--PAGE_BREAK--
1.4 Зарубежный опыт деятельности банков на рынке ценных бумаг
Казахстанский рынок ценных бумаг находится в самой ранней стадии своего развития, и для того, чтобы понять логику развития рынка, спрогнозировать ситуацию в сфере приватизации и обращения ценных бумаг в республике, необходимо обращение к опыту других стран. Поскольку в основе поведения субъектов на любом развитом рынке обычно лежат одни и те же мотивы, формирование рыночной экономики в Казахстане будет способствовать появлению в обществе тех же интересов и структур, что характерны для современной капиталистической системы. Рассматривать эти явления наиболее интересно на примере США, так как масштабы американской экономики дают основание для изучения принципов ее организации и методов государственного регулирования для построения рыночной системы в Казахстане. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть основные черты американской практики деятельности банков на рынке ценных бумаг, проанализировать мотивы покупателей и продавцов акций.
Банки во всем мире играют активную роль на рынке ценных бумаг, выступая не только инвесторами и эмитентами, но также и в качестве посредников. Однако в разных государствах их роль на рынке ценных бумаг не одинакова. Сегментированная структура банков, сложившаяся в США и Японии, законодательно отделяет банковские операции по приему депозитов и выдаче краткосрочных кредитов от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и некоторых специальных видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью и т. д.). При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Такой тип универсальных банков сложился в ряде западноевропейских стран — Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании и др. Большую роль в функционировании банковского сектора в этих странах играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.
Инвестиционная деятельность банков заключается в гарантировании размещения новых ценных бумаг (андеррайтинг), а также консультировании клиентов по поводу того, какой вид ценных бумаг стоит выпустить и когда и как сделать предложение. Естественно, что эти функции сочетаются с традиционными, а именно коммерческими, функциями. Коммерческие функции состоят в основном в приеме вкладов и выдаче займов по более высоким ставкам, чем выплачиваемые по вкладам. Прибыли в этой отрасли получаются в результате процентного различия между стоимостью денег (выплачиваемой по вкладам) и доходом на капитал (процентом, взимаемым по займам).
Изменения в банковском деле в этом столетии происходят в условиях концентрации капитала, роста его влияния на производство, сращивания банковского капитала с промышленным, возникновения так называемого финансового капитала.
В бизнесе ценных бумаг андеррайтинг представляет собой гарантию эмитенту в том, что некая минимальная сумма денег будет получена им от продажи ценных бумаг. В этом случае эмитент строит планы размещения капитала (фондовых ценностей), не волнуясь за продажу акций. В свою очередь инвестиционные банки, идя навстречу интересам эмитентов, образуют синдикаты для распространения выпуска ценных бумаг в национальном масштабе.
Банки — распространители выпущенных акций, являясь андеррайтерами, заключают контракты с эмитентом о покупке выпуска непосредственно у корпорации (акционерного общества) по определенной цене. Установленная цена акций обеспечивает эмитенту получение необходимых средств. После этого андеррайтеры и их филиалы начинают публичное распространение этих ценных бумаг по более высокой цене, чем та, по которой были куплены ценные бумаги у эмитента. В случае удачи андеррайтеры могут получить существенные прибыли. Это зависит от состояния фондовой биржи, котировки соответствующих ценных бумаг на этой бирже, т. е. от спроса и предложения на эмитированные акции или облигации.
Процессы, происходящие на фондовой бирже, в определенной степени могут быть предметом соответствующего регулирования со стороны эмитентов и андеррайтеров. Эмитенты и инвестиционные банки должны выполнять все требования Акта о ценных бумагах от 1933 г. до завершения процесса андеррайтинга. Имеется в виду полное раскрытие всех сведений об эмитенте и его корпорации. Это предполагает выполнение ряда требований отдела регистрации биржи. Будущие покупатели ценных бумаг должны быть обеспечены предварительным проспектом о предстоящем их выпуске.
Регистрационное заявление должно содержать значительную финансовую информацию о выпуске. Отдел регистрации биржи в этом случае не дает заключения об инвестиционных качествах регистрируемого выпуска ценных бумаг. Сама по себе регистрация означает, что инвесторам (покупателям акций) предоставляется существенная информация о выпуске, на основании которой они могут сами принимать решения. За сообщение ложной информации при регистрации заявления, из-за которой инвестор понес убытки, податели заявления несут уголовную и гражданскую ответственность. Информация из регистрационного заявления предоставляется инвестору в виде проспекта, который направляется каждому покупателю предлагаемых ценных бумаг. В проспекте даются сведения о цене, ставке процента.
Ценные бумаги, выпущенные правительством и его ведомствами, не подчиняются требованиям Акта о ценных бумагах от 1933 г. Не подлежат обязательной регистрации на фондовой бирже муниципальные ценные бумаги. Не требуют соблюдения указанных правил некоторые внутриплатные выпуски, коммерческие, со сроком менее года. Покупатели таких бумаг не получают юридической защиты Акта и не могут искать защиты в федеральном суде по поводу сведений, содержащихся в официальном документе. При этом проспект зарегистрированного предложения не служит гарантией одобрения отдела регистрации биржи.
