Содержание
1. Рынок как форма функционированиятоварного производства. Формирование социально регулируемых экономик развитыхстран и Республики Беларусь 3
2. Финансовая система каксовокупность форм денежных отношений… 17
Список использованных источников… 30
1. Рынок как форма функционированиятоварного производства. Формирование социально регулируемых экономик развитыхстран и Республики Беларусь.
Рынок есть особая формаорганизации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основаннойна товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъектхозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи.Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают практическивсех. Так что же такое рынок? Есть множество определений рынка, некоторые изкоторых мы рассмотрим.
В общеупотребимомпонимании «рынок», по определению В.И. Даля, «площадь в городах иселах для торговли съестными припасами на воле (на воздухе), место съезда исходки продавцов и покупателей по назначенным дням...».
Еще А. Смит, исследуяпричины роста богатства народов, значительное внимание уделял возникновению истановлению рынка. Рынок, по А. Смиту, — регулятор разделения труда. Так как«разделение труда вызывается возможностью обмена, то следовательно, и степеньэтого разделения всегда ограничивается пределами возможности обмена, или,другими словами, обширностью рынка. Если рынок очень мал, то никто не найдетдля себя выгодным заняться исключительно какой-нибудь одной работой, просто поневозможности обменять излишек произведений своего труда на такой же излишекпроизведений труда других людей.
Таким образом, по А.Смиту, рынок определяется обменом. Это его главное свойство. Более того, рынок,по его мнению, — действия „невидимой руки“, когда встречаются и уравновешиваютсяспрос и предложение через механизм цен.
Австрийский экономист Й.Шумпетер понимал под рынком «все бесчисленные акты обмена, которые нам данонаблюдать в рыночной экономике в любой хозяйственный период. Они в своейсовокупности образуют внешнюю форму, в которой осуществляется кругооборотхозяйственной жизни».
В современнойнеоклассической экономической литературе часто используется определение рынка,данное экономистом А. Маршаллом: «Рынок – это не какая-то конкретная рыночнаяплощадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий района,где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены наодни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данномопределении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена иустановление цен.
Согласно большинствусовременных учебников рынок имеет место тогда, когда покупатели и продавцыобмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. Рынок — это «институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителейспроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги».
Таким образом, во всехприведенных определениях рынка его основной характеристикой выступает обмен.Однако следует подчеркнуть, что не всякий обмен порождает рынок и не всегдарынок ведет к рыночной экономике. Обмен трансформируется в рынок только в томслучае, когда производители организуют производство с целью продажи своеготовара с последующим приобретением необходимого им другого товара. При такихусловиях складывающийся тип хозяйствования окончательно порывает с натуральнымпроизводством. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание в товарный обменденег и возникновение товарного обращения. Формально товарное обращение отличаетсяот непосредственного обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстведенег.
Акт любого обменапредполагает как минимум двух субъектов — продавца и покупателя. Для того,чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайный характер, оба субъектадолжны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продуктыпо своему желанию. Следовательно, для обмена, организованного по законамтоварного обращения, главными признаками функционирования являются: 1) свободапродавца и покупателя; 2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров.
Наличие этих признаков,однако, не означает еще возникновение рынка как системы. Система считаетсявозникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечиватьсебя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций.Множественность необходима прежде всего по причине того, что при ограниченномкруге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, авозможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
Главная особенностьрыночной организации состоит и том, что в большинстве случаев она не позволяетодному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограничивает отпринуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он тожеможет вступить и сделку. Продавца ограничивает от диктата потребителя наличиедругих потребителей, которым он может продать свой товар.
О появлении рынка можноговорить в том случае, если процесс товарного обращения и производстваприобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса,предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей,во-вторых, колебание цен и в-третьих, ориентация на потребностипотребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.
Таким образом, определимрынок как систему взаимодействия производителей и потребителей, основанную натоварном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен.
Субъектами рыночныхотношений выступают производители, потребители и их посредники. Основныепроизводители (предприятия и организации) продают произведенные ими вещественныеблага и услуги и покупают необходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйствавыступают на рынке как покупатели благ потребительского назначения и продавцырабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполненияего функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры иагенты производителей — оказывают торговые услуги производителям и потребителям.Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридическиелица.
Объектами купли-продажина рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги,ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения междупродавцами и покупателями.
Сущность рынка наиболееполно проявляется в его функциях, среди которых следует выделить: соединениепроизводства и потребления – обеспечение непрерывности общественногопроизводства; регулирование производства и потребления; стимулированиеорганизации современного производства; информационную функцию и санирующуюфункцию. Соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественногопроизводства является важнейшей функцией рынка.
Рынок объединяет обособленныхпроизводителей и потребителей. Через рынки от производителей к потребителямнаправляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей кпроизводителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процессапроизводства.
Рынок также выполняетфункцию регулирования производства и потребления. Через рыночный механизм(взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукцииприводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей. Постоянныеизменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара. Припревышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его болееприбыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременнорост цен уменьшает потребление данного товара, что неизбежно приводит к новымизменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизмсбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бываетдолговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, чтовозникнут трудности в реализации, цены начнут падать, доходы производителейуменьшатся, и они начнут сокращать объем производства данного товара.
Рынку присуща истимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляетпроизводителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижатьцену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии,совершенствование организации производства.
Одной из функций рынкаявляется информационная. Рынок информирует производителей о потребностяхпокупателей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товараговорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность. Если товарреализуется по цене, которая возмещает расходы на его производство, то это свидетельствуетоб общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают инесостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том,что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенныхблаг. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителямдля принятия решений о способах удовлетворения своих многочисленныхпотребностей. Например, при высоких ценах на готовую модную одежду для потребителяможет оказаться более выгодным ее пошив в ателье.
Санирующую функцию рыноквыполняет путем дифференциации производителей в соответствии с эффективностьюих хозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются, расширяютмасштабы своей деятельности, а неэффективные — несут убытки, разоряются. Такимпутем происходит оздоровление общественного производства, освобождение его отэкономически слабых предприятий.
Рынок обладает рядомпозитивных и негативных сторон.
