Реферат по предмету "Экономика"


Рыночная экономика в России

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразованияИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПОКУРСУ
«Введение в экономику»

Санкт-Петербург 2009

1.Рыночная экономика: основы и принципы
Говоря обэкономике, как о хозяйственной системе, обеспечивающей удовлетворение потребностейлюдей и общества путём создания необходимых жизненных благ, экономистывыделяют разные модели, с помощью которых общество решает проблемыэффективности и управления хозяйственной деятельностью. Экономические модели,или системы, различаются по двум основным признакам: 1) способу управления икоординации экономической деятельности; 2) по форме собственности на средствапроизводства. Исторически в мире сложились две, полярные по своей сути,системы: рыночная и командная, отличающиеся друг от друга нетолько способами решения экономических проблем, но глубоко противоречащие другдругу на идеологическом уровне. Кроме того, современная экономическая мысльпришла к тому, что в своём чистом виде ни рыночная, ни командная экономическаясистема существовать не могут, и наилучшей экономической моделью в современныхреалиях может быть только смешанная экономика, в разной степенизаимствующая методы и подходы первых двух моделей. Командная модель экономики,или проще говоря, коммунизм, отрицающая частную собственность и признающаяглавенство государства в принятии экономических решений, в конечном итогедоказала свою неэффективность и оказалась неспособной удовлетворить потребностиобщества в экономических благах, также оказалась на практике неспособнойобеспечить нормальное развитие экономики в современных условиях. На данныймомент, командная система экономики действует лишь в некоторых маргинальных вэкономическом отношении режимов, таких как Куба, или Северная Корея а всеэкономические достижения коммунистического Китая экономисты относят только квнедрению в его хозяйственную деятельность элементов рыночной системы.
Практическивсе развитые в экономическом отношении страны мира начиная с середины 20-говека используют модель рыночной экономики как теоретическую основу, на базекоторой функционирует экономика страны, в тоже время в определённых условияхвозможны существенные отступления от модели «чистой» рыночной системы, так какона в некоторых областях, таких как социальная защита населения или например, защитаокружающей среды, часто неспособна удовлетворять экономические и политическиезапросы общества. В таких условиях работает экономика практически всей ЗападнойЕвропы, США, Японии.
Попробуемразобраться, что же такое – «рыночная экономика» и какие условия необходимы дляеё существования и развития.
Рыночнаяэкономика, (система частного предпринимательства, или капитализм) – это экономика,основанная на принципах:
– свободыпредпринимательства и выбора;
– личногоинтереса как главного мотива поведения;
– частнойсобственности на средства производства;
– рыночногоценообразования;
– договорныхотношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);
– конкуренции;
– ограниченноговмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Кроме того,важным определением рыночной экономики является понимание рыночнойэкономики как экономической системы, направляемой и регулируемоймеханизмом стихийных рыночных операций в адекватной институциональной среде игосподстве соответствующих институтов. Проще говоря, рыночная экономика эффективноработает при определённых установленных правилах игры и при нормальной работеинститутов, устанавливающих эти правила и следящих за их исполнением. Важнопонимать, что участники рынка – предприниматели, организации и простыеобыватели, не вполне свободны в своей хозяйственной деятельности, так какгосударство в лице законодательной и судебной власти ограничивает возможностьпоявления «дикого рынка», также существенные ограничения на свободноеволеизъявление экономических субъектов налагает исполнительная власть, применяяразличные инструменты для регулирования рынка, такие как налоги, пошлины исборы. Сами рыночные транзакции осуществляются участниками рынка исключительнопо их собственной воле и в их интересах, в этом и заключается принципсвободного предпринимательства.
Свободноепредпринимательство – это возможность экономических субъектов приобретать средствапроизводства, организовывать на основе этих средств производство тех или иныхтоваров или услуг, продавать эти товары или услуги на рынках по собственномувыбору. Важно то, что никакие ограничения, вводимые государством, теоретическине могут запретить предпринимателю заниматься тем или иным видом хозяйственнойдеятельности, эти ограничения могут лишь снизить привлекательность той или инойотрасли. В тоже время никто не вправе силой заставить предпринимателязаниматься тем или иным видом деятельности, если он не пользуется спросом нарынке и не приносит ему прибыли. Получение прибыли – вот функция предпринимательства,это основная движущая сила рыночной экономики.
