РЕФЕРЕТ
Рыночнаясистема хозяйствования
Введение
Человеческая жизнь есть процесс удовлетворения разнообразныхпотребностей при помощи товаров и услуг. Каждый человек должен питаться,одеваться, иметь жилье, обставить квартиру, т.е. удовлетворять жизненно важныепотребности. Кроме того, у него есть желание читать, путешествовать, общаться сдругими людьми и т.д. Исполнение этих желаний делает жизнь удобнее и комфортнее.В данном случае речь идет о культурных потребностях и о потребностях в роскоши.
Приведенные положения позволяют сделать вывод, что всефизические и духовные человеческие чувства, нужды (нехватки), которыеудовлетворяются при помощи товаров и услуг, называются потребностями.
Потребности — это сложная, многогранная категория. Ихподробное исследование является предметом маркетинга. Здесь же необходимо иметьв виду, что возможности удовлетворять потребности в каждом обществе различны.Страны располагают определенным потенциалом, который определяется наличиемдоступных природных и производственных материальных благ и способностямирабочей силы. Поэтому перед каждым обществом стоит задача обеспечитьрациональное использование имеющихся природных и материальных ресурсов, рабочейсилы и управленческих способностей для производства товаров и услуг в целяхобеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей. Эта деятельностьосуществляется в рамках определенного организационного механизма, который формируетсяв зависимости от экономической системы страны.
Ограниченность ресурсов в обществах не позволяет достичьидеального удовлетворения потребностей. Непреложным является тот факт, чтосовокупность всех потребностей превышает производственные возможности всехресурсов.
Несоответствие между безграничными, в принципе, потребностямии относительной ограниченностью товаров и услуг порождает потребностьхозяйствовать.
1. Основныепонятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка.
Хозяйствование представляет собой решение вопроса: какие средства направлятьна удовлетворение определенных потребностей, и при этом охватывает всепланомерные действия по снижению нехватки товаров.
хозяйствование — это какцеленаправленный процесс принятия решений по использованию ограниченныхресурсов.
1.1 Объектыи субъекты экономики
Как только поставлен вопрос об ограниченности ресурсов, тоони утверждают, что сформулирована экономическая проблема, которой занимаетсяэкономика предприятия. Это одно из условий, на основе которого выделяетсяпредмет исследования. Другим условием является оптимальное распределениеограниченных ресурсов. В процессе решения вопроса о распределении ресурсовпредпочтение отдается такой альтернативе, которая обеспечивает оптимальное достижениецели (или системы целей). Поэтому хозяйствование представляет собой принятиерешений об эффективном использовании ограниченных ресурсов на предприятии.Принципом отбора для определения предмета исследования выступает принципэффективности. Решение вопросов об эффективном использовании ограниченныхресурсов на предприятиях относится к компетенции экономики предприятия.
При принятии решений по использованию ограниченных ресурсовважное значение для каждого хозяйствующего субъекта имеет определение целейхозяйствования. В качестве базовых величин этого процесса принимаются не толькоэкономические цели (максимизация прибыли, покрытие затрат, снижение убытков,увеличение оборота и др.), но и в равной степени технические цели (улучшениекачества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин итехнологий), социальные цели (сокращение рабочего времени, улучшениесоциального обеспечения в старости, гарантии занятости и т. д.), а также экологическиецели, ориентированные на предотвращение ущерба окружающей среде (снижениеуровня загрязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и ихпереработки, устранение шума и др.). Для всех организационно-правовых формпредприятий (организаций), независимо от их размеров, технологий, специфическихинтересов работников, решение об эффективном использовании ограниченныхресурсов представляет собой круг вопросов, в принципе идентичный по содержанию.На этой основе обеспечивается основное требование к формированию предметапознания и тем самым к обоснованию экономики предприятия как науки.
