--PAGE_BREAK--Дальнейшее движение права собственности на ценные бумаги осуществляется на вторичном фондовом рынке. При этом дилеры, которые приобрели ценные бумаги на первичном фондовом рынке, продают их по рыночной цене. В сделках принимают участие дилеры, приобретающие бумаги за свой счет, и брокеры, выполняющие заказы своих клиентов.
Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на:
а) организованный (биржевой) рынок
б) неорганизованный (внебиржевой или «уличный») рынок.
Учет взаимных обязательств участников торгов выполняют клиринговые организации. Перечисление денежных средств от покупателя продавцу осуществляют коммерческие банки, а ценных бумаг от продавца к покупателю- депозитарий.
Фиксация права собственности покупателей на ценные бумаги осуществляется реестродержателями.
Важнейшая черта вторичного рынка – это его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию.
Вторичный фондовый рынок позволяет решить задачу, связанную с повышением курсовой стоимости ценных бумаг – “раскрутка” акций эмитента. Эту задачу решают дилеры, которые, осуществив всех эмитированных акций на первичном рынке ценных бумаг, начинают затем игру на повышение и продают ценные бумаги по более высокой рыночной стоимости [12, с.43]
Вторичный фондовый рынок является также инструментом для осуществления спекулятивной игры и получения спекулятивной прибыли. Эту возможность, предоставляемую вторичным рынком, широко используют профессиональные участники фондового рынка – брокеры. Осуществляя большой объем операций купли-продажи ценных бумаг и стремясь приобрести их по более низкой и продать по более высокой цене, они обеспечивают тем самым ликвидность вторичного фондового рынка. Субъекты, непосредственно осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг:
¨ Эмитенты — осуществляют выпуск ценных бумаг. Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» определяет эмитента как юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условия выпуска ценных бумаг.
¨ Инвесторы – осуществляют вложения денежных средств и иного имущества в ценные бумаги. В соответствии с Законом «О ценных бумагах и фондовых биржах.
¨ Посредники — осуществляют операции с ценными бумагами третьих лиц в соответствии с законодательством. Способствуют встрече эмитента и инвестора и, в результате, обороту ценных бумаг:
§ Профессиональные участники рынка ценных бумаг — субъекты, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (виды профессиональной деятельности определены ст. 14 закона «О ценных бумагах и фондовых биржах»).
Могут выступать эмитентами и инвесторами, но основной задачей является ведение деятельности, способствующей организации и поддержанию рынка ценных бумаг (посредническая, коммерческая, депозитарная, трастовая, консультативная и др.)
§ Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг [6, с.21]
Важная роль на вторичном рынке ценных бумаг принадлежит фондовой бирже, которая является одним из обязательных элементов рыночной экономики.
По мнению исследователя биржевой деятельности Г.П.Черникова, биржа всегда представляет собой посредническую организацию, цель которой состоит в налаживании нормального обмена ценных бумаг [10, с.39]. Однако характер биржевых посредников, их статус, особенности формирования и принципы деятельности существенно отличаются по странам.
Фондовые биржи, объединяя профессиональных участников рынка ценных бумаг в одном помещении, создают условия для концентрации спроса и предложения и повышения ликвидности рынка в целом. Для бирж присуща определённая система организации торговли. Поэтому представляются справедливым следующее определение фондовой биржи: это научно, информационно и технически организованный рынок ценных бумаг, работающий на основе определённых принципов [9, с.262]. Эти принципы заключаются в следующем:
¨ проверка качества и надёжности продаваемых ценных бумаг;
¨ установление на основе аукционной торговли единого курса на
одинаковые ценные бумаги одного элемента;
¨ гласность совершаемых на бирже операций.
1.3.
Ценные бумаги: понятие, виды
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).Кроме того, это инструмент привлечения денежных средств, объект вложения финансовых ресурсов [10, c.6].
Основными видами ценных бумаг являются:
1)акция; 2)вексель; 3)облигация; 4)опцион; 5)варрант; 6)казначейский вексель; 7)депозитный сертификат; 8)муниципальные облигации; 9)фьючерсные контракты; 10)приватизационный чек; 11) залоговая и др.
Акция — ценная бумага, удостоверяющая долевое участие владельца в капитале деловой единицы бизнеса, имеющего статус юридического лица в форме корпорации. Акция есть доля акционера во всем том, что имеет компания, его узаконенное право на часть капитала, имущества, дохода.
Существует несколько классификаций акций.
Именные акции — акции, владельцы которых обязательно должны быть зарегистрированы в реестре корпорации. Акционерами считаются лишь те владельцы, о которых в книге акционеров имеется соответствующая запись с указанием времени и количества приобретенных акций.
Акции на предъявителя не регистрируются корпорацией. Как правило, она не знает, кто является их владельцем. Лишь фактическое владение этими акциями служит юридическим основанием того, что перед нами акционер компании.
Обыкновенные акции удостоверяют участие в акционерном капитале, предоставляют возможность управления акционерным обществом, дают право голоса (одна акция = один голос), право на получение дивидендов, части имущества акционерного общества при еголиквидации после удовлетворения
требований кредиторов и отсутствия иной задолженности.
Привилегированные акции дают преимущественное право на получение дивидендов. В случае ликвидации предприятия владелец привилегированной акции имеет преимущественное право (по отношению к держателю обыкновенной акции) на получение части имущества общества в соответствии с долей совладения предприятием, выраженной стоимостью акций. Устав акционерного общества может предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного типа, если им допускается возможность конвертации акций этого типа в обыкновенные акции. Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества[10, с.36].
Привилегированные акции различаются по характеру выплаты дивидендов:
§ с фиксированным доходом;
§ с плавающим доходом;
§ с участием (в прибыли сверх установленного дивиденда);
гарантированные;
— экс-дивидендные (купленные в срок, например, меньше 10 дней до официального объявления даты выплаты дивидендов);
— кумулятивные (по этим акциям невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд, размер которого определен в уставе, накапливается и выплачивается впоследствии).
Дивиденды выплачиваются акционерам по итогам деятельности акционерного общества за квартал или год. Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну обыкновенную или привилегированную акцию. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций.
Размер окончательного дивиденда не может быть больше рекомендованного советом директоров акционерного общества, но может быть уменьшен общим собранием акционеров. Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована. Она зависит от суммы полученной прибыли и решения общего собрания акционеров по выделению доли средств на выплату дивидендов. Фиксированный дивиденд по привилегированным акциям устанавливается акционерным обществом при их выпуске. Выплата дивидендов по таким акциям производится независимо от полученной прибыли в соответствующем году.
«Золотая „акция, или акция “вето», обычно выпускается на срок 3 года и дает право приостанавливать действие решений, принятых на общем собрании акционеров на 6 месяцев. Она дает право снимать вопросы с повестки дня общего собрания акционеров.
