Содержание
c.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи……………………………….6
1.1. Понятие «молодежь»………………………………………………………..6
1.2. Молодежный рынок труда………………………....................................9
1.3. Занятость и безработица молодежи………………………………………15
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи…………………………………………………………………………………20
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21
2.2. Молодежная политика…………………………………………………….25
2.3. Политика Самарской области в регулировании занятости молодежи………………………………………………………………………………..29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи………………………………………………………………………………..41
3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи………………………………………………........................................41
3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской об-ласти….............................................................................................................43
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………...50
Введение
Социально-экономические реформы в Российской Федерации обусловили трансформацию прежней экономической системы. Произошли изменения в сфере труда и занятости населения. Появление комплекса рыночных отношений в сфере занятости ужесточило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловило выделение человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи — как объекта долгосрочных инвестиций.
Молодежь — наиболее перспективная группа в составе трудоспособного населения, так как ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели1. Через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы экономических отношений в целом. Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Успешный старт на рынке труда — ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи — самой экономически активной части общества.
При этом рыночные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта и требуемой квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и имеет тенденцию к ухудшению.
В этой связи актуальным и стратегически важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой.
Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации становится одной из главных стратегических задач развития страны, так как молодежь – объект национально-государственных интересов, один из факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Обеспечение занятости молодежи осложняется в условиях мирового финансового кризиса, вызвавшего снижение инвестиционной активности, а также рост безработицы населения. Указанные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
— раскрыть понятие «молодежь»;
— рассмотреть молодежный рынок труда;
— изучить особенности занятости и безработицы молодежи;
— проанализировать деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи;
— ознакомиться с молодежной политикой;
— исследовать политику Самарской области в регулировании занятости молодежи;
— предложить меры по усовершенствованию государственной политики;
— определить перспективы развития занятости молодежи в Самарской области.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере молодежи и государственное регулирование занятости в России.
Предметом курсовой работы являются механизмы государственного обеспечения занятости молодежи и ее социальная поддержка.
Основными методами исследования являются методы анализа, сравнения.
Теоретический и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов, социологов, психологов, политологов, по проблемам социально-экономического положения работников, занятости и рынка труда, а также аналитические материалы периодических изданий, научных сборников по проблемам занятости молодежи, Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, законы Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие исследуемые отношения. В работе используются статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в библиографии к работе.
Структура курсовой работы включает: введение, три главы, содержащие восемь параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи
Понятие «молодежь»
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями2.
Все определения молодежи, формулируемые в отечественной научной литературе XX века, опирались на биологическую, психологическую, общественную (социальную) и возрастную характеристики человека, но при этом рассматриваемая категория населения была не вполне определена точными возрастными границами. Социологи при определении содержания термина «молодежь» могут ограничиваться перечислением разных признаков, характеризующих изучаемую социальную группу, но юристам необходимо давать термину «молодежь» однозначное определение. Причем в этом определении должно содержаться точное указание нижних и верхних возрастных пределов, очерчивающих круг лиц, попадающих под понятие «молодежь».
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16 лет — подростки. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства. До 14 лет социальный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объектом защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться и получать за свой труд вознаграждение. С 16 лет молодой человек получает основные трудовые и гражданские права. С этого же возраста молодые люди имеют право вступить в брачно-семейные отношения, а завершение этапа знаменуется наступлением правовой зрелости — человек получает и политические права.
2. 17-19 лет — юношество. Возраст самоопределения — начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается
разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной
дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс
социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами «мира взрослых», который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.
3. 20-24 года — собственно молодежь. Продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.
4. 25-30 лет — старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного
опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в
политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодёжь — это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой — источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.
Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально — экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.
Определение категории «молодежь» позволяет обобщить типичные характеристики, свойственные представителям молодежи, установить ее роль в различных сферах жизни, а также учесть специфические свойства, черты сознания и поведения молодежи в конкретном обществе на определенном периоде его исторического развития. Использование категории «молодежь» в нормативных актах свидетельствует о том, что этот термин относится не только к философско-социальным понятиям, но в определенной степени — и к правовым.
Итак, понятие «молодежь» в социально-правовом аспекте, в котором она рассматривается как особая внутренне дифференцированная в соответствии с возрастными признаками биосоциальная группа, объединяющая людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые пребывают в динамичном состоянии социализации, обладают определенными социально-психологическими чертами, свойствами и ценностными ориентациями и наделяются специальным правовым статусом.
Молодежный рынок труда
Рынок труда занимает центральное место в рыночной экономике, поскольку труд является решающим фактором производства, в своём роде безальтернативным ресурсом. Отношения в сфере труда лежат в основе системы экономических отношений общества.
Рынок труда определен как обусловленная спросом и предложением, складывающаяся по поводу найма труда совокупность стоимостных товарно-денежных взаимосвязей участников социально-трудовых отношений3.
Все население Российской Федерации можно разделить на две группы: экономически активное и экономические неактивное население.
1) Экономически активное население включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:
а) Занятые (выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени);
б) Временно отсутствуют на работе (из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам, либо самостоятельно обеспечивают себя работой);
в) Безработные (не имеют работу (доходного занятия), занимаются поиском работы, обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п., и готовы приступить к работе).
2) Экономически неактивное население включает в себя людей, не являющихся, по сути, рабочей силой: учащихся и студентов, посещающих дневные учебные заведения, лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности, лица, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, отчаявшихся найти работу и прекратившие ее поиск, и тех, у которых нет необходимости работать.
Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:
1) Незанятые, но ищущие рабочее место;
2) Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место;
3) Занятые, но рискующие потерять рабочее место.
Вышеперечисленные группы образуют так называемое предложение труда.
Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности.
Занятость — это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда.
Безработица — это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).
Главная социально-экономическая функция рынка труда — достижение эффективной занятости. Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура, которая обеспечивает выполнение этой функции. Следовательно, критерием успешного функционирования инфраструктуры рынка труда является достижение равновесия между спросом и предложением, а главной задачей инфраструктуры — создание экономически выгодных условий, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.
