Втечение 30 лет, начиная с 1963 г., когда я был принят на работу в министерствофинансов Японии, я в той или иной форме занимался вопросами государственныхфинансов, администрирования банковской деятельности и фондовых рынков,проблемами международных финансов и др. Основываясь в том числе и на личномопыте, который я в качестве правительственного чиновника приобрел за эти годы,я хотел бы высказаться сегодня по вопросу о роли государства в послевоенномэкономическом развитии Японии.
Послевоенный путь японской экономики.
Рассмотримвкратце путь, пройденный японской экономикой за 50 послевоенных лет.
Периодс 1945 по 1950 гг. был периодом восстановления экономики страны из состоянияпослевоенной разрухи и хаоса. В эти годы более половины всего работоспособногонаселения было занято в отраслях первичного сектора, главным образом в сельскомхозяйстве и других первичных отраслях, страна в целом оставалась аграрной. Впериод с 1955 г по 1973 г. Япония переживала высокие темпы экономическогороста, когда средний за период ежегодный прирост ВВП составил 9,7%. В 1974 г.,сразу после того как разразился нефтяной кризис, впервые за послевоенный периодбыл зафиксирован отрицательный экономический рост, однако следующие десять лет- с 1975 г. по 1985 г. ВВП стабильно возрастал приблизительно на 3-5 процентовежегодно. Период с 1986 по 1991 гг. характеризуется выражением «экономикамыльного пузыря» экономический рост составил в среднем за период 4,6%, а вконце его, т.е. в 1988-1990 гг. — 5-6%. После того как в 1992 г. надутый«пузырь» лопнул, начался новый период («экономика после мыльногопузыря»), продолжающийся до настоящего времени.
Такимобразом, крупной отличительной. особенностью послевоенного экономическогоразвития Японии является наличие в нем длительного — 15-18 лет периода высокихтемпов роста, в течение которого средний темп прироста ВВП составлялприблизительно 10% в год. В результате поставленная цель — догнать по уровнюэкономического развития страны Европы и США была в определенной степенидостигнута. В 1970 г. среднедушевой ВВП в Японии составил приблизительно 2000долларов США, что означало достижение уровня тогдашней Италии.
Ив последующие годы, а именно в течение 15 лет с окончания первого нефтяногошока до 1990 г., темпы экономического роста в Японии превышали аналогичныепоказатели для стран Европы и США. В 90-е годы под воздействием эффекта«лопнувшего пузыря» японская экономика испытывала затяжную стагнацию,однако ВВП на душу населения в Японии в 1998 г. составил приблизительно 30 тыс.долл., что примерно соответствует уровню США и превышает аналогичные показателидля стран Европы. (Для справки: ВВП на душу населения в 1998 г. в Япониисоставил 30 тыс. долл. США, в США — 31 тыс. долл., в Великобритании — 23 тыс.долл., в ФРГ- 26 тыс. долл., во Франции — 24 тыс. долл.)
Соответственно,можно выделить три основных характерных черты послевоенного экономическогоразвития Японии:
1)в течение длительного периода наблюдались высокие темпы экономического роста,что приводило к увеличению общего объема ВВП (росту размеров общественного«пирога»);
2)параллельно было достигнуто выравнивание доходов (сокращение разрыва междубогатыми и бедными, более равноправный дележ «пирога»);
3)экономический рост финансировался главным образом за счет внутренних источниковнакопления (несмотря на то обстоятельство, что в первоначальный периоднаблюдалась крайняя степень дефицитности капитала).
Далее,сосредоточив внимание главным образом на периоде высоких темпов роста(1955-1973 г. г.), рассмотрим факторы, обеспечившие возможность поддержаниятаких темпов, в особенности роль, которую в этом сыграло государство. Вместе стем необходимо заметить, что выбор приоритетов политики правительства, а такжеспособов и инструментов ее реализации меняется с течением времени в зависимостиот текущей экономической ситуации. Мы также будем абстрагироваться от деталей,стараясь выделить лишь узловые моменты рассматриваемой темы.
Экономические условия в Японии послеокончания второй мировой войны.
