Реферат по предмету "Экономика"


Рынок инвестиций в РФ и его особенности

Работа на тему:Рынок инвестиций в РФ иего особенности 2006Содержание
Введение. 3
Глава1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации  5
§1.1. Этапы развития законодательства об иностранных инвестициях. 5
§1.2. Инвестиционный климат в России. 8
§1.3. Потенциал российского рынка. 12
Глава2. Инвестиции в российской экономике. 16
§2.1. Анализ статистических данных. 16
§2.2. Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов. 17
§2.3. Источники инвестиций. 19
Глава 3. Государственное регулирование инвестиционнойдеятельности. 23
§3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата. 23
§3.2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. 25
§3.3. Регулирование сфер и объектов инвестирования. 26
Заключение. 29
Списокиспользованных источников. 31
/>Введение
Россия переходит нарыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни общества,прежде всего, в экономике.
Решающим условиембыстрого подъёма российской экономики на данном  этапе развития являетсявосстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионахстраны.[1]
Инвестиции служат«архимедовым рычагом» поступательного развития и позитивногофункционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительныерабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основнойкапитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынокновых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям,инвесторам и государству в целом.
Существующая в настоящеевремя проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решатьсяуспешно, но при условии выработки собственной и более эффективнойинвестиционной политики.
Речь идёт как о политикеправительства в области создания благоприятного инвестиционного климата встране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей,регионов и субъектов хозяйствования.
Поэтому подготовка ипереподготовка специалистов в сфере инвестиций сейчас для российской экономикиприобретает особую актуальность.
Проблема инвестиций внашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна,прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние,но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов,однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутсяиз стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в тоже время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются,прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяетсянезависимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в тойили иной стране.
Российские жепотенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено,прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян — “правительствоработает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчаснаправлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимымиусловиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можемрассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийскиеинвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики“сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат вевропейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций взарубежных странах. Государство всеми силами  пытается  вернуть эти  деньгииз-за  рубежа в  российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитиюроссийского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено,  начиная с  1991 года, около 150 млрд. дол.[2]и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российскойэкономике.
/>Глава 1. Общие положения об иностранных инвестицияхв Российской Федерации/>§ 1.1. Этапы развития законодательства об иностранных инвестициях
Исследователи выделяюттри этапа развития законодательства об иностранных инвестициях.
Первый этап развития законодательства об иностранныхинвестициях, охватывает промежуток с 1989 по 1996 г.[3]Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ исовпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Дляначального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще несформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целяхрегулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечитьцели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь какиностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цельрегулирования.
В этот период принимаетсяЗакон РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-I «Об иностранных инвестициях в РСФСР», гдепод иностранными инвестициями понимались все виды имущественных иинтеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объектыпредпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли(дохода) (ст.2).
Заключается ряд международныхсоглашений о защите капиталовложений.
Указом Президента РФ от27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями»было установлено, что «вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условияфункционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместныхпредприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующихна момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется нанормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования натерритории РФ иностранных и совместных предприятий».
Второй этап охватывает период примерно с начала1996 г. по 1999-2000 гг. [4]Наданном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельныхинвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынкафинансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период начинается спринятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценныхбумаг», а также Указа Президента РФ №1009, которым было утверждено Положение оФедеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
На этом этапе былиприняты также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав изаконных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных имуниципальных ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «Озащите конкуренции на рынке финансовых услуг». 9 июля 1999 г. Президент РФподписал новый Закон РФ «Об иностранных инвестициях».
Составленная на основеуказанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктурырынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.
Третий (современный)этап – продолжаетсяи в настоящее время, связан с дальнейшим развитием законодательства обиностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведениеего в соответствии с международными нормами.[5]
Одним из направленийразвития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм испособов осуществления инвестирования. Данное направление также связано сзащитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в смыслевыбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможностидля минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционногопортфеля.
Положительной тенденциейв развитии законодательства, характеризующей современный этап, следует признатьпостепенное приведение действующего инвестиционного законодательства всоответствии с международными нормами. Так, например, на начальном этаперегулирования законодатель практически не проводил различий междурегулированием прямых и портфельных инвестиций.