И еще одно важное обстоятельство необходимо учитывать прирассмотрении хозяйствования как предмета исследования. На предприятии, припроизводстве товаров, подготовка производства, хранение, производство и сбытготовой продукции не являются фазами хозяйствования. Именно выработка решенийпо целенаправленному осуществлению этих фаз многогранного процесса и составляетсодержание хозяйствования. Не сбыт товаров на рынке, а сумма решений поформированию сбытовых цен, программы сбыта, стратегия рекламы, определениеканалов и условий сбыта составляют содержание хозяйствования.
Носителями решений выступают хозяйствующие субъекты. К нимотносятся все единицы экономики, которые принимают экономические решения (какиепотребности необходимо удовлетворять при помощи имеющихся ограниченныхресурсов), самостоятельно планируют деятельность и организуют ее в соответствиис разработанными планами. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает бюджеты, вкоторых предусматривает получение доходов и их расходование на потребление инаправление части средств на сбережения (при отказе от части потребления). Вреальной действительности хозяйствующие субъекты представлены отдельнымилицами, несколькими лицами в виде оформленных образований (семьи, домашниехозяйства, акционерные общества, банки и правительства). Соответственноуказанным положениям разрабатывают: частные бюджеты (отдельных частных лиц,семьи, домашних хозяйств, некоммерческих организаций), функцией которыхявляется получение доходов и их расходование на потребление (при отказе отчасти потребления образуются накопления в домашних хозяйствах); бюджетыпроизводственных единиц (предприятий, компаний, фирм и т. д.), выполняющиефункции, связанные с расходованием доходов на производство (создание товаров) иинвестирование (та часть товарной продукции, которая не используется частнымилицами и остается у предприятия); общественные бюджеты (территориальных властейи Федерации, социального страхования, независимых учреждений в виде вузов,федерального банка и т. д.), которые используются для оказания услуг поудовлетворению коллективных потребностей, выплат частным лицам (пенсий, пособийи т. п.) и для трансфертных платежей предприятиям (в виде субсидий). Этивыплаты отражают во многом процессы перераспределения средств.
Каждая семья получает определенные доходы и имеетограниченные возможности брать взаймы. Точно так же предприятие ограниченосвоими доходами, накоплениями и кредитоспособностью, а государство — наличиемвозможности взимать налоги и получать кредиты.
Ограниченность средств по бюджетам заставляет человека,хозяйствующие субъекты и государство принимать решения относительно того, какиетовары приобрести и какие оказать услуги, а от каких отказаться.
Экономика как раз и является механизмом преодоления указанныхпротиворечий. Данная общественная наука описывает и анализирует выбор людей,хозяйствующих субъектов и государства в условиях ограниченных ресурсов инеограниченных, в принципе, потребностей.
Важнейшей функцией экономики является также выработка путейэффективного использования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услугв целях достижения максимального удовлетворения потребностей.
Экономика может также рассматриваться как совокупностьхозяйствующих субъектов и методов, при помощи которых люди создают товары дляудовлетворения своих потребностей.
Различные толкования понятия «экономика»обусловлены сложностью этой категории и тем, что в ней находят отражение всемногообразные отношения в сфере хозяйственной и управленческой деятельности.
Доходы, сбережения, прибыль и налоги дают возможность людям,предприятиям и государству покупать товары и оказывать услуги. Каждый изсубъектов сталкивается с проблемой: при выборе одного набора благ теряетсявозможность выбора других. Экономически разумное расходование бюджетов состоитв покупке товаров и оплате услуг, которые приносят максимальную потребительскуюполезность. Все эти вопросы являются предметом изучения экономической науки.
Потребности выступают движущей силой экономики. Онипретерпевают количественные и качественные изменения под влиянием внешнихвоздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развитиятехники, людей и рекламы. И вновь предстоит решать, какие средства могут бытьиспользованы и на удовлетворение каких потребностей. В целях снижениянапряженности этих отношений и принятия решений об удовлетворении первоочередныхпотребностей или обеспечении увеличения объема средств организуетсяхозяйственная деятельность на предприятиях. Результаты этих решений и действийнаиболее ярко отражаются в домашних хозяйствах и на предприятиях. Потребление вдомашних хозяйствах показывает, какие потребности были удовлетворены. Выпускпродукции на предприятиях позволяет установить, какие средства (ресурсы) былиувеличены. Самостоятельность домашних хозяйств и предприятий по принятиюэкономических решений относительно производства и потребления зависит отэкономической системы, в которой они взаимодействуют.