Рынки труда дифференцируются по:
— пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости: национальный, региональный, местные (локальные) и международный рынок труда;
— степени зрелости: фрагментарный (частичный) рынок труда, теневой (нерегулируемый) и регулируемый;
— демографическим, профессиональным и другим признакам: секторальные;
— демографическим признакам: рынки труда молодежи, женщин, пожилых трудящихся;
— профессиональным признакам: рынки труда инженеров, учителей, врачей, экономистов, менеджеров и т.п.;
— управляемости: либеральные, социально ориентированные, гибкие рынки труда;
— характеру социально-трудовых отношений: профессионально открытые и внутренние закрытые (ограниченные рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами).
Структура рынка труда неоднородна и состоит из ряда различных сегментов. Под сегментацией рынка труда понимается процесс деления предложения и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, которые обладают определенными общими признаками и однотипно реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Цель сегментации заключается в получении результатов, позволяющих обосновать меры по регулированию рынка с учетом его неоднородности посредством влияния на выделенные его сегменты.
Особым сегментом данного рынка является рынок труда молодежи. В соответствии с таким подходом он представляет собой определенный сегмент общего рынка труда, отражающий специфику спроса и предложения труда подростков, юношей и девушек на этом рынке под воздействием различных факторов.
С функциональной точки зрения рынок труда молодежи представляет собой социально трудовые отношения по поводу использования рабочей силы юношей и девушек, направленные на согласование их интересов с интересами работодателей.
Субъектами рынка труда молодежи выступают все держатели товара, имеющего спрос с ее стороны: предприниматели, включая государство, со своими капиталами, собственники основных фондов и недвижимости, оборотных средств, рынка услуг, в т.ч. по ее обучению. Молодые наемные работники выходят на рынок труда со своим специфическим товаром — рабочей силой или способностью к труду.
В зависимости от масштаба развития рыночных отношений и охватываемого рынком контингента из числа молодежи можно различать:
а) федеральный рынок труда молодежи, субъектом которого выступает государство в лице своих структур; б) региональный (территориальный) рынок труда молодежи, субъектами которого выступают от лица государства, региональные структуры федеральной службы занятости4.
Внутри рынка труда молодежи существует и дифференциация по качеству рабочей силы и ее профессионально — квалификационным характеристикам: молодежь, окончившая школу, колледж, другие учебные заведения, получившие разный уровень образования, прошедшая переобучение и перепрофилирование с участием служб занятости, в том числе, из числа бывших военнослужащих и других неперспективных отраслей занятости, претендует на подходящую для них работу.
Различия существуют также и по отношению к занятости молодежи. Так, различают, во-первых, незанятую, но ищущую работу группу; во-вторых, молодежь занятую, но неудовлетворенную своей работой и озабоченную ее переменой или необходимостью дополнительного заработка; в-третьих, ту часть молодежи, которая находится под угрозой увольнения из-за финансового неблагополучия предприятия и подлежит опережающему переобучению и перепрофилированию.
Принципиальные отличия рынка труда молодежи выражаются в качественных особенностях рабочей силы подростков, юношей и девушек, что наиболее ярко выражается характеристикой уровня их конкурентоспособности.
С одной стороны, молодежи объективно свойственна относительно низкая конкурентоспособность. На рынке труда, она обусловлена: недостатком профессиональных знаний; отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; несформированностью привычки к систематической, регламентируемой работодателем работе; желанием реализации возможности совмещения труда и учебы, пользованием рядом льгот, что создает дополнительные проблемы для предприятия и работодателя и делает кандидатуру молодого человека «малопроходной»; социально-психологическими характеристиками; в т.ч. такими как, стремление к смене рабочего места или профессии, переоценке привязанностей и интересов и даже перемене места жительства, вплоть до эмиграции.
С другой стороны, молодежь отличается от более старших поколений рабочей силы следующими позитивными характеристиками: способностью к более быстрой и безболезненной адаптации к меняющимся внешним условиям жизнедеятельности, в том числе, условиям труда; динамичностью, гибкостью, стремлением к освоению нового, неизвестного, к самосовершенствованию; относительно высоким уровнем общего образования, что делает доступными для нее мировые достижения науки и техники, а также информатики и электроники, новые неизвестные ранее профессии, сферу деятельности за рубежом; специфическими психофизиологическими качествами: энергичностью, нетерпимостью, дерзостью, стремлением к самоутверждению.
Таким образом, рынок труда молодежи — это рынок рабочей силы юношей и девушек.
. Занятость и безработица на молодежном рынке труда
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Ухудшение условий вступления молодежи на рынок труда привело к тому, что к сегодняшнему дню молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. Молодежь с одной стороны, в соответствии с такими ее характеристиками как активность, адаптивность является наиболее перспективной и мобильной частью экономически активного населения, а с другой стороны, наиболее уязвимой и незащищенной на рынке труда, в силу отсутствия профессионального и жизненного опыта, необходимых навыков и компетенций. На основании выявленных свойств дано определение понятия «молодежная безработица», которое понимается как социально-экономическое явление рынка труда, охватывающее молодежь, характеризующее несоответствие спроса и предложения, обусловленное особенностями молодежи как особой категории населения и спецификой ее положения на рынке труда, а также тенденциями развития молодежного рынка труда.
Безработица среди молодежи имеет свои специфические черты — по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более
старших возрастов, однако значительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая “поисковая” (или “фрикционная”) безработица. Если фрикционная безработица среди молодежи выступает естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют ряды безработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько раз превышает аналогичный показатель по более страшим категориям рабочей силы. Если кризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период. Вместе с тем безработица для молодежи в огромной степени селективна, она не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп.
Ряды безработных постоянно пополняются выпускниками общеобразовательных школ, специалистами после окончания среднеспециальных учебных заведений, выпускников Вузов, подготовка которых продолжается без учета реальных потребностей, существующих на рынке труда. Также отсутствие трудового стажа и необходимой квалификации снижает возможность трудоустройства молодых людей в условиях избытка рабочей силы и высоких требований у работодателей. Хроническая безработица является наиболее социально опасной для молодежи — потеряв работу, молодые люди имеют меньше шансов найти её вновь.
