I. ОБЩАЯЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ
I.1 Состояние кондитерскогопроизводства в России 1990-2002 гг
В отрасли насчитывается около 1500специализированных и прочих пищевых предприятий, выпускающих кондитерскиеизделия общей среднегодовой мощностью 2900 тыс. тонн. Коэффициент использованиямощностей за последние годы увеличился и составил 54%.
Производственные мощности кондитерской промышленности РФпо годам (в тыс. тонн)
Среднегодовая мощность
Выпуск
Продукции по форме мощности
Использование среднегодовой мощности в %
Производство кондитерских изделий
1994 г. 3565,0 1455,5 40,8 1530,3
1996 г. 2659,0 1139,3 42,9 1262,7
1997 г. 2695,0 1180,0 43,8 1369,9
1998 г. 3163,3 1380,0 43,6 1403,5
1999 г. 3082,9 1420,0 46,1 1508,5
2000 г. 2873,6 1423,0 49,5 1627,7
2001 г. 2897,7 1563,0 53,9 1792,8
Источник – данные Госкомстата РФ[1][1]
Отрасль являетсяинвестиционно привлекательной, поэтому за последние годы организован целый рядновых предприятий и цехов. Увеличилось число специализированных предприятий- их сегодня 178, из которых свыше половины – небольшие мощностью до 5 тыс.тонн в год, но в тоже время растет число предприятий, располагающихмощностью свыше 20 тыс. тонн, на которых коэффициент использования мощности значительновыше среднеотраслевого и составляет около 70%. Среди предприятий отчетливонаблюдается тенденция объединения и укрупнения с целью консолидации усилий исвоих ресурсов в конкурентной борьбе, имеет место и специализация отдельныхпредприятий внутри таких объединений по выпуску более узких товарных группкондитерских изделий. В настоящее время в России создано объединение «Сладко»(3 предприятия), «Объединенные кондитеры» («Рот-Фронт и группа предприятий ОАО«Красный Октябрь» АО «Бабаевское»), фирма «Нестле» (3 фабрики).
Кондитерский рынок вРоссии на 2002г. характеризуется следующими показателями:
· общий объемпроизводства составил 1952 тыс. тонн (тенденция роста производстванаблюдаетсяначиная с 1997 г. Объем выпуска кондитерских изделий в 2002 г. в целом по России вырос на 8,8 % по сравнению с 2001 г. и составил 1952 тыс. тонн. Прирост объемов производства в основном был обеспечен предприятиями, расположенными вЦентральном, Северо-Западном, Сибирском Федеральных округах. Среднегодовой ростпроизводства в отрасли за 6-ти летний период составил 9,1%.);
· объем импортасоставил 320-330 тыс. тонн (более 16% от объема производства);
· объем экспорта –около 100 тыс. тонн (5% от объема производства).
I.2 Состояние кондитерскойотрасли на I полугодие 2003 года
В 2003 году темпы роста объемов производства в отраслиснизились. В I полугодии объем производства, по даннымГоскомстата РФ вырос по отношению к уровню I полугодия 2002 г. на 5,9% (против роста в 9,9% — в I полугодии 2002 г.). Данные об объемах производства за этот период по федеральным округам и областям приведены втаблице (подробнее см. приложение 1).
Итоги работы кондитерских предприятий РФ за Iполугодие 2003 г. в сравнении с итогами за аналогичный период 2002 г. (по данным Госкомстата РФ) в тоннах
Федеральные округа
Области
За Iкв. 2003 г.
Апрель 2003 г.
Май 2003 г.
Июнь 2003 г.
За Iп/г 2003 г.
За Iп/г 2002 г.