Одной из характеристик акции, хотя и не самой важной, является ее номинал — условная величина, выражаемая обычно в денежной форме и определяющая долю имущества акционерного общества, которая приходится на одну акцию. На основе номинала рассчитывается сумма дивидендов, выплачиваемая акционеру. Основной характеристикой акции является ее курсовая стоимость (курс акции) — величина, показывающая, во сколько раз текущая цена акции (цена, по которой ее можно приобрести в настоящее время па рынке) выше номинала.
Важным свойством акции, отличающим ее от других ценных бумаг, является то, что акция дает ее владельцу право на управление предприятием, которое реализуется на общем собрании акционеров. Влияние акционера прямо пропорционально размеру средств, вложенных им в уставный капитал акционерного общества.
Вексель — специфическая ценная бумага, свидетельство, в котором воплощено право на определенный денежный доход. Под векселем понимают составленное по установленной законом форме письменное долговое абстрактное денежное обязательство выплатить определенную сумму денег через установленный срок предъявителю векселя или лицу, указанному в нем, или оплатить их долговые обязательства.
Векселя подразделяются на коммерческие и финансовые. За коммерческим векселем стоит конкретная товарная сделка. Финансовый вексель есть своеобразная расписка о получении займа. Это простое долговое обязательство, которое не является ценной бумагой ввиду отсутствия вторичного рынка.
Наряду с этим различают:
Простой вексель (соло-вексель) представляет собой ценную бумагу, содержащую простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и оговоренном месте конкретному лицу или по его приказу. Он предполагает, что физическое или юридическое лицо, выставившее вексель, является одновременно и плательщиком по нему. Простой вексель выдается покупателем продавцу при реализации последним товаров с отсрочкой платежа.
Переводной вексель (тратта) выставляет не заемщик, а кредитор (трассант). Он представляет собой приказ заемщику (трассату) об уплате в установленный срок определенной суммы денег третьему лицу (ремитенту) или предъявителю векселя, если он не именной, а предъявительский. С помощью переводного векселя кредитор может рассчитаться по своим собственным долгам.
Переводной вексель представляет приказ совершить платеж, исходящий от лица, выдавшего вексель, но это еще не обязательство совершить платеж со стороны трассата. Поэтому переводной вексель должен быть подтвержден или акцептован им. Акцепт есть письменное согласие на оплату указанной в векселе суммы, т. е. принятия обязательства по нему. Акцепт есть одностороннее, безусловное и абстрактное обязательство. На лицевой стороне векселя должна появиться запись «согласен» или «принято к оплате». Акцептант или векселедатель простого векселя является главным ответчиком за его оплату в установленный срок.
Это должники «первого порядка».
В целях повышения надежности векселя в обращении на нем ставится также подпись специального поручителя (гаранта). Она называется авалем. Причем аваль может касаться как всей суммы долга, так и ее части. Тем самым лицо, совершившее аваль (авалист), принимает на себя ответственность за осуществление платежа, если трассат, трассант или индоссант не смогут это сделать.
Вексель до истечения своего срока может быть учтен в коммерческом банке по индоссаменту, что представляет собой выдачу его бывшему владельцу специального дисконтного кредита. В результате такой операции банк становится законным владельцем векселя, к нему переходят все права на предъявление его должнику[6, с.46].
Облигацией называется письменное долговое обязательство, в котором эмитент обязуется выполнить определенное условие — обратной выплаты полученной денежной суммы и установленного процентного вознаграждения. Это безусловное обязательство эмитента данной ценной бумаги.
Облигация — это ценная бумага, которая:
1) выражает заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом;
2) самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеет собственный курс;
3) обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами.
Облигация имеет базовые характеристики — номинал, курс, пункт, купон (купонный процент), дата погашения, дисконт и др. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Дисконт (как и премия) — это разница между продажной ценой и номиналом облигации; в случае с премией эта разница положительна, а в случае с дисконтом — отрицательна. Другое название дисконта — скидка. Купон (купонный процент} — это фиксированный процент, который устанавливается в момент эмиссии облигации. Исходя из этого процента облигационер получает регулярные платежи по облигации. Купон оформляется обычно как отрывная часть облигации. Чем выше размер купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина купона зависит от имиджа, надежности эмитента. На него влияет также и срок обращения облигации. Чем длиннее срок, тем больше купон, так как рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации.
Облигация относится к основным ценным бумагам, активно используется на фондовом рынке и представляет собой срочную долговую бумагу, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Она выпускается, как правило, на срок от одного года и более. Эмитент обязуется выкупить облигацию в установленный срок[10, с.53].
Облигации выпускаются с целью привлечения дополнительных средств для проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета. Облигации имеют право вы пускать только юридические лица (предприятия и их объединения, акционерные общества, кооперативы, банки, государство). Облигации бывают следующих типов:
§ именные — владельцы этих облигаций регистрируются в особой книге, поэтому такие облигации обычно бескупонные;
§ на предъявителя — имеют специальный купон, являющийся свидетельством права держателя облигации на получение процентов по наступлении соответствующего срока;
§ обычные (неконвертируемые) — часто предусматривают возможность досрочного погашения посредством выкупа;
§ конвертируемые — выпускаются под заемный капитал с правом конверсии (через определенный срок по заранее установленной цене) в обыкновенные или привилегированные акции;
§ обеспеченные — выпускаются под залог и обеспечиваются недвижимостью эмитента или доверительной собственностью других компаний. Требования владельцев таких облигаций как кредиторов подлежат первоочередному удовлетворению;
§ необеспеченные — не обеспечиваются недвижимостью, поэтому владельцам таких облигаций не предоставляются преимущества по сравнению с другими кредиторами. Ввиду этого они обладают действительной ценностью только в том случае, если эмитент имеет прочное финансовое положение и высокий «облигационный» рейтинг;
§ с полным купоном — продаются по номиналу и характеризуются доходом по купону, равным текущей рыночной ставке;
§ с нулевым купоном — доход по ним выплачивается при погашении путем начисления процентов к номиналу без ежегодных выплат.
Опцион представляет собой ценную бумагу, являющуюся результатом опционного контракта, в соответствии с которым один из его участников приобретает право покупки или право продажи какого-то количества ценных бумаг по оговоренной цене в течение некоторого периода времени, а другой участник за денежную премию обязуется при необходимости продать или купить ценные бумаги по определенной договором цене. Как правило, опцион выставляется на обыкновенную акцию.
Под опционным контрактом подразумевают контракт, обязывающий предлагающего держать предложение в силе в течение оговоренного периода времени. Владелец опциона имеет право выбора купить (продать) его или отказаться от этого. Он не несет по нему никаких других обязательств, кроме уплаты премии. Целесообразность этого действия определяет сам покупатель, исходя из своих собственных коммерческих интересов.
