Реферат по предмету "Экономика"


Роль свободных экономических зон в территориальном развитии

--PAGE_BREAK--1.2  Размещение свободных экономических зон


Главные признаки СЭЗ – тесная интеграция в мировое хозяй­ство и ак­тивное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием вы­годного экономико-географиче­ского положения территории – на пе­ресечении важных транспортных магист­ралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый административно-правовой режим. В целях привлече­ния иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт го­товой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые “ка­никулы”, ограничения на права собственности снимаются.

Выделяют следующие характерные черты свободных экономи­ческих зон:

Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

·внешнеторговых, предусматри­вающих введение особого таможенно — тарифного режима – снижение или отмену экс­портно-импортных по­шлин, в т.ч. сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компо­ненты для организа­ции производства; а также упрощенный порядок осу­ществле­ния внешнеторговых операций;

·фискальных, связанных с налоговым стимулированием кон­кретных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налого­вую систему (прибыль или доход предприятий, стоимость имущества, амортизационные отчис­ления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен­ного освобождения от налогообложения;

·финансовых, включающих различные формы субсидий, пре­доставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных го­сударственных кредитов, так и кос­венно – в виде установления низких цен на коммунальные ус­луги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, аренда транспорта по льготным тарифам и т.п.;

·административных, предоставляемых администрацией зоны с целью уп­рощения процедур регистрации предприятий и ре­жима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии сво­бодного предпринимательства.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ состав­ляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные кор­порации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза) сроки окупаемости капиталь­ных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года)[9,c.44].

Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реали­зации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов разви­тия.

Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне ино­странного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, ин­вестиционные гарантии, ка­чество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение администра­тивных процедур, а также по­лучение на внутреннем рынке относительно деше­вых предметов.

Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в соче­тании с базовыми преференциями, представляющими типовую спе­цифику данной зоны.

Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановле­ние действий трудового законо­дательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и макси­мальной продолжитель­ностью рабочего дня, освобождение предпринимате­лей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой ре­жим обеспечивает получение иностранными предпринимателями до­полни­тельной прибыли:

1.                Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие сравни­тельно дешёвых и доступных факторов производства, бли­зость ёмкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесто­ров;

2.                Наличие локальной, относительно обособленной системы управ­ления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком эконо­мическом спектре;

3.                Всесторонняя поддержка со стороны центральной государствен­ной власти.

В мировой практике существует множество (до 30) разновидно­стей СЭЗ, каждая из которых наряду с обязательным наличием от­меченных выше общих черт имеет свою специфику. Вместе с тем общепринятой типологии свободных экономических зон в настоя­щее время не существует. Это обусловлено множе­ством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае. Их возможная классификация приведена на рисунке 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения – в приложении 1. В частности, специфика СЭЗ определяется:

·                   месторасположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ;

·                   наличием и качеством производственных ресурсов;

·                   особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются;

·                   задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее созда­нии;

·                   функции, которые оно ему делегировало для решения поставлен­ных задач и достижения намеченных целей;

·                   вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ;

·                   национальная принадлежность территории и т.д. [5,c.158]

Таким образом, организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно класси­фицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон.
Мировое “семейство” СЭЗ

в соответствии с хозяйственной специализацией



Рис. 1 Мировое семейство СЭЗ [5, стр.29]

Процессу создания свободных экономических зон должна предшество­вать разработка глубокого технико-экономического обоснования необходимо­сти её создания, включая проект её разви­тия. Необходимость создания СЭЗ, прежде всего, должна опреде­ляться на основе оценки эффективности её функ­ционирования.

Технико-экономическое обоснование создания СЭЗвключает в себя следующие разделы. [5,c.69]

1.                      Постановка проблемы и цели создания СЭЗ. [5,c.69]

Здесь должны быть:

·даны комментарии о проблеме создания конкретной СЭЗ;

·определены предполагаемые основные направления ее развития;

·сформирована основная цель созда­ния СЭЗ, с конкретизацией за­дач, свя­зан­ных с реализацией основных направлений развития СЭЗ.