Принятые в 1991 г. ЗаконыРСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и «Об инвестиционной деятельности вРСФСР» не видели различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняетконтроль за инвестированными им средствами и участвует в управлениипредприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и случаями, когдаинвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала ипрактически не участвует в управлении предприятием (портфельные инвестиции).
В настоящее времязаконодатель начал проводит четкое различие между первым и вторым типоминвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов «Обиностранных инвестициях в РФ» и «Об инвестиционной деятельности в РФ,осуществляемой в форме капитальных вложений».
Таким образом, постепенностираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов. Этоосновная тенденция развития законодательство об инвестициях.
В условиях развитойрыночной экономики в широком регулировании инвестиционных правоотношений взаконодательстве об иностранных инвестициях нет необходимости, так как принормальном стабильно развивающемся рынке было бы некорректно по отношению котечественным инвесторам вводить особый режим с повышенной защитой дляиностранных инвестиций. Исходя из этого, практически все развитые страны (Германия,США, Англия и др.) не имеют специального законодательства, регулирующегоиностранные инвестиции, и распространяют на них общий режим инвестирования,установленный для отечественных инвесторов.
Учитывая вышесказанноеможно предположить, что следующим этапом развития законодательства обиностранных инвестициях станет, прежде всего, окончательно приведениедействующего законодательства в соответствии с международными нормами(нормативами Всемирной Торговой Организации), упразднение специального институтаиностранных инвестиций.[6] />§ 1.2. Инвестиционный климатв России
Приток иностранногокапитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяютсяпреимуществами инвестиционного климата в данной стране.
Основными препятствиямидля притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанностьзаконодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранныхинвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многиеиностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, атакже подчёркивают нестабильность ''правил игры''.
Необходимым условием дляпривлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальнымиэлементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких исредних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур.Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальностьнашего общества.
За последние годы Россияпотеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желаливложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого.Причинами отказа стали: [7]
·    высокие издержкии, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
·    сложные изапутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
·    неуступчивостьроссийских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
·    резкоерасхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почтивсе компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителямивысокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектовРоссийской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решениивозникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей,движение полностью останавливается);
·    неготовностьруководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству синостранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемойстало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время рядиностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись сситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё,комплектующие и готовую продукцию делают производство в Россиинецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название ''синдромIBM''. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связис тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимыеперсональные компьютеры.
Неблагоприятныйинвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальноеденежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствиенедополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих»капиталовложений.
Для потенциальныхинвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играетполитика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятностьнационализации иностранного имущества, участие страны в системах международныхдоговоров по различным вопросам, прочность государственных институтов,преемственность политической власти, степень государственного вмешательства вэкономику и т.д.
На инвестиционном климатеотрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранныхфирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особеннонестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку этанестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, чтоснижает рентабельность вложений.[8]
Одним из проявленийкризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис,означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а,следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты нетолько конкурентоспособности, но и самой возможности существования многихпредприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемыинвестиций.
Среди экономическихпараметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяетсяобщему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитнойсистемах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы(стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификацииработников и производительности труда).
Большую роль в оценкесоциальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранныминвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласияпо основным вопросам экономического и социального развития страны, уровеньбезработицы, возможность забастовок.[9]
 
/>/>§ 1.3. Потенциалроссийского рынка
 
Данный показательизмеряется численностью населения, ВНП и величиной ВНП на душу населения.
Единый рынок бывшего СССРимел по своим масштабам и потенциалу (количеству потребителей) преимуществоперед рынками стран Восточной Европы. В то же время покупательная способностьнаселения (измеряется доходами населения-ВНП и ВНП на душу населения) здесьбыла ниже, чем, например, в Чехословакии, Венгрии и Польше. Количествопотенциальных  потребителей является более весомым фактором в оценке потенциаларынка крупными западными компаниями, производство в которых строится на принципемассовых стандартов потребления. Для таких фирм единый рынок бывшего СССР былболее привлекателен, чем рынки восточноевропейских стран. Для мелких и среднихкомпаний, производство в которых ведется в расчете на индивидуализированноепотребление, решающим фактором в оценке потенциала зарубежного рынкаоказывается покупательная способность населения, и для них единый рынок бывшегоСССР проигрывал в сравнении с рынками Чехословакии, Венгрии и Польши.[10]
Для большинства жекомпаний, по мнению многих западных обозревателей, потенциал единого рынкабывшего Союза долгое время рассматривался как огромный и был основным стимуломдля инвесторов.