Свободавыбора означает,что предприниматели вольны в своих решениях, как и в какой области использоватьсвои ресурсы, также люди работающие по найму вольны в выборе работы какой онимогли и хотели бы заняться, и наконец, потребители товаров и услуг, вольны всвоих решениях приобретать или нет товары и услуги, предлагаемые на рынках.
Главнымстимулом и основной движущей силой рыночной экономики является личныйинтерес участников рынка. Каждый участник рыночного механизма преследуетсвою собственную субъективную цель, предприниматель стремится увеличитьэффективность предприятия и соответственно, увеличить прибыль. Наёмный работникстремится повысить стоимость своего труда, а покупатель кровно заинтересован вприобретении произведённых товаров по максимально низкой цене. Роль личногоинтереса важна в системе рыночной экономики, он позволяет экономикефункционировать и действовать по понятным мотивам, так как личный интересформирует образ действий, характерный для любого экономического субъекта.Личный интерес является важнейшим стимулом к хозяйственной и трудовойдеятельности, именно стремление улучшить свою жизнь заставляет человекаработать лучше, зарабатывать больше. Опыт предыдущих веков лишь убеждает нас,что хозяйственные системы, в которых большинство экономических субъектов неимели личного интереса в повышении производительности труда и максимизацииприбыли (рабовладельческие государства, Россия в период крепостничества) развивалисьв экономическом отношении гораздо медленнее чем могли бы.
Другимважнейшим стимулом, а точнее даже обязательным условием существования рыночнойэкономики является частная собственность. В модели чистой рыночнойэкономики капитал – средства производства, земли, материальные и денежныересурсы, научные разработки должны принадлежать конкретным лицам (или группамлиц) а не государству. Именно частные лица должны решать, использовать ли этиресурсы, как их использовать и зачем. Именно частная собственность в сочетаниисо свободой предпринимательства является главным механизмом функционированиярыночной экономики. Право частной собственности – фундаментальное понятиерыночной экономики, частная собственность поощряет развитие производства истимулирует инвестирование. Частный собственник никогда не будет в полной мереиспользовать свои ресурсы и возможности, если его право частной собственностине гарантированно. Иначе говоря, зачем вкладывать собственные деньги встроительство предприятия, если оно может быть отторгнуто какой-либоорганизацией, например, государством?
В пониманиилиберальных экономистов, никакой общественный институт, не в состояниииспользовать ресурсы эффективнее, чем частные лица, ведь именно онизаинтересованы в наилучшем применении своих предприятий и вложенных средств.Однако, в последние десятилетия роль государственной собственности в структуренациональных экономик развитых капиталистических стран значительно выросла.Государство занимает ведущие позиции в таких отраслях как энергетика,транспорт, связь. В США, например, доля государственной собственности насредства производства и землю составляют 30%, в странах Западной Европы, такихкак Франция, Швейцария, Италия эта доля доходит до 60%. Все это позволяетсчитать, что государственная собственность не является помехой эффективнойдеятельности экономики, хотя и противоречит догмам «чистого капитализма».Вопрос о том, в какой мере государство должно владеть и распоряжатьсяматериальными ресурсами и средствами производства остаётся дискуссионным, темболее он обостряется во время финансовых и экономических кризисов, когда многиеобозреватели и экономисты ставят под вопрос эффективность рыночной системы вцелом.