Рассмотримситуацию, в которой находилась японская экономика — до вступления ее в периодвысоких темпов роста, т.е. непосредственно после окончания войны, и котораяпредставляла собой начальные условия экономического роста.
Еслипопытаться описать эту ситуацию несколькими словами, можно назвать ее«трагической и отчаянной». Токио и другие главные города страны былиполностью разрушены авиаударами, переполнены безработными демобилизованными ирепатриантами, беспризорными детьми. Вся страна страдала от нехваткипродовольствия. В экономике господствовали жесткое администрирование (карточноераспределение продовольствия и одежды) и черный рынок, свирепствовала инфляция.
Рассмотримпо отдельности ситуацию в тогдашней Японии по трем важнейшим видам ресурсов — людским (рабочая сила), материальным (сырье, оборудование) и финансовым(капитал).
Чтоиз этого в тот период в японской экономике было дефицитным?
Во-первых,материальные ресурсы. Относительно природных ресурсов ситуация была следующей.Из числа энергоносителей нефть в Японии практически отсутствовала, угольдобывался в небольшом объеме и с высокими издержками. Гидроэлектростанциивырабатывали электроэнергию в недостаточных количествах, в результате чегопериодически случались ее отключения, а на городских улицах можно было видетьавтомобили, работавшие на древесном угле. Почти все виды промышленного сырья — черные металлы, хлопок и пр. — страна могла только импортировать. В этомотношении положение разительно отличалось от ситуации в России, щедронаделенной природными ресурсами. Что же касается промышленного оборудования, тов результате авианалетов, по данным Управления экономической стабильности, былоуничтожено 58,6% нефтеперерабатывающих мощностей и 54,1% мощностей попроизводству сульфата аммония. В столь же плачевном состоянии находилисьобъекты инфраструктуры — дороги, порты и т.п. — так, в докладе Всемирного банкапо итогам инспекционной поездки по Японии, отмечалось: «В Японииотсутствуют дороги. Есть лишь участки для их строительства».Действительно, японские дороги того времени не имели твердого покрытия и былисильно разбиты.
Далее,финансовые ресурсы. Внутренние источники были крайне недостаточны дляудовлетворения спроса на инвестиционные финансовые ресурсы; валютные резервынаходились на чрезвычайно низком уровне, отсутствовала валюта для оплатыимпорта промышленного сырья и материалов. Подобное положение было в первуюочередь связано с отсутствием в стране экспортных товаров. В этой связи историясохранила следующий эпизод: в 1950-е годы в ходе переговоров с представителямиВсемирного банка на вопрос: «Есть ли в Японии товары, которые страна моглабы экспортировать?» японские переговорщики ответили: «Есть. Шелк-сыреци жемчуг». Кроме того, степень доверия к Японии потенциальных внешнихкредиторов была низкой, и возможности получать валютные ресурсы были крайнеограничены.
Чемже тогда обладала японская экономика того времени? Это были людские ресурсы. Посостоянию на 1948 г. население Японии составляло 80 млн. человек, в том числеработоспособное население — 35 млн. чел. К 1953 г. совокупное населениевозросло до 87 млн. чел., работоспособное — до 45 млн. чел. Кроме того, системаобразования, существовавшая в стране с XIX века (эпохи Мэйдзи), способствовалаформированию рабочей силы, наделенной высокой мотивацией к труду. Проводившаясяв ту же эпоху государственная политика, выражавшаяся лозунгом «Богатаястрана, сильная армия», в определенной степени способствовала промышленномуразвитию, а также достижению достаточно высокого технического уровня. Впрочем,по этому уровню Япония все же значительно отставала от США, в связи с чем наболее позднем этапе задачей для Японии стало внедрение новых технологий.Наличествовала в тот период и система государственного управления -выстроенныев период Мэйдзи и после него бюрократические институты, в том числе и налоговыеорганы. В основании этой системы государственного управления лежало доверие кней со стороны большей части населения. Выжила и кредитно-финансовая система,основой которой были банки и почтово-сберегательная сеть. Впрочем, сбережения вформе вкладов и депозитов резко уменьшились в результате послевоенной вспышкиинфляции. В 1949г. возобновил свою работу фондовый рынок, закрытый сразу послеокончания войны.
