Содержание
Введение. 2
1. Теоретическиеаспекты рынка экономических ресурсов. 4
1.1 Особенностифункционирования рынков экономических ресурсов. 4
1.2Состояние мирового и регионального рынка природных ресурсов. 17
2.Практические аспекты состояния и развития экономических ресурсов на примерекомбината «Магнезит». 30
2.1Характеристика предприятия. 30
2.2Анализ рынка и стратегия развития комбината «Магнезит». 33
Заключение. 36
Списоклитературы и источников. 38
Приложение………………………………………………………………………40
/>/>Введение
Актуальностьрассматриваемой темы «Рынки экономических ресурсов» с практической стороныопределяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономическойдеятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию.Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываютсяразличные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходованияресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятиидобиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.
Рынки экономических ресурсовисследованы недостаточно глубоко, так как трудности связаны со статистикой этихресурсов в отдельно взятых странах. Так проблема выявить возможности сырьевойбазы промышленности связана с ситуацией, которая характеризуетсямногочисленными ограничениями экологического, правового и экономическогохарактера». [22, С.7]
Предмет исследования — предприятия«Магнезит» г. Сатка.
Объект исследования – ресурсы как составляющаядеятельности предприятия и отраслевые особенности рынка.
Цель – исследование состояния сырьевойбазы и рынка предприятия.
Для достижениявышеуказанной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
— раскрыть теоретическиеосновы категорий: рынок экономических ресурсов, факторы производства, спрос нафакторы производства;
— раскрыть теоретическиеминимизации издержек и максимизации прибыли предприятия;
— выявить проблемысовременного рынка ресурсов;
— определить стратегиюразвития деятельности предприятия.
Для написания работы использоваласьсовременная статистика из СМИ, мнения ведущих ученых./>/>
1. Теоретические аспекты рынкаэкономических ресурсов/>/>1.1 Особенности функционирования рынковэкономических ресурсов
Рынки ресурсов являютсяважным структурным элементом рыночной экономики. От эффективностифункционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, азначит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм,предприятий.
Источникифункционирования любого предприятия – это ресурсы, которыми располагаетобщество, что же понимает экономическая теория под «экономическими ресурсами»?
Экономические ресурсы –это элементы, используемые для производства экономических благ.[1, С.47]
Наряду с понятием«экономические ресурсы» экономическая теория оперирует также понятием «факторыпроизводства», которые не являются синонимами.
Ресурсы — это природные исоциальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторыпроизводства — экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые впроцесс производства ресурсы; следовательно, «экономические ресурсы» — понятиеболее широкое, чем «факторы производства». Иными словами, факторы производства– это производящие ресурсы.
Обратимся к категории«рынки ресурсов». Исходя из определения экономических ресурсов, рынок ресурсов– это многообразие ресурсов, которые могут быть использованы предприятием впроцессе осуществления им предпринимательской деятельности.
Рынки ресурсов играютважную роль в экономическом кругообороте. Через взаимодействие спроса и предложенияони регулируют распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов междуотдельными потребителями. На рынках ресурсов формируются издержки производства,которые определяются ценами на ресурсы.
Итак, для производствалюбого товара или услуги фирма должна приобрести необходимые ей экономическиересурсы на соответствующем рынке. Владельцами ресурсов являются домашниехозяйства,которые владеют землей, трудом или капиталом. Нарынке ресурсов домашние хозяйства выступают в качестве продавцов, а фирмы — вкачестве покупателей. На рынке готовых товаров, напротив, фирмы выступают вроли агентов предложения, а домашние хозяйства — в роли предъявителей спроса.Это показано на следующей схеме взаимодействия рынков ресурсов и рынков товаров(приложение 1).
«Рынок ресурсовопределяют как рынок, на котором домохозяйства продают экономические ресурсы, афирмы покупают эти ресурсы». [2, С.165]
Когда фирма обеспечиваетсебя соответствующим фактором производства, она несет издержки, но надеется,что ее производство возрастет и ее выручка также увеличится с увеличениемпроизводства продукции.
Факторы производства,экономические ресурсы подразделяются на материальные, трудовые и природные,вовлекаемые в хозяйственный оборот.
В экономической теорииресурсы делят на четыре группы:
— природные –потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы ивещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последниев последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);
— материальные – всесозданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые,следовательно, сами являются результатом производства);
— трудовые – население втрудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трёмпараметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному икультурно-образовательному;
— финансовые – денежныесредства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.[3, С.172]
В экономической теориисуществует и такая классификация экономических ресурсов:
1) Земля.
«Земля» как факторпроизводства имеет троякое значение:
в широком смысле онаозначает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
— в ряде отраслей(аграрной, добывающей, рыбной), «земля» есть объект хозяйствования, когда онаодновременно выступает и «предметом труда», и «средством труда»;
— в пределах всейэкономики, «земля» может выступить как объект собственности (в этом случае еёсобственник непосредственного участия в процессе производства может непринимать, — он участвует опосредованно, предоставлением «своей» земли);
2) Капитал.
Понятие«капитал», или «инвестиционные ресурсы», охватывает всепроизведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины,оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовуюсеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечномупотребителю. Процесс производства и накопления этих средств производстваназывают инвестированием.
Здесь важно отметитьследующее. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаютсяот потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребностинепосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производствопотребительских товаров.
3) Труд.
Труд – это широкийтермин, который экономист употребляет для обозначения всех физических иумственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (заисключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательскойспособности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистическойэкономике, решили рассматривать отдельно).
4) Предпринимательскаяспособность:[4, С.163]
Соответственноразличаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупностьэтих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции:во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (приизменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с темчтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, так какплата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.
Поскольку ресурсыпродаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Как и цены на конечнуюпродукцию, цены на ресурсы формируются под воздействием спроса и предложенияфакторов производства. Соответствующая взаимозависимость имеет свое графическоевыражение.
На рынке каждого ресурсацена ресурса имеет свою специфику и выступает в особой форме. В частности:
— цена услуг труда — этозаработная плата;
— цена услуг денежногокапитала — это ссудный процент;
— цена услуг физическогокапитала — арендная плата за капитал;
— цена использованияземли как фактора производства — арендная плата.
Вместе с тем есть идополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразованиена этих рынках. К ним относятся:
— ограниченностьпредложения многих видов ресурсов;
— сильное воздействиеинституциональных факторов на масштабы спроса на тот или иной ресурс;
— спрос на ресурсявляется производным спросом.
Многие виды ресурсовограничены в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефтьв мире пользуется большим спросом, но ее очень мало и запасы истощаются. То жеможно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работниктакже является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышаетпредложение. В то же время предложение обычных товаров, напримерпотребительских, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.
К институциональнымфакторам, влияющим на спрос на ресурсы, например, можно отнести государственноерегулирование рынка земли, деятельность профессиональных союзов.
Производный характерспроса на ресурсы проявляется в том, что спрос на ресурсы определяется изависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного ресурса.