Ещё однимважнейшим механизмом рыночного хозяйства является система свободногообразования цен. Без свободного рыночного ценообразования вся рыночнаясистема просто не имеет смысла, свободно устанавливаемая цена на товары иуслуги является основным регулятором экономических отношений, в результатевзаимодействия законов спроса и предложения она является в своём родеединственным мерилом на рынке, в котором фокусируются все виды экономическойактивности. В идеале считается, что никто не вправе диктовать предпринимателю,по какой цене продавать товары и услуги, также никто не вправе заставитьпотребителя покупать по какой-то определённой цене. Рынок сам определяет, какойтовар или услуга сколько должна стоить, в зависимости от спроса, предложения имногих других факторов, влияющих на ценообразование. Либеральная экономическаямысль считает, что в модели рыночной экономики «хозяевами» являются толькопотребители, которые определяют, что именно следует производить, «голосуярублём», потребители поддерживают нужные им предприятия, отказываясь отпокупок, потребители могут обрушить цены и сделать ненужные им предприятия банкротами.Таким образом, предприниматель предугадывает запросы потребителей и направляетсвою активность и свои средства на удовлетворение этих запросов, решающая жероль – платить или нет, остаётся за покупателем. Рынок здесь является площадкой,на которой концентрируются товары и услуги, предприниматели и потребители,запросы и предложения, в результате чего определяется цена – основнойпоказатель ценности произведенного товара или услуги. Либеральные экономистырезко протестуют против любого вмешательства государства в механизмценообразования, однако в последние десятилетия такая модель представляется несовсем правильной, так как рынок не в состоянии определить истинную цену многихсоциальных потребностей общества. Механизм рыночного ценообразованияпрактически не работает в таких неприбыльных сферах, как социальная защитаинвалидов и заключённых, борьба со стихийными бедствиями, охрана природы и т.п.Например, в погоне за прибылью, предприниматели могут нанести непоправимыйущерб окружающей среде, а на цене произведённого товара это может никак неотразиться, зато принесёт значительные убытки позже, причем в этом случаепострадает уже все общество. В таком случае логичным представляетсявмешательство общества (государства) в деятельность предприятий, угрожающихокружающей среде, в том числе и путём повышения для них налогов, а значит, иповышению конечной цены продукта. К тому же механизм рыночного ценообразованияне работает в тех отраслях, где нет полноценной конкуренции, и в условиях, гдемонополисты могут диктовать потребителям свои цены. Например, один – единственныйинтернет – провайдер в маленьком городке способен навязывать свои цену всемунаселению, так как у последнего просто нет другого выбора. В этом случаеправильное ценообразование возможно лишь в том случае, если в городке появитсянесколько провайдеров, между ними появится конкуренция, появится возможностьвыбора, значит, цены неминуемо должны пойти вниз.
Конкуренциятакжеявляется основным условием функционирования рыночной системы, она служиткоординирующим и регулирующим механизмом рыночной экономики.
Конкуренция –это соперничество среди продавцов и среди покупателей, она подразумеваетналичие на рынке большого числа независимых производителей и потребителейразличных товаров и услуг, а также свободу производителей и потребителейвыходить на различные рынки. Сущность конкуренции заключается в широкомрассредоточении экономической власти между производителями и покупателями, чтоне позволяет отдельным экономическим субъектам злоупотреблять этой властью. Вто же время дело обстоит таким образом, что модель «совершенной конкуренции» напрактике нереализуема, так как для её выполнения необходимо наличие следующихусловий:
– количествопродавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто изних не мог диктовать свою цену;
– продавцыи покупатели не должны сотрудничать друг с другом (иначе возможно возникновениеценового сговора, вздутие цен на какие то товары и услуги, и т.п.);
– покупателитоваров и услуг должны иметь достоверную и своевременную информацию опроисходящем на рынке;
– дляновых производителей должна существовать возможность свободно выходить нарынки;
– длябольших предприятий не должно быть создано преимуществ по сравнению с болеемелкими, иначе это может привести к неконкурентоспособности последних и квозникновению монополий;
– субъектырынка не должны подвергаться гонениям по политическим или другим мотивам;
– товарына рынке должны быть более или менее простыми и однородными;
– доходыдолжны распределяться более или менее равномерно.
Какпоказывает практика, эти условия не могут быть реализованы на сто процентов вбольшинстве современных экономических систем. Поэтому ограниченная рольгосударства, которую исключает концепция «чистой» рыночной экономики, всетаки имеет большое значение. Даже либеральные апологеты «чистой» экономики всеже признают возможность вмешательство государства и общества в деятельностьрынка с целью предотвращения деструктивных явлений и для поддержанияфункционирования рыночной экономики.
Конкурентнаярыночная экономика обеспечивает высокую степень эффективности использованияресурсов, поэтому считается, что нет нужды во вмешательстве государства вдеятельность экономики. Но как уже упоминалось выше, рыночная экономика ориентируетсяв первую очередь на максимизацию прибыли, что никак не может соответствоватьзапросам людей и общества в вопросах социальной защиты населения, обеспеченияполной занятости, стабильного уровня цен, например, на услуги так называемыхестественных монополий (электроэнергия, газ). Рыночная система в определенныхусловиях не способна обеспечивать общее равновесие национальной экономики,поэтому роль государства в регулировании рынка остаётся значительной во многихразвитых странах мира. Основными функциями государства в экономическойдеятельности являются:
– стабилизацияэкономики в целом и обеспечение экономического роста;
– защитаконкуренции в целях сохранения рыночной системы;
– обеспечениеправовой базы для защиты участников рынка;
– производствообщественных благ;
– перераспределениедоходов в пользу малоимущих.