Для улучшения управления хозяйствующими субъектами и преодолениявозникающих противоречий от экономистов требуется глубокое изучение экономикистраны и экономики предприятия (макро- и микроэкономики). Слово«экономика» обычно ассоциируется с такими понятиями, какэффективность, бережливость и рациональное использование имеющихся ресурсов.Это понятие взято из греческого языка, в котором слово «oikonemia» означает «управлениехозяйством». При этом обычно имеют в виду национальную, рыночную, плановуюи т. д. систему хозяйствования или экономическую систему.
Основой экономики страны и экономики предприятия являетсяпрактический (опытный) объект, факты, относящиеся к конкретной проблеме илиопределенному аспекту экономики. Путем сопоставления фактов с гипотезамиподтверждаются или отвергаются теоретические посылки. Тем не менее объектыпознания указанных экономик различаются.
Объектами познания экономики страны являютсяобщеэкономические процессы, соотношения между такими агрегированными секторами,как «домашнее хозяйство», «предприятие»,«государство» и «внешний рынок». Данная наука анализируетуказанные процессы по схеме: причины — следствия — взаимосвязи и формулируетосновополагающие гипотезы, которые затем подтверждаются на основе изученияконкретных фактов.
Наряду с объяснением указанных процессов данная наука (экономикастраны) пытается более глубоко их исследовать с учетом определенных заданныхцелей и сделать выбор из нескольких возможных решений по схеме: целъ — средство— взаимосвязи.
Многие из указанных экономических отношений действительны какдля экономики страны, так и для экономики предприятия. Однако объектом исследованияпоследней являются все те процессы, которые происходят в отдельныххозяйствующих субъектах и исходят из них. В данном случае общеэкономическиепроцессы рассматриваются с позиций их воздействия на отдельные хозяйствующиесубъекты. Они рассматриваются как заданные (рыночные условия), которые вызываютопределенную реакцию каждого из хозяйствующих субъектов. В настоящее времяэкономика предприятия изучает также хозяйствующие субъекты не только втрадиционном смысле, но и общественные, некоммерческие (бесприбыльные)предприятия, такие как высшие учебные заведения, потребительские общества и др.
Экономика предприятия (микроэкономика) пытается втеоретическом плане (в рамках научных программ) формулировать научные гипотезыпо указанным процессам, проверяет их на основе эмпирических данных и указывает,на основе изучения причин, какие следует ожидать результаты (по схеме: причины —следствия). Одновременно эта учебная дисциплина имеет прикладной характер,разрабатывает модели принятия решений, исходя из определенных целей развития иимеющихся средств (цели — средства), которые используются как инструментарийдля решения практических проблем (конкретная экономика предприятия).
Экономика страны может быть представлена как сумма усилийотдельных хозяйствующих субъектов. Однако то, что относится к отдельнымхозяйствующим субъектам, не обязательно применимо к экономике страны в целом.
Теоретическая и прикладная экономика выясняют и исследуютзаконы экономического развития, анализируют механизм функционированияэкономических систем и особое внимание уделяют изучению методов хозяйствованияв национальной экономике и на отдельных хозяйствующих субъектах.
1.2Рыночная система хозяйствования
Наличие постоянного противоречия между безграничнымипотребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствамиследующие основные взаимосвязанные проблемы1:
♦ что производить — это принятие решений о том, какиеиз возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны бытьпроизведены в данном экономическом пространстве и в данное время;
♦ как производить,или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинацийи при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможныхвариантов блага и услуги;
♦ для кого производить — это проблема, решающая, комудостанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать имипотребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национальногопродукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и т. д.
Перечисленные проблемы существуют во всех экономическихсистемах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-команднойэкономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и длякого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потреблениечерез централизованную систему планов.
В экономической системе с развитыми рыночными отношениямиуказанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизмпосредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждыйхозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров изусловий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, используетсредства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решениевопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление(для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных группнаселения (их бюджетами).
