Содержание
Введение
Глава1. Теоретические основы антиинфляционной политики
1.1 Сущностьи социально-экономические последствия инфляции
1.2 Основныемеры по борьбе с инфляцией: фискальная и монетарная политики
1.3 Мировойопыт по проведению антиинфляционной политики
Глава2. Анализ антиинфляционной политики в России в 2000 – 2009 гг
2.1Исследование инфляционного процесса в России в 2000-2009 гг
2.2Анализ основных направлений антиинфляционной политики в России в 2000 – 2009 гг
Глава3. Совершенствование государственной антиинфляционной политики в России
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение
Введение
Выбранная для курсовойработы тема «Российский опыт борьбы с инфляцией» является наиболее значимой иактуальной в сложившейся экономической ситуации России.
Инфляция – оченьсложное социально-экономическое явление, выражающееся в росте цен иобесценивании национальной денежной единицы. В XXвеке инфляция стала общим бедствием для большинства стран мира, включая Россию.Однако эта проблема особо привлекает к себе внимания и в XXIвеке, так как после периода спада инфляции в 2000-2006 гг., в 2007 и 2008 гг.наметилась тенденция к увеличению данного показателя. В целом, для Россиихарактерна высокая (более 10%) инфляция на протяжении уже 20 лет, и проводимаяантиинфляционная политика в стране пока не дает результатов в борьбе с ростомцен. Среднее значение инфляции в Российской Федерации за период 2000 – 2009гсоставило 113,2%.
Таким образом, актуальностьвыбранной темы объясняется необходимостью разработки грамотной антиинфляционнойполитики в России из-за сильной подверженности экономики инфляционнымпроцессам.
Целью курсовой работыявляется изучение теоретических и практических аспектов сущностиантиинфляционной политики, а также разработка мер по совершенствованиюгосударственной антиинфляционной политики в России.
Для выполненияпоставленной цели необходимо подробно рассмотреть следующие задачи:
• Изучитьсущность и социально-экономические последствия инфляции
• Выявитьосновные меры по борьбе с инфляцией
• Рассмотретьмировой опыт по проведению антиинфляционной политики
• Проанализироватьособенности инфляционного процесса в России в 2000-2009 гг.
• Проанализироватьосновные направления антиинфляционной политики в России в 2000 – 2009гг.
• Предложитьмеры по совершенствованию антиинфляционного регулирования в России
Объектомисследования данной курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся в рамкахреализации антиинфляционной политики в стране.
Предметомисследования – современнаяантиинфляционная политика, проводимая в России.
инфляциясоциальная экономическая политика
Глава1. Теоретические основы антиинфляционной политики
1.1 Сущностьи социально-экономические последствия инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновенияденег. Само понятие «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861 — 1865гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежногообращения. В экономической литературе оно появилось в начале XX в.
Существующиевзгляды на природу инфляции можно условно разделить на два основных направления[1]: согласнопервому инфляция имеет монетарную (денежную) природу; другая точка зрениясостоит в том, что она имеет немонетарные или не только монетарныеисточники.
Согласномонетаристской точке зрения инфляция — чисто денежное явление, а динамика цензависит только от изменения денежной массы, т. е. устанавливается жесткоеоднозначное соответствие динамики цен и темпа роста денежной массы.
Критикитакого подхода утверждают, что на уровень цен оказывает влияние не только темпроста денежной массы, но и ряд других факторов, среди которых инфляционныеожидания и изменения уровней выпуска и безработицы.
Инфляция — наиболее острая проблема современного развития экономики,поэтому она требует прежде всего уточнения как социально-экономическое понятие.Инфляцию следует рассматривать как:
• нарушение действий законов денежного обращения, что вызываетрасстройство государственной кредитно-денежной системы
• явный или скрытый рост цен;
• натурализация процессов обмена (бартерныесделки);
• снижение жизненного уровня населения.
Таким образом, инфляция — многоплановый феномен, вбирающий в себяпроизводственный, денежный и воспроизводственный аспекты.
Существует нескольковидов инфляции, выделяемых в соответствии с различными критериями (приложение 1рис.1). По причине возникновения инфляции выделяют инфляцию спроса и инфляциюиздержек.
Инфляция спроса– это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторонуспроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов,увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости ипрактически полной загрузки производственных мощностей, а также ростпокупательной способности населения в результате активных действий профсоюзов.В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению кколичеству товаров; повышаются цены.
Инфляция издержек– это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства.Причинами ее могут стать: олигополистическая или монополистическая практикаценообразования, экономическая политика государства, рост цен на сырье и т. д.
Также экономисты выделяют инфляционную спираль, котораявозникает в результате сочетания непредвиденной инфляции спроса и инфляциииздержек. Механизм инфляционной спирали следующий: если центральный банкнеожиданно увеличивает предложение денег, то это ведет к росту совокупногоспроса и, следовательно, порождая инфляцию спроса, обусловливает рост уровняцен. Поскольку ставка заработной платы остается прежней, то реальные доходыпадают. Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорциональноросту уровня цен. Это увеличивает издержки фирм и приводит к сокращениюсовокупного предложения, порождая инфляцию издержек, в результате которойуровень цен растет еще больше.
Падение реальныхдоходов опять приводит к требованиям повышения заработной платы, и всеповторяется снова. Движение идет по спирали, каждый виток которой соответствуетболее высокому уровню цен, то есть более высокому уровню инфляции. Поэтому этотпроцесс получил название инфляционной спирали, или спирали «заработная плата —цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а ростзаработной платы служит основой для повышения уровня цен.
Различаюттакже инфляцию по такому критерию как свобода цен:
Открытая — проявляется в рыночной экономике в реальной динамике изменения уровня цен встране
Скрытая(подавленная) – проявляется вцентрализованно-управляемой экономике. Форма выражения – не динамика цен, адефицит товаров.