Обобщая,можно сказать, что люди были единственным ресурсом, которым Япония обладала вмомент окончания войны. Финансовые и материальные ресурсы отсутствовалипрактически полностью. К тому же на тот период Япония оставалась аграрнойстраной, для индустриализации и промышленного развития которой требовалисьогромные финансовые ресурсы.
Изэтого вытекает и главная задача, стоявшая на тот момент перед японскойэкономикой: как, используя имеющиеся людские ресурсы, обеспечить себянеобходимыми финансовыми и материальными ресурсами? Материальные ресурсы можнобыло только импортировать из-за рубежа. Соответственно, вставал вопрос: какполучить необходимые для этого средства? Какую роль играют в решении этойзадачи система государственного управления и кредитно-финансовая система? Ответна эти вопросы, собственно говоря, и составляет предмет данного доклада.
Основы управления экономикой впослевоенный период.
Подход,лежавший в основе послевоенной системы построения и управления экономикойстраны, одним словом можно определить как «смешанная экономика».Целями данного подхода являлось обеспечение экономического развития,опирающегося главным образом на рыночный механизм при небольших размерахгосударственного аппарата и государственного бюджета, движущей силой которогоявляются частные инвестиции в основной капитал. Так, например, текущие расходовбюджетов всех уровней в пропорции к национальному доходу до второй мировойвойны (1934-1936 г.г.) составляли 30%, в 1951-1955 гг. — 27%, и с тех пордемонстрируют тенденцию к постепенному снижению. Правительство поэтапнодемонтировало созданную в военные годы систему жесткого административногоуправления экономикой. В то же самое время правительство играло активнуюнаправляющую роль в управлении экономикой, стремясь обеспечить устойчивыйэкономический рост через дополнительное предоставление экономике дефицитныхфинансовых ресурсов и направляющее воздействие на частные инвестиции приэффективном использовании этих средств.
Далее,правительство обращало особое внимание на формирование и поддержание доверия кобщественно-экономическим институтам. Оно всячески способствовало поддержаниюдоверия как к системе государственного управления, включая налоговые органы,полицию, судебную систему; так и к кредитно-финансовой системе. Для укреплениядоверия со стороны внешнего мира правительство поддерживало хорошую кредитнуюисторию, не допуская дефолтов не только по государственным, но и по частнымдолговым обязательствам. В правительственной политике приоритет отдавалсяподдержанию стабильности, в связи с чем в основу был положен принципградуализма (постепенности изменений). Упор делался на последовательностьусилий; не применялись никакие методы «шоковой терапии».
Наконец,правительство прилагало усилия для формирования благоприятного климата длядеятельности частного сектора. Для поддержания покупательной способностинациональной валюты, то есть для сдерживания инфляционных процессов,правительство придерживалось принципа здоровых (сбалансированных)государственных финансов, для поддержания внешнего обменного курса иены — стремилось сохранять равновесие платежного баланса. Для формированияобщественного капитала (инфраструктуры) на эти цели в приоритетном порядкеперераспределялись средства собственно бюджета и так называемого «второгобюджета» — программы государственных инвестиций и кредитов. В целяхповышения качества рабочей силы совершенствовалась система образования.
Нижемы конкретнее остановимся на роли государства главным образом с точки зрениядвижения финансовых ресурсов, имея в виду государственные финансы, кредит (какгосударственный, так и частный) и международные финансовые отношения. Рольгосударства рассматривается здесь в трех отношениях, а именно: 1) поощрение инаправление экономической деятельности; 2) обеспечение необходимыми финансовымиресурсами; 3) формирование и поддержание доверия со стороны внешнего мира.
Поощрение и направление экономическойдеятельности (роль государства — 1)
Правительствоприняло на себя роль субъекта, поощряющего и направляющего экономическуюдеятельность частного сектора в стране. Данная форма воздействия означаетименно поощрение и направление, а не прямой и непосредственный контроль.Последний существовал во время войны и сразу после ее окончания, но, как мы ужеотмечали выше, в процессе восстановления экономики был поэтапно ликвидирован.