Как основная цель, так и конкретные задачи должны быть увя­заны с традиционными целями создания СЭЗ: повышением на­учно-технического потенциала, использованием хозяйственного зарубежного опыта, созданием новых рабочих мест, повышением квалификации местных кадров и т.п.

2.                      Предпосылки для создания СЭЗ. [5,c.70]

Здесь должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы показать наличие в регионе (об­ласти, республике, городе и т.п.), на территории которого пред­полагается создание СЭЗ, условий для реализации указанных выше задач.

Наибольший акцент следует сделать на экономических харак­теристиках, которые могут рассматриваться как положительные предпосылки для созда­ния свободной экономической зоны в ре­гионе:

·наличие в регионе значительного экспортного потенциала;

·наличие и уровень освоения природных богатств;

·благоприятное географическое положение для внешнеэкономи­ческой дея­тельности;

·уровень развития транспортной сети (железнодорожные и авто­транспортные магистрали, аэропорты, трубопроводы и т.п.);

·опыт работы на международном уровне;

·обеспеченность квалифицированными кадрами и достаточное их количе­ство;

В качестве дополнительных предпосылок для создания СЭЗ в разделе должны быть представлены оценки социальной и эконо­мической ситуации региона, его геополитическое значение, исто­рические традиции, особенно­сти географического положения и т.п. Также необходимо отразить те нега­тивные тенденции разви­тия экономики региона, преодоление которых может способство­вать введение социально-экономического (и/или таможенного) режима на территории предполагаемой СЭЗ.

3.                      Обоснование отвода земель под СЭЗ и характеристика выделен­ной террито­рии. [5,c.71]

Здесь должны быть представлены:

·данные о размерах и границах территории, выделенной под СЭЗ;

·характеристика территории, выделенной под СЭЗ:

  — географические характеристики;

  — экономические характеристики;

  — характеристики социального развития и инфраструктуры.

·обоснование выбора данной территории.

4.                      Перспективы и программа развития СЭЗ должны прогнозиро­ваться и оцени­ваться с учетом тех преимуществ социально-эко­номического развития пред­приятий, которые возникают в связи с введением особых экономических ус­ловий функционирования СЭЗ, и, прежде всего, льготных таможенного и налогового режи­мов, предоставления налоговых и иных льготных кредитов. Ос­новой формирования данного раздела должен служить перечень предпо­лагаемых резидентов СЭЗ с указанием даты возможной регистра­ции рези­дентов и основного профиля их деятельности. [5,c.71]

5.                      Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ. [5,c.71]

В качестве источников покрытия потребности в финансовых ресурсах должны рассмат­риваться:

·средства налогового кредита;

·иностранные инвестиции;

·инвестиции российских юридических лиц;

·средства государственной поддержки;

·средства, получаемые от привлечения в зону новых резидентов;

·средства, получаемые в результате создания свободных таможен­ных и иных функциональных субзон;

·привлечение средств населения за счет выпуска ценных бумаг;

·другие возможные средства.

6.                      Механизм функционирования СЭЗ. [5,c.71]

В этом разделе должны быть опреде­лены экономические, социальные, экологические и иные условия функцио­нирования СЭЗ, которые делают ее привлека­тельной для инвесторов, это, прежде всего, формирование льгот­ного налогового и таможенного режимов. Данные о размерах на­логового кредита и льгот должны быть согласованы с результа­тами баланса финансовых ресурсов, выполненных при подго­товке раздела 5.

7.                      Организационные мероприятия по созданию и функционирова­нию СЭЗ. [5,c.72]

На­чальными организационными мероприятиями должны служить меры по подготовке соответствующей норма­тивно-правовой базы, включающей раз­работку и утверждение следующих документов:

·Положение о СЭЗ;

·Положение о предприятии-резиденте СЭЗ;

·Положение о Комитете по развитию СЭЗ;

·Положение о фонде развития СЭЗ;

·Временное Положение о налогообложении СЭЗ;

·Положение о налоговом кредите;

·Положение о порядке создания на территории СЭЗ свободных таможенных и иных функциональных зон.

