--PAGE_BREAK--1.2. Важнейшие условия привлечения иностранных инвестиций в Россию.
Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока инвестиций, включают в себя 3 основные группы: базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата; правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов; специфические стимулы для притока инвестиций.
Стратегической целью политики в сфере привлечения иностранных инвестиций (ИИ) должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.
Приоритеты политики привлечения ИИ в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:
— поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;
— приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний, но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;
— приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
Политика в отношении ИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.
Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.
Понятно, что процесс формирования благоприятного инвестиционного климата является важнейшим условием сбалансированного развития финансового рынка России, повышения его эффективности и конкурентоспособности. Для этого, прежде всего, необходимо доверии иностранных инвесторов, стабильные правила ведения бизнеса и предсказуемость регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является, таким образом, комплексной задачей, в решении которого должны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях и деловое сообщество.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Роль иностранных инвестиций в экономике страны.
В условиях глобализации экономики, интеграции рынков, в том числе финансовых, значительно возросла роль иностранных инвестиций. Создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары.
2.1. Динамика поступления иностранных инвестиций в РФ
В процессе формирования рыночной экономики и активного включения России в систему мирового хозяйства возрастает интерес зарубежного капитала к емкому и перспективному российскому рынку.
В таблице 1 представлены объемы вложения иностранных инвестиций в экономику России за период с 1995 по 2008 гг.
Таблица 1
ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ТИПАМ
1995
2000
2004
2005
2006
2007
2008
Иностранные инвестиции - всего
2983
10958
40509
53651
55109
120941
103769
в том числе:
прямые инвестиции
2020
4429
9420
13072
13678
27797
27027
портфельные инвестиции
39
145
333
453
3182
4194
1415
прочие инвестиции
924
6384
30756
40126
38249
88950
75327
Источник: Росстатежегодник 2009. с 671
В 2000 году российская экономика характеризовалась более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций по сравнению с предыдущими годами.
Основная часть иностранных инвестиций в российскую экономику приходится на прочие инвестиции (формируемые в основном за счет кредитов международных финансовых организаций и средств, направляемых инвесторами на приобретение государственных ценных бумаг), объем которых в 2000 г. оценивается в 6, 384 млрд.долл.
Приток иностранных инвестиций в Россию в 2004 г вырос на 36,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 40,509 млрд. долл. Прямые инвестиции за 2004 год поступили на сумму 9,42 млрд. долл., что на 38,9 процента больше по сравнению с объемом 2003 г. Объем портфельных инвестиций составил 333 млн. долл. Прочие инвестиции поступили на сумму 30,756 млрд. долл. — на 36,6 процентов больше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в РФ за 2004 г 75,9 процентов составляли «прочие инвестиции», 23,3 процента — прямые инвестиции и 0,8 процентов — портфельные инвестиции.
По темпам роста и объемам иностранных инвестиций в российскую экономику 2007 г. является рекордным: масштаб поступивших от иностранных инвесторов средств увеличился более чем вдвое по отношению к уровню предыдущего года. Объем поступивших прямых инвестиций в 2007 г. достиг 27,8 млрд долл., что превысило сумму поступлений за предыдущие два года. Динамичный рост прямых инвестиций поддерживался резким увеличением масштабов связанных торговых кредитов и кредитов прямых инвесторов. За 2007 г. прирост прочих инвестиций составил более 50 млрд долл., что, безусловно, оказало влияние на финансовые показатели государства. Вместе с тем фондовый рынок остается зоной высоких рисков, что определило неустойчивость динамики портфельных инвестиций. Сокращение объемов портфельных инвестиций, основную массу которых составляют инвестиции в акции, в период 2000–2004 гг. было прервано некоторым оживлением в 2005 г. и взрывным ростом в 7 раз в 2006 г. При замедлении динамики до 131,8% в 2007 г. Резкий всплеск активности иностранных инвесторов сменился вялой динамикой в 2008 г. По итогам 2008 г. объем иностранных инвестиций в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился на 14,8%. Ослабление динамики поступления иностранных инвестиций в основной капитал продолжалось в течение всего 2008 г.
По состоянию на конец марта 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 265,8 млрд.долларов США, что на 17,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 53,8% (на конец марта 2009 г. — 55,6%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (42,0%), портфельных — 7,5% (2,4%). [18, Об иностранных инвестициях в экономику России в I квартале 2010 года]
В таблице 2 представлены объемы поступлений иностранных инвестиций по основным странам – инвесторам.
Таблица 2
ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ СТРАНАМ-ИНВЕСТОРАМ
1995
2000
2004
2005
2006
2007
2008
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Все инвестиции
2983
10958
40509
53651
55109
120941
103769
в том числе из стран:
Кипр
40
1448
5473
5115
9851
20654
19857
Великобритания
183
599
6988
8588
7022
26328
14940
Нидерланды
85
1231
5107
8898
6595
18751
14542
Германия
308
1468
1733
3010
5002
5055
10715
Люксембург
4
203
8431
13841
5908
11516
7073
Франция
108
743
2332
1428
3039
6696
6157
Виргинские о-ва (Брит.)