Вкачестве главных инструментов поощрения и направления экономическойдеятельности использовались кредитно-финансовая и налоговая системы. Чтокасается. первой, для целей поощрения частных инвестиций использоваласьполитика удержания на низком уровне процентных ставок, а также приоритетныефинансирование инвестиций и кредитование правительственными кредитнымиучреждениями (то есть целевое финансирование). В налоговой сфере для поощренияинвестиций в основной капитал использовалась ускоренная амортизация. Длявовлечения в процесс принятия правительственных решений представителей частногосектора использовались различные консультативные советы. Последние предоставляливозможность согласовывать различные интересы и через создание у частногосектора ощущения причастности к формированию политики обеспечивать большуюгладкость процесса ее реализации.
Дляпоощрения и направления экономической деятельности частного сектора в первуюочередь было необходимо разработать правительственные цели в экономическойобласти и показать обществу его долгосрочную стратегию. Планы, обычно носившиеназвание «пяти- (семи- и т.п.) летних планов», по своей сущностипредставляли собой не столько планы, сколько правительственные прогнозы илиориентиры (набор целей). Помимо роли ориентира для менеджмента частныхпредприятий при разработке ими планов развития (в частности, инвестиционныхпрограмм), правительственные планы также выполняли функцию обозначениякритериев для оценки инвестиционных проектов, в финансировании которыхучаствовали правительственные кредитные учреждения.
Ещеодним элементом стратегии поощрения и направления экономической деятельностибыл отбор правительством приоритетных отраслей и сфер. Правительственныеорганы, и в первую очередь министерство внешней торговли и промышленности иминистерство транспорта, разрабатывали определяющие документы промышленнойполитики (характерным примером такового может служить раздел «Содействиеформированию прогрессивной отраслевой структуры» в «Плане удвоениянационального дохода» (1960 г.); с помощью кредитно-финансовых и налоговыхрычагов способствовали притоку средств в такие базовые отрасли, как чернаяметаллургия, машиностроение, морской транспорт, судостроение и т. д.
Обеспечение необходимыми финансовымиресурсами (роль государства — 2)
Какмы уже отмечали выше, послевоенная Япония испытывала острый дефицит финансовыхресурсов. Соответственно, стоял вопрос: где взять эти средства и как направитьих на производственное инвестирование и другие цели, важные с точки зренияэкономического роста? Говоря чуть более подробно, важнейшей задачейправительства было 1) стимулировать сбережения; 2) вовлечь их вкредитно-финансовую систему;'3) создать механизм, обеспечивающий предоставлениеэтих средств экономическим субъектам в необходимом месте под низкий процент. Тоесть заставить функционировать механизм создания кредита. Помимо этого,осуществлялось распределение средств через бюджет и программу государственныхинвестиций и кредитов.
1)Увеличение (стимулирование) внутренних сбережений.
Посколькуусловием увеличения сбережений является стабильность цен, в первую очередьакцент был сделан на подавлении инфляции. В большой степени ей способствовалаполитика сбалансированного бюджета, предусматривавшаяся принятой в 1949 г.концепцией экономической политики, получившей название «курс Доджа»(по имени разрабатывавшего её американского экономиста — прим. переводчика).
Далее,были разработаны меры по поощрению сбережения во всех секторах экономики — вдомашних хозяйствах, на предприятиях, в правительственном секторе. К личнымсбережениям применялась поощрительная схема налогообложения. В отношениинебольших сбережений устанавливалось освобождение от налогообложенияпроцентного дохода. Налогообложение предприятий стимулировало накопление имикапитала: использовались схемы ускоренной амортизации, предусматривавшиесокращение нормативных сроков износа оборудования, а также создание различныхрезервных фондов, освобождаемых от налогообложения; всячески поощрялосьнакопление нераспределенной прибыли.
Вправительственном секторе ставилась задача поддержания сбалансированностибюджета, причем особенно заметно сдерживались расходы правительства на текущеепотребление. Сокращение налогов, начиная с 1949 г. производилось в пределахестественного (то есть обусловленного ростом экономики) увеличения налоговыхпоступлений. Для обеспечения доходной базы бюджета совершенствовалась системасбора налогов: наряду с системой, сформировавшейся еще в эпоху Мэйдзи(государственные налоговые органы и сбор налогов, осуществляемый предприятиями(«налогообложение у источника»)) в ходе налоговых реформ былозначительно увеличено число работников налоговых органов (с 20 до 50 тыс. чел.).