Согласно правилу 415 отдела регистрации ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже разрешается авторитетным эмитентам регистрировать предлагаемые (планируемые) выпуски ценных бумаг заранее. Это правило стало постоянным с ноября 1983 г. Такого рода регистрация называется «регистрацией на полку», т. е. эмитент через соответствующий банк может выбросить на биржу весь или часть объема ценных бумаг в наиболее благоприятный момент, т. е. в тот день, когда курс акций наиболее высокий. Согласно этому правилу, наибольшее число продаж осуществляется одним-двумя инвестиционными банкирами всего за одну крупную сделку с эмитентом в кратчайшее по продолжительности время.
Процедура публичного распространения ценных бумаг. Начало формирования синдиката; продающие группы; установление цены, гонорара. Первый шаг — это переговоры между руководством корпорации и инвестиционными банкирами. Эмитент обычно изучает предложения нескольких команд конкурирующих инвестиционных банкиров. На этих переговорах решаются два ключевых вопроса:
Сколько бумаг лучше всего выбрать при существующих условиях реализации фондовых ценностей на бирже? Бывают обстоятельства, когда более высоко котируются акции, нежели облигации. Если решение принимается в пользу облигаций, возникают другие вопросы: о сроках финансирования (долгосрочное или среднесрочное), о проценте (фиксированный или плавающий) и др.
После принятия решения инвестиционные банкиры и эмитент готовят документы, регулирующие продажу ценных бумаг, а именно: оформляются регистрационные страны, где предполагается продажа ценных бумаг, подается заявление в национальную комиссию дилера и т. п.
Одновременно идет формирование будущего синдиката для распространения выпуска бумаг. Синдикат представляет собой объединение банков с целью реализации будущего выпуска. Члены синдиката выполняют общую договоренность по реализации ценных бумаг по соответствующей цене, в назначенном месте и в определенном количестве.
Члены этой группы могут просто вернуть непроданные ценные бумаги менеджеру. Неудача в выполнении принятых на себя функций хотя и не влечет юридических последствий, однако моральный ущерб может быть очевидным, поскольку в будущем менеджер может обойтись без услуг неудачливой группы по продаже ценных бумаг.
В случае трудностей по реализации ценных бумаг синдикат может отказаться от части или всей прибыли от реализации акций в пользу группы, продающей фондовые ценности.
Выплачиваемые инвестиционными банкирами вознаграждения очень различны. Представления о типичных гонорарах можно получить из публикаций в специальных биржевых журналах. В типичном случае указывается цена, например 16,25 долл. минус 68 ц., в том числе андеррайтинг 23 ц., скидка 25 ц.
Вторичный рынок размещения. Новый выпуск бумаг направляется синдикатом в продажу одновременно с торговлей и на вторичном рынке. Большинство новых выпусков предлагается для продаж на внебиржевой рынок, даже в том случае, когда была заявка для котировки ценных бумаг на соответствующую фондовую биржу. Инвестиционные банки всегда «делают рынок» для своих акций как посредством реализации акций на фондовой бирже, так и на внебиржевом рынке.
На вторичном рынке ценных бумаг открывается доступ к приобретению акций со стороны широких слоев инвесторов, обладающих акциями, выпущенными данным эмитентом в предшествующее время. Как правило, эмитенты предлагают крупный пакет акций сотрудникам данной корпорации, тресту или благотворительному фонду, участвующим первоначально в создании данного акционерного общества. Вторым крупным потребителем предоставленных для продажи акций являются объединения банковского синдиката. Иногда крупные партии акций можно получить от тех, кого не связывают с эмитентом отношения содружества в момент формирования корпорации. Кроме публичных размещений акций на фондовой бирже инвестиционные банкиры часто прибегают к услугам частных лиц. Обычно покупателями в таких случаях являются компании по страхованию жизни, другие финансовые институты и даже отдельные богатые частные инвесторы. Последние были особенно активны в финансировании ряда крупных сделок с акциями. Частные финансирования характеризуются не только конфиденциальностью, но и большими возможностями в приобретении ценных бумаг с точно оговоренными условиями. В условиях отсутствия публичного размещения банкам предоставляется возможность проявить свою инициативу и получить значительные выгоды.
2. Операции банков с ценными бумагами в Республике Казахстан
2.1 Нормативно–правовое обеспечение операции банков с ценными
бумагами в Республике Казахстан
Банки были первыми учреждениями, специализирующимися на операциях на финансовом рынке, включая ценные бумаги. В Казахстане банки также были пионерами таких операций. При этом на банки в настоящее время распространяется ограничение на участие в уставных капиталах юридических лиц. Вместе с тем, как отмечают некоторые авторы, «германская» модель, основывающаяся на непосредственном участии банков на рынке корпоративных ценных бумаг, оказалась более устойчивой и способствовала процветанию как самих банков, так и экономики в целом, нежели «англосаксонская», запрещающая такое участие. В Казахстане такое участие банков предусматривает ст. 8 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и объясняет экономическими факторами.
