--PAGE_BREAK--
На приведенной схеме финансовый рынок представлен площадью большого круга, который разделен на 2 части: рынок капиталов и денежный рынок. Внутри финансового рынка функционирует фондовый рынок (малый круг), который является частью денежного рынка и рынка капиталов.
В экономической науке и практике как синоним фондового рынка используется термин «рынок ценных бумаг». В дальнейшем будем использовать оба эти термина как одинаковые понятия.
Фондовый рынок– это рынок, на котором торгуют специфическим товаром – ценными бумагами. Реально эти бумаги практически ничего не стоят. Однако их ценность определяется активами (имуществом, драгоценностями и т.п.), которые стоят за этими бумагами. Это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей- продажей, залогом имущества и т.п. в связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода. Капитал, вложенный в ценные бумаги, называется фондовым (фиктивным). Ценные бумаги – это особый товар, который обращается на рынке, и отражает имущественные отношения. Ценные бумаги можно покупать, продавать, переуступать, закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но в отличие от денег они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента.
На финансовом рынке движение средства идет от сберегателей к пользователям. В определенных секторах экономики возникает избыток финансовых средств, в других – недостаток. В связи с этим идет перелив капитала из одного сектора в другой. Движение средств может быть опосредовано через финансовые институты, а может осуществляться напрямую от инвестора к потребителю финансовых ресурсов.
Обычно считается, что финансовые посредники способствуют более эффективному движению капитала. Однако данное утверждение неоднозначно. Иногда посредники увеличивают затраты, связанные с привлечением капитала. Если имеется возможность заемщику напрямую обратиться к заимодавцу, избежав посредничества, то это удешевляет стоимость привлекаемых ресурсов. Этому способствует cекьюритизация финансовых рынков.
Секьюритизация– это процесс увеличения роли ценных бумаг на финансовых рынках. При секьюритизации низколиквидные активы трансформируются в ценные бумаги, которые предлагаются инвесторам. Зачастую эмиссия ценных бумаг позволяет привлечь финансовые ресурсы значительно быстрее и дешевле. Например, предприятие испытывает недостаток финансовых ресурсов. Оно может либо обратиться в банк за кредитом, либо выпустить облигации. В первом случае банк выступает посредником и за свои услуги будет брать определенную плату. Во втором случае предприятие продает облигации прямо инвесторам, что снижает трансакционные издержки.
Первоначально секьюритизация коснулась только закладных по недвижимости, а с 80-х годов она получила широкое распространение (ссуды под залог транспортных средств, лизинговые контракты, коммерческие закладные и др.). Усиление роли ценных бумаг на финансовом рынке обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, эмиссия ценных бумаг, как мы уже выяснили, способствует удешевлению стоимости привлекаемых ресурсов.
Во-вторых, ценные бумаги обеспечивают удобство размещения финансовых средств для инвесторов. Рассмотрим пример: инвестор размещает средства на банковском депозите сроком на 1 год под 15% годовых. Если инвестор хочет забрать свои средства через 6 месяцев, то ему необходимо расторгнуть с банком договор о депозитном вкладе. Банк идет на расторжение договора, но накопившиеся за полгода проценты или не выплачивает вообще, или снижает их до уровня процентов по вкладам до востребования. Таким образом, инвестор получает свои деньги, но с финансовыми потерями.
Когда инвестор вкладывает свои деньги в приобретение облигаций, то ему легче вернуть денежные средства, не дожидаясь срока погашения облигаций. Для этого он может продать облигации на вторичном рынке. При совершении сделки покупатель оплатит владельцу облигации не только ее стоимость, но и накопившиеся за период владения проценты. Ценные бумаги в отличие от традиционных банковских вкладов обладают свойством ликвидности, их можно продать и получить наличные деньги без существенных финансовых потерь.
В-третьих, ценные бумаги обеспечивают возможность трансформации некотирующихся (необращающихся) активов в обращаемые финансовые инструменты. Примером может служить выпуск облигаций, обеспеченных пулом ипотечных закладных.