Реальности сегодняшнегодня таковы, что в результате политических изменений и дезинтеграции государств,входивших в СССР, во многом утрачено это преимущество единого и необычайноемкого рынка. Не является единым и рынок государств-членов СНГ.
Сегодня среди членов СНГчётко обозначилась группа государств, руководители которых отстаивают идеюсогласованной экономической политики и тесной интеграции. Это Россия,Белоруссия и Казахстан. Подписанные правительствами этих стран соглашениянаправлены на восстановление разорванных производственных связей, координациюналоговой и ценовой политики, организацию нормальной работы транспорта и другиеаспекты, обеспечивающие функционирование общего рынка.
Другие же государстваСНГ, как, например, Украина, в большей мере изолируют свой рынок. В этихусловиях потенциальный инвестор вынужден ориентироваться на рынки отдельныхгосударств — бывших союзных республик.
Тенденции дезинтеграции вРоссийской Федерации негативно влияют на общую высокую оценку потенциалаединого рынка и существенно снижают значение этого фактора для иностранныхинвесторов.
Ресурсы рабочей силы вРоссии привлекают иностранных инвесторов обилием, дешевизной и достаточновысокой квалификацией.
Уровень заработной платыв России по оценкам американской консультационной фирмы «Плэн экон» не превышал3-3,5 доллара в час и ещё понизился к настоящему времени, что гораздо ниже, чемв западных странах (например, во Франции минимальный уровень почасовойзаработной платы составляет 5,4 долл., в США-6 долл.).[11]
В современных условияхвозникает необходимость заново оценить преимущества России в плане привлеченияПИИ. Несомненно, что возможности российского рынка или выход через Россию нарынки третьих стран далеко не исчерпаны, так же как и запасы природныхресурсов. Но нельзя не учитывать, что при выборе места приложения инвестиций намировых рынках инвесторы руководствуются комплексными соображениями. Для многихстран, особенно наиболее развитых, на первый план выходит не столько дешевизнарабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественныепараметры.
Дешевизна же иквалификация российской рабочей силы являются в значительной степени мифом.Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к странам с рыночнойэкономикой, но никак не в сравнении со многими развивающимися странами. Как и вдругих развивающихся странах, её стоимость растет.
Вместе с тем скачественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполнеблагополучно.
Рейтинги швейцарскогоинститута Beri по качеству рабочей силы (интегральный показатель качестварабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих:трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнямизаработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение ктруду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенногопредставления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области.
Россия, согласно даннымэтого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49государств.[12]Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, ноусловия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российскойрабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Еслисостояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификацияработников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина иотношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы ипроизводительностью труда – очень низко.
Россия обладаетвысокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем технологии и научныхразработок, особенно в военном секторе.
 В бывшем СССР работалоболее 5000 научно-исследовательских институтов, основная часть которыхсконцентрирована в России. Отечественные учёные занимали передовые позиции вомногих научно-технических исследованиях. Примерами могут служить космическиетехнологии, металлургия, исследования в области экстремального холода, разработки медицинских инструментов, селекционные работы в экстремальныхклиматических условиях.
К сожалению, сейчас вРоссии положение в науке не только не улучшилось, а резко ухудшилось в связи ссокращением финансирования научных исследований из бюджета.
Россия хорошо обеспеченасобственными естественными богатствами, сырьём и энергией. Её территория (17млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает территорию, которую занимают всестраны ЕС.[13]
Россия располагаетзначительными водными и растительными ресурсами, в частности, она лидирует вобладании наиболее ценными в хозяйственном отношении лесными богатствами. На еётерритории сосредоточены занимающие одно из первых мест в мире запасыпромысловых рыб и охотничьих животных.
