Реферат по предмету "Экономика"


Рынок как проявление демократизации в экономике

Московскаяфинансово-юридическая академия
Ярославскийфилиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине
«Экономическаятеория»
на тему:
«Рынок какпроявление демократизации в экономике»

                                                                          Студентка группы РК-15
БогдановаАлена Александровна
Преподаватель- Батаев А.А
Дата сдачи_____________Дата защиты ___________Оценка__отлично_______
Ярославь,2007

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1.Сущность рынка. Понятие рынка
Определение понятия «рынок». Эволюциявзглядов на рынок
Государственное регулирование
2.Рыночная организация хозяйствакак экономическая система
Причины возникновения рыночнойорганизации хозяйства
Разделение труда и специализациятрудовых функций
Обмен экономических благ
Частная собственность и рыночнаяорганизация хозяйства
Частное предпринимательствоПреимущества и недостатки рынка
Достоинство рыночной экономики
Заключение
Список литературы

РЫНОК КАКПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Современная экономикаразвитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективнойи гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одностолетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будетопределять экономический облик будущего во всех странах мира.Рыночнаяэкономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектовнезависимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональномухозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильныестороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономическогопрогресса.
 Онасоздает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в экономическом и социальномплане) систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственномуэкономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается,то, прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются насобственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами жеи отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной,находчивой экономической деятельности.
Актуальность выбраннойтемы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночнойэкономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежныеотношения соответствующие им форм собственности, а практика развитиянациональной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка.Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служитсвоеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становлениярынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих имногих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и самрынок.
Цель исследования – датьопределение понятию «рынок», определить сущность рынка, его влияние на жизнь общества,рассмотреть рыночную организацию хозяйства как экономическую систему.

1.СУЩНОСТЬРЫНКА. ПОНЯТИЕ РЫНКА
 
Определениепонятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок.
Рынок – одна изсамых распространенных категорий в экономическойтеории, одно из основных понятийхозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок»применяется как всем известное и не требующее каких-либо объяснений. Вдействительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом,что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно,что такое рынок.
Итак, попробуемразобраться, что же такое рынок и каковы условия его возникновения?
Мы уже знаем, что рынок –это обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н.Бухарина, рынок– это обратная сторона товарного производства, основы рыночногохозяйства.
Так, рынок рассматриваюткак совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный позаконам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуетсякак совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.[1; с.54] Вкниге “Экономикс” указывается, что рынок представляет собой механизм, которыйсводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.[2; c.77]
Интересно высказались орынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, чторынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, ктопринимает экономические решения: миллионы потребителей принимаютсамостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромноечисло предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства– кому и как эти товары продавать.
Рынок являетсяфундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путейповышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражаетсовокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей иобщества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том,что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений междупродавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономическиеотношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование такихатрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, тоесть всего того, что включается в понятие “рыночный механизм”.
В самом общем виде рынок– это система экономических отношений, складывающихся в процессепроизводства, обращения и распределения товаров, а также движения денежныхсредств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекаяв обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиесярезультатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей вобществе охвачены куплей-продажей.
Более конкретно рынок представляетсферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентамиобщественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей ипотребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. Вкачестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного илинескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынкадействуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъектытесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестветоваров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства(земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства,важнейшими из которых являются сами деньги.
В своем воздействии наэкономическую систему рынок противоречив и многогранен, выполняет какпозитивную, так и негативную роль.
В чем заключаетсяпозитивная роль рыночного механизма?
Конкурентный рыноквыполняет распределительную и стимулирующие функции. Он способствуетэффективному распределению ресурсов, направляя их в производство тех товаров иуслуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрениенаиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимымитоварами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самымстихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.
Являясь ориентиром дляразвития выгодного производства и показывая невыгодность других производств,конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует техническийпрогресс, обеспечивает ресурсосбережение.