Все экономические ресурсынезависимо от их класса обладают общим свойством – они ограниченны. Аэкономические потребности — безграничны. Это сочетание двух типичных дляхозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченностьресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории.
Важной стороной рынкаресурсов является спрос на ресурсы. Можно выделить несколько важнейшихфакторов, влияющих на спрос на ресурс, предъявляемый производителями, фирмами.К ним относятся следующие факторы:
— цена ресурса,
— производительностьресурса,
— цена на продукцию,производимую с помощью ресурса,
— цена на другие ресурсы,их взаимозаменяемость,
— число предприятий,предъявляющих спрос на ресурс,
— ожидания потребителейресурса,
— государственноерегулирование рынка ресурса.
Ценаресурса.Влияние цены блага на величину спроса на благо в экономике называется закономспроса. Этот закон действует и на рынках ресурсов. При повышении цены факторапроизводства спрос на него сокращается. Возьмем такой фактор производства кактруд. Если повышается цена труда, то есть заработная плата, то спрос на трудсокращается. И наоборот, при снижении заработной платы спрос на трудвозрастает. При повышении регулируемой государством минимальной заработнойплаты спрос на труд снижается, а размер безработицы, при прочих равныхусловиях, возрастает.
Производительностьресурса. Болеекачественный и производительный ресурс стоит дороже. Заработная платавысококвалифицированного работника выше, чем малоквалифицированного. Земельнаярента, выплачиваемая собственнику плодородной земли, выше, чем рентасобственнику земли, где урожайность сельскохозяйственных культур низкая.Производительность ресурса зависит от многих факторов. Например,производительность труда работника определяется прежде всего его квалификацией,уровнем образования, его опытом. Кроме этого, большое значение для егопроизводительности имеет техническая оснащенность труда, используемаятехнология производства. Чем совершеннее техника и технология, тем выше производительностьтруда.
Существует зависимостьспроса на товар от цен на товары-заменители и от цен на взаимодополняющиетовары.
Число предприятий,предъявляющих спрос на ресурс. Чем больше предприятий в отрасли, производящейопределенную продукцию, тем выше будет спрос на ресурсы, которые используютсяпри производстве этой продукции.
Ожидания потребителейресурса могут быть связаны с прогнозами спроса на производимую продукцию, спредстоящим изменением цен на ресурсы.
Государственноерегулирование рынка ресурса. Любой налог на ресурс ведет к повышению цен наресурс, что при прочих равных условиях может привести к снижению спроса на этотресурс.
Дополнительный продукт,полученный от использования дополнительной единицы ресурса, называетсяпредельным. Прирост дохода фирмы от реализации дополнительной единицы продуктаназывается предельной производительностью ресурса.
Производительностьресурса — это кривая спроса, с которым имеет дело фирма на рынке готовойпродукции (кривая спроса на ее продукцию). На ней показан доход фирмы отреализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая, какизвестно, имеет отрицательный наклон, так как отражает убывающуюпроизводительность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, темниже предельная производительность каждой из них.
Второе обстоятельство,которое учитывает фирма при определении объема закупок факторов производства, —издержки на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства,получившие название предельных издержек ресурса.
На величину предельныхиздержек ресурса влияют цены предложения ресурса. На совершенно конкурентномрынке факторов производства цена ресурса постоянна, так как фирмы-продавцы илидомашние хозяйства не влияют на цены предложения, поскольку они устанавливаютсяна рынке. Для фирмы-покупателя кривая предложения — это кривая ее предельныхиздержек. Она совпадает с кривой средних издержек.
Принцип выбора фирмойколичества используемого ресурса обосновывается равенством: предельные издержки(МRС) = предельная производительностьтруда (МRP)
Если МRP > МRC, т. е. кривая спроса находится выше кривой предложения,фирма может еще увеличивать закупки факторов производства, так как доход отдополнительной единицы ресурса (МКР) превышает издержки на его использование(МКС).
Если МКР
Следовательно, условиеммаксимизации прибыли фирмы будет равенство предельной производительностиресурса и предельных издержек. Равенство предельной производительности ресурсаи предельных издержек получило название золотогоправила равновесия фирмы на рынке факторов производства. Эторавенство справедливо для любого рынка факторов производства независимо оттого, является ли рынок готовой продукции конкурентным или монопольным.
Но кривые предельнойпроизводительности ресурса для конкурентной и монопольной фирм, действующих нарынке готовой продукции, различны.
На совершенноконкурентном рынке готовых товаров и услуг фирма продает всю свою продукцию поодной и той же рыночной цене. Если она увеличит количество единиц ресурса, топредельный продукт ресурса (предельная производительность ресурса) снизится,так как действует закон убывающей производительности ресурса.
Если на рынке готовыхтоваров фирма является монополистом, она может увеличить объем реализации лишьпри условии снижения цены. Это приведет к тому, что предельный доход фирмывсегда будет меньше цены. Таким образом, по мере расширения выпуска продукциикривая предельной производительности ресурса для монопольной фирмы будет иметьболее крутой наклон, чем для конкурентной фирмы, так как в данном случаеснижается не только производительность ресурса, но и цена. Это обстоятельство имеетважное значение для фирмы, так как предельная производительность ресурсаявляется одним из факторов, определяющих его количество, которое будетиспользовать фирма.[13, С.116]
На практике, однако, вдолгосрочном периоде фирма может изменять количество всех ресурсов, которые онаприменяет. Поэтому необходимо рассмотреть, какое сочетание ресурсов предпочтетфирма, если все ресурсы являются переменными.
Разные сочетанияприменяемых ресурсов, например труда (L) и капитала (K), обеспечиваютодин и тот же объем выпуска (Q=L*K).
Данное правило носитназвание эффекта замещения.
Вместе с тем при падениицен на оборудование (а значит, при сокращении издержек) фирма увеличиваетвыпуск продукции. В свою очередь, увеличение объема выпуска приведет к ростуспроса на все ресурсы, включая труд. Экономисты говорят, что в этом случае (всвязи со снижением цен на оборудование) имеет место эффект объема производства,который влечет за собой рост спроса на труд.
Таким образом, эффектызамещения и объема действуют в противоположных направлениях. При падении ценына оборудование эффект замещения снижает спрос на рабочую силу, а эффект объемаувеличивает.
Однако фирму интересуют впервую очередь не абсолютные, а относительные величины этих эффектов:
— если эффект замещенияпревышает эффект объема производства, то изменение в цене ресурсозаменителя(снижение цены на капитал) вызывает изменение в спросе на труд в том женаправлении;
— если эффект объемапроизводства превышает эффект замещения, то изменение в цене ресурсозаменителя (снижениецены на капитал) вызывает противоположно направленное изменение в спросе натруд
Рассмотрим еще одинслучай: когда труд и капитал являются взаимодополняющими факторами (т. е.увеличение размеров применяемого оборудования влечет за собой рост спроса нарабочую силу). Это случай, когда капитал нельзя замещать трудом и наоборот.Естественно, что в такой ситуации снижение цены на оборудование приведет кросту спроса как на капитал, так и на труд в силу эффекта объема производства.При повышении цены на капитал эффект объема производства вызовет уменьшениеспроса на труд. Таким образом, изменение в цене взаимодополняющего ресурсаприводит к противоположно направленному изменению спроса на труд.
