Министерствообразования Российской Федерации
ВолгоградскийГосударственный Архитектурно-строительный университет
Кафедра Экономическойтеории и экономической политики
Реферат
подисциплине: Экономическая теория
по теме: Рынокавтомобилестроения в период современного кризиса
Волгоград2009
Введение
Автомобильная промышленность являетсяведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок.Наличие развитого автомобилестроения – важный элемент обеспечения национальнойбезопасности государства. Автомобилестроение дает импульс развитию многихотраслей, стимулирует занятость населения, повышает товарооборот, укрепляетденежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.
Цель данного реферата — анализсостояния отрасли в период современного кризиса.
Задачи: характеристике основныхпроизводителей, рассмотрению их производственных и финансовых показателей2008-2009 гг., характеристике проблем и перспектив развития автомобилестроения.
В этой работе я также охарактеризуюформы и методы государственного регулирования на рынке автомобилестроения исделаю краткие выводы по данной отрасли .
Обзор содержит данные об объемахпроизводства ведущих российских автомобильных компаний. Рассмотрены также планысамих компаний по выходу из кризисного состояния, проблемы, связанные сконкурентоспособности отечественных производителей, с нехваткой инвестиций длямодернизации производственных мощностей, и перспективы сотрудничествароссийских компаний с иностранными, создания совместных предприятий с участиемзарубежных партнеров.
Сущность рыночного игосударственного регулирования в условиях «смешанной экономики»
автомобилестроениерыночный государственный регулирование
Под смешанной экономикойпонимается экономика, функционирующая на базе рыночного механизма игосударственного регулирования экономики. Характерной чертой смешаннойэкономики является наличие наряду с частным государственного сектора, активноеучастие государства в регулировании экономической деятельности.
Смешаннаяэкономика — это экономика, которая включает как частную, так иобщественную, либо государственную собственность на средства производства. Онапозволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимыефинансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство илиобщество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.
В рамках смешаннойэкономики частные предприятия имеют право обладать средствами производства, свободноперемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнятьработников. Ряд услуг и элементов инфраструктуры финансируются за счёт налогов,субсидируются из бюджета либо принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки,дороги, школы, больницы, силовые структуры, сельское хозяйство,жилищно-коммунальное хозяйство, государственные монополии и т. п. Вводится рядспециальных налогов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий,обязательного страхования, государственных субсидий… Деятельность государствафинансируется за счёт налогов и акцизов. При этом подразумевается наличие рядагражданских свобод: на свободное передвижение; на объединение, включая правосоздавать частные предприятия, неправительственные общественные организации,профсоюзы, церкви и т. д.; на распространение и получение информации; на мирныесобрания и митинги.
Количественно выразитьэкономическую роль правительства нелегко. Весьма распространенным показателемявляется доля правительства в национальном продукте. Помимо финансированияпроизводства правительство осуществляет также ряд программ социальногострахования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределениедохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что в развитыхкапиталистических странах общий объем правительственных расходов — на покупкутоваров и услуг и на социальные программы — колеблется от 1/3 до 1/2национального дохода.
Экономических функцийправительства много, и они разнообразны. Здесь рассмотрим основные формыэкономической деятельности правительства, учитывая при этом неизбежность ихчастичного совмещения:
Правовая инфраструктура.Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, являющейсяпредпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимаяправовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статусачастным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантированиесоблюдения контрактов.
Стабилизация. Одна изглавных функций правительства состоит в том, чтобы стабилизировать экономику.Это означает помогать частной экономике обеспечивать: 1) полную занятостьресурсов и 2) стабильный уровень цен. Как может правительство это осуществить?Ответ один — только через правительственные расходы и налогообложение. Скажем,чтобы не допустить безработицы, правительству надлежит увеличить собственныерасходы на общественные блага и услуги и сократить налоги с целью стимулированиярасходов частного сектора. В то же время, если в экономике появилась «угроза»инфляции, нужно сокращать правительственные расходы на общественные блага иуслуги и увеличивать налоги с целью сокращения расходов частного сектора.
