Реферат по предмету "Экономика"


Рыночное равновесие. Инфляция

1. Рыночное равновесиеи его характеристика. Равновесная цена
Взаимодействие спроса ипредложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма иконкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, прикоторой величина спроса и величина предложения сбалансированы.[1]
На рынке интересыпокупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интереспокупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевойцене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец,который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребителиприходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенногодля приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребителипонимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребителипредлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спросапонимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласнывзять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителейбольше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количествотовара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Подрыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствиисо спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условийкупли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен.
У производителей –продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже ипоэтому предлагают цены предложения — такие предельные минимальные цены, покоторым производители − продавцы еще готовы продавать свои товары.Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогдапроизводство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо сэкономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, темменьшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержкипроизводства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.[2]
Таким образом, вусловиях свободной конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночногопредложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и величинапредложения совпадают. Ситуация, при которой количество товара, предлагаемого кпродаже QS, равно количеству товара QD, которое покупатели намерены приобрести,называется рыночным равновесием по данному товару.
Равновесное количествопродукции QE устанавливается при равновесной цене PE. Равновесная цена – этотакое значение цены, при котором величина спроса равна величине предложения (QD= QS). Равновесное количество товара QE – то, которое продается при равновеснойцене. Точка, где пересекаются графики спроса и предложения – это состояниеравновесия по данному товару.
Положение, при которомцена оказывается выше равновесного значение, называют избыточным. Онохарактеризуется затовариванием. Если же цена окажется ниже этого значения,положение характеризуется избыточным спросом, формируется дефицит.
При цене PE QS=QD,достигается состояние равновесия. Это положение, при котором количество товара,предлагаемого к продаже, равно количеству товара, которое покупатели намереныприобрести.
При цене P2 вышеравновесной QS>QD, возникает избыток (затоваривание равно QS2 – QD2). Прицене P1 ниже равновесной QS
Модель Маршалла применимак анализу установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложенияв состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса. Вместе стем модель показывает естественную способность рынка «самонастраиваться» путемнепрерывного «поиска» соответствий между спросом и предложением.
Рисунок иллюстрируетединственность рыночного равновесия, когда линии рыночного спроса и рыночногопредложения пересекаются в единственной точке Е.
Точка пересечениякривых спроса(D) и предложения(S) есть точка равновесия (Е). В этой точке объемспроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этихусловиях равновесная цена. Равновесная цена означает, что товаров произведеностолько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражениеммаксимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рыноксбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к егонарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынокне сбалансирован, и покупатели, и продавцы стремятся изменить ситуацию нарынке.
Таким образом,равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результатедействия конкретных сил.[3]
Равновесие — закон длякаждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке,поддерживается стабильность экономической системы в целом.
Увеличение спросаувеличивает равновесную цену и равновесное количество продукта. Существуетпрямая зависимость между изменениями спроса и изменения равновесной цены иравновесного количества продукта.
Увеличение предложенияснижает равновесную цену и увеличивает равновесное количество продукта.Существует прямая зависимость между изменением предложения и изменениемравновесного количества продукта, и обратная зависимость изменения предложенияи изменения равновесной цены.
Одновременноеувеличение спроса и предложения приводит к росту равновесного количества товараи незначительно влияет или не влияет на изменение равновесной цены.
На конкурентном рынкепри возникновении дефицита цены начинают расти. Рост цен стимулирует продавцовк расширению производства товаров. Постепенно спрос насыщается, и рынокдостигает равновесного состояния. При возникновении затоваривания наблюдаетсяснижение цен. Это ведет к свертыванию производства. В результате рынок снова приходитв состояние равновесия.
Равновесие черезпосредство ценового механизма может устанавливаться как для отдельных товаров,так и в масштабе народного хозяйства на основе согласования агрегированногоспроса и агрегированного предложения, иными словами, как микроуровне, так и намакроуровне. Однако условия и методы обеспечения равновесного соответствия намикроуровне и макроуровнях неодинаковы. Процесс формирования экономическогоравновесия на макроуровне более сложен и противоречив.[4]
На макроуровне приняторазличать общее и частичное равновесие. Частичное равновесие – этоколичественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров илисторон экономики. Например, частичное равновесие выступает в виде равновесияпроизводства и потребления, покупательной способности и товарной массы, доходови расходов госбюджета, спроса и предложения и т.п.