Всевышеперечисленные условия для создания рыночной системы все же окажутсянедостаточными при отсутствии развитой рыночной инфраструктуры.Инфраструктура это основание, фундамент рыночной системы, ее внутреннеестроение, каркас, без которого рыночная экономика бессильна и бесполезна.Рыночная инфраструктура в сочетании с правовой защитой участников рынка исвободой предпринимательства обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночныхсубъектов и должна облегчать участникам рыночных отношений реализацию ихинтересов, повышать эффективность работы рыночных механизмов, облегчатьюридическое регулирование экономической деятельности. Основными элементамиразвитой рыночной инфраструктуры являются:
– кредитнаяи банковская системы;
– биржи(фондовые, валютные, товарные);
– эмиссионнаясистема;
– налоговаясистема;
– таможеннаясистема;
– общественныеи государственные объединения деловых кругов;
– системастрахования коммерческих рисков;
– профсоюзынаемных работников;
– аудиторскиекомпании;
– общественныеи государственные фонды содействия деловой активности;
– экономическиезоны свободного предпринимательства и пр.
Подводя итог,можно с убеждением говорить о том, что в развитых экономических системах срыночной экономикой большинство экономических решений определяет рынок, однакороль государства в них возрастает в последние десятилетия. Несмотря напродолжающиеся споры (особенно в период экономического кризиса) большинствоэкономистов считает, что модель «чистой рыночной экономики» остаётся в большеймере недостижимым идеалом, а сама она прекратила своё существование ещё в 30–40-хгодах ХХ века после так называемой Великой депрессии (затяжного экономическогокризиса в США) и сейчас в большинстве экономических странах заменена смешанной(регулируемой) экономикой.
2.Рыночная экономика в современной России
Анализируяэкономическую систему, сложившуюся в современной России, необходимо сразуоговориться, что в последние десятилетия вопросы, связанные с экономическойдеятельность являются сильно политизированными, в основном потому, что нашеобщество прошло через болезненный процесс перестройки не только экономики, но игосударства в целом, что породило сильнейшие разногласия в оценке тех или иныхдостижений последних лет. Деятельность российских властей по реформированиюплановой социалистической экономической системы, доказавшей к концу 1980-хгодов свою полную несостоятельность, неоднозначно воспринимается обществом,одни и те же исторические факты и экономические показатели могут широкотолковаться в угоду политических предпочтений, также и в наши дни – любаякритика, которой подвергается правительство, в том числе и по его экономическойдеятельности, часто воспринимается российской властью, все последние годыскатывающейся к авторитарному правлению, как провокация недоброжелателейгосударства в целом, не имеющая под собой серьезных оснований. В то же времяобъективная критика крайне полезна, так как в российской экономике, не имеющейбольшого опыта формирования и использования рыночных механизмов, и до сих порне избавившейся от теней социалистического прошлого, возможны и существуютмногие деструктивные явления, однако указывают на эти явления преимущественнопредставители оппозиции, политики и экономисты, но не представители правящейпартии и правительства. Поэтому, критично оценить состояние рыночной экономикив России можно, ссылаясь в основном на противников проводимого властями курса,что тоже не может быть в полной мере объективным.
КонецСоветского Союза, вместе с его командной неэффективной экономикой, державшейсяпоследние годы исключительно на ценах на сырьё, продаваемом за границу, привёлк необходимости коренным образом перестраивать не только хозяйственную систему,но государственное устройство в целом. Обанкротившаяся экономика СССР к 1990году не могла удовлетворять элементарные потребности общества, государственнаяказна была практически пуста, в технологическом смысле страна безнадёжноотстала от передовых стран Запада, уровень жизни оставался низким, появилсядефицит товаров первостепенной важности, дошло до введения карточек напродовольственные товары. В таких условиях новое российское правительство воглаве с Е. Гайдаром пошло по пути радикальных реформ в экономической и социальнойсферах, реализуемых на принципах монетаризма, то есть минимального влияниягосударства на экономическую деятельность. В 1992 году была проведена такназываемая политика «шоковой терапии», последовательно введены следующиереформы:
– разовоевведение с 1 января 1992 г. свободных цен;
– либерализацияторговли средствами производства и товарами народного потребления;
– приватизациягосударственных предприятий и жилья.