Россия являетсякрупнейшим производителем сырой нефти и природного газа.
Однако состояниеинфраструктуры можно оценить лишь как весьма неудовлетворительное.
В России крайне низкаплотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз ниже, чем в Германии, в 10 разниже, чем в Польше).
Россия значительноотстает от западных и многих восточноевропейских стран по уровню развитиятелекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей приходится 63 телефонныхаппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10 аппаратов.
По количествукомпьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает от США примерно в300-500 раз.
Можно заключить, что хотяРоссия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесьвозможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательнойбазой и политическим климатом для инвестиций./>Глава 2. Инвестиции в российской экономике/>§ 2.1. Анализ статистических данных
Анализ статистическихданных показывает, что между ростом экономики и динамикой капитальных вложенийсуществует прямая связь. Рост ВВП (в %) легко подсчитывается по формуле: 2 +1/2 темпа прироста капитальных вложений. Чтобы добиться, например, 5%-ногоувеличения ВВП, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Из этой формулыясно, что даже при отрицательной величине капитальных вложений (допустим, –4% вгод) ВВП не снизится (получится так называемый нулевой рост).[14]
Следовательно, чтобыпреодолеть кризис производства в России, т.е. выйти на траекторию роста ВВП,надо использовать такой рычаг, как реальные инвестиции. Точка опоры этогорычага – институциональные преобразования, смысл которых – в созданииусловий либерализации экономики, предельно рыночной. Чем дальше она отходит отрегулирующих мер, тем лучше.
В институциональныхпреобразованиях скрыт вопрос, при ответе на который действительность теряеточертания. Инвесторов преследует страх: отнимут у него то, что он вложил или неотнимут, дадут ему то, что заработал или не дадут. Первое касаетсянационализации или подобных мер, ограничивающих собственника. Второе имеетотношение больше к банковскому регулированию и заработанным деньгам.
Существует мнение, будтособственника не допускают к управлению, о чем свидетельствуют процессы в судах.Однако проблема здесь в другом – в практике применения, исполнении решенийсудов, когда речь заходит о защите собственности, правда, в том случае, еслисобственник уже есть. А его (не имеет значения – иностранный илиотечественный) надо побудить прийти в российскую экономику, вложить в реальныйсектор деньги, неважно – построив либо купив и модернизировав предприятие.Главное, чтобы он затратил деньги, получил прибыль, предоставил рабочие места изаплатил налоги российскому государству./>§ 2.2. Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов
Устойчивый побудительныймотив для собственника создает стабильность экономических условий. Нельзядопускать, чтобы человек рассчитывал, реализуя инвестиционный проект, на однувеличину прибыли, а на самом деле получал гораздо меньшую только потому, чтоизменились нормы государственного регулирования (ставки налогов, порядок ихвзимания и т.п.).
Чтобы решить этупроблему, правительством была внесена, а затем и принята в Законе обиностранных инвестициях известная в международном законодательстве дедушкинаоговорка. Смысл ее в том, что государство берет на себя обязательства неухудшать условия ведения хозяйственной деятельности до полной окупаемостиинвестиционного проекта. Это сейчас распространяется на отечественныхинвесторов.
Расшифруем, чтосодержится сегодня в законодательстве о поддержке иностранных и российских инвесторов.Коснемся двух проблем – налогов и ограничений на работу частного бизнеса.
1. Введено понятиесовокупной налоговой нагрузки, включающей таможенные платежи; прямые налоги,взимаемые с юридических лиц; обязательные платежи, т.е. что начисляется пропорциональнозаработной плате за исключением взносов в Пенсионный фонд. Сюда не входят всекосвенные налоги – акцизы и налог на добавленную стоимость, поскольку они неимеют отношения к процессу производства и учитываются при продаже товарапотребителям.[15]
В каждом бизнес-планеподразумевается таблица, показывающая, сколько налогов надо заплатить. При этомвычитаются косвенные налоги, добавляются таможенные платежи и подсчитываетсявеличина совокупной налоговой нагрузки, которую предприниматель готов нестиразворачивая определенную деятельность.