17
137
805
1211
2054
2140
3529
Швейцария
436
784
1558
2014
2047
5340
3062
Ирландия
61
34
362
595
986
5175
2903
США
832
1594
1850
1554
1640
2839
2773
другие страны
909
2717
5870
7397
10965
16447
18218
Источник: Росстатежегодник 2009. с 671
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Великобритания и Нидерланды, на долю которых приходится соответственно 21, 20 и 18% всех накопленных инвестиций в стране. Далее в первую десятку крупнейших инвесторов входят Германия, США, Ирландия, Франция, Виргинские острова, Швейцария. Значительная часть иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для них существенно снижаются за счет понимания местной специфики, налаженных хозяйственных связей. Крупные международные проекты в России осуществляются при участии транснациональных корпораций.
В 2005 году лидерами поступления инвестиций в Россию стали Люксембург (13,841 млрд долл.), Нидерланды (8,898 млрд), Великобритания (8,588 млрд), Кипр (5,115 млрд) и Германия (3,010 млрд).
Примечательно, что Люксембург, который в 2005г. довольно неожиданно стал единоличным лидером с 23,8% притока капиталов, в период с 2006 – 2008гг. заметно сдал свои позиции, а в 2009г. вновь стал в числе первых инвесторов. Безоговорочные лидеры 1995г. — Германия и США — также все больше отходят на второй план. Хотя 2006г. наши немецкие партнеры вполне могут занести себе в актив: их доля в притоке впервые за несколько лет выросла сразу более чем в 1,5 раза. Доля американских инвесторов стабилизировалась на уровне 3% притока. Относительно стабильными, остаются позиции Швейцарии и оффшорных инвесторов с Виргинских островов.
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009года — Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1 % общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В таблице 3 представлен объем поступления ИИ по видам экономической деятельности с 2003 по 2008 год.
Таблица 3
ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Млн. долл. США
Иностранные инвестиции -
29699
40509
53651
55109
120941
103769
всего
в том числе по видам экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
154
121
156
325
468
862
рыболовство, рыбоводство
38
43
22
23
49
27
добыча полезных ископаемых
5737
9934
6003
9152
17393
12396
обрабатывающие производства
6522
10236
17987
15148
31948
33914
строительство
101
234
228
713
2911
3387
оптовая и розничная торговля;
10527
13037
20461
13089
47310
23905
гостиницы и рестораны
23
29
52
32
59
188
транспорт и связь
1114
2033
3840
5297
6703
4861
из них связь
688
1377
3287
4701
3295
1320
финансовая деятельность
781
1001
1813
4698
4450
4977
операции с
недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
4583
2572
2602
5998
8414
15378
образование
0,1
0,3
0,1
1
3
здравоохранение и предоставление социальных услуг
7
10
15
52
68
20
Источник: Росстатежегодник 2009 с 674
В обрабатывающие производства в 2004 г поступили иностранные инвестиции на сумму 10,236 млрд долл, в добычу полезных ископаемых — 9,934 млрд долл; в сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники — 13,037 млрд долл; в сферу операций с недвижимостью — 2,572 млрд долл, в транспорт и связь — 2,033 млрд долл; в госуправление, обеспечение военной безопасности и обязательное соцобеспечение — 1,059 млрд долл, в финансовый сектор экономики — 1,001 млрд долл.
В 2005 г. сохранилась тенденция к концентрации иностранных инвестиций в двух сферах российской экономики: в промышленности (45,3% от общего объема иностранных инвестиций) и сфере торговли -38,1%. Вместе с тем следует обратить внимание, что динамика и изменение доли инвестиций в промышленность находится под усиливающимся влиянием повышения инвестиционной привлекательности новых сегментов рынка услуг. В частности, повысилась с 3,4% в 2004 г. до 6,1% в 2005 г. доля инвестиций в связь как один из наиболее динамично развивающихся видов деятельности.
В то же время, в последние годы идет более активная, чем раньше, иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети. Больше всего иностранных средств было направлено в сферу добычи полезных ископаемых ($2 млрд. 935 млн.) и обрабатывающие производства ($2 млрд. 216 млн.). Также зарубежные вложения направлялись в сферу оптовой и розничной торговли, в транспорт и связь, в сектор финансовой деятельности и в сферу операций с недвижимым имуществом.
За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей, и, видимо, эта тенденция продолжится. Аналитики консалтинговой компании считают, что Россия все еще сохраняет свою привлекательность и рыночная экономика продолжает испытывать рост, поэтому те розничные сети, которые еще задумываются о том, чтобы использовать Россию в качестве своей стратегической цели — должны действовать немедленно[2,c.20].
России иностранные инвестиции крайне необходимы, учитывая, что ей необходимо активно обновлять и развивать инфраструктуру, трубопроводный транспорт и электроэнергетику. На все это необходимы триллионы долларов. В настоящее время накопленный объем иностранных инвестиций в экономику РФ составляет 262,4 млрд. долл.
Анализ показал, что остро стоит проблема отраслевого «перекоса» привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.
Что касается прямых иностранных инвестиций, которые как раз способствуют развитию экономики России, то их объем в результате кризиса в январе-сентябре 2009 г. сократился почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как портфельные инвестиции показали снижение лишь на 20%. Для того чтобы привлечь в нашу страну «полезные» инвестиции, по словам экспертов, прежде всего, необходимо улучшить инвестиционный климат.
продолжение
--PAGE_BREAK--