Реферат по предмету "Экономика"


Российский малый бизнес: проблемы и перспективы

Оглавление
ВведениеГлава 1. Значение малого бизнеса всовременной экономике России1.1 Понятие и критерии выделения малогобизнеса в России1.2 Доля малого бизнеса в современнойэкономике РоссииГлава 2. Проблемы и перспективы малогобизнеса в России2.1 Проблемы малого бизнеса в России
2.2 Государственнаяподдержка малого бизнеса в России
2.3 Перспективымалого бизнеса
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы «Российский малый бизнес: проблемыи перспективы» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всехэкономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением,так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы,связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнятьразличные функции, поэтому государственные органы управления должныподдерживать развитие малого бизнеса в России.
Система государственной поддержки должна постоянноразвиваться и совершенствоваться, для того, что бы малый бизнес смог и дальшеразвиваться.
Предметом исследованиякурсовой работы является:
1. понятия критериивыделения малого бизнеса.
2. доля малогобизнеса.
3. проблемы малогобизнеса
4. перспективымалого бизнеса
Цель курсовой работы — показать возможности улучшенияразвития малого бизнеса в России.
Глава 1. Значение малого бизнеса в современной экономикеРоссии
 
1.1 Понятие и критерии выделения малого бизнеса в России
Слово «Бизнес» в повседневной жизни можно услышать, так жечасто, как и «деньги, работа, семья». Так что же на самом деле скрывается подэтим словом? Одно из самых распространенных определений бизнеса говорит нам свами, что «бизнес» — это любая деятельность, направленная на получение прибылипутем предоставления другим необходимых товаров и услуг. Важной частьюструктуры бизнеса, о которой я бы хотела рассказать, является «малый бизнес».
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации”[1], подсубъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, вуставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных ирелигиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимисясубъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: впромышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в оптовой торговле– 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях и приосуществлении других видов деятельности – 50 человек. Несовершенство критериячисленности рабочих, да и других критериев также, очевидно. Например, наэлектростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действиенесколькими работниками.
Видимо, универсальных критериев выделения малых предприятий,позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтомупредставляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников,определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятиянельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их виндивидуальном порядке.
1.2 Доля малого бизнеса в современной экономике России
Малый бизнес играетважную роль в развитии экономики многих стран. В странах ЕвропейскогоСообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1). Каквидно из табл. 1.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает всравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя —ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в товремя как в развитых странах — 50—60%.
Таблица 1.1. Масштабыразвития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах[2].Страна Число малых и средних фирм Численность занятых, млн. чел. Доля малых и средних фирм, % Тыс. ед. В расчете на 1 тыс. жителей В общей численности занятых В ВВП
Великобритания
Германия
Италия
Франция
Страны ЕС
США
Япония
Россия
2930
2290
3920
1980
15777
19300
6450
836,6
46
37
68
35
45
74,2
49,6
5,65
13,6
18,5
16,8
15,2
68
70,2
39,5
8,1
49
46
73
54
72
54
78
9,6
50-53
50-54
57-60
55-62
63-67
50-52
52-55
10-11

К сожалению, за последниегоды существенного изменения ситуации в России не произошло. По данным на конец2004 — начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или врасчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2004 г.) — 7815 тыс. чел.[3],или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс.чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес почисленности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же,как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти неменяется.
Приведенные данныепозволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы ростапредприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственнойдеятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики вцелом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
Предприятия малогобизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производителиотдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов,необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоденкрупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода копределению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сферекроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса
 
2.1 Проблемы малого бизнеса в России
При переходе к рыночнойэкономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можнобыстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить,кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственностигосударства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будетосуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала,банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективныесистемы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимостифирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимобыло пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формыэкономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось подобрать иобучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вестиконкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало такжедобиться признания населением новых правил игры.
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции ирегулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того,что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает системугигантских неэффективных частных монополий.
Следовало определитьпорядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей иразработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельностиправительства.
Наконец, необходимо былорешить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособныхфирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решениесоциальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций,как во время переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблемв полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития вРоссии остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-гоВсероссийского съезда представителей малых предприятий:
Ø недостаточностьначального капитала и собственных оборотных средств;
Ø трудности сполучением банковских кредитов;
Ø усиление давлениякриминальных структур;
Ø нехваткаквалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
Ø сложности сполучением помещений и крайне высокая арендная плата;
Ø ограниченныевозможности получения лизинговых услуг;
Ø отсутствиедолжной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работниковмалых предприятий и др.[4]
Не случайно 2-яВсероссийская конференция малых предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование».Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеровв развитии предпринимательства.