К позитивным сторонамрынка западные экономисты относят:
1. Эффективноераспределение ресурсов. Рынок способствует оптимальному распределению ресурсовмежду хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производстволишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальныхпотребностей.
2. Возможность егоуспешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации:достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
3. Гибкость, высокуюадаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резкоповысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкойальтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введениемрежима жесткой экономии энергоресурсов.
4. Оптимальноеиспользование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль,товаропроизводители идут на риск, на базе привлечения научно-техническогопрогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и т.д. Это позволяетим иметь определенные преимущества перед конкурентами.
5. Свободу выбора и действийпотребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений,заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.д.
6. Способность кразнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировкенеравновесия.
7. Воспитание»экономического человека", для которого характерны предприимчивость,расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за своидействия.
В целом рынок — этосаморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать безпрямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутреннимпорядком и подчиняется экономическим законам.
Как и любоесоциально-экономическое явление, рынок противоречив, а поэтому содержит в себеи ряд негативных свойств. К таковым относятся:
1. Тенденция к установлению равновесия,заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянноенарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являютсязначительные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точноопределить общественные потребности и тенденции изменения спроса. Поэтому ужематериализованные затраты труда иногда оказываются излишними.
2. Стихийное колебание цен имеетследствием неустойчивость положения участников производства. С понижением ценыопределенное количество производителей выталкивается из данной отрасли. Дляпредпринимателей это может означать разорение, а для рабочих — безработицу.
3. Рынок не обеспечиваетперераспределение дохода между бедными и богатыми (конкуренция перераспределяетдоходы лишь между богатыми). Рынок благоприятствует экономически сильнымгруппам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры, инвалиды,молодежь и др.) порой не могут обеспечить первостепенные потребности. Пословам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство.
4. Рынок не имеет экономическогомеханизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставитьпредпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологическичистых производств.
5. Рынок не способствует сохранениюневоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов,принадлежащих всему человечеству. Сильные страны стремятся захватить эти ресурсы.
6. Рынок не создаёт стимулов для производстватоваров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт,образование, здравоохранение и т.д.).
7. Рынок не в состоянии самостоятельнореализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить вмасштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.
8. Рынок подвержен нестабильномуразвитию с присущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и др.негативными процессами.
9. Количественное и качественноенесовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественногопроизводства порождает в странах с рыночной экономикой безработицу. Это ведет кснижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействияспособных к труду людей и к необходимости содержать их за счет работающих,усилению экономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтови т.д.
Наличие у рыночногомеханизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования,главным образом путем вмешательства государства в экономическую жизнь.
В странах с развитойрыночной экономикой органы государственного управления пытаются предотвратитьили ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования.Государственное регулирование экономики может осуществляться различнымиметодами: правовыми, административными, экономическими. [13, c. 86]
Правовое регулированиеэкономики состоит в разработке юридических законов, направленных на защиту правсобственников, предпринимателей, работников, потребителей и установлениеправовых норм функционирования рыночной инфраструктуры.
Чтобы поддержатьконкурентное состояние рынка, государство устанавливает «правила игры»,разрабатывая законодательство, регулирующее отношения между предприятиями,поставщиками ресурсов и потребителями.
Административные средствавоздействия на экономику основаны на системе государственной власти и включаютмеры запрета, разрешения и принуждения. Наиболее широко они используются дляконтроляза деятельностью монополизированных структур и в борьбе с «теневой»экономикой.
Основными в рыночнойэкономике являются экономические методы регулирования. Они могут осуществлятьсякак путем прямого вмешательства в экономику (разработка национальных илирегиональных программ экономического развития, государственные закупки), так ииспользованием различных инструментов косвенного воздействия (черезбюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную и таможенную политику). При помощиэтих инструментов государство перераспределяет ресурсы в те отрасли и сферы,развитие которых не обеспечивает рыночный механизм. Оно может взять на себя ихсубсидирование или в отдельных случаях — полное финансирование. Для предотвращениясоциальной напряженности, уменьшения неравенства в доходах различных группнаселения оно осуществляет перераспределение доходов.
Любая экономика, поопределению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикойпонимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший иукрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главнымобразом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социальногои экономического благосостояния граждан. Западноевропейские страны называютсебя социальными государствами и реализуют социальную политику не только нанациональном уровне, но и на наднациональном – в рамках Европейского союза.
Социальная рыночнаяэкономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не простовысоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает система социально-экономическихинститутов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы нареализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня икачества жизни.
Поэтому, важно отличатьэкономики с высоким уровнем жизни и значительными социальными расходами отсобственно социальных рыночных экономик. Первые — это обычно либеральныеобщества, которые добились высокого уровня материального богатства и потомумогут позволить себе выделение огромных средств на помощь бедным, нафинансирование здравоохранения, образования и другие социальные цели. Самойочевидной иллюстрацией таких обществ являются США и Канада. Однако эти страныне имеют достаточно мощных «встроенных» механизмов согласования интересов междусоциальными группами. Напротив, малые западноевропейские страны, например:Австрия, Бельгия и Швейцария, могут быть отнесены к «социальным экономикам»именно на том основании, что их социально-экономические и правовые системы«настроены» на достижение социального согласия и высокого уровня жизни основноймассы населения, хотя по абсолютным показателям дохода и качества жизни ониуступают ведущим рыночным экономикам.
Еще в начале XX века вСША и Германии на волне антитрестовской, антимонопольной политики возникаетновое научное направление, которое теперь называют социально-институциональным.Его яркими представителями были ученые–экономисты Торстейн Веблен и УэслиМитчелл. К этому времени США стали наиболее богатой страной в мире с монополизированной экономикой. Поэтому здесь появились первые антимонопольные законыи меры.
Новое направление упорнодоказывало несовершенство господствовавшей рыночной монополизированнойэкономики. Оно требовало более широкого, всеобъемлющего подхода к экономическимпроблемам с непременным учетом сильного влияния на экономику социальныхинститутов и процессов. К ним относились государство, право, профсоюзы, нравы,религия и т.п. Сторонники нового направления требовали социального контроля наднесовершенным монопольным рынком.
