МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа
на тему:
«Роль денег и особенности её проявления при разных моделях экономики»
Выполнила:
3-ФК-3
Научный руководитель:
к.э.н. В.Д. Веремейкина
Москва 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………...…3-4
Глава 1: Роль денег
Экономическая роль денег и ступени их развития..…….5-6
Роль денег в развитии экономики……..…………….........7-9
Глава 2: Модели экономики
Модели разных стран.…………………………………..10-13
Российская модель переходной экономики…………...14-17
Прогнозирование………………………………………..18-19
Глава 3: Роль денег и особенность её проявления при разных моделях экономики
3.1. Роль денег в воспроизводственном процессе………….20-23
3.2. Особенности проявления роли денег при разных
моделях экономики…….………………………………..24-26
Заключение……………………………………………………………...…...27
Список используемой литературы……………………….……………….28
Приложения…………………………………………………….………..…..29
Введение
Деньги — это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдётся. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги «родила» торговля, а поскольку торговля — одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство её многократно и сильно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.
Существуют две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционно-историческая. Первая объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, которые поняли, что для улучшения условий обмена необходимы специальные инструменты. Согласно второй, деньги появились в результате длительного исторического процесса развития экономического сотрудничества, как результат развития процесса обмена.
Необходимость денег вызвана товарным производством. Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость товарного производства и, следовательно, необходимость денег во всех экономических формациях.
Общая причина возникновения денег — общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства. Частные причины объясняют необходимость денег в конкретной общественно-экономической формации. Общие и частные причины не исключают, а дополняют друг друга.
Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда, стоимость всех товаров измеряется одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.
Обычно, деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот товар, который легче всего обменять на другой товар. Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения (посредником в процессе обмена). Кроме того, роль денег могут исполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы.
В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (например, золото или иные драгоценные металлы, из которых делаются инвестиционные монеты), сколько обязательства государства или центрального банка в форме банкнот. Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь номинально. Государство обязывает граждан принимать банкноты и монеты в качестве законного средства платежа на данной территории.
Роль денег подвержена изменениям в связи с характерными чертами функционирования экономики. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики заметны во всех аспектах применения денег.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.
Однако современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования национальной экономики; экономическим ростом.
Глава 1:
Роль денег
Экономическая роль денег и ступени их развития
Товар и деньги
Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.
Экономическое понятие “товар” подразумевает любой продукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается посредством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собственного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регулярного обмена продуктами труда, привело к становлению товарного хозяйства, при котором продукты стали производиться специально для продажи и таким образом становились товарами.
Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:
он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи;
он должен удовлетворять определенным потребностям, то есть обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;
он должен обладать стоимостью. Стоимость товара — это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные затраты производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.
Только совокупность всех этих трех условий делает продукт товаром. Отсутствие любого из них означает, что данные продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного потребления или его невозможно купить или продать — тогда этот продукт товаром не является.
Общая тенденция экономического прогресса общество сопряжена с последовательным превращением на протяжении определенных исторических периодов всех продуктов в товары, обращающихся на соответствующих рынках.
С точки зрения полезности невозможно найти единую меру, с помощью которой можно было бы сравнить различные товары. Например, сигареты для курильщика обладают определенной ценностью, тогда как для некурящего человека они абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по-разному оценить полезность того или иного товара. Так, для фотомодели одежда имеет первостепенное значение, большую ценность, чем калорийные продукты питания, а для спортсмена — наоборот.
Стоимость товаров делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. С позиции стоимости можно сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все другие товары. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. В обмене участвуют с одной стороны продавцы — владельцы товаров, а с другой стороны покупатели, готовые приобрести эти товары. Товары обмениваются друг на друга в определенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара становится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.
Тот факт, что покупатель как представитель общества купил какой-либо товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся владельцем и продавцом данного товара. До момента продажи товары являлись продуктами хозяйственной частной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства.
Появление товаров и развитие товарного обращения повлекло за собой появление и развитие денег. Движущей силой развития денег служит прогресс товарных отношений. Каждая новая ступень развития денег порождается потребностями соответствующей ступени зрелости товарных отношений. В современных условиях товаром являются не только продукты материального производства и услуги, но и факторы производства, а также сами предприятия как хозяйственные ячейки. Новым условиям соответствуют развитие новых форм денег.
С экономической точки зрения деньги можно определить как средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товаров. Используя деньги в качестве всеобщего эквивалента, мы можем измерить стоимости всех товаров, присутствующих на рынке, и сравнить их между собой.
Эволюция денег
Деньги прошли длительный путь эволюции. История развития денег является составной частью истории рыночной экономики. Выражая стоимость товарного мира, деньги на протяжении экономической истории принимали те формы, которые диктовал достигнутый уровень товарных отношений. Каждому историческому периоду соответствует своя преобладающая форма денег.
В эпоху натурального хозяйства обмен излишками произведенных продуктов носил случайный характер. Вначале всякий продукт, предлагаемый к обмену и благодаря этому становящийся товаром, служил эквивалентом для другого продукта (товара), на который он обменивался.