8.                      Оценка эффективности создания СЭЗ, которая определяется ис­ходя из соот­ношения между затратами (ресурсами), направлен­ными на становление и развитие СЭЗ, и результатами её функ­ционирования. При этом специально оценивается соотношение между затратами, возникшими вследствие введе­ния особых усло­вий функционирования зоны, и выгодами, получаемыми от ее создания на федеральном, региональном, муниципальном уров­нях с уче­том условий и порядка компенсации этих затрат. [5,c.72]

Общая оценка эффективности создания СЭЗ должна сопрово­ждаться данными об отдельных видах эффектов, полученных в результате ее созда­ния, таких как:

·решение социальных задач (рост заработной платы, улучшение медицин­ского обслуживания, новые виды услуг и т.п.);

·создание дополнительных рабочий мест;

·повышение квалификации специа­листов, работающих в зоне и т.д.

Помимо этого должны быть представлены данные о сроках окупае­мости инвестиций, а также сроках погашения налогового и других кредитов, используемых для развития СЭЗ.

Существуют два подхода к образованию СЭЗ: [6,c.35]

1. Территориальная концепция образования СЭЗ подразумевает часть тер­ритории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных на ней предприятий.

2. Режимная, или точечная концепция исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется оп­ределенному виду предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахожде­ние субъекта хозяйственных отноше­ний не имеет значения. При режимном подходе образования СЭЗ в режиме зоны могут действовать отдельные кон­кретные предпри­ятия, подпадающие под преференциальный режим, предостав­ляе­мый определенному виду зон.

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные эко­номиче­ские образования, требуют формулирования принципов их создания и функцио­нирования. К ним относятся:

1.                      Принцип управленческого и предпринимательского риска. Сущность этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различ­ных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и уси­ливают её.

2.                      Принцип конкурентных преимуществ – создание таких пред­почтений ак­тивизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организа­ционными, финансовыми, конкретными экономическими приви­легиями по отношению к другим территориям. Дан­ный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в ме­ха­низме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоре­чий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперниче­ства предпринимателей между со­бой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность цено­вой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

3.                      Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы ру­ководящих правил ведения бизнеса.

4.                      Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует пове­дение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима пре­жде, чем сделать капиталовло­жения и сформировать законы, портфель цен­ных бумаг и т.д.

5.                      Принцип информативной доста­точности. Динамически изме­няю­щаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходи­мость в анализе ин­форма­ционных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зо­ной в целом.

6.                      Принцип согласования по целям. Основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и меха­низмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

7.                      Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основы­ваясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

Важный момент в создании и функционировании СЭЗ – прида­ние ей со­ответствующей управленческой, организационной и эко­номической формы. Здесь выделяются три принципиально важных направления:

1. Модель СЭЗ должна быть адекватна современным и мирохозяй­ственным ат­рибутам по набору субъектов общения и их органи­зационно-экономической структуре. Надежный критерий при этом – соответствие организационной формы и формы товара. Только это позволяет отсечь мертвые организаци­онные и управ­ленческие звенья и получить на мировом рынке соответствую­щий эффект.

2. Необходимо обеспечить масштабность включения страны в меж­дународное разделение труда через свободные экономические зоны, но постепенно, по­этапно задействую все больше и больше звеньев хозяйственного механизма. В каждом звене должен при­сутствовать широкий круг производственных и инфраструктур­ных субъектов свободной экономической зоны, включая биржи, банки и т.п. Любые соглашения должны иметь в основе чёткую нор­мативную базу, правовые гарантии для деятельности ино­странных и отечест­венных партнеров. При этом государство должно сохранить своё руководя­щее воздействие с использова­нием отработанных мировой практикой прие­мов и средств.