Врезультате использования вышеописанных мер норма сбережения выросла изначительно превысила аналогичные показатели стран Европы и США (в Японии — более 30%, в США — 17-18%, в странах Европы — около 20%.
2)Мобилизация личных сбережений.
Следующейзадачей являлось вовлечение накапливаемых средств в кредитно-финансовуюсистему, уход от практики наличных сбережений («под матрасом»).
Дляэтого в свою очередь усилия были направлены на обеспечение доверия населения кбанковской системе. Если обратиться к исторической статистике количества банковв Японии. то до двадцатых годов текущего столетия банки в Японии существовали вчрезмерном количестве (1910 г. — 1621 банк, 1925 г. -1577). В 1927 г. рядбанков потерпел крах, и в результате массового изъятия вкладов страну поразилфинансовый кризис. В том же году был законодательно установлен минимальныйразмер капитала для банков, а последовавшая реструктуризация банковской системыизбавила страну от мелких и слабых банковских институтов (в 1936 г.насчитывалось 424 банка). В, годы войны в рамках системы жесткогоадминистративного контроля (1936-1945 гг.) был взят курс на слияние банков попринципу «одна префектура — один банк», в результате чего к 1945 г. вЯпонии работал 61 банк. Укрепление доверия к этим банкам и стало приоритетомправительственной политики.
Конкретноэто выразилось, прежде всего, в линии на ограничение (в качестве общего правила- на отказ) предоставления новых лицензий на банковскую деятельность. В областибанковского надзора в дополнение к проверкам финансового состояния банков былаустановлена практика постоянного предоставления ими информации о своемфинансовом положении и руководства ими со стороны органов банковского надзора.Были разработаны нормы, положенные в основу практики надзора, опубликованы детальныеинструкции. Либерализация этих норм в дальнейшем проводилась поэтапно, с темчтобы избежать резких изменений и обеспечить в банках должный уровеньуправления.
Результатомтакой политики стало то, что за 50 послевоенных лет в Японии не было ни одногослучая массового изъятия вкладов или внезапного банкротства банка. В случаяхпоявления проблемных банков с одной стороны, для предотвращения системныхрисков распространения проблем на другие банки использовался такой инструмент,как слияние проблемных' банков с каким-либо крупным банком на основанииуказаний соответствующих органов/ с другой — для того чтобы избежать моральногоущерба всячески подчеркивался общественный характер банков (принципобщественной ответственности").
Благодаряэтому несмотря на низкие проценты (о чем будет сказано ниже) вкладчики в Японииспокойно могли доверить свои средства любым кредитным учреждениям независимо отих размеров — от крупных банков до кредитных корпораций и кредитныхкооперативов. Разница в уровне процента по вкладам между этими учреждениямибыла порядка одной десятой процента.
Строгиенормы в целях обеспечения доверия были установлены и для эмиссии корпоративныхоблигаций. Благодаря тому, что право на эмиссию предоставлялось толькокомпаниям с устойчивым финансовым положением, и не допускался выпуск«бросовых» облигаций, не было случаев дефолта по корпоративнымоблигациям. В случаях угрозы дефолта проблемные бумаги выкупалисьбанками-агентами, что по сути означало наличие у корпоративных облигаций банковскойгарантии.
Большуюроль сыграли и почтовые сбережения. На вклады в почтово-сберегательной сети,включая проценты по ним, распространялась гарантия государства, а процентыустанавливались с учетом процентов по депозитам в частных банковскихучреждениях. Процентный доход по «почтовым» вкладам не облагалсяналогом, однако с учетом потолка аналогичных вкладов в частных банков, процентыпо которым не подлежали налогообложению, для почтовых вкладов устанавливалсяпотолок их размера. Средства, мобилизованные почтово-сберегательной сетью,через программу государственных инвестиций и кредитов использовались дляцелевого финансирования.