Желая продать свой продукт и получить взамен его другой, производитель искал соответствующего контрагента. Поскольку денег в тот период еще не существовало, продавец лошади, желающий купить зерно, искал потенциального покупателя лошади, одновременно являющегося продавцом зерна. В акте купли-продажи, который имел форму “товар — товар”, мешок зерна являлся эквивалентом лошади. Если продавцу требовался какой-то иной продукт, например ткань или вино, то эквивалентность обмена могла выглядеть иначе: “1 лошади = 10 метрам ткани” или “1 лошади = 20 л вина”. Эквивалентом лошади могли выступать разные количества других продуктов.
Постепенно обмен становится способом установления экономических связей между производителями и служит толчком к развитию общественного разделения труда. По мере вовлечения в обмен все большего числа различных товаров возникла необходимость в универсализации средства обмена. Из ряда товаров все чаще выделялась группа товаров, а затем и один товар, который по своим свойствам более всего соответствовал роли эквивалента. Этот товар впоследствии становится всеобщим эквивалентом — деньгами. Его собственная ценность служила гарантом эквивалентности обмена, а его особые свойства открывали возможности совершенствования самой процедуры обменный операций.
В роли таких денег выступали сначала скот, меха, зерно, иногда даже ракушки, затем металлы, из которых наиболее подходящими оказались серебро и золото, и, наконец — одно только золото. Впоследствии золото перестает быть всеобщим эквивалентом и заменяется бумажными и кредитными деньгами.
1.2. Роль денег в развитии экономики
Деньгам принадлежит ключевая роль в рыночной экономике. Проявляется это в следующем.
1. Общественная роль денег, их функция в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями.
Будучи конкретизированными в определенном предмете, они являются как бы всеобщим условием общественного производства, «инструментом» общественных экономических связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета общественного труда в товарном хозяйстве.
2. Деньги играют и качественно новую роль — они становятся капиталом, или самовозрастающей стоимостью. Деньги превращаются в денежный капитал в воспроизводстве индивидуального капитала благодаря тому, что их функционирование включено в кругооборот промышленного капитала.
Деньги обслуживают также производство и реализацию общественного капитала, выступая в виде денежных потоков, которые движутся как внутри первого подразделения (производство средств производства), так и внутри второго (производство предметов потребления), а также между ними.
Роль денег как капитала проявляется через их функции. Так, стоимость товаров, произведенных на предприятиях, выражается в деньгах. При этом деньги служат и мерой стоимости и денежным капиталом. Если же продукция продается за наличный расчет, а на вырученные деньги покупаются средства производства, то деньги служат и средством обращения, и капиталом. Если продукция продается в кредит и по истечении срока кредита долговые обязательства погашаются деньгами, то здесь они служат и капиталом, и средством платежа.
Если же деньги накапливаются с целью покупки в дальнейшем средств производства и расширения объема производства, то они выступают и как сокровище и как капитал. И наконец, если предприятие открывает дочернюю фирму за границей, то деньги в данном случае выступают и как мировые деньги и как капитал.
3. С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию.
4. Деньги являются объектом денежно-кредитного регулирования экономики промышленно развитых стран, основанного на монетаристской теории денег. В этих странах с учетом общеэкономических задач устанавливается на год (в России на месяц) денежный ориентир изменения денежной массы и в соответствии с ним проводится ее регулирование при помощи кредитных инструментов центрального банка.
Денежно-кредитное регулирование, как правило, направлено на сдерживание роста денежной массы, преодоление инфляционных процессов и стимулирование роста ВНП.
Роль денег тесно связана с их функциями. Если функция денег — это их конкретная «работа» относительно обслуживания движения стоимости на определенном этапе процесса воспроизведения, то роль денег — конечный результат этой «работы», ее следствие для общества.
Роль денег определяется уровнем развития товарного производства и адекватных ему общественного отношения. Она не может быть реализована там, где для этого нет соответствующих условий. Не могла быть значительной роль денег в докапиталистических формациях, поскольку самое хозяйство тогда имело преимущественно натуральный характер. С помощью денег там приобретала общественное признание лишь незначительная доля вырабатываемой продукции. Поэтому не было зависимости товаропроизводителя от рынка, а влияние денег на его экономическое положение и через него — на развитие производства был мало ощутимым.
Подобное положение имело место и в условиях командно-административной экономики в бывшему СССР и других странах Восточной Европы. Хотя главная сфера экономических отношений здесь имела денежную форму, самая суть этих отношений была неэквивалентной, нетоварной, что делало использование денег формальным, а роль их — ограниченной, скорее всего учетно-распределительной. Тем не менее и такая роль имела определенное положительное влияние на развитие общественного производства.
Самые благоприятные условия для реализации роли денег в расширенном воспроизведении были созданы при капитализме, когда товар стал общей формой продуктов производства, а экономические отношения в обществе были переведены на эквивалентные, рыночные основы. Особое значение имело то, что самая рабочая сила стала товаром, объектом купли-продажи за деньги.
