Столкновение века нынешнего и векаминувшего Главная роль, конечно роль Чацкого, безкоторого не было комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов . И.А. Гончаров Нельзяне согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет конфликткомедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в общественачинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями.
Такие люди не лгут, неприспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонстваи чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблемавзаимопонимания веканынешнего и века минувшего была актуальна для времени созданияГрибоедовым комедии Горе от ума , актуальна она и в наши дни. Итак,в центрекомедии - конфликт между одним здравомыслящим человеком пооценке Гончарова и консервативным большинством .
Комедия Грибоедоварассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибоумных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этомосновано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей егофамусовской среды, конфликта между веком нынешним и веком минувшим . Векминувший в комедии представлен рядом ярких типов.
Это и Фамусов,и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Однимсловом их множество. Прежде всего выделяется фигура Фамусова,старого московского дворянина, заслужившего общее расположениев столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, вобщем радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Авторраскрывает образ
Фамусова всесторонне. Это убежденный крепостник,яростный противник просвещения. Собрать все книги бы дасжечь восклицает он. Чацкий же, представитель века нынешнего ,мечтает в науку вперить ум, алчущий познаний . Его возмущаютпорядки, заведенные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочьСофью, прямо говоряей Кто беден, тот тебе не пара , то Чацкий жаждет возвышеннойлюбви, перед которой мир целый - прах и суета
. СтремлениеЧацкого - это служить отечеству, делу, а не лицам . Он презираетМолчалина, привыкшего угождать всем людям без изъятья Хозяину,где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его,который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собакедворника, чтоб ласкова была! Все вМолчалине поведение, слова - подчеркивают малодушие делающегокарьеру
безнравственного человека. Чацкий с горечью говорито таких людях Молчалины блаженствуют на свете! Именно Молчалинлучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив.Он заслужил расположение фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характераон дорожит большевсего умеренностью и аккуратностью. Вовзаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются ивысмеиваются взгляды века минувшего
на карьеру, на службу, на то, чтобольше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет толькородных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочетубедить Чацкого служить, на старших глядя , подставить стул, поднятьплаток . На что Чацкий возражает Служить бы рад, прислуживатьсятошно .
Чацкий очень серьезно относится к службе. И еслиФамусов относится к ней формально, бюрократически подписано,так с плеч долой , то Чацкий говорит Когда в делах - я отвеселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, смешивать два этих ремеслаесть тьма искусников, я не из их числа . О делах фамусов беспокоитсятолько с одной стороны, боясь смертельно, чтоб множествоне накоплялось их . Другимпредставителем века минувшего является Скалозуб.
Именно такогозятя мечтал иметь фамусов. Ведь Скалозуб - и золотой мешок, и метит вгенералы . Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционерааракчеевского времени. Хрипун, удавленник, фагот. Созвездиеманевров и мазурки , он такой же враг просвещения и науки,как и Фамусов. Ученостью меня не обморочишь говорит Скалозуб. Совершенноочевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения
проявлять свои негативныекачества. Так Софья использует свой острый ум для откровеннойлжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполнесоответствует морали отцов . И хотя она умная девушка, с сильным,независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой,все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств,сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов.Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острогоума, до его логичной
беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина,который любит ее по должности . В том, что Софья стала типичнойбарышней фамусовского общества, она не виновата. Виноватообщество, в котором она родилась и жила, она загублена, в духоте,куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха Гончаров Мильон терзаний . Очень интересен еще один персонаж комедии. ЭтоРепетилов.
Он совершеннобеспринципный человек, пустомеля , но он единственный считалЧацкого высоким умом и, не веря в его сумасшествие, назвал своруфамусовских гостей химерами и дичью . Таким образом, он хоть наодну ступеньку оказался выше их всех. Так! Отрезвился я сполна восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это - поражениеили прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый,но прав
Гончаров, сказавший о финале так Чацкий сломлен количествомстарой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качествомсилы свежей . И я полностью согласна с Гончаровым, считающим,что роль всех Чацких - страдательная , но в то же время всегда победительная . Чацкийпротивостоит обществу невежд и крепостников. Он борется противзнатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков.
В своем знаменитом монологе А судьи кто он сорвал маску сподлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народпревратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных,спасавших и честь, и жизнь не раз на борзые трисобаки . Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность,ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого,косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной.Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими
лицами комедии Горе от ума ,направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружениемстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушитьпривычный уклад жизни. Век минувший , то есть фамусовскоеобщество, боится таких людей, как Чацкий, потому что онипосягают на тот строй жизни, который является основой благополучияэтого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком покорности и страха .
Сильнофамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемыелица двоюродныйбрат Скалозуба Чин следовал ему - он службу вдруг оставил ,племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит мы , один из нас , выступая таким образом не только от своеголица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время векаминувшего проходит, а ему на смену приходит
век нынешний , сильный,умный, образованный. Комедия Горе от ума имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукописныхэкземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые людитого времени горячо приветствовали появление этого произведения,а представители реакционного дворянства были возмущены появлением комедии. Что же это -столкновение века минувшего и века нынешнего ?
Конечно, да. Намценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и совершенносправедливые слова написаны на могильном памятнике А.С.Грибоедова Ум и дела твои бессмертны в памяти русской .