Реферат по предмету "Экономика"


Рынок зерна как рынок совершенной конкуренции

Содержание
Введение
1.        Конкуренция
1.1 Понятиеконкуренции и ее роль в экономике
1.2 Виды конкуренции
1.3 Совершеннаяконкуренция
1.4 Модели рынков
2. Рынок зерна — как рынок совершенной конкуренции
2.1 Рынок зерна в экономической системе РК
2.2 Этапы развития рынка зерна
2.3 Функционирование казахстанского рынка зерна
3. Современный рынок зерна
3.1Экономика Казахстана не готова кроли лидера мирового рынка зерна
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В конце XX столетия нашастрана вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемойчастью которой, является конкуренция, как необходимое условие развитияпредпринимательской деятельности.
В годы плановой экономикив нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено ополном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене еебесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаряэтому экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств.Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровнюзатрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию отпередовых научно-технических разработок.
Сегодня мы понимаем, что,чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмыоказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем, более ввыгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен,и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительскиесвойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийсяаппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
С переходом на рыночныеметоды хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни обществазначительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды РеспубликиКазахстан, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачейгосударственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, еероли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачейэкономических исследований в нашей стране.
Одной из главных проблемпереходного периода экономики, не разрешенных до настоящего времени, являетсяформирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей,охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
Неразрешенной остается проблемаестественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуругосударства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественнойпромышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспеченияих финансовой устойчивости приобретает особую важность.
С начала 90-х годов эти проблемы остростали перед нами. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит отвзвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессови конкурентных отношений.
Проблемы совершенствованияконкуренции на рынке, повышения конкурентоспособности товаров, борьбы с монополизмомявляются крайне актуальными в современном Казахстане.

I. Конкуренция
 
1.1 Понятие конкуренции и её роль вэкономике
Наиболее мощным фактором,диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степеньразвития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходитк латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.
Рыночной конкуренцией называетсяборьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных имчастях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночногохозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция- состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложениякапитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенныймеханизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождаетсяобъективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя,его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другимитоваровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция выполняет врыночной экономике важнейшую функцию — она принуждает производителей учитывать интересыпотребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок измножества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаетсяпродать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.
Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяетсвои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственнымспособом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц.Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночнаяэкономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношенийтесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребительлишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия,либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическаявласть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичныхтоваров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степенисоответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важноезначение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба запотребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшениюкачества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренцияобостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическуюдифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек,побуждает создание монополий. Без административного вмешательствагосударственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силудля экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятораэкономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. Вэтих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции,устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция представляетсобой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижениянаиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде,где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Какэкономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь междуинтересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитииэкономики.
При наличии конкуренции нарынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобыувеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержкии компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждаетпроизводителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразиепредлагаемых товаров и услуг. Т.е. производители вынуждены постоянно бороться сконкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортиментавысококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. Отэтого выигрывает потребитель.
Исторически конкуренция возниклав условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель впроцессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условияпроизводства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. Помере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебанийцен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляетсявозможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатацииих труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренциятакже выступает как важное средство развития производства и существует вразличных формах.1.2 Виды конкуренции
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовуюи неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов.Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержекпроизводства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобыудержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупныепредприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться отполучения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов ивытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (методконкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».
В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила егопри вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японскиефирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время сновавозродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий,позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаровболее высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использованииметодов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевойпринадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями,производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, заполучение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями,занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложениякапитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разныеобъективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предпринимательнезависимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыльне меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов изодних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли свысокой.
 Конкуренцию также подразделяютна совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
 Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой быто ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободноеценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не можетоказать решающего влияния на условия реализации товаров.1.3 Совершенная конкуренция.