Через спрос – двигательрыночной экономики – конкурентный рынок поворачивает производство кпотребителю, создает материальную заинтересованность всем участникам вудовлетворении их потребностей. Рынок выявляет общественную значимостьпроизводства и товаров, реализует валовой национальный продукт, освобождаетэкономику от дефицита товаров и услуг. В целом рынок через конкурентноеценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства ипотребления.
Основанный на личнойсвободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельностьлюдей без принуждения, создавая добровольную состязательность между нимипосредством купли-продажи.
Таким образом, механизм«самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночнойэкономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людейсвидетельствуют в пользу рыночной системы. Однако возможности рыночногомеханизма не безграничны.
Конкурентный рынок негарантирует решения всех социально-экономических проблем, важнейшими из которыхявляются безработица и инфляция. Рынок не обеспечивает право на труд тем, ктоможет и хочет работать; не гарантирует права на стандартное  благосостояние, что,несомненно, играет негативную роль.
Коррекцию рыночногомеханизма способно осуществить только государство. Обе стороны управленияэкономикой – рынок и государство – существенны.
Государственноерегулирование
Государство постояннодолжно контролировать рынок, то есть система мер законодательного,исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственнымиучредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянноизменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояниедел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов,решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защитуобщества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные,региональные, муниципальные органы управления.
Государственноерегулированиеставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социальнонезащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государствоследит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, атакже государственное регулирование направлено на защиту интересов будущегопоколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизироватьнегативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовыепредпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.
Правовоерегулированиеразрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересовобщества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этимзанимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика.Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов,проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика– политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: илистабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободнымценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения,что требует стимулирования предпринимательской активности.
Финансовоерегулирование. Спомощью финансов, которые государство “берет” из своего бюджета, принимаютсямеры для Стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов.Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает своюнесостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности.Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведенииэтой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся направительственные закупки – регулируемые законодательством государственныерасходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукциюпроизводителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи — выплатысо стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием инаселением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговаяполитика заключается в том, что в периоды экономических спадов применятьстимулирующую политику – снижение налогов и увеличение государственныхрасходов. В периоды экономических подъемов Применяется сдерживающая политика –увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займыявляются методом финансового регулирования в силу того, что используютсяправительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.
Объективнаянеобходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимостьсуществования товарного производства. Важнейшими историческими условиямивозникновения рынка являются следующие.
Первое условие – общественное разделение труда испециализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участниковхозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственнымиресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаютсясамыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируютсяна производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципамисравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительноменьших издержках упущенных возможностей.
Второе условие – экономическая обособленностьпроизводителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственныхрешений (что производить, как производить, кому продавать произведеннуюпродукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частнойсобственности и затем распространяется на коллективную собственность. Если вобществе субъекты деятельности хозяйственной деятельности не наделены правамисобственности, то рынок существовать не может.
Эти два условия выражаютглубинное противоречие экономики, которое выражается в объективнойнеобходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-заобщественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления(ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системытоварных, рыночных отношений.
Третье условие – разрешение проблемы трансакционныхиздержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включаютрасходы, связанные с получением лицензии на выбранную субъектом хозяйственнуюдеятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерениюсвойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д.Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будетсоздан.
 Для эффективногофункционирования рынка необходимо и четвертое условие –самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обменресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок.
Понятие «рынок»многогранно, поэтому достаточно  трудно охарактеризовать его однозначно. Помере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократноменялось.
По мере углубленияобщественного разделения труда и развития товарного производства понятие«рынок» приобретает все более сложное толкование.
С дальнейшим развитиемтоварного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникаетвозможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве. Характеристикарынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируетсяновая структура общественного производства – сфера обращения, котораяхарактеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда сцелью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результатевозникает понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена(обращения).
Если рассматривать рыноксо стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определениярынка как совокупность покупателей или всякой группы людей,вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводулюбого товара.
В российскойэкономической литературе наибольшее распространение получило определение рынкакак системы экономических отношений продавцов и покупателей.
Между определением рынкакак сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений естьпринципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночныхотношений; во втором – на отношения, выражающие сущность категории «рынок».