Спрос на ресурс увеличивается(кривая смещается вправо) в случаях:
— при увеличении спросана товар, изготовленный с использованием данного ресурса (поскольку спрос наресурс вторичен, произведен от спроса на товар);
— при увеличениипроизводительности фактора производства, поскольку она противодействуеттенденции убывания дохода;
— при уменьшении цены наресурсозаменитель (при условии, что эффект объема сильнее эффекта замещения);
— при увеличении цены наресурсозаменитель (при условии, что эффект замещения превышает эффект объемапродукции);
— при снижении цены навзаимодополняющий ресурс (снижение цены сокращает издержки, в результате растетего предложение, а это способствует росту спроса на ресурс). [12, С.147]
Не менее важным понятиемпри рассмотрении спроса на ресурсы является эластичность спроса на ресурс.
Эластичность спроса —изменение спроса на данный ресурс под влиянием экономических и социальныхфакторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, еслипроцентное изменение его объема превышает снижение уровня цен на ресурсы, инеэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Эластичность спроса наресурс определяют три фактора.
Первый — эластичностьспроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спросна ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спросана него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спросна изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен испрос на ресурсы.
Второй фактор —замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случаеповышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например:бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии(благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине).
Третий фактор,определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках.Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержкахпроизводства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена наресурсы растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем большедоля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
При прочих равныхусловиях, изменения в спросе на продукт, который производится с помощьюопределенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том женаправлении.[14, С.290]
Изменение впроизводительности использования ресурсов ведет к однонаправленному изменению вспросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:
— Увеличение числаресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами.
— Технологическиеусовершенствования.
— Повышение качества рассматриваемогоресурса.[4, С. 158]
Таким образом, можноутверждать, что приобретение фирмой факторов производства подчиняетсяопределенным правилам и законам, а изменения в спросе на ресурс происходят врезультате:
— Изменение в спросе напродукт. При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, которыйпроизводится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросена ресурс в том же направлении.
— Изменение производительности.Изменение в производительности использования ресурсов ведет к однонаправленномуизменению в спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разнымипутями:
— Увеличение числаресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами.
— Технологическиеусовершенствования.
— Повышение качествасамого рассматриваемого ресурса.
— Изменение цен на другиересурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы). [15, С. 22]
Свойство благ (товаровили услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет другдруга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми могут быть нетолько потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ;гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. [1, С.142]
Графически совершеннаявзаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия. Предельнаянорма замещения в этом случае постоянна.
В реальнойдействительности чаще встречается не абсолютная, а относительнаявзаимозаменяемость. В этом случае цена на ресурс может быть в большей илименьшей степени приравнена к цене на ресурс. Рост цен на один извзаимозаменяемых ресурсов, уменьшает спрос на них. Рост цен на один извзаимозаменяемых ресурсов ведет к росту спроса и соответственно цен на другой,и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой наодин из них и спросом на другой существует прямая связь.
Пониманиевзаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализаправил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночнойэкономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учетавзаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Предположим, что ценакапитала увеличится. В связи с увеличением цены на капитал фирма заменяеткапитал трудом.
Предельная норматехнологического замещения — это то количество, на которое за счетиспользования дополнительной единицы труда могут быть сокращены затратыкапитала при неизменном объеме производства. Норма технологического замещенияобозначается MPTS. В экономической теории доказано, что она равна угловомукоэффициенту изокванты с обратным знаком.
При минимальных издержкахкаждый дополнительный рубль, затраченный на производственные факторы, дает равноеколичество производимой продукции. Отсюда следует, что при вышеуказанныхусловиях фирма может выбирать между факторами производства и покупать болеедешевый фактор, чему будет соответствовать определенная структура факторовпроизводства.
Цена продукции на рынкеесть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законоврыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции неможет быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, онавыравнивается автоматически.
Применительно к рынкуресурсов условием максимизации прибыли фирмой будет такое соотношение междузатратами на ресурс и доходами от его применения, когда цена ресурса, напримерцена труда, будет равна предельному продукту ресурса (труда) в денежномвыражении (МRР).
Аналогичнаязакономерность выполняется в отношении любого другого ресурса, напримеркапитала.
Итак, максимизацияприбыли фирмой обеспечивается путем увеличения количества используемого ресурсадо тех пор, пока его предельная полезность не уравняется с предельнымииздержками, т. е. с ценой ресурса. Это значит, что на каждую единицу любогоиспользуемого ресурса приходится доход, совпадающий с вкладом этой единицы ввыручку фирмы.
/>/>1.2 Состояние мирового и регионального рынкаприродных ресурсов
Обеспечениеминеральным сырьем современного мирового хозяйства очень тесно связанно сэнергетической проблемой, поскольку в современном энергообеспечении ведущуюроль играют полезные ископаемые, такие как нефть, газ, уголь, уран, торф,горючие сланцы. И хотя мировая обеспеченность ископаемыми энергетическимиресурсами довольно высокая, неравномерность распределения их, а в особенноститех, которые используются наиболее (нефть и естественный газ), колебаниемировых цен на них делают проблему энергообеспеченности довольно сложной длямногих стран (в особенности тех, которые не владеют достаточными запасамисобственных энергоресурсов и не имеют нужных финансовых накоплений для покупкиих на мировом рынке).
Индустриальноразвитые страны, которые не имеют больших месторождений нефти, угля иестественного газа, обеспечивают себя энергоносителями за счет международногоразделения труда, реализуя на мировом рынке продукцию высокой степени обработкии покупая сырье, а вот менее развитые страны таких возможностей почти не имеюти вынуждены тратить на куплю энергетических ресурсов значительные финансовыересурсы, увеличивая свою внешнюю задолженность.
Однаиз проблем обеспечения энергоресурсами современной цивилизации состоит в том,что экономика большинства стран мира на протяжении продолжительного времениразвивалось, ориентируясь на нефть и продукты ее переработки. Переход на другиеисточники энергоснабжения требует значительных капиталовложений, связанных соструктурной перестройкой экономики, которые довольно часто не по силамотдельным странам. Относительно нефти, то ее запасов в мире значительноменьшее, чем других энергетических ресурсов. При таких темпах ее потребления,которые существовали в 90-тых года, разведанных запасов хватит мировомухозяйству лишь на 37-40 лет, а если принять во внимание прогнозные ресурсы, тонефтяная эра будет длиться близко 120 лет. Итак, проблема, которая сегоднядовольно живо дискутируется во всем мире, сводится к тому, успеют ли все страныперевести свою экономику на новый вид энергообеспечения и какие ресурсы дляэтого должны быть использованы.