Варрант является специфическим видом ценных бумаг. Его появление связано с обязательством, которое продавец дает покупателю в отношении права собственности на уже обращающиеся ценные бумаги корпорации, обычно — обыкновенные акции. Как и с опционом, в отношении варранта существует гарантия права собственности, т. е. обязательство продавца передать право собственности без сохранения права на его удерживание продавцом.
Владелец варранта имеет право обменять эту ценную бумагу на указанное в нем количество обыкновенных акций по твердой цене в течение определенного периода времени, если курс этих акций достиг оговоренного порога.
Варрант — долгосрочная ценная бумага. Она выпускается, как правило, вместе с облигациями корпорации и с ее привилегированными акциями, составляя одно целое. Это делает первичное размещение этих ценных бумаг, с одной стороны, более привлекательным, а с другой — уменьшает эмиссионные затраты корпорации. Если это растущая, с четко выполняемыми планами компания, то варранты могут привлекать интерес будущих инвесторов.
В отличие от опционов, выпуск которых может осуществлять как эмитент, так и собственник портфеля ценных бумаг, эмиссия варрантов осуществляется эмитентом долговых обязательств.
После выпуска ценной бумаги с варрантом он отделяется от нее. Когда варрант отделяется от ценной бумаги, ее продажная цена уменьшается на цену варранта. При этом, попадая на вторичный рынок, варрант приобретает собственный рыночный курс. Цена, по которой варрант может быть обменен на новую ценную бумагу, называется ценой исполнения варранта[6, с.43].
Казначейские векселя представляют собой краткосрочные облигации казначейства (министерства финансов). Они выпускаются в счет управления внутренним государственным долгом. Данный вид ценных бумаг обладает высокой ликвидностью, он занимает видное место в портфеле ценных бумаг корпорации, не случайно эти бумаги называют иногда «вторыми деньгами».
Казначейские векселя продаются со скидкой (дисконтом), т. е. ниже номинала, а выкупаются по номиналу. Полученная разница представляет собой капитализированный процент. Казначейские векселя выпускаются в форме векселей на предъявителя, платеж после окончания срока действия этого долгового обязательства производится его владельцу.
Депозитный сертификат является банковской ценной бумагой, свидетельством о получении эмитентом срочного вклада. Он представляет собой банковский депозит определенной деноминации с фиксированным сроком и фиксированным вознаграждением. Он выпускается, как правило, на предъявителя. Депозитный сертификат — перепоручаемая ценная бумага, имеющая активный вторичный рынок. Это высоко ликвидная ценная бумага.
Муниципальные облигации представляют собой ценные бумаги местных органов власти и предназначены для финансирования различных общественных проектов. Эти бумаги долгосрочны и имеют купонные платежи. Оплата процентов и погашения основной суммы долга производится, как правило, из налоговых поступлений данного муниципалитета.
Фьючерсные контракты представляют собой ценные бумаги, причиной появления которых является договор о поставке оговоренного количества ценностей в течение известного периода времени по цене, установленной в момент заключения сделки. Фьючерсные контракты могут выставляться на товары, продаваемые на товарных биржах, а также на ценные бумаги государства в виде казначейских векселей и казначейских обязательств. Последние называются процентными фьючерсами.
Ценовая определенность и обязательность исполнения — главные характеристики фьючерсов. Они не предусматривают немедленной передачи права собственности на приобретаемые по контракту ценности из одних рук в другие. На фьючерсном рынке приобретается гарантированное законом обязательство, которое может быть оформлено как сделка, учитывающая права на собственность. Еще одной спецификой фьючерсов является то, что они продаются независимо от того, существуют ли эти ценности в данный момент времени или нет.
Фьючерсы по своей сути схожи с опционами: и те, и другие дают возможность приобретать в будущем определенные фондовые ценности. Однако, в отличие от опциона, фьючерсы, во-первых, не являются актами купли-продажи, это твердое обязательство поставки ценности. Во-вторых, фьючерсный контракт включает требование обязательного расчета после окончания его срока. Невыполнение контракта предполагает компенсацию или возмещение. В-третьих, риск, связанный с фьючерсной сделкой, гораздо выше, ибо исполнение сделки обязательно. Если цена фондовой ценности понизится, то покупатель фьючерса может потерять гораздо больше, чем размеры премии по опциону. То же самое относится к продавцу фьючерса в случае, если цена возрастает.
Условия фьючерсного контракта стандартны. В нем указываются размер поставки, место и время поставки. Цена фьючерсного контракта определяется как результат соотношения спроса и предложения на биржевых аукционах. Расчеты по фьючерсным контрактам организованы через клиринговые палаты бирж, связывающих между собой счета брокерских компаний-участников фьючерсных торгов.
Чек — вид ценной бумаги, денежный документ строго установленной законом формы, содержащий приказ владельца текущего счета в финансовом институте (чекодателя) о выплате владельцу чека по его предъявлении суммы денег, обозначенной в этом обязательстве. Он предназначен для упрощения платежного оборота.
Чек является основным распорядительным документом по текущему счету. Его владелец может выписать какое угодно число чеков в пределах остатка по своему текущему счету. Выдача так называемых «безвалютных» чеков, т. е. оплата которых не обеспечена остатком на текущем счете или специальным кредитным соглашением с банком, карается по закону. Чек можно передать в уплату вместо денег, но это не сами деньги, а лишь требования на них.
Выставление чека предполагает взаимодействие трех сторон: чекодателя — лица, выписавшего чек; чекодержателя — лица, получившего чек.
Приватизационные чеки представляют собой особый вид государственных ценных бумаг, опосредующих механизм безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности в ходе ее приватизации. Поэтому они рассчитаны на сравнительно короткий период и подлежат погашению после обмена чека на акцию или на долю в имуществе приватизируемого предприятия[10, с.64].
Залоговые ценные бумаги выпускаются под уже существующие закладные. Закладная есть долговое обязательство, появление которого связано с получением кредита под развитие недвижимости (чаще всего — жилья). При этом последняя служит его обеспечением.
Одним из видов деятельности на вторичном рынке закладных является создание пула закладных. В этой связи создатели пула закладных выпускают специальные ценные бумаги, которые представляют на рынке определенную долю этого пула, и их владельцы становятся совладельцами этого пула. Взносы по закладным распределяются между держателями этих ценных бумаг. Основными эмитентами этих ценных бумаг являются банки.
В случае невозможности выплаты по этим ценным бумагам их владелец имеет право на собственность в виде недвижимости и может продать их в счет погашения долга[6, с.49-51].