Iп/г 03 г./ Iп/г 02 г. в %
Всего по России
467754
166957
153491
165067
954283
901525
105,9 в т.ч. по Федер. округам: Центральный Федеральный округ 165922 59833 54288 61687 341716 327623 104,3 г. Москва 55069 19879 18014 20763 113725 110315 103,1 Северо — Западный Федеральный округ 55399 20157 18691 18266 112513 85050 132,3 г. Санкт-Петербург 35432 12827 12346 11284 71889 51791 138,8 Южный федеральный округ 36933 14237 10770 10398 72338 74339 97,3 Приволжский Федеральный округ 111466 39161 35348 38481 225483 222744 101,2 Уральский Федеральный округ 31135 10286 10203 10461 62085 58956 105,3 Сибирский Федеральный округ 61177 21228 22236 23988 128629 120419 106,8 Дальневосточный Федеральный округ 5722 2055 1955 1786 11519 12394 92,9
I.3 Характеристики основныхнаправлений деятельности
Рынок мучныхкондитерских изделий — произведено около 1100 тыс. тонн. Соотношение импортной и отечественнойпродукции по этой группе изделий составляет 6% и 94% в натуральном выражении,т.е. мучные кондитерские изделия производятся в основном в России.Мучные кондитерские изделия традиционно занимают первое место по продажам ипроизводству. Производителей в этом сегменте очень много. Длительное времяспросом пользовалась в основном развесная продукция, как более дешевая по цене.Но в настоящее время соотношение фасованной и развесной продукции примерноравное. В целом производство мучных кондитерских изделий считается оченьпривлекательным для инвесторов[2][2].
/>
Сахаристыекондитерские изделия(карамель, драже, конфеты, шоколад и др.) произведено в 2002 году около 800тыс. тонн, поставлено в РФ по импорту 260 тыс. тонн, соотношение импортной иотечественной продукции по этой группе изделий составляет 32% импорта против68% отечественной продукции.
В течение последних лет самым динамично развивающимся вотрасли был сектор производства шоколада, шоколадных и других кондитерскихизделий, содержащих какао[3][3]. С 2000 г. производство этой группы товаров в стране впервые стало превышать по физическому объему производство всехостальных видов сахаристых кондитерских изделий. Выпуск товаров этой группыдостиг четверти всего объема производства кондитерских товаров в стране (в 1990 г. на долю производства этой товарной группы приходилось около 11%). Потребление такихкондитерских изделий на душу населения выросло с 1990 г. примерно в 1,5 раза, — до 4-х кг/чел в год. Рост выпуска товаров этой групп произошел взначительной мере за счет ввода в строй и наращивания их производствапредприятиями иностранного капитала, обеспечивающими мощную рекламную поддержкуреализации своей продукции.
/>
Динамика производствакондитерских изделий в Российской Федерации в 1990-2002 гг. по основнымтоварным группам (в тыс. т.)
1990
год
1995
год
1996 год
1997 год
1998 год
1999 год
2000
год
2001
год
*2002 год
Кондитерские изделия – всего
из них::
2850
1372,2
1261,7
1369,9
1403,5
1508,5
1627,7
1792,8
1951,9 Сахаристые
из них:
1385
691,1
656,1
730,4
678,7
699,9
726,1
778,8