В действительности совершеннаяконкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынковприближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют.)Для нас существенное значение имела не только область практического применениянаших знаний (на этих рынках), но и тот факт, что совершенная конкуренцияявляется простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравненияи оценки эффективности реальных экономических процессов.
Достоинства совершенной конкуренции.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
соблюдается равенство MR =МС = = АС = Р (рис. 1.).
/>/>/>
Конечно, в течение короткого отрезкавремени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбылиили нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна,так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыльпривлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходятиз отрасли.
Совершенная конкуренция помогаетраспределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворенияпотребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положениеозначает, что фирмы будут производить максимально возможное количествопродукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, закоторую его удалось купить. При этом достигается не только высокаяэффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственнаяэффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирм производить продукцию сминимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этимиздержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касаетсякривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были вышецены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынужденыбыли бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривойспроса и соответственно цены (АС
Возникает своеобразный парадокс, вусловиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должныбыть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что однифирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективноеоборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвертые —наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирмСовершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будутболее низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, чтосредние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отраслиодинаковы?
В экономической теории существуетследующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы болеесовершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированныерабочие — большую заработную плату, за более совершенные машины приходитсяплатить более высокую цену и т. д.
Таким образом, вся экономия,полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Этообъясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.
Недостатки совершеннойконкуренции.
 До сих пор мы говорили оконкуренции исключительно как о положительном факторе, однако не стоитидеализировать рынок совершенной конкуренции.
Действительно, ни одинтип несовершенной конкуренции не обладает набором свойств, характерных для совершенной:
·    минимальный уровеньиздержек,
·    оптимальное распределениересурсов,
·    отсутствие дефицитови избытков,
·    отсутствиесверхприбылей и убытков.
 Собственно говоря, когдаэкономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автомотически приводящей экономикув состояние оптимума — а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может идтио совершенной конкуренции и только о ней. Вместе с тем совершенная конкуренцияне лишена и ряда недостатков:
1. Малые предприятия,типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использоватьнаиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабахпроизводства часто бывает доступна только крупным фирмам.
2. Рынок совершенной конкуренции не стимулируетнаучно-технический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватаетсредств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы.
3.Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточногодиапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Чистаяконкуренция приводит к унификации и стандартизации продуктов, тогда как другие рыночныеструктуры (например, монополистическая конкуренция и часто олигополия) — порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта.Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления,развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитываютутилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн,возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Всеэто возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано,однако, с повышением издержек их производства.Такая дифференциация продукта расширяетдиапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полноудовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции такжеуказывают на то, что поскольку она не является прогрессивной в отношении развитияновой производственной техники, постольку эта модель рынка не благоприятствуетсовершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.
Таким образом, при всех своихдостоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации.Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют ихдеятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанноминновационными процессами мире.
1.4Моделирынков
На рынкесовершенной конкуренциирасщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают вполную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычаговнавязывания своей воли потребителям.
При несовершенной конкуренциирасщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтомупроизводитель приобретает известную степень влияния на рынок.
Степень несовершенстварынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистическойконкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускатьособые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополиинесовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих нанем фирм.
Наконец, монополияозначает господство на рынке только одного производителя.
Прежде всего, надоустановить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложилисьв тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определениятого, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положеныследующие критерии:
·    количество фирм, представленныхна рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
·    характерпроизводимой продукции (стандартная или дифференцированная);
·    наличие илиотсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
·    степеньдоступности экономической информации.
Некоторые отрасли производят одинаковую,т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). Вдругих случаях продукция является дифференцированной (например, различные маркиавтомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая отрасль характеризуетсяналичием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических,финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же онилегкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов насвоем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики иразмеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономическогобарьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольнозначительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхожденияв отрасль.
Наконец, в отдельных отрасляхнаблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкийфермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять нареализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящиходинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен.Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынкахпродуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентамии строго оберегают коммерческую тайну.
