Реферат по предмету "Экономика"


Рыночный спрос и предложение, рынок олигополии

Основные элементырыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции
       Любой рынок,независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:цене, спросе и предложении, конкуренции.
       Инструментыспособствовали установлению равновесия на рынке.
       Во-первых, этоцены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя приопределении необходимости изменения объемов производства. Изменение ценповлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределилии то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
        Во-вторых,это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) — это представленная на рынкепотребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которыепотребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение- это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменениесоотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных ценвокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тотуровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и вконечном итоге равновесие производства и потребления.
       Наконец, втретьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли,а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это снеизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодныеусловия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и онивыступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Еслипредложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливаетсяконкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар,зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращениеданного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг сдругом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитныйтовар, каждый из них  старается предложить по возможности более высокую цену,чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулируетувеличение предложение данного товара.
Конкуренция являетсянеобходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции можетбыть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночногоравновесия.
       Наиболееэффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершеннойконкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множествомпокупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободнымдоступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов илипокупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Экономисты используюттермин спрос для обозначения желания и способности людей покупать товары.Термин предложение обозначает желание и способность продавцов предостав­лятьтовары для реализации на рынке.
Спрос
Всего лишь нескольколет назад лазерный проигрыватель стоил 1000 долларов и выше. По такой цене онбыл предназначен только для богатого любителя музыки—человека, которомунепременно нужно иметь наилучшее качество звука, даже если оно покупателя заэквивалент отпуска на Карибском море. Сегодня дешевые магазины продают этипроигрыватели всего за 100 долларов, и теперь безупречный звук компакт-дисковдоносится из окон студенческих общежитий по всей стране. Может ли кого-нибудьудивить то, что когда цена упала, было продано большее количество изделий?Конечно, ничего удивительного в этом нет. Просто наблюдается закон спроса вдействии.
Закон спросаформально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочихравных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величинойспроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величинаспроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.Это происходит по двум причинам.
Во-первых, если ценаодного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупательстремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров инеизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя болеебогатыми. Они используют свою воз­росшую покупательную способность, приобретаябольше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара,который подешевел.
Термины «спрос» и«величина спроса» в том смысле, в каком они упот­ребляются в экономике, неозначают то же самое, что желание или потребность. Эти термины объединяютпонятия желания и возможности купить товар.
Кривая спроса
Закон спросаописывает взаимоотношение между количеством товара, ко­торое люди желают и могут купить, и ценой этого товара при прочихравных условиях. Это взаимоотношение может быть представленов виде таблицы или графика, как показано на рис. 2.1.
Посмотрите на таблицу(а). Первый ряд показывает, что когда цена равна 0,64 долларана фунт, величина спроса равна 1,4 млрд. фунтов в год.Двигаясь вниз по таблице, видно, что по мере уменьшения цены величина спросарастет.
Диаграмма (б) рис.2.1 представляет ту же информацию в графически форме. Этот график называется кривой спроса на цыплят.
Можно использовать кривую спроса, чтобы уста­новить, на какоеколичество цыплят будет предъявлен спрос при цене,равной 0,40 доллара за фунт. Начиная с 0,40 доллара на вертикальной оси, надо двигаться направо, как показанострелкой, до достижения кривой спроса в точке А. Продолжая следовать за стрелкой, можно найтисоответствующую точку на горизонтальной оси. Очевидно, что величина спроса прицене 0,40 доллара равна 2 млрд. фунтов в год. Это отмечено в ряду А таблицы(а).
 Перемещения покривой спроса
Эффект изменения ценыцыпленка при прочих равных условиях может быть показан как перемещение из однойточки кривой спроса в другую точку, лежащую на этой же кривой. Предположим, чтоцена уменьшилась с 0,40 до 0,20 доллара за фунт. Врезультате суммарное проданное количествовозрастает. Точка В соответствует новой величинеспроса (см. ряд В в таблице). Так как существует обратная зависимость междуценой и величиной спроса, то кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Экономисты называютпередвижение по кривой спроса изменением величины спроса. Это передвижениеотражает реакцию покупателей на изме­нение цены товара при прочих равныхусловиях.
Таблица (а)
              Ценацыпленка                                  Предложеное кол-во цыплят
               (долл.за фунт)                                       (млрд. фунтов в год)
                      0.64                                                                1.4
                      0.60                                                                1.5
                      0.56                                                                1.6
                      0.52                                                                1.7
                      0.48                                                                1.8
                      0.44                                                                1.9
                      0.40                                                                2.0
                      0.36                                                                2.1
                      0.32                                                                2.2
                      0.28                                                                2.3
                      0.24                                                                2.4
                      0.20                                                                2.5
/>
Таблица (б)
Рис. 2.1. Криваяспроса на цыплят
Как таблица, так и график показывают величину спроса на цыплят приразличных ценах. Например, по цене 0,40 доллара за фунт покупатели желают имогут приобрести 2 млрд. фунтов цыплят в год. Этой'комбинации цены и количества соответствует ряд А в части (а) и точка А в части(б).
Сдвиги кривой спроса
Кривая спроса на рис.2.1 выражает зависимость между двумя переменными: ценой цыпленка и величинойспроса на цыплят. Но изменения других пере­менных также могут влиять напотребление людьми продукта. Например, в случае с цыпленком цены на говядину исвинину будут влиять на спрос. Доходы потребителей — это вторая переменная,оказывающая влияние на спрос на цыплят. Ожидания покупателей—это третья, авкусы и предпочтения покупателей — это четвертая переменная. Можно продолжить ирасширить этот список. Спрос на лед зависит от погоды, спрос на пеленки зависитот рождаемости; положение городской команды в турнирной таблице оказываетвлияние на спрос на билеты.
Как учитывать все этипеременные при построении кривой спроса? На этот счет существуют два правила:
1. При построениитакого же графика спроса, как тот, который изображен на рис. 2.1, все прочиеусловия считаются неизменными, так как учитывается высказанное при формированиизакона спроса допущение «при прочих равных». Пока это допущение в силе, можнорассматривать только две переменные, — величину спроса (по горизонтальной оси)и цену (по вертикальной оси). Таким образом, воздействие изменения цены на количество показывается передвижением покривой спроса.
2. Если отброситьдопущение «при прочих равных» и происходитизменение некоторой переменной, не отраженной ни наодной из осей, то в результате такого изменения произойдет сдвиг кривой спроса.В своей новой позиции кривая спроса, как и прежде, выражает зависимость двухпеременных, но это уже качественно инаязависимость.
Эти правила оченьважны для понимания теории спроса и предложения.
Изменение цены другого товара. Спрос на цыплят зависит от того,как изменяется цена говядины. Рис. 2.2, представляющий кривые спроса для обоихтоваров, позволяет подробнее рассмотреть действие этой закономерности.