2 Специфика становления и функционирования рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой
Фондовый рынок в странах с развитым рыночным хозяйством развивался на протяжении многих десятилетий. В Республике Беларусь этот процесс протекает особенно трудно, поскольку формирование рыночных отношений, начавшееся не более 10—15 лет назад, связано с преодолением многих препятствий, созданных старой экономической системой[12, с.141]
В любой развитой стране основу рынка ценных бумаг формирует акционерная собственность. В этих странах около половины рынка ценных бумаг (за исключением срочного рынка) в терминах рыночной капитализации составляют долевые ценные бумаги — акции. Одной из основных причин появления акционерного капитала является приватизация государственной собственности. Явление приватизации стало одним из наиболее значительных экономических событий XXвека. Под ее влиянием морально устаревшие и убыточные государственные предприятия превращались в прибыльные и мощные частные производства. Даже в немногочисленных государствах, которые все еще сопротивляются ей, уже начинает формироваться понимание неизбежности этого процесса.
На протяжении большей части XXвека в мире доминировали идеологии государственного планирования и управления, начиная с полностью централизованного планирования в социалистических странах и нацистской Германии и заканчивая сторонниками и последователями Джона Кейнса, поощряющими вмешательство государства в естественные рыночные процессы. И только в последние два десятилетия волна огосударствления экономики схлынула, причем с такой силой, что эти двадцать лет практически полностью перевернули устои предыдущих восьмидесяти.
Давно прошло то время, когда экономисты должны были приводить доводы в пользу приватизации. В настоящее время нет необходимости анализировать ее успехи. Мир уже на собственном опыте убедился в ее преимуществах.
На данном этапе перед экономистами стоят следующие проблемы: каким образом провести приватизацию? как минимизировать вероятность провала? как увеличить шансы на успех?
Согласно первоначальным планам программа массовой приватизации в Беларуси должна была быть завершена к середине 2000 года. Именно этой датой ограничивался срок действия именных приватизационных чеков. Однако сначала срок выдачи чеков был продлен до 1 июля 1997 года. Затем срок обращения чеков был увеличен на три, а срок погашения отодвинут на четыре года. Факт неоднократного продления сроков является убедительным доказательством вялости процессов изменения форм собственности в Беларуси. Предпринимавшиеся государством попытки реанимирования программы массовой приватизации не принесли успеха. Доля погашенных к настоящему времени приватизационных чеков свидетельствует о том, что сама ее схема не была жизнеспособной.
Процессами приватизации движут экономические законы. Централизованное планирование и управление не могут превзойти рыночные механизмы. Управляемая государством экономика вызывает искажения, которые снижают эффективность хозяйственных процессов. Она разрушает стимулы и подавляет способность предприимчивых людей к использованию благоприятных возможностей, размывает сигналы, которые свободные цены посылают производителям и потребителям.
Но, пожалуй, самым важным является то, что государственная экономика политизирует промышленность, деятельность которой должна зависеть исключительно от экономических факторов. Она не в состоянии столь же эффективно распределять ограниченные ресурсы, как это делает частный бизнес, по причине того, что для государства не существует конкуренции. Чиновник, отвечающий за какое-либо государственное предприятие (сектор, отрасль) или курирующий его, преследует свои собственные (или государственные) интересы, которые не обязательно соответствуют экономическим потребностям общества. Следствие этого — появление убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности и лежащих тяжелым бременем на бюджете. Приватизация позволяет ослабить это бремя, а также влияние государственных чиновников и сделать экономические процессы более эффективными.
Таким образом, экономической целью приватизации является создание эффективной хозяйственной структуры. Рынок сам расставит все точки над «I» и приведет в соответствие структуру производства и структуру общественных потребностей. В этом отношении существующая в настоящее время идеология приватизации, являющаяся, видимо, новой государственной политикой, представляется неверной. В частности, данная схема предполагает продажу частигосударственных пакетов акций предприятий, не относящихся к списку так называемых «голубых фишек», за иностранную валюту. Вырученная таким образом валюта пойдет на пополнение золотовалютных резервов страны, которые будут использоваться для поддержания обменного курса белорусского рубля. Первый этап по реализации этой модели приватизации, а именно определение спроса инвесторов на ценные бумаги, уже начался в ноябре 2000 года при помощиБелорусской котировочной автоматизированной системы (БЕКАС) на Белорусской валютно-фондовой бирже. До начала 2001 года успешно прошло несколько пробных торгов.
Данная схема на первый взгляд обладает некоторыми достоинствами. Очевидно, предполагается, что в качестве покупателей государственных пакетов акций выступят иностранцы. Однако иностранные инвесторы, инвестировавшие валюту в акции, окажутся «повязанными» с нашей экономикой, поскольку продать эти акции они вряд ли смогут. У нас отсутствует фондовый рынок, да и валютное регулирование меняется чуть ли не каждый час, что не позволяет быть уверенным в возможности репатриации не только прибыли, но и самих инвестиций. [12, с.35-36]
Такая модель приватизации эквивалентна тому, что помимо определенной суммы, необходимой для покупки самих акций (эти деньги пойдут в доход государства), инвесторам придется найти ресурсы для инвестиций в само производство или его реструктуризацию хотя бы для того, чтобы окупить свои первоначальные инвестиции. Для многих потенциальных отечественных инвесторов такая финансовая ноша окажется просто неподъемной. Это первый и весьма существенный недостаток.
Более того, прогнозы относительно заинтересованности иностранных инвесторов в белорусских предприятиях чрезмерно оптимистичны. В реальности, как показывает опыт приватизации в странах Центральной и Восточной Европы, на это могут рассчитывать лишь считанные единицы. Понятно, что это будут наиболее успешно развивающиеся предприятия, которые сумели провести реструктуризацию производства самостоятельно либо занимают ключевые позиции в определенных хозяйственных процессах. Следовательно, в большинстве случаев государственные пакеты акций будут покупать отечественные инвесторы. Если государство действительно заинтересовано в продаже доли своей собственности, рано или поздно оно будет вынуждено смягчить условия продажи собственных пакетов акций. Процесс приватизации не должен быть самоцелью, напротив, приватизация должна рассматриваться как один из наилучших инструментов проведения реструктуризации экономики и, как следствие, повышения экономической эффективности и роста.
Второй недостаток рассматриваемой модели заключается в том, что сам подход к приватизации вызывает сомнения в своей жизнеспособности. Непонятно, почему потенциальный инвестор должен предоставлять предприятию два«кредита»: первый раз это произойдет, когда инвестор приобретет акции предприятия, а второй раз—при модернизации производства. Вполне достаточно второго кредита. При практически полном отсутствии иностранных инвестиций в белорусскую экономику, поскольку их объем, по оценкам экспертов, составляет менее процента от необходимого уровня, вряд ли иностранные инвесторы соблазнятся такими условиями. В противном случае в стоимость акций приватизируемых предприятий необходимо заложить поправку на затраты по приобретению самих акций. Но и тогда средства, направляемые на покупку акций, не могут рассматриваться в качестве инвестиций, поскольку носят непродуктивный характер и представляют собой скорее налог на участие в деятельности акционерного общества. Продажа акций государством в процессе приватизации (при наличии существенной доли государства в акционерном капитале) объективно отличается от обращения акций на вторичном рынке, поскольку государство продает акции по причине того, что оно не всостоянии обеспечить эффективность деятельности предприятия.