Банк выдает частным лицам кредиты (ссуды) на строительство жилья. Ссуды выпускаются под залог недвижимости на основании договоров, которые действуют до тех пор, пока люди не погасят перед банками свои обязательства. Таким образом, банк обладает финансовыми активами (ипотечными договорами, которые иногда называют закладными), но если эти договоры просто лежат в банке, то такие активы не работают. В последние годы банки стали объединять эти договоры в пулы закладных и под их обеспечение выпускать ипотечные облигации, которые считаются надежными ценными бумагами, так как они обеспечены хорошим залогом. Поэтому банк может по ним выплачивать невысокий процент. Для банка это, безусловно, выгодно, так как он через продажу облигаций получает более дешевые финансовые ресурсы.
Главная задача финансового рынка, в том числе и фондового, — обеспечить перелив капитала от финансово избыточных секторов в экономике в те сферы деятельности, где испытывается недостаток финансовых средств.
Рынок ценных бумаг возникает тогда, когда появляется необходимость привлечение дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства и есть юридические и физические лица, обладающие свободными денежными средствами. Именно на рынке ценных бумаг находят друг друга продавцы и покупатели финансовых ресурсов.
Бурное становление и развитие рынка ценных бумаг в современной России на гребне обвальной приватизации вызвало к жизни большое число акционерных обществ, выпускающих акции и облигации. Нестабильная финансовая ситуация и бюджетный дефицит предопределили широкое распространение государственных и муниципальных ценных бумаг (в основном облигаций). Неплатежеспособность многих предприятий обусловила использование векселей. Неустойчивость финансового рынка в целом породила появление ряда суррогатных ценных бумаг.
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим инструментом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.
2. История рынка ценных бумаг в России.
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.
Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был связан непосредственно с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и вообще с политико-экономическим и финансовым положением России. Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан и направления этих средств на производительное потребление.
Исторической точкой отсчета возникновения российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.
Условия выпуска и основные правила были определены Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., согласно которому размер дохода был установлен в 6% годовых и плюс 1% грация (премия). Доходность на государственные ценные бумаги была выше, чем доход, который предоставляли кредитные учреждения. Однако последние имели более глубокие традиции, пользовались доверием у населения, разветвленная сеть делала их доступной и удобной для широкой публики. Поэтому для успешного размещения выпуска его владельцам предоставлялись определенные льготы. Так, облигации могли приниматься в залог по всем подрядам и откупам, в определенной части приниматься в уплату казенных сборов и таможенных пошлин. Процент и грация по облигациям выплачивались ежегодно вперед за год.
Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины XIX в. внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счет размещения российских займов за рубежом.
Государственные процентные бумаги были широко представлены на российском фондовом рынке в биржевом и внебиржевом оборотах. В 30-х годах на фондовом рынке появились акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах.
К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Санкт-Петербургской бирже котировались акции лишь 275.
Реформы третей четверти XIX в. создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни. Доходность на эти бумаги, как правило, устанавливалась выше, чем по государственным долговым обязательствам, однако с последними они не могли конкурировать.
Во-первых, это было вызвано ограниченностью их хождения как на биржевом, так и «уличном» рынке. География их обращения была ограничена тем регионом, где их выпускали. Во-вторых, они имели длительные сроки обращения в 39 и 49 лет, а иногда и еще больше.К началу 1913 г. облигационные займы имелись у 65 городов.
Таким образом, на российском фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства, долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных и транспортных предприятий.
Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя.
Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли конкретных бирж.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. В 1883 г. на ней были приняты первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже.
Согласно правилам, биржевая публика фондового отдела состояла из действительных членов, постоянных посетителей и гостей.
Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства финансов как для надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счет государственного банка и государственного казначейства.
Международный политический кризис в 1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили операции с ценными бумагами. Эти операции оказались дезорганизованными.
С конца 1914 г. в Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.
Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной политики в отношении частных эмиссий и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г. вновь была открыта Санкт-Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки, объектом сделок могли быть только ценные бумаги, круг участников биржевых собраний ограничивался («гости» не допускались, иностранные подданные — только с разрешения Министерства финансов). Для упрощения взаимных расчетов акционерных банков по покупкам и продажам ценных бумаг при Петербургской конторе Государственного банка был утвержден фондовый расчетный отдел. При этом имелось в виду, что все биржевые сделки без исключения будут подлежать регистрации и контролю со стороны представителей Министерства финансов. Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего один месяц.
