--PAGE_BREAK--1.2 Размещение свободных экономических зон
Главные признаки СЭЗ – тесная интеграция в мировое хозяйство и активное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием выгодного экономико-географического положения территории – на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый административно-правовой режим. В целях привлечения иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые “каникулы”, ограничения на права собственности снимаются.
Выделяют следующие характерные черты свободных экономических зон:
Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
·внешнеторговых, предусматривающих введение особого таможенно — тарифного режима – снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, в т.ч. сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компоненты для организации производства; а также упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций;
·фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую систему (прибыль или доход предприятий, стоимость имущества, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
·финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, аренда транспорта по льготным тарифам и т.п.;
·административных, предоставляемых администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии свободного предпринимательства.
В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные корпорации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года)[9,c.44].
Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.
Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых предметов.
Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны.
Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли:
1. Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие сравнительно дешёвых и доступных факторов производства, близость ёмкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов;
2. Наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
В мировой практике существует множество (до 30) разновидностей СЭЗ, каждая из которых наряду с обязательным наличием отмеченных выше общих черт имеет свою специфику. Вместе с тем общепринятой типологии свободных экономических зон в настоящее время не существует. Это обусловлено множеством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае. Их возможная классификация приведена на рисунке 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения – в приложении 1. В частности, специфика СЭЗ определяется:
· месторасположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ;
· наличием и качеством производственных ресурсов;
· особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются;
· задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее создании;
· функции, которые оно ему делегировало для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;
· вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ;
· национальная принадлежность территории и т.д. [5,c.158]
Таким образом, организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон.
Мировое “семейство” СЭЗ
в соответствии с хозяйственной специализацией
Рис. 1 Мировое семейство СЭЗ [5, стр.29]
Процессу создания свободных экономических зон должна предшествовать разработка глубокого технико-экономического обоснования необходимости её создания, включая проект её развития. Необходимость создания СЭЗ, прежде всего, должна определяться на основе оценки эффективности её функционирования.
Технико-экономическое обоснование создания СЭЗвключает в себя следующие разделы. [5,c.69]
1. Постановка проблемы и цели создания СЭЗ. [5,c.69]
Здесь должны быть:
·даны комментарии о проблеме создания конкретной СЭЗ;
·определены предполагаемые основные направления ее развития;
·сформирована основная цель создания СЭЗ, с конкретизацией задач, связанных с реализацией основных направлений развития СЭЗ.
Как основная цель, так и конкретные задачи должны быть увязаны с традиционными целями создания СЭЗ: повышением научно-технического потенциала, использованием хозяйственного зарубежного опыта, созданием новых рабочих мест, повышением квалификации местных кадров и т.п.
2. Предпосылки для создания СЭЗ. [5,c.70]
Здесь должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы показать наличие в регионе (области, республике, городе и т.п.), на территории которого предполагается создание СЭЗ, условий для реализации указанных выше задач.
Наибольший акцент следует сделать на экономических характеристиках, которые могут рассматриваться как положительные предпосылки для создания свободной экономической зоны в регионе:
·наличие в регионе значительного экспортного потенциала;
·наличие и уровень освоения природных богатств;
·благоприятное географическое положение для внешнеэкономической деятельности;
·уровень развития транспортной сети (железнодорожные и автотранспортные магистрали, аэропорты, трубопроводы и т.п.);
·опыт работы на международном уровне;
·обеспеченность квалифицированными кадрами и достаточное их количество;
В качестве дополнительных предпосылок для создания СЭЗ в разделе должны быть представлены оценки социальной и экономической ситуации региона, его геополитическое значение, исторические традиции, особенности географического положения и т.п. Также необходимо отразить те негативные тенденции развития экономики региона, преодоление которых может способствовать введение социально-экономического (и/или таможенного) режима на территории предполагаемой СЭЗ.
