Реферат по предмету "Экономика"


Роль инноваций в повышении конкурентоспособности фирм

Вопрос 1. Инновации иповышение конкурентоспособности фирм
Инновация — этоконечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления иполучения экономического, социального, экологического, научно-технического илидругого вида эффекта. Новшество — оформленный результат фундаментальных иприкладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфередеятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могутоформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков;рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованныйпроцесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау;понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций,методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или другихвидов исследований.
Вложение инвестиций вразработку новшества — половина дела. Главное — внедрить новшество, превратитьновшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность иполучить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкоераспространение) инновации. Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР,организационно-технологической подготовке производства, производству иоформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) ираспространению в другие сферы (диффузия) называется инновационнойдеятельностью. Структурными источниками экономического развития обществаявляются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды,трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность. В структуреисточников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдаетсяинновационной деятельности, а в развивающихся странах — факторам производства.Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществлятьсяв области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, обеспечивающихповышение качества объектов и ресурсосбережение по стадиям их жизненного цикла.В настоящее же время эффективность использования ресурсов в России в два-трираза ниже, чем в промышленно развитых странах, удельный вес конкурентоспособнойна внешнем рынке продукции составляет около одного процента. Производительностьтруда в отраслях народного хозяйства Российской Федерации в 4 — 10 раз ниже,чем в промышленно развитых странах. По качеству жизни россияне находятсяпримерно на 60-м месте в мире. Кроме перечисленных выше причин подобногопадения российской экономики, хотелось бы еще отметить мизерное финансированиеобразования и науки из госбюджета (в 50 — 100 раз меньше, чем в промышленноразвитых странах, в расчете на одного человека). Для выхода России изсистемного кризиса необходимо разработать целевые комплексные программы поразличным направлениям экономики (по повышению конкурентоспособности,совершенствованию систем управления, в том числе менеджмента, активизацииинновационной деятельности и др.). Необходимо правильно использовать такоеогромное конкурентное преимущество, как размер запасов природных ресурсов (поэтому показателю Россия занимает первое место в мире, опережая США примерно вчетыре раза). Россия еще обладает некоторыми конкурентными преимуществами в областисистемы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурныхфакторов. Однако из-за слабой организации инновационной деятельности,политической неустойчивости экономики и других причин еще не наметиласьстабилизация российской экономики.1.1 Научные подходы к инновационному менеджменту
 
Эффективностьменеджмента определяется прежде всего обоснованностью методологии решенияпроблем. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время кменеджменту применяются только некоторые научные подходы: системный,поведенческий, административный, маркетинговый и др. Не применяютсявоспроизводственный, нормативный, функциональный подходы.Анализ теории ипрактики экономического управления различными объектами позволил установитьнеобходимость применения к инновационному менеджменту 14 научных подходов.Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента.Они не являются синонимами, не дублируют друг друга. Ниже приведено краткоесодержание научных подходов к менеджменту.Наиболее сложным является системныйподход, сущность которого раскрыта в учебниках автора «Инновационныйменеджмент», «Стратегический маркетинг» в журнале «Управление персоналом.
Характеринновационного процесса цикличен и закономерен, это видно из хронологическогопорядка появления новшеств в различных областях науки и техники.
Экономическое итехнологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается вновых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличенииэкономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновенияновой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы иее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.
Циклы можно разделитьна:
1) короткие(продолжительность 3–3,5 года);
2) торгово-промышленные(средние) циклы (7—11 лет);
3) большие циклы(48–55 лет). Кардинальные изменения происходят в условиях экономической жизниобщества и проявляются до начала и в начале повышающей волны каждого длинногоэкономического цикла инноваций, заключающиеся в глобальных измененияхтехнической оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальныетехнические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связиновых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.
Главная роль вцикличности и закономерности инновационных процессов принадлежитнаучно-техническим новациям.
Инновации переводятхозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяютсяпо отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).