В подавляющем большинстве приватизируемых предприятий контрольный пакет остается в руках государства. Очевидно, что этот факт в совокупности с неудовлетворительным уровнем корпоративного управления, осуществляемого государственными органами, не позволит инвесторам проводить собственную экономическую и хозяйственную политику на предприятиях, что еще больше снижает инвестиционную привлекательность последних.
Под сомнение можно поставить еще многие аспекты данной модели приватизации. Например, идея пополнения валютных резервов за счет продажи государственной доли в уставных фондах акционерных обществ очень спорна. Существует множество других механизмов монетарной природы, направленных на поддержание обменного курса. При отрицательном сальдо торгового баланса, уже долгое время превышающем 1 млрд. долларов США в год, поощрение «бегства» капитала за границу посредством интервенций на внутреннем, а как показывает история, и на внешнем валютном рынке становится государственной задачей исключительной важности — само государство стимулирует этот процесс.
Более того, можно с уверенностью утверждать, что активы приватизируемых акционерных обществ не имеют реальной рыночной стоимости и, скорее всего, недооценены в силу отсутствия действующего вторичного рынка корпоративных ценных бумаг. Как показывает мировая практика, капитализация фондовых рынков развивающихся стран растет опережающими темпами по отношению к фондовым рынкам развитых стран. Во многих странах с переходной экономикой за период проведения ключевых реформ в экономике капитализация рынка ценных бумаг увеличивалась в десятки раз. Поскольку в соответствии с указанными выше документами единственной целью продажи пакетов акций, принадлежащих государству, является пополнение золотовалютных резервов, то очевидно, что она противоречит механизму их пополнения (или времени реализации этого механизма).
Все использовавшиеся или использующиеся схемы приватизации можно свести к двум типам — массовой (ваучерной) и «поименной» приватизации. Выбор метода, как правило, обусловлен государственными приоритетами в отношении условий продаж, прозрачности приватизации, расширения и углубления рынков капитала, улучшения корпоративного управления на предприятиях, а также прямым влиянием технологических и управленческих ноу-хау.
Программы массовой приватизации (ПМП) разрабатываются с целью справедливого распределения богатства страны и широкогоучастия населения в приватизации. Однако ПМП не гарантируют эффективность приватизации, поскольку они не вовлекают новый капитал или опыт, не создают механизмов контроля и управления администрацией предприятий со стороны акционеров, не приносят государству доход.
Суть схемы «поименной» приватизации, обычно применяемой в странах с развитым фондовым рынком, заключается в продаже предприятий стратегическому инвестору за деньги (например, выкуп предприятий работниками или администрацией) или с помощью механизма IPO. Эта схема обеспечивает эффект — она приносит государству доход, создает условия для контроля над администрацией предприятий, открывает доступ к финансовым ресурсам и опыту.
Однако этот подход не способствует широкому участию населения в процессах приватизации и является достаточно медленным.
Приватизация, проводимая с помощью публичного предложения акций, представляет собой наиболее прозрачный механизм смены собственности. Однако он требует определенной степени развития финансовых рынков, а также хорошо развитой законодательной инфраструктуры. Этот метод больше всего подходит для приватизации некоторых крупных компаний, которые не требуют проведения немедленной реструктуризации. Метод IPOявляется инструментом расширения и углубления рынков капитала, он также содействует распространению корпоративной культуры среди населения, поскольку предполагает участие в приобретении акций достаточно широкого кругаинвесторов.
Одной из модификаций метода IPOявляется продажа значительного пакета акций стратегическому инвестору параллельно с размещением публичного предложения. Объединяя два подхода, правительство извлекает преимущества обоих методов. Приватизированные таким образом компании получают стабильную администрацию, а также определенную гарантию от «враждебного слияния компаний» в течение нескольких лет после проведения приватизации.
Во многих странах задача выбора схемы проведения приватизации еще не решена. Некоторые страны с переходной экономикой (например, Россия) выполнили ПМП, однако сохранили государственную долю во многих частично приватизированных компаниях и оставили в государственной собственности огромные неприватизированные отрасли экономики (обычно это инфраструктурные отрасли — транспорт, энергетика, телекоммуникации, а также финансовый сектор — банки и страхование). Этот путь избрали страны Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Основной причиной такого выбора было стремление к равенству: объем частного капитала, способного приобретать приватизируемую собственность, был крайне низким по сравнению с ее стоимостью.
В других крупных странах (например, в Китае), где государственный сектор экономики продолжает существовать в значительных масштабах, широкий переход прав собственности к населению при условии получения минимальных доходов (как это предусматривается в ПМП) может быть политически неприемлем. Более того, программа приватизации может быть недостаточно большой для поддержки действительно массовой приватизации. В то же время потенциальная роль продаж с аукциона ил и с помощью IPOявляется также ограниченной, поскольку покупательная способность частного сектора очень низка, а финансовая инфраструктура недостаточно развита.
Низкий уровень благосостояния сам по себе не является проблемой для приватизации (в отличие от задачи получения государством доходов), так как всего лишь означает установление низких цен на приватизируемые активы. Более существенной проблемой является распределение частного капитала, что обусловлено существованием черного рынка и ангажированностью государственных чиновников. В странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза поименная приватизация была политически недопустимой, поскольку она создавала угрозу перехода государственной собственности в руки правящей партии, мафии и иностранцам по низким ценам.
Большие нарекания вызывает также эффективность ПМП. В связи с тем что собственность распределяется «бесплатно», акционеры не несут никакого реального риска, что становится причиной равнодушия по отношению к деятельности компании. В результате вместо того, чтобы создать для акционеров рычаги влияния на администрацию предприятий, ПМП приводит к росту беспредела и произвола руководящей верхушки компаний.
Из вышесказанного следует, что применение программы массовой приватизации или поименного метода приватизации с теми или иными незначительными вариациями нецелесообразно и скорее всего не приведет к желаемым результатам. Выход, как всегда, находится посередине. Этот метод получил название «IPO+» и является существенным развитием метода IPO.[12, с.127-128]
В нашей стране фондовый рынок только начинает свое развитие. Однако на данном этапе существует критическая потребность в целенаправленной государственной поддержке. В условиях острейшей необходимости модернизации производств белорусских предприятий развитие фондового рынка может стать тем источником финансовых ресурсов, который позволит преодолеть существующий кризис недостаточного инвестирования. Тем не менее развитие фондового рынка нельзя проводить обособленно. Даже при условии существования полноценного рынка ценных бумаг вполне возможно, что средства потенциальных инвесторов не поступят на фондовый рынок. Это может происходить по трем причинам, которые являются следствием взаимосвязи трех составляющих финансового рынка.