Министерство экономикибудет регистрировать бизнес-планы тех, кто хочет вкладывать деньги на известныхусловиях, тем самым как бы фиксируя совокупную налоговую нагрузку.
Надеемся, что с принятиемналогового законодательства бесконечные движения по налоговой цепочкезакончатся.
Допустим, в ходереализации инвестиционного проекта изменились налоговые и таможенные правила.Но речь не идет об изменениях ставок по видам налогов, появлении новых и отменестарых. Важно, что фиксируется величина совокупной налоговой нагрузки ипонятно, сколько надо отдать государству. Если окажется, что в каком-то годусовокупная налоговая нагрузка в расчете на единицу вида деятельности будетбольше, чем на момент, когда стал реализовываться инвестиционный проект, топредприниматель заплатит казне столько же, сколько и предусматривалось. Такимобразом, инвестор получает льготу, но не сейчас, а в будущем.
Принципиально важно, чтозаконодательно закреплена стабильность отношений с государством по поводувыплат. Никакие новации любых властей здесь не могут иметь места, ибо действуетзакон.
Разговоры онепредсказуемости поведения исполнительной власти в России с принятиемдедушкиной оговорки прекращаются.
2. Доступ инвестора квидам деятельности регулируется разрешительной системой. Особенно это касаетсяиностранных инвесторов. Существует два списка – виды деятельности, в которыеиностранные инвесторы не допускаются (на казенные предприятия, например), ивиды деятельности, к которым доступ иностранных инвесторов ограничивается,например долей в капитале.
На момент принятиярешения об инвестициях утверждается тот вид деятельности, который в спискезапретов и ограничений не значится. Потом он уже не меняется и не следуеттрогать инвестора. Данная мера защищает от административного произвола,давления властей./>§ 2.3. Источники инвестиций
В экономике большинствастран мира инвестиции осуществляются за счет внутренних источников. Среди нихамортизация стоит  на первом месте. В общем объеме осуществляемых валовыхвложений на нее приходится 60-70%.[16]В России огромные фонды, но половина их не используется. Амортизация же, какресурс работает, когда списывается используемый капитал. А у нас почти столькоже – капитал, который не работает. Амортизация вместо ресурса по неиспользуемымфондам стала бременем. Неиспользуемые фонды надо содержать, вносить налоги заземлю и имущество, платить за охрану, отопление и т.д. Если начисленаамортизация, то автоматически уменьшается прибыль на ее сумму.
Государству необходимоприложить максимум усилий, для создания механизма, позволяющего переместитьактивы, не нашедшие применения, от одного юридического лица к другому, которыйсумеет их “пристроить”. Это может быть продажа имущества, сдача его в аренду,финансовый лизинг, т.е. любая из возможных схем создания среды, позволяющейактивам перемещаться.
Если неиспользуемыеактивы в экономике РФ оценить по остаточной стоимости и взять только 10% ихпродажной цены, то получим сумму эквивалентную 200 млрд. руб. Таков масштаб.[17]
К сожалению, до сих порвесьма слабо используется аренда. Между тем в России много малых и среднихпредприятий, заинтересованных в прямой аренде. Понятно, однако, что с ее помощьюпроизводство трудно полностью укомплектовать оборудованием. Где взятьнедостающее? Возникает потребность в стремительном расширении финансовоголизинга на вторичное оборудование, т.е. там, где оно не нужно, оно может бытьпродано лизинговой компании, которая сдаст его в аренду юридическому лицу.
Сегодня в России 800 (ато и больше) лизинговых компаний. Подавляющая их часть находится в европейскойчасти страны. Понятна важность информации о том, где есть простаивающееоборудование, равно как и о том, кому оно нужно. Механизм же, через которыйоборудование передается – финансовый лизинг.