Часто объяснениеэкономических колебаний сводят к техническим новшествам и совершенствованию, квнедрению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территориальныхсегментов. Периоды повышенной экономической активности являются отрезкамивремени, в течение которых развитие техники и открытие новых ресурсов даютвозможность для роста инвестиций. В эти периоды времени темп техническогопрогресса увеличивается по сравнению с ожидаемым результатом. В периодыэкспансии вводится в действие новая техника, создающая основу для увеличениямассы капитальных благ и роста инвестиций. Когда новый процесс успешнопретворен в действие, другие могут попросту имитировать его, что в итоге приводитк возникновению бума. В период кризиса экономическая система переходит в новоесостояние равновесия и стабильности, которое следует за нарушениями, вызваннымибумом, т. е. обстановка стабилизируется. Период депрессии определяется какпериод времени, а протяжении которого заканчиваются приспособление и адаптацияк новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий периодвнедрения инноваций.1.2 Жизненный цикл изделия и инновации
/>Жизненныйцикл – это совокупность связанных между собой явлений, процессов, работ,образующих завершенный круг развития в определенный период времени. Жизненныйцикл инновации представляет собой отрезок времени, в течение которого инновацияобладает активной жизненной силой и приносит и производителю, и продавцуприбыль или какую-либо другую реальную выгоду.
Концепция жизненногоцикла заключается в следующем:
1) руководительвынужден анализировать хозяйственную деятельность позиции реального времени вперспективе ее развития;
2) он аргументируетнеобходимость систематических разработок по планированию выпуска инноваций, атакже по приобретению инноваций;
3) концепция являетсяосновой анализа и планирования инновации.
Анализ инновациипозволяет определить, на какой стадии жизненного цикла пребывает даннаяинновация, ее ближайшие перспективы, периоды резкого спада и окончаниясуществования.
Классифицируютжизненные циклы инновации по видам инноваций, т. е. по общей длительностицикла, длительности каждой стадии внутри цикла, специфики развития самогоцикла.
Жизненный цикл новогоизделия состоит из семи конкретных стадий, таких как:
1) разработка новогоизделия – организация инновационного процесса, вложение капитала;
2) выход на рынок –изделие приносит прибыль в период внедрения;
3) развитие рынка –рост объема продаж изделий на рынке, анализ времени, когда новое изделиеактивно продается и рынок достигает насыщения этим изделием;
4) стабилизация рынка– прекратился рост объема продаж;
5) уменьшение рынка –происходит спад сбыта изделия, но спрос на данное изделие есть, значит, естьобъективные предпосылки к увеличению объема продажи изделия;
6) подъем рынка –спрос существует, производитель изучает условия спроса, меняет свою кадровую иценовую политику, применяет различные формы материального стимулированияпродажи изделия, активизирует рекламу. Это позволяет увеличить объем продажи накакой-то период времени;
7) падение рынка –происходит полная реализация изделия или полное прекращение продажи изделияиз-за его невостребованности у покупателя.1.3 Классификация инноваций
/>
Существует несколькомнений по поводу признаков, на основе которых производится классификацииинноваций. Рассмотрим некоторые из них. Российский исследователь Ю.В. Яковецпредложил следующую классификацию инноваций:
1) базисные инновации– реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой кардинальныхпереворотов в технике, формируются новые ее направления, отрасли;
2) улучшающиеинновации – предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служатбазой для создания новых моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферуее применения;
3) микроинновации –улучшают некоторые производственные или потребительские характеристикивыпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использованиямелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этихмоделей либо повышению эффективности их использования;
4) псевдоинновации –направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих ужевчерашний день техники. Можно представить классификацию инноваций по следующимпризнакам:
1) по областямприменения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;
2) по этапам НТП,результатом которых стала инновация: технические, технологические, научные,конструкторские, производственные и информационные;
3) по темпамосуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные,скачкообразные;
4) по степениинтенсивности: равномерные, слабые, массовые;
5) по масштабам:трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние,мелкие;
6) порезультативности: высокие, низкие, средние;
7) по эффективности:экономические, экологические, социальные, интегральные.
В.В. Горшков и Е.А.Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют двапризнака: структурную характеристику и целевые изменения.
С точки зренияструктурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:
1) инновации на«входе» в предприятие;
2) инновации на«выходе» из предприятия;
3) инновацииструктуры предприятия как системы, которая включает в себя отдельные элементы ивзаимосвязи между ними.
По целевому изменениюинновации разделяются на инновации технологические, производственные,экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.