Проблемы молодежи неразрывно связаны с обеспечением ее эффективной подготовки, трудоустройством, смягчением безработицы, что в свою очередь предполагает совершенствование системы занятости рабочей силы в целом. Занятость — совокупность экономических отношений по поводу участия населения в трудовом процессе и процесс приложения труда или вовлечение в производство трудоспособных лиц.
По своей качественной определенности занятость молодежи может быть полной, оптимальной, рациональной и эффективной.
Говорить о полной занятости молодежи в условиях рыночных отношений можно лишь в том случае, когда все желающие учиться или работать, среди лиц до 30 лет действительно заняты этими видами деятельности. Таким образом, полная занятость не означает всеобщую обязательность работы или учебы. У каждого должно быть право выбора.
Оптимальная занятость в условиях рынка труда предусматривает общественно необходимое распределение молодежи по видам занятости (включая ее подготовку и переподготовку), которое наиболее верно отвечает требованиям развития производства в конкретных исторических условиях.
Рациональная занятость молодежи характеризует прежде всего соответствие между потребностями производства в рабочих местах (в государственном и негосударственном секторе) и наличием подготовленных кадров специалистов и молодых рабочих, в соответствии с демографическим развитием региона.
Эффективная занятость предполагает оперативное и своевременное трудоустройство молодежи, минимальные финансовые затраты на ее подготовку и переподготовку, распределение и перераспределение по сферам приложения труда при одновременном достижении максимального эффекта.
Характеризуя структуру занятой молодежи, полагается, что ее состав представлен тремя основными категориями трудоспособных лиц в возрасте до 30 лет: во-первых, это — экономически активное население (то есть рабочая сила, представленная общей численностью занятых трудовой деятельностью и безработных); во-вторых, экономически неактивное население, оно не относится к рабочей силе и в основном занято учебой и ведением домашнего хозяйства); в-третьих, экономически пассивное население (также не относится к рабочей силе; это — те, кто не учится, не работает и особо к этому не стремится).
Характеризуя формы занятости молодежи, основными, прежде всего, являются открытая и скрытая. Первая из них указывает на то, что любой вид деятельности молодого человека официально зарегистрирован и осуществляется открыто (явно). Вторая форма занятости — скрытая — не позволяет определить подлинный род деятельности, поскольку эта занятость, как правило, не регистрируется и трудно поддается учету.
Занятость молодежи, кроме того, может подразделяться на постоянную и временную. Последняя же может принимать сезонную форму и при этом в определенной степени позволяет решать проблемы трудоустройства, прежде всего, подростков и учащихся, проживающих на селе.
Полной противоположностью занятости является незанятость молодежи, которая по признаку причинности может быть подразделена на добровольную и вынужденную. Полагаем, что она также может быть скрытой и открытой (в зависимости от конкретных условий своего проявления и продолжительности). Если добровольная незанятость не требует со стороны государства никаких усилий по ее предупреждению и предотвращению, то вынужденная обусловлена экономическими, социальными и демографическими факторами. При этом она, как правило, сопровождается безработицей и требует незамедлительных действий по ее смягчению и устранению.
Так, последняя форма незанятости, в большей степени присуща именно молодому поколению, нежели другим категориям незанятых. Все это предусматривает необходимость осуществления конкретных мер по преодолению безработицы молодежи и ее частичному или полному устранению.
Занятость молодежи, как и любое другое социально-экономическое явление, должна характеризоваться абсолютными и относительными показателями. К абсолютным следует отнести общую численность занятых до 30 лет, в том числе по полу, возрастным группам, отраслям и региону в целом.
В числе относительных показателей выделяют прежде всего уровень трудовой активности молодежи ( число отработанных в году дней или в течение дня — часов) и уровень ее занятости, как степень вовлеченности ее в производство.
Молодежь, составляя значительную часть трудовых ресурсов, представляет собой прообраз российского будущего. Стабильность российского общества, уровень развития экономики в ближайшие десятилетия во многом зависят от трудовой жизни молодежи в настоящее время. Высокий уровень застойной безработицы среди молодежи грозит России появлением нового «потерянного поколения», которое не попадает под государственные меры искусственного поддержания занятости в условиях кризиса. Постоянное отсутствие предложений на молодежном рынке труда создает проблемы в развитии и становлении личности молодого человека и зачастую провоцирует его на незаконные способы добывания денег.
Современный этап экономического развития России характеризуется ростом уровня безработицы, что не может не сказаться негативно на национальном доходе, уровне жизни населения, дефиците государственного бюджета, социальной ориентированности экономики.
Исключительно большую угрозу для общества представляет собою отток научной и технической элиты и творческих работников из страны. Эта проблема, казалось бы, непосредственно не касается молодежного среза общества, ибо известный ученый бывает, как правило, человеком немолодым. Но в том случае, если молодой, перспективный деятель науки не будет иметь возможности продолжать свои исследования и покинет страну, ущерб от такой миграции окажется колоссальным.
Подводя итог, отметим крайне негативное влияние молодежной безработицы на общество. Экономические и социальные последствия молодежной безработицы сливаются воедино. Ее негативное влияние на один из факторов социально-экономического благополучия общества влечет за собой интенсификацию других негативных последствий, так как негативные социально-экономические последствия молодежной безработицы тесно взаимосвязаны.
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого члена.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:
— развитие людских ресурсов для труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. Государственная служба занятости принимает активное участие в разработке основных направлений политики занятости, а иногда является просто ее исполнителем. Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
— учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
— информирование о возможностях трудоустройства;
— содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
— сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
— организация общественных работ;
— организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
— оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
— регистрация безработных;
— выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
— оформление досрочного выхода на пенсию;
— разработка программ занятости;
— мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Таким образом, подразумевается совмещение социальной функции государственной службы и ее экономической функции регулятора рынка труда. Эта двойная задача определяет двойную суть службы занятости. Государственная служба занятости постоянно варьирует между решением проблем безработицы (социальная функция) и проблем, связанных с занятостью (экономическая функция).