В лизинговую компаниюмогут войти все хозяева оборудования. Тем самым они обеспечивают себе притокживых денег. Раздувания денежной массы здесь нет. Идет физическое перемещениеактивов. Дело в том, что зачастую крайне сложно заплатить деньгами заоборудование. Проще лизинговой компании купить его у того, у кого онопростаивает. Но лизинговая компания должна иметь и свободные деньги. Где ихвзять? Неслучайно закон предусматривает, что при поддержке лизинговойдеятельности требования на собственные средства ограничены 5%. Очевидный тогдаответ на вопрос – кредит. Однако классическую схему “купи за деньги, возьмикредит” отечественные предприниматели не воспринимают. Единственная развязкасостоит в том, чтобы капитализировать свое оборудование, сдавать в аренду икормиться с лизинговых платежей. Тогда не потребуется для реализации этой схемымассированного впрыска денег, а эволюционным процессом ее можно расширять.Данное направление является чрезвычайно важным. Единственное, что необходимо –организовать дело.
В США доля лизинга вкапитальных вложениях составляет 30%, ФРГ – 20, России – 2%. Если говоритьо лизинге как о форме осуществления инвестиций вместо покупки, то об одной яуже сказал – вторичное использование оборудования.  Вторая форма –финансовый лизинг транспортных средств. Масштаб его незначителен, о чемсвидетельствует, в частности, такой характерный и не единичный в экономике факт– в 1998 г. русскими компаниями куплено лишь четыре самолета. Финансовыйлизинг самолетов не востребован, на мой взгляд, по одной причине – неотработаны условия взаимоотношений партнеров.
На опыте работы “Пермскихмоторов” мы столкнулись с такой проблемой. Аэрофлот берет в лизинг пермскиемоторы ПС-90, ставит на отечественные магистральные лайнеры. Но одно времяАэрофлот перестал оплачивать продукцию “Пермских моторов”. Применениеклассических схем лизинговых платежей в условиях России  связано с рискомплатежной необязательности. Нужна была схема, которая потенциально исключала бытакую возможность.
Новый подход состоит вследующем. С каждого контракта на перевозку фиксированный процент перечисляетсякредиторам, т.е. в лизинговом договоре предусмотрено, что лизингополучательдает поручение своему банку при поступлении денег определенный процентавтоматически списывать на кредитора. Таким образом сразу уходим от рисканеплатежей.
Схема, которую придумалиприменительно к лизингу самолетов, является универсальной, годной к любымтранспортным средствам, скажем, седельным тягачам. Западные машины овладели 70%российского рынка. Ведется работа с компаниями-лизингодателями, чтобыорганизовать достаточно широкомасштабный лизинг этих транспортных средств инасытить российских перевозчиков. Такой же логике, думается, надо следоватьприменительно к морским и речным судам, железнодорожному передвижному составу.Здесь ожидается стремительное развитие.
В заключение отметим, чтоможет привлечь в Россию инвесторов:[18]
первое – структура продаж, достаточновысокая доля  оплаты живыми деньгами проданной продукции. Ясно, что чемвыше доля бартера, тем меньше желающих инвестировать;
второе – экспортная составляющая в торговлес дальним зарубежьем. Чем больше доля экспорта, тем надежнее выручка живымиденьгами, тем привлекательнее объект с точки зрения инвестиций.
третье – менеджмент. Деньги всегдавкладываются в эффективную управляющую команду и ее умение зарабатывать деньги. 
/>Глава 3. Государственное регулирование инвестиционнойдеятельности
 />§ 3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата
Создание благоприятногоинвестиционного климата в стране связано с чётким государственнымрегулированием инвестиционной деятельности. В первую очередь речь идёт озаконодательной базе – издании законов и других нормативных актов, регулирующихинвестиционную деятельность.
Законодательная базаРоссии включает больше 100 законов, касающихся регулирования инвестиционнойдеятельности. Среди них особо следует выделить законы:[19]
·    «О соглашениях поразделу продукции» № 225 – ФЗ от 30 декабря 1995 года;
·    «О рынке ценныхбумаг» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;
·    «О науке игосударственной научно-технической деятельности» № 127 – ФЗ от 23 августа 1996года;
·    «Об ипотеке» №102 – ФЗ от 16 июля 1998 года;
·    «О финансовойаренде (лизинге)» № 164 – ФЗ от 29 октября 1998 года;
·    «Обинвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложениях» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;
·    «Об иностранныхинвестициях Российской Федерации» № 160 – ФЗ от 9 июля 1999 года;
/>Регулирование финансовых инвестиций
/>/>Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства Налоговое регулирование инвестиционной деятельности
/>/>/>Регулирование сфер и объектов инвестирования
/>/>/>Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности Регулирование участия инвесторов в приватизации
/> Экспертиза инвестиционных проектов Проведение эффективной амортизационной политики Льготное кредитование Защита инвестиций Предоставление финансовой помощи /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Схема 1. Основные формы государственного регулированияинвестиционной деятельности
Регулирование финансовыхинвестиций предполагает установление законодательными органами возможностейвыпуска различных видов ценных бумаг, порядка их обращения, требований кэмитентам, форм и способов реализации отдельных финансовых инструментов напервичном и вторичном фондовом рынке, государственного контроля за оборотомценных бумаг и деятельностью финансовых посредников.