Возникновениеи обострение сырьевой проблемы заставило переоценить имеющиеся минеральныересурсы, в результате чего стало ясно, что резервы многих видов полезныхископаемых связанны с экологически вредными источниками, такими, в частности,как нефтяные пески, битумные сланцы и др., разработка которых угрожаетокружающей среде и ухудшает экологическую ситуацию в мире. Про экологическиопасные следствия неконтролируемого и неэффективного использования естественныхресурсов в мире подчеркивалось на всемирной конференции «Окружающая средаи развитие» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и областной научно-практической конференции «Современноесостояние стройиндустрии Челябинской области» (Челябинск, 2006г.).[22, С.25]
Извсего объема минеральных ресурсов, которые их использует мировое сообщество,лишь 3 — 5% превращаются в конечный продукт, а остаток — разнообразные отходы.
Другойпроблемой, которая усложняет современную сырьевую ситуацию, являетсянеравномерное и независимое от уровня потребления размещение разных видовполезных ископаемых по отдельным регионам планеты. Сырье, которое добывается вэтих странах с помощью и с участием промышленно развитых стран, в большинствеслучаев составляет преобладающую часть экспорта и является единым источникомпоступления средств для решения проблем социально-экономического развития.Возрастание политической и экономической самостоятельности стран «третьегомира» ведет к осознанию несправедливости в использовании их ресурсногопотенциала. Старание изменить такое положение нередко приводит к конфликтам инарушению стабильности мирохозяйственных связей. Такая ситуация требуетактивного поиска и разработки новых форм сотрудничества в области минеральногосырья стран-экспортеров и стран-импортеров.
Проблемаобеспеченности и использование минеральных ресурсов, индустриальной цивилизациитесно повязана с проблемами послабления международного напряжения, сокращениевооружений и разоружения, поскольку на военные цели даже в мирное времярасходуется близко 11,5% общего мирового потребления меди, 8,1% свинца, 6,3%алюминия и никеля, 6% цинка, 5% олова и 5% нефти. Причем потребление нефти длявоенных нужд во всем мире составляет половину объема потребление стран, которыеразвиваются. Кроме того, решение такой глобальной проблемы, какпродовольственная, зависит также от минерально-сырьевой базы, поскольку однимиз главных путей повышения урожайности является использование минеральныхудобрений, производство которых связано с переработкой разных полезныхископаемых и использованием значительного количества энергии. Невозможностьполучения странами, которые развиваются, топливно-энергетических ресурсов вдостаточном количестве заставляет их население использовать на топливо огромныемассивы тропических лесов, где сконцентрировано больше трети мировогогенофонда. В результате генофонд катастрофическое уничтожается, а грунтыразрушаются.
Известно,что прогнозы 70-х и даже начала 80-х лет предусматривали значительноеувеличение потребностей мирового сообщества в сырье и — как следствие — возникновение реальной угрозы для человечества в связи с исчерпанностью недр.На это время приходится и наибольшее количество пессимистических прогнозовразвития цивилизации, ее коллапса, которые публиковались в западнойсоциально-экономической литературе. Тем не менее только что упомянутыеизменения мирохозяйственных связей заставили просмотреть прогнозные оценки.Сегодня все больше приверженцев точки зрения, в соответствии с которойиндустриальная цивилизация имеет довольно шансов для преодоления мировогоэнергетического кризиса, решение глобальной сырьевого и энергетической проблем.Освоение прогнозных и нетрадиционных ресурсов, повторное использование металлови другого сырья значительно будут оказывать содействие обеспеченностичеловечества минерально-сырьевыми ресурсами.
Факторы,которые определяют уровень обеспеченности минеральным сырьем отдельных стран имирового сообщества в целом, имеют четко очерченный экономический характер. Вобщем виде экономической границей истощения любого вида сырья являются такиезатраты на добычу и переработку, превышать которые общество по разной причинене будет. Эти причины, как и величина затрат, для разных стран неодинаковые.Для развитых индустриальных стран уровень экономически обоснованных затратопределяется мировой ценой, которая вместе с нормой прибыли образовывает такназываемую элементарную цену, которая определяет наиболее низкую границу допустимыхзатрат. Тем не менее решающую роль в формировании уровня затрат сыграют размеринвестиционного капитала и место минерально-сырьевого сектора среди другихобластей учитывая его использование.
Развитыестраны Запада не обеспечивают себя полностью топливом и минеральным сырьем изначительную часть своих потребностей удовлетворяют за счет поставок из странАзии, Африки и Латинской Америки. Так, даже в США с их развитой нефтянойпромышленностью доля импортной нефти в потреблении достигла 50%. ЗападнаяЕвропа удовлетворяет свои потребности в нефти лишь на 1/3, а вся остальнаянефть импортируется из развивающихся стран и из России. Япония полностьюзависит от импорта нефти. Западная Европа импортирует из России и из странАфрики более половины потребляемого природного газа. Что касается минеральногосырья, то страны Запада (в первую очередь Западная Европа и Япония)удовлетворяют за счет импорта примерно 1/3 своих потребностей.
Вто же время на развитые капиталистические страны приходится 31% мировогоэкспорта топлива и 55% мирового экспорта руд и металлов (1995 г.). Они являются крупными экспортерами нефти (Норвегия,Великобритания, Канада), природного газа (Канада, Нидерланды, Норвегия), каменногоугля (Австралия, США, ЮАР, Канада и др.), урана (Канада, ЮАР, Австралия, США),железной (Австралия, Канада, Швеция) и хромовой (ЮАР) руды, никеля (Канада),молибдена (США), бокситов (Австралия), свинца (Австралия, Канада), цинка (Канада,Австралия), золота (ЮАР, США, Австралия, Канада), металлов платиновой группы(ЮАР, Канада), алмазов (Австралия, ЮАР) и др.
Сырьевыетовары играют ведущую роль в экспорте России (75% всего российского экспорта сучетом полуфабрикатов). Особенно выделяется Россия как экспортертопливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа,каменного угля и урана). На экспорт поступает более 40% производимой нефти иболее 1/3 производимого природного газа.
Россияк 1996 г. вышла на первое место в мире поэкспорту металлов, более чем втрое превысив максимальный уровень годовогоэкспорта всего бывшего СССР в 80-е гг. На экспорт направляется около 60%продукции из черных металлов, не менее 70% цинка и олова, около 80% алюминия,никеля и меди. Сейчас на долю нашей страны приходится около 14% мировогоэкспорта продукции из черных металлов, более 20% мирового экспорта алюминия,17% никеля, 11% меди, более 10% титана и т.д.
Россиятакже является крупным экспортером алмазов, минеральных удобрений, древесины ицеллюлозы.
Региональныйаспект состояния сырьевой отрасли. За три квартала 2008 года промышленностьУрало-Западносибирского региона отработала несколько хуже, чем Россия в среднем:индекс физического производства (ИФО) составил 106,0% против общероссийского106,6%. Хотя по результатам полугодия отставание было еще значительнее (ИФО в регионесоставил 106,0%, в РФ — 107,7%), вполне вероятно, что годовой рост окажетсяниже среднего.[29, С.19] Основная причина торможения — слабо сработавшиедобывающие производства (при том, что на долю добычи полезных ископаемыхприходится более 43% промышленности региона): рост в 100,3% против 102,2% по стране.