Врезультате сложилась ситуация, когда преобладающую часть финансовых активовнаселения составляют вклады в кредитно-банковской системе. Сложилась испецифическая японская система корпоративного управления, при которой банки засчет кредитного финансирования реального сектора играют большую роль припринятии важных для него решений, а через систему приоритетных отношенийкаждого предприятия со «своим» главным банком заметно влияют науправление этими предприятиями, и одновременно власти через ту же системуприоритетных отношений предприятий с одним главным банком получали информациюоб управлении этими предприятиями.
3)Ссудные операции частных кредитных учреждений под низкий процент (движениесредств, вовлеченных в кредитно-финансовую систему)
Длядостижения высоких темпов экономического роста было необходимо, чтобыпредприятия имели доступ к дешевым финансовым ресурсам. В этих целях использовалисьследующие два инструмента.
Во-первых,политика низких процентных ставок, проводившаяся Банком Японии. Хотя БанкЯпонии и манипулировал своей ставкой рефинансирования в зависимости отконъюнктуры, он постоянно поддерживал ее на низком уровне, проводя неофициальныеконсультации с Министерством финансов. Во-вторых, был установлен потолокпроцентов по вкладам. На основании «Временного закона о регулированиипроцентных ставок» министр финансов устанавливал потолок ставок подепозитам в соответствии с уровнем ставки рефинансирования Банка Японии. Такимобразом, банки концентрировали у себя ресурсы с низкой ценой привлечения ифинансировали реальный сектор под низкий процент.
Кредитныекорпорации и другие малые и средние кредитные учреждения предоставляли ссудымалому и среднему бизнесу также с низкой процентной ставкой. Причиной являлосьто, что их вкладчики были уверены в том, что и малые кредитные учреждения необанкротятся, в результате чего последние могли привлекать средств под низкийпроцент. Эти средства также по сравнительно низким процентным ставкам ссужалисьмалому и среднему бизнесу, чем внесли вклад в его развитие.
4)Создание банковской системы, обеспечивающей долгосрочное финансирование(частные специализированные кредитные учреждения)
Сточки зрения привлечения японскими предприятиями долгосрочных кредитов дляинвестиций в основной капитал важную роль в Японии сыграли банки долгосрочногокредитования и траст-банки. Банки долгосрочного кредитования на основаниипринятого в 1952 г. Закона о банках долгосрочного кредитования выпускалиоблигации со сроком погашения 5 лет. Благодаря внедренной в том же 1952 г.системе трастовых кредитных операций траст-банки получили возможность легкопривлекать более длинные ресурсы. Все это сыграло важную роль в обеспечениипредприятий кредитными ресурсами для инвестиций в оборудование. Если городскиеи региональные банки имели большую филиальную сеть и привлекали в основномдепозиты на срок до одного года и предоставляли предприятиям средства длятекущих расходов, то банки долгосрочного кредитования и траст-банки имелинемногочисленные филиалы и работали главным образом с долгосрочными финансовымипродуктами со сроками до 5 лет, тем самым выполняя функцию кредитногообеспечения инвестиций в оборудование.
5)Программы государственных инвестиций и кредитов, финансируемые за счет почтовыхсбережений (целевое финансирование и т.д.)
Вместес тем есть ряд сфер, где привлечь необходимые средства только с помощью частныхкредитных учреждений сложно. В отношении подобного рода областей функциюпредоставления средств взяло на себя целевое финансирование через системугосударственных инвестиций и кредитов. Субъектами кредитования в рамкахцелевого финансирования являются Японский банк развития, предоставляющий ссудыв соответствии с положениями промышленной политики; финансирующая малый исредний бизнес Корпорация кредитования малого и среднего предпринимательства;предоставляющая ссуды сельскому, лесному и рыбному хозяйству Корпорациякредитования сельского, лесного хозяйства и рыболовства, финансирующая жилищноестроительство Корпорация кредитования жилищного строительства и др. Кроме того,были учреждены организации, осуществляющие программу государственных инвестицийи кредитов для развития экономической инфраструктуры — например, Японскаяобщественная корпорация скоростных дорог, осуществляющая строительство иэксплуатацию платных автомобильных дорог.