Основой дляэкономических реформ, переводящих российскую экономику на капиталистическиерельсы, было убеждение, что переход к свободной конкурентной рыночной системе иминимальное влияние государства на экономическую деятельность быстро приведут кположительным результатам. Однако на практике оказалось, что этогонедостаточно. Проблемы, накопившиеся к этому времени, плюс многочисленныеошибки на пути реформирования оказались гораздо серьезнее, чем предполагалилиберальные экономисты начала 90-х. К 1997 году экономисты были вынужденыконстатировать: экономика неспособна удовлетворить потребности населения втоварах и услугах и обеспечить даже простое воспроизводство, обновлениеосновного капитала. Происходит технологическая деградация экономики. Основнойкапитал устарел как физически, так и морально. В нем преобладаюттехнологические уклады, доминировавшие в XIX и первой трети XX в.Промышленное производство за 1990–1995 гг. по сравнению с предкризисным1989 годом сократилось на 50,5%. Продукция машиностроения и легкойпромышленности в общем ее объеме снизилась с 42,9% в 1990 г. до 20,1%, а вобщем объеме инвестиций в промышленности с 26,4% до 9%. Катастрофически упалуровень жизни населения, вырос уровень безработицы.
Всё этопривело к тому, что властям пришлось частично свернуть реформы, не доведя их дологического завершения, что не позволило России быстро продвинуться к зрелойрыночной экономике. Но все же страна снова встала на путь капиталистическойрыночной экономики, и так тяжело развивавшейся в России до появления советскойвласти из за пережитков феодализма и слаборазвитой инфраструктуры, а с 1917года и вовсе свернутой большевиками.
Главнымрезультатом осуществления экономических и политических реформ в России являетсяформирование системы рыночных отношений. Конституцией закреплено право частнойсобственности, право свободного предпринимательства. В стране появились всевиды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д.Проведена массовая приватизация, налоговая и земельная реформы, укрепилисьпозиции частного сектора. На начало 1998 года общее число приватизированныхпредприятий составило 126,7 тыс. что составило 59% от количествагосударственных предприятий к началу приватизации. На долю негосударственногосектора к 1998 году приходилось уже 70% валового национального продукта,появилось большое количество частных предприятий, а общее количествопредприятий выросло почти в 10 раз.
Несмотря нанепопулярность многих решений, нельзя не признать тот факт, что в начале 90-хгг. в России были заложены основы рыночной экономики, осуществлен кардинальныйразворот в сторону капиталистической рыночной системы, и хотя в последние годынаблюдается явная тенденция к возврату под контроль государства стратегическихотраслей промышленности, таких например, как добыча нефти и газа, понятно, чтовозврат к плановой экономике сейчас уже невозможен. В России безусловносуществуют основополагающие факторы для функционирования рыночной экономики,такие как частная собственность, свобода предпринимательства, но как и в любойдругой стране, находящейся в стадии перехода от одной формации к другой,уместен вопрос, насколько эти возможности реализуются на практике, способна лирыночная экономика в сложившихся условиях работать эффективно, обеспечиваяэкономический рост и удовлетворяя запросы общества.
В современнойРоссии многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полноймере. Формально в России никто не вправе диктовать предпринимателям, чтопроизводить, кому и за сколько продавать, также не ограничиваются сверхусвобода предпринимательства и выбора, никто не ограничивает права экономическихсубъектов на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезныепроблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночногоценообразования не работает лучшим образом из-за крайней монополистичностироссийской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в областиконкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат.