Защита конкуренции. Конкуренцияслужит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это тасила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктатупокупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многихпродавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Ростмонополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия порождает нерациональноераспределение экономических ресурсов. Когда монополия заменяет собойконкуренцию, она может воздействовать на рынок или манипулировать ценами ксобственной выгоде и в ущерб обществу в целом. В странах с развитой рыночнойэкономикой правительство пытается установить контроль над монополиямипреимущественно в двух случаях. В первом случае в отношении «естественныхмонополий», или производственной инфраструктуры, т.е. тех отраслей,технологические и экономические условия которых исключают возможностьсуществования конкурентных рынков. Правительство образовало государственныекомиссии для регулирования цен и установило стандарты на предоставляемыеуслуги. Это транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другиепредприятия общественного пользования. На уровне местных органов властидовольно обычной является государственная собственность на предприятияэлектроэнергетики и водоснабжения. Во втором случае на подавляющем большинстверынков эффективное производство может быть обеспечено только при высокойстепени развития конкуренции. Правительства принимают рядантимонополистических, или антитрестовских, законов с целью защиты и усиленияконкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.
Правительство берет насебя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Эта задача решаетсяследующим образом. Во-первых, правительство через трансфертные платежи обеспечиваетпособия нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработнымпособия по безработице. Во-вторых, правительство изменяет распределение доходовпутем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемыхрыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальныхставках заработной платы — наглядные примеры того, как правительство фиксируетцены с целью повысить доходы определенных групп населения. В-третьих,немаловажно, чтобы налог на личные доходы применялся для изъятия большей долидоходов у богатых, чем у бедных. Правда, считается, что в действительностиналоговая система оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.
Сегодня смешаннаяэкономика является целостной системой, выступающей адекватной формойсовременного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такойуровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономическогоразвития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием,частнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения вэкономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономикане является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам встепени однородности составляющих ее элементов.
Ситуация на рынкеавтомобилестроения в период современного кризиса
Американскийавтоконцерн General Motors в течение почти 80 лет был крупнейшим производителемавтомобилей в мире. Компания производит грузовые и пассажирские автомобили в 33странах, продает автомобили под брендами: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GMDaewoo, Holden, Pontiac и др.
General Motors принадлежит автосборочный завод в Санкт-Петербурге, вШушарах, открытый в ноябре 2008 года. Суммарные инвестиции GM впроизводственный комплекс оцениваются в $300 млн. Строительство заводаначалось 13 июня 2006 года; на первом этапе (сборка 70 000 машин в год) объёминвестиций в проект составил $115 млн. Монтаж оборудования начался вянваре 2008 года, пробный пуск производства состоялся в сентябре, а официальноеоткрытие предприятия — 7 ноября 2008 года. На церемонии торжественногооткрытия предприятия GM Шушары присутствовал Президент России Дмитрий Медведев.Выход завода на полную мощность запланирован на конец 2009 года. По словам генеральногодиректора завода Ричарда Свандо, уже проведены переговоры с 80 потенциальнымипоставщиками комплектующих, а уровень локализации производства вСанкт-Петербурге будет доведен до 30 % приблизительно к 2010 году.
Кроме того, General Motors является партнёром (владеет 41,6 %обыкновенных акций предприятия) ОАО «АвтоВАЗ» по совместному предприятию —СП «GM-АвтоВАЗ», выпускающему внедорожники Chevrolet Niva и легковые автомобилиViva. Корпорация General Motors сотрудничает с калининградским ЗАО «Автотор», гдевыпускаются автомобили компании под брендами Chevrolet, Hummer и Cadillac.
На сегодняшний день в Ленинградской области уже действуют автомобильныезаводы Ford и Toyota. Завод Ford во Всеволожске стал первым предприятием посборке иномарок в Ленобласти. Он действует с 2002 года, его мощность составляет75 тысяч автомашин в год. Toyota Motor Company запустила автомобильный завод впромзоне Шушары под Петербургом в конце декабря прошлого года.Производительность предприятия составит через 1,5 года примерно 50 тысячавтомобилей. 1 июня 2009 года GM приступил к процедуре банкротства.Правительство США предоставит компании около 30 млрд долларов, а взамен получит60% акций концерна, правительство Канады — 12% акций за 9,5 млрд долларов,Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW) — 17,5% акций.Остальные 10,5% акций разделят между собой крупнейшие кредиторы концерна.Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролироватьGM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшитсяфинансовое положение концерна .
