Реферат по предмету "Экономика"


Рыночная модель экономики Республики Беларусь

1.Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Особенности модели вРеспублике Беларусь
Каждаястрана стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем,исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременныхфакторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.),исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психическогосклада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегииразвития.
Нужно отметить, чтосуществующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
— от географическогоположения;
— от наличия природныхресурсов;
— от исторических условийразвития;
— от традиций населения иего обычаев;
— от уровня развитияпроизводительных сил;
— от социальнойнаправленности общества.
Во всех странах имеютсясвои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночныхмоделях есть общие черты, к числу которых относятся:
— наличие многообразныхформ собственности;
— преобладание свободныхцен на товары и услуги;
— развитая системасвободной конкуренции;
— распространениепредпринимательской деятельности;
— определенная системагосударственного регулирования экономики.
Можно выделить несколько характерныхмоделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
Американская модельпостроена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности,обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группамсоздается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задачасоциального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высокомуровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личногоуспеха.
Японская модельхарактеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числеуровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этогодостигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ееконкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоениюне ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитиинационального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретногочеловека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы радипроцветания страны.
Шведская модельотличается сильной социальной политикой, направленной на сокращениеимущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода впользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государстванаходится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходовнаправлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условияхвысокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональнаясоциализация», при которой функция производства ложится на частныепредприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечениявысокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование)и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
Исторический опытразвития стран с рыночной экономикой показывает, что рыночные силы, взятые вчистом виде по ряду позиций, противоречат общечеловеческой морали и принципамсоциальной справедливости, а при определенных условиях время от времени могутприводить к социальным, экономическим и экологическим кризисам. Поэтому всовременных развитых рыночных экономиках имеется определенная ориентация нареализацию общественных интересов, хотя в различных странах методы и силавоздействия государства на экономику в направлении реализации этих целейразличны. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладаниерыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственноеже регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, азаставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных наоснове демократического выбора народа.
Социальноориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитымпредпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственнымрегулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей врасширении и совершенствовании производства, а наемных работников — ввысокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояниядобросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение —нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках поуходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всемгражданам.
Модельсоциально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ничастный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служитьлюдям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночнойэкономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частныхфирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономическиболее сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается вразвитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и вкорректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределениидоходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire»капитализму и социализму.
Социальноориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционныхгарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестнойконкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех формсобственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересахличности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника ирезультатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социальноуязвимых слоев населения, социального партнерства между государством,профсоюзами и союзами предпринимателей.
Социальнаяориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистогорыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальнаядифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системызаконов демократического правового государства, четкого определения егофункций.
Рольгосударства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а вомногих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителяпереходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоевобщества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразногоарбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.
Создаваяусловия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своейэкономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, какрост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг иинфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости,благоприятная для жизни окружающая среда.
Весьмаважно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется нановых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной иэкономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальнымцелям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита иулучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальнаясправедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственныхценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзяпротивопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так каксоциальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимыевложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном,так и в экономическом смысле.
Достижениебольшего социального равенства и социальной справедливости также необходиморассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но икак фактор, способствующий повышению экономической эффективности.
Типоваямодель социально ориентированной экономики отличается следующими параметрами:
— «смешаннаяэкономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности(при развитом институте частной собственности);
— макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствамиденежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферыэкономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений(регулирование занятости);
— особоезначение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений вэкономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействиемразвитию малого и среднего бизнеса;
— высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);
— развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в нейгосударства, расходы которого составляют значительную часть государственногобюджета.
Уровеньсоциальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов,приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность обществазаботиться о бедных слоях населения.
Наиболееполно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночногохозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии,Японии.
Вмировом хозяйстве представлены также страновые модели, которые можно считатьпереходными формами. Так, экономическая система Франции занимает промежуточноеположение между либеральным и социально ориентированным типами.
Магистральныйпуть, избранный в Основных направлениях социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на 1996—2000 годы, — построение социально ориентированнойрыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.