После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование.
Декретом советского правительства 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ценными бумагами, и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.
С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала. Несмотря на небольшое количество акционерных обществ, они имели важное экономическое значение.
В период нэпа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.
В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ценных бумаг.
Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу. Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой. Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.
Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение общих собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность маклеров, издавал справочники и т.д. Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представители Наркомфина, Народного комиссариата по внутренней торговле и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период нэпа, их экономическая природа была различна. Последние являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства. В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.
Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Госбанка, наличноденежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ. Поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И тем не менее возрождение рынка ценных бумаг в период нэпа произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. Первоначально реализация займа шла в добровольной форме, но длительные сроки и трудности распространения привели Наркомфин на путь принудительного размещения. Облигации выдавались в счет заработной платы рабочим и служащим.
Общим для всех этих займов являлось, во-первых, то, что это была норма принудительного изъятия средств у предприятий и заработной платы у населения, а во-вторых, непривлекательность из-за невысоких процентов и частого невыполнения обязательств государством, которое выражалось в отсрочке выплат или конверсии займов. При этом выплачивался незначительный доход за пользование этими средствами. Погашение всех послевоенных займов закончилось в декабре 1991 г.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики. Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы формирования российского фондового рынка.
С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг.
Фактически в 1992—1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа, нацеленные на продажу населению.
Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.
В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным из которых оказались, в конечном счете, выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейские обязательства. Хотя число видов государственных ценных бумаг, обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объемы выпуска которых до августа 1998 г. были преобладающими.
В отличие от рынка корпоративных ценных бумаг рынок государственных облигаций в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), на которой сосредоточены торговая, расчетная и депозитарная системы, обеспечивающие на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, облигациями внутреннего валютного займа) в режиме компьютерных биржевых торгов.
Российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращается несколько облигационных займов бывшего СССР, выпушенных в разных европейских валютах. С 1996 г. российское правительство размещает на внешнем рынке облигационные займы. С этого же года начиналась практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.
Вотличие от рынка государственных ценных бумаг, который существовал в России на протяжении всего периода ее социалистического развития, рынок негосударственных, или корпоративных, ценных бумаг возродился в начале 90-х годов прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной собственности в 1992 г., а раньше — с образованием акционерных коммерческих банков и бирж.
Условно современную историю российского рынка корпоративных ценных бумаг можно разделить на три этапа.
Первый этап (1990-1992 гг.) — создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж.
Второй этап (1993 г. первая половина 1994 г.) фондовый рынок существует в форме рынка приватизационных чеков.
Третий этап (со второй половины 1994 г. до настоящего времени) — начало обращения акций российских акционерных обществ; зарождение рынка корпоративных ценных бумаг в общепринятом понимании.
На первом этапе началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг. Были приняты Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, Положение об акционерных обществах; установлен порядок лицензирования и аттестации на рынке ценных бумаг.
Второй этап это начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством и выдавались гражданам России бесплатно. Последние обменивали их на акции приватизируемых предприятий, вкладывали в чековые инвестиционные фонды или продавали на биржевом и внебиржевом рынках.
Для третьего этапаразвития российского рынка корпоративных ценных бумаг характерно:
• дальнейшее развитие законодательной базы рынка;
• прекращение и преобразование деятельности чековых инвестиционных
фондов;
• увеличение числа участников фондового рынка;
• быстрое развитие страховых и негосударственных пенсионных фондов;
• образование крупного вексельного рынка в стране;
• создание организаций инфраструктуры фондового рынка (регистраторов, депозитариев, расчетных палат);
• создание рынка первых фьючерсных контрактов (валютных).
В отличие от первого и второго этапов, в течение которых рынок в значительной мере был биржевым, на третьем этапе рынок корпоративных ценных бумаг практически полностью превратился во внебиржевой рынок. Биржевая торговля акциями приобрела второстепенное значение. продолжение
--PAGE_BREAK--