По степени интенсивности открытойинфляции выделяют ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительноневысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присущабольшинству стран с развитой рыночной экономикой.
Галопирующая инфляция (ростцен на 20 – 20/>0 % в год). Такие высокие темпы в80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторыхстранах Южной Азии.
Гиперинфляция — цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становитсякатастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоевобщества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ загиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
По степенисбалансированности роста цен выделяют сбалансированную и несбалансированнуюинфляцию.
При сбалансированнойинфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а принесбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению другк другу, причем в различных пропорциях.
В соответствии скритерием ожидаемости или предсказуемости инфляцию подразделяют на две группы:ожидаемую и неожидаемую.
Ожидаемаяинфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточнойстепенью надежности, она зачастую даже может является прямым результатомдействий правительства.
Неожидаемая инфляцияхарактеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системеналогообложения и денежного обращения.
Отрицательное воздействие инфляции наэкономическое развитие страны выражается в ее социально-экономическихпоследствиях.
Воздействие инфляции на производствопротиворечиво. Низкая и относительно стабильная инфляция, которую можнопредвидеть и держать под контролем, как правило, не создает существенныхзатруднений. Более того, в небольших масштабах она может вызывать временноеоживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда ростспроса дает толчок расширению производства. С другой стороны, при значительномразвитии инфляция начинает пагубно сказываться на производстве, финансах,кредите и денежномобращении, ведет к подрыву рыночных механизмов хозяйствования в целом, создаетугрозу дестабилизации всей социально-политической обстановки в обществе.
Инфляционные процессы подрывают стимулыроста экономики, повышения ее эффективности на базе научно-техническогопрогресса: внедрение в производство новой техники обходится все дороже истановится выгодно сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование,старую трудоемкую технологию. Кроме того, инфляция обесценивает ресурсыамортизационных фондов и поэтому па замену изношенного оборудования не хватаетсредств. Ослабляется мотивация к высокопроизводительному труду, посколькупроисходит обесценивание не только сбережений, но и текущих доходов, которые немогут угнаться за ростом цен. Номинальный рост доходов в значительной степениносит инфляционный характер и не связан с затратами и результатами труда.Неравномерное повышение заработной платы по отраслям и предприятиям, применениеразличного рода компенсационных выплат и т.п. все это деформирует структурудоходов и также подрывает стимулы к труду.
В связи с тем, что цены на разные товарыи в разных регионах страны, как правило, растут неравномерно, объемпроизводства, рентабельность и занятость по предприятиям, отраслям и регионамизменяются столь же неравномерно. Это отражается на экономическойэффективности, направлении и масштабах инвестиционной деятельности, приводит квозникновению диспропорций в сфере производства. Сильная инфляция побуждаеттакже к перемещению капитала, причем значительной его части, из сферыпроизводства в сферу обращения для чисто спекулятивных операций.
Инфляция искажает все экономическиерасчеты, делает неопределенными перспективы развития, резко усиливает риск,связанный с новыми инвестициями. Растущая неуверенность, отсутствие необходимойдостоверности в прогнозах динамики цеп становятся причинами отказа отдолгосрочных проектов. Одновременно становится невыгодным предоставлениетребующегося для их осуществления долгосрочного кредита: долги будут возвращеныобесценившимися деньгами. В таких условиях неизбежна тенденция к росту ссудногопроцента, направленная на компенсацию обесценивания денег. Но при сильнойинфляции рост процента, увеличивая затраты и тормозя развитие производства,становится еще одним фактором дальнейшего роста цен, т.е. усиления инфляции.
Важнейший аспект последствий инфляциисостоит в перераспределении национального дохода. Оно происходит по различнымнаправлениям, из которых можно выделить следующие[2]:
1) между разными сферамипроизводства и регионами в связи с неравномерным ростом цен.
2) между государством инаселением, поскольку чрезмерную эмиссию денег государство использует вкачестве источника своих дополнительных доходов. Выпуская не обеспеченныетоваром бумажные деньги, оно подвергает население скрытому налогообложению (такназываемый «эмиссионный налог»). Но поскольку эти дополнительные доходы такжеподвергаются обесцениванию, они могут увеличиваться лишь до определенногопредела.
3) между классами и слояминаселения — находит выражение в углублении дифференциации доходов, как вноминальном, так и в реальном выражении. Все слои общества опасаютсяпоследствий инфляции, но больше всего она затрагивает интересы тех, ктополучает доходы в более или менее постоянных размерах: пенсии, стипендии, фиксированныйпроцент по ценным бумагам. Кроме того, известно, что заработная плата рабочих ислужащих, даже если регулярно повышается, как правило, не поспевает за ростомцен.
В целом справедливо считать, что негативноевоздействие инфляции, сказывается, прежде всего, на беднейших слоях населения.Именно у наименее состоятельных людей преобладающую роль в активах играютналичные денежные средства, накопления, аккумулированные в страховых полисах,пенсионных фондах, кредитных учреждениях. У таких людей меньше всеговозможностей помещать текущие доходы в те активы, рыночные цены которых быстрорастут. В то же время у осуществляющих монополистическую практикухозяйствования, занимающихся спекулятивной деятельностью в условиях инфляции,возможностиувеличивать свои реальные доходы даже расширяются.Результатом всех этих процессов является обострение социальных противоречий вобществе, которое часто достигает значительной глубины со всеми вытекающимиотсюда последствиями (забастовки, народные волнения, смена правительств,государственные перевороты).