Во-первых, средства могут быть использованы на потребление. Основную часть инвестиций на фондовый рынок поставляет население. Если население имеет доходы, превышающие его расходы на потребление, то инвестиции увеличиваются и наоборот. Увеличение занятости, рост заработной платы, снижение налогов способствуют притоку капитала на фондовый рынок. Однако высокий уровень инфляции может привести к тому, что практически все средства населения будут использованы на потребление.
Во-вторых, инвесторы вместо биржевых активов могут отдать предпочтение любым другим способам использования средств. Конкуренция существует не только между реальными инвестициями и финансовыми вложениями, но и внутри секторов финансового рынка, например вложение средств в валюту, на депозиты в банк или для приобретения биржевых активов.
В-третьих, доходы могут быть инвестированы за границей, а такой инвестор становится международным. Выбор страны для инвестиций определяется базовыми рыночными законами и обусловлен социально-политическим или экономическим климатом в рассматриваемой стране, налоговой политикой правительства и т.д.
Рынок ценных бумаг не является местом финансовых спекуляций или узаконенным способом скупки отечественных предприятий. Спекулянты столь же необходимы фондовому рынку, сколь фондовый рынок необходим спекулянтам. Только благодаря спекулянтам создается ликвидность рынка, которая и обеспечивает ему существование. Безусловно, ценовые флуктуации на фондовом рынке определяются балансом спроса и предложения на конкретные инструменты. Однако более фундаментальной причиной ценовых колебаний являются совокупные ожидания рынка по поводу будущих доходов компаний или изменение общего направления движения рынка.
Существенный дисбаланс между рынками государственных и корпоративных ценных бумаг в сторону государственных ценных бумаг обычно приводит к финансовым пирамидам на государственном уровне. Для примера можно отметить, что до кризиса в России в августе 1998 года объем рынка российских государственных ценных бумаг превышал объем рынка корпоративных бумаг более чем в 10 раз. Последствием такого дисбаланса, как известно, явилась невозможность российского правительства платить по своим обязательствам. Наша страна пока далеко от такого развития событий, но только «благодаря» низкой емкости отечественного фондового рынка, которая не превышает считанных процентов по отношению к ВВП.
Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже затянулся на тринадцать лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за девять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.
Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка! Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спроса и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее можно с достаточной уверенностью утверждать, что государственное регулирование экономики будет носить скорее негативный, т.е. ограничительный, характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.
Причиной потенциально негативного характера государственного регулирования является так называемая «диалектика регулирования». Предпосылками противостояния участников рынка и государственных органов являются различные цели их деятельности. Деятельность регулирующих органов, как правило, направлена на обеспечение безопасности, стабильности, в то время как участники рынка ставят своей целью максимизацию каких-либо показателей: доходов, размера и т.д. При условии ограничения свободы действий участники рынка пытаются обойти эти ограничения и ищут «дырки» в законах. Регулирующие органы реагируют на эти действия, закрывая существующие недостатки законодательства. Несмотря на тот факт, что эта борьба стимулирует финансовые инновации, выгоды и стоимость регулирования очень тяжело оценить, поскольку выгоды очевидны в краткосрочном периоде, а полная оценка убытков и потерь от регулирования требует намного больше времени. Более того, чрезмерное количество различных проверяющих и контролирующих органов не позволяет экономическим субъектам заниматься своей непосредственной деятельностью.
Основополагающей первопричиной инвестиций и экономического роста являются сбережения субъектов экономики. В начале процесса реформ во всех странах с переходной экономикой норма сбережений резко упала. Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, в условиях широкого контроля за ценами и объемом товаров, существовавших при коммунистическом режиме, потребители были не в состоянии определить свой оптимальный уровень потребления, что приводило к искусственно завышенным нормам сбережений. Во-вторых, доходность инвестиций была крайне низкой.
Для стимулирования сбережений и вложений денежных средств в инвестиции (реальные или финансовые) должны выполняться два основных правила. Во-первых, государство на уровне макроэкономической политики не должно допускать инфляцию, т.е. отвлечение средств от инвестиций на спекуляции с товарами, валютой и недвижимостью. Во-вторых, владельцы денежных средств должны иметь право максимального непосредственного участия в определении направлений вложения капитала и контроля над ним. Наиболее эффективный способ увеличения нормы сбережений, доступный правительствам переходных экономик, состоит в сокращении дефицита бюджета.
Для оздоровления экономики необходимы смена экономических приоритетов и переход к использованию стимулирующих методов, таких, как налоговые льготы для инвесторов, бюджетная поддержка при развитии стратегических направлений экономики и т.д. очень важно также предоставить возможность населению легализировать денежные средства в иностранной валюте. Для успешного решения данного вопроса целесообразно разрешить гражданам зарегистрировать свои валютные средства без указания на источник их поступления, т.е. без налоговых и штрафных санкций.
На начальном этапе своего развития фондовый рынок, безусловно, будет иметь спекулятивный характер. Это объективный закон, свойственный человеку, а не каким-либо искусственным механизмам. Лишь после появления у участников рынка доверия к системе рынка, его организации, качеству государственного контроля и т.д., рынок ценных бумаг начнет приобретать инвестиционный характер.
В целом проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что белорусский фондовый рынок испытывает большое количество разнообразных по своему характеру и влиянию проблем. Фактически единственным полноценным финансовым инструментом на белорусском рынке ценных бумаг являются государственные облигации. Однако и этот сегмент рынка испытывает достаточно серьезные трудности.
Последние несколько лет государственные органы власти и управления занимают более активную позицию в отношении национального фондового рынка по сравнению с предыдущим периодом существования рыночной экономики. Целенаправленная государственная поддержка позволяет ожидать в ближайшее время существенных изменений в сфере ценных бумаг. Однако только после разрешения целого комплекса проблем рынок ценных бумаг может стать полноценным механизмом привлечения и заимствования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования различных форм собственности, а также государственными органами власти и управления.
Приток международного капитала в страны с переходной экономикой имеет фундаментальную важность для процесса экономической трансформации. Он может внести существенный вклад и помочь правительствам использовать потенциал роста. Национальные финансовые системы все еще не могут предложить достаточную поддержку инвесторам — сбережения крайне ограничены, особенно на этапе восстановления после рецессии переходного периода, когда ожидание будущих доходов стимулирует потребление. Кроме того, приток международного капитала значительно способствует снижению затрат финансирования инвестиций и является ключевым источником финансирования возрастающих инвестиционных потребностей особенно на поздних этапах трансформации.