Уже в этом научномнаправлении можно усмотреть истоки новой, социальной модели экономики. Ведьименно экономисты – «институционалисты» обратили внимание иподчеркнули то, что нет уже «чистой экономики», что вместе сматериальными на экономику влияют такие факторы как правовые, социальные,моральные. И все они воздействуют на экономический рост и благосостояниестраны. Такой, более широкий подход к экономике, учитывающий ее прямую связь изависимость от социальной сферы и ее проблем, признан в истории достижениемметодологии и теории экономики.
Однако само новое понятие«социальная рыночная экономика» вызрело позже, на ниве историиГермании. Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят кпредвоенным работам ученых фрайбургской школы – В.Ойкена, Ф.Бёма и др., разработавшихконцепцию «порядков». Это научное направление называют ордолиберализмом.Главное понятие данной теории – «порядок» – определяется каксовокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями итипами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу)и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства. Несложноувидеть, что понятие «порядок» близко распространенному в современнойанглосаксонской литературе понятию «правила игры», которыхпридерживаются в своем функционировании и взаимодействии экономическиесубъекты. Огромной заслугой ордолиберальной школы явилось изучение взаимосвязимежду собственно экономическими порядками и политическими, государственными иправовыми порядками.
Ордолиберализм, такимобразом, попытался создать цельную картину экономической системы, функционирующейв неразрывном единстве экономических и неэкономических институтов. Подобныйподход является принципиально иным по сравнению с неоклассической традицией,которая, как известно, видит предмет экономической науки в изучениивзаимодействия максимизирующих субъектов в процессе производства и распределенияограниченных (экономических) благ. Политико-правовой анализ экономическихпроцессов позволил В.Ойкену и его последователям разработать классификацию«экономических порядков» от чисто рыночной до централизованноуправляемой модели и изучить характер и способы координации между субъектами.
Социально-экономическиммоделям, применяемым в разных странах, присуща выраженная специфика взависимости от достигнутого уровня развития, исторического пути и национальныхтрадиций. Тем не менее, существует несколько моделей социально ориентированнойэкономики, которые можно классифицировать по следующим критериям:
· местосоциальной политики среди национальных приоритетов (как правило, речь идет обальтернативе между социальным благосостоянием и экономическим ростом);
· распределениесоциальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательскимсектором;
· масштабыгосударственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемогоВВП, так и долей занятых в госсекторе;
· особенности социальной политики.
Последний критерийпредполагает различия в целях, направлениях и инструментах социальной политики.Это, например, отношение к проблеме полной занятости (выбор между поддержаниемполной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособностипроизводства), характер развития социального сектора (социальные услуги могутпредоставляться как через государственные, так и через частные учреждения и организации),доля социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели,адресность социальной политики.
Классификацияпо указанным критериям, целям и инструментам социальной политики приводит квыделению в литературе четырех основных моделей.
Первая модель традиционноназывается континентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии,Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции. Для этой модели характерны высокиеобъемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), формирование страховыхфондов в основном за счет работодателей, развитая система социальногопартнерства, стремление к поддержанию полной или по крайней мере высокой занятости.
Вторая модель — англосаксонская — используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде.Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более40%), преимущественно пассивный характер государственной политики занятости,высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказаниисоциальных услуг. Отметим при этом, что по различным сводным индексам«комфортности» и качества жизни Канада в последние годы вышла напервое место в мире.
В странах Южной Европы(Греция, Испания и Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП,перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60% вГреции и Италии до 40% в Испании). Социальная же политика преимущественноадресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющегохарактера.
Наконец, четвертая –скандинавская – модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Дляскандинавской модели характерны очень активная социальная политика, пониманиесоциального благосостояния как цели экономической деятельности государства,очень высокие (50-60% ВВП) объемы перераспределения национального богатствачерез бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный упреждающийхарактер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходовиграет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства,так и через субнациональные бюджеты.
Финансовые проблемы, скоторыми столкнулось большинство экономически развитых стран в 90-х годах,обусловили определенные сдвиги в принципах реализации социальных функций. Так,государства со значительными объемами финансирования социальных расходов засчет бюджетной системы стали более активно использовать принципы социальногострахования и вводить элементы платности государственных социальных услуг.
Использование мировогоопыта становится своего рода императивом реформ, если попытаться оценить тосостояние, в котором находится Республика Беларусь, спустя несколько лет посленачала реальных рыночных преобразований. С одной стороны, за эти годы сделаногромный шаг вперед – в стране сложились основы рыночной системы. С другойстороны, данный рынок еще чрезвычайно несовершенен и «примитивен» – встране отсутствуют многочисленные институты, опосредующие разнообразные связимежду субъектами рынка, между рынком, государством и гражданским обществом, тоесть институционально-законодательная среда, делающая экономику социальной иустойчивой. Беларусь не достигла пока и гипотетической середины переходногопериода, и предстоит еще глубокая и длительная трансформация, в ходе которойдолжны сформироваться современные институты и связи.
Наиболее полезным урокомзападной социальной экономики является опыт формирования отношений междугосударством и рынком, основанных на преодолении антагонистичности. Однако вРеспублике Беларусь за годы реформ еще не возникло эффективных механизмоввзаимодействия и разграничения функций между рынком и государством. Немногоудастся найти среди руководителей промышленности, предпринимателей икоммерсантов тех, кто согласится признать позицию государства действительноблагоприятствующей бизнесу. Они приведут огромный список упущений и ошибокгосударственной власти, свидетельствующих о пренебрежении интересам и большого,и малого предпринимательства. Со своей стороны и бизнес не желает поддерживатьгосударство.
Необходимую меругосударственного участия в экономике определяет простой принцип: государстводолжно делать то, что не может делать рынок. Такой принцип часто считаютлиберальным – и многие именно по этой причине отвергают его а priori, – хотя онопирается не столько на либеральную идеологию, сколько на здравый смысл. Ведьдостаточно очевидно, что рынок в краткосрочном плане эффективнее, но он не в состояниирешить всех проблем экономики. Из этого принципа вовсе не следует, что государствадолжно быть «мало» – все зависит от конкретных условий. Историческиетрадиции Беларуси – известный из институциональной теории эффект «pathdependence», то есть зависимость оттраектории предшествующего развития, — в сочетании с недостаточнойсформированностью рыночных отношений определяют заведомо большую роль государствав белорусской переходной экономике, чем в других зарубежных странах.