Правительством должныразрабатываться концепция и текущие программы развития фондового рынка встране.
Регулирование условийвложения средств за пределами государства возлагается на Центральный БанкРоссии. В соответствии с этим разработаны правила предоставления лицензий наосуществление резидентами инвестиций за рубежом:[20]
— резиденты могутинвестировать средства за пределы России путём участия в совместныхпредприятиях (СП), приобретения доли в действующих иностранных фирмах(компаниях) или посредством их выкупа полностью, открытия собственныхподразделений, филиалов и представительств; а также за счёт приобретениядвижимого и недвижимого имущества, других имущественных прав и интеллектуальнойсобственности, ценных бумаг за рубежом.
— инвестиции за границуосуществляются резидентами исключительно за счёт собственных средств,зарезервированных на счетах бухгалтерского баланса. Использование для этогозаёмных средств категорически запрещено.
— все виды денежныхинвестиций за границу осуществляются в безналичной форме черезкорреспондентские счета уполномоченных банков;
— поступления в пользурезидентов в иностранной валюте зачисляются на их счета и подлежат обязательнойчастичной продаже государству в установленном законом порядке./>§ 3.2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности
Налоговое регулированиеинвестиционной деятельности обеспечивает направление вкладываемых средств вприоритетные сферы хозяйствования путём установления соответствующих налоговыхставок и льгот.
Налоговые ставкиобосновываются и дифференцируются по отраслям и регионам, отдельнымпроизводствам в зависимости от их значимости для развития экономики в целом.
Налоговые льготы поинвестициям могут получать на срок от 2 до 5 лет перспективные фирмы(компании), предприятия малого и среднего бизнеса, а также учреждения и проектыс участием иностранного капитала.
/>§ 3.3. Регулирование сфер и объектов инвестирования
Регулирование сфер иобъектов инвестирования определяет общие требования к их выбору, формируетнаиболее приоритетные направления вложения средств. Согласно действующемузаконодательству никто не имеет права ограничивать инвесторов в их выбореобъектов вложения средств за исключением случаев, когда их создание ииспользование не отвечает санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическими архитектурным требованиям, а также нарушает права и интересы граждан,юридических лиц и государства в целом.
Общепризнано, чтоприоритетными сферами инвестирования в экономике являются предприятия:[21]
·    агропромышленные;
·    лёгкойпромышленности;
·    лесопромышленные;
·    машиностроения;
·    медицины;
·    металлургическогокомплекса;
·    топливно-энергетические;
·    транспортнойинфраструктуры;
·    связи;
·    химической инефтяной промышленности;
·    социальной сферы.
Такой селективный подходк привлечению инвесторов может обеспечить наиболее высокие темпысоциально-экономического развития страны.
Регулирование участияинвестора в приватизации осуществляется в соответствии с принятым в России«Законом о приватизации» и разработанной федеральной (региональной)программой продажи имущества государственных и муниципальных предприятий вчастную собственность или передачи индивидуальным владельцам на определённыхусловиях.
Привлекательным здесьявляется предоставление права собственности физическим и юридическим лицам, вт.ч. иностранным, на земельный участок, на котором размещён объектинвестирования.
Экспертиза инвестиционныхпроектов производится по всем внешним, государственным и региональнымпрограммам, реализуемым за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
Инвестиции за счёт другихисточников подлежат государственной экспертизе в вопросах соблюденияэкологических и санитарно-гигиенических требований.