Все указанные признаки рыночныхструктур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйствепри производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию.Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трехрыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль надценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночныеструктуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
Основные черты рынкасовершенной конкуренци
Следует иметь в виду, чтоупомянутые выше черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей вполной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются вреальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модельидеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом»виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могутлишь в той или иной степени приближаться к модели.
Рассмотримпоследовательно основные черты совершенной конкуренции.
При совершеннойконкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствиемалости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти сторонысовершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Этоозначает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателейподобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечныхатомов.
При этом совершаемые потребителемпокупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемомрынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений.Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Астане закроется, столичныйрынок пива не станет дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишкиэтого напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».
Для того чтобы конкуренция была совершенной,предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Этозначит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима,т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полнымитоварами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары стольпохожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведетк полному переключению спроса на продукцию других предприятий. В этих условияхни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чемон заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, укакой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор насамых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разницав ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одногопродавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких основанийдля существования неценовой конкуренции.
Действительно, трудно представить,что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателямболее высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции.А именно, если продавцов много, и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтомучасто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец«получает цену», сложившуюся на рынке.
Следующим условиемсовершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок ивыходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинаютвести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. Вистории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников,когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии(цеха).
В наше время схожиепроцессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что, к сожалению, можнонаблюдать на многих рынках крупных городов. Все продавцы соблюдают известные неофициальныеправила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку,который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходитсяиметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство посылает на рынокторговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель — заставитькриминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то боретсяоно именно за устранение барьеров входа на рынок.
Напротив, типичное длясовершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (вотрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблемперемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняютсвои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производствона выпуск более прибыльных продуктов.
Нет трудностей и спрекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли,если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означаетабсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
Последнее условиесуществования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах,технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм естьвозможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынкапосредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никакихкоммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действийконкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полнойопределенности в отношении рыночной ситуации или, то же самое, при наличиисовершенной информации о рынке.
Вышеперечисленные условиифактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не всостоянии оказывать влияние на цены.
Оказывать же влияние на общуюситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут толькотогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешниеусловия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли приниматьодинаковые решения.
Фирмы, функционирующие в условияхсовершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийсяна рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиятьне может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ. price — цена, take — принимать)в отличие от фирм — прайс-мэйкеров (mаkе — делать), которые влияют на уровеньрыночных цен.
В качестве примера рынка, который посвоим условиям близок к условиям совершенной конкуренции, может служитьсельское хозяйство.
Возьмем к примеру рынокзерна — как рынок совершенной конкуренции

IIРынок зерна – как рынок совершеннойконкуренции
 
2.1 Рынок зерна вэкономичкской системе РК
Рынок зерна какподсистема аграрного сектора экономики занимает одно из ведущих мест вэкономической системе Республики Казахстан. Обусловлено это прежде всего тем,что во-первых рынок зерна является одним из стратегически важных подсистем,оказывающая большое влияние на потребительскую корзину населения страны.Во-вторых, сама природа наделила Казахстан такими природно-климатическимиусловиями, которая позволяет выращивать практически все сорта зерновойкультуры.
В последнее десятилетиена мировом рынке идет процесс интенсификации зернового производства. Присокращении посевных площадей на 5,5% валовой сбор зерна вырос на 2,4%,урожайность зерновых культур в среднем возросла на 8,5%. Стимулом дляувеличения производства зерна в Казахстане стал рост объемов использования(потребления) и мировой торговли зерном, соответственно на 4% и 7,3%.
В настоящее время вКазахстане выращивается следующие виды зерновых культур: твердые и мягкие сортапшеницы, рис, просо, кукуруза и т.д. Во многих случаях твердые сорта пшеницыиспользуются как улучшители сортов, так как они богаты клейковиной и другимиполезными химическими веществами.
2.2 Этапы развитиярынка зерна
Развитие рынка зерна вКазахстане после получения статуса независимости можно разделить на несколько этапов.