Важным условием развития экономической системы прииспользовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательстваи выбора. Потребители должны покупать то, что они предпочитают, предприятия —производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщикиресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людскиеи материальные ресурсы.
Экономическая действительность характеризуетсямногочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купитьнедорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желаютпродать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работникистремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодателизаинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкойзаработной плате и т. д. Каждый из участников экономического процесса стремитсяполучить свою выгоду: продавец — добиться, возможно, большей прибыли,потребитель — получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих другихпротиворечий, исключение хаоса, который могла бы породить свободапредпринимательства и выбора, обеспечивают система рынков, цен и факторконкуренции.
Система рыночных отношений представляет собой механизм,который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей ипоставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этихотношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечениюсогласованных действий и т. п. Взаимодействующие решения участниковхозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен напродукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируютсяна выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену,возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другойподход к производству продукции неприемлем.
Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос)сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность достижения их целей. Приболее высоком предложении по сравнению с величиной спроса продавец реализуетпродукты по ценам, которые позволяют получить необходимую прибыль, в противномслучае он имеет убытки.
Снижение цен и убыткиодного продавца должны насторожить других продавцов, вынуждая их принимать мерыпо корректировке предложения товаров. При обеспечении необходимой прибылидействия продавцов должны быть направлены на увеличение предложения. Указанныеположения доказывают, что рынки выполняют функции по вознаграждению либонаказанию их участников и регулированию их экономических отношений.
Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей.Получение прибыли в отрасли ведет к ее расширению. И так будет до тех пор, покаобъем предложения не превысит спрос и цена не установится в том размере, прикотором исчезнет возможность получать прибыль. В случае сокращения производствапроисходит уменьшение предложения по сравнению с рыночным спросом, и врезультате повышаются цены на продукцию, и ликвидируется убыточность.
Этот процесс более детально изучается в микроэкономике. Длянас важно понять действие этого механизма и учитывать его при анализе ипланировании хозяйственной деятельности конкретных предприятий.
В условиях развитых рыночных отношений существует приоритетпотребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующихсубъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности натребования потребителей.
Рыночная система хозяйствования через свой механизмобеспечивает:
♦ применение наиболее производительной технологии,которая позволяет добиваться наименьших расходов;
♦ информирование поставщиков ресурсов ипредпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция враспределении ресурсов;
♦ сочетание личных и общественных интересов. Черезконкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстныемотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулироватьзаинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Основное достоинство конкурентной рыночной системы — это еепостоянное стимулирование эффективности производства. «Экономикапроизводит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективнойтехнологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически врезультате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства».
Рассматривая основополагающие положения, на которые должнаопираться экономика предприятия, необходимо учитывать и аргументы, которыесвидетельствуют, что имеются и слабые стороны в рыночной системехозяйствования. Так, с течением времени:
♦ ослабевают контрольные функции рыночного механизма изначение конкуренции;
♦ свойственные этой системе хозяйствования неравенствав доходах и неспособность учитывать коллективные потребности препятствуютпроизводству товаров, в первую очередь, необходимых обществу;
♦ исчезает гарантия полной занятости рабочей силы истабильности уровня цен;
♦ рыночные отношения не обеспечивают эффективную защитуокружающей среды.
Поэтому остро стоит вопрос о необходимости вмешательствагосударства в рыночные процессы.
Приведенные выше положения позволяют сделать следующиевыводы:
♦ рыночная экономика представляет собой такую формуорганизации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всеххозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как идля кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов;
♦ отличительнойособенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться иприспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий;
♦ рыночная система лучше других приспособлена дляиспользования достижений научно-технического прогресса, интенсификациипроизводства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностейобщества.
Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий,как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления,конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы изанятий.