Довольно существенны внешнеэкономическиепоследствия инфляции. Дело в том, что «внутреннее» обесценивание денег приводитк тому, что они обесцениваются и по отношению к иностранной валюте — черезразницу в покупательной способности валют. При этом важное значение имеетобычно существующий разрыв между «внутренним» обесцениванием и «внешним», т.е.падением валютного курса. Если внутреннее обесценивание опережает снижениекурса к иностранной валюте, то при прочих равных условиях стимулируется импортиз-за границы. Если же внешнее обесценивание обгоняет внутреннее, то возникаеттак называемый валютный демпинг, т.е. возможность значительного увеличенияэкспорта по низким ценам. Источником снижения цен служит курсовая разница, котораявозникает при обмене выручки в иностранной валюте на обесцененную национальную.
Особое, поистине разрушительное влияниена экономику оказывает гиперинфляция. Связанное с нею развитие событий можетвыглядеть следующим образом. Сильный рост цен, перейдя определенные границы,неизбежно начинает увеличивать государственные расходы и одновременнообесценивать такие источники доходов, как налоги, займы и т.п., а также доходыот самой эмиссии. Финансовая система в целом приходит в упадок. Интенсивноеразвитие инфляции вызывает недоверие к деньгам и потому возникает массовоестремление превратить их в реальные ценности, начинается «бегство от денег».
Значительно повышается скорость ихобращения, что опять-таки ведет к их ускоренному обесцениванию. В результатетемп роста цеп начинает опережать темпы роста денежной массы. Государствоутрачивает контроль над денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять своифункции, а денежная система приходит в полное расстройство и упадок, что, вчастности, находит проявление во внедрении в оборот различных суррогатов денег,локальных денежных единиц, в вытеснении национальной денежной единицы твердойиностранной валютой.
Распад денежной системы, в свою очередь,становится источником деградации всего народного хозяйства. Падаетпроизводство, нарушаются нормальные хозяйственные связи, происходит ихнатурализация. Возникает и усиливается стремление к экономическому обособлениюразличных регионов страны. Политическая нестабильность, которая обычносопровождает гиперинфляцию, проявляется в отсутствии доверия к правительству,что, в свою очередь, еще более усиливает недоверие к деньгам.
Таким образом, социально-экономические последствия инфляциимногообразны и различны по глубине.При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включаягосударство, что усиливает экономическую нестабильность в стране.
1.2 Основные меры по борьбе с инфляцией: фискальная имонетарная политики
Многообразныенегативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительстваразных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляциюуправляемой, а ее уровень – достаточно умеренным.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можновыделить в ней два подхода: фискальную и денежно-кредитную политики[3].
Фискальная политика – это манипулированиемгосударственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) длядостижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или сниженияинфляции. Основными инструментами фискальной политики являются государственныерасходы и налоги.Различаютэкспансионистскую (стимулирующую) и рестриктивную (сдерживающую) фискальнуюполитику.
Экспансионистскаяфискальная политика предполагает увеличениегосударственных расходов, снижение налогов либо сочетание этих мер.Краткосрочный эффект данной политики заключается в преодолении циклическогоспада производства. Долгосрочный результат может состоять в оживленииинвестиционной активности фирм и устойчивом росте совокупного предложения.
Рестриктивнаяфискальная политика предполагает сокращениегосударственных расходов, увеличение налогов либо сочетание этих мер.Краткосрочный эффект в рассматриваемом случае состоит в определеннойнейтрализации факторов инфляции со стороны совокупного спроса ценой сокращениязанятости и даже возможного спада производства. Долгосрочный результат может состоять в стагфляции, что наиболее отчетливодемонстрирует российская экономика переходного периода.
Различают два вида фискальнойполитики: дискреционную и автоматическую.
Под дискреционной фискальной политикой понимаетсясознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с цельюконтроля над инфляцией. Она включает в себя: уменьшение правительственныхрасходов, увеличение налогов, или сочетание вышеуказанных мер.
Основными инструментамидискреционной налогово-бюджетной политики считаются государственные программы капиталовложений,проекты по трудоустройству населения, временные изменения ставокналогообложения. Однако дискреционная налогово-бюджетная политика связана сдлительными лагами времени, поскольку любые изменения структурыгосударственных расходов и налоговых ставок требуют продолжительного обсужденияв органах законодательской власти.
Недискреционнаяфискальная политика представляет собойавтоматическое изменение величины правительственных расходов, налогов и сальдогосударственного бюджета в результате циклических колебаний дохода. Современнаяналогово-бюджетная система имеет свойство автоматическойстабильности, под которой понимаетсяэкономический механизм, позволяющий уменьшать амплитуду циклических колебанийуровней занятости и выпуска без дискреционных решений правительства. В качествеавтоматических, или «встроенных стабилизаторов» обычно выступаетпрогрессивное налогообложение и система государственных трансфертов, или«отрицательных налогов».
«Встроенныестабилизаторы», в отличие от дискреционных фискальных мер, представляютсобой быстродействующие механизмы экономической политики, поскольку«включаются» без непосредственного специального вмешательства органовзаконодательной власти. Недискреционная, автоматическая фискальная политика несколькосглаживает циклические колебания в экономике, однако не устраняет их полностью.Монетарнаяполитика — инструмент, при помощи которого правительства стараютсявоздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежнуюмассу.
Одним из самых распространенных инструментов монетарной политики с цельюборьбы с инфляцией является учетная ставка процента. Ее повышениезатрудняет получение кредитов у центрального банка и соответственно, сокращаяресурсы прочих банков, ограничивает их операции.
Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопровождаются операциямицентрального банка на открытом рынке. Имеется в виду продаж государственныхценных бумаг, которая влияет на размеры свободных ресурсов банковской системы.Центральный банк может также продавать иностранную валюту коммерческим банкам сцелью, с одной стороны, сокращения их кредитных способностей, а с другой — стимулирования этих банков к инвестициям за границей.
Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменениенорм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институтыдолжны держать в центральном банке. Важно, чтобы эти нормы дифференцировались взависимости от сроков привлечения банками вкладов. Увеличение обязательныхрезервов непосредственно ведет к соответствующему сокращению ликвидностибанковской системы и ограничению кредитных операций. Если высокие нормыустанавливаются для вкладов в иностранной валюте, это служит средством борьбы симпортом инфляции.
С середины 70-х годов в странах Запада начала активно использоваться политика, предложенная монетаристами инаправленная на введение целевых ориентиров прироста денежной массы или таргетирования.Такая политика предполагает, что в качестве ключевогомомента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы состороны центрального банка. Возможность же достижения положительных результатов такогорегулирования связывается прежде всего с воздействием центрального банка на «денежную базу» (т.е. на сумму наличных денег, а также остатков на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке).Центральный банк, воздействуя на «денежную базу», имеет возможность влиятьна размеры денежной массы.
Однако последствия такого регулирования могут быть неоднозначны.Так, сокращение темпов роста денежной массы может и не привести кснижению цен. Вполне вероятной реакцией на уменьшение спроса, особенно вусловиях монополистической структуры рынка, явится сокращение инвестиций иобъемов производства.
С самого начала характер и способы таргетирования отличались значительным разнообразием. Иногда установление целей носило во многом формальный характер,выступало в роли обычных прогнозов. В то же время в ряде стран оно сыгралоболее серьезную роль. При этом сами целевые ориентиры фиксировались по-разному — либо твердой контрольной цифрой допускаемого роста по одномуили сразу по нескольким денежным агрегатам на предстоящий период (как правило,на год), либо «вилкой» («коридором»), показывающей верхний и нижний пределыколебаний. Установление целевых ориентиров и наблюдений за реальной динамикойденежной массы позволяет своевременно принимать решения о необходимыхрегулирующих мероприятиях. Тем самым они выполняют важную функцию индикатора,указывающего на то, какие следует провести изменения в экономической политике.
1.3 Мировойопыт по проведению антиинфляционной политики
Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики, который требует изучения для выработки грамотной антиинфляционной политики в настоящее время.
Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%[4], а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37%.
Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.
Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего можно выделить повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).
Период после Второй мировой войны в Великобритании характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах. В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980 гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга. Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47% ВНП.
Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты на спецсчете в Банке Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок.
Послевоенная инфляция во Франции была тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55% .
В связи с этим правительство Франции в сентябре 1963 г. провозгласило «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%[5]), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало «план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции (учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита повышены налоги.
Особыйинтерес вызывают подходы стран Евросоюза к регулированию инфляции, в которых в80-е годы произошла подлинная революция. Если ранее большинство государствисходило из допустимости «умеренной» (на уровне 5 — 6%) инфляции ради поощренияэкономического роста, то сейчас на базе глубоких теоретических исследований,подкрепленных эмпирическим анализом, страны ЕС пришли к выводу о концептуальнойпредпочтительности стабильности цен. Многочисленные исследования показывают,что инфляция оказывает негативное воздействие на экономическое развитие, хотяоценить его количественно достаточно сложно. Издержки инфляции многомерны,поскольку они вызываются различными причинами
Одновременностраны ЕС полагают, что высокий уровень безработицы в Еврорегионе определяетсяструктурными, а не денежно-кредитными причинами, и поэтому либеральнаяденежно-кредитная политика не способствует решению проблем безработицы, анапротив, усугубит их, поскольку инфляция исказит направления инвестиционныхпотоков, окажет давление на уровень долгосрочных процентных ставок и подорветраспределительную функцию ценовых механизмов.
Такиеконцептуальные изменения в экономических воззрениях европейцев нашли отражениев резком снижении темпов инфляции в 80 — 90-е годы, что и послужило базой дляперехода к единой валюте. На практике стабильность цен в ЕС обеспечиваетсянезависимостью центрального банка[6].
Степеньнезависимости Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) является самой высокой вмире. При этом она прочно закреплена: для изменения статуса ЕЦБ необходим созывмежправительственной конференции. ЕЦБ не подчинен и не контролируется какими-либо институтами политической властини на уровне стран ЕС, ни на уровне Союза в целом. Институциональная независимостьдополняется оперативной независимостью: определив контуры единойденежно-кредитной политики, ЕЦБ имеет абсолютные полномочия в выбореинструментов ее проведения. Она состоит из следующих компонентов: ЕЦБустанавливает количественные ориентиры индекса потребительских цен в качествеосновной цели. Этот показатель не должен превышать 2-3%. Для обеспеченияподобной цели, установленной на среднесрочную перспективу, ЕЦБ опирается наколичественные ориентиры увеличения денежной массы. За основу взят агрегат М3(объем в обращении наличных денег, средних вкладов, чеков) — как болеегибкий с точки зрения среднесрочных тенденций показатель. Он установлен науровне 4%. Кроме того, ЕЦБ использует и более широкий круг экономических ифинансовых показателей, включая экономические прогнозы. В целях обеспеченияценовой стабильности определяется и политика процентных ставок. Таким образом,государства лишаются возможности финансировать свою деятельность за счетденежно-кредитных методов. С 1994 г., т. е. с начала второго этапа формированияэкономического и валютного союза, было полностью запрещено покрытие дефицитагосбюджетов за счет эмиссии или за счет займов национальных центральных банков.Предусмотрена также «личная независимость» руководства банка: все члены Исполнительногокомитета ЕЦБ назначаются на 8 лет без права переизбрания на второй срок.
Наконец,предусмотрена «материальная независимость» ЕЦБ: все национальные центробанкиимеют собственные бюджеты, независимые от одобрения государственнымиструктурами.