К первому этапу можноотнести 1991-1998 года. На данном этапе рынок зерна и в целом производствопродуктов питания в Республике Казахстан находилось в кризисном состоянии. Впроцессе перехода экономики страны к рыночным отношениям произошел разрыв экономическихсвязей между сельскими товаропроизводителями и перерабатывающейпромышленностью. В этот период наблюдается резкое сокращение посевных площадейобусловленное тем, что появившиеся крестьянские и фермерские хозяйства несмогли своевременно адаптироваться к быстро изменяющейся внешней среде.
Ко второму этапу можноотнести 1998 и нынешние года. В этот период в Республике наблюдается ростпроизводства зерновых культур. Этот рост обусловлен тем, что государствоначинает оказывать существенную поддержку, в виде предоставления минеральныхудобрений, горюче-смазочные материалы (ГСМ) по льготным ценам и т.д., субъектамрынка зерна и в целом рынка сельхозпродукции.
На современном этаперазвития экономики Казахстана зерновые культуры в стране возделываются наплощади около 13,7 млн. га, а объемы ежегодного валового производства зернасоставляет в среднем 15-16 млн. тонн, экспортный потенциал которых оцениваетсяв пределах 5-6 млн. тонн в год. Сегодня Казахстан входит в число первых 5-7стран – мировых экспортеров зерна… Если в 2001-2003 гг. казахстанское зерноэкспортировалось в 31 стран мира, то на сегодняшний день – в более чем 40 странмира. Основными экспортерами были и остаются страны СНГ (таблица 1).
Страны
 Объем (в тыс. тонн)
От всего объема экспорта зерна
(в %) Россия 1462,4 36,4 Азербайджан 353,8 8,8 Узбекистан 326,5 8,1 Таджикистан 280,8 7 Кыргызстан 127,3 3,2 Белоруссия 77,4 1,9 Украина 72,6 1,8 Грузия 24,9 0,6 Туркменистан 20,1 0,5
Таблица 1. Среднегодовойобъем экспорта зерна в страны СНГ(за последние пять лет)
С начала 2003 года Россияи Украина в общей сложности импортировали из Казахстана более 2,3 млн. тоннзерна.
Казахстан экспортируетзерно не только в страны ближнего зарубежья, но и в страны дальнего зарубежья,такие как: Италия, Франция, Турция, Иордания, Иран, Саудовская Аравия, Тунис,Афганистан и т.д.
1.3 Функционированиеказахстанского рынка зерна
Функционированиеказахстанского рынка зерна основывается на определенных принципах, которыеисходят из требований рыночной экономики. К последним относят:
— создание экономическогомеханизма государственного регулирования рынка зерна;
— наличие законодательнойбазы, регулирующей рынок зерна, правовая защищенность производителя ипотребителя;
— свобода развитиямногообразных форм собственности и хозяйствования;
— развитие инфраструктурызернового рынка, расширение сети предприятии и организации на всех стадияхдвижения сырья и продукции – производство, заготовка, хранение, переработка,реализация, взаимовыгодное сотрудничество в этих звеньях;
— создание равныхэкономических и финансовых условий всем участникам рынка;
— производство зерна вобъеме достаточном для формирования и наращивания емкости рынка и др.
В Республике Казахстан впостоянном порядке создаются предпосылки для более эффективногофункционирования рынка зерна. Так, в 2001 году были приняты законы «О зерне»,«О семеноводстве», «Об обязательном страховании в растениеводстве» которыенаправлены в правовом порядке регламентировать деятельность субъектов рынказерна.
Одним из предпосылокразвития рынка зерна стало объявление в Казахстане 2003-2005 гг. годами аула(села), в связи с чем, было принято и реализовано Государственнаяагропродовольственная программа на 2003-2005 гг., а также утвержденаГосударственная программа развития сельских территории на 2004-2010 гг.