Порядок выпуска (эмиссии) акций акционерными банками Республики Казахстан регулируется Правилами государственной регистрации выпуска объявленных акций, утверждения отчета об итогах размещения акций и аннулирования выпуска акций, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Казахстана от 4 июля 2003 г. № 217.
В соответствии со ст. 136 ГК РК облигация отнесена к ценным бумагам с заранее установленным при ее выпуске сроком обращения, удостоверяющим в соответствии с условиями выпуска права на получение от лица, выпустившего облигацию, вознаграждения по ней и по окончании срока ее обращения -номинальной стоимости облигации в деньгах или ином имущественном эквиваленте. Облигации выпускаются только как именные эмиссионные ценные бумаги. Правительство, Национальный Банк Казахстана, местные исполнительные органы, коммерческие организации вправе выпускать облигации, виды и порядок их выпуска устанавливаются законодательством Республики.
В марте 1997 года были приняты три основных закона заложивших основы функционирования инфраструктуры фондового рынка — законы «О рынке ценных бумаг», «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан» и «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан». В 1998 года был принят закон –«Об акционерных обществах».
Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 г. регулирует общественные отношения, возникающие в процессе выпуска, размещения, обращения и погашения эмиссионных ценных бумаг и иных финансовых инструментов, особенности создания и деятельности субъектов рынка ценных бумаг, определяет порядок регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в целях обеспечения безопасного, открытого и эффективного функционирования рынка ценных бумаг, защиты прав инвесторов и держателей ценных бумаг, добросовестной конкуренции участников рынка ценных бумаг. Он дает характеристику содержания ряда фондовых операций акционерного общества, определяет права и обязанности владельцев акций и облигаций, правила регистрации ценных бумаг и некоторые вопросы определения рыночной стоимости акций.
Большое число нормативных актов, выпущенных Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, регулирует ряд отдельных процедур.Например, «Об утверждении Правил лицензирования деятельности на рынке ценных бумаг» от 27 декабря 2004 г. выпущен в целях государственного регулирования деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан.
2.2 Операции банков с ценными бумагами собственной эмиссии
Законодательство разрешает коммерческим банкам выпускать следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и векселя. И хотя банки реализуют это право по мере своих возможностей, привлекательность того или иного финансового инструмента как для его эмитента, так и для покупателя остается различной. Разница в отношении различных видов ценных бумаг определяется намерениями инвесторов и законодательными ограничениями в этой сфере.
Традиционно во всем мире под публично распространяемыми долговыми обязательствами понимаются облигации, однако здесь мы идем «своим путем»: процедура выпуска банковских облигаций настолько осложнена, что сами эмитенты отказываются от использования этих ЦБ для привлечения средств. В настоящее время ни один из банков не осуществил эмиссии облигаций. Однако если банк все-таки выпустит эти бумаги, то это будет означать, что он прошел процедуру проверки и регистрации проспекта эмиссии. А это в свою очередь говорит о том, что Нацбанк и Комиссия по ценным бумагам подтверждают следующее: банк не нарушает действующего законодательства и экономических нормативов, не имел убытков в течение последних лет, не имеет просроченной задолженности и дебетового сальдо по корсчету в Нацбанке. Для инвестора, который привык критически относиться к рекламе, регистрация проспекта эмиссии — несомненный плюс при решении вопроса о надежности того или иного банка.
Гораздо менее формализована процедура выпуска депозитных и сберегательных сертификатов коммерческих банков. В данном случае требуется только регистрация условий выпуска сертификатов, отказ в которой со стороны Нацбанка возможен только в случае нарушений действующего законодательства. Все остальное распространению сертификатов не помешает: возможен одновременный выпуск акций и сертификатов, наличие в истории банка убытков, просроченной задолженности и т. п. Поэтому при приобретении этих ценных бумаг вкладчику имеет смысл подробнее ознакомиться с деятельностью и финансовой отчетностью банка-эмитента.
Размещение денег на депозитах в банках — простой и определенный (в плане известности результата), но не самый доходный способ вложения денег. Банки используют деньги вкладчиков для выдачи кредитов, т. е. банк выступает в двух качествах: дебитор (заемщик денег) и кредитор. Известно, что в условиях сильной инфляции выигрывает дебитор: инфляция съедает часть, если не весь, дохода кредитора, в то время как банк-дебитор вкладывает деньги в свое дело, приносящее доход. Поскольку кроме своих собственных средств банк крутит огромные привлеченные ресурсы, то норма его прибыли в расчете на средства акционеров достаточно высока. Кроме того, собственные средства, в отличие от привлеченных денег клиентов, не требуется изымать из оборота. Поэтому банк способен выплачивать своим акционерам в виде дивидендов гораздо большие проценты, чем по депозитам.