Немаловаженсубъективный фактор — страны ЕС выбирают в качестве руководителей центральныхбанков лиц, имеющих репутацию жестких «консерваторов». В современныхэкономических моделях особая роль придается назначению на эту должностьбанкира, который должен стремиться не к реализации социальных целей общества, апридавать основное, даже чрезмерное значение, достижению стабильности цен. Приэтом оптимальная степень консервативности неодинакова в различных странах. Онатем выше, чем выше естественный уровень безработицы, чем менееантиинфляционными являются настроения экономических, политических элит страны иобщества в целом. Иными словами, чем легче страна готова свернуть с пути борьбыс инфляцией, тем консервативнее в своих убеждениях должен быть руководитель центральногобанка.
Глава2. Анализ антиинфляционной политики в России в 2000-2009 гг.
2.1Исследование инфляционного процесса в России в 2000 – 2009 гг.
Период с 2000по 2009 года характеризуется противоположными тенденциями как в отношенииэкономического положения в стране в целом, так и в отношении инфляционныхпроцессов. С 2000 по 2006 гг. уровень инфляции снизился на 9,6 процентныхпункта или в 1,1 раз (приложение 2, таблица № 1). В 2006 году впервые вроссийской истории темп инфляции выражается однозначной цифрой (9%). Однако двапоследующих года темп инфляции вырос и по итогам 2008 году составил 13,3 %, чтона 1,4% выше аналогичного показателя за 2007г. В 2009 году уровень снизился до8,8 %. Следует заметить, что такое понижение анализируемого показателя вомногом связано с общемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективнойантиинфляционной политикой, проводимой в стране.
В настоящеевремя рост цен для России является проблемой государственного значения. В 2009г. уровень потребительской инфляции составил 116,5 % к предыдущему году. Особуютревогу вызывает повышение потребительских цен на наиболее дешевые продукты(приложение 2, таблица №2). Значительно в 2008 г. цены выросли на хлеб,макаронные изделия, крупы, молочные продукты, масло, т. е. на наиболеевостребованные продукты питания, доступные для населения со средними и низкимидоходами.
Инфляция на потребительском рынке является следствиемповышения уровня цен производителей, обусловленных инфляцией издержек.Трансформация издержек производства в цены потребителя занимает от 1 месяца до3 лет в зависимости от вида экономической отрасли[7]. Снижениетемпов потребительской инфляции относительно инфляции производителей вроссийских условиях происходило в период с 2002 по 2006 г. Это было достигнутоза счет государственных цен на продукты первой необходимости. За данный периодпотребительская инфляция снизилась на 2,3 процентных пункта и достигла своегоминимального значения в 2006 г.
В 2007-2008 гг. наблюдалось значительное ускорение темповпотребительской инфляции (до 116,5%). Среди основных факторов[8],обуславливающих ускорение инфляции в 2007-2008 гг.: образование дефицитаотдельных продовольственных товаров (молоко и молочной продукции, сливочногомасла, сыра) вследствие резкого сокращения импорта и увеличения экспорта(например, подсолнечного масла), влияние роста мировых цен на зерно ипродовольствие на цены внутреннего рынка (молоко и молочная продукция, пшеницаи ячмень, подсолнечное масло) и ослабление конкуренции со стороны импорта.Также существенным инфляционным фактором является низкая склонность населения ксбережениям вследствие отрицательной доходности наиболее популярныхсберегательных институтов (депозиты, валюта) и недоступности вложений внедвижимость для основной части населения из-за невысокого уровня доходов.
Анализируядинамику роста на цены производства (приложение 2, таблица № 3) в ведущихотраслях российской экономики, необходимо отметить, что период 2000-2008 г.характерен понижением (до 2002 г.), а затем повышением цен практически по всемотраслям производства. Особую озабоченность вызывает значительное повышениеуровня цен по отношению к базисному периоду в таких отраслях, как добычатопливно-энергетических ископаемых (исключением является 2008 г.), производствосельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов и промышленных товаров, таккак доля пищевых товаров в потребительской корзине составляет 40,2%,непродовольственных – 35,13%. Себестоимость же добычи энергоресурсоввоздействует на цены производителей других отраслей реального экономическогосектора, что в конечном счете отражается на потребительских ценах.
Объясняетсяинфляция издержек такими факторами, как рост номинальной заработной платы и ценна сырье и энергию. Доля промежуточного потребления в выпуске товаров и услугза рассматриваемый период выросла с 48,4 до 51,3%, в то время как доля валовойдобавленной стоимости снизилась с 51,6 до 48,7%. Промежуточное потреблениеотражает стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностьюпотребляются в процессе производства, т. е. является сырьевой составляющейвыпуска товаров и услуг в целом по стране. Другими словами, в общем выпускеувеличилась доля стоимости сырья, рост которой можно считать результатом ростацен на топливо и энергоносители.
В общемсуммарном объеме выпуска товаров и услуг также следует отметить незначительноеувеличение доли оплаты труда. Рост данного показателя обусловлен не толькоповышением номинальной заработной платы, но и легализацией теневой. Наповышение заработной платы негосударственного сектора большое влияние оказалправительственный курс по выводу из тени «серой» зарплаты.
По даннымГоскомстата, при росте реальной заработной платы по Россииреально-располагаемые денежные доходы населения фактически не меняются. Более того, с 2000 по 2008 г. даженаблюдается их незначительное снижение (таблица №4).
Таблица № 4.
Динамикаобщероссийской заработной платы, реальных доходов населения[9],%.Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Реальная з/плата к предыдущему году 121,0 118,0 116,0 111,0 111,0 113,0 113,0 116,0 115,0
Реальные денежные
доходы населения к предыдущему году 112,0 113,0 111,0 115,0 110,0 112,0 113,0 111,0 110,5
Поэтому можносделать вывод, что в настоящих условиях повышение заработной платы в России невызывает избыточного спроса и не является причиной инфляции.