Фундаментомее построения является действующая национальная экономическая системареспублики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны;предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический,человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого,идеологического, политического характера, или институционально-правовоепространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальнойэкономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов,целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народногохозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающихрыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), еесоциально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.
В принципиальном планесоциальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчениенегативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное иимущественное расслоение населения, безразличие к экологически вреднымпроизводствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционнойоснове, путем принятия необходимой системы законов и при активном участиидемократического правового государства.
Белорусскаямодель развития формируется в течение последних лет с началом перехода откомандно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находитсяна начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но ужесегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики,которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделямиэкономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общимцелям мировой цивилизации.
Общностьопределяется прежде всего едиными для всех стран цивилизационными целями ифакторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) инаправленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоковэкономической системы:
— политическим устройством государства (ростом демократии, защитой свобод и правграждан);
— отношениями (правами) собственности (укреплением института частнойсобственности, плюрализма форм собственности);
— типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономическойдеятельности и предприимчивости);
— рольюгосударства в экономике (усилением регулирующей роли государства);
— характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетаниемпрямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);
— целямии средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояниянаселения);
— характером внутреннего рынка (укреплением рынка «покупателя»);
— социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости истабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальномрыночном хозяйстве).
Конкретноестрановое содержание этим блокам придают целевая ориентация, ценностныеустановки, «философия» перехода к рынку, принципы экономической исоциальной политики государства, направление общественного развития.
В основу построениясоциальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы,как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечениеприоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своимтрудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свободпредпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельностив рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды ипротиводействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единоеотношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условийжизнедеятельности населения на всей территории страны; содействиемеждународному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров иуслуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономическиепроцессы – применение методов прямого государственного регулирования только втех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критериипринципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы внаправлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективностинародного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-техническогоразвития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведениеглубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечениеэкономической безопасности страны путем последовательного создания системызащиты национальных экономических интересов.
Развитие идеи социальнойориентации белорусской экономики получило в НСУР – 2005 и в НСУР – 2010. В нейувязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решенияэкологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началуэкономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированнойпроизводственной структурой, изношенными основными фондами и экологическивредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую средув Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, чтосказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем.
Этот документ содержитпостановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочногосоциально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, даетнаучно-обоснованные рекомендации правительству, неправительственным структурам,общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализациирешений. НСУР – 2010 одобрена национальной комиссией по устойчивому развитию 21января 1997 г. и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 г. Основные положения НСУР – 2010 были представлены на Международной конференции по устойчивомуразвитию стран с переходной экономикой, состоявшейся 16-18 апреля 1998 г. в г. Минске и проведенной при сотрудничестве с ООН. На конференции был признан высокийуровень НСУР – 2010.
Наиболее важной идеейНСУР – 2010 является признание социально ориентированной модели рыночнойэкономики в качестве системного условия устойчивого развития. В данномдокументе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства всоциально ориентированной рыночной экономике.
Перед государственнымиорганами управления ставятся такие крупные цели, как обеспечение ростаблагосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости,благоприятности для жизни окружающей среды. При этом указывается, что вусловиях переходного периода к рынку роль государства не снижается. Дляобеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государстводолжно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами,на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействиеэкономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешнихи будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов другихгосударств.
Как ужеотмечалось, выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной)экономики в качестве перспективной был осуществлен в Основных направленияхсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Этобыло не простое заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение,основанное на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории,национального характера и менталитета народа, истории государства и общества,традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных стран. Ключевуюроль в выборе сыграли следующие факторы:
— длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловиласоциальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициямсолидарности и народным ожиданиям;
— историческаявера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущуюроль государства в рыночных преобразованиях;
— традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларусиобусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового»)пути преобразований;
— неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации,неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.
Социально ориентированнаямодель рыночной экономики требует последовательного реформирования всей системысоциально-экономических отношений в стране. И хотя в Беларуси в условияхцентрализованной экономики существовали сильные институты социальной поддержкинаселения, многие их них реформируются, поскольку меняется механизм ихфункционирования, и уточняются функции, отвечающие рыночным основамхозяйствования. Идеальная социально ориентированная модель экономики не можетбыть одномоментно реализована для Беларуси по той причине, что обеспечение всейгаммы социальных гарантий для населения невозможно в силу недостаточногоразвития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадииформирования новой модели экономики могут быть обеспечены лишь минимальныесоциальные гарантии, объем которых будет расширяться по мере развития рыночногопроизводства. Такой подход хотя и заставляет ограничить удовлетворениенекоторых потребностей общества, однако создает условия для развитияпроизводства и, следовательно, для более высокого благосостояния будущих поколенийБеларуси.
2. Проанализироватьдинамику основных экономических показателей Республики Беларусь за последние 5лет
Таблица 1 Динамикаосновных экономических показателей Республики Беларусь (к предыдущему году)Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 ВВП, % 109,4 110 108,6 110,2 100,2 Продукция промышленности, % 110,5 111,4 108,7 111,5 97,2 Продукция сельского хозяйства, % 101,7 106 104,4 108,6 101,3 Инвестиция в основной капитал, % 120 132,2 116,2 123,5 108,6 Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз 1,08 1,066 1,121 1,133 1,101 Реальные денежные доходы населения, % 118,4 117,8 113,2 111,8 102,9

