств, помещенных на депозиты, что позволяет сделать вывод о том, что сбережения населения становятся одним из главных источников инвестиционных ресурсов банков [6].
Учитывая эти тенденции, государство, на наш взгляд, должно создать все условия для максимально полного использования возможностей банковской системы в перераспределении свободных средств населения в кредитные ресурсы для экономики, которые являются потенциальными инвестиционными ресурсами.
Уменьшение доли банков с государственным участием актуализирует проблему обеспечения депозитов населения. Во многих странах действуют различные системы гарантирования и страхования вкладов, опыт которых возможно и необходимо использовать при создании подобной системы в нашей стране. Такие системы имеются практически во всех наиболее развитых зарубежных странах и выполняют две взаимосвязанные функции: во-первых, обеспечивают финансовую поддержку банков, оказывающихся в экстремальных ситуациях, на грани неплатежеспособности; во-вторых, защищают вкладчиков от полной потери их сбережений путем выплаты страхового возмещения по части депозитов.
Создание в Республике Беларусь эффективно действующей системы гарантирования вкладов граждан укрепит конкуренцию на рынке привлечения депозитов населения, будет способствовать восстановлению доверия к банковскому сектору со стороны населения, позволит расширить ресурсную базу банков, снизить ставки по вкладам, а значит, ставки кредитования также значительно понизятся, что имеет важное значение в части стимулирования перетока средств в реальный сектор экономики.
3.3 Проблема развития инвестиций в стране
Национальные программы, принятые в последние годы, требуют достаточно больших вложений для выполнения. Закладываемых в бюджете сумм явно не хватит на их реализацию. Приток средств из стабилизационного фонда, по мнению правительства, может привести к инфляции, что не позволит выполнить программы, В то же время в государстве имеется большой резерв свободных денежных средств в виде неорганизованных сбережений. Несмотря на развитие банковской системы, мер по страхованию вкладов, они все еще не стремятся стать организованными. Причин тому несколько: существующее недоверие к кредитным организациям, низкие проценты по вкладам, налоги на операции с ценными бумагами.
Решение этой проблемы видится в активном участии государства в стимулировании организованных сбережений, то есть аккумулировании свободных денежных средств в кредитную систему — коммерческие банки, пенсионные фонды — и на рынок ценных бумаг. Примером может стать опыт зарубежных стран, которые благодаря стимулированию сбережений сумели решить проблему развития инвестиций в стране [13]. В частности Германия после второй мировой войны смогла достаточно серьезно увеличить инвестиции за счет притока сбережений. Для этого государство проводило политику стимулирования сбережений. В 1948 году принимается закон о налогоблагоприятствованиях вкладов, в соответствии с которым из облагаемого налогами дохода можно было вычитать так называемые «специальные расходы», которые включали текущие сбережения в банковских учреждениях, взносы в страховые компании, сбережения в строительных кассах и стоимость приобретения вновь эмитируемых облигаций. В 1951 году принимается закон, специально направленный на поощрение сбережений рабочих и служащих.
Впоследствии вместо косвенного налогового стимулирования вводится прямое поощрение увеличения сбережений с помощью премиальных выплат. В 1959 году был принят закон о гарантиях премий по достижении сбережений. В соответствии с этим законом, при условии вложения денег сроком на пять лет государство гарантировало премии в календарном году в размере 20% от произведенного вклада. Его целью являлось расширение круга мелких сберегателей, которых не касаются налоговые благоприятствования. За счет этого произошел рост сбережений, составляющий 8% совокупных сберегательных счетов.
Принятие этих законов привело не только к общему увеличению сбережений, повышению темпов роста сбережений, но и к формированию определенной структуры сбережений, где преобладающее значение имели сберегательные вклады и вклады в страховые компании с достаточно высоким сроком, что позволяло банкам увеличивать объем долгосрочного кредитования.
В середине 70-х годов, в связи с разразившимся нефтяным сырьевым кризисом, когда темпы роста ВНП резко упали, реальные доходы снижались, государство вновь предприняло попытку стимулировать сбережения. В 1975 году был принят Закон о налоге на доходы, который предполагал введение границ налогооблагаемой сберегательной и страховой премии, ограничение объема сбережений, вычитаемого из налогооблагаемого дохода, повышение не облагаемой налогом базы для работодателей, что привело к стимулированию непосредственных инвестиций.
В целом же за период с 1960 по 1980 гг. доля обычных премиальных сбережений в общей сумме сберегательных вкладов стабильно находилась на уровне 10%.
Косвенным методом воздействия на сбережения выступает, как было показано, налоговая система. Налоговое стимулирование сбережений практикуется в большинстве развитых стран, в том числе и в Германии. Традиционно оно представляет собой снижение налоговых выплат для сберегателей, что и стимулирует сбережения. Идеальная налоговая система не должна искажать выбор домохозяйств в отношении потребления в настоящем против потребления в будущем, следовательно, решения по распоряжению активами, базирующиеся на предналоговой и посленалоговой оценке, должны быть одинаковыми.
Таким образом, важной задачей налогового стимулирования является предоставление домохозяйствам возможности владения частью сбережений в той форме, на которую налоговая система воздействует нейтрально.
К государственным программам, воздействующим на частные сбережения, относится и система социального страхования. Такая программа представляет собой систему трансфертных платежей и призвана поддерживать доходы пожилых людей. Трансферты в пользу пенсионеров покрываются за счет налогообложения фондов заработной платы работающего населения страны.
Эта система снижает потребность в накоплении сбережений на старость и, таким образом, может привести к уменьшению объема средств, направляемых на капиталовложения. Но с другой стороны, данные средства попадают в социальные страховые фонды, что увеличивает государственные сбережения и, таким образом, инвестиции.
Благодаря государственной политике в целом сбережения населения выросли с 1950 по 2005 год более чем в 150 раз.
Весь этот положительный опыт можно было бы использовать в РБ для превращения свободных денежных средств в капитал увеличения внутренних инвестиций и, таким образом, избавиться от внешних заимствований. В то же время рост сбережений способствует увеличению объема инвестиций, что позволяет расширить рынок товаров и услуг, рынок недвижимости, что влечет за собой снижение цен на недвижимость и, следовательно, помогает решению национальной программы обеспечения жильем. продолжение
--PAGE_BREAK--