Гораздо больше на общий уровень цен влияют цены на сырье иособенно на энергоносители. Цены на бензин в России в 2007 — 2008 гг. превысилицены в США, а цены на авиационный керосин в 2008 г. превысили даже европейские.Снижение цен на нефть на мировом рынке в конце 2008 г способствовалоудешевлению топлива в странах Запада, при этом в России цены на нефтепродуктыпрактически не снизились, что сделало национальную российскую экономику менееконкурентоспособной. В 2007 г. индекс цен на добычу топливно-энергетическихископаемых к предыдущему году составил 158,1 % (приложение 2, таблица №3).Очевидно, что причиной этого является спекулятивная составляющая, а не ростзаработной платы в стране.
Такимобразом, при отсутствии увеличения реальных доходов населения будетпродолжаться дальнейший рост потребительской инфляции как отражение инфляциипроизводителя, которая в свою очередь зависит от динамики роста цен наэнергоресурсы и сельскохозяйственное сырье. Такая ситуация при отсутствии ростареальных доходов населения влечет снижение спроса, что в свою очередь вызываетрецессию национальной экономикииснижение ВВП.
Как показановыше, инфляция в России зависит не столько от повышения уровня оплаты труда,сколько от роста цен на основные факторы производства, и в первую очередь отцен на энергоносители. Следовательно, для борьбы с инфляцией государство должнорегулировать цены на углеводороды, а не ограничивать рост заработной платы ицены на товары первой необходимости.
Такженеобходимо отметить, что темп инфляции в России в 2000-2009 гг. на протяжениивсего периода превышал прогнозы, сделанные правительством. В 2006 году прогнозправительства относительно темпов инфляции на 2007, 2008 гг. составил 6-7%,4,5-5% соответственно, позднее был скорректирован относительно 2007 г. — менее10%. Однако реальный темп инфляции превысил даже скорректированный прогноз на2%. Приведенные несоответствия, несомненно, подогревают инфляционные ожиданиянаселения, которые также являются значительным фактором инфляции.
2.2Анализ основных направлений антиинфляционной политики в России в 2000 – 2009гг.
Цельантиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управлениеинфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересахподъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя помировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличиваетплатежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Основнымимерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России являются:
· Регулирование ставки рефинансирования
· Регулирование обязательных резервов
· Регулирование цен и тарифов
Анализизменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по2009 гг. (таблица №5) свидетельствует о том, что реального воздействия науровень инфляции этот инструмент пока не оказывает.
Таблица№5[10].
Динамикаизменения ставки рефинансирования и инфляции в России.Год Ставка рефинансирования, на конец года (%) Уровень инфляции (%) 2000 25 20,2 2001 25 18,6 2002 23 15,1 2003 18 12 2004 13 11,7 2005 13 10,9 2006 11 9,0 2007 10 11,9 2008 13 13,3 2009 8,75 8,8
С2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. Запериод с 2000 по февраль 2008 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до10%). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. БанкРоссии начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования.В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, затем повышаласьеще 4 раза и к концу года составила 13%. Следует подчеркнуть, что в это времяпрактически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.
Действиявластей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж иаргументом о необходимости следования принципу соотношения ставкирефинансирования и темпов инфляции. Однако, по итогам года инфляция превысила13%, а повышение ставки сделали недоступными кредиты для реального сектораэкономики, что способствовало усугублению кризисных явлений.
Сапреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее кконцу года до 8,75 %.
Такимобразом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остаетсяэкономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимозаметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целяхборьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.
Однимиз наиболее действенных инструментов антиинфляционной политики является нормаобязательного резервирования. В период с 2000г. по начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд обязательного резервирования(ФОР) по рублевым вкладам населения составляла 7%, а по средствам юридическихлиц и валютным вкладам — 10%. Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г.оценивался в 160 млрд руб. (примерно 5,6 млрд долл.).
В целом средние нормы обязательного резервирования вРоссии в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показателиведущих индустриально развитых стран, чтозначительно снижалоконкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.
По настоятельному требованию коммерческих банковсовет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г.ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам,которая составила 9%. В последующие годы эта тенденция продолжилась.
Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы синфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г.нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическимилицами в рублях повысились до 5,5%, перед банками нерезидентами в рублях ииностранной валюте — до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностраннойвалюте — до 6%.
В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса БанкРоссии вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческихбанков с 5,5 до 1,5% по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5% поиностранным кредитам.
Эта мера позволила увеличить денежные средства набалансах банков на 300 млрд руб. (примерно 12 млрд долл.) и смягчить проблемунехватки ликвидности в банковской системе.
С2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационныйфонд Российской Федерации[11](образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированностифедерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).
Такжеодной из основных целей Фонда является изъятие поступления средств вывознойтаможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), прицене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену для предотвращенияскопления излишней денежной массы на рынке страны.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд былразделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны,уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики отколебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервныйфонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. Вотличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходовфедерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формированияРезервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи иэкспорта газа.
В период 2000-2009гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулированиецен.
Снижениетемпов потребительской инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006г. (на 6,1%) было достигнуто за счет государственного регулирования цен напродукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако,искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе.Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет нарентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, ауменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет кдополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.
Такимобразом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется напринципах монетаризма, в частности на изъятии избыточной денежной массы вусловиях инфляции.
Начинаяс 2000-2001 гг. Правительство позволяло рост денежной массы в стране (таблица№6). С 2001-2008 гг. денежный агрегат /> увеличился более, чем в 6раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., которыйхарактерен увеличением темпа инфляции.
Таблица№6 [12].