Но, будучи рациональнымкритерием для проведения границы между функциями государства и рынка, указанныйпринцип не дает возможности понять, в чем же состоит плодотворный симбиозгосударства и рынка, позволяющий сделать государственную власть инструментомразвития эффективной и социальной экономики. Иными словами, как прийти к томусостоянию органического единства государства и рынка, которое отличаетсовременные социальные рыночные экономики?
Тезис о том, чтогосударство должно быть инструментом экономической деятельности, непротиворечит другому известному тезису – о разделении собственности и власти.Последний означает, что приобретение и использование собственности должны осуществлятьсяв соответствии с экономическими критериями, а не зависеть от близости кгосударственной власти; власть, в свою очередь, не вольна за рамками законаконтролировать собственников.
Преодоление противоречиймежду государством и бизнесом требует длительных усилий в области постоянногоразвития институтов демократии и гражданского общества и вызревания вобщественном сознании новых стереотипов отношений между обществом игосударством. Тем не менее, определенные практические шаги в этом направленииможно предпринять уже сейчас. Это – неукоснительное исполнение государственнойвластью и хозяйственными структурами законов и обязательств, прежде всего вбюджетной и финансовой сфере. Строгое соблюдение законов и норм устранит значительнуюдолю нарушений в экономическом процессе и поможет начать оздоровление экономики.
Второй урок из опытасоциальной рыночной системы для переходной белорусской экономики состоит внеобходимости всемерного развития конкуренции. Конкуренция несет в себесоциальный заряд, делая потребителя хозяином на рынке товаров и услуг.Поощрение конкурентной среды – один из аспектов усиления роли государства вэкономике, который не только не входит в противоречие с рыночными принципами,но и прямо вытекает из них.
Наконец, третий уроксоциального рыночного хозяйства для стран с переходной экономикой – это рольсоциального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотяидея социального партнерства довольно необычна для Беларуси, она имеет шансы навоплощение в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике исознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм наделе оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работникамии администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерскихотношений между работниками и работодателями. Вопреки распространенным утверждениямсоциальное партнерство возможно не только при развитом среднем классе, но и присравнительно высокой степени дифференциации материального благосостояния населения.Об этом свидетельствует довольно успешное развитие партнерских отношений влатиноамериканских странах, где они существуют в первую очередь благодаря активностипрофсоюзов и энергичной защите со стороны государства.
Западноевропейский опытразвития социального рыночного хозяйства не может быть панацеей от недуговбелорусской экономики и ни в коем случае не должен стать предметомнекритического идеологического увлечения. Вместе с тем он заслуживает внимательногоизучения не просто как опыт функционирования экономической системы, добившейсяисключительно высоких социально-экономических результатов, но и как опытсоздания и использования экономических механизмов, приведших к такимрезультатам – особенно механизмов взаимодействия рынка и государства,потребность в которых столь остро ощущается в сегодняшней Беларуси.
Выбор модели социальноориентированной рыночной экономики был осуществлен в Основных направленияхсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы иНациональной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. Вэтих документах определены концептуальные основы социальной рыночной экономики,разработанные научными и политическими структурами страны. [16, c. 211]
Социально ориентированнаярыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитымпредпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределениядоходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствованиипроизводства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Онагарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членамобщества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым,инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективнуюохрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.
Она базируется напринципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы иответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенствавсех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования винтересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работникаи результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социальнонезащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзамии союзами нанимателей.
Вбирая в себя этитипичные черты и основные принципы, белорусская модель включает уже наконцептуальной стадии свои специфические черты, отражающие историю страны,традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческойсолидарности, коллективизма и взаимопомощи.
Поэтому, устремляясь кизбранной модели, экономическая система страны, ее государственные иобщественные институты устраняют такие составляющие чисто рыночного хозяйства,как эгоцентризм, чрезмерная эксплуатация чужого труда, обвальная безработица,резкая социальная дифференциация населения по доходам.
Основную роль субъекта,направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю вРеспублике Беларусь, будет играть эффективное государство. Оно будетопределять, в конечном счете, правовое поле, политико-административные условия,экономическую политику, включая развитие государственной и частнойсобственности, стабильную валюту, свободное ценообразование, открытые рынки,развитие конкурентных условий, укрепление и развитие здоровых начал народнойнравственности.
В процессе перехода ксоциально ориентированной рыночной экономике произойдут изменения не только всоотношении экономического и административного, но и в самом экономическоммеханизме. Прежде всего это касается усиления внешней его части (такназываемого межгосударственного регулирования) по мере нарастания интеграционныхпроцессов включения национальной экономики в мирохозяйственные связи.
Высшей ценностью и цельюразвития общества и государства является человек, егоправа,свободы и гарантии их реализации. Для их обеспечения государство создает условиядля устойчивого и динамичного развития производства, повышения уровня и качестважизни населения на основе развития многоукладной экономики и нового технологическогоспособа производства, формирования общества постиндустриального типа с учетомнациональных особенностей страны.
Опыт многих государств,вставших на путь преобразования своей экономики,показал, что для эффективного развития недостаточно создать необходимыеэкономические и технико-технологические условия. Требуется активное участиегосударства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этихусловий. При этом сделаны важные выводы о неприемлемости как модели развитиястраны с доминирующей ролью государства, так и о принципиальной невозможностиобеспечения прогресса в экономическом развитии без эффективного государства, атакже вывод о том, что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишьс помощью механизмов рыночной системы с ее множеством изъянов по отношению кэффективному распределению ресурсов, решению социальных и экологических проблем,безопасному развитию.
Разработчики«Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015года» считают, что стратегией трансформации государственности страны наперспективу должно стать повышение роли государства по поддержанию экономического исоциального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного,государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильногоразвития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства,активного участия граждан в совместном формировании государственной политики черезразличные общественные группы и государственные институты.