Особо тщательнойэкспертизе должны подвергаться проекты с привлечением иностранных инвесторов,претендующие на дополнительные налоговые, таможенные и другие льготы.
Регулированиеинвестиционной деятельности путём проведения эффективной амортизационнойполитики предполагает установление оптимальных норм износа основного капитала,прежде всего, оборудования.
Что касаетсянематериальных активов, то нормы их списания устанавливаются инвесторамисамостоятельно в пределах 10 лет.
Оптимальная, в т.ч.ускоренная, амортизация позволяет формировать средства и обновлять постоянныйкапитал фирмы (компании).
Льготное кредитование –предоставление ссуд на социально-экономическое развитие регионам, отраслям иотдельным фирмам (компаниям) по сниженным банковским процентам.
Льготы по кредитам, впервую очередь, получают предприятия агропромышленного комплекса, а такжеиностранные фирмы и компании в течение трёх лет со дня освоения инвестиций.
Защита инвестицийосуществляется государственными органами в равной мере всем инвесторам, в т.ч.иностранным, независимо от формы собственности.
Единый правовой режиминвестиционной деятельности исключает применение дискриминации по отношению кинвесторам. Каждый из них волен распоряжаться вкладываемыми средствами посвоему усмотрению, вплоть до их ликвидации.
Законодательствомпредусмотрены условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатовинвестиций.
Национализация иреквизиция вложенных средств предполагает возмещение инвестору в полном объёмевсех убытков, связанных с прекращением инвестиционной деятельности, включаяутраченную выгоду и моральные потери.
Предоставление финансовойпомощи регионам, отраслям и отдельным фирмам (компаниям) в условиях рынка носитразовый или периодический характер.
Основными формамифинансовой помощи являются дотации, субсидии, субвенции и бюджетные займы подконкретные инвестиционные проекты.
Размеры такой финансовойпомощи рассматриваются и утверждаются ежегодно в процессе утверждения бюджетоввсех уровней.
Вышеуказанные формыуправления инвестициями определяют стратегические направления их рациональногои эффективного использования в масштабе страны.
Продолжением и дальнейшейконкретизацией государственного регулирования вложения средств в экономику науровне фирмы (компании) служит инвестиционный менеджмент.
/>Заключение
Инвестиции — относительноновый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системыиспользовалось понятие «капитальные вложения». Понятие «инвестиции» шире, чемпонятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так ипортфельные инвестиции. Реальные инвестиции — вложения в основной и оборотныйкапитал. Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги и активы другихпредприятий.
В Федеральном законе «Обинвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ даются следующиеопределения понятиям «инвестиции» и «капитальные вложения»: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественныеправа, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объектыпредпринимательской деятельности и иной деятельности в целях получения прибылии достижения иного положительного эффекта».
Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новоестроительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружениедействующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента,инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.[22]
Если исходить из этогоопределения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считатьсякапитальными вложениями. По направлению использования капитальные вложенияклассифицируются на производственные и непроизводственные. Производственныекапитальные вложения направляются на развитие предприятия, непроизводственные наразвитие социальной сферы.
По формам воспроизводстваосновных фондов различают капитальные вложения:[23]
·    на новоестроительство;
·    на реконструкциюи техническое перевооружение действующих предприятий;
·    на расширениедействующих предприятий;
·    на модернизациюоборудования.
По источникамфинансирования различают капитальные вложения централизованные идецентрализованные.
Эффективностьиспользования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры.Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую,воспроизводственную, отраслевую и территориальную.
Под технологическойструктурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружениекакого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости.
Списокиспользованных источников
1.  Глазьев С.“Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2002 г.
2.  Дробышева И.Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов  контроля // Золотой рог.-2001.- 24 февраля.
3.  Иностранныеинвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П.Фаминского- М.: Международные отношения, 2002.
4.  Камински M.Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- 2003,№ 5.
5.  Кондратенко Е.“Инвестиционные ресурсы — проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001 г.
6.  Логинов Е.А.Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасностиРоссии // Внешнеэкономический бюллетень.- 2001.- № 4.
7.  Касаткин Г.Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 2000. №12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.