Как показывают исследования Европейского банка реконструкции и развития, ряд стран бывшего СССР достигли большего уровня реформ в первые четыре года перехода к рыночной экономике (с 1991 по 1995 год) по сравнению с наиболее успешными странами-реформаторами Восточной Европы — Венгрией и Польшей (с 1988 по 1992 год), хотя в реальном времени первые значительно отстают. Однако во многих странах бывшего СССР лица, выигравшие от частичной либерализации и приватизации, часто стремились заблокировать дальнейший ход реформ и сохранить за собой преимущества, созданные частично либерализованной экономикой.
Хотя процесс реформ иногда и приобретает обратный характер, в целом в регионе наблюдается поступательный прогресс. Тем не менее для достижения дореформенных объемом производства в странах СНГ потребуется как минимум десять лет сравнительно высоких темпов экономического роста. Более того, темпы экономического роста должны превышать рост в странах Центральной и Восточной Европы на протяжении нескольких поколений, чтобы страны СНГ смогли достичь тех же уровней доходов, что и наиболее успешные переходные экономики. Развитие рынка ценных бумаг является жизненно необходимым элементом в этом процессе [12, с.143-144]
продолжение
--PAGE_BREAK--
3.Особености формирования рынка ценных бумаг, и перспективы его развития
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательной базы, специализированной инфраструктуры, определенных видов ценных бумаг, выпускаемых эмитентами Республики Беларусь и обращающихся на биржевом и внебиржевом рынках, а также эмитентов и владельцев этих бумаг.
Основу инфраструктуры рынка составляют ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», депозитарная система для регистрации прав собственности на ценные бумаги, состоящая из унитарного государственного предприятия 'Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" и депозитариев второго уровня (функции центрального депозитария по государственным ценным бумагам выполняет Национальный банк), а также профессиональных участников рынка ценных бумаг[13, с.10].
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен следующими основными сегментами:
- корпоративные ценные бумаги (акции юридических лиц);
- государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО);
- муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы);
- векселя юридических лиц;
- векселя банков;
На текущий момент в Беларуси создано более 1,5 тысячи акционерных обществ открытого типа. Акционеров насчитывается свыше 100 тысяч.
В переходный период в акционерные общества трансформируются государственные предприятия. За последние годы таким же способом поменяли свой первоначальный статус и «народные предприятия» (долевая собственность трудовых коллективов). Создаются также и новые акционерные общества, включая совместные предприятия с иностранными инвесторами, дочерние структуры крупных предприятий и т.д. [9, с.612].
Основным документом, регулирующим организованное обращение акций и облигаций на территории Республики Беларусь, является Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 г. № 1512-ХН [1, с.10]
Рынок акций в Беларуси все еще редко используется как источник финансирования, сегодняшний рынок акций — рынок для установления контроля за «стратегическими» предприятиями (в сравнении со сформированными рынками, где в большинство сделок включены инвесторы, заинтересованные в получении дивидендов и прибыли от торговли акциями Капитализация рынка акций в Беларуси остается на низком уровне, но является относительно приемлемой для стран с переходной экономикой [13, с.11] (Приложение 1).
Действующие акционерные общества практически не прибегают к повторной эмиссии ценных бумаг с целью привлечения дополнительных денежных средств. Исключение составляют лишь так называемые системообразующие белорусские банки, которые таким способом стремятся нарастить уставный капитал и выполнить соответствующие нормативные требования Национального банка.
Позитивный опыт по привлечению акционерного капитала накоплен на ОАО «Амкодор-Ударник», которое является одним из лидеров по объёму сделок с акциями на вторичном рынке.
После ряда административных отмен результатов дополнительных эмиссий (например, Минский маргариновый завод) в законодательство было введено правило, согласно которому подписка на акции дополнительного выпуска возможна лишь после переоценки имущества, включённого в уставный фонд, а продажа акций по более низким ценам запрещена.
Изменён порядок обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ. Обращение таких ценных бумаг после прохождения процедуры листснга осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», за исключением акций, принадлежащих государству (постановление СМ РБ от 10.07.2002г. №932). Ранее сделки с фондовыми бумагами можно было совершать и на внебиржевом рынке.
В то же время нельзя сказать, что фондовый рынок в Беларуси абсолютно мёртв. По состоянию на 1.01.2003г. к обращению на бирже были допущены акции 106 эмитентов. Всего было продано акций на 805,7 млн. BYR.[9, с.613-614]
Государственные ценные бумаги (ГКО. ДГО)
Выпуск указанных ценных бумаг осуществляется в целях привлечения временно свободных денежных средств юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.
В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге» от 07.05.1993 г. № 2328-ХИ право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.1997 № 1673 «Об утверждении основных условий выпуска государственных ценных бумаг в Республике Беларусь» конкретизирует статус Министерства финансов в качестве эмитента государственных облигаций. Выпуск государственных облигаций осуществляется Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь[1, с.9].
Наиболее распространенной формой первичного размещения государственных облигаций является их продажа на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком Республики Беларусь.
Правила заключения сделок с гос.облигациями на бирже, регламент торгов, расчетов и депозитарного обслуживания регулируются соответствующими документами Белорусской валютно-фондовой биржи, Национального банка и Центрального депозитария Национального банка Республики Беларусь. В частности, основным внутренним нормативным документом биржи, регламентирующим порядок заключения сделок является ’’Порядок заключения сделок по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь’’ № 1219 от 23.11.1999 [1, с.9].
Динамику развития рынка ГКО можно увидеть в приложении 2 и приложении 3.
Векселя банков.
Следует заметить, что рынок векселей банков наиболее динамично развивающийся сегмент финансового рынка. Отмечается постоянное снижение объемов выпуска векселей хозяйствующих субъектов (исключая выпуск векселей ГП «Белтрансгаз») и увеличение использования в хозяйственном обороте векселей банков, как более ликвидного и платежеспособного инструмента.
Именные приватизационные чеки «Имущество».
Именные приватизационные чеки «Имущество» введены в Республике Беларусь в 1994 году в целях осуществления безвозмездной передачи части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь. Этот процесс определен Законами Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»[20, с.332].
В соответствии со статьей 1 Закона «Об именных приватизационных чеках имущества Республики Беларусь», приватизационные чеки обеспечивают госсобственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам РБ и свидетельствуют о праве его владельца на долю в приватизируемой госсобственности [14, с.32].
Сроки начисления, выдачи и обращения чеков неоднократно продлевались. Делалось это, конечно, с благими целями: чтобы как можно больше жителей республики получили сертификаты. Сегодня граждане Республики Беларусь используют начисленные им ИПЧ «Имущество» следующим образом:
— обменивают чеки на акции специализированных инвестиционных фондов;
— продают чеки при посредничестве профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— приобретают за чеки акции первой эмиссии акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации государственных предприятий. [18, с.15].
Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже затянулся на десять лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем [12, с.165].