6)Развитие за счет бюджетных средств общественного капитала (общественнойинфраструктуры)
Какуже упоминалось ранее, в период высоких темпов роста выдерживалась линия насохранение сбалансированности бюджета, однако доля капитальных вложений всоставе общих расходов правительства была высокой. Текущее государственноепотребление всячески сдерживалось, в то время как приоритет отдавался расходамкапитального, инвестиционного характера. Эти средства направлялись настроительство тех объектов общественной инфраструктуры, которые не могли бытьсозданы только за счет привлечения ссуд. В 1965 г. впервые за послевоенныйпериод правительство пошло на выпуск государственных облигаций, большая частькоторых — так называемые «строительные займы» использовалась длясовершенствования общественного капитала — дорог, портовых сооружений,инфраструктуры сельского хозяйства и т.п.
7)Активное вмешательство правительства в процесс привлечения иностранногокапитала.
Вышемы рассмотрели ситуацию с внутренними источниками капитала. Быстрый рост-японской экономики в своей основе финансировался' из внутренних источниковнакоплений, однако правительство активно вмешивалось и в процесс привлеченияиностранного капитала.
Вто время международный финансовый рынок был невелик по объему, возможностиЯпонии мобилизовывать для своих нужд валютные средства были ограничены, поэтомунебольшие по объему валютные поступления должны были распределяться с учетомутвержденных приоритетов. Для реализации этой задачи был принят «Закон обиностранном капитале», каждый проект с его участием в индивидуальномпорядке рассматривался и получал разрешение на реализацию на заседании Консультативногосовета по иностранному капиталу. Другими словами, речь шла не о пассивномотношении к привлечению иностранного капитала/ а, скорее, об упорядочении этогопроцесса.
В1953-1966 гг. Япония активно использовала кредиты Всемирного банка и вместе сИндией была крупнейшим их получателем. Эти кредиты направлялись на созданиеинфраструктуры и в базовые отрасли экономики, в частности на развитиеэлектроэнергетики, черной металлургии, строительство скоростных автодорог,скоростных железных дорог и др.
Установление и поддержание доверия состороны внешнего мира (роль государства — 3)
Сучетом особой роли внешней торговли для Японии, а также для привлеченияиностранного капитала поддержание доверия со стороны внешнего мира былоположено в основу государственной политики.
1)Поддержание курса иены.
Втечение послевоенной истории 22 года подряд — с апреля 1949 г. по декабрь 1971г. обменный курс иены по отношению к доллару сохранялся на одном фиксированномуровне — 360 иен за доллар. Это потребовало огромных усилий макроэкономическойполитики. Очень часто возможности проведения макроэкономической политикиограничивались «потолком платежного баланса». А именно: в силу того,что валютные резервы находились на низком уровне, сокращение резервов в результатероста импорта в фазе подъема конъюнктуры вынуждало правительство прибегать крестрикционной политике. Таким образом, правительство длительное времяпроводило свою политику в узком коридоре возможностей, определяемомнеобходимостью поддержания равновесия платежного баланса.
2)Поэтапная либерализация валютного контроля.
Всилу крайне низкого уровня валютных резервов на первоначальном этапевсеoвалютные операции — как текущего, так и капитального характера, — жесткоограничивались. Точнее, с точки зрения законодательства все они были запрещеныи разрешались только в виде исключения. Для увеличения валютных резервовиспользовался механизм (принудительной) концентрации валютной выручки. Однакопо мере экономической стабилизации в стране валютные операции по текущимстатьям были постепенно либерализованы, в 1964 г. Япония присоединилась квосьмой статье Устава МВФ и ликвидировала систему, предусматривавшуюконцентрацию валютных ресурсов. В дальнейшем происходила и поэтапнаялиберализация операций по капитальным счетам, что потребовало длительноговремени. Причина последнего обстоятельства заключалась в том, что былонеобходимо отгородить внутренний рынок от потоков спекулятивного капитала. В1964 г. Япония вступила в ОЭСР и начала процесс либерализации в соответствии скодексом мер для либерализации операций по капитальным счетам. В 1979 г. быливнесены существенные изменения в закон о валютных операциях и установлен впринципе свободный режим осуществления операций капитального характера. Полнаяюридически оформленная либерализация валютных операций произошла в результатекардинального пересмотра соответствующего законодательства в апреле 1998 г.Этот шаг стал завершающим актом отказа от упорядочивания валютных операций(валютного контроля) посредством банковского контроля.