Опыт показывает, чтостабильное развитие производства в течение длительного времени зависит нетолько от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной деятельности,связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, котораянаправлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практическийтехнологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен,потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можноопределить как создание, накопление и развитие научно-технического возможностейсубъекта хозяйст-вования, которая обеспечивает его конкурентоспособность,экономическую безопасность и дальнейшее развитие.
Основной чертойсовременной экономики является скорость воплощения инновационного процесса.Инновационная стратегия в современной экономике – это обязательность выхода нарынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей.Источники идей часто находятся вне фирмы. Отсюда возникает интерес в увеличениивзаимодействия с разными структурами. Из-за этого укорачивается жизненный циклтовара и усиливается конкуренция. Отличительная черта современной экономики –это ускоренное развитие нематериальной сферы (производство, распространение ииспользование знаний – основа, а всемирная информационная сеть –инфраструктура).
В наше время с ростомнаучно-технической конкуренции инновации стали главным условием выживания.Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям винновации.
Инновационнаядеятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и отдельнойфирмы.
Предпринимателирассматривают издержки, которые связаны с созданием инноваций, как неизбежныевложения.
Что даетинновационное развитие фирмы предпринимателю:
1) позволяетприспособиться к меняющимся условиям;
2) помогает увеличитькачество товаров и услуг, более широко удовлетворить запросы потребителей;
3) создает условиядля выживания и развития в конкурентной борьбе;
4) оказываетсодействие в поддержании высокого уровня эффективности производства;
5) укрепляетфинансовое положение фирмы;
6) укрепляет имиджфирмы, поднимает ее конкурентоспособность;
7) упрочаетпартнерские связи;
8) способствуетразвитию организационной структуры;
9) способствуетповышению квалификации персонала;
10) увеличиваетпроизводительность труда.
В основенаучно-технической политики РФ в области науки и технологий на срок 2002–2010 гг.и на дальнейшую перспективу стоит задача перевода экономики главным образом наинновационный путь развития.1.4 Инновационный проект и его виды
Инновационныйпроект – это комплексное понятие, включающее в себя:
1) формуцелевого управления инновационной деятельностью;
2) процессосуществления инноваций;
3) комплектопределенных документов.
Как формацелевого управления инновационной деятельностью инновационный проектпредставляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам иисполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разныхнаправлениях развития науки и техники.
Как процесспроведения инноваций инновационный проект – это совокупность проводимых вопределенной последовательности научных, технологических, производственных,организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которыхсоздается инновационный продукт.
Комплекттехнической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документацииобязателен для реализации целей инновационного проекта.
Инновационныйпроект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основнымисвойствами.
Основополагающиеособенности инновационного проекта как категории качественной и временнойобусловливают классификацию его по видам и жизненным циклам.
Из-замногообразия возможных целей и задач научно-технического исоциально-экономического развития инновационные проекты классифицируют повидам:
1) поуровню решения – могут приниматься на федеральном, президентском, региональном,отраслевом уровнях;
2) похарактеру целей проекта – конечные (по достигнутым итогам) и промежуточные(связанные с достижением промежуточных итогов при решении сложных проблем);
3) по видупотребности – ориентированные на существующие потребности или на создание новыхпотребностей;
4) по типуинновации – создание нового или усовершенствованного изделия, рынка, источникасырья, структуры управления, реорганизации;
5) попериоду реализации – долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех допяти лет), краткосрочные (менее трех лет);
6) помасштабности – монопроекты, мульти-проекты, мегапроекты.
Такжеинновационные проекты можно разделить на:
1) модернизационные(псевдоинновации) – когда конструкция прототипа или базовая технология непретерпевают радикальных изменений;
2) новаторские(улучшающие инновации) – когда конструкция продукта (услуги) по виду своихэлементов полностью отличается от прежнего;
3) опережающие(базисные инновации) – когда конструкция изделия базируется на предваряющихтехнических решениях;
4) пионерные(базисные инновации) – когда возникают совершенно новые материалы, конструкциии технологии, реализующие прежние или даже новые функции.

/>/>Вопрос2. Структура типичного венчурного фонда
Венчур (рискованное предприятие) — инвестиционная компания, работающаяисключительно с инновационнымипредприятиями и проектами (стартапами).Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценныебумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью рискав ожидании чрезвычайно высокой прибыли.Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок,высоких технологий. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, ноприбыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.