Данные об основныхэкономических показателях Республики Беларусь представлены в Таблице 1. Каквидно из приведенных данных все показатели, характеризующие экономическоеразвитие государства в 2009 году показывают довольно резкое падение. В первуюочередь это связано в недавно разразившимся мировых экономическим кризисом.Несмотря на то, что финансовая система Республики Беларусь не имеет устойчивыхи прочных связей с внешним миром, к тому внутренний финансовый рынок республикиразвит очень слабо, наша страна имеет торговые связи практически со всемистранами мирового сообщества. Это в свою очередь и повлияло главным образом на изменениетемпов роста основных экономических показателей в сторону снижения. Помимоданного фактора на эти показатели влияют и внутренние факторы, такие напримеркак изношенность основных фондов страны, которая достигает на большинствепромышленных предприятий 80-90%, и другие факторы. Рассмотрим все факторы болееподробно. Показатель продукции промышленности, который являетсяваловообразующим, в 2009 году дал отрицательный рост в размере -2,8%, чтоявляется плохим признаком, и очень низким значением по сравнению с предыдущимипериодами. В период с 2005 по 2008 год данный показатель имел относительноустойчивую тенденцию роста, и находился в пределах 108-110%.
Низкий прирост также далаи продукция сельского хозяйства 1,3%, что практически в 6,5 раз ниже предыдущегопериода.
В суммарной величине всеэто отрицательно сказалось на показателе роста ВВП. В 2009 году прирост ВВПсоставил 0,2%, а запланирован он был порядка 10-12%. В свою очередь все этинегативные тенденции отрицательно сказались на реальных денежных доходахнаселения. В 2009 году и рост составил 102,9%, что намного ниже, чем впредыдущие периоды. Однако положительным моментом явилось снижение индексароста потребительских цен. В 2009 году он составил 110,1%, по сравнению с 2008годом – 113,3%.
Необходимо заметить, чтокрайне отрицательным явлением в 2009 году явилось снижение показателяинвестиций в основной капитал. В 2009 году они составили 43065,6 млрд. рублей,и их прирост в 2009 году – 5863,3 млрд. рублей. В процентном соотношении – это8,6%, что намного ниже чем в 2008 году – 23,5%. Это является негативнымявлением. Как уже отмечалось выше изношенность основных фондов предприятийпромышленности составляет порядка 80%, поэтому для повышения качества иконкурентоспособности продукции отечественных предприятий крайне важныммоментом является обновление устаревшей производственной базы. А снижениеинвестиций в основной капитал ухудшает положение предприятий в данномнаправлении. На основании этих выводов можно сказать, что для иностранныхинвесторов снижается инвестиционная привлекательность Республики Беларусь.Однако обновление производственной базы зависит не только от притока инвестицийиз-за рубежа. Сами предприятия могут и направляют собственные средства навоспроизводство основных фондов. Но на фоне экономического кризиса направлениересурсов в данную сферу уменьшилось. Плюс на это влияет и хроническийнедостаток собственных средств предприятий.

Практическое задание
Предположим,что национальное производства включает два товара Х(потребительский товар) и У(средство производства). В текущем году было произведено 500 ед. товара Х (ценаза 1 ед. – 2 у.е.) и 20 ед. товара У (цена за 1 ед. – 10 у.е.). К концутекущего года 5 используемых машин (товар У) должны быть заменены новыми.
Рассчитайте:
А)величину ВНП
Б)величину ЧНП
В)объем потребления и объем валовых инвестиций;
Г)объем потребления и объем чистых инвестиций.
Решение:
А)Определим величину ВНП: стоимость всех произведенный конечных товаров в странеза данный период:
ВНП= 500 * 2 + 20 * 10 = 1200 у.е.
Б)Определим величину ЧНП:
ЧНП= ВНП — амортизация = 1200 — 5 * 10 = 1150 у.е.
В)Определим объем потребления и объем валовых инвестиций:
Объемпотребления составит:
500* 2 = 1000 у.е
Объемваловых инвестиций в текущем году составит:

20* 10 = 200 у.е.
Г)объем чистых инвестиций в текущем году составит:
ЧИ= ВИ — амортизация = 200 — 50 = 150 у.е.
Ответ:
ВНП= 1200 у.е.
ЧНП= 1150 у.е.
Объемпотребления = 1000 у.е.
ВИ= 200 у.е.
ЧИ= 150 у.е.

Списоклитературы
1. Национальная экономикаБеларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмыуправления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. –431 с.
2. Википедия –свободная энциклопедия – 02 марта 2010. – Режим доступа: www. ru.wikipedia.org/wiki
3. Национальныйстатистический комитет Республики Беларусь – 12 марта 2010. – Режим доступа: www.belstat.gov.by


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.