Развитие самого значимогосектора — металлургии (111,2%) — также не позволило провалиться обрабатывающемусектору региона ниже среднего значения по России.[28, С. 2] Индикаторы рынкачерных и цветных металлов за 3 квартал 2008 показали, что цены на черные и цветныеметаллы спланировали вниз.[29, С. 15] Причина общая — переизбыток предложенияна мировом рынке.
/>
Рис. 2 Динамика цен на цветные металлы в 2008 г.
/>
Рис. 3 Динамика цен на черные металлы в 2008 г.
Цены на металлы в Европе и Азии начали падать (чугун — минус 3,8%, арматурная сталь и катанка — минус 8%, заготовка — минус 4%). Единого мнения у аналитиков нет: одни списывают снижение цен на сезонность, характерную для черной металлургии, другие предупреждают о грозящем перепроизводстве, которое сначала отразится на Китае (36% мирового выпуска стали), замедляющем темпы роста экономики, а потом ударит по остальным.
Несмотря на негативную ценовую атмосферу, рост спроса на металлы в краткосрочной перспективе не исключается. Причины: очередное землетрясение в провинции Сычуань (КНР) и разрушения в Южной Осетии, ставшие результатом военных действий в августе, а также снижение курса доллара США, способствующее росту привлекательности металлов в качестве инвестиционного актива.
На Урале рынок огнеупорных материалов обеспечивается за счет наличия в большом количестве минерала магнезита. Основным сырьевым ресурсом служит магнезит. В энциклопедия о природном ресурсе о магнезите сказано следующее:
МАГНЕЗИТ, минерал, карбонат магния, MgCO3. Назван по месту находки в исторической области Магнасия в Греции. Цвет белый, серый, желтоватый или бурый. Блеск стеклянный, тусклый. Твердость 4–4,5 (у фарфоровидного до 7), плотность 2,9–3,1. Встречаются две формы выделения: 1) массивная, плотная, скрытокристаллическая фарфоровидная и 2) крупнозернистая, похожая на известняк. В порошкообразном виде минерал растворяется в горячей кислоте со вскипанием. Магнезит относится к карбонатам группы кальцита, имеет такую же ромбоэдрическую спайность, как кальцит, заметную только в крупнокристаллических агрегатах. Важный промышленный минерал. Используется в основном для получения огнеупорных материалов, выдерживающих температуру до 1887° С, особенно для футеровки мартеновских печей в сталеплавильном производстве. Другая область применения – изготовление цемента на основе оксихлорида магния (пластмассовая древесина), негорючего заменителя дерева. Главные поставщики магнезита – Россия (Урал), Австрия, Словакия, Югославия, США, Греция, Индия, Мексика и Китай. Имеется месторождение магнезита в Канаде (Квебек). Крупные запасы магнезита выявлены в Бразилии.[30, с 35]
Состояние огнеупорнойотрасли
Внутренний рынок:
Состояние огнеупорнойотрасли в значительной степени зависит от процессов, происходящих вотраслях-потребителях огнеупорной продукции, основными из которых традиционноявляются черная и цветная металлургия, промышленность строительных материалов(прежде всего цемента, стекла), химия и нефтехимия, машиностроение и др.Изменение конъюнктуры рынков продукции отраслей-потребителей напрямуюсказывается на объемах производства и поставок огнеупоров. Снижение объемовпроизводства в этих отраслях влечет за собой снижение объемов потребленияогнеупорных материалов. В свою очередь, снижение объемов продаж напрямуюсказывается на динамике поступления выручки эмитента.
Вторым существеннымфактором, оказывающим влияние на производство и продажи огнеупоров, являетсяусиливающаяся отраслевая конкуренция. Прежде всего, со стороны зарубежныхпроизводителей огнеупоров из Украины, Китая и европейских стран.
Эти факторы могутнепосредственно влиять на эффективность деятельности предприятий отрасли.
Внешний рынок:
На внешнем рынкедействуют те же факторы, что и на внутреннем рынке: влияние состоянияотраслей-потребителей продукции предприятия, а также усиливающаяся отраслеваяконкуренция, прежде всего, со стороны зарубежных производителей огнеупоров изУкраины, Китая и европейских стран.
Наиболее значимые,возможные изменения в отрасли:
Внутренний рынок:
В огнеупорной отрасли навнутреннем рынке можно выделить такие тенденции как:
1)организационно-управленческие:
— будет усиливатьсядоминирующее положение в огнеупорной промышленности компаний и групп, имеющихдоступ к сырьевым запасам;
— в отраслипрослеживается тенденция к укрупнению и централизации активов, что можетнаходить свое выражение в заключении сделок по слияниям и поглощениям как междупредприятиями отрасли, так и по линии вертикальной интеграции;
— ввиду необходимостиоказывать потребителям комплексные услуги, не ограниченные простыми поставкамиогнеупорной продукции, основную ценность для огнеупорных компаний будутприобретать высококвалифицированный инженерный персонал.
2) технологические:
— продолжится вытеснениеформованных изделий неформованными огнеупорами в силу их сравнительнойдешевизны, простоты в эксплуатации и зачастую лучших служебных свойств;
— ужесточаются требованияк химической и экологической чистоте производимых материалов потребителейогнеупоров, это предопределяет необходимость соблюдения таких же требований и впроизводстве огнеупоров;
— существенно увеличитсядоля углеродосодержащих огнеупоров, получат развитие материалы на основе новыхформул, комбинаций и добавок;
— преимущества получаткомпании, предлагающие продукцию и решения с большей ценностью для потребителяв области логистики закупок, сокращения энергозатрат, ремонта оборудования,повторного использования ресурсов и т.д.
Внешний рынок:
На внешнем рынке следуетвыделить тенденцию к передислокации производственных мощностей из странЕвросоюза, Японии, Южной Кореи и США в развивающиеся страны. Промышленноразвитые страны станут основными импортерами огнеупоров.
Производство огнеупоров в России, восстановившись после резкогосокращения в 90-е годы вследствие снижения объемов производства стали,обусловленного падением внутреннего потребления и затоваривания мировых рынков,за последние лет стабилизировалось на уровне 2,9-3,1 млн тонн огнеупорныхматериалов в год (оценка на основе данных Росстата). Емкость рынка огнеупорнойпродукции (потребление) формируется как за счет внутреннего производства, так иза счет импорта огнеупорных материалов. При этом в Россию импортируются каквысокотехнологичные материалы с высокой добавленной стоимостью западныхпроизводителей, так и огнеупоры среднего и нижнего ценового диапазона,поставляемые, в основном из КНР. Доля импорта, по данным ГТК РФ, в 2007 г. составила 16% от емкости российского рынка. В то же время, около 20% (в натуральном выражении)произведенных в РФ огнеупоров направляется на экспорт.