Второй составляющей рынка инвестиций в сфере высокихтехнологий являются бизнес-ангелы. Есливенчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со среднейстепенью риска (типичная инвестиция — 1-5 млн. дол. в проект), тобизнес-ангелы, в основном, сосредотачивают свою деловую активность на вложенияв компании на самой ранней стадии развития (50-300 тыс. дол. в проект) и, какследствие, более рискованных инвестициях. Зачастую ими движет не только денежныйинтерес, а что-то вроде «желания помочь хорошему человеку/проекту».
Венчурное предприятие предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками илидругими наукоёмкими работами, благодаря которым осуществляются рискованныепроекты. Венчур бывает внешним и внутренним. Внутренний венчур организуетсясамими авторами идеи и венчурным предпринимателем. Внешний венчур занимаетсяпривлечением средств для осуществления рисковых проектов через пенсионныефонды, средства страховых компаний, накопления населения, средства государстваи других инвесторов.
Венчурное финансирование рисковоепредпринимательство, направленное на использование технических итехнологических новшеств, научных достижений, ещё не используемых на практике.Такой вид финансирования связан с большим риском неполучения доходов поинвестициям. Венчурным бизнесом чаще всего занимаются малые предприятия, организованные,в основном, при наукоёмких областях производства, разработчиках новыхтехнологий, научных исследований./>
Организационнаяструктура типичного венчурного института выглядит следующим образом. Он можетбыть образован либо как самостоятельная компания, либо существовать в качественезарегистрированного образования как ограниченное партнерство (нечто вроде«полного» или «коммандитного» товарищества, используюроссийскую юридическую терминологию). В некоторых странах под термином«фонд» понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, кактаковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самимфондом, так и отдельной «управляющей компанией» или управляющим,оказывающим свои услуги фонду. Управляющая компания, как правило, имеет правона ежегодную компенсацию, обычно составляющую до 2,5% от первоначальныхобязательств инвесторов. Кроме того, управляющая компания или частные лица,сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер могутрассчитывать процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. Чаще всего этотпроцент не выплачивается до тех пор, пока инвесторам не будут полностьювозмещены суммы их инвестиций в фонд, и, кроме того, заранее оговоренныйвозврат на их инвестиции.
В случае созданияограниченного партнерства основатели фонда и инвесторы являются партнерами сограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этом случае отвечает зауправление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего.Ограниченное партнерство свободно от налогообложения. Это означает, что оно неявляется объектом налогообложения, а его участники должны платить все те женалоги, какие они заплатили бы, если бы принадлежащий им доход или прибыльпоступали непосредственно от тех компаний, куда они самостоятельно вкладывалисвои средства.
Создание новых венчурных фондов, несмотря на болеечем тридцатилетний опыт деятельности венчурного капитала, продолжает оставатьсядостаточно сложной проблемой для всего мира, прежде всего — вследствиенесовершенства национальных законодательств как новых, так и развитых рынковкапитала. В некоторых странах Европы, в частности в Великобритании,Нидерландах, Франции и др., национальные законодательства достаточноприспособлены для создания и функционирования венчурных структур. В другихинвесторам приходится использовать зарубежные юридические структуры. И, тем неменее, практически повсеместно принятая практика — регистрация, как фондов, таки управляющих компаний в оффшорных зонах. Это позволяет максимально упроститьпроцедуру оформления и помогает избегать сложных вопросов, связанных с двойнымналогообложением доходов и прибыли.