* Карамель 370 241,4 206,4 217,3 190,4 231,6 184,9 190,8 * Драже 97 30,3 22,3 22,9 15,8 19,3 14,7 12,5 * Мягкие конфеты, глазиров. шоколадом 261 213,4 230,6 269,5 220,8 207,9 254,9 284,0 * Мягкие конфеты, неглазир. шоколадом 210 48,0 39,6 39,6 41,4 38,1 34,4 35,6 * Шоколад и шоколадные изделия 50 49,2 50,4 74,6 79,0 90,8 118,8 132,2 * Ирис 100 22,7 16,3 15,6 12,3 15,5 16,4 18,7 * Халва 92 19,8 22,3 22,5 24,1 25,0 29,2 28,9 * Мармеладно-пастильные изделия 105 45,5 49,0 49,6 44,6 45,4 43,4 46,3 * Сладкие плитки на тв. жире н/д н/д 0,1 0,1 1,5 2,4 1,3 1,32 * Восточные сладости и пр. сахаристые 100 20,2 18,7 18,1 47,5 23,8 27,4 24,7 * Какао-напиток 4,83 * Мучные
из них:
1465
681,1
604,0
639,0
720,7
805,0
897,8
1013,8
* Печенье 573 289,6 258 264,8 276,6 333,1 374,3 424,8 * Галеты и крекеры 64,1 55,7 54,2 59,9 75,2 72,5 81,1 * Торты и пирожные 256 65,5 53,9 58,7 95,7 72,6 91,6 102,1 * Кексы, бабы, рулеты 15,4 14,0 17,2 33,9 31,4 54,2 86,2 * Вафли 87 44,8 51,4 63,5 62,6 84,4 113,1 136,7 * Пряники и коврижки 513 191,2 160,4 169,3 178,5 197,1 178,6 167,0 * Вост. Сладости и пр. мучные 36 10,5 9,9 10,5 11,3 10,9 13,1 15,4 * Жевательная резинка н/д н/д 1,9 3,6 5,2 5,5 5,5 8,4 *
Источник – данные Госкомстата РФ
I.4 Соотношение импорта иэкспорта
Отрасль продолжает сохранять большую привлекательность дляиностранных вложений, поскольку, по оценкам иностранных аналитиков, российскийкондитерский рынок сохраняет потенциальные возможности для дальнейшегорасширения, при условии сохранения относительной стабильности в экономикестраны в целом, поскольку потребление кондитерских товаров в странепока намного ниже уровня 1990 г., и по общему объему оно составляет 78% отуровня 90-го года, а на душу населения – около 80%.
В 2002 г. объем импорта сократился по сравнению с уровнем 2001 г., но составляет более 16% от объема внутреннего производства. Кроме того, происходилосущественное сокращение импорта кондитерских изделий из сахара, а импортшоколада и др. изделий, содержащих какао, продолжал расти. Он составил порядка160 т.т., (более 30% от объема внутреннего производства таких товаров встране).
Доля экспорта в общем объеме внутреннего производствапо-прежнему невелика (около 5,5%). Развитием экспорта в настоящее времязанимаются в основном дочерние предприятия крупных транснациональных компаний вРоссии, причем, главным образом, — в страны СНГ, используя при этомблагоприятный таможенный режим в торговле РФ с этими странами. Экспорткондитерских изделий в страны ЕС и прибалтийские страны практически невозможен,так как установлены очень высокие пошлины (до 60% от таможенной стоимости).Постановлением Правительства в мае 2001 года была введена специальнаязащитная пошлина на кондитерские изделия из сахара. Импорт карамели покодам, попавшим под специальную пошлину, значительно сократился.
Ниже приведены также итоговые статистические данные ГТК РФ поэкспорту и импорту готовых кондитерских изделий в Российскую Федерацию в 2002году в сравнении с данными за 2001 г.
Экспорт и импорт кондитерских изделий в Российскую Федерациюв 2002 г. (итоговые данные Госкомстата РФ) в сравнении с итогами 2001годаКатегория продукта 2002 г. 2001 г.
2002 г./ 2001 г.
