Реферат по предмету "Экономика"


Рыночное равновесие 2

--PAGE_BREAK--1.3. Эластичность предложения и её измерение
Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1 %:

.

Коэффициент ES всегда положительный, потому что по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении. Так как производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.[3]

1) Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0на рис.8.2). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).

2) Короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены), (кривая S1). То есть с ростом спроса (D -> D1) значительное изменение цены (P0-> P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).

3) В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0-> P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES >1).



Рис. 3. Влияние фактора времени на эластичность предложения

Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении производителя, для реагирования на изменение цены, тем больше будет изменение в объеме предложения[4]
 1.4. Рыночное равно­весие. Точка равновесия. Рыночная цена
Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике (Рис.4)



Рис.4. Цена равновесия и отклонения от нее

Точка равновесия обозначается Е.  Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (т. Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Точка Охарактеризует равенство QЕ = QS = QD, где Qs — объем предложения, QD — объем спроса.

В точке равновесия РЕ = РS = РD ,

где РЕ — равновесная цена;       РS — цена предложения;        РD — цена спроса.

Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.

.Таким образом, равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.

Если реальная цена будет больше равновесной (Р,), то при такой цене объем спроса Q будет меньше объема предложения Q2. В этом случае производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса.

Избыток предложения (Q—Q2) будет оказывать понижающее давление на цену.

Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной (Р2), то объем спроса на графике Q4 и товар станет дефицитными. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (Р4—Сз) будет оказывать давление на цену.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объем спроса и предложения равны.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.[5]

В экономической теории выделяются четыре правила спроса и предложения.

•  Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.

•  Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.

•  Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.

•  Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений спроса и предложения.

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике, согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.5. Законы рыночного ценообразо­вания. Цены «пола» и «потолка»
Цена является основным элементом рыночного механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Мы уже знаем, что цена воздействует на спрос и предложение. Следовательно, она определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене в потенции заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев-посредников (возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли).

Именно цены, выполняя распределительную функцию, устанавливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей экономике (пропорции между производством и потреблением, различными отраслями, сферами, регионами экономики). Выполняя стимулирующую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественного производства, использования научно-технического процесса, внедрение новой и конкурентной продукции в производство и потребление. Учетная функция цены способствует контролю за расходованием средств фирмы и за ее финансовым состоянием.

На рынке действуют законы рыночного ценообразования:

¨      цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

¨      если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Политика ценообразования является центральным звеном в регулировании национальной экономики. Государство может осуществлять контроль за процессом ценообразования на рынке путем установления границ или показателей допустимого роста цен. Так появляется «цена пола» и «цена потолка».

«Цена пола» — это установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Например, запрет на торговлю товарами ниже их себестоимости.

«Цена потолка» ограничивает повышение цены. Так, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные товары первой необходимости, выше которых продавцы не вправе поднимать свои цены.

Задание 2
Общие издержки месячного производства мазей на фармацевтической фабрике оцениваются в 16 000 руб. Объем производства 10 000 штук. Постоянные месячные издержки 6 000 руб. Рассчитайте переменные из­держки, средние постоянные издержки и средние переменные издержки.

Решение:

Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.

TVC= TC  — TFC  = 16 000 руб. – 6 000 руб. = 10 000 руб.

Для более точного анализа издержек применяются средние общие издержки (себестоимость продукции) (АТС) – затраты на производство и реализацию одной единицы продукции в денежной форме.

Средние издержки (АТС) подразделяются на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC) издержки



Так как величина постоянных издержек не зависит от объема производства, то конфигурация кривой AFC имеет нисходящий характер, что свидетельствует о том, что с ростом объема производства сумма постоянных издержек приходится на все возрастающее количество единиц продукции

Средние постоянные: AFC = 6 000 руб. / 10 000 шт. = 0,6 руб.;

Средние переменные: AVC = 10 000 руб. / 10 000 шт. = 1,0 руб.;

Ответ:Переменные издержки – 10 000 руб.

Средние постоянные издержки – 0,6 руб.

Средние переменные издержки – 1,0 руб.


 Задание 3
Используя приведенные ниже данные компонентов национального до­хода (млрд.руб.), рассчитайте 8НП по расходам:

•     личные потребительские расходы — 245;

•     трансфертные платежи — 12;

•     отчисления на потребление капитала (амортизация) — 27;

•     арендная плата- 14;

•     взносы на социальное страхование — 20;

•     проценты — 13;

•     доход от собственности -31;

•     чистый экспорт — 3;

•     дивиденды — 16;

•     заработная плата наемных работников — 221;

•     косвенные налоги на бизнес — 18;

•     нераспределенные прибыли корпораций — 21;

•     индивидуальные налоги — 26;

•     налоги на прибыль корпораций — 19;

•     прибыли корпораций — 56;

•    государственные закупки товаров и услуг — 72;

•    чистые частные внутренние инвестиции -3;

•    личные сбережения — 16.

Решение:

Расчет ВВП и ВНП производится 3 способами:

— по суммированию расходов всех экономических агентов;

— суммирование добавленных стоимостей предприятий и отраслей;

— cуммирование первичных доходов экономических агентов.

Причем поток годовых расходов (национальные затраты) должен равняться потоку доходов (платежам факторам).

Таблица 1

Валовый национальный продукт по потоку расходов

 

Компоненты ВНП по расходам

Сумма

1

Личные потребительские расходы

245

2

Трансфертные платежи населению

12

3

Государственные закупки товаров и услуг

72

4

Чистый экспорт

3

5

Чистые частные внутренние инвестиции

3



ВСЕГО:

335
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.