Основой этой системы является рынок, который за длительныйпериод убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительныхстимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
1.3Сущность и функции рынка
Рынок всегда рассматривают как обязательный компоненттоварного хозяйства. Становление рынка — это следствие длительногоисторического развития. Поэтому необходимость рынка как товарного хозяйстваобусловлена одними и теми нее причинами: развитием общественного разделениятруда, экономической обособленностью хозяйствующих субъектов, наличиемразнообразных форм собственности, свободного предпринимательства и выбора,тесной связью с мировой экономикой посредством внешней торговли и др.
Понятие «рынок» по мере развития общественногопроизводства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Этакатегория является весьма сложной и многогранной.
В зарубежной и отечественной литературе даются самыеразличные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупностьтоварного обмена или представляют как обмен, организованный по законамтоварного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуетсякак совокупность существующих и потенциальных покупателей товара1. Вкниге «Экономика» указывается, что рынок представляет собой механизм,который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.
А. В. Орлов пишет, что рынок — это сложнейшая системавзаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, иххозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участиемпосредников3.
Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р.Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок — это сцена, на которойразыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения:миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в какомколичестве покупать; огромное число предпринимателей — что и как производить;владельцы факторов производства — кому и как эти товары продавать.
Учеными Российскойэкономической академии им. Г.В. Плеханова рынок представлен в виде схемы.
В этой же работе ученых Российской экономической академии им.Г.В. Плеханова подчеркнуто, что «рынок как экономическая категория естьсовокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и —продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег,отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающаяобмен продуктами труда»1.
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путейэкономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне.Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всеххозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованныутверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определеннуюсистему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена.Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателейобеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос ипредложение, конкуренция, прибыль и убытки, т. е. всего того, что мы включаем впонятие «рыночный механизм».
Рынок существует в совершенно конкретныхсоциально-экономических условиях и зависит от института собственности. Ониграет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах:производстве, распределении, обмене и потреблении.
Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферойэкономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка,поскольку именно в производстве создается товарная масса. От изменений впроизводственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики.Это особенно важно для Российской Федерации, поскольку у нас еще формируютсярыночные отношения. Только достижение крупных производственных результатовпозволит создать рыночную экономику. Нельзя начинать реформы с преобразований всфере обращения.
Распределение выступает как следствие производства, и от того, какраспределяют результаты труда, зависит эффективность хозяйствования.
При оценке роли обмена необходимо принимать во вниманиеположения, которые раскрывают содержание и принципы функционирования рыночногомеханизма.
Субъектами развитого рынка являются самостоятельнопринимающие решения домохозяйства, предпринимательские организации(предприятия, фирмы и др.), банки и государство.
В зависимости от объектов купли-продажи рынок делится наотдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей силы, финансовыйрынок (рынок ссудных капиталов — рынок ценных бумаг, валюты, денежных средств идр.), рынок факторов производства (рынок земельных и природных ресурсов, рыноккапиталов или рынок средств производства), потребительский рынок, рыноктехнологий, рынок услуг. Все эти элементы рынка не одинаковы по своемузначению. Рынок начинается с возможности приобрести рабочую силу и средствапроизводства (инвестиции). Эти элементы производительных сил соединяются припомощи капитала и являются основой производства. Роль потребительского рынкаисследуется во втором разделе учебника. Здесь нее необходимо подчеркнуть, чтобез развития этого рынка не имеют смысла отношения обмена.
Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, Их переливв наиболее эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок(векселей, ценных бумаг и т. п.) и рынок капиталов (акций, облигаций и т. п.).Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за различные услуги.
Все рынки являютсякомплексными. Каждый из перечисленных рынков включает более мелкие. Ониразличаются по многим признакам:
♦ по экономическому назначению объектов рыночных отношений(товаров и услуг, средств производства, труда и т. д.);
♦ по территориальному признаку (местный, региональный,национальный, мировой);
♦ по категориям населения (сельский, городской и др.).
В экономической литературе последних лет, в зависимости отсостояния рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (накотором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров инаиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на которомпредложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активностьпроявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в томи состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.
По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих субъектовразличают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный,конкурентный и неконкурентный. Они подробно исследуются в литературе помаркетингу. При изучении нее экономики предприятий важно рассмотреть, какиефункции выполняют рынок и его составляющие элементы, что должно учитываться приуправлении хозяйственной деятельностью.
