--PAGE_BREAK--2Факторы, определяющие рыночный спрос. Закон спроса
Рынок — это вся совокупность взаимоотношений людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе продавцов и покупателей для извлечения выгоды и дать возможность первым продать, а вторым купить товары.
Покупатель на рынке является главным субъектом оценки товаров и услуг. Нужда, недостаток рождает потребность. Как правило, потребитель уже имеет какие-либо блага, и он вправе выбирать, стоит или не стоит приобретать тот или иной товар. Потребители стремятся удовлетворить свои потребности, приобретая товары, но не любые, а только те, которые обеспечены имеющимися деньгами, то есть речь идет о платежеспособном спросе при соответствующем уровне цен. Рынок — механизм, который обеспечивает сведение вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Результатом взаимодействия спроса и предложения является установление рыночной цены. Рынок может выступать в различных формах: дорогой магазин, «толкучки», бензозаправки, нью-йоркская фондовая биржа, ярмарки, банки, аукционы и так далее.
Анализ спроса и предложения используется для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, где существует множество продавцов и покупателей, конкурирующих друг с другом.
Рыночный спрос - объем (величина) какого-либо товара, который согласны купить покупатели (один человек, группа людей, население страны в целом) в единицу времени (год, месяц, день, час) при определенных условиях.
Денежный доход
Рис. 5.1. Основные факторы, воздействующие на спрос
Таким образом, спрос на товар А зависит от:
QDA = f (PA, РB ,… РZ, U, Т, W, Z),
где QDA — обьем спроса на товар А в единицу времени;
РA — цена товара А;
РB,… РZ — цены других товаров, в т.ч. дополняющих и заменителей.
Функция спроса может быть задана табличным, аналитическим или графическим способом. Если все факторы, определяющие обьем спроса принять неизменными, то можно записать функцию спроса в виде функции от цены на данный товар:
QDA = f (PDA)
Известно, что чем выше цена товара, тем меньше количество его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше его покупается. Таким образом, между ценой товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость (рис. 5.2.)
Р
D
Р1
D
Р2
O Q1 Q2 Q
Рис. 5.2. График спроса:
где, Р — цена за единицу товара,
Q — количество спрашиваемого товара.
Чем больше количество товара Q2>Q1 поступает на рынок, тем более снижается цена P2
Понижение цены привлекает новых покупателей или стимулирует каждого потребителя данного товара совершить дополнительные покупки. Даже после приостановления роста спроса данного покупателя при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности. При повышении цены какого-либо товара его стараются заменить другим, более дешевым или потреблять меньшее количество данного товара (эффект замены). При более низкой цене человек может позволить себе приобрести большее количество данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров (эффект дохода). Таким образом, снижение цены на товар увеличивает покупательную способность потребителя, и поэтому он совершает покупку этого товара в большем количестве. Кривая спроса отражает поведение покупателя (покупателей).
Необходимо различать изменение величины спроса и изменение функции спроса. В первом случае объем спроса меняется при изменении цены. На графике это выражается в скольжении вдоль кривой спроса в связи с изменением цены (рис. 5.3.). Во втором случае происходит сдвиг функции спроса вправо или влево (рис. 5.4.). В этом случае при той же цене покупается больше (меньше) продукции.
цена
продолжение
--PAGE_BREAK-- P1
P2
P3
P4
объем
Q1 Q2 Q3 Q4 спроса
Рис. 5.3. Изменение величины спроса
цена
Р1
Р2
объем
Q1 Q2 Q3 Q4 Q спроса
Рис. 5.4. Изменение спроса.
К парадоксам спроса относится парадокс Гиффена, когда во время голода в Ирландии в середине ХIХ века спрос на картофель, цены на который увеличились, возрос.
3. Факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения
Предложение - это готовность продавцов как участников рыночной сделки произвести и поставить товар на рынок на определенных условиях. Величиной предложения называют максимальное количество товара, которое согласны произвести (продавцы) в единицу времени при определенных условиях.
Предложение зависит от ряда факторов:
Природно-
климатические цена
налоги условия товара
и дотация
характер Qsa цены товаров
применяемых заменителей
технологий
Наличие применя- цены дополняющих
емых технологий товаров
наличие
производственых
ресурсов
Рис. 5.5. Основные факторы, воздействующие на предложение
Таким образом, предложение товара А зависит от:
Qsa= f (Pa, Pb ,… Pz, R, К, С, Х ),
Где, Qsa — объем предложения товара в единицу времени;
Pa — цена данного товара;
Pb… Pz — цены других товаров;
R — наличие производственных ресурсов;
С — налоги и дотации;
Х — природно-климатические условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены товара, принять фиксированными, то функция предложения будет представлена в виде функции от цены на данный товар:
Qsa = f (Pa)
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает или способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени при неизменности прочих факторов.