3. Обоснование отвода земель под СЭЗ и характеристика выделенной территории. [5,c.71]
Здесь должны быть представлены:
·данные о размерах и границах территории, выделенной под СЭЗ;
·характеристика территории, выделенной под СЭЗ:
— географические характеристики;
— экономические характеристики;
— характеристики социального развития и инфраструктуры.
·обоснование выбора данной территории.
4. Перспективы и программа развития СЭЗ должны прогнозироваться и оцениваться с учетом тех преимуществ социально-экономического развития предприятий, которые возникают в связи с введением особых экономических условий функционирования СЭЗ, и, прежде всего, льготных таможенного и налогового режимов, предоставления налоговых и иных льготных кредитов. Основой формирования данного раздела должен служить перечень предполагаемых резидентов СЭЗ с указанием даты возможной регистрации резидентов и основного профиля их деятельности. [5,c.71]
5. Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ. [5,c.71]
В качестве источников покрытия потребности в финансовых ресурсах должны рассматриваться:
·средства налогового кредита;
·иностранные инвестиции;
·инвестиции российских юридических лиц;
·средства государственной поддержки;
·средства, получаемые от привлечения в зону новых резидентов;
·средства, получаемые в результате создания свободных таможенных и иных функциональных субзон;
·привлечение средств населения за счет выпуска ценных бумаг;
·другие возможные средства.
6. Механизм функционирования СЭЗ. [5,c.71]
В этом разделе должны быть определены экономические, социальные, экологические и иные условия функционирования СЭЗ, которые делают ее привлекательной для инвесторов, это, прежде всего, формирование льготного налогового и таможенного режимов. Данные о размерах налогового кредита и льгот должны быть согласованы с результатами баланса финансовых ресурсов, выполненных при подготовке раздела 5.
7. Организационные мероприятия по созданию и функционированию СЭЗ. [5,c.72]
Начальными организационными мероприятиями должны служить меры по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы, включающей разработку и утверждение следующих документов:
·Положение о СЭЗ;
·Положение о предприятии-резиденте СЭЗ;
·Положение о Комитете по развитию СЭЗ;
·Положение о фонде развития СЭЗ;
·Временное Положение о налогообложении СЭЗ;
·Положение о налоговом кредите;
·Положение о порядке создания на территории СЭЗ свободных таможенных и иных функциональных зон.
8. Оценка эффективности создания СЭЗ, которая определяется исходя из соотношения между затратами (ресурсами), направленными на становление и развитие СЭЗ, и результатами её функционирования. При этом специально оценивается соотношение между затратами, возникшими вследствие введения особых условий функционирования зоны, и выгодами, получаемыми от ее создания на федеральном, региональном, муниципальном уровнях с учетом условий и порядка компенсации этих затрат. [5,c.72]
Общая оценка эффективности создания СЭЗ должна сопровождаться данными об отдельных видах эффектов, полученных в результате ее создания, таких как:
·решение социальных задач (рост заработной платы, улучшение медицинского обслуживания, новые виды услуг и т.п.);
·создание дополнительных рабочий мест;
·повышение квалификации специалистов, работающих в зоне и т.д.
Помимо этого должны быть представлены данные о сроках окупаемости инвестиций, а также сроках погашения налогового и других кредитов, используемых для развития СЭЗ.
Существуют два подхода к образованию СЭЗ: [6,c.35]
1. Территориальная концепция образования СЭЗ подразумевает часть территории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных на ней предприятий.
2. Режимная, или точечная концепция исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется определенному виду предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахождение субъекта хозяйственных отношений не имеет значения. При режимном подходе образования СЭЗ в режиме зоны могут действовать отдельные конкретные предприятия, подпадающие под преференциальный режим, предоставляемый определенному виду зон.
Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования. К ним относятся:
1. Принцип управленческого и предпринимательского риска. Сущность этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.
2. Принцип конкурентных преимуществ – создание таких предпочтений активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.
3. Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса.
4. Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.
5. Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.
6. Принцип согласования по целям. Основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.
7. Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.