Благодаря распространению денежных отношений на все факторы общественного производства — средства работы, предметы работы и рабочую силу — простое товарное производство превратилось в капиталистическое, а самые деньги приобрели принципиально новое качество — стали носителем капитала, открыли возможность каждому, кто имеет свободную стоимость, легко и быстро ее капитализировать.
Прежде всего денежного выражения в форме прибыли приобрела цель капиталистического производства. Это дало возможность снять всякие ограничения из его развития, поскольку накопление денег (прибыли) не имеет любых внутренних ограничений, нагромождать их можно бесконечно.
Благодаря тому, что капиталистические предприятия все вырабатывают для продажи и все элементы производства покупают на рынке, создается особый рыночный механизм стимулирования и регулирование общественного производства, в центре которого находятся деньги. На рынке развивается конкуренция как общеобщественное явление — конкуренция за покупателя, за рабочее место, за удобный заказ и т.п… В сущности, во всех этих случаях ведется борьба за получение большей суммы денежных доходов. Поскольку побеждает тот, кто способен получить наилучшие результаты в таком соревновании, конкуренция, а значит и деньги, становятся движущей силой научно-технического прогресса, рост производительности общественной работы, интенсификации производства, обеспечение высокого качества продукции и др. Тем самым создаются могущественные стимулы для развития капиталистического производства.
В проблеме роли денег в развитии экономики можно различать качественный и количественный аспекты.
В качественном аспекте роль денег оказывается в потому, что самое их наличие, самая денежная среда, в котором действуют экономические агенты, положительно влияет на развитие общественного производства.
Во-первых, снимаются физические границы производства, которые определяются личными потребностями самых производителей. Вырабатывать можно столько, сколько удастся реализовать, а излишек стоимости можно сохранять в денежной форме или превратить в ссудный капитал.
Во-вторых, реализация произведенных продуктов за деньги, вместо бартера, значительно упрощает, ускоряет и здешевлює доведение их к потребителям. Общество получает значительную экономию на реализационных расходах, сокращаются нужды в оборотном капитале, лучше удовлетворяются потребности потребителей.
В-третьих, благодаря деньгам рынок приобретает общий характер, его механизм становится могущественным рычагом экономического прогресса, прежде всего благодаря конкуренции, стимулированию эффективного производства и экономного потребления — производственного, государственного, личного.
Способность денег приносить своим владельцам в условиях рыночной экономики добавочную стоимость значительно усилила их стимулирующее влияние на каждого субъекта экономических отношений: и на производителя (работника), и на потребителя. Как производитель, или работник, каждый из них стремится лучше и больше работать, чтобы вывести свои денежные доходы за границы производственных или потребительских нужд и, капитализировав излишек дохода, иметь возможность получать добавочную стоимость. С этой же целью он как потребитель стремится экономно использовать свои денежные средства, поскольку капитализация их остатков дает возможность получать дополнительные доходы свыше тех, что приносит живая работа.
Деньги в условиях рыночной экономики становятся носителем ссудного капитала. Через механизм его движения, в частности через банки и рынок ценных бумаг, формирования которого предопределяется преобразованием денег в капитал, приоткрываются возможности согласовать индивидуальные и коллективные интересы производителей, кое-что сгладить разногласия между социальными классами и группами общества, обеспечить большую равномерность и сбалансированность процесса расширенного воспроизведения.
Всесторонний охват денежной формой экономических отношений внутри стран и между ними, а также постоянное усовершенствование самого денежного механизма создали благоприятные условия для формирования международных рынков и тесных взаимовыгодных связей между странами, международного перелива свободных капиталов у места наиболее эффективного их использования и т.п..
Глубокое проникновение денежной формы во все «клетки» общественного отношения открывает широкие возможности для регулирования с помощью денежных инструментов процесса расширенного воспроизведения. Речь идет прежде всего о таких инструментах, как налоги, ссудный процент, цены, арендная плата, бюджетное финансирование и др. Через них государство имеет возможность регулировать основные экономические процессы на микро- и макроуровнях и в целом влиять на экономическое положение в стране соответственно предварительно определенным целей.
Количественный аспект роли денег заключается в том, что через изменение количества денег в обороте можно активно влиять на экономические процессы, в частности на результаты деятельности экономических агентов как производителей и как потребителей. Эту возможность широко используют все государства с рыночной экономикой для регулирования экономической жизни в стране. Увеличивая или уменьшая массу денег в обороте, центральные банки, которые действуют от лица своих государств, обеспечивают изменение таких экономических инструментов, как платежеспособный спрос, цены, процент, валютный курс, курс ценных бумаг и т.п… Благодаря этому обеспечивается влияние на такие решающие экономические процессы, как инвестиции, рост производства, занятость, развитие экспорта и импорта и их сбалансирование и т.п.
Глава 2:
Модели экономики
Модели разных стран
Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.
Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.
При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».
Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.).
Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.
Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.
Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.
Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.
Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:
абсолютное преобладание частной собственности;
законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».
Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.
Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.
Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.
Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:
смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;
осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;
большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);
регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.
Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.
Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.
Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет. Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.
Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.
Выделим специфические черты шведской модели:
низкая безработица;
профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;
централизованные переговоры по зарплате;
значительный государственный сектор;
тяжелое налоговое бремя.
Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:
значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;
доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;
регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;
государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;
развитая система производственной демократии.
Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.
Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала. Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.
Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:
господство частной собственности и частной инициативы;
рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;
основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;
наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;
стремление к открытой экономике.
Российская модель переходной экономики
Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени.
Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.
Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.
Вторая черта, вытекающая из первой, — альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.
Третья черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляетя ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.
Четвертая черта — особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.
Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.
Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации.
Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям
После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.
Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):
• крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;
• длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
• крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
• неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.
Стратегическая цель переходного периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:
а) преобладание частной собственности;
б) создание конкурентной среды;
в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;
г) эффективная система социальной защиты;
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.
Геополитические и исторические особенности
Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.
Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:
• огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
• неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;
•отсутствие автономного от государства гражданского общества:
•неразрывную связь власти и собственности;
• слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.
Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.
Другие особенности экономического развития
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.
Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.
Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.
Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.
Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.
На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.
Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.
Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.
Прогнозирование
Представителями стран с моделью переходной экономики являются страны СНГ (Россия, Украина и др.), Центральной Европы (Румыния, Венгрия и др.), Китай. При переходе к рыночным отношениям в этих государствах большое внимание уделяется разработке многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и выработке стратегии. Внедряются методики Международного валютного фонда (МВФ) по прогнозированию макроэкономических показателей. Основой для оценки и прогнозирования экономической деятельности является макроэкономическая статистика. Осуществляется переход к системе национальных счетов (СНС). Межотраслевой и финансовый балансы интегрируются с СНС.
Особое значение придается разработке финансовых программ и финансовой политики, прогнозированию спроса, инвестиций, структурным изменениям. Центральное место отводится прогнозированию платежного баланса, цен, валютного курса, ситуации в денежно-кредитном секторе, государственных операций при формировании государственного бюджета, инфляции. При прогнозировании платежного баланса производятся прогнозные расчеты его важнейших составляющих: экспорта и импорта; услуг: транспортных (в том числе грузовых и пассажирских), туризма, строительства, текущих трансфертов (в том числе гуманитарной помощи, денежных переводов и др.); операций, связанных с капиталом (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и др.).
Прогнозирование государственных операций сводится в основном к проведению прогнозных расчетов по налоговым и неналоговым поступлениям, а также расходам. Среди используемых методов прогнозирования следует выделить экстраполяцию (трендовые модели), факторные модели, модели межотраслевого баланса, экспертные оценки.
Рассмотрим особенности прогнозирования и планирования в отдельных странах с моделью переходной экономики.
Россия. В советскую эпоху стержнем системы регулирования экономики являлись планы развития народного хозяйства. Функционировала целостная, хотя и не совсем эффективная управленческая система.
С началом «постперестройки» планирование было практически отвергнуто. В последнее время уже осознана необходимость прогнозирования и планирования и ведутся работы по возобновлению и развитию действующих ранее методов, получивших широкое распространение в зарубежных странах. Этими вопросами занимаются Центр макроэкономического анализа Института экономики Российской Академии наук, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов.
Разрабатываемые прогнозы развития экономики России учитывают тенденции, определявшие функционирование экономики в прошедшие годы. Проводятся прогнозные расчеты макроэкономических показателей, развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного, химико-лесного, строительного), легкой промышленности, производства продовольственных товаров, аграрного сектора, инвестиционной сферы, транспорта, жилищного строительства, социальной сферы, инфляции, денежных доходов населения, внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта) и др.
Производители решают, что производить и в каком объеме, а также какие ресурсы и капиталовложения им необходимы. Предварительный вариант плана направляется в Центр, где вся информация обрабатывается и осуществляется распределение ресурсов с учетом приоритетов. Из федерального бюджета предусматривается выделять средства в первую очередь на социальные нужды и развитие приоритетных отраслей экономики.
Учеными-экономистами высказывается точка зрения, что для России ни одна из моделей (ни японская, ни американская) непригодна. Предлагается попытаться идентифицировать и экстраполировать в 2011 г. прерванную в 1917 г. траекторию эволюционного развития экономики России. По мнению зарубежных экспертов, единственно возможным путем использования Россией зарубежного опыта в области управления экономикой является ориентация на общемировые стандарты, схемы и сочетания в использовании методов государственного регулирования, экономического прогнозирования и индикативного планирования.
Глава 3:
Роль денег и особенности её проявления при разных моделях экономики
3.1. Роль денег в воспроизводственном процессе
Роль денег проявляется в результатах их применения и воздействии на различные стороны деятельности и развития общества. Разностороннее использование денег и их влияние на развитие страны основывается во многом на том, что продукция производится предприятиями не для собственных нужд, а для других потребителей, которым она продается за деньги. Иными словами, производимая продукция принимает форму товара, а между участниками процессов производства и реализации товаров складываются товарно-денежные отношения.