Еще одним из стимуловразвития рынка зерна Казахстана является государственная поддержка. Так, в 2003году по различным бюджетным программам аграрии получили 37270 млн. тенге, в 2004 г. – 43161 млн. тенге, а в 2005 г. – 52414 млн. тенге. Необходимо отметить, что доля возвратныхресурсов в объемах государственной поддержки составляет 45%, а субсидии,непосредственно влияющих на формирование цен, почти 13%, что говорит обоптимизации структуры государственной поддержки.
В рамках программкредитования сформированы эффективные финансовые инструменты, ориентированныена потребности сельхозпроизводителей, такие как: льготное кредитование напроведение весенних и уборочных работ, лизинг сельхозтехники и оборудования дляперерабатывающих предприятий, система сельских кредитных товариществ (СКТ),зерновые расписки и их использование в качестве залога. В связи с этим в странев настоящее время создано около 122 СКТ, которые в общем объеме выдали кредитна сумму 11 млрд. 43 млн. тенге.
Для поддержкикрестьянских хозяйств и других производителей зерна государство через АО«Продкорпорация» осуществляет ежегодный закуп зерна по приемлемой для двухсторон цене. Закуп зерна государством позволяет решать многие социальныепроблемы на селе.
Проблемы развитиярынка зерна.
 Однако не все может бытьидеально, как казалось бы. Наряду с улучшением ситуаций на рынке зернасуществуют и проблемы оказывающие негативное воздействие на его развитие. К нимможно отнести:
— высокие цены на ГСМ;
— отсутствие сервисныхслужб в области зернового рынка;
— несовершенная налоговаябаза;
— неудовлетворительноесостояние оборудования сельхозпредприятий (значительный удельный вес моральноустаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,необеспеченность запасными частями) и т.д.

III. Современный рынок зерна
 
3.1 Экономика Казахстана не готовак роли лидера мирового рынка зерна
Экономика Казахстана оказалась неготовой к роли одного из лидеров мирового рынка зерна. В хлебной отрасли страныначался кризис, итогом которого может стать исчезновение свободного рынка мукии хлеба, а также разорение мелких и средних компаний.
Главным фактором, стимулирующимразвитие зерновой отрасли Казахстана, в последние годы стал рост мировых цен назерно. Начиная с первой половины 2007 года он принял скачкообразный характер.Не всем участникам рынка удавалось заработать на нем в равной степени. Дальшевсех от экспортных доходов оказались производители конечной продукции — хлебопеки. Хлеб экспортировать невыгодно — слишком скоропортящийся продукт.Поэтому развитие этой отрасли определялось внутренними факторами. Они оказалисьне слишком благоприятными.
Цены на продукцию большихкомбинатов контролирует государство. Как утверждают сами хлебопеки, в апреле2004 года они были фактически заморожены. Кроме того, крупные предприятия неимеют права самовольно снижать объемы выпечки социально востребованных сортовхлеба.
Поэтому, несмотря на дотации изгосбюджета, количество крупных игроков здесь постепенно сокращалось. «Всоветское время в Казахстане работало около 80 хлебозаводов. Сейчас осталосьоколо 20», — объясняет президент Союза зернопереработчиков и хлебопековКазахстана Евгений Ган. Освободившееся место начали заполнять мини-пекарни,реализующие продукцию по свободным ценам. В Алматы, например, по оценкеэксперта, до половины выпечки хлеба сегодня приходится именно на такихпроизводителей. При этом рынок стал более уязвимым. Мини-пекарни способнызакрыть покупательский спрос в обычных условиях, но компенсировать остановкупроизводства на крупном предприятии они не в силах. Когда в том же Алматы вконце сентября лидер местного рынка — «Аксай нан» (контролирует25-30% сбыта) на несколько дней приостановил работу в связи с ремонтом газовыхсетей, недопоставки хлеба в магазины вызвали покупательский ажиотаж. Онопустошил прилавки города на несколько дней.