3. В сложившейся системе мирохозяйственных связей действуют свой кодекс поведения, правила экономической игры, которые свободная экономическая зона должна воспринять. Это касается и средств конкурентной борьбы за иностранный капитал и за сбыт товаров, произведенных в зоне, а также ме­тодов достижения эф­фекта. Весьма важно, чтобы в СЭЗ не преобладали по­средниче­ская, чисто торговая деятельность. Практика показывает, что функ­ционирование практически всех СЭЗ расходятся с теми зада­чами, которые провозглашались при их создании.

Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ приводит к стихийности в их образовании, превалированию ме­стного творче­ства в их функционировании. В таких условиях созда­ние СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособления от центра при получе­нии существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий.

Функционирование таких зон не дает региону прироста рабо­чих мест или увеличения налоговой базы, а выгоды, получаемые регио­нальным бюдже­том от регистрационных сборов, достигаются за счет соседних регионов, кото­рые теряют своих налогоплательщиков, т.е. как доказывает мировой опыт, до­биться сколько-нибудь значи­тельных положительных результатов вряд ли воз­можно.

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых ка­питалистических странах СЭЗ соз­даются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недо­развитой инфраструкту­рой. Придавая таким районам, статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а ста­раются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечения до­полнительных рабочих мест. В новых индуст­риальных странах Азии зональ­ная политика является элементом промышленной и направлена на создание от­раслевых анклавов эко­номического роста (преимущественно экспортных и на­учно-техни­ческих). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании СЭЗ ставятся задачи при­влечения ино­странного капитала, передовой технологии и управлен­ческого опыта, стимули­рования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подго­товки квалифицированных кадров, по­лучения дополнительной валютной при­были от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.

В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение та­ких целей как:

·Привлечение передовых по отношению к национальным техно­логиям;

·Активизация экономики путём привлечения иностранного капи­тала;

·Поступление валютных активов и таким образом увеличение ва­лютных за­пасов;

·Насыщение внутреннего потребительского рынка;

·Повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

·Создание современной рыночной инфраструктуры;

·Ускоренное развитие депрессивных районов;

·Приобретение мирового опыта в области управления экономикой междуна­родного предпринимательства. [6,c.51]

Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант “сверху” означает, что образование зоны происходит  по инициативе централь­ных властей и в рамках государственной про­граммы (как, например, в Южной Корее). Вариант “снизу”, — созда­ние СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская рес­публика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в т.ч. при смешанном частно — государственном финансировании. Предложения об учреждении СЭЗ направляются в специально уполномоченный госу­дарственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включа­ется в работу по формированию усло­вий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструк­туры, отраслевая структура экономики региона.[5,c.2]

Рассмотрев характерные черты, возможную классификацию, процесс технико – экономического обоснования и цели создания СЭЗ, для дальнейшего изучения свободных экономических зон, необходимо рассмотреть существующие разновидности  СЭЗ и особенности их функционирования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Виды СЭЗ и особенности их функционирования


Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной эконо­мической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:

1. Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностран­ного проис­хождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных та­моженных пошлин. Это – беспошлинная тор­гово-складская зона. Для этих зон характерны три основных при­знака:

— во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка;

— во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможен­ные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);

— в-третьих, несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свобод­ными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэконо­мических связей. [5, c.135]

Первая зона такого рода в Ев­ропе возникла в конце 50-х гг. в Ирландии, затем они получили распространение главным образом в развиваю­щихся стра­нах, которые стали их использовать в качестве одного из основных инструмен­тов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экс­портному производству. Популярность подобных зон особенно возросла в 80-е гг., когда ряд развиваю­щихся стран с экспортной ориентацией экономики во­шел в разряд новых индустриальных стран.

