Реферат по предмету "Экономика"


Рынок: сущность, функции, виды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраобщей экономической теории

Курсовая работа
«Рынок: сущность,функции, виды»
 

Содержание
Введение
Раздел1 Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Инфраструктура рынка
Раздел2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Раздел3 Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
В современном мире невозможно представить человека, невовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения,связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос,предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видоврынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительскихтоваров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций,капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; помасштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные(официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. В данной курсовой работедаются определения понятий относящихся к рынку и критерии классификации еговидов.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрениесущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
1). Определить понятия рынка, его функции, инфраструктуру,преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2).Охарактеризовать четыре основных типа рыночных структур:совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Датьобоснование критериям их классификации.
Объектом исследования являются рынок и его виды.
Предметом исследования является механизм деятельностиразличных видов рынка.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, спискаиспользованной литературы и приложения.
Теоретическую и методологическую основу данной работысоставляют сборники научных трудов ученых и практиков.
Вопросы функционирования различных видов рынка отражены вработах таких авторов, как А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич, А.С. Селищев, Т.А.Фролова, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Р.М. Нуреев и многихдругих.
Раздел 1 Рыночный механизм и его функции
 
1.1Сущность рынка. Условия возникновения рынка
Коттлер: «Рынок — это совокупность существующих ипотенциальных покупателей товара. Рынки делятся на рынок продавца, где силуимеет продавец и на рынок покупателя, где силу имеет покупатель».
Макконел и Брю: «Рынок — это приспособление, осуществляющиеконтакт между покупателями, или предъявителями спросами и продавцами илипоставщиками товара, услуги».
«Рынок — это всякий институт или механизм, сводящий вместепокупателей и продавцов».
«Рынок — это система отношений между продавцами товаров — услуг и покупателями. Продавцы вступают в отношения, чтобы передать товар отодного человека к другому и тем самым удовлетворить потребность каждого».[1]
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, ноосновное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей ипродавцов экономических благ.
Первоначальнорынок действительно возник и определялся как какое — либо физическое место(городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажитоваров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль всовременной экономике незначительна. По мере развития и углубленияобщественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, авместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке Р. Баррписал, что экономисты «понимают под рынком не какое-то определенное место,где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаныотношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легковыравниваются»[2].
Первым условием возникновения рынка было разделение труда, котороеведет к специализации и обмену. Первая стадия общественного разделения труда –отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья –возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углубляласьспециализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требуетобмена.
Второе условие – экономическая обособленность производителей.Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарныйобмен предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е.все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такоестремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся вэкономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность(обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. Вдальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательноограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества,акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е.с государственным участием, и т.д.). Третье – самостоятельность производителя,свобода предпринимательства: чем меньше скован товаропроизводитель, тем большепростора для развития рыночных отношений. 1.2 Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночныймеханизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для когопроизводить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рис. 1)
/>Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей,предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражаетполезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночнойэкономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная ценапредставляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителейи полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, впроцессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат(издержек) и полезности обмениваемых благ.
/>/>Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатуюинформацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической)деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы даютобъективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ,поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточномпредложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособнымспросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантскийкомпьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечнойинформации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству,которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участникухозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночнойконъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
/>/>Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственнойдеятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не толькоинформируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растетцена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению.Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты,улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука»,о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свойсобственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае онневидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служитинтересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. ).[3]
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынокнеоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономическогорегулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции,безработице.
/>/>Посредническая функция
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями,позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитойрыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика;продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболееустраивающим его покупателем.
Санирующаяфункция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мережестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участниковхозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищаетэкономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленыйсвет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынкаповышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивостьнационального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышаетпяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, вусловиях концентрации производства и капитала монополизация деформируетсанирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляетконкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. 1.3 Рыночная экономика
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободногопредпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства,рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующимисубъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственнуюдеятельность.
Модельэкономики такого типа базируется не только на системе общественного разделения труда испециализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночныхотношений. Первая предпосылка предполагает так называемую техническуюобособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, чтокаждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг,работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах,а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всехучастников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен междусобой.
Но сам посебе обмен не равносилен существованию рынка, так же как и общественноеразделение труда — достаточному условию его развития. Обмен имеет место во всехэкономических системах, где есть разделение труда и специализация. Он можетсуществовать и в плановом хозяйстве, которое, однако, не является рыночным, таккак условия производства и обмена (что и сколько производить, кому и по какойцене продавать) определяются не самими производителями, а государством в лицеГосплана и отраслевых министерств. Такой обмен похож скорее на обмен внутри первобытнойобщины или современной фабрики, где также есть разделение труда испециализация, но нет отношений купли-продажи. Отсюда следует, что общественноеразделение труда — необходимое (без него не может быть обмена), нонедостаточное условие существования рынка (отношений купли-продажи с помощьюмеханизма цен). Таким условием является так называемая экономическаяобособленность субъектов хозяйственной координации, которая может существовать лишьтогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решенийотносительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. По сути своей экономическаяобособленность означает, что производитель полностью отвечает за результаты своеготруда, что его благосостояние зависит от отношения выгоды, полученной отреализации созданного блага, и затрат на его производство. Для существованиятакого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средствапроизводства и результаты труда находилась не у государства, а у самихпроизводителей, т.е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, правочастной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствованиярыночных отношений, стоит отметить, что собственность имеет смысл только приусловии редкости благ. Именно редкость благ обусловливает появлениенеобходимости и возможности обмена ими на рынке между отдельными индивидами,группами людей или государством. 
1.4 Инфраструктура рынка
Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики,во многом определяющей еёвоспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоёмкого приложениясложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение длясоздания рабочих мест иобеспечения рациональной занятости населения. Опыт развитых стран мирасвидетельствует, что при наличии развитой инфраструктуры эффективно используется государственнаярегуляторная политика, современные системы маркетинга и стратегическогопланирования, достигаются высокие показатели экономического и социального развития.
В состав инфраструктурного комплекса экономики входитпроизводственная, социальная, институциональная, персональная и экологическаяинфраструктура. С позиций неоклассического подхода среди элементовинфраструктурыглавноеместо занимает производственная и социальная инфраструктура. Одними из основныхэлементов производственной инфраструктуры выступают транспорт и средства связидля обслуживания производства. Важная роль в функционировании рыночнойинфраструктурыпринадлежитинвестиционным ресурсам. В мировой системе роль посредника в процессах инвестирования экономикииграет фондовый рынок,активное функционирование которого улучшает аллокацию кредитных ресурсов,сокращает трансакционные издержки в паре «держатель сбережений – реципиент» и способствуетперераспределению потоков инвестиций в пользу эффективно работающих,развивающихся и перспективных отраслей и отдельных предприятий.
Инфраструктура, существующая в Украине, является не вполне рыночной, переходной,незрелой, причем как в целом (с точки зрения полноты и эффективности выполнения своих основных функций), так и в каждой из своихсоставляющих.[4] 
Раздел 2Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме 2.1 Виды рынков
Рынок какмеханизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых»)рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.«Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров иуслуг).
Экономическиеагенты возникают на «большом» рынке как собственники экономическихресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний).Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за этодоходы.
Производителииспользуют приобретенные ресурсы для организации производства продукции,которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретаетсяпотребителями за их доходы.
Любой рынокможно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рыноктруда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций(машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельнымспециальностям.
Выделяютследующие виды рынков:
1. Рынокпродовольственных товаров — используется для торговли продуктами питания ипродовольствием.
2. Рынокпромышленных товаров — применяется для приобретения товаров народногопотребления.
3. Рынокуслуг — здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.
4. Рынокнедвижимости — используется для проведения сделок по купле-продаженедвижимости.
5. Рыноксредств производства — продажа средств производства.
6. Рынокденег — продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.
7. Рыноккапитала и инвестиций — средства для строительства, расширения и проведенияреконструкции.
8. Рынокрабочей силы — на данном рынке продается и покупается рабочая сила.
9. Рынокинноваций — на нем ведется торговля техническими и экономическимиизобретениями.
Традиционномикроэкономическая теория разделяет четыре основных типов рыночных структур:совершенной конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией имонополией.
Классификациючетырех основных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурныхпеременных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода,контроль над ценами (табл. 1). 2.2 Рынок совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция, идеальная — конкуренция между производителями,продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, гдепредставлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородноготовара, свободно общающихся между собой.[5]
Вэкономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организациирынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так имежду покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что притакой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночнойцене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены несможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Совершеннаяконкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основныхпринципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чистоконкурентные рынки встречаются редко, каждый потребитель, выбирая продукцию тойили иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, нои своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этомсмысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, приходитсяиметь дело с несовершенной конкуренцией. 2.3 Рынок чистой монополии
Монополия – это достигающие монопольного положения на рынкеопределенного товара или группы товаров крупные корпорации, компании,объединяющие несколько фирм. Монополия – исключительное право на осуществлениекакого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения,использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое толькоопределенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное правоне предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическимисубъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров иуслуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную отконкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего этогосударственная монополия); естественную, необходимую в связи с тем, что безтакой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов; открытую, чистуюпри которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителеми поставщиком товара. 
2.4 Рынок монополистической конкуренции
Монополистическаяконкуренция — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм,выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входомна рынок и выходом с рынка.
Понятие«монополистическая конкуренция» восходит к одноименной книгеамериканского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933г.[6]
Монополистическаяконкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельныемонополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой — схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множествамелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможностьпоявления новых фирм.
Рынок смонополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
а) наличиемножества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимыхфирм и покупателей);
б) свободныйвход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы отвступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающихрынок);
в)разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами.Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств(например по химическому составу);
г)совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние науровень цен, но в довольно узких рамках.
2.5Рынок олигополии
Слово «олигополия» было сконструировано нагреческой основе и введено в европейскую лексику английским гуманистом игосударственным деятелем Томасом Мором (причисленным римско-католическойцерковью в 1886 г. к лику блаженных и канонизированным в четырехсотлетнююгодовщину его казни, в 1935 г.) в ставшем всемирно известным романе«Утопия» (1516 г., первое русское издание вышло в 1789 г.). Ныне этослово используется экономистами как термин, обозначающий определенный типстроения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числомсравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близкихсубститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынокнемногих, как это делал Т. Мор, а как «конкуренцию немногих», подчеркиваятем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размерпредприятий-олигополистов – прямое следствие их немногочисленности, точно также, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием ихмножественности.[7]
Особенностьолигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщейвзаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист неможет не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены иколичеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит отповедения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого имрешения. Общая взаимозависимость предприятий-олигополистов представляет главнуючерту олигопольных рынков. Ясно, что результаты соперничества на таких рынках вбольшой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действиядруг друга, а они могут быть существенно отличными. Поэтому-то и не существуетединой, всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершеннойконкуренции или монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии,различающихся характером предположений олигополистов и особенностями ихвзаимоотношений.
Прежде всего олигопольные рынки различают потому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг отдруга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, которыйможет быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорято некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.
Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка 3.1 Эффективность конкурентных рынков
Эффективностьконкурентных рынков состоит в распределении ограниченного количества ресурсов,имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизироватьудовлетворение потребностей.
Производственнаяэффективность означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемойпродукции, производится наименее дорогостоящим способом. Конкурентный рыноквынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальныхсредних издержках. В этом суть производственной эффективности.
Эффективностьраспределения ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структурусовокупного производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду дляобщества. Ресурсы распределяются так, чтобы производилась совокупная продукция,состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.
Из сущностииздержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производствапродукта измеряют цену — относительную ценность других товаров, которые моглибы быть произведены с помощью ресурсов, использованных в производстве единицыэтого продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистойконкуренции, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.
Ограниченностьрынка чистой конкуренции связана с некоторыми проблемами, которые им неразрешаются. 3.2 Фиаско рынка
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой.Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершеннымии обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономическихагентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежноведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий,обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономикаоказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их внедостаточных объемах.
Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Вусловиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры,ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной средыформируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии дляограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополистыискусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулированияцен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказываетсянесостоятельным, связана с так называемыми общественными благами. Общественныеблага отличаются от частных, благ следующими двумя характеристиками: преждевсего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. Втораяособенность общественных благ, получившая название неисключаемости, состоит вневозможности воспрепятствовать их потреблению. Рынок не заинтересован и неспособен производить общественные блага. Эти товары либо вообще не производятсярынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны дляобщества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые неспособен нести рынок. Удовлетворение нужд общества, не связанныхнепосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующейинституциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных)эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы нетолько непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствиянередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектовстановится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользованиисопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляютводные источники. Широкое применение химических удобрений делает продуктыпитания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб,наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами безвнешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когдаотрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезныхпроблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы,ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправепереступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальныегарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов.Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е.справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечиваетстабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельнозаботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальномурасслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределениясозидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия дляпроявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет,торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершеннуюинформацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынкаобладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развитияпроизводства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные оположении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители ипотребители — обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность еераспределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятияоптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочиене обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторыхотношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информациюпредоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок неявляется идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданиемсоответствующих институциональных структур, участием государства враспределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисторыночными инструментами. 3.3 Роль государства в формировании рыночнойинфраструктуры
Рольгосударства в современной рыночной экономике не следует недооценивать.
Прежде всего,государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает ихсоблюдение всеми экономическими субъектами.
Другая оченьважная функция государства — управление денежной системой. В настоящее время вовсех странах в обращении находятся не «полноценные» деньги (золотыеили серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках ит. д.). Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайноважным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики.Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот,недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, ростубезработицы. Центральный банк, который в большинстве стран, по сути дела,является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляетвсей банковской системой страны.
Стремясь кмаксимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышаетцену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложилисьбы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит определенный ущербобществу. Важное значение поэтому имеет разработка и применениеантимонопольного законодательства.
Ногосударственную политику по отношению к монополиям нельзя сводить только кборьбе с ними. В случаях естественной монополии обычно государствоустанавливает фиксированные цены на продукцию и услуги.
В некоторыхслучаях экономически оправдано предоставление государством монопольных правотдельным экономическим субъектам.
Заключение
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателейи продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденциюбыстро выравниваться.
1. Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей ипродавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение ценпри регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновениярынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность(обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.
2. Рынок как развитая система отношений товарного обменапредставляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов.Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемыхтоваров, условий функционирования и т.д.
3. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынокотвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняетценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующуюфункции.
4. Конкуренция — одно из основополагающих понятий рыночнойэкономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьбаучастников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Конкурентный рынок способствует достижению эффективностипроизводства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Приняторазличать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую инеценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формированияконкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимойинституциональной среды.
5. Экономическая деятельность связана с неопределенностью ириском. Неопределенность выбора обусловливается неполнотой и неточностьюинформации, неизбежностью ошибок в процессе прогнозирования. Не существует«патентованных» рецептов снижения риска. Повышению надежности выбора могутслужить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемыхрешений.
6. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточноэффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональномрегулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют онесовершенстве рынка.
7. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям.Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и неможет производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантиии противодействовать социальному расслоению. Несовершенства рынканейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.
Список использованной литературы
 