Дляреализации этого стратегического направления в условиях ограниченности ресурсовфункции государства в ближайший период должны быть приведены в соответствие сего потенциалом. Поэтому предусматривается уточнить круг выполняемых государствомфункций, прежде всего, по обеспечению жизненно важных экономических и социальныхпотребностей общества, это: [7, c. 18]
· обеспечение гарантий прав и свободличности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
· формирование устойчивоймакроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовыхучреждений;
· проведение активной внешнеэкономической политики, направленной наразвитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
· инвестиции в социальное обеспечение иразвитие инфраструктуры общегосударственного значения;
· обеспечение гарантий минимума благ иуслуг совместного пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникациии другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
· поддержка социально незащищенныхгрупп населения;
· охрана окружающей среды;
· формирование рациональныхтерриториальных пропорций воспроизводства и комплексное развитиепроизводительных сил регионов;
· обеспечение национальной безопасностистраны;
· создание правовой базы и обеспечение неукоснительного ее соблюдения.
В ближайшие годыпредставляется целесообразным завершить кодификацию законодательства, регулирующегоосновные виды общественных отношений, в первую очередь, социально-экономическихи трудовых, при условии сближения и унификации правовых систем Беларуси иРоссии и приведения национального законодательства в соответствие с общепризнаннымипринципами международного права.
Не только теория, но исостоявшийся опыт формирования социальной рыночной экономики в ряде странЗапада позволяют вывести некоторые основные принципы этого вида экономическойсистемы. Каковы же они?
Во-первых, социальнаярыночная экономика может быть реализована только на основе права, в правовомгосударстве, где утверждается всеобщее уважение общепринятых законов, особеннов сфере экономики.
Во-вторых, принципсвободы экономической деятельности в рамках существующих законов. Каждый свободенвыбирать свое дело и трудиться на его благо, взять на себя экономическуюответственность за результаты.
В-третьих, принцип полнойзанятости трудоспособного населения, который разными методами должнообеспечивать государство.
В-четвертых, принципустановления социальных гарантий, равных для всех возможностей.
В-пятых, принципсоциальной справедливости для всех слоев населения и граждан.
В-шестых, принципсоциальной защиты людей, оказавшихся незащищенными.
В-седьмых, принципустойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливогоблагосостояния.
В-восьмых, принципсоциального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношениямежду нанимателями, работниками и государством.
И, в-девятых, принципсоциальной ответственности граждан за экономическую эффективность своей и общейдеятельности, за свой образ жизни.
Исходя из такихпринципов, можно представить основные функции рассматриваемой экономическойсистемы.
Если вспомнить, что общейфункцией любой экономической системы является обеспечение материальных условийжизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией исоциальной рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциямибудут:
·удовлетворениесоциальных потребностей общества и граждан;
·обеспечениесоциальной справедливости;
·обеспечениероста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономическогороста;
·социальноеумиротворение, смягчение социальных противоречий.
Главными составляющими(компонентами) социальной рыночной экономики при таком представлении являются:
1) рыночное хозяйство;
2) социальная сфера.
Их соотношение, т.е.структура не может обозначиться строго, поскольку будет, несомненно, зависетьот конкретных условий реализации (от страны, ее развитости, потенциала,менталитета и т.п.)
Не зря до сих пор влитературе не утихает спор о том, где в этой формуле (социальная рыночнаяэкономика) ставить акцент, чего в ней больше? Двойственность понятия имеет своиминусы и плюсы. Плюс, видимо, прежде всего в том, что эта формула позволяетварьировать, создавать модели, которые на разной «почве» взрастятболее (или менее) крупные и яркие экономические и социальные плоды.
2. Финансовая системакак совокупность форм денежных отношений.
Наиболееважной составляющей целостной системы государственного регулированиясоциально-экономического развития страны является финансовая система. Она отражаетвсю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическимиагентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.При этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежныхсредств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организациии государство.
Финансовая система в широкимсмысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующихв рамках данной экономической формации.
В узком смысле слова –это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функциии структура которых определяются политикой государства, включающая в себяфинансовые организации и все структурные подразделения государственнойналоговой службы.
В основу построенияфинансовой системы положены три основополагающих элемента:
1. Функциональноеназначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет своизадачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношениямежду государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием ииспользованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное иличное страхование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансыпредприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов,предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньевобщественного производства, выполнению обязательств перед государственнымбюджетом и коммерческими банками;
2. Территориальность —каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховыхорганов.
3. Единство финансовойсистемы предопределяется единой экономической и политической основойгосударства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимуюгосударством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всемизвеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.
Финансовая системавключает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовыеотношения.
Поскольку финансыявляются носителем распределительных отношений, то это распределениепроисходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общейсовокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь, выделяютсятри основные сферы: [2, c. 117]
¡ Финансыпредприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собойденежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходови накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнениеобязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат порасширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированиюработающих.
¡ Страхование.Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежныхсредств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельностьсвязана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных инепреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии«раскладывается» между участниками страхования;
¡ Государственныефинансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределениястоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные сформированием финансовых ресурсов государства и его предприятий ииспользованием государственных средств на затраты по расширению производства,удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нуждобороны страны и управления.
В настоящее времянекоторыми экономистами сфера страхования заменяется более широкой – финансовыйрынок. Финансовый рынок – рынок, где объектами купли-продажи являются деньги илиценные бумаги, их заменяющие. Тремя основными составляющими финансового рынкаявляются:
— рынок банковских ссуд (кредитный рынок);
— рынок ценных бумаг;
— валютный рынок.
Междуними нет четкой грани, все три сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многиеинституты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах.
Финансовая системахарактеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потокамифинансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентовфинансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет,предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того,финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностраннымигосударствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результатевозникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображеннаяна рисунке 2.1.
/>
Рисунок 2.1 – Схемафинансовых связей в экономике
За каждой из указанной насхеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков,отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическимиагентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовыеотношения на разных уровнях. К ним относятся:«государство-предприятие» (ГП), «предприятие-государство»(ПГ), «государство-государство» (ГГ),«предприятие-население» (ПН), «население-государство» (НГ),«население-предприятие» (НП), «предприятие-предприятие»(ПП), «население-население» (НН), «государство-население»(ГН). Связь «государство-государство» характеризует перераспределение,переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие.Связь «предприятие-предприятие» отражает финансовые потоки междупредприятиями, а связь «население-население» определяет движениеденежных средств между отдельными группами населения.
Всясовокупность финансовых ресурсов подразделяется на централизованные (госбюджет,внебюджетные фонды) и нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий,домашних хозяйств).