Дело в том, что средипроблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налоговогобремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешаютразвитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему,вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провелоинвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людейимеют прямое отношение к надзору[5]. Врезультате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственногоконтроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральныхминистерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из нихтрудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правомнепосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.
В регионах действуют своиконтрольные органы. Только в Москве их 29, при этом государственными служащимив этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные —привлеченные специалисты, которых заботят не столько проверки, сколькобанальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникамрынка. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленныепроверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко исковывая их деятельность.
Специалисты,анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40%валового национального продукта[6].
По данным журнала«Эксперт» доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес[7].При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе в России.Называются три главные причины такого положения:
• сохраняющиеся высокиеставки налогов, и, прежде всего единого социального налога, не позволяющиеосуществлять эффективную капитализацию предприятия;
• недоверие к власти,неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;
• боязнь криминальныхструктур.
По степени важностинекоторые авторы[8] располагаютосновные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:
1) высокий уровеньналогообложения;
2) недоступностькредитных ресурсов;
3) административныебарьеры.
Здесь, как мы видим, навторое место в ряду проблем развития малого бизнеса в России выходитнедоступность финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателяправления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободныйдоступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тыс. предпринимателей[9].Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услугипредпринимателям, охватывают лишь 1 % потенциального рынка.
Предприятия малогобизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая,так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. Втечение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степениотсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленныхпредпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, немогло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела.Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженныйгосударственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться накредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемыпри постоянной и усиливающейся инфляции.
Положение едва ли можетсерьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делув общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный ростимеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере,в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Между тем обэффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнесасвидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2000 г. (табл. 2.1).
Как видно из таблицы,предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капиталвкладывают в активную часть основных фондов — машины, оборудование, инструменти инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на этот видосновных фондов приходится лишь 35,7%.
В то же время в пассивнуючасть основных фондов — здания и сооружения эти предприятия направляют 26,5%инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал на данный видосновных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малогобизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использованияинвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальнуюпродукцию.
Таблица 2.1[10].Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основныхфондов, % к итогуПоказатель Инвестиции в основной капитал малых предприятий Все инвестиции в основной капитал (справочно) Инвестиции — всего 100 100 В том числе: В жилища 9,4 10,7 В здания (кроме жилых) и сооружения 26,5 43,6 В машины, оборудование, инструмент, инвентарь 59,2 35,7 Прочие 4,9 10
Между тем удельный весинвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общих инвестициях восновной капитал из года в год падает (табл. 2.2.).
Таблица 2.2[11].Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в фактически действовавшихценах — млрд. руб.; до 1998 г. — трлн. руб.)показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Общие инвестиции в основной капитал 376 408,8 407,1 670,4 1165,2 1504,7 1762,4 1843,6 В том числе в основной капитал малых 25,7 22,1 19,3 17,9 29,8 43,5 49,7 59,7
предприятий
В % к общим инвестициям 6,8 5,4 4,7 2,6 2,6 2,9 2,8 3,2
Как видно из таблицы,если удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса вобщем объеме инвестиций в 1996 г. составлял 6,8%, в 1997-5,4, в 1998-4,7, то в1999 и 2000 гг. он упал до 2,6 и лишь в 2003 г. составил 3,2%. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы10—12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основнойкапитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемыпроизводства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что приотносительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большуюотдачу, нежели крупные.
Требуется тщательновыверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющаяпредоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодняэто означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальнойдифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественногоспроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.
Следует создаватьмеханизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот,включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобыобеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий дляпоследовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема — законодательнаябаза, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря,несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует.Трудность в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы длясегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых,имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
В настоящее время малыйбизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущирыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все большеокружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли невсеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов ит.п.
Отсутствует системапроведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нетнадлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность потем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготамипо налогообложению.
Материально-техническоеобеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме инесвоевременно. Машины,оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие ихспецифику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так каких покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема —кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чемреально нужно экономике.