в %
Экспорт
Импорт
Экспорт
Импорт
Экспорт
Импорт Кол-во тыс. т. Стоим. млн. долл. Кол-во тыс. т. Стоим. млн. долл. Кол-во тыс.т. Стоим. млн. долл. Кол-во тыс. т. Стоим. млн. долл. Кол-во Ст-ть Кол-во Ст-ть
Кондитерские изделия
Из сахара
18,58
24,16
47,95
56,84
25,46
32,09
147,86
118,45
73,0
75,3
32,4
48,0 (включая белый шоколад), не содержащие какао в том числе: Страны дальн. зарубежья 7,16 10,26 27,92 45,87 6,10 7,60 33,58 38,57 117,4 135,0 83,1 118,9 Страны СНГ 11,42 13,90 20,03 10,97 19,36 24,49 114,28 79,88 59,0 56,8 17,5 13,7
в т.ч. Украина
Казахстан
0,76
5,46
1,64
6,24
19,60
0,05
10,67
0,06
1,56
13,81
3,64
11,89
83,21
0,08
55,82
0,11
48,7
39,5
45,1
52,5
23,6
62,5
19,1
54,5
Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао
35,13
74,4
134,65
159,37
35,06
75,61
137,02
155,88
100,2
98,4
98,3
102,2 в том числе: Страны дальн. зарубежья 4,72 10,5 33,57 70,05 5,03 10,41 32,90 45,50 93,8 100,9 102,0 154,0 Страны СНГ 30,41 63,9 99,08 89,32 30,04 65,20 104,12 110,38 101,2 98,0 95,2 80,9
в т.ч. Украина
Казахстан
6,25
12,15
13,15
23,43
98,75
0,08
88,77
0,82
4,68
15,68
10,79
26,61
90,33
0,09
90,07
0,15 133,5 121,9 109,3 98,6
Хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье, вафельные пластины, пустые капсулы, пригодные в фармацевтических целях… и аналогичные продукты
38,55
35,78
63,7
53,65
41,43
36,95
70,51
50,05
93,0
96,8
90,3
107,2 в том числе: Страны дальн. зарубежья 10,13 8,86 38,94 38,29 9,21 8,27 30,57 22,38 110,0 107,1 127,4 171,1 Страны СНГ 28,42 26,92 24,76 15,36 32,22 28,68 39,94 27,67 88,2 93,9 62,0 55,5
в т.ч. Украина
Казахстан
3,35
20,39
5,82
15,79
21,45
2,09
13,03
1,66
2,23
23,29
3,61
16,28
27,88
2,01
18,15
1,69 150,2 161,2 76,9 71,8 КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ВСЕГО в том числе:
92,26
134,34
246,3
269,86
101,96
144,65
355,39
324,38
90,5
92,9
69,3
83,2 Страны дальн. зарубежья
22,01
29,62
102,43
154,21
20,34
26,28
97,05
106,45
108,2
112,7
105,5
144,9 Страны СНГ
70,25
104,72
143,87
115,65
81,62
118,37
258,34
217,93
86,1
88,5
55,7
53,1 в т.ч… Украина
Казахстан
10,36
38,0
20,61
45,46
139,8
2,45
112,47
2,54
8,47
52,78
52,79
54,78
201,42
2,18
164,04
1,95
122,3
72,0
39,0
83,0
69,4
112,4
68,6
130,3
Среди существующихсегодня на рынке предприятий кондитерской промышленности мы смогли выделитьследующие[4][4]:
Наименование
предприятия, организации 1. ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» 2. ОАО «Брянконфи» 3. ЗАО р «НП Конфил» 4. ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» 5. ОАО «Кондитерское объединение «СладКо» 6. ОАО «Кондитерская фабрика «Заря» 7. ОАО «Кировский кондитерско-макаронный комбинат» 8. ЗАО «Кондитерско-макаронная фабрика «Краскон» 9. ЗАО «Кондитер-Курск» 10. ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Ликонф» 11. ЗАО «Кондитерская фабрика «Майкопская» 12. ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» 13. ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» 14. ОАО «Рот Фронт» 15. ОАО «Большевик» 16. ООО Фирма «Роскон» 17. Научно-исследовательский институт кондитерской промышленности (НИИКП) 18. «Международная промышленная академия» 19. ОАО «Гипропищепром-1» 20. «Издательство «Пищевая промышленность» 21. ООО «Торгсервис» – XXI век» 22. ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» 23. ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» 24. ООО «Кондитер» 25. ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибириская» 26. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» 27. ЗАО «Крафт Фудс Рус» 28. ОАО «Кондитерское объединение «Россия» 29. АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» 30. ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской» 31. ОАО «Кондитерская фабрика «Саратовская» 32. ОАО «Ламзурь» 33. ОАО «Кондитерская фабрика «Славянка» 34. ООО «Марс» 35. ОАО «Кондитерский комбинат «Кубань» 36. ОАО «Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна» 37. ОАО «АМТА» 38. ОАО «Ульяновская кондитерская фабрика «Волжанка» 39. ЗАО «КОНДИ» 40. ОАО «АККОНД» 41. ООО «Кэдбери»
Количество собственно кондитерских предприятий(вырабатывающих только кондитерские изделия) к 2002 году возросло до 178, изкоторых свыше половины – мелкие, мощностью до 5 тыс. т. в год. Количествокрупных (мощностью свыше 30 тыс. т. в год) – около 8,5% от общего количествакондитерских предприятий.