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости; II уровень — региональные организации службы занятости; III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.
Наряду с государственной службой занятости, всё более значимую роль на рынке труда начинают играть различные специализированные и универсальные коммерческие организации, биржи труда, учебные центры, агентства по подбору персонала.
Проблема молодежной занятости, безусловно, даже в масштабах региона является комплексной и требует объединения усилий как федеральных структур, прежде всего Федеральной службы занятости, так и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной службы занятости населения субъектов РФ проводят мероприятия, направленные на содействие трудоустройства молодежи5. Среди них:
— организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
— организация временного трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Проблемами трудоустройства граждан занимаются органы и учреждения службы занятости, вместе с тем, не исключено функционирование центров трудоустройства молодежи, которые:
консультируют молодых граждан по вопросам трудоустройства, оказывают им содействие в трудоустройстве, а также в обращении в официальные органы занятости, проводят предварительную диагностику и оценку индивидуальных перспективных возможностей трудоустройства молодых людей, обращающихся за помощью в кризисные центры, с согласия молодых граждан они направляют их в учреждения службы занятости;
получают информацию о вакансиях, приемлемых для молодежи, в учреждениях службы занятости и доводят ее до молодых граждан.
Сотрудничают с кадровыми агентствами:
запрашивают информацию о наличии вакантных мест на постоянных и временных работах для молодежи; осуществляют подбор кандидатур работников; взаимодействуют непосредственно с потенциальными работодателями молодых граждан на предмет формирования вакансий для трудоустройства; проводят мероприятия, направленные на трудоустройство молодых граждан (ярмарки вакансий и так далее).
Содействия занятости молодежи6.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.
Формально органы по делам молодежи не организуют общественные работы. Однако в тесном взаимодействии с органами службы занятости они могут формировать специальные участки общественных работ для молодых граждан. При этом органы по делам молодежи могли бы взять на себя определенное идеологическое обеспечение этих работ и подбор молодых граждан для участия в них (с формальным оформлением учреждениями занятости в общеустановленном порядке).
Одной из форм массового трудоустройства молодых граждан являются молодежно-студенческие отряды. Деятельность такого рода отрядов необходимо распространить на молодежь в целом, рассматривая отряды как механизм временной занятости, активнее использовать самые разные сферы приложения сил молодежи, что даст двойной эффект (занятость и воспитание). В рамках такого рода массового трудоустройства молодежи важное значение имеет идеологическая составляющая привлечения молодых граждан к выполнению общественно-значимых работ.
Волонтерское движение позволяет выявлять молодых граждан, которые наиболее склонны к саморазвитию и самосовершенствованию, видят смысл в идеалах служения обществу, Родине. Объединение таких молодых граждан в волонтерские отряды, которые приносят ощутимую пользу местному сообществу – объективно доказанная необходимость.
При этом формально механизм волонтерства рассматривается как безвозмездная деятельность. Однако, выступая в данном случае как форма молодежной занятости, она может предусматривать определенные выплаты молодым гражданам, например, в качестве компенсации затрат.
Предпринимательская деятельность является формой самозанятости молодежи. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы по делам молодежи при содействии предпринимательству взаимодействуют с органами по поддержке малого и среднего предпринимательства. К их полномочиям относятся: участие в осуществлении государственной политики, разработка и поддержка программ, содействие развитию и деятельности организаций, формирование инфраструктуры поддержки субъектов, пропаганда и популяризация, информационно-консультационное обеспечение в области развития малого и среднего предпринимательства молодежи, продвижение индивидуальных предпринимательских проектов молодых граждан через различные структуры государственной поддержки малого предпринимательства
Содействие занятости может выражаться, в частности, в защите трудовых прав молодых граждан. Формы организации такой защиты как и организации трудоустройства, могут быть различны: введение дополнительных штатных единиц в органе по делам молодежи или подведомственных ему учреждениях, государственный заказ, поддержка общественных инициатив.
2.2. Молодежная политика
Системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности является эффективная государственная молодежная политика.
Она является деятельностью государства и направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны7.
В этих целях необходимо продолжить реализацию основных приоритетных направлений, определенных Стратегией государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.
Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.
Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России.
Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются:
повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);
сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;
сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
снижение уровня правонарушений среди молодежи;
повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
С момента своего официального возникновения в 1992 году государственная молодежная политика в нашей стране неизменно называла обеспечение занятости и гарантий профессиональной подготовки и трудоустройства в качестве одного из приоритетных направлений.
В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» № 1075 от 16.09.1992 г. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи названо в первом же пункте.
В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 года, которые официально действуют по сей день, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно. Оно включает в себя обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых людей на труд. В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры и средства:
— учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
— использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
— установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других;
— законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;
— осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.
2.3. Политика Самарской области в регулировании занятости молодежи и положение молодежи на рынке труда РФ
Выделив молодежь, как особую социальную группу, и определив особое положение молодежи на рынке труда, следует перейти непосредственно к определению положения молодежи на рынке труда в Российской Федерации8.
Таблица 1
Численность молодежи в возрасте 15-29 лет на конец 2009 года
№
п/п
Всего молодежи, тыс.чел.
Молодежи в Самарской области, тыс. чел
В % к общей численности населения
1
2
3
4
2
33009
725
22,9
Удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в численности населения в трудоспособном возрасте в Самарской области составил 35,2%.
Экономически активное население в возрасте 15-29 лет в Самарской области составило 421 тыс.чел, из них: 376,3 тыс. чел. Занятые в экономике и 44,7 тыс. чел безработные. Экономически неактивное население- 326,6 тыс. чел.
Таблица 2
Уровень занятости населения на конец 2009 года
№
п/п
Показатели
Экономически активное население
тыс. чел.
из них:
Экономически неактивное население
тыс. чел.