Предположительно, чтоговядина сначала имеет цену 1 доллар за фунт, азатем дорожает до 1,5 доллара за фунт. Влияние этого изменения цены на величинуспроса, предъявленного на говядину, показано в части (а) рис. 2.2 как движение вдоль кривой спроса из точки А в точку В. Часть(б) того же рисунка показывает как в результатеизменился спрос на цыплят. Если цена говядины возрастет, то потребители станутпокупать больше цыплят по той же цене. Пусть цена цыпленка равна 0,40 долларана фунт. Когда говядина продавалась по цене 1 доллар за фунт, потребителипокупали 2 млрд. фунтов цыплят в год (точка А' на кривой спроса D1).Теперь, когда цена говядины возросла до 1,5 доллара за фунт, они покупают уже 3млрд. фунтов цыплят в год при неизменной цене цыпленка (точка В' кривой спроса D1).
Рост цены говядинызаставит потребителей покупать больше цыплят,какова бы ни была их первоначальная цена. Если цена цыпленка была равна 0,60доллара за фунт и не изменялась во время повышения цены говядины, то величина спроса на цыплят возрастет с 1,5 млрд.фунтов в год до 2,5 млрд. фунтов. При начальной цене цыпленка, равной 0,20доллара за фунт, проданное количество возрастет с 2,5 млрд. фунтов до 3,5 млрд.фунтов в год, и так далее. Таким образом, видно, что изменение цены говядины влюбом случае приводит к сдвигу кривой спроса на цыплят.Но при анализе кривой спроса D1 в новом допущении о «прочих равных» надо иметьв виду новую цену говядины 1,50 доллара за фунт, а не старуюцену 1 доллар за фунт, соответствовавшую кривой спроса D1.
Экономисты называютпередвижение точки вдоль кривой изменением величиныпредъявленного спроса. Сдвиг кривой спроса — это уже другое явление, называемоеизменением спроса.
Изменение величиныспроса (движение вдоль кривой) происходит в резуль­татеизменения цены товара (переменная на вертикальнойоси). Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса) можетбыть вызвано только действием какой-то неценовой переменной, не отраженной наосях графика спроса рассматриваемого товара.
В примере,изображенном на рис. 2.2, люди стали покупать больше цыплят, когда подорожалаговядина, так как они просто заменяют один вид мяса другим. Экономисты называюттакие пары товаров взаимозаменяющими
(или субститутами),то есть такими, для которых рост цены одного товара вызывает рост спроса надругой товар (сдвиг кривой вправо).
/>

/>

          Рис. 2.2.Влияние роста цен говядинына спрос на цыплят.
Возрастание цены говядины с 1 доллара до1,5 долларов за фунтпри прочих равных условияхприводит к передвижению точки А в точку В кривой спросана говядину (уменьшается запрошенноеколичество говядины). При неизменной цене цыпленка 0,40доллара за фунт потребители будут заменять говядину цыплятами. Это приведет кросту спроса на цыплят,что показано сдвигом кривой спроса из положения D1 в D2.
Но потребители обычно по-другому реагируют на изменения цен тех товаров,которые могут быть использованы только вместе. Кпримеру, автомобильные покрышкии бензин. Когда бензин дорожает, то люди меньше ездят на личных автомашинах, а значит, покупают меньше покрышек (даже если их цена не изменилась). Таким образом, рост ценна бензин приводит кдвижению вверх по кривой спроса на бензин, а также к сдвигу влево кривой спроса на автопокрышки. Пары товаров такого типа называются взаимодо­полняющими (иликомплементами).
Одни и те же пары товаров могутбыть как взаимозаменяющими, так и взаимодополняющими, в зависимости ототношения к ним покупателей; эти термины не отражают внутренних свойств товаров. Некоторыелюди могут считать сыр и говядину взаимозаменяющимиисточниками протеина, но тот, кто любитбутерброды с сыром, скорее отнесется к этим товарамкак к взаимодополняющим.
Существует еще одинважный момент, на котором стоит остановиться. Приформировании закона спроса, под ценойподразумевается цена относительная, то есть, рассчитанная по отношению к другимтоварам. В периоды инфляции, когда общий средний уровень цен растет, становится особенноважным различать изменения в относительных ценах и изменения в ценах номиналь­ных (количестве долларов, заплаченных затовар). Когда инфляция сильна, товар может статьотносительно более дешевым, даже если его номинальная ценарастет (при условии, что цены на другие товары растут еще более быстро).
Изменение доходовпотребителей. Спрос на товар также зависит от изме­ненийдоходов потребителей. Когда их доходы растут, толюди, естественно, покупают большие количества товаров (при неизменных ценах).
Предположим теперь, что доходыпотребителей растут. По мере роста доходов люди становятся все болееразборчивыми в том, что они едят. Им уже не нужны просто калории. Теперь им нужны калории высшего качества, содержащиеся в пище, которая вкусна, полезна и соответствует моде.
Однако существуют итакие товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах,если их доход возрастает (при прочих равных условиях). Например, потреблениемаргарина снижается приросте доходов, поскольку покупатели начинают чаще пользоваться сливочным маслом. Люди обычно покупают меньшееколичество услуг по ремонту обуви, если их доход растет; вместо этих услуг они простопокупают новую обувь. Товарытакого типа, как маргарин, услуги по ремонту обуви,называются низшими товарами.
Как и в случае с взаимозаменяющими и взаимодополняющимитоварами, товары являются низшими или нормальными (высшими) только потому, что ихтак оценил потребитель; этисвойства не являются внутреннеприсущими товарам.
Изменение ожиданий. Изменение ожиданий покупателей — этотретий фак­тор, который может быть причиной сдвига кривойспроса. Если люди по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет, иличто какой-то неценовой фактор вызовет в скоромбудущем рост альтернативной стоимости товара, то, конечно, потребители будутстремиться купить товар до ожидаемого изменения.
Изменение вкусов. Изменение вкусов — это четвертыйисточник изменения спроса. Иногда вкусы меняютсябыстро (например, в таких отраслях, как популярнаямузыка, одежда, еда). В этом случае кривая спроса совершаетсдвиги очень часто. В другихслучаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно. Так, например, в последние годы потребители стали больше заботитьсяо своем здоровье. В результате, падает спрос насигареты и пищу с высоким содержанием холестерина,и в то же время растет спрос на рыбу, цыплят, спортивное оборудование.
Предложение
Передвижения вдоль кривой предложения
Почему кривая предложения имеет положительный наклон? Почемупроизводители при прочих равных условиях планируют предложить большее количество товара тогда, когда преобладающая рыночная цена выше, чем,когда цена ниже?