Предполагается, что после процедуры банкротства концерн будет разделен надве компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а вовторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В ходе процедуры банкротствабудут закрыты 40% всех дилерских центров в США и остановлены конвейеры на 12-14американских предприятиях, 20 тыс. человек потеряют работу.
Вечером10 сентября американская автокомпания General Motors (GM) сообщила, что ее советдиректоров одобрил сделку по продаже немецкого автоконцерна Opel консорциуму всоставе канадской Magna и российского Сбербанка. Таким образом, завершилась4-месячная эпопея по избавлению GM от своей убыточной европейской «дочки»,которой она владела с 1929 года.
Согласноусловиям сделки, канадский производитель автокомплектующих Magna и Сбербанкпоровну поделят контрольный пакет Opel размером 55% акций, за GM останется35-процентный пакет немецкого автопроизводителя, 10% акций получат сотрудникисамого Opel. За контрольный пакет немецкого автопроизводителя Magna и Сбербанкзаплатят 500 млн евро. Magna в соответствии с соглашением с группой ГАЗ обещаетпроизводить машины Opel на мощностях нижегородского автозавода и увеличить,таким образом, продажи Opel в России. Не исключено, что со временем пакетСбербанка в Opel перейдет к группе ГАЗ. Канадско-российский консорциум такжеполучит активы GM в России: сборочный завод GM в Санкт-Петербурге, долю GM всовместном предприятии «GM-АвтоВАЗ» и дилерскую сеть Opel в России.Окончательно завершить сделку планируется к 30 ноября.
Подобныйисход событий надо признать крупным успехом канадско-российского консорциума.Заявку Magna и Сбербанка уже давно одобрило правительство Германии, в том числеи потому, что она предусматривала сохранение рабочих мест на немецких заводахOpel. Поэтому правительство Германии ясно давало понять, что предоставитгарантии по кредитам в размере 4,5 млрд евро для спасения Opel толькоканадско-российскому консорциуму.
Основнымкамнем преткновения по продаже Opel канадско-российскому консорциуму был вопросо правах на интеллектуальную собственность немецкого автопроизводителя.Покупатели хотели получить на нее широкие права, GM же не хотела отдавать ихновым собственникам. Как известно, и российский президент Дмитрий Медведев, ипремьер-министр Владимир Путин поддерживали покупку Opel Сбербанком именнопотому, что она даст возможность России использовать новейшие технологии вавтомобилестроении. Очевидно, что в итоге GM и канадско-российскому консорциумуудалось поделить между собой интеллектуальную собственность Opel.
Длянемецких же властей почти неизбежное в случае отказаGM от сделки банкротство Opel и закрытие заводов былонедопустимо. Консорциум Magna-Сбербанк обещал сохранить все четыре предприятияв Германии за счет закрытия завода в бельгийском Антверпене.
А как жеобстоит дело у отечественных автопроизводителей? С начала года автозаводыпонесли потери от рекордного падения спроса на рынке. По даннымАссоциации европейского бизнеса, продажи ГАЗа за пять месяцев упалина 67%, до 22,84 тыс. автомобилей; рыночная доля ГАЗа сократиласьс 4,75 до 3,5%. АвтоВАЗ за первые пять месяцев продал 136,56тыс. автомобилей – вдвое меньше, чем за тот же период прошлогогода. Причем товарные запасы автозавода снизились лишь на 20% —до 80 тыс. единиц. «ИжАвто» стоит с мая из-за падения спросана новые автомобили и отсутствия машинокомплектов для выпуска моделейKIA. Проблемы с выкупом машинокомплектов у KIA, подорожавших из-задевальвации рубля на 40%, начались у ижевского завода в концепрошлого года. В результате предприятие вынуждено было перейтина трехдневный режим работы, продажи в первом квартале упалина 62%.