Уровень экономической активности, процентов
Уровень занятости, процентов
Уровень безработицы, процентов
занятые в экономике
безработные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2
Всего в возрасте 15-72 года его
75657,7
69284,9
6372,8
35984,9
67,8
62,1
8,4
3
из них в возрасте, лет:
4
15-19
1340,1
923,1
417,0
8393,8
13,8
9,5
31,1
5
20-24
8215,9
6853,0
1362,9
4452,4
64,9
54,1
16,6
6
25-29
10134,3
9209,1
925,1
1549,9
86,7
78,8
9,1
7
Мужчины
38526,8
35058,7
3468,0
13857,0
73,5
66,9
9,0
8
из них в возрасте, лет:
9
15-19
796,4
578,4
218,0
4170,3
16,0
11,6
27,4
10
20-24
4486,1
3737,8
748,3
1924,2
70,0
58,3
16,7
11
25-29
5465,2
4968,7
496,5
391,5
93,3
84,8
9,1
--PAGE_BREAK--
Продолжение табл. 2
№
п/п
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Женщины
37130,9
34226,2
2904,8
22127,9
62,7
57,8
7,8
2
из них в возрасте, лет:
3
15-19
543,7
344,7
199,0
4223,5
11,4
7,2
36,6
4
20-24
3729,8
3115,2
614,6
2528,2
59,6
49,8
16,5
5
25-29
4669,1
4240,5
428,6
1158,3
80,1
72,8
9,2
Таблица 3
Структура занятой молодежи по возрасту и уровню образования в среднем за 2009 год, %
№
п/п
Показатели
Занятое население в возрасте 15-29 лет
Из них в возрасте, лет
Имеют образование в возрасте 15-29 лет
15-19
20-24
25-29
высшее профессиональное и послевузовское
среднее профессиональное
начальное профессиональное
среднее (полное) общее
основное общее
не имеют основного общего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2
Всего
100
5,4
40,3
54,2
28,8
24,1
18,6
22,7
5,4
0,5
Продолжение табл. 3
№
п/п
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
мужчины
100
6,2
40,3
53,5
23,5
21,4
22,3
25,4
6,7
0,6
2
женщины
100
4,5
40,5
55,1
35,2
27,2
14,1
19,4
3,8
0,3
3
городское население
100
4,1
39,4
56,4
32,8
24,6
18,7
20,3
3,3
0,2
4
сельское население
100
9,4
43,1
47,5
16,7
22,3
18,1
29,8
11,8
1,3
Таблица 4
Распределение численности занятого населения в возрасте 15-29 лет
по видам экономической деятельности за 2009 год
№
п/п
Население в возрасте 15-29 лет, тыс. чел
в % к занятым по данному виду деятельности
1
2
3
4
2
Всего
16985,2
24,5
3
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
1210,4
21,2
4
Рыболовство, рыбоводство
23,1
19,0
Кризисные явления на рынке труда стали проявляться в изменении мотивации молодежи, падении престижа многих видов труда и специальностей, ухудшении качества труда, крайнем дисбалансе рабочих мест и трудовых ресурсов, нарастанием нерегулируемых перемещений рабочей силы, ростом естественной текучести кадров, безработицы в молодежной среде, влияющую на социальную напряженность в обществе.
Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрен проект «Карьера».
Основными целями проекта «Карьера» являются:
самоопределение молодежи на рынке труда;
развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;
на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда.
По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, аудитория этого проекта может быть условно разделена на следующие группы:
от 14 до 18 лет — несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
от 18 до 30 лет — совершеннолетние участники, в основном обучающиеся, и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;
молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.
По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.
В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее. Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.
В этой связи приоритетными направлениями настоящей Стратегии предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и региональном уровнях. В рамках проектов на федеральном уровне поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках проекта на региональном уровне будут созданы условия для решения задач, определяемых настоящей Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации.
Молодежная политика в Самарской области — составная часть федеральной молодежной политики, которая вырабатывается органами государственной власти Самарской области и реализуется на территории Самарской области9.
В Самарской области эффективная государственная молодежная политика — один из важнейших инструментов развития региона, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
В 2009 году в городских округах и муниципальных районах в Самарской области действовало 23 дома молодежных организаций, что позволило осуществить поддержку более 370 молодежных объединений. Выросло число молодых людей, участвующих в волонтерском движении (с 18300 человек в 2006 году до 42300 человек в 2009 году).
В Самарской области активно действуют молодежные совещательные структуры: молодежное правительство Самарской области, общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе, Совет работающей молодежи Самарской области, студенческий совет Самарской области и другие.
Деятельность по развитию кадрового потенциала сферы молодежной политики предусматривает профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников органов по делам молодежи, учреждений органов по делам молодежи, молодежных и детских некоммерческих организаций.
С целью улучшения ситуации на рынке труда городской округ Администрации городского округа Самара совместно с ГУ ЦЗН продолжает работу по обеспечению занятости населения и снижению уровня безработицы в городском округе Самара в соответствии с «Программой дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2010 год» и «Ведомственной целевой программой содействия занятости населения Самарской области на 2010 год».
В рамках заключённого Соглашения о совместной деятельности на 2010 год между ГУ ЦЗН и Администрацией городского округа Самара, а также в целях реализации областных и городских антикризисных программ по состоянию на 01.11.2010г.:
проведены 31 ярмарка вакансий, из них: 9 ярмарок для молодёжи;
в рамках реализации целевых программ городского округа Самара «Дети Самары» на 2008-2010 годы и «Молодёжь Самары» на 2009-2013 годы трудоустроено на временные рабочие места 1986 подростков, в рамках программ «Самара – детям: мы разные – мы равные» на 2010-2012 годы, «Самара – наша жизнь» на 2008-2011 годы организована занятость 174 молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; за счёт субсидий из областного бюджета в рамках «Мероприятий по реализации Стратегии государственной и молодежной политики в Самарской области на 2008-2010 годы» было трудоустроено 261 человек;
на сайте Администрации городского округа Самара (страница «Занятость населения»), а также в СМИ размещалась информация о совместных мероприятиях, проводимых Администрацией городского округа и ГУ ЦЗН, по снижению напряжённости на рынке труда;
предприятиями и организациями всех форм собственности городского округа Самара с ГУ ЦЗН заключен 491 договор на 23 232 человека, из них:
по организации опережающего профессионального обучения – на 1374 чел.