Например,право частной собственности, основное и незыблемое условие для существованиякапитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права простыхобывателей на их собственность более менее защищены, то в сфере бизнеса делаобстоят не лучшим образом. Распространившаяся в последние годы эпидемиянезаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия поройс помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах,что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Как оказалось, вопределенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника отвраждебного силового захвата, а зачастую представители власти активно участвуютв переделе и захвате чужой собственности с помощью судей, милиции и прочихгосударственных органов. К тому же многие противники действующих властейоткрыто обвиняют российских высших чиновников в практике государственногорейдерства, когда крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либоперевести в государственную собственность (путём банкротства, например, ипоследующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продатьсвои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. Всем известны делакомпаний ЮКОС, «Русснефть», «Евросеть», в процессе которых руководителям исобственникам этих успешных предприятий предъявлялись налоговые претензии илидаже уголовные обвинения, впоследствии чего до недавних пор успешные бизнесменыоказывались либо за решеткой либо в бегах за границей, а их предприятияпродавались другим, более выгодным для властей людям. И хотя эти случаи неимеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что правочастной собственности в России защищено должным образом, особенно еслиучитывать то, что российская судебная система не является в полной меренезависимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти.Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательскогоклимата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развиватьсвои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту правсобственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги вразвитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнееготовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость,понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, ценаактивов которого может рухнуть в одночасье после одного резкого заявленияпредседателя правительства РФ (как в случае с компанией «Мечел» в 2008 году).Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскуюэкономику не будучи уверенными в сохранности своих вложений. Например,инвестиции в основной капитал в Китай за период 2002–2005 гг., превысилиинвестиции в российское производство почти в два раза.
Подавляющее воздействие на развитие нормальной рыночной системы ина все общество в целом оказывает коррупция, достигшая невиданных размахов навсе уровнях власти. По данным Transparency International в 2007 году Россиязаняла 143-е место в мире по соседству со слаборазвитыми странами Африки.Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике особенногубительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. Административныепоборы, взятки чиновников, налоговые претензии в сочетании с монополистическимитенденциями практически во всех отраслях давят малый бизнес, не давая емуэффективно развиваться. Малому и среднему бизнесу крайне тяжело выходить нарынки, которые монополизированы крупными компаниями при поддержке местногочиновничества. За последние годы число малых предприятий в России практическине выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятийсоставляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии – 50, в США – 75.Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Западасоставляет свыше 50%, в Японии – почти 80%. В России в маломпредпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12%от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Длясравнения, в США доля малых предприятий в ВВП – свыше 50%, в еврозоне – свыше 60%.Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнесявляется основой экономического процветания, условием для существованиясреднего класса.
Проблема монополизма является ключевой в российской экономике.Практически в любой отрасли мы найдем монополиста, способного диктовать своиусловия на рынке и давить конкуренцию в зародыше – в электроэнергетике, газовойотрасли, железных дорогах, ЖКХ. Эти инфраструктурные монополисты давят нароссийскую экономику, не давая развиваться рыночным механизмам ценообразования,ограничивают конкуренцию. В современной России во многих регионах не может бытьи речи о выборе из разных поставщиков электроэнергии, газа,телекоммуникационных услуг, такой поставщик как правило один, а значит нетконкуренции, нет выбора, нет правильного рынка. Например, по данным Росстата, всреднем в 2003–2007 годах цены на цемент росли почти на 35% в год, только в2007 году они выросли на 62%. Это обусловлено тем, что большая частьпроизводства цемента в стране оказалась в руках компании «Евроцемент»,скупившей в начале 2000-х годов десятки цементных заводов в стране и пользуясьдефицитом цемента на рынке, установившей монопольно высокие цены. В октябре2005 года Федеральная антимонопольная служба обвинила компанию в установлениимонопольно высоких цен. В 2006 году компания выплатила самый крупный в историиприменения антимонопольного законодательства штраф в размере 267 млн рублей.Несмотря на принятые антимонопольные меры, деятельность «Евроцемента»продолжает оказывать деструктивное влияние на российский цементный рынок:параллельно с ростом цен компания сокращает производство. Показательна ситуацияс ценами на бензин осенью 2008 года – вследствие падения цен на нефть в ноябре2008 года в Европе и США бензин подешевел практически вдвое, тогда как в Россиитолько на 8%. Существенно цены снизились только три месяца спустя, и то –только после неоднократных призывов правительства и президента к ФАСразобраться в ситуации.