Группа ГАЗдостаточно эффективно борется с последствиями кризиса, однако у компании довольнобольшие долги. Как заявил председатель правления группы Сергей Занозин,задолженность ГАЗа перед банками составляет 44 млрд руб. Сейчас ГАЗ ведетпереговоры с банками о реструктуризации долга. Предполагается, чтогруппа получит пятилетнюю рассрочку платежей. В первые два года компаниябудет погашать только проценты. На эти цели банки готовы предоставить ГАЗупятилетний кредит под 17% годовых с ежегодным пересмотром ставки. Крометого, в июле группа получила госгарантии в размере 20 млрд руб.Главным по отстаиванию интересов банков-кредиторов является Сбербанк. СМИсообщали, что глава Сбербанка Герман Греф и зампредправления ЕвгенияКоролева войдут в состав совета директоров группы. Свое согласиена реструктуризацию уже дали 17 банков, остался только Альфа-банк, которого не устраивают условияГАЗа (пятилетняя рассрочка выплат с погашением в первые два годатолько процентов)
Принятаяв начале февраля антикризисная программа ГАЗа была направленана максимальное сокращение затрат и увеличение доходной части бизнеса.В июле холдинг отчитался о снижении на 48% коммерческихрасходов, на 44% — управленческих расходов. ГАЗ на 45% сократилдебиторскую задолженность, выручка по сравнению с январем вырослав 1,5 раза. Компания добилась соглашения о реструктуризации 80% долгапо облигациям, по которым был допущен дефолт в феврале2009 года.
В результатевсех мер компании удалось улучшить свои финансовые показатели. Отчетностипо МСФО за 2008 год группа ГАЗ пока что не представила.Согласно ежеквартальной отчетности, за 2008 год чистый убыток ГАЗасоставил более 3 млрд руб., а за первый квартал этогогода — почти 2 млрд руб.
Однако чистаяприбыль за первое полугодие превысила 3 млрд руб. Кризис показал, чтов части экономии ресурсов у ГАЗа остались немалые возможности. Так,завод «Автодизель» за пять месяцев 2009 года снизил издержки почтина 1,2 млрд рублей. В прошлом году, когда оптимизация издержек былаплановой задачей, за тот же период было сэкономлено 151,3 млн рублей.Из-за мирового экономического кризиса Тольятти оказался на грани выживания.Несмотря на значительную помощь АвтоВАЗу со стороны федерального правительства,радикально изменить ситуацию в городе пока не удается. Сейчас большую частьвремени автогигант работает в режиме неполной рабочей недели. Долги автогигантасоставляют более 36 млрд рублей.
АвтоВАЗ,разрабатывая программу сокращения издержек, исходил из самогопессимистичного сценария рынка в 2009 году. Концерн сокращаетскладские запасы автомобилей и комплектующих, стимулирует продажи.Сокращений персонала АвтоВАЗ не планирует, однако в сентябре, чтобысэкономить восемь млрд рублей, планирует перевести всех своихсотрудников — от рабочих до президента — на 20−часовуюрабочую неделю с сокращением зарплат практически наполовину.
АвтоВАЗ такженамерен добиться от своих поставщиков снижения цены комплектующихна 10% или до уровня 2008 года. С теми, ктоне согласен на такие условия, АвтоВАЗ будет рассчитываться векселями,которые можно обналичить с дисконтом 30%.
С августа«ИжАвто» может начать работу, благодаря подписанию соглашенияс KIA о снижении цен на машинокомплекты дляKIA Spectra, KIA Sorento.
За счетудешевления деталей для сборки «ИжАвто» надеется снизить цену на модельSpectra до 300 тыс. рублей, а на внедорожник Sorento —до миллиона рублей. Прогнозируя рост спроса, завод планирует ежемесячнособирать по 1500 автомобилей KIA. Кроме того, АвтоВАЗне отказывается от размещения своей «классики» на мощностях«ИжАвто». Завод мог запустить конвейер еще в июле, но покане может найти 500 млн рублей для оплаты комплектующих.
Формы иметоды государственного регулирования на рынке автомобилестроения с 2008г. понастоящее время
Группа «ГАЗ», которая с февраля ждет адресной поддержкиот правительства, получит госгарантии на 20 млрд рублей. Такоерешение приняла в начале июля антикризисная комиссия под председательствомпервого вице-премьера Игоря Шувалова.Ранее российские власти обещали ГАЗу госгарантии по кредитамна четыре млрд рублей и возврат двух млрд рублей переплаченныхкомпанией налогов для возобновления кредитных линий и реструктуризациикраткосрочных кредитов в средне— и долгосрочные. Нынешняя суммагосгарантий беспрецедентна для автопрома: КамАЗ получил госгарантии дляподдержания инвестпрограмм на сумму 4,6 млрд рублей, «Соллерс»– на пять млрд рублей. Прямая финансовая поддержка была предоставленатолько АвтоВАЗу, обещанная сумма тоже впечатляет – 25 млрд рублей.