Емкость российского рынка огнеупоров по итогам 2007 г. оценивается на уровне 2,75 млн. тонн, рынка СНГ в целом (включая Россию) — 4,5-4,6 млн. тонн.
Рынок огнеупорных материалов принято разделять на три основных сегмента:формованные огнеупоры (или огнеупорные изделия), порошки и неформованныеогнеупоры (массы, мертели, смеси). В структуре производства в России внатуральном выражении на формованные огнеупоры по оценке за 2007 г. приходится около 66%, 21% — на неформованные огнеупоры,13% приходится на огнеупорные порошки.Следует отметить, что доля порошков снизилась с 2003 по 2007 гг. с 17% до 13%,при этом доля неформованных материалов возросла с 15% до 21%. Аналогичныетенденции характерны и для рынка СНГ в целом.
Рынок огнеупоров в последние пять лет характеризуется низкими темпамироста (CAGR 0,6% в натуральном выражении в период с 2003 по 2007 гг. в целом поСНГ), снижением удельного расхода в потребляющих огнеупоры отраслях, в первуюочередь в черной металлургии. Наиболее отчетливо данные тенденции проявляются всегменте формованных огнеупоров, что объясняется замещением менее стойкихшамотных, периклазохромитовых и пр. на более качественныепериклазоуглеродистые, периклазошпинельные, высокоглиноземистые и др. видыизделий. Технология потребления огнеупоров в мартеновском иэлектросталеплавильном производстве обуславливает тенденцию постепенноговытеснения периклазовых порошков более стойкими массами.
По оценкам отраслевых специалистов, в 2008-2010гг. продолжится действиедвух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, ожидается дальнейший роствыпуска продукции в потребляющих огнеупоры отраслях, интенсификацияпроизводственных процессов и, как следствие, увеличение потребности вогнеупорах; с другой стороны – усилия потребителей, направленные на повышениеэффективности производства, по-прежнему будут способствовать снижению удельногорасхода огнеупоров на единицу выпускаемой ими продукции. В соответствии с этимпредполагается стабилизация или незначительное снижение производства огнеупоровв России и прочих странах СНГ. Ключевыми факторами стабильности спроса наогнеупорную продукцию станет растущий внутренний спрос на черные и цветные металлы,а также интенсивный рост объемов жилищного строительства и, как следствие,увеличение спроса на строительные материалы. В 2008-2010гг. прогнозируетсядальнейшее развитие тенденций, наметившихся в 2003-2007гг.: вытеснениеогнеупорных порошков более стойкими и технологичными массами и другиминеформованными огнеупорами и замедление темпов роста сегмента формованныхизделий. При этом прогнозируется постепенное увеличение импортавысокотехнологичной продукции. Кроме того, ожидается увеличение экспорта отечественныхогнеупорных материалов на рынки стран СНГ и ближнего зарубежья.
При относительной стабильности производства и потребления огнеупоров вРоссии в натуральном выражении, рост рынка в стоимостном выражении в2003-2007гг. составлял в среднем 11% (CAGR), в СНГ в целом – около 15%. Объемпродаж огнеупорной продукции в России в стоимостном выражении за данный периодвырос до 23 млрд рублей, в СНГ в целом –до 38 млрд руб… В 2008-2010гг.прогнозируется дальнейший рост рынка в стоимостном выражении, как за счет ростацен на огнеупорную продукцию, так и за счет изменения структуры потребления впользу более высокотехнологичных (и дорогих) огнеупоров и сокращенияпотребления огнеупорных порошков.
В огнеупорной промышленности России в настоящее время действует 11специализированных предприятий, имеющих многолетнюю историю, и ряд небольшихсовременных компаний, созданных в последнее десятилетие. Кроме того, нанекоторых крупных металлургических комбинатах сохраняются собственныеогнеупорные производства. Это, прежде всего
Магнитогорский, Челябинский металлургические комбинаты, ОАО «Северсталь»,ОАО «Уральская сталь». Однако, в последнее время сформировалась тенденциясокращения собственного огнеупорного производства производителей металлов спостепенным переходом на продукцию специализированных предприятий. Так, в2005г. было закрыто огнеупорное производство на Новолипецком МК, в 2006 г. – на Западно-Сибирском МК, а огнеупорное производство Нижнетагильского МК с начала 2006г.выделено в самостоятельное специализированноепредприятие ООО «Никомогнеупор».Цех магнезиально-доломитовых огнеупоров Магнитогорского МК также выделен изсостава комбината и объединен с ЗАО «Огнеупор» (г. Магнитогорск),специализирующемся на выпуске шамотных огнеупоров.
Таким образом, ситуация на российском рынке огнеупорной продукцииопределяется, прежде всего, специализированными предприятиями, на долю которыхв настоящее время приходится около 70-75% производства огнеупоров в стране.Отрасль характеризуется достаточно высокой концентрацией: на долю трех ведущихпроизводителей в сегменте формованных огнеупорных изделий (наиболее масштабныйв стоимостном выражении) в 2007 году приходилось около 50% общего объемапроизводства.
Конкретные успехи и проблемы деятельности предприятия на рынке сырья, специализированногона производстве огнеупорных материалов будет рассмотрено в следующей главе./>/>/>
2. Практические аспекты состояния и развитияэкономических ресурсов на примере комбината «Магнезит»/>2.1Характеристика предприятия
Комбинат «Магнезит» входит в состав крупного холдинга Группы Магнезит.Группа «Магнезит» — надежная, эффективная и стабильная российская Компания. Онаимеет серьезный международный опыт и признание в качестве одного из мировыхлидеров в области производства огнеупорной продукции высочайшего класса и ее сервисногообслуживания.
Производственные мощности Группы Магнезит расположены на территорииРоссии, Германии, Словакии и Китая. Широкий географический охват позволяетГруппе обеспечивать огнеупорной продукцией регионы с интенсивно развивающимисяотраслями-потребителями. Сегодня компания присутствует на самых перспективных иконкурентных рынках. Группа Магнезит предоставляет первоклассные решения в областиполной комплектации и комплексного сервисного обслуживания тепловых агрегатов,всегда стремится к глубокому пониманию потребностей своих партнеров.
Группа Магнезит предлагает полный спектр огнеупорных материалов на основемагнезита для любых видов тепловых агрегатов. А также огнеогнеупорную продукциюна основе соединений магния, щебень и другие строительные материалы. Ежегоднона предприятиях Группы производится около полутора миллионов тоннвысококачественных огнеупорных материалов. Вся продукция соответствуеттребованиям международных стандартов. Группа Магнезит обеспечивает полный циклпроизводства, от добычи и переработки сырья до сервисного обслуживанияогнеупорной продукции. Постоянное изучение потребностей потребителей,расширение продуктовой линейки, разработка и внедрение новых технологийпозволяет ей стабильно развиваться. Динамичное развитие, в свою очередь,позволяет вкладывать значительные средства в улучшение сервисного обслуживанияпотребителей, развитие сырьевой базы и модернизацию производства.