Немногим больше повезло первомузвену в производственной цепочке — хлеборобам. Еще несколько лет назад их маржабыла невелика, несмотря на субсидии из госбюджета. Ведь закупочные цены напшеницу устанавливают не они, а зерновые трейдеры. «Еще несколько летназад она (закупочная цена. — »ЭК") практически не превышаласебестоимости, и государству пришлось поручить АО «Продкорпорация»стабилизировать ценовую ситуацию с помощью ценовых интервенций", — поясняет директор госкомпании Марк Эльперин. С подъемом мировых цен фермерыполучили надежду на рост заработков. И увеличили производство. Пять лет назадони собрали 16 млн т зерна, в этом году намолот, по прогнозу Минсельхоза,превысит 22 млн т — национальный рекорд.
Не считая торговцев, ближе всего кэкспортным доходам оказались мукомолы. В отличие от хлебопеков, их продукциявостребована на мировых рынках. Темпы роста экспорта муки оказались намноговыше темпов роста объемов производства. В 2007 году Казахстан стал мировымлидером в этом сегменте, поставив за первые три квартала за рубеж почти млн т.Всего, по данным Минсельхоза, в нынешнем году за рубеж могло уйти от 8 до 10млн т зерна (включая муку) — половина урожая. Казахстанские компании могли бызаработать на этом около 1 млрд долларов. Но тут случилось непредвиденное.Сначала участники рынка обнаружили, что им не на чем везти зерно, а затем — чтоим не хватает денег на то, чтобы его купить.
Пшеницу на экспорт отправляютчастные компании и АО «Продкорпорация». Муку можно перевозить вобычных вагонах. А зерно везут в особых вагонах — зерновозах. Такие же вагоныиспользуются при перевозках зерна с севера страны, где выращивается большаядоля хлеба, на юг, где сосредоточены основные мощности мукомолов. Все зерновозыпринадлежат госкомпании «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Частных вагоновнет — в соответствии с межгосударственными соглашениями они не могут пересекатьказахстанскую границу.
Всего в Казахстане используется 5,2тыс. собственных вагонов. Но, по словам председателя правления союза«Атамекен» Азата Перуашева, в урожайные годы железнодорожники иучастники зернового рынка сталкиваются с нехваткой вагонов. Не стал исключениеми нынешний год. По подсчетам главы КТЖ Жаксыбека Кулекеева, стране не хватилооколо 4,5 тыс. вагонов. Еще в начале осени, по данным «ЭкспертаКазахстан», трейдеры сообщили в кабинет министров, что под погрузку зерномим подавалась лишь треть из заявленного количества вагонов. Причем треть из нихоказалась технически неисправной.
Кроме того, и власти добавилипроблем экспортерам, поменяв порядок лицензирования вывоза зерна. Как пояснилив «Атамекене», в начале сентября таможня начала требовать новыелицензии, не дожидаясь вступления новаций в силу, заблокировав саму возможностьпоставок почти на месяц.
Внутренний рынок тоже пострадал. Вюжном и западном направлениях ушла только четверть запланированных объемов мукии зерна. «Зерно было, но довезти его до нас было некому», — пояснилодин из хлебопеков, работающих на юге Казахстана.
Ситуация с ценами принесла игрокамна внутреннем рынке еще больше хлопот. Дело в том, что по мере усиленияэкспортной ориентации экономики Казахстана внутренние цены все большеопределялись ценами на мировом рынке, пока фактически не сравнялись с ними.«У нас нет внутренних цен на зерно. Это цены Черноморского бассейна (изчерноморских портов зерно отправляется в дальнее зарубежье), минус доставка донего», — объясняет президент Союза зернопереработчиков и хлебопековКазахстана Евгений Ган. Поэтому на скачок мировых цен в нынешнем году Казахстансреагировал незамедлительно — как сообщили в Минсельхозе, за июль-сентябрьзерно подорожало на 67%.
Ценовой шок потряс всех участниковрынка. Правда, эффект оказался разным. «В прошлом году мы продавали зернопо 12 тенге/кг, в этом — по 24 тенге, или по 206 долларов за т. Появилисьдополнительные средства, которые можно вложить в развитие хозяйства», — говорит управляющий Фондом содействия фермерам и предпринимателямЮжно-Казахстанской области Раис Караибрагимов. Однако и себестоимость зернаповысилась в 2-3 раза — рост цен на пшеницу подстегнул уровень инфляции.