Непростая проблемасвязана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, чторанее существовавшая на основе распределения общественных фондов системасоциальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказаласьпрактически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново поотношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новомусоциальному слою — тем более.
В первой половине 2005 г. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»совместно с ВЦИОМ провела исследование условий функционирования малого бизнесав стране.
Было выявлено, чтоглавным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит егособственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личныенакопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опытиспользования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, поданным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условияполучения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главнымипричинами того, что не удавалось получить кредит, почти половинапредпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше однойчетверти предпринимателей (27%) — отсутствие возможности предоставить залог втребуемых банкам объемах.
Кредитуя малый бизнес,российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимостькредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малогопредприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшиепредприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеютне больше привилегий, чем новые клиенты.
Как правило, предприятия малого и среднего бизнеса получают вбанках только расчетно-кассовое обслуживание. Исследование, проведенное в конце 2005 г., в ходе которого были опрошены главные бухгалтеры и финансовые директора 200 московскихпредприятий малого и среднего бизнеса[12],показало, что такие банковские услуги, как кредитование и зарплатные проекты,мало используются в основном из-за политики самих банков. И это притом, чтонебольшие предприятия являются наиболее постоянными и надежными банковскимиклиентами: 65% таких предприятий работают с банками более трех лет, 2,2% — отгода до трех лет и только 13% — менее одного года. При этом более половины предприятий(51%) пользуются услугами только одного банка. Выбирая банк, предприятия малогои среднего бизнеса ориентируются главным образом на качество обслуживания(более 1/4 респондентов), а также на финансовое состояние и надежность банка(еще 1/4 опрошенных). Ценовой фактор вторичен: лишь 20% респондентов назвалиего фактором, определяющим выбор банка.
Осуществлениесотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнесасократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски утечкиинформации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются наполучение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.
Можно выделить несколько причин,которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качествомкредитования. Во-первых, как мы уже говорили выше, это отсутствие льгот прикредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительноевремя.
Во-вторых, предприятиямалого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительногопакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.
В-третьих, вызываетнедовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижениестоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого взалог. В значительной степени это относится к «старым» клиентам,обслуживающихся в данном банке более трех лет.
В-четвертых, предприятиямалого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Преждевсего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.
Справедливости радиследует отметить, что ряд московских банков предпринимает определенные действиядля улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так,городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждымсвоим клиентом персонального менеджера.
Увеличивается времяобслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрениякредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.
Все эти меры позволятулучшить в целом кредитование малого бизнеса.
На какие же целииспользуют кредит те предприниматели, которым удалось их получить? Болееполовины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополненияоборотных средств, а почти одна треть — на приобретение материальных активов, вчисле которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в рядеслучаев, — земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемныесредства нематериальные активы — лицензии, сертификаты, патенты, товарныезнаки, объекты интеллектуальной собственности — результаты НИОКР, программноеобеспечение и др.
Существенной проблемойдля малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям иофисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и,как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряженыс необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынокнедвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и длямалого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловойнедвижимости в регионе по существу нет, и площади можно приобретать толькочерез чиновников.
Непомерна также тяжестьарендного бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату арендыуходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18—50% и более. Окаком развитии малого бизнеса может идти здесь речь?
Другая проблема развитиямалого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, — взаимодействиепредпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особеннодокучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны снеобоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской иМосковской областях и в Мордовии — 10 раз. Решение проблем с чиновникамизачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачиваетсреднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам ипроверяющим.
Особеннонеудовлетворительно поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей.Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении всудебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малыепредприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур.Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированныйгосударственный аппарат.
Помимо обращения кпосредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для решениясвоих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% — квышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощьпредпринимательских объединений.
Неблагополучно в маломпредпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуютисследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служатрегиональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынкиадминистрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенногорынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%)указали, что представители администраций используют свое служебное положениедля поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе былостроительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили отом, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческиеинтересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малыхпредприятий.
Подводя некоторый итогисследованиям малого бизнеса в России, следует отметить значительноерасхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионахпроблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. Вдругих регионах основным барьером для выхода на рынок становится остраяконкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условийдля развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во властьпришли прагматичные люди из бизнеса.
Определенную роль врешении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административныхбарьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием Закона о проверках и инспекциях.Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощеннойсистеме налогообложения о техническом регулировании. Данные опросовпредставителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовыхразработок с 2002 по 2005 г. включительно, показали, что есть определенные, ноеще не достаточные положительные изменения.