В составе свободных торгово-складских зон специалисты выде­ляют зоны внешней торговли (США), свободные таможенные зоны (Венгрия, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Бол­гария) и свободные порты (Германия). Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения (как правило, на срок до 1 года), обработки товаров с последующей их куплей и продажей, но и для осуществления операций, улучшающих потребительские свой­ства этих товаров. На их территории предприятия могут заниматься об­ширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в результате улучшения потребительских свойств то­вара. В их число входит также “дьюти-фри”, в которых осуществляется беспо­шлинная роз­ничная продажа товаров в крупных и международных аэро- и мор­ских портах. Поэтому они нередко обеспечивают дополнительные валютные поступления за счет консигнационных складов, сдачи по­мещений в аренду для выставок, переделки и подработки транзит­ных грузов и т.п. [5, c.135]

Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Они всегда отде­лены от экономического про­странства страны таможенной и даже государственной границей.

Свободные порты как вид торгово-складской зоны кроме на­званных функций выполняет погрузку, разгрузку, перегрузку това­ров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и об­служивание судов.

В своем развитии торговые зоны приобретают дополнительно к функ­ции облегчения транзитной торговли функцию производства товаров, ориенти­рованных на внутренний рынок. Это наиболее ярко можно проследить на при­мере зон внешней торговли США, которые от традиционно игравших роль “торговых центров” постепенно пе­реходили к производству товаров, большая часть которых импорти­ровалась на внутренний рынок. [5, c.135]

2. Экспортно-производственные или промышленные зоны. В них соз­даются промышленные предприятия, в том числе и “отвер­точного” типа, кото­рые на базе импортных полуфабрикатов и ком­понентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, ко­гда конечная экспортная продукция произво­дится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производ­ства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР, а также в Велико­бри­тании, США. [5, c.136]

Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны, обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных рай­онов стимулирует экспортное промышленное производство, привле­кая для этого иностранную валюту или инвестиции от ме­стных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эф­фек­тивного использования местного сырья, полуфабрикатов, вне­дрения современ­ных методов управления производством, подго­товки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге содействует более быстрому социально-экономическому раз­витию других районов и страны в целом.

Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только ино­странного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной на­правленности ограждают местных производителей от прямой кон­куренции с иностранными фирмами.

В общей совокупности экспортно-производственных зон выде­ляют зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венг­рия, Болгария), зоны свободного предпринимательства (США), предпринимательские зоны (Великобритания), специальные эко­номические зоны (КНР). К ним могут быть отнесены также отдель­ные иностранные предприятия, пользующиеся осо­быми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки. [5, c.136]

3. Экспортно-промышленные зоны, несмотря на специфику, имеют общие черты, касающиеся главным образом коммерческих и финансовых стимулов и условий деятельности для иностранных ин­весторов. Иностранный инвестор практически во всех странах не имеет каких-либо ограничений на свою дея­тельность в такой зоне и, прежде всего на право перевода прибыли и капитала.

В экспортно-промышленных зонах полностью освобождаются от по­шлин и других сборов машины, сырье и компоненты, завезен­ные для организа­ции производства.

Инофирмы имеют “налоговые каникулы” на уплату подоход­ного налога и другие льготы, предоставляемые в отношении всех ос­тальных прямых и кос­венных налогов и сборов. Им предоставля­ются свобода в получении валютного кредита и льготных кредитов; сдаются в аренду земля, помещения, транспорт­ные услуги по льгот­ным тарифам и расценкам; гарантируются возврат вложен­ного капи­тала, компенсации предпринимателям расходов на обучение кадров, уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконст­рукцию предприятий; упрощается процедура создания пред­приятий.

В зонах создаются необходимая инфраструктура, жилые дома, торговые, лечебные и прочие заведения, обеспечивающие нужды иностранных предпри­нимателей и жителей зоны.

4. Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны. В современной литературе их назы­вают технологические парки, технополисы, на­учные парки, технологические центры, деловые центры.

Отличительная этих зон заклю­чается в том, что на их террито­рии объе­диняется научная и производственно-технологическая дея­тельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточен­ных округ крупного на­учно-ис­следовательского центра или универ­ситета. Цель создания таких зон – мобили­зовать все доступные ма­териальные и трудовые ресурсы для ускорения пере­дачи новых вы­соких технологий в промышленность, обеспечить новые ра­бочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране. [5, c.136]

В зависимости от того, что преобладает в экономической струк­туре на­учно-технологической зоны, различают три их типа.