АвтоВАЗв первом полугодии получил убыток в размере 10 млрд рублейи без кредита государства, полученного через «Ростехнологии», к июнюне смог бы выплачивать обязательные платежи и закупатькомплектующие. Сначала по распоряжению премьер-министра Владимира Путина ОАО «АвтоВАЗ»получило 25 млрд рублей бюджетных средств. Но этого хватилоненадолго: в течение месяца деньги были практически полностью потрачены(на долги перед поставщиками и пр.), и завод вновь почувствовалострую нехватку оборотных средств. Дополнительная помощь автозаводу покане рассматривается, хотя аналитики и представители банков сходятсяв том, что без новой поддержки АвтоВАЗ не выдержит. Такой поддержкойможет быть еще только госгарантия, размер которой для одного предприятияне может превышать 10 млрд рублей, но заявку на нееавтоконцерн пока не подавал.
30 июля,накануне очередной остановки конвейера автогиганта, председатель Федерациипрофсоюзов Самарской области ЕвгенийЕгоров попросил полпреда президента в ПФО Григория Рапоту разобратьсяв обстановке на АвтоВАЗе и обратить внимание на проблемумалых городов в условиях кризиса. У профсоюзов, по его словам,есть сомнение в эффективности антикризисной программы вазовскогоруководства. В тот же день Григорий Рапота подписал распоряжениео создании специальной рабочей группы по изучениюсоциально-экономической ситуации в городе Тольятти Самарской области,которая провела несколько дней непосредственно в Тольятти.
Подобныегруппы создаются только в исключительных случаях, когда на самом делеесть серьезная проблема. В этой связи полномочия рабочей группы состоят,в первую очередь, в том, чтобы изучить все документы и сформироватьобъективную картину происходящего для выработки предложенийпо ее изменению.
Интереск Тольятти проявляют не только федеральные власти. Так, министрпромышленности, энергетики и технологий Самарской области ВладиславКапустин стал ответственнымпредставителем главы региона по организации взаимодействия правительстваСамарской области с органами местного самоуправления, трудовымиколлективами и иными организациями города. Теперь он будетпредставлять доклад о положении дел в Тольятти губернатору Владимиру Артякову ежедневно.
Тяжелее всегоположение «ИжАвто»: завод, допустивший дефолт по облигационному займу,пока не может реструктурировать свои долги и не получил никакойподдержки со стороны государства. Предприятие, которое с маяостановило конвейер, рассчитывает выправить свое положение только за счетроста продаж, но пока не может найти оборотные средства для запускапроизводства.
Во второмполугодии автозаводы ждут оживления продаж. В дополнениек федеральной программе льготных автокредитов ГАЗ и АвтоВАЗ веснойприняли собственные программы субсидирования процентных ставок по кредитамдля стимулирования спроса. Запускает региональную программу стоимостью250 млн рублей правительство Нижегородской области – она рассчитана преждевсего на поддержку продукции ГАЗа, в том числе и продаж легкихкоммерческих грузовиков. Аналитик «Финам Менеджмента» Дмитрий Барановне преувеличивает значение этих программ для роста продаж: банкипо-прежнему считают риски кредитования слишком высокимии не стремятся наращивать портфель. Предприятия рассчитывают преждевсего на финансирование госзаказа.
В третьемквартале Горьковский автозавод рассчитывает выпустить 23 тыс. автомобилей– столько же, сколько произведено за первое полугодие. Госзаказподдержит и производство спецтехники: по договорус Государственной транспортной лизинговой компанией, подписанномув начале июля, ГАЗ поставит до конца года 1,2 тыс. единиц техники длядорожного строительства из общего объема 1,29 тыс. единиц, запланированногона 2009 год, на общую сумму три млрд рублей.
Благодарягосзаказу рассчитывает удержаться в этом году на докризисном уровнеУльяновский автозавод. По данным предприятия и правительстваУльяновской области, у завода уже есть заявки от федеральныхминистерств и ведомств на 3500 автомобилей. Еще около двух тыс.машин может быть реализовано в рамках программы обновления автопарковв российских регионах и около шести тыс. автомобилей УАЗ можетпродать через «Росагролизинг». Эксперт «Финама» Дмитрий Баранов считает, чтопри получении госзаказа в полном объеме ожидания по сохранениюобъемов производства будут вполне реальными. Недавно УАЗ сообщил, чток сентябрю может выйти на полную рабочую неделюи не сокращать персонал.