Можно выделить ещеодно понимание рынка – как общественной формы организации и функционированияэкономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства ипотребления без посреднических институтов.
Рынок включает не толькоотношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения(собственности, производства, распределение, потребления и т.д.), а такжеорганизационно-экономические отношения (различные конкретные формы организациирынка и т.д.). это дает основание рассматривать рынок в функционирующейэкономической системе как самостоятельную подсистему.

2.РЫНОЧНАЯОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
КАКЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
 
Причинывозникновения рыночной организации хозяйства
Эволюция экономическихсистем происходит как следствие поиска способов решения извечной дилеммы:«ресурсы ограничены – потребности безграничны». Ограниченность ресурсовотносительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностьюв экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть преодолена лишь приусловии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразныхпотребительских благ в единицу времени. В свою очередь, повышениепроизводительности возможно благодаря общественному разделению труда испециализации ресурсов и на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодногообмена продуктами труда.
Разделениетруда и специализация трудовых функций
Разделение испециализация труда – это относительное обособление людей для выполненияконкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительногоиспользования специфических различий, свойственных всем видам ограниченныхресурсов. Разделение труда вызывает соответствующее увеличение производительноститруда.
Разделение труда выгоднодаже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификацииработников и используемых ими ресурсов.
В условиях разделениятруда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктомего собственного труда, большую их часть он удовлетворяет обменом производимыхпродуктов на продукты труда других людей.
Разделение трудасчитается одной из объективных причин возникновения рынка и присущих емуотношений обмена.
Результаты разделениятруда тем более впечатляющи, если они основываются на различиях в способностяхи талантах людей. В этом случае разделение  и специализация  работ самивызывают и усиливают присущие ресурсам специфические различия, ускоряя ростпроизводительности труда и качество выполнения работ.
В условиях разделениятруда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворенапродуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяетобменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, вкоторых он нуждается. Именно в этом смысле принято считать разделение трудаодной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношенийобмена.
Обменэкономических благ
Разделение труда, какизвестно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли бы безсущественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обеспечиваяэволюцию системы в целом.
Получить многообразныепродукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена.Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют своиразнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатомчьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей,способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результатевыполнения работником только одной, частичной трудовой операции благодаряобмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. В результатеусиливаются экономические взаимосвязи всех членов общества.
Самые несхожие междусобой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продуктыпосредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек можетвыбрать себе то, что ему необходимо. Предложив в обмен продукты своего труда.Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнятьмножество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущныхиндивидуальных потребностей.
Рыночный обмен – этопроцесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре 6оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными,взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человекскорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям.
Именно таким путем людиполучают друг от друга максимум потребительских благ, преодолеваяограниченность ресурсов разделением труда и обменом своих продуктов
Частнаясобственность и рыночная организация хозяйства
Для возникновениярыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие традиционногоправа частной собственности на экономические ресурсы и, прежде всего ресурсыземли и орудий труда для обособленного хозяйствования.
Разрушение традицийчастной собственности на землю разрушало и саму рыночную систему. Примером томуслужит прерванная эволюция развитой рыночной экономики начала XX века и замена ее в некоторых странахкомандно-адмиистративной системой.
Практика показала, чтообеспечить главный принцип обобществленной системы «каждому – по потребностям»при естественной ограниченности ресурсов командными методами обмена ираспределения благ невозможно. К началу 90-х годов XX века практически во всех странах обобществленнаякомандно-админисиративная система распалась. Это произошло еще и потому, что встранах с частной собственностью на экономические ресурсы и развитой рыночнойсистемой принципы обмена труда и гарантии благосостояния народов оказалисьболее справедливыми и реалистичными.
Современным вариантомрыночной системы, обеспечивающей социальное благополучие наиболее развитыхстран и рост богатства народов, служит смешанная экономика. Ей свойственны своидостоинства и недостатки, уравновешивая которые оно прошла через стихиюкризисов перепроизводства, социальные потрясения и достигла впечатляющего экономическогоподъема. Основу ее современной организации составляют два «начала»: рынок игосударственное регулирование. Устойчивость, гибкость, способность ктрансформациям – это свойства и характеристики, привлекающие закономерныйинтерес к экономическим системам подобного типа.