Можно попытатьсянайти объяснения для всех этих проблем, не углубляясь в микроэкономическую теорию, апользуясь только обычным здра­вым смыслом.
Одно объяснениесостоит в том, что положительный наклон кривой пред­ложения выражает реакцию производителейна рыночные стимулы. Когда цена цыпленка растет, у фермеров появляется стимул посвятить больше времени и сил выращиваниюцыплят. Фермеры, для которыхптицеводство было побочным занятием, могут сделатьего своим  основным занятием. Не­которые люди могут принять решение начать производство цыплят и впервые выйти наэтот рынок. Такие же закономерности существуют на любом рынке. Если родители не могут найти няньку длясвоего ребенка, то как они поступают? Правильно, ониувеличивают плату. Если лесопилкане может закупить достаточно древесины, то ее владелец повышаетзакупочную цену на бревна,и так далее. Исключения из этого правила очень редки.
Другое объяснение заключается в том, что положительный наклон кривой предложениявыражает растущие затраты на производство добавочный про­дукции при фиксированных производственных возможностях. Мебельная фабрикас фиксированным количествоммашин может производить большестульев, если повысить рабочим зарплату, чтобыони сверхурочно использовали наличное оборудование. Фермер, пытающийся вырастить больше пшеницы на ограниченном количестве земли, можетувеличить выпуск, наращивая количе­ство используемыхудобрений и пестицидов,но это имеет смысл только до некоторой точки, пока добавочные затраты наудобрения не превышают до­бавочного выпуска на основе этих удобрений.
Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятийграницы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что некаяэкономическая система производит только два товара — помидоры и цыплят. Фермерымогут выбирать, в каком производ­стве им специализироваться, но одни из нихобладают сравнительным преиму­ществом в производстве помидоров, а другие — в выращивании цыплят.В ситуации, когда производятся только помидоры, фермеры,имеющие наибольшеесравнительное преимущество в выращивании цыплят (т.е. те, кто может производить цыплят по сравнительнонизкой альтернативной стоимости), начнут выращивать цыплят,даже если их рыночная ценанизка. По мере движенияточки вдоль кривой ценацыпленка должна возрастать, чтобы те фермеры, у которыхальтернативная стоимость относительно высока, такжепереключились на производство цыплят. Наклон кривой в каждой точкеравен альтернативной стоимости производства добавочногоколичества цыплят для фермера, который находитцелесообразным переключиться с производства помидоров напроизводство цыплят именно в этой точке границыпроизвод­ственных возможностей.
Каждое из приведенных здесь объясненийподходит к определенным обсто­ятельствам. Взятые вместе, онидостаточно удовлетворительнообосновывают положительный наклон кривой предложения.
Сдвиги кривой предложения
Так же, как и вслучае со спросом, влияниеизменения ценыцыпленка, при прочих равных, может бить показанодвижением вдоль кривой предло­жения цыплят. Такое движениевызывается изменение величиныпредложения. Изменениекакого-либо неценового фактора приводит к сдвигу кривойпредложения. Такой сдвиг называется изменением предложения.Отмечено четыре важных фактора, могущих приводить к сдвигу кривой. Значениекаждого из факторов объясняетсяс учетом того, что кривая предложения отражает альтернативнуюстоимость производства товараили услуги.
Изменениепредложения. Изменение того количества товара,которое производители желают и могут продать,происходящее в результате изменения неценового фактора, показывается сдвигомкривой предложения.
Изменение технологии.Кривая предложения строится на основе опреде­ленной технологии производства.Когда предприниматели понижают альтер­нативнуюстоимость производства путем внедрения более эффективных тех­нологий, тостановится выгодным продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене.
Если предположим, что выведена новая порода цыплят, котораярастет очень быстро, и необходимое для производства количе­ство кормасократилось. При более низких затратах на единицу продукции фермеры пожелаютпроизводить больше цыплят, чем ранее, при любой данной цене. Они могут,например, пожелать предложить на рынок 2,6 млрд. фунтов цыплят по цене 0,40 доллара за фунт. После внедрения новой технология изменения цены цыпленкавызовут перемещения вдоль новой кривой предложения.
Изменения цен наресурсы. Цены на ресурсы также могут влиять на спрос. Рост цен на ресурсы, припрочих равных условиях, приводит к росту альтернативной стоимости, а значит,понижает на количество товара, которое производители планировали продать поданной цене.
Если цены на кормостанутся на новом уровне неизменными, то любоеизменение цены цыпленка приведет к движению вдольновой кривой пред­ложения. Например, фермеры опять могут предложить на рынокпрежнее количество цыплят—2 млрд. фунтов в год,если цена реализации повысится до уровня,достаточного для покрытия возросших издержек накорм. Это потребует возрастания цены до 0,65 доллара за фунт.
Изменение цен надругие товары. Изменение цен тех товаров, в производ­стве которых используютсятакие же ресурсы, как и в производстве цыплят, также могут сдвигать кривуюпредложения цыплят. В  старом примере фермеры моглииспользовать имеющиеся факторы производства для производ­ства цыплят или помидоров.Предположим, что цена помидоров растет, в то время как цена цыплят остаетсяравной 0,40 доллара за фунт. Рост цены помидоров дает фермерам, выращивающимцыплят, стимул к тому, чтобы перебросить часть наличных запасов рабочей силы,земли и капитала на выращивание помидоров. Таким образом, эффект от роста ценна помидоры может быть выражен сдвигом кривойпредложения цыплят влево.
Изменение ожиданий.Изменение ожиданий могут сдвигатькривую пред­ложения так же, как они сдвигали кривую спроса. Взять  для примерафермерское хозяйство. Фермер выбирает, какиекультуры ему сеять, руко­водствуясь не столькотекущими ценами, сколько теми ценами, которые, как он ожидает, будут существовать вовремя сбора урожая. На предложение также влияют и более долговременные соображения. Каждая культура требуетсоответствующего оборудования и технологий. Ростцен на помидоры стимулирует перемещение ресурсов в это производство. Этот стимул будет гораздо более действенным, если фермеры ожидают, что повышение цен на помидоры долговременнои стабильно. При наличии такого ожидания фермерыбудут стремиться купить специальное оборудование и научиться технологии выращивания помидоров.
Движение вдоль кривыхи сдвиги кривых
Следующий шаг впостроении рыночной модели «спрос — предложение» состоитв том, чтобы поместить кривые спроса и предложения в одну систему координат.
Для кривой спроса, идля кривой предложения, изменение цены товараприводит к движению точки вдоль графика. Все возможные влияния изменений ценкак бы «встроены» в эти кривые при их построении. Поэтому цена товара отложенапо одной из осей координат.