по организации общественных и временных работ – на 19353 чел;
по стажировке выпускников учреждений профессионального обучения — на 1617 чел. и деятельности их наставников – на 550 чел.
по самозанятости безработных граждан – на 265 чел.
С 1 января 2005 года в области реализуется специальная программа занятости «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые», второе название которой – «Первое рабочее место»10.
Участниками программы могут стать выпускники, если они: зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных; достигли возраста 18 лет, но им нет еще 20 лет; окончили учреждение начального или среднего профессионального образования; ищут работу впервые.
Принимая участие в программе, выпускники получают возможность начать свою трудовую деятельность, применить на практике полученные знания, приобрести профессиональный опыт, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, молодой человек, положительно зарекомендовав себя перед работодателем во время работы, может быть принят на постоянной основе, т.к. многие работодатели рассматривают временное трудоустройство выпускников в рамках вышеуказанной программы как своего рода «испытательный срок».
В сегодняшних условиях, когда работодатель предъявляет высокие требования в отношении уровня профессиональной подготовки работников, их умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда, найти работу выпускникам, зачастую не имеющим опыта работы, достаточно сложно.
С 2009 года в области организуется стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Пройти стажировку могут все обратившиеся в службу занятости выпускники независимо от уровня профессионального образования.
Основной целью стажировок выпускников образовательных учреждений всех уровней является приобретение ими практического опыта работы по полученной профессии, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.
Стажировка является формой временного трудоустройства молодежи из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, обратившихся в центры занятости населения в течение года после окончания учебного заведения.
В этом году в рамках Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2011 год предусмотрена организация стажировки 1800 выпускников учреждений профессионального образования.
Проводимые службой занятости различные мероприятия по содействию в поиске подходящей работы, информационные акции, ярмарки учебных и рабочих мест, индивидуальная диагностика, групповые профориентационные мероприятия и т.д. – все это направлено на решение задач трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, повышения их конкурентоспособности, приобретения трудовых навыков, их социально-профессиональной адаптации на рынке труда.
Большое внимание служба занятости населения и учреждения профессионального образования уделяют информированию выпускников о спросе и предложении на рынке труда, вакансиях и государственных услугах, предоставляемым им в целях их трудоустройства. Информирование осуществляется через публикации и выступления в печатных и электронных СМИ, выпуск специальных брошюр, буклетов, листовок, размещение наглядных материалов на стендах и т.д.
Специалисты центров занятости населения уделяют большое внимание профориентационной работе по формированию осознанного, ориентированного на потребности рынка труда профессионального выбора молодых людей. Но конечно начинать профориентационную работу с молодежью следует еще со школьной скамьи.
Служба занятости решает вопросы и социальной адаптации выпускников на рынке труда.
Наряду с содействием в трудоустройстве служба занятости населения уделяет большое внимание профессиональному обучению молодежи, так как помочь конкретному молодому человеку, чья квалификация или профессия не востребована – одна из важнейших задач службы занятости.
Аномальность занятости молодежи связана с непрерывным ростом продолжительности безработицы (незанятости) среди молодежи и усилением негативных факторов, связанных с ней. Особую остроту рассматриваемой проблеме придает такое негативное последствие безработицы среди молодежи, как криминализация молодежной среды.
Анализ молодежи как феномена современного общества позволяет проблему её занятости определить как многоаспектную. Это проблема:
— экономическая, поскольку в сфере занятости реализуются хозяйственные функции, создаются рабочие места или приспосабливаются уже существующие с учетом того, что на них будут трудоустраиваться молодые люди;
— правовая, потому что необходима законодательная база для обеспечения занятости молодежи; однако она не сформирована даже в первом приближении;
— социальная, поскольку в сферу занятости молодежи вовлечена многочисленная, согласно статистическим исследованиям, большая часть населения, являющаяся субъектом сложно дифференцированных социальных отношений
— социально-психологическая, в силу особенностей психического статуса молодого поколения, который находится в стадии формирования, и потому молодежь особенно беззащитна в ситуации глубинного трансформирования общества, его ценностных оснований;
— политическая, так как молодежь в качестве значимой социально-демографической группы имеет свои интересы, которые должны выступать объектом внимания политической власти (государства, политических партий, общественных объединений.
Все это вызывает необходимость разработки и реализации эффективной политики занятости не только на макроуровне национального хозяйства, но и на его региональном уровне.
Приведение состояния занятости молодежи в норму — это прежде всего создание условий для профессионально-трудовой самореализации молодежи и в профилактике массовой молодежной безработицы. Серьезным препятствием на пути к поставленной цели является противоречие между потребностью молодежи в трудоустройстве, заинтересованностью в этом общества и малоэффективной системой регулирования занятости молодежи.
Ощущается определенный разрыв между результатами анализа ситуации молодежи на рынке труда, описанными в докладах о положении молодежи и социологических исследованиях, и конкретными мероприятиями.
Нет понимания того, что проблема молодежной занятости — часть общей проблемы воспроизводства человеческого потенциала, часть единой ювенальной политики в отношении семьи, детей и молодежи.
Агрегирование молодежи в специфическую группу исключительно на основе возрастного критерия недостаточно потому, что по мере усложнения социально-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек границы молодежного возраста расширяются. Приобретение необходимых знаний, профессии, специальности, начало самостоятельной трудовой жизни, получение гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка, — все эти события, дающие в своей совокупности чувство полной зрелости, наступают не одновременно, что в целом удлиняет возрастные границы молодости.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи
Учитывая, что одной из острых проблем российского рынка труда является молодежная безработица, в данных программах необходимо обратить особое внимание на организацию работы по снижению напряженности на рынке труда для молодежи, а органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации необходимо проявить инициативу по включению в указанные программы соответствующих мероприятий. Если такая программа уже принята, а специфика молодежной политики в сфере труда и занятости не учтена, могут быть инициированы изменения, направленные на решение этой задачи.