Важный момент в создании и функционировании СЭЗ – придание ей соответствующей управленческой, организационной и экономической формы. Здесь выделяются три принципиально важных направления:
1. Модель СЭЗ должна быть адекватна современным и мирохозяйственным атрибутам по набору субъектов общения и их организационно-экономической структуре. Надежный критерий при этом – соответствие организационной формы и формы товара. Только это позволяет отсечь мертвые организационные и управленческие звенья и получить на мировом рынке соответствующий эффект.
2. Необходимо обеспечить масштабность включения страны в международное разделение труда через свободные экономические зоны, но постепенно, поэтапно задействую все больше и больше звеньев хозяйственного механизма. В каждом звене должен присутствовать широкий круг производственных и инфраструктурных субъектов свободной экономической зоны, включая биржи, банки и т.п. Любые соглашения должны иметь в основе чёткую нормативную базу, правовые гарантии для деятельности иностранных и отечественных партнеров. При этом государство должно сохранить своё руководящее воздействие с использованием отработанных мировой практикой приемов и средств.
3. В сложившейся системе мирохозяйственных связей действуют свой кодекс поведения, правила экономической игры, которые свободная экономическая зона должна воспринять. Это касается и средств конкурентной борьбы за иностранный капитал и за сбыт товаров, произведенных в зоне, а также методов достижения эффекта. Весьма важно, чтобы в СЭЗ не преобладали посредническая, чисто торговая деятельность. Практика показывает, что функционирование практически всех СЭЗ расходятся с теми задачами, которые провозглашались при их создании.
Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ приводит к стихийности в их образовании, превалированию местного творчества в их функционировании. В таких условиях создание СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий.
Функционирование таких зон не дает региону прироста рабочих мест или увеличения налоговой базы, а выгоды, получаемые региональным бюджетом от регистрационных сборов, достигаются за счет соседних регионов, которые теряют своих налогоплательщиков, т.е. как доказывает мировой опыт, добиться сколько-нибудь значительных положительных результатов вряд ли возможно.
Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам, статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечения дополнительных рабочих мест. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании СЭЗ ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.
В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей как:
·Привлечение передовых по отношению к национальным технологиям;
·Активизация экономики путём привлечения иностранного капитала;
·Поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов;
·Насыщение внутреннего потребительского рынка;
·Повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;
·Создание современной рыночной инфраструктуры;
·Ускоренное развитие депрессивных районов;
·Приобретение мирового опыта в области управления экономикой международного предпринимательства. [6,c.51]
Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант “сверху” означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант “снизу”, — создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в т.ч. при смешанном частно — государственном финансировании. Предложения об учреждении СЭЗ направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона.[5,c.2]
Рассмотрев характерные черты, возможную классификацию, процесс технико – экономического обоснования и цели создания СЭЗ, для дальнейшего изучения свободных экономических зон, необходимо рассмотреть существующие разновидности СЭЗ и особенности их функционирования.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Виды СЭЗ и особенности их функционирования
Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:
1. Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона. Для этих зон характерны три основных признака:
— во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка;
— во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);
— в-третьих, несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свободными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. [5, c.135]
Первая зона такого рода в Европе возникла в конце 50-х гг. в Ирландии, затем они получили распространение главным образом в развивающихся странах, которые стали их использовать в качестве одного из основных инструментов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экспортному производству. Популярность подобных зон особенно возросла в 80-е гг., когда ряд развивающихся стран с экспортной ориентацией экономики вошел в разряд новых индустриальных стран.
В составе свободных торгово-складских зон специалисты выделяют зоны внешней торговли (США), свободные таможенные зоны (Венгрия, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Болгария) и свободные порты (Германия). Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения (как правило, на срок до 1 года), обработки товаров с последующей их куплей и продажей, но и для осуществления операций, улучшающих потребительские свойства этих товаров. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в результате улучшения потребительских свойств товара. В их число входит также “дьюти-фри”, в которых осуществляется беспошлинная розничная продажа товаров в крупных и международных аэро- и морских портах. Поэтому они нередко обеспечивают дополнительные валютные поступления за счет консигнационных складов, сдачи помещений в аренду для выставок, переделки и подработки транзитных грузов и т.п. [5, c.135]
Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Они всегда отделены от экономического пространства страны таможенной и даже государственной границей.