В экономической системевзаимодействуют три самостоятельные подсистемы: рынок, государство какподсистема хозяйствования, натуральное хозяйство. В зависимости от того, какаяподсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется  вся экономическаясистема: если преобладает рынок, то система – рыночная, так возникает рыночнаяэкономика.
Углубленное пониманиекатегории “рынок” требует учета его места в хозяйственной (экономической)деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:
1. Производство.
2. Распределение.
3. Обмен.
4. Потребление.
Хотя конечная,естественная цель экономической жизни – это потребление,важнейшей сферой экономики является производство. Без егоразвития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарнуюмассу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в другихсферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там,где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначалакрупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
Однако междупроизводством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следуетраспределение, то есть система, определяющая, кому достанутсянепосредственные результаты производства, кто станет собственникомпроизведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формированиисоциальных отношений между людьми, в определении материального положенияразличных слоев общества.
Но распределение – это нетолько следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, вомногом зависит эффективность производственного процесса.
Хотя обмен занимаеттретье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказываетсильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным прирассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную рольво всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка каксовокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческуюзначимость.
Рынок являетсяэкономической категорией и как таковая уже тесно связан с обменом, обращением,торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынкомкатегорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
как процесс движениятоваров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;
как процесс созданияопределенных общественных отношений, в которые вступают индивиды при этомобмене веществ.
Как экономическаякатегория обмен выражает вторую сторону, т.е представляет собой экономическиесвязи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатовтруда, полученных не для собственного потребления, а для других, дляудовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные,хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают вконтакты.
Необходимо различатьобмен в широком смысле – деятельностью, опытом, услугами, результатами и т.д.,и обмен в узком смысле –только результатами труда, или продуктообмен. Последнийв условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена.
Товарное обращение – более развитая форма товарногообмена, осуществляемая при посредстве денег.
Торговля – это деятельность людей поосуществлению товарного обмена и актов купли-продажи.
Торговые услуги – отношения посредническойдеятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров.
Отсюда рынок какэкономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений исвязей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками поповоду движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектырыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Единство всехвышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единуюсущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.
Частноепредпринимательство
Выбор решений,относящихся к проблеме ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, издержки такого выбора,а соответственно и альтернативные издержки рыночной организацией «перекладываются»на частное предпринимательство. В этом случае «цена» риска – либо прибыль, либоубытки. По существу они выступают предпринимательской оплатой использованиячасти ограниченных ресурсов общества для производства и предложенияразнообразных благ. Если предлагаемые блага не пользуются спросом и неудовлетворяют потребности общества, они не будут куплены потребителями ииздержки предпринимательского выбора не будут возмещены. При отсутствиипокупательского спроса убытки предпринимателя – это не возмещенныеэкономические ресурсы, которые он оплатил собственными деньгами. Кроме того,сделав неправильный выбор о том, что, как и для кого производить, частныйпредприниматель не имеет практически никакой возможности «переложить» издержкисвоего ошибочного выбора на общество и потребителей, не желающих покупатьпроизведенные им товары. Правда, издержки здесь все же будут иметь место,поскольку уже произошла затрата ограниченных ресурсов общества на не нужныйпродукт, но эта затрата по крайней мере возмещена, оплачена личными деньгамипредпринимателя.
Только потребительскийспрос факт оплаты цен предложения служит свидетельством рационального выбораальтернатив использования ограниченных ресурсов общества на производствонеобходимых ему благ.
На вопрос «ЧТОпроизводить?» могут ответить только потребители фактом оплатыпроизводственных благ собственными деньгами. Оплатив цену выпущенных благ,потребители возмещают издержки ресурсов и «подтверждают» целесообразностьданного производственного выбора.