Заключение
В заключениехотелось бы сделать краткие выводы по главам. По-моему мнению, смешаннаяэкономика – это наиболее подходящий вариант экономической системы длясовременной России. Так как плановая экономика, хотя и позволяет обеспечитьполную занятость, относительно стабильные цены, приблизительно равный уровеньзаработной платы, но уступает рыночной по уровню технического прогресса,дефициту товаров, свободе выбора и многому другому. Однако и рыночная экономикане лишена недостатков: риск банкротства, безразличность к социальным проблемам,безработице, обнищанию и т.д. Поэтому смешанная экономика является наиболееэффективной моделью, совмещая в себе элементы рынка и регулирующее воздействиегосударства.
Что же касается отечественного автопрома, то в кризис выигрываютавтозаводы, которые не допустили чрезмерной долговой нагрузки и могут сегодняразвивать инновационные проекты. Другим приходится сражаться на два фронта:разбираться с кредиторами и разрабатывать новые предложения рынку. Сил на то ина другое может не хватить
Дляроссийских компаний покупка Opel — первая столь успешная сделкана европейском рынке. Две предыдущие попытки — «Северсталь» пыталаськупить Arcelor, а ВТБ приобрел пакет EADS — нельзя назватьудачными. Европейские бизнесмены и политики крайне настороженно относилиськ российским деньгам, да и опыта отечественному бизнесуне хватало. Покупка Opel также оказалась делом непростым, но,несмотря на все препятствия, сделку удалось довести до конца.Впрочем, ключевую роль здесь, конечно же, сыграла позиция немецкогоправительства и особые отношения, которые все последние годы развиваютРоссия и Германия
ДляРоссии в целом сделка по приобретению Сбербанком доли в Opel очень важна.Вместе с Magna Россия получает контрольный пакет в одном из ведущихмировых автопроизводителей. Это позволит российскому акционеру в Opel влиятьна принятие решений в его совете директоров, отстаивать собственнуюстратегию развития компании и получить, как уже отмечалось, доступ ксовременной интеллектуальной собственности. В условиях кризиса это удалосьсделать за весьма разумные деньги.
Можносказать, что для «выживании» отечественного автопрома, огромную роль сыгралогосударство. Без государственной поддержки такие гиганты как ГАЗ и АвтоВАЗна данный момент были бы банкротами. В этом и заключается сущность государствав смешанной экономике: оно должно играть роль «ночного сторожа»- наблюдать иконтролировать.
СписокЛитературы
1. Воробьёва И.«Тяжёлые будни АвтоВАЗа»www.expert.ru/topics/
2. Греф Г. О.Основные параметры прогноза социально экономического развития на 2006-2008годы. — www.niisp.ru/News/ Events/art42
3. Зверев А. «Продажиавтомобилей в РФ в сентябре упали на 52%» — www.finansmag.ru/news/
4. Ирсеньев Н. Ю.«Прорыв в отечественном автомобилестроении» www.autofaq.ru/articles
5. Кишенкова О. В.«Многообразие рынков» 231-250с. Обществознание. Справочник.-М; Эксмо,2009.-592с.
6. Кушлин В. И.«Государственное регулирование экономики» Учебник-М.: РАГС, 2005.
7. Куликов П.«Подменный автомобиль» ж. «Секрет фирмы» №9 сентябрь 2009 стр.52-56.
8. Лукянов Р. К.«План развития автомобилестроения РФ предпологает господдержку разработки новыхмоделей»-www.interfax.ru/business/news.asp
9. Макконел К. БрюС. «Экономикс» т.1.-М.: Республика,1992.
10. Морозова Т. Г.«Государственное регулирование экономики» Учебное пособие. М.: Юнти-Дана. 2002.
11. Михайлова Е. «Гази тормоз» www.expert.ru/topics/
12. Никулина И.Н.,Лившиц А. Я., «Введение в рыночную экономику» М.; Высшая школа. ПостановлениеПравительства РФ № 413 от 23 апреля 1998 года «О дополнительных мерах попривлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности»// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999.- №49.- Ст. 4908.