Роль денег прежде всего проявляется в результатах участия денег в установлении цены товара. В условиях рыночной экономики эта величина складывается, исходя из стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют соотношение спроса и предложения и конкуренция, что позволяет снижать цену товара. Однако снижение цен могут допустить производители, у которых уровень издержек ниже. Напротив, производители, у которых уровень издержек выше, вынуждены либо добиться снижения издержек, либо сократить или прекратить производство таких товаров. Механизм ценообразования направлен, следовательно, на повышение эффективности производства, на снижение уровня издержек.
Большое значение имеют деньги в процессе денежного оборота, когда они выполняют функцию средства обращения или средства платежа. При оплате приобретаемых ценностей или оказанных услуг покупатель контролирует уровень цен и качество товаров и услуг, что вынуждает изготовителей снижать цены и повышать качество своей продукции. В итоге это направлено на повышение эффективности производства.
Сомнительной представляется целесообразность перехода к бесплатному оказанию некоторых видов услуг, например бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте, применяемый в некоторых регионах. Здесь происходит ослабление заинтересованности транспортных предприятий в увеличении перевозок и улучшении обслуживания пассажиров, поскольку утрачивается зависимость доходов от объема и качества оказанных услуг (финансирование местными органами затрат на содержание транспортного предприятия не зависит от объема выполняемых ими перевозок).
Роль денег меняется в связи с изменениями условий развития экономики. При переходе к рыночной экономике их роль повышается. Так расширяется сфера применения денег при приватизации предприятий и имущества, включая недвижимость. Усиливается роль денег в обоснованной оценке имущества, а также при приобретении имущества (включая недвижимость), так как необходимо располагать соответствующей суммой денег, накопление которых требует немалых усилий.
Повышается роль денег в усилении заинтересованности в улучшении работы предприятий, использовании имущества, включая и возможность увеличения дивидендов. Такое повышение в нынешних условиях связано в России в некоторой мере с ограничениями государственного регулирования цен. Напротив, инфляционные процессы сопровождаются ослаблением роли денег и некоторым сужением сферы их применения. В этом отношении можно выделить расширение бартерных операций, где отсутствует оборот денег. Следует также отметить ограничения возможности использования денег для ссудных операций, особенно для капиталовложений в связи с опасностью обесценения денег.
Кроме того, обесценение денег приводит к снижению заинтересованности в накоплении рублей, что вызывает увеличение вложений в свободно конвертируемую валюту, главным образом долларов США. Сумма накапливающейся у населения инвалюты косвенно свидетельствует о вывозе из страны на соответствующую сумму товарно-материальных ценностей, взамен которых на руках у населения остается наличная инвалюта. Вместе с тем накопленная населением наличная инвалюта свидетельствует о том, что страна, являющаяся эмитентом такой валюты, получает на соответствующую сумму бесплатный эмиссионный ресурс, который может быть использован для кредитных операций.
При существовании платежного кризиса сравнительно широко распространяется практика предварительной оплаты (предоплаты) предприятиями приобретаемых ценностей. Это сопровождается ослаблением роли денег в контроле покупателя за качеством продукции и своевременностью ее поставки.
Деньги играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, в функционировании органов государства, в усилении заинтересованности людей в развитии и повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов.
С помощью денег можно определить не только суммарную величину издержек (материалы, амортизация, электроэнергия, зарплата и др.) на производство каждого вида продукции и совокупного их объема, но и результаты производства посредством цены отдельных видов продукции, всего ее объема, величину полученной прибыли.
Без использования денег, лишь по различным натуральным показателям определить совокупный объем затрат на изготовление отдельных видов продукции и совокупного ее объема не представляется возможным. Применение денег позволяет сопоставить выручку от реализации продукции и отдельных ее видов с издержками на ее производство, оценить выгодность производства каждого вида продукции. Тем самым создаются предпосылки для усиления заинтересованности в расширении производства наиболее выгодных видов продукции, что направлено на снижение издержек, рост прибыли и повышение эффективности производства.
Имущественная обособленность производителей и обусловленная этим зависимость возможности осуществления расходов от денежных поступлений усиливают заинтересованность в увеличении производства и снижении издержек. Так, для проведения требуемых затрат на изготовление продукции (приобретение материалов, выдачу зарплаты и др.), а также для других расходов и для расширения производства предприятия должны располагать соответствующими денежными средствами. Для их получения нужно увеличивать выпуск и реализацию продукции, снижать издержки.
Вместе с тем зависимость возможности расходования средств от величины денежных поступлений побуждает к образованию запасов материалов лишь в минимально необходимых размерах и к осуществлению мер по ускорению поступления выручки за реализуемую продукцию. При недостаточности собственных средств для образования повышенных запасов производитель мог бы привлечь для этого кредит, но это сопряжено с дополнительными издержками (%), что нежелательно, поскольку такие издержки составляют прямой вычет из денежных доходов.