Общий объем депозитов резидентов в банковской системе за январь 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года понизился на 2,8 %) до 5256,3 млрд. тенге. Депозиты юридических лиц уменьшились на 4,1 % до 3775,4 млрд. тенге, депозиты физических лиц увеличились на 0,5 % до 1480,8 млрд. тенге.
При этом в январе 2009 года произошел переток депозитов из национальной валюты в иностранную валюту. Депозиты в национальной валюте уменьшились на 13,1 % или на 458,1 млрд. тенге (3,8 млрд. долл. США) до 3033,7 млрд. тенге. Депозиты в иностранной валюте выросли на 16,0 % или на 305,8 млрд. тенге (2,5 млрд. долл. США) до 2222,6 млрд. тенге. В результате, удельный вес депозитов в тенге понизился с 64,6 %о до 57,7 %.
Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за месяц увеличились на 0,4 % до 1506,1 млрд. тенге. За январь 2009 года в структуре вкладов населения тенговые депозиты понизились на 19,7 % или на 171,9 млрд. тенге (1,4 млрд. долл. США) до 700,0 млрд. тенге. Депозиты в иностранной валюте повысились на 28,3 % или на 178,0 млрд. тенге (1,5 млрд. долл. США) до 806,1 млрд. тенге. В результате, удельный вес тенговых депозитов понизился с 58,1 % до 46,5 %.
В январе 2009 года средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц составила 6,2 % (в декабре 2008 года -5,7 %), а по депозитам физических лиц- 11,4 % (11,3 %).
Таблица 1 — Структура депозитов в банках Республики Казахстан за декабрь 2008 года — январь 2009 года ( млрд.тенге)
Мероприятия
декабрь 2008 года
январь 2009 года
Всего
из них:
юридических лиц
физических лиц
5403,4
3930,2
1473,2
5256,2
3775,4
1480,8
Некоторые банки, например ТуранАлембанк, реализовали свои акции за валюту и дивиденды по ним также выплачивали в валюте. Таким образом, валютные акции банков сочетают в себе такие достоинства, как вложение денег в валюту (для инвесторов, делающих ставку на рост курса доллара), так и в ценные бумаги с целью получения дивидендов с дохода от роста их курсовой стоимости.
Казкоммерцбанком разработаны технологии распространения погашения векселей, защищающие интересы инвесторов и эмитентов. В последнее время инвестор, анализирующий экономическое положение банков и компаний, привлекающих денежные средства, отдает предпочтение солидным учреждениям, имеющим устойчивое финансовое положение, и начинает задумываться о том, из каких доходов заемщик рассчитывается с ним по сумме долга и процентам. На сегодняшний день у банков есть возможность на приемлемых условиях привлечь и достаточно эффективно разместить средства.
Однако ценные бумаги далеко не всех банков могут быть легко реализованы на вторичном рынке. Для этого банк-векселедатель должен обладать безупречной репутацией в деловом мире, а этим может похвастаться только незначительное число кредитных учреждений в Казахстане.
Сказанное не устраняет привлекательности банковских векселей в качестве объекта для вложений средств — необходимо лишь правильно подойти к выбору вида ЦБ. К использованию векселей подталкивает их разнообразие, позволяющее предприятию оптимизировать структуру портфеля вложений. В качестве наиболее интересных форм можно отметить антиинфляционный вексель, вексельную книжку, золотой вексель и т. д.
Нетрудно заметить, что вексель в Казахстане пока используется преимущественно как средство привлечения кредитных ресурсов. Однако традиционное значение этой бумаги — служить средством коммерческого кредитования при расчетах между предприятиями. Эта форма пока не получает распространения по причине понятного недоверия к ЦБ либо неизвестным фирмам, либо партнерам, не имеющим средств даже на расчеты с бюджетом. Однако повсеместная предоплата — тоже не лучший выход при нехватке оборотных средств. В связи с этим во взаимоотношения торговых партнеров приходится вмешиваться банкам.
Недавно и сами банкиры начали применять векселя для оформления межбанковских отношений. Один из таких вариантов был предложен и реализован Казкоммерцбанком. Речь идет о переоформлении в векселя просроченной задолженности по межбанковским кредитам. После такого оформления банковские долги могут быть проданы начальным кредитором другому банку или даже коммерческому предприятию с определенным дисконтом, размер которого обратно пропорционален надежности и репутации должника.
Серия векселей Казкомммерцбанка включает кроме традиционных тенговых, еще и валютные, т. е. такие ценные бумаги, доход по которым может быть получен в СКВ (долларах США).
Ряд банков кредитует своих клиентов путем выписки векселя на самого заемщика или на его поставщика (второй вариант для банка предпочтительнее с точки зрения контроля за целевым использованием средств). Это достаточно удобно как для банка, так и для клиента и его поставщика. Правда, эта услуга, провозглашаемая иногда как разрешение кризиса неплатежей, представляет собой просто искаженную форму аваля (поручительство за векселедателя или плательщика по переводному векселю). Часть проблем с платежами в некоторых отраслях эта мера действительно может снять (при подключении соответствующих ведомств), однако надеяться на глобальное разрешение проблемы таким способом невозможно. Как только наши предприятия начнут производить конкурентоспособную и находящую своего потребителя продукцию, следует ожидать резкого расширения практики гарантирования банками коммерческих векселей: эта система действительно поможет решить проблему нехватки оборотных средств у предприятий.