Мукомолам, по их словам, пришлосьтруднее.
— У нас возникали сложности сзакупом зерна, не хватало оборотных средств. Мы даже вынуждены былиостанавливать одну из трех линий производства, — рассказывает исполнительныйдиректор Восточно-Казахстанского мелькомбината (г. Семипалатинск) Юрий Лазурин.
С точки зрения хлебопеков, самойпострадавшей стороной оказались именно они. «В отличие от цен на муку,цена на хлеб контролируется властями. Мы получаем дотации, но цену все равнопришлось поднять. Ведь она не менялась с апреля 2004 года. Мука сегодня стоитдля нас 62 тенге/кг (с учетом транспортных расходов). Прибавьте сюда издержкина газ, электроэнергию, стоимость других компонентов хлеба — получится, чтодаже с дотациями со стороны государства по старым ценам мы работать несможем», — рассказал на условиях анонимности представитель алматинскогокомбината «Меркур нан». Источник на другом комбинате также сообщил,что его предприятие уже подало заявку на повышение отпускной цены хлеба до 70тенге/кг. «Пока работаем на старых, дешевых запасах, но вскоре онизакончатся», — говорит он.
Показательно, что участники рынка,говоря о тех, кто выиграл на росте цен, указывают друг на друга: фермерысчитают, что мукомолы неплохо заработали на росте цен. «Закупочная цена назерно выросла с 12 до 24 тенге/кг, а цена т муки — с 1,5 тыс. до 4 тыс. тенгеза мешок», — пояснил Раис Караибрагимов. «Цена повысилась адекватноросту издержек», — возразил Юрий Лазурин. В свою очередь руководителькрупнейшего зернового трейдера, государственного АО «Продкорпорация»Марк Эльперин считает, что производители хлеба лукавят, жалуясь на невыгоднуюконъюнктуру.
— Они лгут, говоря, что не повышалицены. Повышали. Причем когда стоимость зерна падала, не пересматривали их всторону снижения. А сейчас пытаются заработать сверхдоходы на хлебе. Если тзерна стоит 215 тенге, то 1 кг муки должен стоить 35-38 тенге. С разумнойнормой прибыли — 45 тенге. Это две булки. Разве можно продавать одну булку за50 тенге? — задает он риторический вопрос.
Частные игроки, напротив, считают,что сама «Продкорпорация» не предприняла мер, необходимых дляостановки роста цен. Как стало известно «Эксперту Казахстан», ещелетом ряд бизнесменов предлагал возложить ответственность за формирование ценна рынке на «Продкорпорацию», ссылаясь на то, что именно ей в первую очередьподаются вагоны, у нее самые большие складские запасы прошлогоднего зерна,купленные еще по $100/т.
Марку Эльперину подобные обвиненияне нравятся:
— Мы не обязаны заниматьсярегулированием рынка. Мы работаем над тем, чтобы не было демпинга на зерновомрынке, защищаем интересы крестьянина и покупателей хлеба.
«Продкорпорация» неисключает, что на рынке был ценовой сговор. Аналогичные подозрения возникли и упремьера Карима Масимова. Пригрозив игрокам монополией и ужесточением контролянад экспортом, он дал поручение комитету по защите конкуренции совместно сакиматами провести проверки на наличие ценового сговора.
Не дожидаясь результатоврасследования, правительство решило навести порядок с помощью доступных емуинструментов. Акиматам велели сформировать региональные стабфонды общим объемомдо трех млн т зерна (годовой объем потребления в стране). Премьер предложилформировать их за счет экспортеров — обязать трейдеров отгружать туда зерно поцене не выше 200 долларов за т. Акиматы неохотно взялись за дело. В началеоктября стабфонды, сформированные в 9 областях страны (из 14), были заполненылишь на 7,8%. Но правительство не отказалось от этого рычага. Как рассказалЕвгений Ган, 1 октября на совещании у премьера власти гарантировали крупнымкомбинатам поставки зерна из стабфондов по фиксированным ценам. Взаменпредприятия не должны повышать цену на муку и хлеб. «Все, нет большекризиса», — довольно заявил «Эксперту Казахстан» один изправительственных чиновников.