3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи
В сложившейся социально-культурной и политической ситуации оптимизация государственной политики в сфере занятости современной российской молодежи должна осуществляться по следующим направлениям:
— совершенствование образования с целью гармонизации отношений в системе «рынок труда — сфера образования»;
— усиление взаимодействия государства с молодежными организациями и объединениями;
— комплексное обеспечение процесса профессиональной ориентации молодежи, включающее развертывание системы направленного информирования;
— развитие молодежного предпринимательства.
При этом нельзя забывать о специфике молодежи в отношениях, связанных с трудом и занятостью. Эмпирические данные показывают, что молодым гражданам сложнее психологически, чем людям среднего возраста, обращаться в обычные государственные учреждения службы занятости населения. Также сложнее вовлекать молодежь во временную занятость и общественные работы в силу очевидной непрестижности тех видов деятельности, которые входят в состав общественных работ и мероприятий временной занятости. Поэтому особенно важно учесть специфику молодежи и использовать в данной работе следующие подходы:
1. Осуществлять предоставление услуг по трудоустройству в такой форме, чтобы молодые граждане не отказывались от их получения по соображениям непрестижности в молодежной среде.
2. Обеспечить наличие гражданско-патриотической составляющей общественных работ и временной занятости молодежи в целях восприятия их как участия в решении государственной задачи, удачный старт карьеры, а не проявления безысходности.
3. Задействовать собственный потенциал молодежных объединений и общественных организаций, действующих в сфере молодежной политики, для решения задач по обеспечению занятости молодежи, при этом данные организации должны быть своеобразными посредниками между молодым гражданином и работодателем, а также, при необходимости молодым гражданином и службой занятости.
Предложенные в настоящих Рекомендациях меры, носят краткосрочный и среднесрочный характер.
В долгосрочной перспективе для решения задач снижения напряженности на рынке труда для молодежи, в рамках компетенции органа по работе с молодежью субъекта Российской Федерации могут быть задействованы:
пропаганда и содействие органам образования в более широком внедрении профессиональной ориентации в молодежной среде;
пропаганда среднего профессионального образования как формы реализации права на образование, в целях равномерного распределения обучающегося контингента по видам образования и предложениям по занятости;
поддержка программ обучения профессиональному предпринимательству с целью формирования предпринимательских компетенций;
создание условий для самореализации талантливой молодежи;
организация обмена информацией с учреждениями профессионального образования о состоянии и перспективах развития рынка труда, требованиях к подготовке специалистов и их качествам.
3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской области
Самарской Губернской Думе:
— изучить возможность разработки проекта федерального закона для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в части:
— разработки и принятия нормативных правовых актов, устанавливающих порядок квотирования рабочих мест для молодежи, включающий в себя, в том числе, критерии определения числа квотируемых рабочих мест с учетом условий труда в организации, а также определяющих орган, осуществляющий контроль за выполнением квоты для молодежи;
— внесения изменений в части законодательного закрепления возможности прохождения стажировки выпускниками не только по месту жительства, но и в другой местности, а также увеличения размера возмещения затрат на оплату труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
— внесения изменений в Закон о занятости, устанавливающих возможность регистрации граждан в органах службы занятости в качестве безработных не только по месту их жительства, но и по месту их пребывания.
Правительству Самарской области:
1. При реализации программ летней занятости подростков и молодежи обратить особое внимание на необходимость приоритетного обеспечения занятости подростков с девиантным поведением, воспитанников детских домов и домов-интернатов;
2. Стимулировать образовательные учреждения среднего профессионального образования к развитию на их базе студенческих центров занятости и трудоустройства выпускников, а также содействовать развитию движения студенческих трудовых отрядов;
3. Создать региональный молодежный центр занятости для объединения усилий в направлениях работы студенческих центров занятости и трудоустройства выпускников, студенческих трудовых отрядов, развития молодежного предпринимательства и т. д.;
4. Оказывать содействие в развитии молодежного предпринимательства.
Департаменту труда и занятости населения Самарской области, государственным учреждениям «Центр занятости населения» городских округов и муниципальных районов в Самарской области:
1. Осуществлять меры по информационно-консалтинговым услугам для безработных граждан из числа молодежи, желающих открыть собственное дело;
2. Проводить профориентационные мероприятия среди молодежи, в том числе с выездом в отдаленные сельские районы, с целью повышения мотивации к предпринимательской деятельности;
3. Оказывать финансовую помощь молодым безработным гражданам на открытие собственного дела и обеспечение дополнительных рабочих мест.
Государственному учреждению Самарской области «Информационно — консалтинговое агентство Самарской области»:
проводить консультационные мероприятия в центрах занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области с целью вовлечения молодых безработных граждан в предпринимательскую деятельность.
Главам городских округов и муниципальных районов Самарской области:
организовать работу по привлечению предприятий и организаций, находящихся на территории муниципального образования, к созданию рабочих мест для инвалидов в целях повышения эффективности мер по трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации программ содействия занятости молодежи Самарской области, заинтересованные организации могли бы учесть следующие рекомендации:
— стимулировать самостоятельное трудоустройство молодежи прежде всего наиболее незащищенных групп: с этой целью организовать обучение предпринимательству;
— при финансировании программ содействия занятости молодежи предусмотреть средства из регионального и местного бюджетов на финансирование высшего и средне-специального образования для социально-незащищенных групп молодежи, средства на профессиональное
образование безработной молодежи по профессиям, востребованным на рынке труда;
— обеспечить своевременной информацией выпускников школ, вузов, средне-специальных учебных заведений о всем спектре потребностей предприятий области в кадрах, требуемом профессионально-квалификационном уровне работников, о возможностях работы в свободное от учебы время, получения дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации; издание специальных информационных изданий для молодежи, содержащих сведения возможностях трудоустройства, требованиях, предъявляемых работникам, показывающих возможности индивидуального предпринимательства; организовать регулярную доставку в учебные заведения области специализированных информационных изданий.