Процесс формирования венчурного фонда носит название«сбор средств» Специализация на рынке капитала потребовала появленияпрофессионалов, специализирующихся на управлении деньгами, им непринадлежащими. Для принятия инвесторами решения об инвестиции в какой-либовенчурный фонд они хотели бы получить ответ на следующий вопрос: почему имеетсмысл вкладывать деньги именно в данный фонд. Чтобы обеспечить их подробнойинформацией, учредители фондов на начальном этапе выпускают меморандум, гдеподробно описаны цели и задачи фонда, специфические условия его организации ипредпочтения. Размеры фондов колеблются от нескольких миллионов до несколькихсот миллионов долларов. Различаются две основных формы инвестиционных фондов:закрытые и открытые фонды. В закрытых фондах после сбора средств образуетсязамкнутая группа инвесторов. В открытых фондах (какими являются, например,взаимные фонды) менеджеры соглашаются выкупать обратно любые акции по открытопубликуемой чистой стоимости на текущий день. Этот вид фондов не ограниченкакой-либо определенной суммой — они растут в зависимости от того, вкладываютинвесторы дополнительно в них средства или, наоборот, изымают. Закрытыевенчурные фонды существуют 5 — 10 лет. Этот срок в мировой практике считаетсявполне достаточным для достижения инвестируемой компанией удовлетворительногороста и, соответственно, обеспечения инвесторам приемлемого уровня возврата наинвестицию. За первые четыре -пять лет существования фонда его средства должныбыть полностью использованы, т.е. распределены в виде инвестиций. Тем не менее,фонд официально прекращает свое существование лишь после того, как инвесторывозместят внесенные в него средства и получают дополнительный возврат наинвестицию. После полного закрытия, т.е. завершения сбора средств венчурногофонда, собственно, и начинается сам процесс «венчурования» — практическая работа по поиску, нахождению, выбору, оценке и вхождению в инвестируемуюкомпанию. Венчурные инвесторы по определению — люди, готовые идти на риск. Онисознательно готовы принимать риск, но отнюдь не ищут его. Правильная оценкасоотношения риска и вознаграждения – важное условие успешного венчурногокапиталиста.
Структура венчурного фонда представлена на рисунке1.
/>
Рисунок 1.
Венчурный фонд- это организация, аккумулирующая насвоих счетах денежные средства, которые затем вкладываются в перспективныеразработки на условиях участия в разделе прибыли от внедрения инновации иливозможности обладать правом на владение запатентованным ноу-хау.
Венчурный фонд возглавляет венчурный капиталист. Самон не вкладывает собственные средства в акции инновационных компаний.
Венчурный капиталист — посредник междусиндицированными (коллективными) инвесторами, вложившими средства в венчурныйфонд, и инновационной компанией, акции которой приобретает фонд.
Полученная фондом прибыль принадлежит инвесторам, авенчурный капиталист имеет право рассчитывать лишь на часть этой прибыли.
Венчурные фонды инвестируют сформированный имивенчурный капитал путем приобретения пакетов акций компаний, осуществляющихинновационные проекты, т.е. предоставляет компаниям средства для реализацииперспективных идей, разработок без гарантированного обеспечения имуществом,сбережениями или прочими активами компаний.
Венчурные фонды разделяют финансовый риск скомпанией, осуществляющей инновационные проекты, они допускают возможностьпотери вложенных средств, если инновационный проект не принесет намеченныхвысоких результатов.
Чтобы снизить риск инвестиций (хотя эти инвестициирискованные), венчурные капиталисты диверсифицируют портфель проектов, так какразмещают венчурный капитал по ряду проектов, относящихся к различным стадияминновационной деятельности, формам реорганизации фирм.
Основными структурами, участвующими в формированиивенчурных фондов на мировых рынках, являются:
1) пенсионные фонды;
2) страховые компании;
3) банки;
4) промышленные корпорации;
5) государственные структуры;
6) частные лица;
7) некоммерческие фонды.
Объекты (венчурного инвестирования)- в основноммалые и средние частные или приватизированные предприятия.
Инвестиции направляются либо в акционерный капиталзакрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций, либопредоставляются в форме инвестиционного кредита, как правило, среднесрочного позападным меркам, на срок от трех до семи лет.
На практике, однако, чаще встречаетсякомбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средстввносится в акционерный капитал, а другая — предоставляется в формеинвестиционного кредита.
Список литературы
инновацияконкурентоспособность менеджмент
1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальнаясобственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008.
2. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008.
3. Дворжак И., Кочишова Я., ПрохазкаП… М.:2004
4. Евграфова, Е.О. Красникова.Инновационный менеджмент.М.:2001.
5. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике(Теоретико-методологический аспект). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
6. Орлов А.И., Орлова Л.А. Современныеподходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXIвека. — 2002.
7. Питер Друкер. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007.
8. Савицкая Г.В. Экономическийанализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: «Новоезнание», 2004.
9. Слуцкин М.Л. Управленческий анализ/ М.Л. Слуцкин. Питер, 2002.
10. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний:современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.
11. Фатхутдинов.Р. ''Управлениеперсоналом'' М.: 2000.
12. ХаргадонЭндрю.Управление инновациями. Опыт ведущих компаний.М.: Вильямс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.