Уплаченные деньги попадаютпредпринимателю, частично становятся его прибылью. Если предпринимательиспользует ресурсы земли, недвижимости или ископаемые сырьевые ресурсы, тособственники этих ресурсов получают доходы в форме ренты и (или) аренднойплаты. Если он привлекает капитальные ресурсы, он оплатит либо их рыночнуюцену, либо процент по лизингу, выступающий формой дохода собственникакапитальных ресурсов (техники, оборудования, машин). Наконец, еслипредприниматель привлекает ресурсы труда рабочих и специалистов, он выплачиваетим заработную плату или иные формы денежного вознаграждения за труд, интеллект,квалификацию.
Вопрос «КАКпроизводить?» также решается путем риска и предпринимательского выбора.Конкуренция производителей диктует необходимость обеспечить: массовостьвыпуска; минимизацию ресурсных затрат на единицу продукции; эффективностьтехнологий (качество труда и техники); совершенствование потребительскихсвойств выпускаемых изделий.
Ответ на вопрос «ДЛЯКОГО производятся разнообразные блага?» зависит от платеже способностипотребителей, которая определяется из доходами от труда, интеллектуальнойсобственности, собственности на землю, недвижимость, капитальные активы, ценныебумаги, денежные вклады, трансфертные и иные выплаты от государства. Проблема«для кого производить» содержит важную социальную «компоненту» в случае низкойплатежеспособности потребителя. Однако эта проблема решается не рыночнойсистемой, а распределительными функциями государства.
В экономической системе сразвитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого)решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения,конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночнойэкономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностейполучения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы,которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажапроизведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются всоответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).
Важным условием развитияэкономической системы при использовании рыночного механизма является наличиесвободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать-то, что онипредпочитают, предприятия – производить и реализовать то, что они считаютцелесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куданаправлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.
Экономическаядействительность характеризуется многочисленными противоположными интересами:покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственностипродавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и применьшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокойзаработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокойпроизводительности при возможно низкой заработной плате и так далее. Каждый изучастников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец –добиться возможно большей прибыли, потребитель – получить свою выгоду.Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, которыймогла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает системарынков, цен и фактор конкуренции.
Система рыночныхотношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещениюпотребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принялкаждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизацииизменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное.Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей ипродавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный моментвремени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции,производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки ипозволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производствупродукции неприемлем.
Таким образом, сущность ипозитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такуюсистему хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночныеотношения не являются абсолютно совершенными.Преимущества и недостатки рынкаПреимущества рынка
В условиях развитыхрыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль ибоязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсовориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.
Рыночная системахозяйствования через свой механизм обеспечивает:
1. Применение наиболеепроизводительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
2. Информированиепоставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самымосуществляется коррекция в распределении ресурсов.
3. Сочетание личных иобщественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие “невидимойрукой” на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобыстимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченныхресурсов.
Основное достоинствоконкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективностипроизводства. “Экономика производит то, что требуют потребители, путемприменения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует икорректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а нецентрализованного решения правительства”.[2; c.91]
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
1. Рыночная экономикапредставляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, прикоторой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основныхпроблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается черезвоздействие рынка и его механизмов.
2. Отличительнойособенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться иприспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
3. Рыночная система лучшедругих приспособлена для использования достижений научно-техническогопрогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полногоудовлетворения потребностей общества.
Для любой рыночнойсистемы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность,свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободныйвыбор профессии, места работы и занятий.
Основой этой системыявляется рынок, который за длительный период убедительно доказал своипреимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективнойхозяйственной деятельности.
Недостатки рынка
Позитивные функции рынкаделают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако,что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечиваютпрогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполноесовпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновениюи обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступенисуществования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденныенедостатки (несовершенства).
Во-первых,функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономическихрегуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающиедиспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляетсяпорой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, прибесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированныеструктуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивнымифункциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектоврынка.
В-третьих, стихийнодействующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многихобщественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов,идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно сбизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии,стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства,культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок необеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированныйтрудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте вобществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатыхи бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создаютблагоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающихспекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественныеявления.
Все эти негативныесвойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опытРоссии.