Комбинат «Магнезит» работаетболее 100 лет (с 1901 г.). Направление деятельности — производство огнеупоровосновного состава для всех отраслей промышленности, в первую очередь, длячерной и цветной металлургии (более 80 % объема производства), цементной и стекольнойпромышленности, машиностроения, производства удобрений.
Предприятиерасположено по адресу: 456910, Россия, Челябинскаяобласть, г. Сатка, ул. Солнечная, 34.
Приёмная генеральногодиректора
Телефон: +7(35161)9-45-01,4-18-00
Факс: +7(35161) 4-06-64, 4-39-73
В настоящее время на предприятиизанято 11 тысяч высококвалифицированных работников, обеспечивающих полный циклпроизводства огнеупоров — от добычи сырья на собственных месторождениях до доставкипродукции конечным потребителям.
Ежегодно производится порядка 350 тысяч тонн огнеупорных изделий, более700 тысяч тонн товарных порошков. Для этого ежегодно добывается и перерабатывается2,5 миллиона тонн собственного сырья. Технологическим сырьем обеспечивают 2 карьера,шахтный комплекс, получена лицензия и начата разработка высокосортногомагнезита месторождения «Голубое» в Красноярском крае, приобретается такжевысококачественное сырье в Китае.
При производстве предлагаемых огнеупорных материалов используются самыепередовые технологии и оборудование, а также высококачественные сырьевыематериалы: плавленый периклаз, графит, комплексные антиокислительные добавки,органические и неорганические связки и т.д. Все поставляемые огнеупорныематериалы, включая изделия для донной, комбинированной продувки, изделия длясталевыпускного отверстия (монолетки и сборные летки) и неформованные материалыизготавливаются на предприятиях с сертифицированной системой менеджментакачества согласно ИСО 9001.
Группа Магнезит предлагает сырьевые материалы для изготовленияогнеупорных изделий и неформованных огнеупоров, удобрений и ряда других видовхимической продукции, строительных материалов, тампонажных смесей для нефте- и газодобычии пр.
Сырье высокого качества изготавливается на Комбинате «Магнезит», а такжепоставляется из-за рубежа, в частности из Китая, от производителей, связанных сГруппой Магнезит многолетними партнерскими отношениями.
В настоящее время Группа осуществляет поставки сырьевых материалов рядупредприятий России, Украины и стран дальнего зарубежья.
Все поставляемые материалы изготавливаются на предприятиях с сертифицированнойсистемой менеджмента качества согласно ИСО 9001.
Виды сырья (Приложение 2):
— Магнезиальные материалы
— Магнезиальные и шпинельные материалы
— Корундовые и высокоглиноземные материалы
— Графит
Основными отраслями-потребителями огнеупорной продукции являются черная ицветная металлургия, промышленность строительных материалов (прежде всегоцемента, стекла), химия и нефтехимия, машиностроение и другие отрасли.
Основными потребителями продукции предприятия являются металлургическиезаводы России. В 2007 г. на долю предприятий черной металлургии пришлось 75%выручки.
Результаты деятельности:
Доля рынка в 2007 году в РФ составила в натуральном выражении 40% (25% вСНГ в целом) по всем огнеупорным материалам и 70% (60% в СНГ в целом) поогнеупорам на основе магнезиального сырья (природного магнезита)./>/>
2.2 Анализ рынка и стратегия развития комбината «Магнезит»
Общая оценка результатов деятельности предприятия в данной отрасли:
Предприятие является одним из основных игроков на рынке поставокогнеупорной продукции Российской Федерации и СНГ. ОАО «Комбинат «Магнезит» занимаетлидирующую позицию на данном рынке.
Оценка соответствия результатов деятельности предприятия тенденциямразвития отрасли:
Темпы роста выручки предприятия превышают среднеотраслевые, объемыпоставок в натуральном выражении также находятся на уровне выше средних поотрасли, из чего можно сделать выводы о том, что темпы развития деятельности соответствуютили лучше темпов динамики развития отрасли.
Причины, обосновывающие полученные результаты деятельности(удовлетворительные и неудовлетворительные результаты):
Достигнутое положение на рынке удовлетворительным. Лидирующее положениена рынке и предположения о его дальнейшем укреплении основываются на следующихфакторах:
— наличие собственной сырьевой базы у ОАО «Комбинат «Магнезит»;
— изменение ассортимента поставляемой продукции в пользу болеекачественных и востребованных рынком;
— географическая приближенность к основным потребителям поставляемойпродукции;
— оказание расширенного комплекса услуг по обслуживанию тепловыхагрегатов потребителей и логистике;
— гибкая ценовая политика.
Факторы и условия, влияющие на деятельность эмитента:
Основными факторами, влияющими на успешность его деятельности, эмитентсчитает:
— объемы производства в отраслях потребления продукции, поставляемойэмитентом;
— состояние конкуренции в отрасли производства и поставок огнеупорнойпродукции;
— возможные технологические изменения в отраслях потребления огнеупорнойпродукции;
— возможные законодательные и налоговые изменения по регулированиюдеятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Предприятие реализует и намерен в дальнейшем предпринимать активныедействия по реализации следующих мер:
— расширение круга потребителей за счет поставок продукции в отрасли,темпы роста которых превышают средние темпы роста отраслей промышленностиРоссии;
— проведение активной маркетинговой политики, направленной на увеличениезанимаемой доли рынка за счет поставок более качественных продуктов, оказаниядополнительных услуг потребителям (инжиниринга) в сочетании с гибкой ценовойполитикой;
— поставки наиболее современных огнеупорных материалов на основе наиболеевостребованного магнезиального сырья.
Способы, которые можно использовать в будущем для снижения негативного эффектафакторов и условий, влияющих на деятельность предприятия:
Осуществление комплекса мероприятий по предотвращению негативного влиянияфакторов, воздействующих на его деятельность:
— мониторинг и анализ рынков производства и потребления поставляемой импродукции;
— мониторинг технологических изменений основных потребителей огнеупоров;
— привлечение ведущих специалистов в сфере своей основной деятельности;
— мониторинг изменений регулирующего деятельность законодательства,правовое и налоговое планирование деятельности.
Существенные события / факторы, которые могут в наибольшей степенинегативно повлиять на возможность получения предприятием в будущем таких же илиболее высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными запоследний отчетный период:
Существенные следующие возможные будущие события / факторы:
— открытие новых месторождений природных магнезитов;
— слияния/поглощения в отрасли производства и продаж продукции, которыемогут привести к появлению значимого игрока на рынке;
— резкое снижение производства в отраслях потребления огнеупоров;
— значительные изменения в технологиях производства и потребленияогнеупоров.
Вероятность наступления таких событий (возникновения факторов):
Предприятие оценивает вероятность наступления таких событий какнезначительную, либо умеренную.