Динамикаизменения денежной массы и инфляции в России.Год
Денежная масса />, млрд. руб. Уровень инфляции (%) 2001 1613 18,6 2002 2135 15,1 2003 3213 12 2004 4363 11,7 2005 6045 10,9 2006 8996 9,0 2007 13272 11,9 2008 13493 13,3 2009 13161 8,8
Вразгар кризиса – с января по июль 2009 г. – происходило сжатие денежной массы с13,5 трл. руб до 13,16 трл. руб., и по итогам 2009г. уровень инфляции снизилсяна 4,5 процентных пункта. Однако данное уменьшение прежде всего связано собщемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционнойполитикой правительства.
Важноподчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера,т. е. на прямую не связана с увеличением денежной массы. Сравнительный анализдинамики изменения денежной массы и инфляции в России это подтверждает(диаграмма 1, диаграмма 2). В период с 2001 по 2009 гг. денежная масса в Россииувеличилась в 8,2 раза, а инфляция, в свою очередь, сократилась в 2,1, т. е.данные показатели характеризуется противоположными тенденциями.
/>
Диаграмма1. Динамика денежной массы, млрд. руб.
/>
Диаграмма2. Динамика среднегодового уровня инфляции.
Такимобразом, сжатие денежной массы не приводит к уменьшению уровня инфляции вроссийской экономике. Прямым следствием проведения данной политики являетсядемонетизации экономики, т. е. уменьшение насыщенности экономики ликвиднымиактивами, а следовательно, и лишение экономики внутренних резервов роста.
Глава3. Совершенствование государственной антиинфляционной политики в России
Дальнейшеепрогрессивное развитие России не представляется возможным без сниженияинфляции, а следовательно, и без грамотной государственной антиинфляционнойполитики.
Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплексмероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственнойполитики по стимулированию экономического роста, структурной политики исоциальной политики.
Эффективная антиинфляционнаяполитика позволит держатьпод контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочнойперспективе.
Для построения такой эффективной антиинфляционной политики при всехсуществующих трудностях необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Банк России, как и Европейский центральный банк, должен действовать попринципу установления целевого уровня инфляции. Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четкоминституциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевогоориентира. Главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен».
Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов идостижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитнаяполитика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом кконтролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.Данное положение необходимозакрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.
Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитнойполитики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также взаконодательном порядке утверждаться как минимум на 3 года.
Необходимы изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитнойполитики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и созданияусловий экономического роста.
В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментомполитики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств намежбанковском рынке. В перспективе этот показатель, так же как в США,Европейском сообществе и многих других странах, должен стать ключевымориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.
Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политикаповышения номинального эффективного курса рубля по отношению к валютам основныхторговых партнеров России. Однако следует иметь в виду, что чрезмерноеукрепление курса национальной валюты может негативно сказываться наконкурентоспособности экспортных поставок.
Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принциповгосударственной ценовой политики. Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразнымна правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга иограничения роста тарифов на услуги естественных монополий.
Требуется и правовоерегулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса натовары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительномусокращению количества торговых посредников.
Для сдерживания роста инфляции необходимо координировать повышение заработной платы и доходов вкорпоративном секторе с учетом динамики производительности труда. Необходимо регулировать налоговымиметодами чрезмерный рост денежных доходов в ряде сырьевых отраслей,государственных корпорациях, доходы топ-менеджеров крупных корпораций ифинансовых институтов.
Для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции.В том числе в форме индексации заработной платы и других основных доходовпропорционально росту цен, государственногосубсидирования цен на товары первой необходимости, введения специальныхпродовольственных карточек для малоимущих граждан.
Формирование иреализация антиинфляционной политики не предоставляется возможной безобъективной информационной базы о ценах. Данная база формируется в РоссииРосстатом, являющимся структурным подразделением Минэкономразвития России,ответственного за составление прогнозов инфляции. Подчиненность Росстатасоздает угрозу для ведомственной коррекции методики расчета и подачисоответствующих данных. В связи с этим представляется целесообразныморганизационное переподчинение Росстата Правительству РФ для обеспечениядостоверности.
Также необходимосоздание единого руководства антиинфляционной политикой страны на уровнестраны. В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РФ, программы по инфляциисоставляет Минэкономразвития России, цены и тарифы разрабатывает Министерствоторговли и промышленности, а динамику важнейших элементов стоимости ценыопределяет Минфин.
Таким образом, в долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную экономическуюсистему, регулирующуюуровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост.
Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать задачиустойчивого и динамичного развития российской экономики.
Заключение
В ходе написания курсовой работы былаизучена и проанализирована учебная и научная литература по теме «Российскийопыт борьбы с инфляцией». В результате в теоретическую часть работы внесенынаиболее значимые и актуальные вопросы: понятие инфляции и еесоциально-экономические последствия, основные меры по борьбе с инфляцией,мировой опыт по проведению антиинфляционной политики.
Изпроведенного анализа антиинфляционной политики в России в 2000-2009 гг. можносделать следующие выводы:
1. Инфляция всовременной России не носит монетарного характера, т. е. на прямую не связана сувеличением денежной массы, что подтверждается сравнительным анализом динамикиизменения денежной массы и инфляции в России. Инфляция на потребительском рынке является следствиемповышения уровня цен производителей, обусловленных инфляцией издержек.Анализируя индексы цен производства, особенно опасно повышение уровня цен втаких отраслях, как добыча топливно-энергетических ископаемых, производствосельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов и промышленных товаров, таккак рост цен в этих отраслях еще больше подогревает потребительскую инфляцию.