Если построитьдвумерную систему координат, то изменения других переменных не могут бытьотражены таким же образом. Любое изменение переменной,подпадающей под наше допущение о «прочих равных», графически выражается сдвигомкривой спроса или предложения. (Здесь имеются в виду цены на другие товары,доходы потребителя, ожидания и любые другие переменные, не отраженные на осяхграфика.)
Взаимодействие спросаи предложения
Рынки передаютинформацию в форме цен: людям, которые покупают ипродают товары и услуги. Продавцы и покупателя планируют свою деятель­ность на основе этой информации исвоих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой даннойцене люди планируют купить или продать определенные количества товара,
На каждом рынкесуществует множество продавцови покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимоот других. Когда они встре­чаются для торговли, тооказывается, что многие не в состоянии выполнитьнамеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое пот­ребителипланируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать посуществующей цене. В этом случае неко­торымпокупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбытпревысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планыпродавцов.
Иногда происходит так,что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количествомтовара, которое пот­ребители планируют купить. Белипланы продавцов и покупателей совпадают, то никому неприходится эти планы менять. В этом случае рынокнаходится в состоянии равновесия.
Рыночное равновесие
Кривые спроса ипредложения, отражающие планы покупателей и про­давцов, могут быть использованыдля графической демонстрации рыночного равновесия.Еслисравнить планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленныхтоваров, то видно, что существует лишь одна цена,при которой планы продавцов и покупателя совпадают. Эта цена являетсяравновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы,учитывая ука­занную цену, то никому не придется перестраиваться «на ходу»,
Дефицит
Но что же произойдет,если по какой-то причине люди строят свои планы, основываясь не на равновесной цене.
Дефицит и товарныезапасы. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкоеуменьшение товарных залам»,т. е. тех фондов товаров, которые уже произведеныи готовы к продаже или использованию. Продавцыобычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать нанезначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падаетниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могутпопытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказпроизводителю. Неко­торые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса,увеличивая цену, т. к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.
Так как дефицитоказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менятьсвои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать своепотребление. В результате изменения плановпокупателей и продавцов рынок приходит кравновесию.
Дефицит и очереди. Набольшинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения.Запасы невозможны на рынках услуг — в парикмахерских, прачечных я тому подобныхпредприятиях. Также и многие товары, такие какздания, строящиеся по заказу, машинное обору­дование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинаютпроизводства, пока не заключают договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных запасов, признакомдефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили,так и форму списка имен в книге заказов. Очередь—это признактого, что при существующей преобладающей ценепокупатели желают потреблять товар быстрее, чем производителипланируют его предлагать на рынок. Однакопокупательские запросы не всегда могут бытьудовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядкеоче­реди.
Избыток товара.Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, можно перейди к анализупротивоположного случая. Предположим, что покакой-то причине покупатели и продавцы ожидают,что цена будет выше, и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятель­ность. Когда величина предложения превосходитвеличину спроса на товар, то возникает избыток.
Избыток и товарныезапасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все,что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются ивскоре превышают тот уровень, который был запланированна случай нормальных изменений спроса.
Продавцы ответят нарост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобыпоощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают ито, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и внизпо кривой предложения.
Так как чрезмерныетоварные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы.Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они.
Так как чрезмерныетоварные запасы «давят» на цену сверху, топокупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чемони ожидали, что они двигаются вниз и вправо покривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
Избыток и очереди. Нарынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированиюочередей продавцов, ищущих покупателя. Хороший пример — очереди такси передаэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика,чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты,находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагаясвои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающиебрать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующегочаса пик (т. е. до резкого возрастания спроса).
Олигополия
Олигополия – этотакая рыночная структруа, при которой существует несколько продавцов, долякаждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение вколичестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два видаолигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичныйпродукт. Второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированныетовары.
Однако в том и другомслучае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства,инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма будет усиленнорекламировать свою продукцию или участвовать в создании новой модели изделия,то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своихконкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере,некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому,принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическаявзаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новыйуровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу “всех против всех”. Вэтом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могутсовместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистоймонополии, или же – в качестве другой крайности – бороться друг с другом вплотьдо полного уничтожения.
Последний вариантчаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижениясуществующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистическогорынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав оттокпокупателей, в свою очередь тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметьнесколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор,пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случаеисчесзнет источник экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкаяк совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении,естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одногоникакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба междуфирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможногоповедения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на местоконкурентов и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс принятия подобныхрешений рассматривается на примере взаимоотношения двух фирм в модели дуополии,впервые предложенной французским экономистом А. Курно в 1838г.
Теорияолигополистического ценообразования
Основателем теориисчитается французский экономист Августин Курно. Рассматривая взаимодействиеолигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такоеколичество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил изтого, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курносделал два главных вывода:
Для любой отраслисуществует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценойтовара.
Цена равновесиязависит от числа продавцов.
При единственномпродавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцовцена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Такимобразом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тембольше, чем больше возрастает число продавцов.
Многие экономистыпостулировали, что фирмы ожидают реакции своих соперников на изменение цен илиобъемов продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействие соперника(объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.
Значительный шагвперед в теории олигополистического ценообразования сделал американскийэкономист Э. Чемберлен, выдвинув положение о взаимозависимости производителей.Когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, олигополистыбудут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех врезультате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало,что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. ВыводЧемберлена имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная ценаможет быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальныхотношений между олигополистами отсутствует. В экономической литературе такаяситуация иногда называется доктриной сознательного параллелизма (сознательногопараллельного поведения). Олигополии действуют независимо (никаких соглашениймежду ними нет), но они не конкурируют друг с другом.
G   Следующимшагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теорияломаной кривой спроса, разработанная американскими экономистами Р. Холлом, С.Хитчем, П. Суизи. Он  объясняет, почему олигополистические фирмы отказываютсяот частного понижения цен (рис. 6)/> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 6. Ломанаякривая спроса
Предположим, что уфирмы цена за единицу продукта ОР, а объем продаж OX (рис. 6а), DEF – криваяспроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары.Новая цена ОР1. Другой вариант: она понижает цену до ОР2 . Предположим далее,что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае GEHпредставляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников.На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и неповышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирмапонижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, с тем чтобыпредотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спросасоставляется из двух сегментов DE и EH с переломом в точке Е. Сотрем отрезки GEи EF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (рис. 6б). Фирмы нереагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.
При высокой рыночнойконцентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмыисходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чемкогда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. Волигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективнымдействиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.
Фирмы, действующие врамках олигополистической структуры ранка, стремятся к созданию системы связей,которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из формтакой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том,что изменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой, котораяпризнается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней.
 
Взаимодействие фирмна рынке в условиях олигополии.