Уровень цен, по которым зерно будетпопадать на мукомольные комбинаты, пока неизвестен. Евгений Ган говорит, чтохлебопекам и мукомолам важнее соотношение затрат на сырье и отпускных цен насвою продукцию. От него зависит уровень рентабельности предприятий. Игроков быустроил показатель в 12-15%, но они согласны работать даже при 10% — важнее,что цены на рынке станут более предсказуемыми.
Правда, играть по новым правиламсмогут не все. «Очевидно, что льготного зерна на всех не хватит», — говорят участники рынка. Правительство дало гарантии крупным компаниям. Мелкомуи среднему бизнесу никто ничего не обещал. Опрошенные представители небольшихпредприятий говорят, что попробуют выжить в новых условиях, но не уверены, чтоу них это получится. «Если рядом будут лежать две булки, одна за 50 тенгеот крупного хлебозавода, получающего льготную муку, а вторая — по 70 от меня,понятно, чью продукцию купит покупатель», — печально заметил один изкоммерсантов на условиях анонимности.
Свободный рынокфактически исчезнет. Ведь цены по всей цепочке производства хлеба будутрегулируемыми. При этом уход мелких предприятий, удовлетворяющих около половиныспроса на хлеб в крупных городах, создаст предпосылки для возникновениядефицита. Когда крупное предприятие, подобное «Аксай нан», вследующий раз встанет на ремонт, дыра в поставках не будет закрыта дажечастично. Попытка заполнить хлебные прилавки с помощью контроля над ценами дастобратный эффект — ценники будут меняться реже, зато хлеб пропадать чаще. Можетбыть, тогда власти вспомнят участников рынка, предлагающих заменить механизмрегуляции цен адресной поддержкой малоимущих. Но обанкротившимся компаниям отэтого легче уже не станет.

Заключение
Проблема конкурентоспособностиказахстанских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходимапродуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозомтоваров и содействие отечественному производителю.
И тем не менее, выход из тяжелогофинансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства,ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является недестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.
 Нельзя отрицать иположительные моменты, которые привнесла конкуренция в нашу экономику. Теория совершеннойконкуренции не так далека от казахстанской реальности, как можно подумать. Этомуспособствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое несмотря на все трудностистремительно набирает обороты.
Дело в том, что большинствоказахстанских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупныхкапиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы,которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкиефирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей странемногие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионамичелноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно также только в Казахстане строительством для частных лиц и ремонтом квартирактивно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Феноменом является и мелкооптоваяторговля.
 Челноки, фотоателье,парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет илижевательных резинок у станций метро, и автомастерские; машинистки и переводчики;специалисты по ремонту квартир и торгующие на овощных рынках крестьяне — всех ихобъединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнениис размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие изусловий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюсяна рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса Казахстанавыполняется достаточно часто.
Таким образом, близкие ксовершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, гдепреобладает новый частный бизнес.

Список использованнойлитературы
1.Балгинова К. Научные подходы кобоснованию перспектив развития зернового производства в Казахстане // Саясат –Policy, 2004 г. .
2. Дорохов Ю. Казахстан: горе отзерна. Информ. Служба «Эксперт — Казахстан» 09.10.2007
3.Кайгородцев А.А. Развитие пищевойпромышленности Казахстана на принципах маркетинга // АльПари, 2004 г.
4.Носова С.С. Экономическая теория:Учеб. для вузов. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.
 5. Основы экономической теории: Учебникдля 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Государственныйуниверситет Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. — В 2-х книгах.Книга 1. — М.: Вита-Пресс, 1999.
6.Сайт:. — www.centrasia.ru/newsA.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.