Неплатежи парализуют нормальный оборот экономических ресурсов, товаров, денежных средств, вызывают многочисленные социальные проблемы. Особая их опасность в том, что по цепной реакции они быстро перекидываются с одного предприятия на другое, и в результате получается сложное переплетение взаимных долгов.
На данный момент, по нашему мнению, имеются следующие причины хронических неплатежей:
— объективная, затрагивающая макроэкономический уровень. Государство имеет определенные обязательства перед международным сообществом: необходимо удержать в заданных рамках инфляцию, соотношения валютных курсов и т. д. Поэтому правительство старается сдержать приток денег в экономику, ограничивая выплаты, в том числе и по долгам бюджета. Кроме того, складываются чрезвычайные ситуации, требующие незапланированных расходов;
— субъективная, связанная с тем, что многие хозяйственные руководители на местах поняли свободу как анархию и не соблюдают целевого порядка использования бюджетных средств. Некоторые увлеклись различными финансовыми операциями, не соответствующими профилю предприятия. Иногда на этих операциях деньги и теряются, предприятию нечем рассчитываться по обязательствам, и как следствие — разрыв цепочки платежей.
Также существуют проблемы платежей с государствами СНГ в области торговли энергоресурсами.
По мнению экспертов Института рыночных отношений, причины неплатежей можно свести к трем основным факторам: стремление предприятий облегчить хотя бы частичный сбыт продукции в условиях нехватки платежных средств и осуществлять поставки без предоплаты; прямое утаивание средств предприятиями; наличие множества банковских счетов; выгодность долга при высоких темпах инфляции; и наконец, противоречие между попытками правительства в той или иной форме сохранить государственное финансирование производства и полностью либерализовать цены.
Рост неплатежей также подстегивает инфляцию, так как у предприятий снижаются спросовые ограничения. По расчетам, приблизительно четверть роста цен в 1994 г. была вызвана неплатежами.
В данном случае снижение объема задолженности путем векселизации имеющихся долгов не может быть использовано в полной мере, так как объем общей задолженности в несколько раз перекрывает размеры собственных денежных средств на счетах предприятий. При таком соотношении полная вексели-зация может привести к обращению ничем не обеспеченных векселей.
На Западе инвестор, формируя свой инвестиционный портфель, исходит из следующих соображений: часть средств вкладывает в акции стабильно работающих компаний, в том числе банков, часть — в государственные ценные бумаги. Это консервативная часть портфеля. А часть средств — в акции малоизвестных предприятий, перспективных, быстро развивающихся отраслей, в расчете на быстрый рост курсовой стоимости. Это так называемая рисковая часть портфеля.
В настоящее время акции банков в Казахстане в той или иной степени сочетают в себе оба направления, что делает их особенно привлекательными для инвесторов. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3 Операции банков с государственными ценными бумагами
Банки активно участвуют в покупке государственных ценных бумаг в силу их высокой ликвидности, но данные операции не являются банковскими. Классические операции банков с ценными бумагами подразделяются на следующие группы: операции с целью поддержания резервов ликвидности; операции с целью получения дохода в относительно долгий период; операции, аналогичные кредитованию субъектов хозяйствования; операции по привлечению ресурсов посредством эмиссии собственных бумаг; операции, в которых банк удовлетворяет потребности клиентов, выступая в качестве их агента.
Правилами проведения размещения, выплаты вознаграждения и погашения государственных ценных бумаг, эмитируемых Министерством финансов Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Казахстана от 13 мая 2002 г. № 171, оговаривается, что государственные ценные бумаги выпускаются с целью неинфляционного финансирования дефицита республиканского бюджета, размещаются и погашаются в соответствии с условиями выпуска, размещения, выплаты вознаграждения и погашения. Каждый выпуск государственных ценных бумаг имеет национальный идентификационный номер, присваиваемый уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, в установленном им порядке согласно утвержденным эмитентом условиям выпуска, размещения, выплаты вознаграждения и погашения государственных ценных бумаг. Генеральным финансовым агентом эмитента является Национальный Банк Казахстана в соответствии с заключенным соглашением. Финансовыми агентами эмитента являются первичные дилеры из числа банков второго уровня. Учет государственных ценных бумаг и прав по ним, а также техническое обслуживание совершаемых с ними сделок осуществляется по счетам «депо» банков в Центральном депозитарии на индивидуальных субсчетах инвесторов, открытых на счетах «депо» банков. В размещении государственных ценных бумаг принимают участие банки, поэтому инвесторы участвуют в размещении государственных ценных бумаг через них в соответствии с установленным документооборотом, и в порядке, оговоренном в договоре между инвестором и обслуживающим его банком. Размещение государственных ценных бумаг осуществляется путем проведения: аукциона; доразмещения; подписки; повторного открытия. Эмитент самостоятельно определяет долю удовлетворения заявок с неконкурентными предложениями, а также долю удовлетворения заявок банков. Доля ограничения участия инвесторов-нерезидентов определяется Национальным Банком Казахстана. Эмитент вправе удовлетворять заявки банков на приобретение государственных ценных бумаг выше или ниже объявленного объема размещения. При неудовлетворительных ценах (ставках вознаграждения) эмитент вправе объявить размещение несостоявшимся. Повторное открытие (либо досрочное погашение) государственных ценных бумаг осуществляется только для государственных ценных бумаг, в условиях выпуска, размещения, выплаты вознаграждения и погашения которых была определена дата повторного открытия (либо досрочного погашения), при этом за эмитентом закрепляется право, но не обязательство осуществления повторного открытия (либо досрочного погашения). Информация, связанная с размещением государственных ценных бумаг, передается через определяемую Национальным Банком Казахстана электронную систему передачи данных, которая шифруется с помощью системы программно-криптографической защиты, используемой Национальным Банком Казахстана.