Рынок и каждый составляющий его элемент выполняют следующиефункции:
♦ информационная — о меняющихся ценах и кредитных ставках под влияниемизменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг.Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяеткаждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимисяусловиями рынка;
♦ посредническая — связанная с налаживаниемвзаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальныхрыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеетвозможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика (по качеству продукции,ее цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), апродавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;
♦ ценообразующая — на рынке основой цены являются общественно необходимыезатраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различныематериальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющимцелесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четкопроявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливаетсявлияние на них изменений в производстве, потребности и конъюнктуре;
♦ стимулирующая — побуждающая к обеспечению эффективности производства, ксозданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточнойдля развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-техническогопрогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развитиявсей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажув сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижениесоразмерности спроса населения с его доходами;
♦ регулирующая — это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ навопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этойфункции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулируетснижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивныхтехнологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулируетперелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли,тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерамиподдерживать и сохранять конкуренцию во всех ее видах. Соотношение спроса ипредложения влияет на изменение цен, что создает стимулы к увеличению (притенденции роста цен) или сокращению (при снижении цен) производства;
♦ санирующая — конкуренция на рынке заставляет освобождаться отэкономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий,где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственнаядеятельность.
Заключение
В деле обеспечения эффективного управления экономикойпредприятия очень важно учитывать, какая экономическая система сложилась илискладывается в данной стране и какие принципы должны быть положены в основуэкономических отношений хозяйствующих субъектов.
Многомерность экономической системы обусловливает различныетрактовки ее сущности. Так, П. Грегори и Р. Стюарт подчеркивали:«Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятияи реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определеннойгеографической территории»1.
Сущность экономическойсистемы характеризует: совокупностьсоциально-экономических отношений, которые базируются на сложившихся формахсобственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;хозяйственный механизм, отражающий способы регулирования в области экономики намакро- и микроуровнях; конкретные экономические связи между хозяйствующимисубъектами.
Эту систему можно представить и как особым образомупорядоченную совокупность связей между производителями и потребителямиматериальных и нематериальных благ и услуг. Для того чтобы осуществить свойвыбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйствующий субъект должен располагатьнеобходимой информацией о том, что как и для кого производить товары и услуги.
Немецкие ученые рассматривают экономическую систему какопределенную организационную форму национального хозяйства, модель егоорганизационного устройства. В условиях рыночной экономики хозяйствующиесубъекты и каждый предприниматель свободны в принятии решений. Речь идет овыборе ими альтернатив в определении своих целей. Однако свобода их действийимеет место в определенных рамках. В Германии обоснованно рассматриваютэкономическую систему как рамочное условие предпринимательской деятельности. Именноона определяет, в каком объеме (в какой степени) отдельные хозяйствующиесубъекты обладают правом принятия решений и в каких рамках варьируют отношениямежду ними. Экономическую систему рассматривают как модель функционированияэкономической, социальной, технической, экологической и других сфер общества ив том числе национальной экономики
Каждая экономическая система характеризуется своимисвойствами. Поэтому приводится множество характеристик сущности экономическойсистемы.
В указанных определениях названы важнейшие элементыэкономической системы, критерии ее дифференциации и определение типа —организация мер по принятию решений, развитие отношений собственности, контрольрезультатов хозяйственной деятельности, механизмы обеспечения информации икоординации экономического развития, формирование доходов субъектов, в томчисле домашних хозяйств, механизмы постановки целей развития хозяйственнойдеятельности и побуждения людей действовать.
Главным звеном в экономической системе являетсявзаимодействие производственных факторов: все природные ресурсы, которыеиспользуются в производстве; рабочая сила (труд), охватывающая всевозможныеспособности и навыки людей, которые могут использоваться при производстветоваров и услуг; капитал в виде зданий, сооружений, оборудования, инструментов,транспортных и оборотных средств. Соединение факторов производстваобеспечивается через организацию и управление производством,предпринимательскую деятельность.