— государственной службе занятости следует координировать свою деятельность с другими субъектами регулирования занятости молодежи: учебными заведениями, отделами по делам молодежи, предприятиями, средствами массовой информации; ввести в программы обучения ищущих работу курс «Технология поиска работы», который включает изучение, и самооценку учащимися своих возможностей и коррекцию уровня притязаний, изучение юридических вопросов, связанных с правами безработных, сведения о службах содействия занятости в трудоустройстве, изучение технологии поиска работы;
— ориентировать обучение в учебных заведениях на особенности и потребности формирующегося рынка труда и перспективы рыночных отношений; шире использовать возможности дополнительного образования.
Организации по делам молодежи могли бы заинтересовать нижеперечисленные рекомендации:
— совершенствовать региональную статистику в области занятости молодежи; издавать специализированные информационные издания «Молодежная безработица в Самарской области»; систематически информировать органы местного самоуправления и население о социальном и социально-психологическом состоянии учащейся и незанятой молодежи;
— издавать и распространять среди молодежи рекламно-информационные материалы о наличии вакансий для трудоустройства как в своем регионе, так и в соседних регионах;
— совместно со средствами массовой информации целенаправленно формировать желательные образцы поведения на рынке труда посредством систематического воздействия на знания, ценностные ориентиры, установки, мотивы учащейся и незанятой молодежи;
— разработать программы молодежного предпринимательства, межрегиональной миграции молодых специалистов;
— изучать, поддерживать и рекламировать опыт самодеятельных объединений молодежи, в том числе и безработной, конструктивного решения ими проблем занятости;
— координировать свою деятельность в организации временной занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время со службами занятости, учебными заведениями, предприятиями, средствами массовой информации.
Региональные молодежные программы содействия занятости должны предлагать механизм формирования и развития новых организационных форм и структур, которые будут готовить молодых людей к общественно нормальному проведению на рынке труда.
Заключение
Как видно по материалам курсовой работы «Рынок труда молодежи: проблемы формирования и развития», эта тема является важнейшим направлением выхода их кризиса. Государственная поддержка и обеспечение занятостью молодежи является главным аспектом политики на рынке труда.
Целью курсовой работы являлось рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
Нами были поставлены задачи по раскрытию понятия «молодежь»;
рассмотрение молодежного рынка труда; изучение особенности занятости и безработицы молодежи; анализирование деятельности служб занятости в трудоустройстве молодежи; ознакомление с молодежной политикой; исследование политики Самарской области в регулировании занятости молодежи; предложение мер по усовершенствованию государственной политики; определение перспективы развития занятости молодежи в Самарской области.
В процессе анализа были выявлены недостатки в работе государственной политики в области занятости молодежи.
Учитывая, что одной из острых проблем российского рынка труда является молодежная безработица, в данных программах необходимо обратить особое внимание на организацию работы по снижению напряженности на рынке труда для молодежи, а органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации необходимо проявить инициативу по включению в указанные программы соответствующих мероприятий. Если такая программа уже принята, а специфика молодежной политики в сфере труда и занятости не учтена, могут быть инициированы изменения, направленные на решение этой задачи.
С учетом состояния на рынке труда нами были разработаны конкретные мероприятия и направления по урегулированию рынка труда и занятости молодежи, где мы разобрали проблемные аспекты, выделили задачи, определили механизмы по урегулированию и предложили участников, которые могут быть компетентными в решении поставленных задач. В результате чего мы определили, что государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостного регулирования занятости молодежи в Российской Федерации. Необходимы специальные меры, разработка федеральных и региональных программ, обеспечивающих подготовку и занятость молодежи. Решение этих вопросов требует особого внимания к концептуальным основам исследования молодежного рынка труда в контексте с общей направленностью социально-экономического развития России, в частности, по обеспечению значительных темпов роста валового внутреннего продукта, а также показателей уровня и качества жизни населения.
Складывающаяся неблагоприятная для молодежи ситуация на рынке труда требует принятия ряда компенсационных мер со стороны государства. Прежде всего, эти меры должны проявляться в проводимой государственной молодежной политике. Она должна быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека. Развитие молодых инициатив, что будет способствовать поддержанию социального согласия в обществе и направленности на достижение отдельных целей экономики, политики, нравственного и культурного развития молодежи.
Однако заявлять о том, что мы рассмотрели все проблемы, было бы преждевременно и необоснованно, ибо в силу большого объема этой темы не удалось раскрыть многие показатели, заслуживающих пристального внимания а поэтому считаем тему перспективной и весьма активно буду заниматься впредь её дальнейшей разработкой.
Список использованной литературы:
1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»// Сборник учебно-методических материалов и документов по профессиональному образованию. Часть 1. — М.: ФСЗР, 2001, c.15.
2. Основные направления государственной молодежной политики Российской Федерации до 2012 года: Законопроект. //Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. М.: Социум, 2000 г.-Ч.1, с.5.
3. Основные направления государственной молодежной политики: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1. //Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. М.: Социум, 2002 г.-Ч.3, с.16.
4. Аналитический отчет Комитета по делам молодежи Администрации Самарской области и Государственного унитарного предприятия «Агенство содействия занятости молодежи Самарской области» в 2009. -Самара, 2009,
с. 14.
5. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. —М.: ЮНИТИ, 2003, с. 56.
6. Апатенко С.Н. О концепции Федеральной программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы // Вестник молодежной политики. – 2005. — № 10(2),
с.36-40.
7. Об утверждении областной целевой программы «Молодежь Самарской области» на 2009 – 2013 годы: Закон Самарской области от 08.06.2005г. №129-ГД//Волжская коммуна.-2009.№42, с.3-4.
8. Волков, Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 2005, с.85.
9. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны// Человек и труд. 2007. №8, с. 38 – 41.
10. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. — М: Голос, 2007, с. 100.
11. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010, с. 9-25.