Постановлением Директората Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам от 15 мая 2001 г. № 828 утверждены Правила присвоения национальных идентификационных номеров государственным ценным бумагам, согласно которым государственным ценным бумагам, выпускаемым Министерством финансов, Национальным Банком Казахстана и местными исполнительными органами Республики Казахстан, присваиваются национальные идентификационные номера (НИН). НИН является уникальным буквенно-цифровым кодом, присваиваемым уполномоченным органом ценным бумагам в целях их идентификации, унификации обозначений ценных бумаг различных эмиссий и систематизации учета ценных бумаг, допущенных к обращению на территории Республики Казахстан.
Согласно ст. 30 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банки вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг: брокерскую (посредническая деятельность за вознаграждение по поручению и в интересах клиентов на основании договора) и дилерскую (деятельность от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли при сделках с ценными бумагами) с государственными ценными бумагами, кастодиальную (банк выступает в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по хранению и учету вверенных ценных бумаг и денег клиентов) и клиринговую (зачет взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах, осуществляемых в результате совершения сделок с ценными бумагами).
В феврале 2009 года состоялось 3 аукциона по размещению государственных ценных бумаг Министерства финансов. На них были размещены 12-месячные МЕККАМ (7,1 млрд. тенге), 5-летние МЕОКАМ (4,2 млрд. тенге) и 15-летние МЕУЖКАМ (15,6 млрд. тенге).
Эффективная доходность по размещенным ценным бумагам составила по 12-месячным МЕККАМ — 7,64 %, по 5-летним МЕОКАМ — 8,89 %, по 15-летним МЕУЖКАМ — 0,01 % над уровнем инфляции.
Объем ценных бумаг Министерства финансов в обращении на конец февраля 2009 года составил 833,3 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 3 %.
Краткосрочные ноты Национального Банка. Объем эмиссии нот Национального Банка за февраль 2009 года по сравнению с январем 2008 года уменьшился на 35,4 % и составил 82,4 млрд. тенге.
Доходность краткосрочных нот понизилась с 6,17 % в январе 2009 года до 5,92 % в феврале 2009 года.
Объем нот в обращении на конец февраля 2009 года составил 179,5 млрд. тенге, снизившись на 25,5 % по сравнению с январем 2009 года.
2.4 Операции банков с облигациями
Банки осуществляют операции с государственными краткосрочными казначейскими обязательствами МЕККАМ — «Мемлекеттік қысқа мерзімдіқазынашылықміндеттеме», со сроком обращения три, шесть и двенадцать месяцев. Порядок выпуска, обращения и погашения МЕККАМ регулируется Положением о порядке выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных казначейских обязательств — МЕККАМ Республики Казахстан со сроком обращения три, шесть и двенадцать месяцев, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1996 г. № 786. МЕККАМ выпускаются Министерством финансов от лица Правительства Казахстана, являются государственными ценными бумагами и свободно обращаются на вторичном рынке ценных бумаг Казахстана. МЕККАМ выпускаются в дематериализованной форме, размещаются и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах-депо их держателей в депозитарии финансового агента и субдепозитариях первичных дилеров. Финансовым агентом, осуществляющим размещение, депозитарное обслуживание обращения и погашения МЕККАМ, является Национальный Банк Казахстана. МЕККАМ размещаются среди их держателей по дисконтированной (со скидкой) цене, определяемой покупателями на аукционной основе, а выкупаются Министерством финансов по полной нарицательной (номинальной) стоимости по окончании сроков их обращения. Номинальная стоимость МЕККАМ составляет 100 тенге. Для исчисления суммы вознаграждения за соответствующий период используется количество календарных дней в расчетном периоде обращения МЕККАМ 365 дней в году. Ограничений по держателям (резидентам и нерезидентам) МЕККАМ законодательство не предусматривает, но на аукционах участвуют только первичные дилеры, которые определяются Национальным Банком Казахстана совместно с Министерством финансов. Остальные участники рынка ценных бумаг (инвесторы и профессиональные участники) участвуют в аукционах только через первичных дилеров. Объем эмиссии, максимальный объем приобретения МЕККАМ на одном аукционе, процент удовлетворения неконкурентных заявок определяются Министерством финансов. Доля участия нерезидентов на аукционах определяется Национальным Банком Казахстана. Министерство финансов определяет дату и условия проведения аукционов и сообщает об этом Национальному Банку Казахстана, который оповещает первичных дилеров путем письменного уведомления с одновременной публикацией информации в периодической печати. Владельцы МЕККАМ вправе передавать их в залог, проводить операции РЕПО, покупать и продавать на вторичном рынке. Инвесторы оформляют такие операции только через первичного дилера. Договор о залоге должен регистрироваться в Центральном депозитарии. Учет, движение и хранение МЕККАМ осуществляются по счетам-депо в Центральном депозитарии и субдепозитариях первичных дилеров — по МЕККАМ, принадлежащим непосредственно инвесторам. Погашение МЕККАМ по номинальной стоимости производится Министерством финансов: трехмесячных — на девяносто первый, шестимесячных — на сто восемьдесят второй, двенадцатимесячных — на триста шестьдесят четвертый календарный день с даты поступления средств от их первичного размещения в республиканский бюджет.