Успешная деятельность государственных органов по удовлетворению социальных и других нужд предполагает получение для этого доходов (за счет налогов и других источников) и целесообразное их расходование. Использование денег позволяет предпринимать меры по увязке и достижению сбалансированности величины денежных доходов и расходов.
Государственные органы могут также способствовать расширению производства отдельных отраслей и видов продукции с помощью финансирования капиталовложений на такие цели. Кроме того, при изъятии у предприятий части их доходов для государственных нужд возможно стимулирование развития отдельных участков хозяйства путем предоставления налоговых и других льгот. В то же время при расходовании государственных средств имеется возможность применять денежные нормы расходов, что обусловливает необходимость экономного использования средств.
В условиях инфляции, когда покупательная способность денежной единицы подвержена изменениям, намного снижается надежность бюджетных планов. Напротив, применение устойчивой денежной единицы со стабильной покупательной способностью повышает надежность и обоснованность принимаемых и исполняемых бюджетных планов. Это подчеркивает значение преодоления инфляции, перехода к устойчивой денежной единице.
Денежная оплата труда рабочих и служащих, денежные доходы предпринимателей побуждают их активизировать свое участие в процессах производства, увеличении его объема, в реализации продукции, поскольку при таких условиях возрастают денежные доходы граждан и предпринимателей, что соответственно может способствовать повышению уровня их благосостояния.
В отличие от натурального распределения продукции между участниками ее производства, денежная оплата позволяет дифференцировать состав и ассортимент продукции, используемой для потребления каждым гражданином благодаря приобретению нужных товаров. При этом владелец денег может не только выбрать нужный ему товар, но также подвергнуть контролю цены и качество приобретаемых товаров.
Важную роль выполняют деньги в экономических взаимоотношениях с другими странами. Деньги используются для оценки и определения выгодности операций по экспорту и импорту товаров, а также для денежных расчетов по таким операциям.
Деньги применяются также при проведении расчетов между странами в связи с кредитными и другими нетоварными операциями. Для характеристики роли денег во внешнеэкономических отношениях важно и следующее. В каждой стране периодически составляется торговый баланс, в котором сопоставляются выраженные в деньгах операции по экспорту и импорту товаров. В результате сопоставления объема экспорта и импорта за определенный период подводятся итоги таких операций в виде активного (превышение экспорта над импортом) либо пассивного (превышение импорта над экспортом) торговых балансов.
Данные торгового баланса используются не только для оценки сложившегося соотношения экспорта и импорта товаров, но и для разработки и проведения мер по оптимизации соотношения экспорта и импорта. Так, при пассивном торговом балансе предпринимаются меры по снижению импорта и увеличению экспорта, без чего оказывается необходимым вывоз валюты на сумму пассивного торгового баланса.
Аналогичный подход осуществляется и в отношении платежного баланса, в который включаются платежи по товарным операциям (экспорту, импорту), расчеты по кредитным взаимоотношениям и некоторым другим обязательствам.
Не следует сводить роль денег во внешнеэкономических взаимоотношениях к оценке складывающегося положения в области экспорта-импорта, а также других нетоварных расчетов. Такие расчеты с зарубежными контрагентами происходят в свободно конвертируемых валютах (СКВ), курсы которых (отношение валюты данной страны к валютам других стран) подвержены изменениям, что оказывает немалое влияние на выгодность или невыгодность экспортно-импортных операций.
Еще более сложное положение складывается в России, где денежная единица (рубль) не относится к СКВ. В России существует внутренняя конвертируемость, состоящая в праве обмена (покупки, продажи) СКВ за рубли. При этом во внешнеэкономических отношениях рубли в современных условиях, как правило, не применяются.
В зависимости от обменного курса появляется заинтересованность в расширении экспортно-импортных операций либо такие операции свертываются как невыгодные. При этом понижение курса рубля по отношению к СКВ стимулирует экспорт, а повышение курса рубля воздействует на уменьшение экспорта.
Пример. Существующая в России цена определенного товара составляет 200 тыс. руб.; за рубежом такой товар может быть реализован за 10 тыс. долл. Если курс 22 руб. за один доллар, то экспорт такого товара выгоден, поскольку за 10 тыс. долл. можно получить 220 тыс. руб., т.е. больше цены в рублях. Однако при курсе 19 руб. полученные доллары можно обменять на 190 тыс. руб., т.е. меньше, чем при продаже в нашей стране. Этот пример показывает, что изменения курса валюты могут способствовать расширению либо уменьшению экспорта.
Поэтому могут осуществляться меры по изменению курса валюты (путем проведения ссудных операций на международном рынке, изменения процентной ставки по зарубежным вкладам и др.) как предпосылки увеличения или уменьшения экспорта. Иными словами, в процессе управления денежным оборотом можно изменять курс валюты, что свидетельствует как о роли денег во внешнеэкономической деятельности, так и о возможности использования денег в управлении такими процессами.