Всистеме государственных финансовых ресурсов можно выделить 4 звена, призванныхобеспечить выполнение государством его функций:
— республиканский бюджет;
— местные бюджеты;
— финансы государственных предприятий;
— специальные централизованные фонды (социальной защиты населения, занятости,дорожный, инвестиционный, НИОКР, конверсии и др.).
Значениефинансовой системы заключается в том, что она является одним из важнейшихинструментов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения.Финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределениеденежных средств безвозвратно и безвозмездно, кредитная система — за плату.
Финансовоерегулирование осуществляется прямыми (субсидии, дотации) и косвенными(налоговая система) методами. В бывшем СССР (в том числе и БССР) в условияхцентрализованного планирования финансово-кредитная система обладала рядом недостатков:
1)высокий уровень централизации ресурсов;
2)чрезмерная регламентация финансовых ресурсов областей, городов, объединений ипредприятий, что порождало иждивенчество у отдельных хозяйственников и снижениерезультатов деятельности регионов в целом;
3)фискальный характер действующей системы налогов с предприятий (налог с оборота,отчисления от прибыли), что не обеспечивало необходимого влияния государства наразвитие производства и услуг в нужном направлении.
Сраспадом СССР в Республике Беларусь образовалась новая финансовая система: былиобразованы новые финансовые институты, введена национальная валюта. Но недостаткиостались, что нашло отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов,отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населенияот движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать вбольшем размере по сравнению с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции,роста цен, обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации финансовыхресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику остаются высокими.
Всоответствии с концепцией Программы социально-экономического развития РеспубликиБеларусь для стабилизации финансовой системы, стимулирования инвестиционнойактивности и роста производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньевэкономики предусматривалось:
1)постепенное снижение уровня централизации финансовых ресурсов государства до35–40% ВВП;
2)демократизация бюджетного процесса;
3)завершение формирования казначейства для более полного учета, контроля иуправления государственными ресурсами;
4)ограничение дефицита, покрытие его большей доли за счет кредитов Национальногои коммерческих банков, выпуска государственных ценных бумаг, привлечениявнешних займов.
Насегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь образуются главнымобразом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в социальные фонды иоколо 80% расходуется на народное хозяйство.
Бюджетноерегулирование.
Бюджетпредставляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагаетправительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил,а также для выполнения необходимых социальноэкономических функций. По сути,государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источникових финансового покрытия. Доходы бюджета формируются за счет налогов,определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проектбюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны, а позавершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении.
Бюджетнаясистема Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.Государственный бюджет Республики Беларусь разрабатывается Министерствомфинансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона.Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются нарассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно вопределенный законодательством срок.
Государствоиспользует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методыв процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важнымиз них можно отнести:
1.Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельныевиды услуг, товаров, работ.
2.Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающихрасширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры. Кним относятся крупные природоохранные, инвестиционные программы, программыприватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетическогокомплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса.
3.Субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания экономическихусловий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунальногохозяйства).
4.Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (дляфермерских хозяйств, венчурных и других малых предприятий, предприятийтопливного комплекса и др.).
5.Создание за счет бюджетных резервов особых фондов и резервов для поддержкипредпринимательства (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорцийв развитии экономики.
Построениебюджета основано на принципах единства (наличие в государстве единой бюджетнойсистемы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты(учет всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивоеотражение в бюджете доходов и расходов государства), гласности (информированиенаселения об основных расходах и источниках дохода бюджета).
Важнейшимирегуляторами в рамках бюджетного регулирования являются:
— уровень централизации средств в бюджете;
— соотношение между республиканским и местными бюджетами;
— дефицит бюджета;
— соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;
— структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениямиспользования.
Чрезмернаяцентрализация финансовых ресурсов в государственном бюджете Республики Беларусьявляется одной из основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальнойстадии проведения экономических реформ, когда государство нуждалось взначительном объеме централизованных ресурсов, высокий уровень их централизацииможно было оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостатокфинансовых ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегиябыть не может, ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечениюинвестиций в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджетесоставляет: во Франции — 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% кВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовыхресурсов государства до 43% к 2015 г. [11, c. 86]
Чтокасается соотношения средств, аккумулированных в республиканском и местныхбюджетах, то здесь сохраняется тенденция незначительного изменения соотношенияв пользу местных бюджетов. Вместе с тем задачи, которые стоят перед властямиобластей, городов, районов и сельских поселений, требуют изменения этогосоотношения в пользу последнего.
Структурагосударственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они зависят отхарактера административной системы, структурных особенностей экономики и рядадругих факторов. Если проанализировать динамику изменения структуры доходнойчасти бюджета, то можно отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогус населения добавились налог на добавленную стоимость, налог на землю, налог нанедвижимость, налог за пользование природными ресурсами, косвенный налог соборота. Начиная с 1992 г. основными источниками доходной части бюджета являлисьналог на прибыль и доходы, НДС, акцизы
Расходыгосударственного бюджета выполняютфункции политического, социального и хозяйственного регулирования. В РеспубликеБеларусь в структуре расходной части бюджета основными направлениями использованиясредств являются социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.
Наиболеесложной проблемой как в зарубежных странах, так и у нас, в республике, являетсясбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходнойчастей. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетногодефицита. Для решения этой проблемы используются различные средства:государственные займы (внутренние и внешние), дополнительная эмиссия денег.Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценныхбумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов в банках. Эмиссия денегчаще используется в кризисных ситуациях (в условиях войны, длительногокризиса).
Практическиво всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты игосударственный долг, но если государственный долг превышает ВВП более чем в2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.Наиболее тяжелыми для страны являются краткосрочные долги, требующиесоответствующих выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличениюпроцента, т.е. требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило,старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е.превратить ее в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясьежегодной выплатой процентов.
Внутреннийгосударственный долг — это долг государства своему населению (он может иметьформу кредитов, государственных займов, долговых обязательств, гарантированныхправительством). Внешний долг — это задолженность государства иностраннымгосударствам, организациям, отдельным лицам. В соответствии с методикой Мировогобанка к числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятсяте страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни:
1)отношение общей суммы внешнего долга к ВНП — 50%;
2)отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта — 50%;
3)отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке — 30%.