На ряду с МЕККАМ Министерство финансов от лица Правительства Республики Казахстан осуществляет выпуск МЕОКАМ — государственных среднесрочных казначейских обязательств, на государственном языке именуемых «Мемлекеттік орта мерзімдіқазынашылықміндеттеме», которые регулируются Правилами выпуска, обращения и погашения государственных среднесрочных казначейских обязательств Республики Казахстан со сроком обращения два года и более, утвержденными постановлением Правительства Казахстана от 10 июня 1997 г. № 945. Номинальная стоимость МЕОКАМ составляет 1000 тенге. Процентная ставка по среднесрочным обязательствам является привлекательной при условии ее превышения инфляции.
Министерством финансов Казахстана с целью стимулирования фондового рынка и в связи с необходимостью защиты вкладов инвесторов и активов пенсионных фондов от инфляции по государственным ценным бумагам постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 марта 1999 г. № 220 утверждены Правила выпуска, обращения и погашения государственных индексированных казначейских обязательств Республики Казахстан со сроком обращения три месяца и более. Согласно данным Правилам индексированные казначейские обязательства — «Мемлекеттік индекстелген қазынашылықміндеттеме» (МЕИКАМ) являются государственными ценными бумагами, выпускаются Министерством финансов для финансирования текущего дефицита республиканского бюджета и свободно обращаются на рынке ценных бумаг. МЕИКАМ предоставляют владельцам право на получение их номинальной стоимости при погашении и на получение вознаграждения в процентах к номинальной стоимости и выпускаются в бездокументарной форме, размещаются и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах «депо» их держателей в Центральном депозитарии и на счетах «депо», открытых в банках. Индексация денег, вложенных инвесторами в МЕИКАМ, производится путем выплаты вознаграждения по плавающей ставке, учитывающей темп инфляции за истекший трехмесячный период обращения индексированных казначейских обязательств. Номинальная стоимость МЕИКАМ — 1000 тенге. Срок и дата начала обращения МЕИКАМ, день оплаты инвесторами их приобретения устанавливаются Министерством финансов при объявлении соответствующей эмиссии.
Специальные валютные государственные облигации (АВМЕ-КАМ) номинальной стоимостью 100 долларов США выпускаются Министерством финансов от лица Правительства Казахстана с целью защиты пенсионных активов накопительных пенсионных фондов. Выпуск АВМЕКАМ осуществляется путем обмена государственных казначейских обязательств и национальных сберегательных облигаций, номинированных в тенге, приобретенных накопительными пенсионными фондами за счет пенсионных активов и находящихся в их портфеле по состоянию на 3 апреля 1999 г., на специальные валютные государственные облигации. Обмен осуществляется путем досрочного выкупа Министерством финансов государственных казначейских обязательств и национальных сберегательных облигаций и использования полученной выручки в тенге для оплаты специальных валютных государственных облигаций. Выкуп производится по текущей стоимости государственных казначейских обязательств и национальных сберегательных облигаций, согласованной с Национальным Банком Казахстана. Оплата покупки АВМЕКАМ производится в тенге по курсу 88,3 тенге за один доллар США. АВМЕКАМ предоставляют владельцам право на получение их номинальной стоимости при погашении и на получение вознаграждения (интереса) в размере 6,14 % годовых, при этом для исчисления суммы вознаграждения за соответствующий период используется количество календарных дней в расчетном периоде обращения специальных валютных государственных облигаций и 365 дней в году. АВМЕКАМ имеют бездокументарную форму, размещаются и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах «депо» их держателей в Центральном депозитарии ценных бумаг и на счетах «депо», открытых у первичных дилеров на рынке государственных ценных бумаг по их инвесторам. Финансовым агентом, осуществляющим погашение, выступает Национальный Банк Казахстана. Учет и перемещение прав собственности на АВМЕКАМ осуществляются через Депозитарий путем внесения соответствующих записей на счете «депо» продавца и покупателя на основании письменных поручений и/или электронных поручений держателей.