Повышение эффективности развития экономики обусловливает проведение мероприятий по усилению роли денег. Для этой цели первостепенное значение имеет преодоление инфляции, а также расширение сферы применения денег, совершенствование организации их обращения, последовательная увязка денежной массы с потребностями оборота.
Вместе с тем следует учитывать, что для последовательного усиления роли денег в повышении эффективности развития экономики необходимы обоснованные меры по обеспечению денежного оборота платежными средствами в соответствии с потребностью в них, а также меры по достижению устойчивости денежной единицы, выражающейся в постоянной покупательной ее способности.
3.2.
Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики
Роль денег подвержена изменениям в связи с характерными чертами функционирования экономики. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики заметны во всех аспектах применения денег.
При существовавшей до недавнего времени в России административно-командной экономике роль денег была ограничена. Этому способствовали и бытовавшие взгляды о возможной полной отмене денег и переходу к прямому продуктообмену. Деньгам отводилась вспомогательная роль, главным образом как инструменту учета и контроля со стороны центральных и других органов управления хозяйством.
В условиях административно-командной экономики объем и ассортимент производимой продукции устанавливался вышестоящими органами для каждого предприятия в форме планов в натуральных и стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели планируемого объема и ассортимента продукции имели подчиненное значение и рассчитывались на основе натуральных показателей, исходя, как правило, из цен, установленных центральными органами.
Произведенная продукция распределялась между потребителями в натуральных единицах по фондам и нарядам, на основании которых между участниками процессов реализации продукции заключались договоры, предусматривавшие обязанности сторон по отпуску и приобретению продукции в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели определялись в зависимости от данных о поставках продукции в натуральных единицах с применением установленных цен.
При реализации продукции деньгам и денежным расчетам отводилось подчиненное значение. Роль денег в подобных условиях сводилась к их использованию в качестве вспомогательного инструмента учета и контроля.
В административно-командной экономике роль денег снижается, что связано с применением стабильных цен, устанавливавшихся центральными органами. Такие цены оставались неизменными и при различных соотношениях спроса и предложения товаров и продолжали применяться при недостатке товаров и нормированном их распределении.
Однако в подобной ситуации возникала «подавленная инфляция», сопровождающаяся снижением роли денег, поскольку для приобретения товаров не столь важно было наличие денег у покупателя, сколь важна возможность их получения в соответствии с установленными нормами.
Вместе с тем использование денег имело немаловажное значение и в административно-командной экономике. Так, лишь при применении денег становилось возможным определение совокупного объема различных издержек (материалов, амортизации, заработной платы и др.) на изготовление продукции, составляющих ее себестоимость. Сопоставление планового и фактического уровней себестоимости предоставляло возможность оценивать отклонения фактического уровня от планового и предпринимать меры по его нормализации, что без применения денег оказалось бы невозможным.
Точно так же лишь с помощью денег становится возможным сведение (в денежном выражении) объемов различных видов продукции и получение обобщенного показателя ее совокупного объема. Использование денег позволяет оценивать выполнение плана по совокупному объему продукции и разработать меры по улучшению выполнения плана.
Применение денег усиливало и в условиях административно-командной экономики возможность учета и контроля выполнения различных плановых натуральных показателей и определение мер по улучшению деятельности предприятий.
Тем не менее не следует переоценивать действительную роль денег в такой экономике, поскольку, несмотря на то, что их применение повышает возможности учета и контроля, это не позволяет отводить деньгам самостоятельное и тем более важное значение в функционировании экономики. Здесь роль денег остается подчиненной.
В рыночной экономике роль денег значительно повышается, чему способствуют создание и использование предпосылок, характерных для новых условий хозяйственной деятельности.
Переход от административно-командной к рыночной экономике включал различные существенные изменения, в том числе в формах собственности на орудия и предметы труда, в производстве и реализации продукции, что послужило предпосылкой для создания новых условий управления процессами производства и реализации продукции.
В рыночной экономике товаропроизводители, действующие на основе различных форм собственности (государственной, кооперативной, частной), приобретают самостоятельность в установлении объема, ассортимента производимой и реализуемой продукции. Этому уже не препятствуют плановые показатели, которые прежде устанавливались вышестоящими органами. В новых условиях возрастают возможности проявления инициативы в хозяйственной деятельности.
При этом усиливается роль денег, с помощью которых может быть дана оценка такому ориентиру, как платежеспособный спрос: с его учетом формируются объем и ассортимент производимой и реализуемой продукции. Вместе с тем принимаются во внимание соображения выгодности отдельных направлений производственно-хозяйственной деятельности, которые предполагают учет уровня цен на изготовляемые и реализуемые товары и уровня издержек на их производство.
Повышение роли денег в рыночной экономике происходит и в сфере розничной торговли, в которой отменено распределение по нормам, карточкам, талонам, и решающее значение при определении возможности покупки товаров приобретают деньги.
В отмеченных сторонах деятельности и при определении ее результатов в виде прибыли также существенную роль играют деньги.