Полное (общее) равновесиеесть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системыцеликом, или макроэкономическое равновесие.
Полное экономическоеравновесие – это структурный оптимум хозяйственной системы, к которому обществостремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постояннымизменением самого оптимума, идеала пропорциональности.
Одной из характеристиксостояния равновесия является его устойчивость, которая зависит от того, какиесилы возникают при отклонении от состояния равновесия. Рыночное равновесие потовару устойчиво, если при отклонении от него возникают силы, которые еговосстанавливают, отклонения цен спроса от цен предложения погашаются, обе ценыстремятся к равновесной цене PE путем приближения величины предложения к величинеспроса.
Равновесие неустойчиво,если при отклонении от состояния равновесия возникают силы, которые увеличиваютэто отклонение.
2. Сущность, причины ивиды инфляции
Инфляция –обесценивание денег в следствие переполнения каналов денежного обращения бумажнымиденьгами. Вызывает устойчивое превышение совокупного спроса над совокупнымпредложением[5].
Термин «инфляция»появился во второй половине XIXв., перекочевав из арсенала медицины. В буквальном переводе с латинского языкаинфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточнымибумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Инфляция проявляется,прежде всего, в обесценении денег по отношению к золоту, товарам и иностраннымвалютам. В результате уменьшается золотое содержание национальной денежнойединицы, поэтому цена золота растет. Падение покупательной способности денег поотношению к товарам проявляется в росте оптовых и розничных цен. Обесценениеденег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальнойвалюты по отношению к иностранным денежным единицам.
С инфляциейсталкиваются практически все страны, причем последние годы характеризуютсяповышением ее темпов. Можно сказать, что мир стал более инфляционным.
К внешним причинамотносятся:
1. Интернационализацияхозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутреннихтоварных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны длясоздания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту укоммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальнуювалюту, что увеличивает количество денег в обращении.
2. Мировыеэкономические кризисы. Так, мировой структурный кризис 70-х гг. XX столетиявызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть – в 20раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили в Японии, США,Западной Европе. Этот фактор имеет большое значение, например для Белоруссии,экономика которой на 90% и более зависит от импорта топливно-энергетическихресурсов. Рост цен на них является одной из главных причин раскручиванияинфляционной спирали[6].
Внутренние причиныобусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:
1. Дефицит госбюджета.Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег вобращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет кинфляции.
2. Расходы на военныецели. Они, во-первых, увеличивают расходную часть бюджета, являясь постояннойпричиной бюджетного дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции.Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создаютпотребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в ролипокупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военныеассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный ростденежной массы без соответствующего товарного покрытия.
3. Расход на социальныецели не адекватные эффективности национальной экономики. В случаяхэкономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается.Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнованийна социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числепо безработице, различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количестваналичных денег в обращении и усиливает инфляцию.
4. Инфляционныеожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции. Когда начинаетсяинфляция, население планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен.Оно начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Происходит“бегство от денег”. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегиваетрост цен. Кроме того, ожидания предполагаемого уровня инфляции включаются вдолгосрочные контракты (как правило, не менее года), заработную плату и другиеплатежи. Высокая зарплата, обусловленная предшествующими ожиданиями,стимулирует дальнейший рост цен. Она блокирует усилия правительства по снижениютемпов инфляции.
5. Чрезмерныеинвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, недающие должного экономического эффекта.
6. Структурныенарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросоми предложением, доходами и расходами государства и др. факторы.
Исходя из степени вмешательствагосударства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую иподавленную (подавляемую). Открытая инфляция характеризуется невмешательствомгосударства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленнойинфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролемза ростом цен или заработанной платы, либо тем и другим одновременно. Онавыливается в товарный дефицит. Подавление инфляции характеризуется внешнейстабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административныйзапрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, накоторые цены должны были бы повысится без государственного вмешательства, нетолько из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения.Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя илипотребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос[7].