В 2007 году макроэкономическая ситуация характеризоваласьвысокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики,замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежныхдоходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпыэкономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансовогосостояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чемпланировалось, росту доходов консолидированного бюджета.
Ниже приводится анализструктуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетнойклассификации за 2006-2007 годы, таблица 2.1. Как видно из таблицы, в 2007 годувыросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходныйналог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальноестрахование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном засчет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговыедоходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2006 годом за счет увеличения доходовот использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3раза в реальном выражении. [8, c. 6]
Таблица 2.1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007гг., %Показатель январь-декабрь 2006
январь-декабрь
2007 Налоговые доходы — всего 72,4 70,1 в том числе: · Прямые налоги на доходы и прибыль 16,0 16,0 в т.ч. — подоходный налог 6,1 6,5 · Налоги на фонд заработной платы 1,7 1,8 · Налоги на собственность 3,7 3,3 · Налоги на товары и услуги 35,9 38,4 в т.ч. — НДС 19,2 19,2 - акцизы 4,4 7,4 · Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5,5 5,4 Взносы на государственное социальное страхование 23,8 24,2 Неналоговые доходы 3,8 5,7
Итого доходов 100,0 100,0
Расходы бюджета в 2007 годубыли ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышениезаработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплатузаработной платы увеличились по сравнению с 2006 годом на 15,3% (в реальном выражении).Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2006 годудо 17,5% в 2007 году.
В 2007 году при реальном ростевсех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2006 годом вразрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия вдинамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическуюкультуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальнуюэкономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов нажилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.
Это обусловило основныеотклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2007году по сравнению с 2006 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходовбюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного весарасходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентныйпункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., рисунок 2.2.
/>
Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходовконсолидированного бюджета, в процентах к итогу
Основная часть расходов бюджета по разделу «Национальнаяэкономика» приходилась на расходы по подразделам: «Сельскоехозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 43,5% (в 2006 году – 47,3%)всех расходов на национальную экономику, «Дорожное хозяйство» – 22%(24,4% — в 2006 году), «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура»– 19,1% (вместо 14% в предыдущем году).
Расходы социального характера по разделам: «Социальнаяполитика», «Образование», «Здравоохранение»,«Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации»составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2006 году доля этихрасходов составляла 53,7%.
Денежно-кредитноерегулирование.
Денежноеобращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого онивыполняют свои функции. Бумажные деньги вводятся государством, оно устанавливаетих курс, но реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, независит от власти и определяется законами денежного обращения. В обязательствахпогашения долгов деньги выступают как средство платежа. Не участвующие покаким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливаяконцентрацию хранения денег в банках, которые посредством кредитования находятим прибыльное применение.
Денежно-кредитнаяполитика заключается в государственном воздействии на денежное обращение иденежную массу, рынок денежного капитала, цену денег. Механизмденежно-кредитного регулирования состоит в том, что, воздействуя на денежнуюмассу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, ихрезервные позиции, государство влияет на производство общественного продукта,занятость, уровень цен и т.д.
Денежно-кредитнаяполитика дополняет финансово-бюджетную политику, но не имеет фискальногохарактера. Основной составляющей кредитно-денежного регулирования являетсякредит — движение ссуд капитала на условиях срочности, возвратности иплатности. Эта система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал,создает инвестиционный климат.
Врегулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему.В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система: на верхнемуровне находится Национальный банк Республики Беларусь, на нижнем — коммерческиебанки. Согласно Конституции Республики Беларусь, Национальный банк регулируеткредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладаетисключительным правом эмиссии денег. Национальный банк контролирует практическивсе элементы системы безналичных и наличных расчетов. Он обслуживает коммерческиебанки, бюджетные организации, а также представительные и исполнительные органывласти, государственные внебюджетные фонды. Главной клиентурой Национальногобанка являются Министерство финансов и коммерческие банки.
Национальныйбанк Республики Беларусь контролирует кредитные учреждения по несколькимнаправлениям: регистрирует новые учреждения; лицензирует их деятельность;устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатываети вводит регулирующие нормы в рамках административного права. Регулированиеденежного обращения осуществляется на основе проводимой Национальным банком исогласованной с Правительством Республики Беларусь денежно-кредитной политики. Основныеее направления ежегодно представляются для рассмотрения Национальному собранию.
Основнымиинструментами денежно-кредитного регулирования являются: [16, c. 284]
— учетнаяставка (процентная ставка или ставка рефинансирования) — процент, под которыйцентральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение этойставки вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых отцентрального банка, и снижает кредитные вложения в экономику. Эта ставка должнабыть выше текущего темпа инфляции (т.е. положительной), что означает вовлечениеденежных ресурсов в народное хозяйство не бесплатно (не происходит инфляционнаяэмиссия денег);
— нормаобязательных резервов (резервная норма) — минимальный процент депозитныхобязательств, который банк должен держать в центральном банке. При повышенииэтой нормы сокращаются избыточные резервы банков и уменьшается денежное предложение;
— операциина открытом рынке — основной инструмент регулирования денежной массы,используемый в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейскихценных бумаг обеспечивается пополнение или снижение банковских резервов кредитнойсистемы государства. Операции проводятся центральным банком совместно с группойкрупных банков.
Надостижение этого же эффекта направлен выпуск государственных ценных бумаг.Эмиссия позволяет изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающихценные бумаги, и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Особенноочевидны преимущества такого регулирования в периоды высокой инфляции. За счетпродажи государственных ценных бумаг возможно обеспечивать и увеличениеденежной массы, когда государственные органы (Министерство финансов,Национальный банк) скупают государственные ценные бумаги на рынке, высвобождаяденьги.
Отпроведения денежно-кредитной политики во многом зависит поведение валютногокурса: жесткая денежно-кредитная политика государства ограничивает ростденежной массы, что ведет к относительному сокращению предложения национальнойвалюты и соответственно к повышению ее курса; смягчение денежно-кредитнойполитики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
Современнаяденежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевогопространства. Либерализация экономики в 1992 г. вызвала одномоментный рост цен, который продолжался и в дальнейшем. С середины лета 1992 г. была прекращена выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот решил судьбу рублевой зоны.