Так, несколькосократилось число проверок и время, которое эти проверки отнимают упредпринимателей. По последним данным, 73% руководителей малых предприятийзатрачивают на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре годаназад их доля составляла 50%.
Упрощение процедурылицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензийпривело к тому, что удельный вес предприятий малого бизнеса, обратившихся залицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когданекоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли вто время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.
За эти годы заметновозросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения.Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право.
Остается еще многопроблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Главнаяиз них — покупка и аренда помещений и земли, как для производственнойдеятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два годавремя, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возрослопочти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ееприобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой длякоррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в Россиис 2003 по 2005 г. увеличился в 11 (!) раз. С этим полностью согласен президентобщероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства«Опора России» С. Борисов[13].Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в такихтерриториях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярскийкрай. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. Восновном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные ипроизводственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможностиразвития отсутствуют.
Можно также сделать выводо том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в Россииделается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что зауказанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась.Однако местные власти своими действиями лишают мелких и среднихпредпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с нимиструктур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды,необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, еерегистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей.Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей.То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда долженбыть выбор при поиске объекта собственности.
Необходимо такжеупорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне малого исреднего предпринимательства рождаются и гибнут предприятия. Это — законрыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается около 500 тыс. малыхпредприятий и примерно столько же умирают. Ликвидировать предприятие там оченьпросто.
У нас закрыть предприятиечрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел вмалом бизнесе России существенно расходятся. Эту проблему необходимо разрешить.
То, что главным тормозомроста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (аточнее — коррупция и административное давление), подтверждено исследованием«Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциациейменеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 г.[14] Порезультатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическаянестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Этосвидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколькоулучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте попрежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнемувысокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти46%. В целом, представление о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса вРоссии, дает табл. 2.3.
Таблица 2.3. Что мешаетразвитию бизнеса в России, в %Налогообложение 62,67 Административные барьеры 60,89 Коррупция 52,22 Общая политическая и экономическая нестабильность 50,09 Неразвитость судебной системы 46,89 Нехватка квалифицированных кадров 45,83 Недостаток инвестиционных ресурсов 38,12 Изношенность основных фондов предприятий 34,67 Неразвитость и изношенность инфраструктуры 34,22 Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги 25,78
2.2 Государственнаяподдержка малого бизнеса в России
Масштабы развития малогобизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явнонедостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получиладолжного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Междутем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура,наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разностороннейгосударственной поддержке.
В России существуютразличные организационные формы государственной поддержки и защиты интересовпредприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса,Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фондыразвития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе,проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений,в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 такихфонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-техническойсфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малогопредпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др.[15]Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабоченысобственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Одну из важнейших проблеммалого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только подзалог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малыепредприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, внастоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуютспециальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываютсяпредприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает ихконкуренцию с иными предприятиями.
В портфелях большинствароссийских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромнуюдолю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка «Авангард» — менее 0,5%'. Доля кредитовмалому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. Вопределенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать скоторой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта суммаминимальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс., уОргрэсбанка — 100 тыс. долл.
Российские банки выдаютмалым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупнымкредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на суммудо 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. — 36%. Если кредитбольше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.
Одна из причин высокихпроцентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск ихкредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное инеопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозвратакредитов.
Предприятия малогобизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, вльготном банковском кредите и в другой помощи.
Заслуживает внимания опытфинансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства черезпрямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам наопределенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют начастном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторамгосударственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом,государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленныекорпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталовмелким фирмам.
Имеются и другие формыгосударственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом(если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям,создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др. Сейчасмалый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, нетребующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании,в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, всельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-техническихновшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны,недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления,отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-техническогобизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательскихинститутов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. Врезультате это привело к монополизму государственного сектора в науке иотсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
В целях развития малогобизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ принятряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах поразвитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейшихнаправлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритетыразвития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработкасельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаровнародного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказаниепроизводственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектовжилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и насегодняшний день.