1) Инновационный центр. Это экономическая струк­тура, раз­мещенная в пределах небольшого участка и предназначен­ная преимущественно для маленькой, только что созданной компа­нии.

2) Собственно научный парк. Это достаточно большая террито­рия, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе на­учно-технических разработок местного исследовательского центра (универси­тета).

3) Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только для стадии техниче­ского прототипа. В таких парках объединяются про­мышленные компании, на­учно-исследовательские и опытно-конст­рукторские учреждения, с приоритет­ным развитием последних. [5,c.39]

По виду деятельности различают еще туристические, страхо­вые, бан­ковские, оффшорные и другие зоны.

5. Оффшорные зоны (от английского offshore), что дословно оз­начает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда назы­вают, стали органи­зовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают кли­ентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секрет­ности, лояльностью го­сударственного регулирования. Их главное отличие от других сво­бодных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять никакую производ­ственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрис­дикции является льгот­ных характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, отсутствие та­моженных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень уставного капитала. Важный фактор привлека­тельности оффшора – стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантиро­ван от небла­гоприятных для него изменений.

По мнению экспертов, на сегодняшний день реально сущест­вуют около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров.

6. Комплексные СЭЗ. В реальной жизни, как правило, зон “чис­того типа”, специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распро­страненные зоны, в которых сочетаются торго­вые, таможенные, производст­венные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинирован­ные) зоны.  Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функ­ций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. По­этому при их создании важно определить приоритеты функций и последо­ва­тельность создания конкретных секторов в зонах.

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замк­нутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей произво­димой на её территории продукции с целью получения вы­ручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень не­зависимости этих зон от ос­тальной страны обеспечивается специ­альным режимом пропуска товаров и лю­дей через их границу, а эко­номическая самостоятельность СЭЗ от внезональ­ного внутреннего механизма – административными и экономическими мето­дами, соз­дающими в них особый экономический климат.

Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, ес­тествен­ным образом отделенных от неё (острова, полуострова, мор­ские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В лю­бом случае создание анклава не предполагает установления юриди­ческой экстерриториальности зоны.

Степень обособленности СЭЗ от территории страны определя­ется дей­ствующим экономическим, правовым и таможенным регла­ментами. Это свя­зано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвести­ций и стимулирования нацио­нального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклав­ных зон прибегают страны с низким уровнем экономического разви­тия и материального благосостояния населения.

Интеграционные зоны, тесно связанные с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим их функциониро­вания. Они наибо­лее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включен­ных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику. В интеграционных зонах устанавливается унифицированный в пределах страны эконо­мический и правовой режим. [4,c.40]

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Понятие управления. Природа и характерные черты управления. Управление
Реферат Жизнь, смерть и бессмертие человека и человечества нравственно-гуманистические аспекты
Реферат История города Димитровград
Реферат Вердикт и приговор в суде присяжных
Реферат Александр Артемьевич Аруцев, Михаил Семенович Слуцкий, Ираклий Отарович Кутателадзе Концепции современного естествознания
Реферат Світоглядні уявлення та вірування
Реферат Диалог как самоидентификация в культуре
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория: Макроэкономика, Микроэкономика» Направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Реферат Iii. Культурный национализм и историческая мифология: от элитарного почвенничества к массовому сознаний культурный национализм как разновидность утопического сознания основан на историческом мифе
Реферат Обучение грамматическому аспекту английского языка как средство оптимизации процесса обучения
Реферат Патологическая анатомия Мезенхимальные дистрофии
Реферат Биохимическая очистка сточных вод нефтеперерабатывающих предприятий
Реферат Откуда берется подъемная сила?
Реферат Кислород и водород как химические элементы и простые вещества. Их получение и применение
Реферат Военные действия Московского государства в период Смутного времени 1604-1610 гг