В первую десятку крупнейших из них входят:
(на 01.01.2002 г.)
— ЗАО«Крафт Фудс Рус» 81,3 т.т.
— ОАОКонд. объед. «Россия» 71,6 т.т.
— ОАО«Красный Октябрь» 66,9 т.т.
— АО«Бабаевское» 61,3 т.т.
— ОАО«Рот Фронт» 61,0 т.т.
— ОАОКонд. объед. «СладКо» 41,6 т.т.
— ОАО«Волжанка» 37,7 т.т.
— ОАО«Брянконфи» 34,5 т.т.
— ЗАО«Русский Бисквит» 33,8 т.т.
— АОЗТ«Азарт» 32,7 т.т.
(Статотчетность Госкомстата РФ за 2001 г.)
Таким образом, мы можем подсчитать индекс концентрациирынка (CR 8 – по первым восьмипредприятиям):
/>
* Данные на начало 2002 года
Получившийся индекс свидетельствует о том, что на 8крупнейших предприятий отрасли приходится четвертая доля общих продаж поотрасли, что свидетельствует о тенденции к появлению олигополии на рынке:основные игроки делят сегменты рынка между собой.
Затраты на производство и реализацию продукции кондитерскойотрасли в 1997 – 2001 гг. (по данным Госкомстата РФ) в млн. руб.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
Себестоимость продукции 9527,93 13943,96 27617,73 31329,67 44458,45
Объем продукции (без НДС и акциза) 11514,95 16614,17 32154,46 37421,18 53375,83
Затраты на 1 руб. продукции (коп) 82,7 83,9 85,9 83,7 83,3
Снижение (повышение) затрат на 1 руб. продукции в % к прошлому году (* по оперативной инф.)
-0,63
-0,20* 1,45 2,38 0,7 0,1
Затраты на производство продукции
Сырье и материалы 6277,71 8960,95 19946,21 22849,43 31497,92
Комплектующие и п/ф 65,81 123,59 257,54 176,42 356,10
Работы сторонних организаций 207,25 277,58 376,37 880,82 1174,97
Из них, по транспортировке грузов 52,34 140,75 203,49 111,25 579,30
Топливо 181,92 170,03 194,82 262,33 342,28
Энергия 190,18 205,95 228,29 320,01 466,58
Итого материальных затрат 6922,86 9738,10 21003,23 25244,18 33837,85
В том числе на импортное сырье 936,30 1807,84 4223,54 4379,42 5632,88
Затраты на оплату труда 1111,99 1429,78 2114,39 2676,93 4136,01
Отчисления на соц. нужды 418,96 526,17 746,05 675,26 1241,30
Амортизация осн. фондов 284,67 482,96 615,74 489,15 2083,20
Прочие затраты 822,00 1843,09 3176,10 2362,04 4587,64
Итого затрат на произв-во продукции 9560,47 11020,11 27655,51 31447,56 45171,75
Структура затрат на производство (в %)
Сырье и материалы 65,7 63,9 72,1 70,8 63,9
Комплектующие и п/ф 0,7 0,9 0,9 0,5 0,8
Работы сторонних организаций 2,2 2,0 1,4 2,7 2,6
Топливо 1,9 1,2 0,7 0,8 0,8
Энергия 2,0 1,5 0,8 1,0 1,0
Итого материальных затрат 72,4 69,5 75,9 75,8 74,9
В том числе импортного сырья 9,8 20,1 17,3 16,8
Затраты на оплату труда 11,6 10,2 7,6 8,3 9,2
Отчисления на соц. нужды 4,4 3,8 2,7 3,1 2,9
Амортизация осн. фондов 3,0 3,4 2,2 2,3 2,6
Прочие затраты 8,6 13,1 11,5 10,4 10,5
Итого затрат на произв-во продукции 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Рентабельность производства
Объем продукции (без НДС и акциза) 11514,95 16614,17 32154,46 37421,18 53375,83
Себестоимость товарной продукции 9527,93 13943,96 27617,73 31329,67 44458,45
Прибыль (+), Убыток (-) 1987,02 2670,21 4536,74 6091,51 8917,39
Рентабельность производства, % 20,9 19,1 16,4 19,4 20,1