13. ПостановлениеПравительства РФ № 166 от 29 марта 2005 года «О внесении изменений в таможенныйтариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых дляпромышленной сборки» // Собрание законодательства Российской Федерации.2006.-№27.- Ст. 3370
14. Поляков А. Ю. «Началовключения российской автомобильной промышленности в мировое автомобилестроение»http://www.autoconsulting.com.ua/
15. Подлипский Н.«Господдержка автомобилестроения» www.kommersant.ru/doc.
16. Потавин А. «Государствозащитит автогигантов» www.prime-tass.ru/news/show.
17. Попова О. «Город-ВАЗ» www.expert.ru/topics/
18. РаспоряжениеПравительства РФ № 978-р от 16 июля 2002г. «Концепция развития автомобильнойпромышленности России» // Российская газета.- 17 июля 2002.- №86 (3755).
19. Сумленный С. «Сбербанк будетуправлять» www.expert.ru/topics/
20. Хазин М. «Кризис современных экономическихконцепций в автомобилестроении» worldcrisis.ru/
21. Щербо Г. «Починкаавтопрома» www.expert.ru/topics/
Глоссарий
Акци́зныема́рки, или акци́зныебандеро́ли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора наотдельные виды товаров народного потребления, таких как, например, вино итабак.
Брифинг — аналог пресс-конференции.Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразуидут ответы на вопросы журналистов. Обычно проводится для постPR мероприятий.Например: доматчевая пресс-конференция и послематчевый брифинг дляжурналистов.Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которогоформулируется цель и задачи исследования.
Бюдже́т— схема доходов и расходов определённоголица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.),устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Вексель— строго установленная форма,удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простойвексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводныйвексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срокаопределенную денежную сумму. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) илиименным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершенияспециальной надписи — индоссамента, хотя для передачи ордерного векселяиндоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи правтребования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица,которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно бытьпроизведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента,несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне свекселедателем.
Госуда́рство — особая организация общества,объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающаяопределённую территорию, имеющая собственную систему управления, системубезопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Деньги — специфический товар (вещь),который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров.
Дефо́лт (англ. default — невыполнениеобязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременнопроцентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиямдоговора о выпуске облигационного займа.
Дефолт можетобъявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенныйдефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.
Инвестор — лицо или организация (в томчисле компания, государство и т. д.), совершающее вложения капитала,связанное с риском, то есть инвестиции
Инфраструкту́ра комплекс взаимосвязанныхобслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу,обеспечивающую функционирование системы.
Корпорация – коммерческое предприятие,находящееся в коллективной собственности (обычно, в форме акционерногообщества); сообщество лиц со сходным профессиональным, социально-экономическимили социокультурным статусом.
Консорциум — организационная форма временногообъединения независимых предприятий и организаций с целью координации ихпредпринимательской деятельности.
Монопо́лия — фирма, действующая в условияхотсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги,не имеющие близких заменителей). Монополия контролирует занимаемый ею секторрынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательствомногих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 %рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен,принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Нало́г — обязательное удержание, взимаемыйорганами государственной власти различных уровней с организаций и физическихлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и. Налоги следуетотличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер,а является условием совершения в отношении их плательщиков определенныхдействий.
Несостоя́тельность(банкро́тство) —признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника(гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требованиякредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственныхплатежей.
Цельюбанкротства как процедуры может являться восстановление платежеспособностидолжника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требованийкредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случаеесли должник — юридическое лицо).
Олигополия – рыночная ситуация, в которой тотили иной сегмент рынка контролируется несколькими крупными концернами. Офе́рта(отoffero «предлагаю») — предложение лицазаключить гражданско-правовой договор.
Предложение— понятие, отражающее поведениетоваропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить)какое-либо количество товара за определенный период времени при определенныхусловиях.
Протекциони́зм — политика защиты внутреннегорынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.
Рынок— это совокупность экономическихотношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которыеосновываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Спрос— это количество товара, котороепокупатели могут и желают купить по данной цене. Полным спросом на товарявляется совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Това́р — любая вещь, которая участвуетв свободном обмене на другие вещи.