В зависимости отситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенноконкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам.Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать большекак монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, — большиечистые убытки.
Когда экономисты немогут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, ониприбегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв междуценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такаявозможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельныхзатратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, чтофирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативнуюстоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты,чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях свысоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которыхнормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этойпричине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополиифокусируются на нормах прибыли.
Первым, ктопопытался, систематизировано применить этот подход, был профессор УниверситетаКалифорнии Джо Бейн. В 1951 году Бейн опубликовал результаты исследования 42отдельных отраслей за 1936 — 1940 годы. согласно данным анализа Бейна, отрасли,имеющие степень концентрации выше 70, получили больше прибыли, чем менееконцентрированные отрасли. Связь между доходами и концентрацией не была нисовершенной, ни сильной, но она существовала. В течение 50 — 60-х годовстуденты и последователи Бейна распространили его исследования на другиеотрасли и годы. Многие из них получили такие же результаты.
Установлено наличиеслабой, но устойчивой связи между доходами и концентрацией. Экономисты пришли квыводу, что в целом, чем выше уровень концентрации отрасли, тем ближевзаимодействие фирм в ней к картелю или монополии. Это будет верно даже в томслучае, если между конкурентами не будет соглашения о повышении цен и дележерынка.
Формальные теории олигополии.
В течение ряда летмногие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии. Цельютаких теорий является определение равновесной цены и объема выпуска дляолигополистической фирмы. Что же касается отрасли, целью выступает определениетаких характеристик рыночной структуры, как количество фирм, степеньконцентрации, уровень затрат и технологии, кривая спроса. Пока не выработанообщей теории, но существует несколько частных теорий и исследований отдельныхситуаций. Они способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии.
 
Теория Курно и еевариации.
Первая попыткасоздать теорию олигополии была предпринята в работе, опубликованной АвгустомКурно в 1838 году. Курно поставил проблему олигополистической взаимосвязи — необходимости каждой фирме принимать в расчет поведение конкурентов приопределении своей рыночной стратегии. Чтобы понять поведение конкурирующихфирм, нужно, как считал Курно, сделать простое предположение относительнореакции каждой фирмы на поведение конкурентов.
В своейпервоначальной постановке проблемы Курно предполагал, что каждая фирма будетдействовать так, как будто она не ожидает от своих конкурентов изменения ценили объемов выпуска, величиной переменной. Согласно “ценовой” вариации теорииКурно, каждая фирма устанавливает цену так, как будто она ожидает, что другиефирмы отрасли оставят свои цены неизменными. На рисунке 1 изображено, какценовая теория Курно может работать в отрасли, состоящей только из двух фирм.Каждая фирма запрашивает определенную цену, максимизирующую прибыль при любойцене, которую может установить конкурент. Эти цены изображены в виде такназываемых кривых реакции. Например, кривая реакции первой фирмы показывает,что она установит цену 60 долларов, если ее конкурент имеет цену 50 долларов(точка S). Если вторая фирма запросит 150 долларов, первая — 130 (точка Т).
В крайнем случае,фирма 2 может запросить так много, что ее цена выведет ее из рынка, оставивпервой фирме чистую монополию. В этом случае фирма 1 максимизирует прибыль,установив цену 150 долларов, что показывает прерванная кривая, называемая“монопольная цена фирмы 1”. Монопольная цена фирмы 2 показана таким же образом.Эти две кривые реакции могут определяться кривыми издержек двух фирм и кривымиспроса. Формирование их здесь не показано.
При наличии этихкривых реакции ситуация олигополии по Курно может быть описана примерно так.Представьте себе сначала, что фирма 1 — единственный производитель данноготовара. Поскольку она — чистый монополист, она максимизирует прибыль, устанавливаяцену 150 долларов. Затем на рынке появляется фирма 2.  По теории Курно фирма 2устанавливает свою цену так, как будто она предполагает, что фирма 1 будет идальше держать цену 150 долларов. При таком предположении фирма 2 установитцену 125 долларов, что показывает точка  А на ответной кривой фирмы 2.
В таких условияхфирма 1 начнет ощущать наличие конкурента. Видя, что фирма 2 отняла у неемножество потребителей с помощью гораздо более низкой цены, она двинется кточке В по своей кривой реакции, снизив собственную цену до 115 долларов.
Фирма 2, вступившаяна рынок и полагающая, что фирма 1 будет держать цену в 150 долларов, должнатеперь как-то отреагировать. При наличии у первой фирмы цены 115 долларов фирма2 снижает свою цену до 108 долларов (точка С). Это вызывает понижение ценыфирмой 1 до 107 долларов (точка D). После серии движений и контрдвижений всторону дальнейшего понижения, цены двух фирм сходятся на равновесной — 100долларов в точке Е.
В теории Курнопривлекательны две вещи. Во-первых, она приводит к стабильному равновесию. Приценах выше точки пересечения двух ответных кривых каждая фирма имеет стимулснижать цену, установленную конкурентом. При ценах ниже точки пересечения,каждая фирма имеет стимул спросить больше, чем ее конкурент.
Таким образом, приэтом предположении существует только одна цена, которую может установить рынок.Во-вторых, так как эта теория распространяется на рынки не только с двумяфирмами, можно доказать, что равновесная цена движется постепенно от монопольнойцены к цене, равной предельным издержкам… Следовательно, равновесие Курно вотрасли, где существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; вотрасли с большим числом фирм — при конкурентной цене; а в олигополии различныхразмеров — колеблется в этих пределах.
Тем не менее,существует одна тревожащая экономистов деталь в теории Курно. В основе теориилежит предположение каждой фирмы, что ее конкуренты не отреагируют на изменениефирмой цен. Но даже однодневная жизнь в мире Курно подтверждает ошибочностьтакой предпосылки. В примере  с рисунком 1 фирма 2 возникает на рынке,предполагая, что фирма 1 не обратит внимания на ее появление. Но фирма 1реагирует так же, как фирма 2. Вместо того чтобы вести эту бессмысленнуюценовую войну, не появится ли у каждой фирмы мысли о том, как снизить свою ценутак, чтобы проучить конкурента? Теория Курно не предусматривает такойвозможности.
Недавно теоретикиразработали вариации теории Курно, в которой фирмы строят свои предположения оповедении конкурентов не только на основании их действий в предыдущий период.Напротив, их ожидания существенно зависят от того, что их конкуренты делали втечение ряда предыдущих периодов. При определенных обстоятельствах такие моделидают результаты, сходные с результатами простой модели Курно — стабильноеравновесие и приближение конкурентной модели с увеличением числа фирм.
Теория “изгибающейсякривой спроса”.