1. БасовскийЛ.Е АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ / Введение в экономику статья от 24.12.09 (Поматериалам Курса лекций для ТГПУ):/http://myfinbook.ru/publications/econteor/14-analizregulir.html?start=1
2. БулатовА.С. Экономика: учебник polbu.ru/bulatov_economy —: электронный учебник
3. ГальперинВ. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт«Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004. – Электронный учебник:microeconomica.economicus.ru/index1.php?file=9
4. ИвашковскийС. Н. / Микроэкономика:Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001. —416с.
5. Лекционныематериалы по Экономике; Лектор: Бондин январь 2004г
6. НуреевР. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.:Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
7. ПодгорныйВ.В. Проблемы развития рыночной инфраструктуры в Украине и пути их решения /Економічний простір. №23/1, 2009. – с. 279-291
8. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современныйэкономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. —(Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
9. СелищевА. С. Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002. — 448 с: ил. — (Серия «Учебники длявузов»).
10. ФроловаТ.А Микроэкономика: конспект лекций — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006: www.aup.ru/books/m174/ - электронная книга.
11. Экономика.Издание 3-е, переработанное и дополненное. Учебник под редакцией доктораэкономических наук профессора А. С. Булатова/ Ю Р ИСТЪ, Москва, 1999.
12. Экономическаятеория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред.А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер»,1999. – 448 с.: ил.
13. http://50.economicus.ru/
14. http://www.f-site.ru/vid.php
15. http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0072/