Однако сейчас готовится новый закон по образцу аналогичного Российской Федерации, и на это есть свои причины. На сегодняшний день в республике действует введенный в 1998 году указом президента мораторий на операции с акциями: заблокирована движение ценных бумаг, приобретенных за чеки «Имущество» и по льготной продаже. По всей видимости, выход нового закона будет совпадать по срокам с окончанием и чековой приватизации, и мораторий на операции с акциями. Тогда и начнется огромное движение на рынке ценных бумаг, не совместимый с тем что мы имеем сегодня. Практически нет сомнений что с приходом российского капитала в Беларусь будут формироваться новые крупные пакеты акций, появляться новые владельцы предприятий. Можно спрогнозировать, что те акции, которые были приобретены населением за чеки «Имущество», будут скупаться новыми потенциальными инвесторами. Тогда и начнется очень резкое оживления рынка [4, с.6].
Что касается перспектив развития рынка ценных бумаг, то его можно охарактеризовать исходя из основных направлений деятельности Комитета по его совершенствованию.
- Организация повышения уровня информационного и аналитического обслуживания участников рынка ценных бумаг на основе современных информационных технологий.
- Реализация мер по внедрению программы развития электронной торговли на фондовом рынке республики. В настоящее время на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» функционирует информационная котировальная система «БЕКАС», на основе которой разрабатывается электронная торговая система типа РТС". Нормативно-правовое обеспечение организации биржевой торговли производными ценными бумагами. Осуществляется разработка системы организованной торговли производными ценными бумагами (фьючерсами и опционами), призванными хеджировать риски участников фондового рынка. Первыми шагами в этом направлении являются установление на законно дательном уровне норм определяющих понятие производных ценных бумаг, которые отражены в Положении о производных ценных бумагах, утвержденном Комитетом по ценным бумагам. Кроме того, биржей подготовлен ряд документов, необходимых для организации биржевой торговли производными ценными бумагами, а именно: Правила Секции срочного рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; Программа обучения трейдеров для работы в Секции срочного рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»: Порядок проведения расчетов по сделкам, совершаемым в Секции срочного рынка ОАО ''Белорусская валютно-фондовая биржа".
- Разработка механизмов корпоративного управления, действенного перераспределения собственности и защиты прав инвесторов,
- Разработка нормативных документов по стимулированию участия на рынке ценных бумаг Республики Беларусь институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и инвестиционных фондов). Предстоит серьезная работа, связанная с разработкой законодательства для деятельности стратегических инвесторов — пенсионных, инвестиционных, паевых фондов, страховых компаний являющихся основными инвесторами на развитых фондовых рынках.
- Реализация программы по активизации выпуска краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных долговых ценных бумаг. Комитетом по ценным бумагам разработана правовая база для выпуска облигаций без обеспечения залогом для финансирования инвестиционных проектов, что приведет к активизации инвестиционной деятельности юридическими лицами на территории Республики Беларусь.
Известно, что ценные бумаги являются частью национального богатства, которые увеличиваются как в абсолютном выражении, так и по удельному весу. Поэтому хранение этой формы национального богатства является государственной задачей[6, с.6-7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время рынок ценных бумаг в Республике Беларусь, по-прежнему находится в начале своего формирования. За прошедшие десять лет тенденции развития рынка ценных бумаг не всегда были положительными. И тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже затянулся на десять лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.
Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка. Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спроса и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее, можно с достаточной уверенностью утверждать, что государственное регулирование экономики будет носить скорее негативный, т.е. ограничительный, характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.
Создание фондового рынка в Республике Беларусь сдерживалось по различным причинам, среди которых можно выделить следующие:
— отсутствие широкомасштабной приватизации;
— неполная и не всегда адекватно совершенная нормативная база;
— недостаточная технологическая оснащенность (несовершенна технология торговли на вторичном рынке);
— незащищенность инвесторов от необоснованного риска;
— нестабильность законодательства;
- трудности с реализацией права собственности граждан на долю государственной собственности и т.д.
Только с устранением этих и ряда других причин можно связывать дальнейшее развитие рынка ценных бумаг и говорить о перспективах его развития.
По вопросу о развитии рынка государственных ценных бумаг необходимо отметить следующее. Беларусь может дестабилизировать финансовый рынок, поэтому государственный долг нужно сокращать или, по крайней мере, остановить темпы его наращивания. Необходимо разработать правительственную программу, но снижению объемов заимствований, увеличению среднего срока заимствований и прекращению на этой основе роста государственного долга. Вместе с тем необходима программа повышения доходной части бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенов А. Нормативные аспекты функционирования биржи ценных бумаг // Белорусский фондовый рынок.2002г.,№1.
2. Бердинова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.,2000.
3. Буреник А.Н. Рынок ценных бумаг и производство финансовых институтов. М.,1998.
4. Гончаренко С. Готовность номер один // Белорусская деловая газета.2002.,№149.
5. Калимов Д.А. Фондовое право: Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Мн.,1996
6. Калтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для экономических ВУЗов. С-пб.,2000.
7. Котлер Ф. Управление маркетингом. Мн 1999.
8. Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник, Минск, 2003 г.
9. Лемешевский И.М. Микроэкономика, учебное пособие, часть 2, Мн.,2003 г.
10. Лякин А.Н. Лапинский А.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие.
С-пб.,2001.
11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Мн. 1992
12. Новик С.В. Рынок ценных бумаг: белорусские перспективы. Мн.,2001.
13. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь в 2001г // Белорусский фондовый рынок. 2002г.,№2.
14. Рынок ценных бумаг: приватизация, нормативно-правовая база, регулирующая выпуск и обращение ценных бумаг в Республике Беларусь. Часть 2. Мн.,1997.
15. Статистический ежегодник Республики Беларусь, Минстат.2004г.
16. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: курс лекций. Мн., 1997
17. Тихонов Р.Ю. Рынок ценных бумаг. Мн.,1999.
18. Шапиров В. Будут ли чековые аукционы? // НЭГ.2002.,№84.
19. Шелег Е.М. Рынок ценных бумаг. Мн.,2000
20. Шухно В.М. Семенова А.Ю. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и темпы его развития. Мн.,2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 [13, с.12].
Оборот
(в процентах к рыночной капитализации акций)
Беларусь (оборот в бел руб.)
1
Украина
85
Чехия
81
Венгрия
93
Польша
69
Словакия
25
Словения
22
Германия
167
Португалия
127
США
141
Рыночная капитализации (в процентах ) к ВВП
акций
Беларусь
6
Украина
5
Чехия
25
Венгрия
34
Польша
21
Словакия
3
Словения
12
Германия
51
Португалия
59
США
163
Количество компаний, прошедших листинг
Беларусь
68
Украина
200
Чехия
154
Венгрия
65
Польша
221
Словакия
863
Словения
34
Германия
851
Португалия
125
США
3025
продолжение
--PAGE_BREAK--