12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации»[16].Законом были определены формы и методы государственного регулирования истимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочиямежду Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшиенаправления государственной поддержки малого предпринимательства:
• формированиеинфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготныхусловий использования субъектами малого предпринимательства государственныхфинансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а такженаучно-технических разработок и технологий; • введение упрошенного порядкарегистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования ихдеятельности, сертификации продукции, представления государственнойстатистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержкавнешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включаясодействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственнымсвязям с зарубежными государствами;
• организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В том же году был принятеще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета иотчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящемувремени в России сложились и функционируют три системы налогообложенияпредприятий малого бизнеса.
1. Общеустановленнаясистема, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платятте же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость,акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получаютспециальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.
2. Упрощенная системаналогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий(Закон 1995 г.).
3. Единый налог навмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный наединицу физического показателя, который корректируется повышающими(понижающими) коэффициентами.
Разработаны федеральныепрограммы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программаподдержки малого предпринимательства на 1994—1995 годы» и «Федеральная программагосударственной поддержки малого предпринимательства на 1996—1997 годы». Всоответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимателябыли выделены ассигнования из федерального бюджета на финансированиеприоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн. руб. Однако из-заотсутствия должного финансирования, а также из-за несогласованности действийисполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не былавыполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично— 25 и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело стретьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думойввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты моглимногократно окупиться.
Уделяется внимание иразвитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработанысобственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из нихсозданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России— Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий).Далее следуют: Санкт-Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.),Краснодарский край (36,8 тыс.), области — Самарская (32,4 тыс.), Свердловская(28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.)[17].
Правительство Москвыуделяет внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе правительстваМосквы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства,функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства. Развитиюмалого бизнеса в Москве содействуют Московская торгово-промышленная палата,Московская лизинговая компания, Московское агентство развитияпредпринимательства и т.д. При мэре Москвы существует общественно-экспертныйсовет по малому предпринимательству.
Москва пытается создатьсвои, специфические условия для развития малого бизнеса. Принят и действуетЗакон Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве», всоответствии с которым в столице используются свои правила создания,регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого бизнеса, чтоспособствует их развитию. Приняты пять комплексных программ развития иподдержки малого бизнеса в Москве (1994—1995, 1996-1997, 1998-2000, 2001-2002,2003-2009 гг.).
Несмотря на достаточнобольшое внимание к вопросам развития малого бизнеса, в столице малыепредприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в стране в целом. В ихчисле:
• несовершенная системаналогообложения;
• отсутствие надежныхправовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;
• финансовые трудности сполучением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования;неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;
• сложности с арендой иприобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;
• продолжающиесякриминальные угрозы.
Помимо федеральных ирегиональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержкемалого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные истраховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однакосущественной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получаютвесьма незначительную.
На устранение излишнихадминистративных барьеров развития предпринимательства, включая малое,направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:
• «О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;
• «О лицензированииотдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
• «О государственнойрегистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.
Главная цель Федеральногозакона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля (надзора)» — устранить административныебарьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее.В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы кконтролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований дляпроведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственностьорганов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованнымидействиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в странедействует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющихотношение к малому бизнесу.
В соответствии сФедеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» существенносокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедуралицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику вобласти лицензирования, создает условия для стабильной работыпредпринимательских структур.
Наконец, Федеральныйзакон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощаетусловия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительноограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроковгосударственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии сЗаконом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям Приправительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечитьвзаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. Апроблем у малого бизнеса в нашей стране немало. Если в странах Евросоюза иЯпонии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45—50, то в России на1000 жителей приходится лишь шесть предприятий. Для того чтобы приблизиться кстандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общейчисленности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. ВРоссии каждый из этих показателей не превышает 10%.
Причины подобногоположения известны: это сложность получения банковского кредита и его высокаяучетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедурарегистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса,неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление этихпроблем раскроет возможности дальнейшего развития малого бизнеса в России.
Одно из направленийподдержки малого бизнеса в Москве — развитие инфраструктуры. В настоящее времяопределено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесустолицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры — Московский центр развитияпредпринимательства, идеология которого заключается в объединении всехорганизаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте.Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малыхпредприятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», которыйпозволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московскихпредприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленногопартнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малогои крупного бизнеса.