2. Длясдерживания инфляции в период 2000-2009 гг. был выбран монетаристский подход. Всвязи с этим антиинфляционная политика осуществлялась следующими методами:регулирование ставки рефинансирования, регулирование обязательных резервов,регулирование цен и тарифов. Также в целях изъятия избыточной денежной массы изобращения был создан Стабилизационный фонд, который в последствии был разделенна на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Однако,так как инфляции в России не носит монетарного характера то применяемые мерыдают результаты лишь в краткосрочном периоде.
Вкачестве основных направлений совершенствования государственнойантиинфляционной политики в России можно предложить следующие мероприятия:
1. необходимоперейти к политике прямого таргетирования инфляции;
2. разработать механизмы мониторинга и ограничения ростатарифов на услуги естественных монополий;
3. обеспечить правовое регулированиеторговых наценок
4. для малоимущихслоев населениянеобходимо разработать специальные программы социальной защиты от инфляции
5. сформировать объективнуюинформационную базу о ценах;
6. создать единоеруководство антиинфляционной политикой на уровне страны.
Списокиспользуемой литературы1. Андрианов В. Д. «Инфляция: причины возникновения и методырегулирования» — М.: «Экономика» 2010г.2. Салихов Б. В. «Экономическая теория» -М.: «Дашков и Ко» 2006г.3. Туманова Е.А., Шагас Н. Л. «Макроэкономика» — М.: ИНФРА-М2004 г.4. «Инфляция и антиинфляционная политика в России» по ред. Л.Н. Красавиной – М.: «Финансы и статистика» 2000 г.5. «Политическая экономия и история экономических учений» поред. А. Г. Поршнева, Б. А. Денисова –М.: государственный университет управления2005г.6. С. Никитин, М. Степанова «Инфляция и антиинфляционнаяполитика: зарубежный и отечественный опыт»// «Мировая экономика и международныеотношения» №4 2008г., стр. 16-20.7. В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова « О концепции программыантиинфляционной политики России на 2009-2010гг.»// «Финансы и кредит» №7 2008г., стр. 6-12.8. Е. Ф. Линкевич «Потребительская и производственная инфляцияв современной России»// «Финансы и кредит» №15 2009г., стр. 68-73.9. А. В. Ишханов, Е. Ф. Линкевич «Инфляционные процессы в новойРоссии»// «Финансы и кредит» №9 2009г., стр. 42-49.10. Российский статистический ежегодник 2008г.11. Официальный сайт федеральной службы статистики www.gks.ru12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru13. Официальный сайт Министерства экономического развитияРоссийской Федерации www.economy.gov.ru
Приложение 1
/>
Рис.1
Приложение 2
Таблица № 1.
Уровеньинфляции по Российской Федерации в 2000-2009гг.
на конецпериода, в %.Год Уровень инфляции 2000 20,2 2001 18,6 2002 15,1 2003 12 2004 11,7 2005 10,9 2006 9,0 2007 11,9 2008 13,3 2009 8,8 2010 (прогноз ЦБ) 9-10 Источники:Российский статистический ежегодник 2008г, официальный сайт федеральной службыстатистики www.gks.ru
Таблица №2.
Индексыпотребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров по РоссийскойФедерации в 2000-2008гг.на конец периода, в %.Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 Продовольственные товары 111,0 110,2 112,3 109,6 108,7 115,6 116,5 Мясо и птица 102,7 108,9 119,6 118,6 105,9 108,4 122,2 Колбасные изделия и копчености 106,0 107,0 119,4 110,1 107,7 109,1 124,2 Мясные консервы 109,9 107,3 113,5 114,4 107,7 107,7 124,7 Рыбопродукты 112,1 108,7 111,8 113,1 106,9 108,5 114,7 Масло сливочное 112,0 111,4 106,8 108,2 106,8 140,3 110,5 Масло подсолнечное 106,5 107.6 102,1 102,1 98,8 152,3 122,1 Молоко и молочная продукция 105,9 113,1 112,8 110,5 108,7 130,4 112,2 Сыр 100,8 109,6 108,1 112.0 104,2 156,3 93,3 Яйца 106,3 110,5 128,7 86,1 110,4 128,7 113,8 Кондитерские изделия 108,9 111,0 107,9 106,4 109,1 112,0 107,0 Хлеб и хлебобулочные изделия 104,9 130,4 116,7 103,0 111,1 122,4 123,4 Крупа и бобовые 126,4 117,0 111,6 100,2 112,1 124,7 125,9 Макаронные изделия 106,5 114,0 114,6 101,9 104,7 123,6 133,8 Алкогольные напитки 108,9 109,9 108,7 107,6 110,1 107,7 110,9 Источники:Российский статистический ежегодник 2008г, официальный сайт федеральной службыстатистики www.gks.ru
Таблица № 3.
Индексы ценпроизводства основных отраслей экономики по Российской Федерации на конецпериода, %.Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Индекс цен на производство с/х продукции 122,2 117,5 98,1 124,7 1 17,7 103,0 110,4 130,2 135,7 Индекс цен строительной продукции 135,9 114,4 1 12,6 110,3 114,9 112,1 112,4 117,4 116,9 Индекс тарифов на грузовые перевозки 151,5 138,6 118,3 123,5 109,3 116,6 115,8 116,7 132,3 Индекс цен на производство промышленных товаров 131,9 108,3 117,7 112,5 128,8 113,4 110,4 125,1 93,0 Индекс цен на производство пищевых продуктов 121,1 113,0 109,2 113,5 111,1 104,0 108,3 120,0 126,3 Индекс цен на добычу топливно-энергетических ископаемых 155,7 101,0 127,3 97,9 169,7 135,3 96,4 158,1 57,8 Индекс цен на производство и распределение электроэнергии, газа, воды 141,6 127,4 126,0 114,5 112,5 112,6 110,3 113,3 118,0 Источники:Российский статистический ежегодник 2008г, официальный сайт федеральной службыстатистики www.gks.ru