Сведения о финансовом состоянии кондитерскойпромышленности на 1 мая 2003 г. (данные Госкомстата России по крупным исредним предприятиям) Прибыль предприятий за 4 месяца 2003 г.Кол-во предпр., получивших прибыль
Удельный вес прибыльных предприятий в общем числе предпр. в %
в 2003 г. в 2002 г. Прибыль в тыс. руб. за отчет. период за соотв. период 2002 г. За отчет. период
за соотв. период
2002 г.
124
142
53,7
54,9
12196126
1474999
Дебиторскаязадолженность на 1.05.2003 г.Кол-во предприятий Удельный вес предприятий, имеющих просроченную дебиторскую задолженность Фактически, тыс. руб. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме задолженности, % Темпы роста в % к 1-му числу предыдущего месяца: Всего в т. числе, имеющих просроченную задолженность всего в т. числе просроченная всей задолжен-ности в т. числе просро-ченной
231
96
41,6
9087477
574660
6,3
94,2
104,9
Задолженностьпокупателей и заказчиков за товары и услуги на 1.05.2003 г.Кол-во предприятий, имеющих просроченную задолженность Фактически, тыс. руб. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме задолженности, %
Темп роста в % к 1-му числу
предыдущего месяца: единиц в % к общему количеству предприятий Всего в т. числе просроченная всей задолженности в т. числе просроченной
92
39,8
6159469
321659
5,2
92,5
96,5
Кредиторскаязадолженность на 1.05.2003 г.Кол-во предприятий, единиц Удельный вес предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность Фактически, тыс. руб. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме задолженности, % Темпы роста в % к 1-му числу предыдущего месяца: всего в т. числе, имеющих просроченную задолженность Всего в т. числе просрочен-ная всей задолжен-ности в т. числе просрочен-ной
231
80
34,6
8364047
662352
7,9
94,5
105,4
Экономия на масштабахдеятельности –являет собой продуктовую конгломерацию в отрасли: предприятия стремятсяпроизводить как можно более широкий спектр продукции (конфеты, шоколад,печенье, торты, вафли и т.д.), что позволяет им адаптироваться к изменяющимсяпредпочтениям покупателей, ценам на сырье на рынке, появлению новых технологий.
Экономия на масштабахпроизводства – таккак в основном у предприятий растут переменные издержки (на разработку новыхтехнологий, внедрение нового сырья, обучение персонала и т.д.), а постоянныеиздержки (на оборудование, здания) в основном не изменяются, то суммарноеколичество издержек на производство единицы продукции в среднем снижается.
Кривая опыта – так как в отрасли производятсястандартизованные товары, производство является серийным, то при увеличениипроизводства товара издержки снижаются.
I.5 Характеристика потребителей
Потребителями даннойотрасли являются следующие группы:
- массовыйпотребитель, приобретающий продукция через розничную сеть
- посредники,приобретающие продукцию для перепродажи
- различныеорганизации и фирмы (т. е. юридические лица), приобретающие продукцию длясобственных нужд (пример: рестораны, кафе).
Представляетсязатруднительным оценить влияние третьей группы потребителей, вторая группапотребителей в конечном итоге сбывает продукцию потребителям первой и третьейгрупп. Таким образом, проанализируем первую группу потребителей.