3)Система мер для поощрения экспорта.
Впериод высоких темпов роста важной задачей был провозглашен рост экспорта, вреализации которой важную роль сыграли соответствующие правительственныеинституты — Экспортно-импортный банк Японии, система внешнеторговогострахования, налоговая система (освобождение от налогообложения доходов отэкспорта). Помимо мер финансового характера в интересах увеличения экспорта былсоздан специальный правительственный институт для содействия экспорту — «Джетро». Итогом принятых мер стал рост экспорта, поддерживавшийэкономический рост и доверие со стороны внешнего мира.
4)Сотрудничество с международными финансовыми организациями.
Япониявступила в МВФ в 1952 г. В тот период потолок, определяемый платежным балансомстраны, был низким, так что Япония дважды (в 1953 г. и 1957 г.) прибегала ксвоему праву заимствования (для поддержания платежного баланса) и дважды (в1962 г. и 1964 г.) заключала с МВФ соглашения о кредитах «stand-by».В процессе переговоров для достижения с МВФ соглашений (о мерах экономическойполитики), сопровождающих предоставление кредита, между сторонами происходилижесткие дискуссии, но достигнутые соглашения Япония соблюдала неукоснительно.
Такжев 1952 г. Япония вступила во Всемирный банк. Первое время ввиду низкогокредитного рейтинга Японии Всемирный банк весьма пассивно относился кпредоставлению Японии ссуд. В 1958 г. это отношение переменилось на позитивное,и в первой половине 1960-х годов Япония наряду с Индией была самым крупнымзаемщиком Всемирного банка. Я лично участвовал в некоторых переговорах сВсемирным банком, и помню, что дискуссии относительно условий кредитования, также как и на переговорах с МВФ, были весьма жесткими. Однако согласованныеусловия выполнялись безукоризненно, и были даже случаи, когда Япония готовабыла досрочно погасить некоторые займы, но наталкивалась на несогласиеВсемирного банка.
Такимобразом, послевоенная Япония избрала в качестве своей стратегической линиисотрудничество с международными финансовыми организациями и всячески укрепляламеждународное доверие к себе.
Заключение.
Какмы можем видеть из вышеизложенного материала/ послевоенное развитие японскойэкономики:
1)использовало в качестве своей движущей силы частные инвестиции в оборудованиеглавным образом на основе рыночного механизма;
2)в этом процессе правительство выполняло, в частности, следующие роли:
а)совершенствовало климат для деятельности частного сектора,
б)поощряло сбережение и обеспечивало функционирование кредитно-финансовойсистемы, мобилизовывавшей эти сбережения,
в)посредством промышленной политики направляло инвестиции в приоритетные сферы.
Важныммоментом является также то, что через деятельность консультативных советовправительству в значительной степени удавалось обеспечить взаимопониманиеправительства и частного сектора (сотрудничество госаппарата и бизнеса), атакже в течение длительного времени поддерживать доверие к экономическойсистеме. Данная система, как нам представляется, в целом функционировалаэффективно и внесла свой вклад в экономическое развитие страны, о котором былосказано в начале доклада.
Впоследние годы среда, в которой действует японская экономика, сильноизменилась, и перед ней встали новые задачи. Сегодня прилагаются усилия для еесистемного реформирования в соответствии с требованиями новых условий.
Среда,в которой находится сегодня экономика России, во многом отличается от условийпослевоенной Японии, поэтому методы, применявшиеся в свое время в Японии, немогут быть в том же виде применены к сегодняшней России. Тем не менее,представляется, что опыт японской экономики, которой в течение длительноговремени удавалось поддерживать высокие темпы роста, может оказаться полезнымпри разработке стратегии на будущее.
Список литературы
КосукэНакахира, Вице-президент Института мировой экономики. Роль государства впослевоенном экономическом развитии Японии