По-прежнему остаетсяактуальной финансовая поддержка малого бизнеса. К сожалению, идет снижениеинвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общейбазе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве — с 34 до22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. В 2003 г. в целях финансирования было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из них 257проектов получили гранты. За два года гранты были выделены по 551 проекту.Кроме того, 76 венчурных проектов получили субсидии и 234 проекта —займы отмуниципальных фондов. Основными получателями фантов стали: торговля — 19,1%,производство — 14,6, инновационная деятельность — 14%. Сегодня актуальныувеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство,инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов,чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.
Одно из основныхнаправлений Комплексной программы — создание единого информационногопространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенныммассивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловыхинтернет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказанияинформационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных имежрайонных агентств развития бизнеса).
Главные нерешенныепроблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенствомфедерального законодательства, — недостаточная нормативно-правовая база,громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системыналогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержкемалого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнесаостается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятиймалого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, даетоснование предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловыхцентров, производственно-технологическил зон, торговых предприятий «в шаговойдоступности».
Новая Программа поддержкималого бизнеса в Москве предусматривает такие приоритеты, как поддержкапредприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфережилищно-коммунального хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырьяи действующих в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий,предоставляющих комплекс сервисных услуг.
Другой приоритет —информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единогоинформационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результатереализации Программы всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120тыс. малых предприятий города. Путем развития существующих и создания новыхпредприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в матом бизнеседо 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на30%.
Определенные надеждывозлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны(ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов:промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели,зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога наимущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасныечасти для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаютсяна территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоныполучают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14%вместо обычных 26.
Для резидентовпромышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходовна научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ноеограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
Срок действия ОЭЗсоставляет 20 лет и продлению не подлежит.
Для организации работыэтих зон вновь создано Федеральное агентство по управлению особымиэкономическими зонами.
По расчетам Министерстваэкономического развития и торговли издержки на преодоление административныхбарьеров для резидентов промышленно-производственных зон снизятся на 5—7%,технико-внедренческих — на 3—5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономитрезидентам ОЭЗ 8—12%, а снижение производственных издержек составит 5—7%.
Ожидается положительныйэффект и для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на начальном этапепредполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд руб. инвестиций и будетпроизводить продукции на 6 млрд руб. в год. Будут созданы 14 тысяч рабочихмест, а ежегодные платежи в бюджет превысят 1 млрд руб.
Время покажет, насколько эффективными для развития малогобизнеса окажутся особые экономические зоны.
2.3 Перспективыразвития малого бизнеса в России
Несмотря на серьезностьпроблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеетперспективы дальнейшего развития.
Прежде всего следует оградитьмалый бизнес от бюрократии. сделать как можно проще процедуру регистрации, сократитьчисле контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числалицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию,которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствуетэкономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.
Необходимо существенноуменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающихпредпринимателей б первую очередьв таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная иремонтно-строительная, медицинская на наш взгляд, следует сосредоточитьвнимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержкималого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фондаподдержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), наважнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантийкредитования.
Для вновь создаваемыхпредприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга ифранчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране всебольше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшемуразвитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должнысодействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичнаяработа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы,различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметьвозможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь повопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии,защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Большая работа предстоитв области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малогобизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в страненаселения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнесприходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по даннымсоциологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что имнеобходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задачапрофессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшнийдень в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. Понекоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающихспециальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс.предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей иопыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малогобизнеса.
Работники предприятийэтой сферы нередко не знают и не используют свои права. Весной и осенью 2002 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок было проведено масштабноецелевое обследование административных барьеров[18]. Былоустановлено, что среднее число проверок всех видов на одном предприятии с 2001по 2002 г. сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему,несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации,сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и тоже ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверкиодним и тем же госорганом проводятся раз в два года.
С 2001 по 2002 г. на 42% уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизньмелкого и среднего предпринимателя. Вместе с тем 80% всех выданных лицензийобошлись предпринимателям дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77%всех лицензий и разрешений, находящихся у руководителей фирм, выданы на срокменьше предписанных законом пяти лет.
В соответствии сФедеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие бы то нибыло разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий.Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлюили на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции досанэпиднадзора.
Большинство респондентоввторого проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее времяявляется для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование.Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назваликонкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренциисвидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной,предпринимателей большеволнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению чиновниковони в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции,учитывать этот фактор им придется постоянно.
По прогнозным оценкамэкономического сценария, разработанного Минэкономразвития до 2009 г., эффект от реализации комплекса мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции в видеприроста ВВП составит: в 2007 г. — 0—0,09, а в 2008—2009 гг. — 0—0,01'процентных пункта.