Вместе с тем эти чертырыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумнойэкономической политики. Здесь особенно важны меры государственногорегулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сферобщественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночнымиисточниками, а также меры социальной политики.
Достоинстворыночной экономики
Достоинство рыночнойсистемы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективностираспределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляетресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всегонуждается. Благодаря этому в экономику внедряется более новые технологиипроизводства. “Невидимая рука” управляет на рынке личной выгодой, котораяобеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи сэтим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться вфункционирование свободных рынков, или регулирования их операций, заисключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.Важным неэкономическим аргументом, который также составляет достоинстворыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личнойсвободы. Рыночная система способна координировать экономическую деятельностьбез принуждения. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства.Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, сучетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночнойсистемы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективностираспределение ресурсов и личной свободе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В самом общем виде рынок– это система экономических отношений, которые складываются в процессепроизводства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежныхсредств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекаяв обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые неявляются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связейвсе отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляетсферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей,производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен,распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимыересурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обменарынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Дляраспределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходовдля владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тотканал, через который потребителю поступает основная часть необходимых емупотребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена, являющаясяглавным индикатором рыночной экономики.
Рынок выполняет различныефункции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизмпризван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить,то есть, какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть,какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует этитовары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение всвою собственность?
Для решения этих вопросоврынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемыэкономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономическихпроблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Онопризвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат запределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление иправопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самогорыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияниена самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночнойэкономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственногорегулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний,предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления,сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственнымрегулированием.
Государство причрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночногомеханизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
В экономической теорииразличают различные виды рынков, которые основываются на собственнойинфраструктуре, обслуживающей его потребности. Кроме того, рыночную экономикуобслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элементрыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционированиерыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, вусловиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.
Роль рынка в общественномпроизводстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в какомобъеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос ипредложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцируеттоваропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностьюна покрытие рыночного спроса; “убирает” неконкурентоспособных предприятий и“свертывает” устаревшее производство.
В рыночной экономикеблагосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать нарынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар ина более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Как не упорядочен, как нирегулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной – этостолкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственнойдеятельности и поэтому абсолютно самостоятельно решающих для себя главныевопросы экономики: что производить? Как изготовлять? Кому, и по какой ценепродавать? Как использовать полученные доходы?
Таким образом, можносформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветаниястраны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем,чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 1.        Котлер Ф.Основы маркетинга. М., Прогресс 1990, 613 с.2.        МакконнеллК. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика.1992. т. 1, 348 с.
3.        Сажина М. А,Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. идоп. – М. Норма,2005. – 672 с.: ил. – (Классический университетский учебник)
4.        Экономическаятеория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В. Д. Кашаева. – 7-еизд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 640 с.: ил.
5.        Экономическаятеория: Учебник – Изд. испр. и доп./Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 672 с. –(Высшее образование)
6.        Экономическаятеория (политэкономия): Учебник/ Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П  Журавлевой – 4-е изд – М.:. ИНФРА-М, 2004. – 640 с-(Высшее образование)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Designer Babies Essay Research Paper Designer BabiesParents
Реферат Немного о святках в допетровской Руси
Реферат Показатели и оценка ликвидности баланса организации наименование темы. Меры по улучшению ликвидн
Реферат Физиология водно-электролитного обмена
Реферат Анализ себестоимости продукции плодоводства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области
Реферат Международная валютно-финансовая система
Реферат Анализ оборотных средств в ООО Прогрессконтакт 2
Реферат Пищевые добавки 2
Реферат Книгопечатание и книжная справа на Руси в первой половине XVII в.
Реферат Ernest Hemmingway Essay Research Paper Ernest HemmingwayErnest
Реферат Поощрение и наказание в воспитании школьников
Реферат Alaska Essay Research Paper AlaskaThe purpose of
Реферат ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Реферат Культура как полагание смысла
Реферат Алконос) в русских средневе­ковых легендах райская птица с человеческим ли­цом (часто упоминается вместе с другой райской птицей сирином)