В зависимости от темповроста различают:
1. Умереннаяинфляция (3 – 4% в год). Это нормальный уровень, который играет ролькатализатора экономического роста. Рост денежной массы ускоряет платежныйоборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционнойдеятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводитк восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высокомуровне цен;
2. Ползучаяинфляция (8 – 10% в год).Это свидетельствует о нарастании дестабилизационныхявлений в экономике;
3. Галопирующая(до 50% в год). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер.Преобладает в развивающихся странах;
4. Гиперинфляция(от 50% в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджетаправительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализуетхозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычновозникает в военные или кризисные периоды.
Выделяют два типаинфляции:
1. Инфляцияспроса (покупателей) возникает в результате увеличения совокупного спроса вусловиях полной загрузки производственных мощностей, а значит, и невозможностиотреагировать увеличением выпуска продукции. Причинами увеличения спроса могутбыть: увеличение государственных заказов и рост заработной платы, а также ростпокупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, необеспеченная товарами.
2. Инфляцияиздержек (продавцов) возникает вследствие роста цен из-за увеличения издержекпроизводства. Причинами роста издержек могут быть – увеличение цен на сырье,действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое илиолигополистическое ценообразование на ресурсы и др.
Если повышение зарплатыне уравновешивается какими – то противодействующими факторами (напр., ростомпроизводительности труда), то увеличиваются средние издержки. Производителиначинают сокращать объемы выпуска. При неизменном спросе уменьшение предложенияведет к росту цен. Растет безработица.
На практике нелегкоотличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют. Но дляреализации антиинфляционных мер очень важно разобраться, какой тип инфляцииявляется генератором роста цен.

3. Какое из следующих утверждений является правильным?
а) бухгалтерскиеиздержки + экономические издержки = явные издержки;
б) экономическаяприбыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки;
в) бухгалтерскаяприбыль – неявные издержки = экономическая прибыль;
г) экономическаяприбыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль;
д) явные издержки +неявные издержки = бухгалтерские издержки.
рыночныйспрос предложение издержка
4. Определите статуслиц, перечисленных ниже с точки зрения их отношения к занятости и к рабочейсиле
Если ониклассифицируются следующим образом:
1.Занятые
2.Безработные
3.Не включаемые в состав рабочей силы.
а) Работник, уволенный по собственному желанию. -2-
б) Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня. -1-
в) Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать. -3-
г) Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски. -2-
д) Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения. -1-
5. Задача
Реальный ВВП в прошломгоду составил 4 млрд. долл. Номинальный ВВП в текущем году равен 4620 млн.долл., а дефлятор ВВП 110%. Вычислите темп роста реального ВВП в текущем году.
Темп прироста реальногоВВП в текущем году = ( ( Реальный ВВП в текущем году – Реальный ВВП в прошломгоду) / Реальный ВВП в прошлом году) * 100% ;
Дефлятор ВВП =(Номинальный ВВП / Реальный ВВП ) * 100% ;
Реальный ВВП в текущемгоду = ( 4620 / 110 ) * 100% = 4200 ;
Темп прироста реальногоВВП в текущем году = (( 4200 – 4000 ) / 4000)*100% = 5% ;
Ответ: Темп приростареального ВВП в текущем году = 5 %.

Списоклитературы
1.  Экономическаятеория. Учебное пособие./ Под редакцией доктора экономических наук, профессораИ.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – 448с.
2. Экономическаятеория. Микроэкономика – 1,2: Учебное пособие. Под редакцией заслуженногодеятеля науки РФ, проф., доктора экономических наук Г.П. Журавлевой, // [Текст]// 3-е изд., испр. и доп. – М.: издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2007. – С. 322 – 325.
3. Современнаяэкономика: лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. // [Текст] // 10-еизд., − Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 410.
4. Экономическаятеория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5.  Макроэкономика:конспект лекций – Таганрог: ТРТУ, 2006.
6.  КОПРВЗФЭИ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.