Свободные порты как вид торгово-складской зоны кроме названных функций выполняет погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов.
В своем развитии торговые зоны приобретают дополнительно к функции облегчения транзитной торговли функцию производства товаров, ориентированных на внутренний рынок. Это наиболее ярко можно проследить на примере зон внешней торговли США, которые от традиционно игравших роль “торговых центров” постепенно переходили к производству товаров, большая часть которых импортировалась на внутренний рынок. [5, c.135]
2. Экспортно-производственные или промышленные зоны. В них создаются промышленные предприятия, в том числе и “отверточного” типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, когда конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР, а также в Великобритании, США. [5, c.136]
Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны, обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге содействует более быстрому социально-экономическому развитию других районов и страны в целом.
Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только иностранного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной направленности ограждают местных производителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами.
В общей совокупности экспортно-производственных зон выделяют зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венгрия, Болгария), зоны свободного предпринимательства (США), предпринимательские зоны (Великобритания), специальные экономические зоны (КНР). К ним могут быть отнесены также отдельные иностранные предприятия, пользующиеся особыми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки. [5, c.136]
3. Экспортно-промышленные зоны, несмотря на специфику, имеют общие черты, касающиеся главным образом коммерческих и финансовых стимулов и условий деятельности для иностранных инвесторов. Иностранный инвестор практически во всех странах не имеет каких-либо ограничений на свою деятельность в такой зоне и, прежде всего на право перевода прибыли и капитала.
В экспортно-промышленных зонах полностью освобождаются от пошлин и других сборов машины, сырье и компоненты, завезенные для организации производства.
Инофирмы имеют “налоговые каникулы” на уплату подоходного налога и другие льготы, предоставляемые в отношении всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Им предоставляются свобода в получении валютного кредита и льготных кредитов; сдаются в аренду земля, помещения, транспортные услуги по льготным тарифам и расценкам; гарантируются возврат вложенного капитала, компенсации предпринимателям расходов на обучение кадров, уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконструкцию предприятий; упрощается процедура создания предприятий.
В зонах создаются необходимая инфраструктура, жилые дома, торговые, лечебные и прочие заведения, обеспечивающие нужды иностранных предпринимателей и жителей зоны.
4. Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны. В современной литературе их называют технологические парки, технополисы, научные парки, технологические центры, деловые центры.
Отличительная этих зон заключается в том, что на их территории объединяется научная и производственно-технологическая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных округ крупного научно-исследовательского центра или университета. Цель создания таких зон – мобилизовать все доступные материальные и трудовые ресурсы для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность, обеспечить новые рабочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране. [5, c.136]
В зависимости от того, что преобладает в экономической структуре научно-технологической зоны, различают три их типа.
1) Инновационный центр. Это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.
2) Собственно научный парк. Это достаточно большая территория, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).
3) Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только для стадии технического прототипа. В таких парках объединяются промышленные компании, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, с приоритетным развитием последних. [5,c.39]
По виду деятельности различают еще туристические, страховые, банковские, оффшорные и другие зоны.
5. Оффшорные зоны (от английского offshore), что дословно означает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Их главное отличие от других свободных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготных характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень уставного капитала. Важный фактор привлекательности оффшора – стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений.
По мнению экспертов, на сегодняшний день реально существуют около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров.
6. Комплексные СЭЗ. В реальной жизни, как правило, зон “чистого типа”, специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распространенные зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинированные) зоны. Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. Поэтому при их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания конкретных секторов в зонах.
В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма – административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат.
Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от неё (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.
Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующим экономическим, правовым и таможенным регламентами. Это связано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклавных зон прибегают страны с низким уровнем экономического развития и материального благосостояния населения.
Интеграционные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику. В интеграционных зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим. [4,c.40]
продолжение
--PAGE_BREAK--