Век спустя послеКурно, в 1939 году, был сделан еще один  важный вклад в теорию олигополии:появилась теория “изгибающейся кривой спроса”, которая была предложена примернов одно и то же время английскими экономистами Р.Л.Холлом и К.Н.Хитчем иамериканским  экономистом  Полом М. Суизи. Также как и теория Курно, теория“изгибающейся  кривой спроса” начинается с простого предположения о реакцииолигополистов на изменение  цен  конкурентами. Считается, что  каждая фирмаисходит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддержат этопонижение, но если она  повысит их, ни одна фирма не последует ее примеру.
На рисунке 2 показанокак выглядит рынок для олигополиста, соблюдающего эти два положения. Пусть Рбудет ценой (в данном случае 170 долларов), господствующей на рынке. И еслифирма понизит цену ниже Р, то другие фирмы соответственно понизят свои. Продажипо отрасли в целом увеличатся. В данном случае фирма будет иметь примерно такуюже долю рынка и будет двигаться вниз по кривой спроса. Напротив, если фирмаповысит цены, другие не сделают этого. Вместо того чтобы контролировать своючасть рынка, наша фирма потеряет своих потребителей. Как следствие, частькривой спроса фирмы над ценой Р значительно более эластично, чем та часть,которая ниже ее.
Теперь нанесем награфик кривые предельных издержек и предельного дохода. Кривая краткосрочныхпредельных издержек фирмы возрастает как обычно. Кривая предельного доходаимеет форму, соответствующую кривой спроса. В левой части предельный доходочень велик; это означает, что доход будет быстро потерян, если фирма станетдвигаться вверх по очень эластичной части кривой спроса. В правой частипредельный доход значительно меньше; это означает, что лишь небольшойдополнительный доход может быть получен при движении вниз по менее эластичномуотрезку кривой спроса. Как показано на графике, кривая предельных издержекпересекает кривую предельного дохода как раз на ее переломе. Господствующаяцена и будет равновесной для фирмы, потому что ей станет невыгодно перемещатьсяв любом направлении.
Равновесие“изгибающейся кривой спроса” для олигополиста очень стабильно. В отличии отчистого монополиста, олигополист при наличии “изгибающейся” кривой спроса небудет изменять цены или объем выпуска следствие небольших или средних измененийв издержках. Уровень предельных издержек, показанный на рисунке 2, можетсдвинуться на 30 долларов в любом направлении, и фирма при этом не изменит своицены, а также объем выпуска. Кривая предельных издержек все равно пересечеткривую предельного дохода на изгибе. Только если предельные издержки изменяютсяболее чем на 30 долларов, фирма изменит господствующую цену. Также как и теорияКурно, теория “изгибающейся кривой спроса” проста и оригинальна. Еепредположение о  том, как  монополисты реагируют на действия своих конкурентов,значительно более правдоподобно, чем предположение Курно. Но теория “изгибающейсякривой спроса” сама  имеет  существенные ограничения.
Объясняя, почемуолигополист может противиться изменению однажды установленной цены, она неотвечает на вопрос о том, как определяется первоначальный уровень цены.Рассматриваемая теория отвечает на вопрос, не являющийся главным в анализеолигополии. К тому же некоторые эмпирические исследования на подтверждаютположение данной теории о том, что цены будут изменяться менее часто приолигополии, чем при монополии.
Теория игр иповедение олигополии.
Часто отмечают, что вдействительности олигополия — это игра характеров — игра, в которой так же, какв шахматах или в покере,  каждый игрок должен предугадать действия соперника — его блеф, контрдействия, контрблеф — настолько, насколько это возможно. Поэтомуэкономисты, занимающиеся теорией олигополии, были восхищены появлением в 1944году объемистой и высоко математезированной книги под названием “Теории игр иэкономическое поведение”. Могло ли случиться, что Джон фон Нейман и ОскарМоргенштерн решили, наконец, головоломку олигополии? Конечно, Нейман иМоргенштерн сделали большой шаг вперед. Вместо того чтобы в качестве отправнойточки предпринятого ими исследования выдвинуть свое предположение о том, какодна фирма отреагирует на изменения, проводимые другой фирмой, они решили выяснить, какое предположение относительно поведения своих конкурентовоптимально для фирмы.
Суть подходаНеймана-Моргенштерна — можно выразить с помощью простого примера. Представьтесебе рынок, где существует только две фирмы — компания Альфа и предприятие Зет.Единица их продукции стоит 1 доллар затрат. Если каждая фирма установит цену 5долларов и продаст 100 единиц в месяц, то, имея 4 доллара прибыли с единицы,каждая из них получит общий месячный доход в 400 долларов. Если каждая фирмаустановит 4 доллара за штуку и продаст 120 единиц, то, имея 3 доллара прибыли сединицы, она получит общую месячную прибыль в 360 долларов. Какую цену реальноустановят эти фирмы? Конечно, 5 долларов — это цена, которая максимизирует ихобщие доходы, но в условиях олигополии эта цена может не быть стабильноравновесной. На рисунке 3 показано, почему это так. Но там представлена ценоваястратегия компании Альфа. Кроме двух уже упомянутых возможностей, Альфа должнаучитывать еще две. Первая — снизить цену до 4 долларов, в то время как Зетдержит 5 долларов. Это позволит ей забрать у Зет множество потребителей ипродать 150 единиц, получив 450 долларов дохода. Вторая — держать цену 5долларов, в то время как Зет снизит цену до 4. В этом случае Зет заберет уАльфа множество потребителей, оставив ей возможность продать лишь 60 единиц, иполучить доход в 240 долларов. Итак, что же произойдет?
Один вариант поискаответа — рассмотрение различных предположений, которые каждая фирма можетсделать о поведении другой. Если Альфа предположит, что Зет спросит 4 доллара,опять-таки лучшим для нее будет держать цену в 4 доллара. Похоже, что Альфелучше всего держать цену именно в 4 доллара, независимо от того, что делаетфирма Зет. Альфа будет также осознавать, что взгляды Зет на эту игру — зеркальное отражение ее собственных. После соизме6рения возможных последствийразличных решений, каждая фирма поймет, что наиболее рациональным будетпредположить худшее. До тех пор, пока две фирмы не смогут заключить соглашениявместе держать цену 5 долларов (а такие соглашения считаются нарушением правилпредставленной здесь игры), цена 4 доллара будет равновесной. Равновесие,достигнутое в ситуации, изображенной на рисунке 3, называется равновесием Нэша,в честь американского математика, теоретика игр Джона Нэша.