Сколько-нибудьсерьезные попытки использовать рыночные рычаги управления экономическими процессамивпервые были предприняты Национальным банком Республики Беларусь в 1994 г. Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь в 1995 г. ситуацию, можно отметить, что усилиямиПравительства и Национального банка в республике была достигнута определеннаяфинансовая стабильность. Однако монетарные средства укрощения инфляции имеютобъективные пределы, к которым Республика Беларусь приблизилась в начале 1996 г.
В1997–1998 гг. государство столкнулось с ростом неплатежей, вынужденным государственнымфинансированием убыточных предприятий, увеличивало денежную массу. Снижениетемпов инфляции в 1995–1996 гг. не способствовало положительным изменениям, таккак основывалось не на развитии экспорта, а на жестком валютном регулировании.
Впоследние годы в Республике Беларусь проявляется тенденция экономическогороста. Однако эффективность производства низка. Инвестирование невыгодно белорусскимбанкам из-за низкой эффективности производственной сферы. Поэтому, разрабатываяи реализуя денежно-кредитную политику, Национальный банк и правительство республикидолжны повысить привлекательность производственного сектора, преимущественногосударственного, либо заменить его более эффективным — частным.
Сегодняв Республике Беларусь практически отсутствует специализация коммерческихбанков. Российский опыт показал, что нужны банки двух типов: расчетные центры,обеспечивающие прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи ит.д., и инвестиционные, содействующие эффективному размещению вкладов, отборумаксимально выгодных проектов. В частности, такую функцию может выполнятьБелорусский банк развития, питаемый капиталами на инвестиционные цели поспециальным каналам. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитованиядля выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).
Национальномубанку следует однозначно заявить о таких приоритетах денежно-кредитнойполитики, как восстановление оборотных средств в производственной сфере,поддержка занятости населения, жесткий контроль за оттоком капитала, вытеснениеденежных суррогатов из оборота, дедолларизация экономики, страхование вкладов,построение адекватной банковской системы.
Важно,чтобы названные атрибуты не только присутствовали в денежно-кредитной политике,но и обеспечивали реальный эффект.
В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь.Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии (первыйзаместитель Председателя Правления, курирующий вопросы банковского надзора).
Комиссияосуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике и денежно–кредитнойсфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а такжеразрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержаниюее устойчивого функционирования. Кроме того, Комиссия осуществляет координациюдействий структурных подразделений центрального аппарата Национального банкаРеспублики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояниеи перспективы развития банковской системы.
Глобализацияэкономики порождает тенденцию интернационализации денежной политики, валютнойконсолидации. Международной валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI векеполучат хождение в основном три валюты: для Европы — евро, Америки — доллар,Азии — иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызываяинфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валютеснимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишаетгосударство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политикаРеспублики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных финансовыхорганизаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга.Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственнойденежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики.
Действующийфинансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению иразвитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризисфинансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовыхресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущаютнехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций.Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.
Программа оздоровленияэкономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может бытьрешена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит отэффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производствадешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивныхтехнологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительностьтруда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные иэнергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечитопережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюденииданного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственнойдеятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования,т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаютсяпроизводственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотныхсредств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.
Можно назвать следующиеосновные направления использования финансов в оздоровлении экономики:
1) принята антикризиснаяпрограмма в РБ – финансирование некоторых отраслей начинается на приоритетныхначалах. В РБ сформированы основные направления использования финансирования воздоровлении экономики. Они базируются на комплексном взаимодействииценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможеннойполитикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами;
2) возрастает значениецены как основы осуществления предприятием хозрасчетной деятельности, посколькубольшая часть финансовых ресурсов формируется за счет выручки;
3) реальное распределениесредств централизованного финансирования в условиях их дефицита по направлениямиспользования осуществляется с учетом приоритетного развития отраслей производства;
4) важный финансовыйрегулятор рыночной экономики – налоговый механизм.
В заключение следуетотметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формированияправовых, экономических, социальных основ демократического общества.Государственная власть — это направляющая и организующая сила, способнаяпринимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритетыбудут положены в основу оценки эффективности функционирования созданнойсистемы, зависит будущий успех.
Список использованных источников.
1. Антоненко Ю.А. Банковская система:Надежность в крепкой и открытой структуре // Банковский вестник. – 2006. — №8,- С. 6-11
2. Антонова Н.Б. Государственноерегулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: Академияуправления при президенте Республики Беларусь, 1999
3. Актуальные проблемы государственногостроительства и управления: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.И.Глазуновой. – Мн.,2007
4. Бирюкова О. Н. Дневник успеваемостибелорусской экономики // Белорусский рынок. 2007. №2. С. 12-13
5. Бурносенко И.В. Нестандартнаясоциальная ориентация. // Белорусский рынок. 2006. — № 41. С. 11-17
6. Введение в рыночную экономику. / Подред. А.Я. Лившица. – М.: Высшая школа, 2002
7. Заико Л.Ф. Макроэкономические парадоксыБеларуси. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007. №7. С. 17-22
8. Корбут Н.И. Финансовая система жива,специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательныхдействий. // Финансы. Учет. Аудит. 2007. — № 9. С. 4-9.
9. Никитенко П.Г., Комков В.Н.Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходнойэкономики. // Белорус. экон. журнал. – 2007. – № 3. — С. 13-21
10. Образкова Т.В. Особенностипрогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал.2007. — № 9. С. 26-29.
11. Пронкин С.В., Петрунина О.Е.Государственное управление зарубежных стран. – Мн.: Амалфея, 2001
12. Тенденции в денежно-кредитной сфереРБ. // Банковский вестник. – 2006, — №11, С.27-32
13. Теория национальной экономики:Учебное пособие. В 3-х частях. / Под ред. И.М. Лемешевского – Мн.: «Амалфея»,2004
14. Формирование экономических исоциальных основ белорусской государственности: Материалы науч.-практ. конф. –Мн.: Право и экономика, 2006
15. Ходов Л.Г. Государственноерегулирование национальной экономики. – М.: Экономистъ, 2005
16. Экономическая теория: курслекций. / Под ред. А.С.Головачева – Мн.: Акад. упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2005