Однако существуют и положительные примеры в области конкуренции.Например, бурное развитие сотовой связи и услуг доступа к интернету, привело кбольшому количеству игроков на этом рынке, не ведущих свою историю из советскогопрошлого. За счёт конкуренции цены на услуги телекоммуникационных компанийнеуклонно падали все последние 10 лет, а качество предоставляемых услуг –росло. Также заметен существенный рост конкуренции в сфере торговли и услуг.Это лишний раз доказывает, что построение конкурентной рыночной системы вРоссии возможно, но для этого надо либо строить бизнес «с нуля», либо кореннымобразом реформировать структуры, доставшиеся России еще от Советского союза.
Многие либеральные экономисты призывают к скорейшему реформированиюмонополий, считая их главным тормозом экономики, однако сейчас российскиевласти наоборот, считают, что крупные государственные компании и госкорпорации способнывыполнять роль локомотивов, тянущих за собой всю экономику. За последние годысоздана не одна госкорпорация, получившая многомиллиардную поддержку, однакоэффективность таких образований до сих пор остается под вопросом. Такжевызывают сомнения мероприятия государства по вливанию денежных средств вкрупные малоэффективные и технологически отсталые компании, такие как «АвтоВАЗ»,например, которые неспособны выпускать качественные по мировым меркам продуктыдаже при государственной поддержке.
Еще одним фактором, оказывающем негативное воздействие на развитиеи укрепление рыночной экономики в России можно назвать слаборазвитуюинфраструктуру, как в экономике, так и в стране в целом. Банковская система вомногом неспособна обеспечивать нужное финансирование предпринимательства,фондовый рынок не затрагивает большую часть населения, страховая системанедостаточно развита.
Вообще, неразвитая инфраструктура в стране оказывает огромноенегативное влияние на хозяйственную деятельность. За счет плохой сетиавтомобильных дорог грузоперевозки дороги, железная дорога диктует свои цены,пользуясь монопольным положением РЖД, цены на авиаперелеты неоправданно высокиеза счет высоких цен на авиатопливо, тарифы в ЖКХ чрезвычайно завышены и растуткаждый год и т.д. Как раз в этих отраслях, связанных с деятельностьюестественных монополий государство занимается регулированием цен путемограничения торговой наценки или уровня рентабельности, однако цены в основномпродолжают расти, а конкуренции не появляется. В период 2000–2007 годов тарифына коммунальные услуги выросли в 9,5 раза, их среднегодовой рост составил более33%.
Основываясь на вышесказанном, можно признать, что граждане РФ досих пор не ощутили на себе всех преимуществ рыночной конкуренции и продолжаютво многом оставаться под влиянием крупных монополистов и сочувствующих имчиновников. Создание конкурентной рыночной системы, избавление от монополизма икоррупции – вот основные задачи для российского общества. Иначе перспективыпостроения в России коррумпированного государственного капитализмалатиноамериканского типа могут стать реальными. Россия остается слаборазвитой вэкономическом отношении страной с плохо действующими финансовыми институтами иправовой защитой бизнеса, со слаборазвитой инфраструктурой, с коррумпированнойбюрократией, с неэффективными производствами, низкой производительностью труда.Все основные экономические показатели России основаны на высоких ценах наприродные ресурсы, которыми в изобилии страна располагает, однако малый исредний бизнес практически не развит, заброшено сельское хозяйство и легкаяпромышленность, высокотехнологичное производство осталась далеко позадипередовых стран мира. Разразившийся осенью 2008 года экономический кризислишний раз доказал, что все эти проблемы никуда не ушли и продолжают тормозитьразвитие страны, а первоочередной задачей государства является проведениереформ для построения в стране развитой конкурентной рыночной системы,свободной от давления монополистов и бюрократии и ориентированной в первуюочередь на рост благосостояния простых граждан.

Списоклитературы
1. Экономикс: принципы, проблемыи политика: пер. с 13-го англ. изд./ Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – М.:ИНФРА – М, 1999
2. Основы экономики:Учебн. пособие / Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. – СПб, «Бизнес-пресса»,2001
3. История мировойэкономики: конспект лекций./ Бор М.З. – М.: Издательство «Дело иСервис», 1998
4. Индивид, рынок иправовое государство / Мизес Л. – СПб., «Пневма», 1999
5. Государственноерегулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. Петрова А.Н., Кныша М.И– СПб.: «Любавич», 1999
6. Путин. Итоги:Независимый экспертный доклад /Немцов Б., Милов В. – М.: Издательство«Новая газета», 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.