В условиях равновесияНэша стратегия  каждого игрока оптимальна в условиях стратегии, выбранной его конкурентами. Таким образом, ни у одного игрока нет стимула изменить своюстратегию после выяснения того, какую стратегию выбрал другой игрок. ТеорияКурно оценивает другой случай равновесия Нэша. В игре Курно каждая фирма первымделом изменяет цены, как только узнает, что сделали ее конкуренты. Тем неменее, постепенно цены сходятся к равновесию Нэша. Так как экономисты иматематики изобрели более совершенные аналитические приемы, они разработалигораздо более сложные игры по олигополии. Игры отличаются тем, сколько знаеткаждый игрок о действиях другого, сколько раз повторяется игра, каковоколичество игроков, структура расходов. Разрабатывались также игры, участникикоторых использовали “смешанную стратегию”, разнообразя свою реакцию надействия конкурентов на случайной основе.
Эти исследования далимного интересных результатов, применимых к отдельным случаям, не приведя ккаким-то общим выводам. Некоторые игры разрешаются равновесием Нэша, некоторыенет. Некоторые приближаются к конкурентной модели с увеличением числа фирм,некоторые нет. Некоторые приводят к эффективному разрешению (либо с точкизрения игроков, либо с точки зрения рынка), некоторые нет. Теория игрпродолжает оставаться активной областью исследования олигополии.
Основныехарактеристики  олигополии.
Анализ первых двухразделов показал, что олигополия — наиболее распространенная рыночная структурав США. Данные свидетельствуют о том, что и в других развитых странах Западанаблюдается сходная картина. Рассмотрим подробнее важнейшие характеристикиолигополии.
1.Экономия отмасштабов производства. Технико-экономические характеристики отрасли могут бытьтаковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции, может быть,достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этотобъем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную частьсуществующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене,покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего несколькихкомпаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос. Как показано на рисунке 4,если средние издержки меняются в соответствии с кривой АТС, а минимум издержекдостигается фирмой при объеме продаж Q0, будет достаточно лишь 2 — 3 компаний,чтобы при цене  Р0 удовлетворить весь рыночный спрос Q1. В такой ситуацииуровень рыночной концентрации будет очень высоким.
2.Взаимозависимостьфирм на рынке. Фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободноустанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оностарается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самымиразными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.
Так, снижение ценыможет, во-первых, сопровождаться снижением цен у компаний-конкурентов и, такимобразом, не дать желаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, ономожет не повлиять на цены конкурентов но привести к проведению последнимимощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа вглазах потребителя. И в этом случае фирма-олигополист ничего не выиграет, а вряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительнуюрекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только вслучае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены.
Аналогичным образомнепредсказуемы последствия увеличения цены одним из участников олигополии.
3.Жесткость цен инеценовая конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит кпринципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, неявляющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренциии ее крайней формы — войны цен. На смену ценовой приходит неценоваяконкуренция, направленная на увеличение доли рынка.
В условияхсовершенной конкуренции фирме нет смысла бороться за большую долю рынка,поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбытаданного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю,поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба задолю на рынке — ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаютсяпревзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощреннойрекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовойконкуренции — завоевание большей доли рынка.
Фирма можетпрактиковать и хищнические методы борьбы с конкурентами, крайним из которыхявляется физическое разрушение оборудования и продукции последних. К такимметодам относится и хищническое ценообразование, при которомдиверсифицированная компания может позволить себе продавать определенные товарыниже издержек, с тем, чтобы вытеснить более мелких конкурентов с рынка. Послетого как конкуренты вытеснены, фирма начинает вести себя как монополист.
Фирма можетиспользовать систему эксклюзивных контрактов с компаниями, занимающимися сбытомее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры ограничиваются продажейтоваров исключительно данной фирмы и не могут одновременно заниматься сбытомпродукции конкурентов. Во многих странах такие контракты считаются незаконными,так как могут чрезмерно усиливать рыночную власть отдельных компаний.
Фирма можетиспользовать комплексные контракты. Так, крупная корпорация, продающаямножество взаимосвязанных товаров, будет стараться навязать покупателю, которыйхочет купить один товар, ряд других товаров, продаваемых как бы в комплекте.
Все эти методынечестного завоевания контроля над рынком были и остаются предметомантитрестовского (антимонопольного) законодательства.
4.Слияния ипоглощения. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являютсяслияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию вотрасли. На рисунке 5 показана интенсивность слияний и поглощений вамериканской экономике на протяжении ХХ века. Очевидно, что количество слиянийи поглощений в 60-80-е годы резко возросло и превышает общее количество слиянийи поглощений за весь предыдущий период.
Вплоть до 60-х годовпревалировали горизонтальные слияния (между фирмами, производящими сходныйпродукт) и вертикальные слияния (между фирмами, относящимися к разным этапампроизводственного цикла). Начиная с 60-х годов большое распространение получиликонгломератные слияния — объединения компаний, производственно не связанныхмежду собой.
Причина этого — статьи антимонопольного законодательства, ограничивающие распространениевлияния фирмы на одном рынке. В такой ситуации у компании-олигополиста в принципесуществуют два пути развития: либо диверсифицировать свою деятельность, создавкомпанию конгломератного типа, либо перенести борьбу за большую долю рынка снационального на международный уровень, рассматривая весь мир как свойпотенциальный рынок.
5.Стремление ксговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объемапроизводства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегияобычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижениесоглашения — весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчаютпрямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшоеколичество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущийспрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.
Одним из видовнеявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практикаценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальныеследуют за ней.
6.Барьеры длявхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых фирм такжеподдерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранениеолигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства,экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара,проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделейтовара, капиталовооруженности и т.д.
Экономия, намасштабах основанная на известности товаров, является важным барьером длядругих фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна,она может претендовать лишь на незначительный спрос (Dн — сдвинута влево) и ееобъем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии (Qн) (рисунок6). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше ( Рн).
Фирмы-олигополисты,зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют недопустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят ценуниже Рн, но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между Рн и  Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери ивынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит нижеАТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).
В приведенном примеремы предполагали, что кривые издержек у олигополиста и новой фирмы одинаковы ивсе дело в том, что фирма-олигополист достигает более низких издержек за счетбольших размеров спроса и масштабов производства. В реальной жизни весьма частоу старой и новой фирмы различаются сами кривые издержек (рисунок 7).
Издержки новой фирмымогут быть выше потому, что оно не имеет опыта ведения бизнеса в данной сфередеятельности: ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватаетквалифицированной рабочей силы; хуже условия получения банковского кредита;слабее связи с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержкипроизводства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако — невсе из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшаетчисло потенциальных конкурентов.
Между тем сама угрозапоявления конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста. Если бы старая фирмане боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль,могла бы установить цену на уровне Ро и производить Qо. Однако онаустанавливает цену на уровне не выше Р1, поскольку при такой цене потенциальныйконкурент будет не в состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступленияв отрасль. Старая же фирма и при такой цене будет получать прибыль. Цена Р1часто называется предельной ценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяетподдерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.