Приложение
Функции рынка
 
/>

Таблица1
Четыре основных типарыночных структур Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Однородность продукции Однородная Дифференцированная Однородная или дифференцированная Уникальная Количество фирм и их величина Много (мелкие) Много (небольшие) Мало (крупные) Одна (крупная) Легкость входа и выхода Легкий Легкий Барьеры Барьеры Контроль над ценами Ценополучатель Небольшой Значительный Ценоустановитель


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования
Реферат Розробка концепції маркетингу фірми
Реферат Ассоциация Гимназий Санкт-Петербурга
Реферат Оценка финансового положения предприятия и рекомендации по его улучшению
Реферат Мудрость безумных речей О духовном наследии Чжуан-Цзы
Реферат Понятие человечности в контексте философии Э В Ильенкова и проблема качества страдания
Реферат Зарождение религии Ранние формы религии
Реферат Позиционирование бренда
Реферат Анализ резервирования кредитных операций КБ и пути повышения его результативности
Реферат Рабство в Древнем Египте
Реферат Организация мотелей и кемпингов для обслуживания транспортных туристов
Реферат Nike And What It Does To Third
Реферат Что делать если обморозились на улице
Реферат Областная газетная типография: новые возможности Pressline
Реферат Расчет преобразователя для питания вспомогательных цепей электровоза