Существенные события / факторы, которые могут улучшить результатыдеятельности:
— разработка месторождения магнезита в Красноярском крае, что позволитсущественно улучшить качество сырья и конечного продукта;
— модернизация производства, что позволит повысить качество поставляемойпродукции;
— оптимизация сети дистрибуции и расширение числа региональных офисовпродаж эмитента.
По всем указанным направлениям ведется активная деятельность. Вероятностьнаступления этих события оценивается как высокая.
/>/>Заключение
В заключение сделаемнекоторые выводы по изученной теме:
1.Рынок ресурсов включаетв себя такие категории, как капитал, труд, земля.
2.Рынок ресурсов и рыноктоваров и услуг находятся в неразрывной связи между собой.
3.Рынок ресурсовпредставляет собой совокупность рынков: труда, капитала, земельных ресурсов.
4.Реальный капитал –инструменты, машины и другое производительное оборудование – это экономическийресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.
5. Ресурсывзаимопереплетены, мобильны и, главное, взаимозаменяемы (альтернативны), хотя ине полностью. Поэтому предприниматель (организатор производства) в условияхограниченности ресурсов постоянно отыскивает наиболее рациональную ихкомбинацию, используя взаимозаменяемость. В рыночной экономике каждый изэкономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок.
6. Изменения в спросе наресурс происходят в результате:
— Изменение в спросе напродукт. При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, которыйпроизводится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросена ресурс в том же направлении.
— Изменениепроизводительности Изменение в производительности использования ресурсов ведетк однонаправленному изменению в спросе на ресурсы. Производительность можноизменять разными путями:
— Увеличение числаресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами.
— Технологическиеусовершенствования.
— Повышение качествасамого рассматриваемого ресурса.
— Изменение цен на другиересурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы).
7. Предложение и спрос нарынке определяют, как оценивается тот или иной ресурс, а также то, какое егоколичество необходимо для производства.
8. Применительно к рынкуресурсов условием максимизации прибыли фирмой будет такое соотношение междузатратами на ресурс и доходами от его применения, когда цена ресурса, напримерцена труда, будет равна предельному продукту ресурса (труда) в денежномвыражении (МRР).
Предприятие ОАО «Комбинат «Магнезит» является одним из основных игроковна рынке поставок огнеупорной продукции Российской Федерации и СНГ и поэтомузанимает лидирующую позицию на данном рынке.
Темпы роста выручки предприятия превышают среднеотраслевые, объемыпоставок в натуральном выражении также находятся на уровне выше средних поотрасли, из чего можно сделать выводы о том, что темпы развития деятельности соответствуютили лучше темпов динамики развития отрасли.
Тем, не менее, учитывая риски и тенденции развития отрасли предприятиюследует действовать с учетом стратегии развития. Основной цельюпроизводственной стратегии является повышение конкурентоспособности компании засчет достижения оптимального соотношения показателей себестоимости и качествапродукции, а также сокращение длительности производственного цикла.
Маркетинговая стратегияХолдинга базируется на выделении значимых сегментов рынка, анализа их перспективс учетом прогнозируемых темпов роста и степени конкуренции, определениивозможностей Холдинга в рамках каждого из выделенных сегментов и выбореоптимальных методов продвижения продукции на рынок.
Применение инвестиционнойпрограммы позволит более эффективному достижению стратегических целей компании.
/>/>Списокиспользованнойлитературы
1. Авдокушин Е.Ф.Международные экономические отношения: Учебник. / Е.Ф. Авдокушин — М.: Юристъ,2002. — 640 c.
2. Грузинов В.П.Экономика предприятия и предпринимательство / В.П. Грузинов — М., 2004. — 350 c.
3. Ивашковский С.Н./Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., М.: Дело, 2003
4. Курсэкономической теории / Под. общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров:АСА, 2004. — 220 c.
5. Курсэкономической теории: Учебное пособие /Рук. Автор А.В. Сидорович, М.: ДИС,2004. — 280 c.
6. Ломакин В.К.Мировая экономика: Учебник для вузов / В.К. Ломакин — М.: Финансы и статистика,2005/>. — 565 c.
7. Ломакин В.К.Мировая экономика: Учебник для вузов / В.К. Ломакин- М.: Финансы и статистика,2005. — 340 c.
8. Любимов Л.Л.,Раннева Н.А. / Основы экономических знаний / Л. Л. Любимов, Н.А. Раннева — М.:Вита- Пресс, 2006. — 250 c.
9. Макконнел К.Р.,Брю С.Л. / Экономикс, Пер. с англ. В 2 т. М.,1992, Т.1. — 620 c.
10. Маркс К., ЭнгельсФ. /Соч… Т. 23, М.: Госполитиздат, 1955. -550 с.
11. Моляков Д.С. Финансыпредприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие / Д.С. Моляков — М.,1999. — 320 c.
12. Носова С.С.Экономическая теория: Учебник / С.С. Носова — М.: ВЛАДОС, 2003. — 340 c.
13. Нуреев Н.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов /Н.М. Нереев — М, Норма-ИНФА, 2005. — 510 c.
14. Основыпредпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. В.М. Власовой, М.:Финансы и статистика, 2007. — 320 c.
15. Сажина. М. Рынкиресурсов (материалы к лекции) // Российский экономический журнал, № 4, 2005. — 200 c.
16. Семенов К.А.Международные экономические отношения: Курс лекций / К.А. Сеиенов — М.:Гардарика, 2007. – 350 c.
17. Сергеев П.В.Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе:Учеб. пособие по курсу “Мировая экономика”/ П.В. Сергеев — М.: Новый Юрист,2004. — 210 c.
18. Тарасевич Л.С.,Гребенщиков П.И. / Микроэкономика. Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенщиков — М: Юрайт-Издат., 2003. — 240 c.
19. Фишер С, ДорнбушР., Шмалензи Р. / Экономика, Пер. с англ, М., 2007. — 235 c.
20. Фомичев В.И.Международная торговля: Учеб./ В.И. Фомичев — М.: ИНФРА-М, 2008. — 140 c.
21. Хайман Д.Н.Современная микроэкономика: анализ и применение / Д.Н. Хайман — М.: Финансы истатистика, 2002. — 250 c.
22. Черкашев С.А.Проблемы строительной индустрии Челябинской области / Сб. научных статей, г.Челябинск, 2006. — 160 c.
23. Экономика.Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / Под редакцией к.э.н.,доцента А.С.Булатова, M:Издательство БЕК, 2005. — 140 c.
24. Экономическаятеория / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, Мн., 2006. — 270 c.
25. Экономическаятеория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой, М.: Проспект, 1999. — 265 c.
26. Экономическаятеория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой, М.: Проспект, 1999. — 320 c.
27. Экономическаятеория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, М.: ВЛАДОС, 1999. — 300 c.
28. Экономикарегионов // Эксперт-Урал. — 2007.- №41.- С.10-13
29. Экономикаресурсов // Эксперт-Урал. – 2008. — №42. – С. 12-18
30. Энциклопедия«Кругосвет»// www. krugosvet.ru