В числе различных мер поповышению темпов экономического роста в стране до 2009 г. меры по стимулированию малого бизнеса и конкуренции стоят на последнем восьмом месте, чтосвидетельствует о чрезвычайно неуважительном отношении к этим двигателям экономикив нашей стране (табл. 17.5).

Таблица 17.5. Прогнозныеоценки эффекта от повышения темпов экономического роста, процентных пунктовМера Эффект от внедрения (прирост ВВП) 2007 2008-2009 Реализация национальных проектов 0,12-0,16 0,017-0,26 Национальный проект в области образования и медицины 0,05 0,03-0,06
Формирование рынка доступного жилья
Национальные проекты в АПК 0,03-0,05 0,04-0,1 Формирование эффективных институтов развития (инвестфонд, Российский банк развития, венчурный инновационный фонд) 0,04-0,06 0,1-0,17 Создание условий для привлечения иностранных инвестиций, ОЭЗ 0-0,05 0-0,1 Комплекс мер по развитию нефтегазового сектора - 0-0,15 Реализация целевых параметров инвестпрограмм 0,1-0,2 0,18-0,32 Внедрение налоговых новаций (по налогу на прибыль, НИОКр, ускоренная амортизация, возмещение НДС при экспорте) 0,1 0,1-0,15 Активизация социальных факторов роста (повышение оплаты труда бюджетников) 0-0,02 0-0,04 Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции 0-0,07 0-0,01 Итого: 03-07 055-1,3
Таким образом, у малогобизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По нашимориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в Россииможет увеличиться до 1,4—1,5 млн единиц. Выпускаемая ими продукция может бытьоценена в 2,8—3,2 трлн руб. (в 2004 г. 2229,6 млрд руб.). Таким образом,занимая примерно 14—15% в составе ВВП страны (вместо 10,7% в 2002 г.), предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

Заключение
 
Малый бизнес в Россиипока отстает от бизнеса промышленно развитых стран, но в нашей стране имеютсябольшие резервы для его дальнейшего роста.
Осуществляемая внастоящее время в России система государственной поддержки развития малогопредпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать исовершенствовать.
В ряде промышленноразвитых стран накоплен положительный опыт государственной поддержки малогобизнеса. Для успешного развития отечественного малого бизнеса необходимоиспользовать все полезное и приемлемое из опыта этих стран.
В развитии малого бизнесаРоссии имеется множество проблем. Решение этих проблем может быть найденотолько на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.
У малого бизнеса в России имеются широкие перспективыдальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий.Осуществить их — наша задача.

Список используемой литературы
 
1. Блинов А. Условиярегулирования малого бизнеса // Экономист. 1999. №2. С.75
2. Борисов С. Коррупционныеиздержки увеличиваются с каждым годом в геометрической прогрессии //Коммерсант. 2005. 28 сентября. С. 20
3. Васильева Е.Н. Проблемымалого предпринимательства // Механизмы развития малого предпринимательства вРоссии: аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка. 2002. С. 30
4. Власов В.С. Проблемыразвития малого предпринимательства в России. М., С. 45
5. Друкер П. Рынок:как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992
6. Замулин О.Оттепель // Эксперт. 2003. №13. С 52
7. Заславская О.Плата за лояльность // Известия. 2005. 13 декабря. С 21
8. История боязни //Деньги. 2005 №39. С. 26
9. Конституция РФ
10. Малыепредприятия. М.: Ось-89, 1996. С. 4-17
11. Малоепредпринимательство в России. 2005: Стат.сб. М.: Росстат. 2005. С.15
12. Малый бизнес вРоссии – состояние, проблемы и перспективы: Аналитический обзор. М., 1996. С.14
13. Рассчитано по:Россия в цифрах 2004: Крат. Стат. Сб. М.: Росстат. 2004. С 357
14. Российскийстатистический ежегодник. 2005. Стат. Сб. М.: Росстан. 2005
15. Рубе В.А.Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и вРоссии: Учеб. пособие. М.: ИНФРАМ-М, 2004. С 51
16. Рунов А.В.Механизмы развития… М., С. 116
17. Смирнов К.Участковый приходит дважды // Коммерсант. Деньги. 2003. №9 (424). С.26
18. Эксперт. 2003. 17февраля. №6. С.6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.