Как и при анализе спроса, необходимо различать изменение объема предложения и изменение функции предложения. В первом случае речь идет о скольжении вдоль линии предложения, во втором — о сдвиге линии предложения вправо или влево.
Линия предложения, как и функция спроса, может быть представлена табличным, аналитическим или графическим способами. Но в отличие от линии спроса линия предложения может иметь различные направления
S2 S1
Р
цена
S3
S4
S5 Объем предложения
Q
Рис. 5.6. Различные типы линии предложения
S1 — «нормальная» линия предложения в коротком периоде; S2 — в так называемом мгновенном или «рыночном» периоде; S3 — долгосрочная линия предложения для отрасли с постоянными издержками; S4 — долгосрочная линия предложения для отрасли с убывающими издержками; S5 — так называемая «загибающаяся» линия предложения.
Линия предложения будет иметь различный наклон в зависимости от того, какой период:
— в мгновенном периоде ресурсы предложения практически фиксированы, поэтому линия предложения будет представлена вертикальной прямой (линия S2 на рис. 5.6.);
— в коротком периоде, когда возможно варьировать переменной частью производственных ресурсов, линия предложения имеет «нормальный» вид (линия S1 на рис.5.6.);
— в длительном периоде, когда все производственные ресурсы рассматриваются как переменные, линия предложения может иметь вид типа линий S1, S3, S4 на рис. 5.6.
Такое разграничение позволяет включить косвенно учет фактора времени в анализ рынка.
В отличие от общего закона спроса, практически не имеющего исключений, подобного общего закона предложения не существует, однако наиболее распространенным случаем является линия S1 на рис. 5.6.
Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавцов сделать этот товар доступней, т.е. произвести его и предложить на продажу. Это связано с тем, что при более высоких ценах повышается доходность продаж, и при увеличении чистого дохода от дополнительного производства высокие цены побуждают продавцов увеличивать объем предложения.
Изменение объема предложения — это изменение количества товара, предлагаемого для продажи в ответ на изменение цены (при прочих равных условиях). Изменение объема предложения отображается движением вдоль данной кривой предложения. Кривая предложения показывает связь цены и объема предложения в данный момент времени.
Кривая предложения строится, исходя из предпосылки, что все другие факторы, кроме цены, побуждающие поставить товар на рынок, являются фиксированными. Изменение предложения (характер предложения) товара выражается в смещении всей кривой предложения в ответ на воздействие неценовых факторов. Например, при сдвиге кривой предложения вправо, при каждой возможной цене объем предложения был бы выше. Это становится возможным, например, при падении цен на ресурсы. В этом случае минимальная цена, которую продавцы хотят получить, чтобы поставить на рынок некоторое количество товара, также падает, поскольку уменьшаются удельные издержки.
Тогда новая кривая предложения будет находиться правее старой для каждого объема товара после повышения предложения.
4. Взаимодействие спроса и предложения.
Рыночное равновесие
Экономическая модель спроса и предложения стремится объяснить цены и количества товаров, обмениваемых на рынке на определенный период. Рыночное равновесие наступает тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых и покупаемых товаров. Если рынок находится в равновесии, то цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят купить, в точности совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить (рис. 5.7.).
цена
товара D S
P
K L
P1
P* М N
P2 S D
О количество
Q1 Q2 Q* Q2 Q1 товара
Рис. 5.7. Равновесие на товарном рынке
Совместим на одном графике линии спроса DD и предложения SS. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения.
Цены спроса — максимальные цены, которые согласны уплатить покупатели за различные объемы предлагаемого товара. Цены предложения — минимальные цены, по которым могут быть предложены различные объемы товара.
Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения кривой спроса и предложения, которые определяются объемом Q и ценой P и называются соответственно равновесным объемом и равновесной ценой.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению.
Абсолютная величина равновесной цены на рис. 5.7 определяется отрезком OP*, а равновесного объемом OQ*.
Если реальная цена будет больше равновесной (P 1
Если реальная будет меньше равновесной (P2 Q2). Не все покупатели смогут реализовать свою потребность в данном товаре. Возникнет очередь покупателей, желающих приобрести этот товар и даже заплатить на него более высокую цену. В результате избыток спроса MN = Q2‘- Q1, который представляется как дефицит предложения, будет оказывать повышающее давление на цену P2 до тех пор, пока цена не станет равной P*.
Стабильностью равновесия называют способность рынка выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться в равновесие под влиянием своих внутренних факторов.
ПОЛЕЗНОСТЬ — характеристика товаров и услуг, которая отражает
удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. П. представляег субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах П. — т.н. ютилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывания предельной полезности.
продолжение
--PAGE_BREAK--