Чтобы фирма могладостичь наиболее эффективных для данного вида деятельности размеров, частотребуется значительный объем капитала. Потенциальному участнику рынка вавиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и вомногих других отраслях требуются миллиарды рублей, чтобы начать дело.Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночнойконцентрации в данных секторах экономики.
Существуют и другиебарьеры на пути потенциальных конкурентов:
 ограничения,устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того илииного вида деятельности;
 высокие затраты нарекламу;
 сложность товаров,которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.
Все эти барьерызатрудняют вступление новых производителей на рынок и поддерживают высокийуровень концентрации.
Последствия олигополии.
Как мы видим,олигополия является важной рыночной структурой современной экономики. Каковы жепоследствия олигополии для хозяйственного развития?
Рассмотрим конкретныйпример — раздел и контроль нефтяного рынка странами ОПЕК. Он позволит нам нетолько проиллюстрировать важнейшие аспекты деятельности картелей, но и сделатьболее общие выводы о последствиях любого вида группового контроля над отраслью.
В 1960 годукрупнейшие нефтедобывающие страны мира объединились в ОПЕК (Организацию стран — экспортеров нефти). Их целью являлось достижение соглашения о ценах и объемахпроизводства нефти, то есть фактически — соглашения о создании картеля. Однаковплоть до 1973 года ОПЕК не могла действовать как картель, поскольку нанефтяном рынке существовало множество стран и компаний, добывающих нефть наарабской земле. Ослабление этих компаний стало важным шагом на пути созданияэффективного картеля: с 1969 по 1973 гг. концессии на добычу нефти в арабскихстранах стали постепенно отменяться.
В 1973 году в связи сарабо-израильской войной члены ОПЕК на несколько месяцев ввели эмбарго (запрет)на экспорт ближневосточной нефти в США и другие симпатизировавшие Израилюстраны, что привело к росту нефтяных цен.
После окончания срокаэмбарго члены ОПЕК ограничили общий объем производства нефти, введя квоты навыпуск нефти для каждого участника. В результате этих действий ОПЕК произошелгромадный скачок цен на нефть: с 2 долларов США за баррель накануне введенияэмбарго до 11,25 долларов после него. Повышение цен повлекло за собой резкоеувеличение прибыли стран ОПЕК и падение реальных доходов в странах-импортерахнефти.
Вместе с тем оновызвало к жизни и долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему ростубогатства этих стран. Высокие цены и высокие прибыли, полученные картелем ОПЕК,привели к быстрому росту предложения нефти со стороны стран, не входящих вОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового производстванефти, то в 1979 году его доля была уже меньше 60%, а в 1985 году составлялавсего 30%. Нефтяные поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза,США и Канады постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался послеограничения производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельнойразработку многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти сталавозрастать.
Одновременно с ростомпредложения произошло снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Первоначальноэто выражалось в простой экономии энергоресурсов. Со временем снижениепотребления энергии стало весьма ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое,менее энергоемкое оборудование, а вместо нефтепродуктов стали использоватьсядругие виды энергоносителей. Потребители также стали покупать новые, болеекомпактные и более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазутана более дешевые виды топлива — газ, например. Интенсифицировались исследованияи разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря.Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть.
Снижение спроса иувеличение предложения нефти не позволяло ОПЕК и далее взвинчивать цену. Болеетого, поддержание прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего сниженияпроизводства и экспорта нефти членами картеля. Это привело к падению доходовОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторыеиз них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать ценуниже уровня, установленного картелем.
Дальнейшее падениеспроса и рост предложения нефти другими странами заставили ОПЕК 14 марта 1983года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить цену с 34 до 29долларов за баррель. В декабре 1985 года страны ОПЕК оказались не в состояниидостичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый членкартеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Этопривело к дальнейшему падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти быланиже 9 долларов за баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднемуиндексу цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.
Рассмотрениеконкретного примера ОПЕК позволяет сделать более общие выводы о деятельностикак картеля, так и олигополии в целом.
Первый вывод.
Ограничение объемапроизводства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции,в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибылиучастников олигополии.
Это означает, что уфирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координациисвоей деятельности с целью реализации возможностей по контролю за рынком.
Второй вывод.
Сговори ограничениепредложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночнойконцентрации предложения товара (в 1973году на долю ОПЕК приходилось более 70%мирового предложения нефти); быстрого роста спроса на него; низкой эластичностиспроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.
Третий вывод.
Контролировать рыноксо временем становится все труднее и труднее.
Это связано с тем,что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью,преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынкеувеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а такжепоявляются новые заменители данной продукции.
Четвертый вывод.
Компании,контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора междуувеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов.
Чем ближеустанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течениекороткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливаетответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичнойпродукции, возникает больше товаров-заменителей.
Пятый вывод.
Искусственноеограничение объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмамидостаточно трудно поддерживать в течение длительного периода.
Это особенно верно втех случаях, когда снижающийся спрос и растущая конкуренция со стороны новыхпроизводителей ведут к падению доли рынка, принадлежащей участникам олигополии.
Заключение.
Исходя изпроведенного исследования можно сделать вывод что хотя олигополия и неудовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределенияресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важныйвклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработкахновых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.
Многие западныеэкономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образомприспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальныхисследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство.Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярковыраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличиеот монополиста, имеются явные основания активно использовать техническийпрогресс для улучшения собственного положения на рынке.
К тому же участникиолигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатомсуществования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегатьценовой конкуренции.
Подобные утвержденияподкреплены многочисленными эмпирическими данными. Лидирующие американские,японские, европейские фирмы, оперирующие в высококонцентрированных отрасляхэкономики, являются лидерами технического прогресса. Среди них такие, как“Кодак”, “Ай Би Эм”, “Дюпон”, “Ксерокс”, “Сони” и другие.
Литература
Пашкус Ю. В., МиськоО. Н. «Введение в бизнес», изд. Северо-Запад, 1991 г.
Эдвин Дж. Долан«Макроэкономика», изд. С-Пб, 1994 г.
Эдвин Дж. Долан«Микроэкономика», изд. С-Пб, 1994 г.
«Современныймаркетинг» под ред. Хруцкого В. Е., Москва, 1991 г.
«Политическаяэкономика» (учебник для высших учебных заведений), Москва, 1989 г.
 Дж.Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994год.
 Основырыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 1995год.
 КэмпбэллР. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва,издательство “Республика”, 1993 год.
 Микро-и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1996год.
             11.  Сакс.Д.Д. Ларрен В.Б. «микроэкономика, глобальный подход» Москва «дело»1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.