Национальный Банк Казахстана и банки второго уровня в соответствии с Положением об условиях выпуска, обращения и погашения национальных сберегательных облигаций государственного внутреннего займа Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 мая 1996 г. № 619, выполняют роль финансовых агентов, размещающих и обслуживающих обращение национальных сберегательных облигаций — НСО.
НСО выпускаются Министерством финансов в дематериализованной регистрируемой форме и обращаются свободно на территории Республики Казахстан, при этом их держателями могут быть как резиденты, так и нерезиденты Республики Казахстан, юридические и физические лица, со сроком обращения триста шестьдесят четыре дня (пятьдесят две недели), начиная с даты их выпуска, без права досрочного погашения, размещаются путем записи на счетах-депо в депозитарии по доходности, которая выплачивается ежеквартально на четырнадцатой (девяносто второй день), двадцать седьмой (сто восемьдесят третий день), сороковой (двести семьдесят четвертый день) и пятьдесят третьей (триста шестьдесят четвертый день) неделе со срока их обращения. Погашение номинальной стоимости НСО производится одновременно с выплатой последней процентной ставки дохода. НСО выпускаются сериями, каждая из которых имеет уникальный идентификационный код. На каждый выпуск оформляется глобальный сертификат в двух экземплярах, один из которых депонируется в депозитарии генерального финансового агента, а другой хранится в Министерстве финансов. Размещение НСО на территории Республики Казахстан осуществляется через генерального финансового агента, в качестве которого выступает Национальный Банк, по соглашению с Министерством финансов на основании генерального агентского соглашения. По данному соглашению Национальный Банк осуществляет депозитарное обслуживание выпуска и обращения НСО, ведение счетов-депо по каждому держателю, учет прав собственности на облигации и любого перемещения этих прав. Министерство финансов Казахстана производит выплату процентов и погашение НСО на основании сводной ведомости, предоставляемой Национальным Банком. Размещение НСО среди инвесторов осуществляется путем проведения подписки через финансовых агентов — банков, выполняющих роль субдепозитариев на основании агентских соглашений с генеральным финансовым агентом о размещении и субдепозитарном обслуживании обращения НСО. Депозитарий финансового агента также ведет счета-депо по каждому держателю НСО, обслуживаемому данным финансовым агентом, и осуществляет учет прав собственности на облигации и любого перемещения этих прав. Финансовые агенты определяются Министерством финансов совместно с Национальным Банком путем проведения тендера среди банков. В случае удовлетворения всех требований Национальный Банк заключает с банками агентские соглашения о размещении и субдепозитарном обслуживании обращения НСО, в которых оговариваются все условия приобретения облигаций банками-агентами, включая условия и обязательства банков выкупить у Национального Банкаоблигации в объемах, оговоренных в агентских соглашениях, а также возмещение затрат банков по субдепозитарному обслуживанию, включая рекламу и разъяснительную работу среди инвесторов. При этом комиссионное вознаграждение банкам не должно превышать 5 процентов годовых от размещаемого ими объема облигаций. Подписка на НСО продолжается в течение десяти календарных дней и заканчивается за три банковских дня до начала их обращения. Выплата вознаграждения инвесторам финансовыми агентами производится в соответствии с условиями выпуска НСО, отраженными в глобальном сертификате выпуска.
Правительство в лице Министерства финансов Казахстана выпускает государственные ценные бумаги (ГЦБ), которые являются безинфляционным источником финансирования республиканского бюджета, и нет другой альтернативы, успешнее заменяющей выполнение подобной функции. Игра с ГЦБ на вторичном рынке позволяет получить спекулятивный доход за счет других участников, но не правительства, поскольку оно не участвует на вторичном рынке бумаг.
Постановлением Правления Национального Банка Казахстана от 21 апреля 2003 г. № 140 признаны ценными бумагами банковские депозитные сертификаты, выпускаемые банками второго уровня — резидентами Республики Казахстан в соответствии с установленными требованиями. Банковские депозитные сертификаты вправе выпускать банки, обладающие лицензиями Национального Банка Казахстана на эмиссию собственных ценных бумаг (за исключением акций) и на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц. При этом банковский депозитный сертификат является неэмиссионной именной ценной бумагой, удостоверяющей права ее держателя на получение по истечении установленного для нее условиями выпуска срока обращения либо до его истечения ее номинальной стоимости, а также вознаграждения в размере, установленном условиями выпуска. Банковский депозитный сертификат выпускается в бездокументарной форме. Учет и подтверждение прав собственности по банковским депозитным сертификатам осуществляется организациями, обладающими лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра держателей ценных бумаг, или при обращении на организованном рынке ценных бумаг организацией, обладающей лицензией на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан.
--PAGE_BREAK--