Специфика деятельности предприятия не означает, что в рыночной экономике отсутствует централизованное регулирование. Оно осуществляется не с помощью административных, а главным образом экономическими методами.
Особенности проявления роли денег при различных моделях экономики состоят:
в воздействии на улучшение хозяйственной деятельности;
в усилении заинтересованности различных звеньев хозяйства в развитии производства, прежде всего с помощью обоснованного ценообразования, стимулирующего рост объема продукции и снижение издержек на ее изготовление;
в создании режима зависимости денежных расходов от поступлений денег, что повышает заинтересованность трудящихся, предприятий, государственных органов в увеличении денежных поступлений в результате роста производства и экономного использования ресурсов;
в осуществлении в процессе денежного оборота контроля за ценами, объемом и качеством поставляемой продукции, призванного способствовать более полному удовлетворению потребности.
Эффективность применения денег предполагает использование устойчивой денежной единицы, что усиливает стремление к преодолению таких негативных процессов, как инфляция.
При этом усиливается роль денег, с помощью которых может быть дана оценка такому ориентиру, как платежеспособный спрос: с его учетом формируются объем и ассортимент производимой и реализуемой продукции. Вместе с тем принимаются во внимание соображения выгодности отдельных направлений производственно-хозяйственной деятельности, которые предполагают учет уровня цен на изготовляемые и реализуемые товары и уровня издержек на их производство.
Повышение роли денег в рыночной экономике происходит и в сфере розничной торговли, в которой отменено распределение по нормам, карточкам, талонам, и решающее значение при определении возможности покупки товаров приобретают деньги.
В отмеченных сторонах деятельности и при определении ее результатов в виде прибыли также существенную роль играют деньги.
Специфика деятельности предприятия не означает, что в рыночной экономике отсутствует централизованное регулирование. Оно осуществляется не с помощью административных, а главным образом экономическими методами.
Особенности проявления роли денег при различных моделях экономики состоят в:
воздействии на улучшение хозяйственной деятельности;
усилении заинтересованности различных звеньев хозяйства в развитии производства, прежде всего с помощью обоснованного ценообразования, стимулирующего рост объема продукции и снижение издержек на ее изготовление;
создании режима зависимости денежных расходов от поступлений денег, что повышает заинтересованность трудящихся, предприятий, государственных органов в увеличении денежных поступлений в результате роста производства и экономного использования ресурсов;
осуществлении в процессе денежного оборота контроля за ценами, объемом и качеством поставляемой продукции, призванного способствовать более полному удовлетворению потребности.
Эффективность применения денег предполагает использование устойчивой денежной единицы, что усиливает стремление к преодолению таких негативных процессов, как инфляция.
Заключение
Деньги — это не просто технический инструмент счета и обмена, а воспроизводственная категория. Выполняя свои функции, деньги влияют на деятельность экономических субъектов на всех стадиях воспроизводственного процесса: на производство, распределение, обмен и потребление.
Объективно роль денег в экономике всегда позитивна: их использование способствует повышению эффективности развития экономики, и наоборот, деформация в выполнении деньгами их функций сопровождается усилением негативных процессов.
Роль денег сводится в основном к следующему:
разрешению заложенного в товаре противоречия между потребительной и меновой стоимостью;
формированию капиталистических отношений;
учету результатов функционирования фирм, домашних хозяйств и национальной экономики в целом;
аккумуляции и перераспределению денежных ресурсов через различные фонды;
средству реализации денежно-кредитной политики государством.
Деньги как важнейшая экономическая категория связывают всех субъектов рынка в единый воспроизводственный процесс.
Тем не менее не следует переоценивать действительную роль денег в экономике, поскольку, несмотря на то, что их применение повышает возможности учета и контроля, это не позволяет отводить деньгам самостоятельное и тем более важное значение в функционировании экономики. Здесь роль денег остается подчиненной.
В рыночной экономике роль денег значительно повышается, чему способствуют создание и использование предпосылок, характерных для новых условий хозяйственной деятельности.
Особое внимание в процессе подготовки было уделено непосредственно моделям рыночной экономики.
Американская модель — модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.
Шведская модель– это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора.
Список используемой литературы
А.С. Булатов, Экономика
А.М. Волков, Швеция: социально-экономическая модель
А.Ю.Казанская, Финансы и кредит
Г. Б. Кочетков, В. Б. Супян, Корпорация. Американская модель
Л.П. Кураков, Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов
О.И. Лаврушин, ДКБ
И.А. Продченко, ДКБ
В.В. Радаева, Экономика переходного периода
В.Г. Слагода, Основы экономики: Учебник для ср. проф. Образования
Интернет-страница «AK GROUP», статья “ Прогнозирование и планирование в странах с моделью переходной экономики”
Интернет-страница «Большая советская энциклопедия»
Интернет-страница «Энциклопедия замечательных идей и людей»
Интернет-страница «CreditHelper»
Интернет-страница «Банки-Кредиты.Ру»
Приложение
Таблица 1
Модели современного рыночного хозяйства