--PAGE_BREAK--1.2. Понятие и процедура банкротства
В условиях рыночной экономики принцип ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия.
Причины банкротства
Успехи и неудачи деятельности предприятия являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.
К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, обычно относятся: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность (сюда же может быть отнесен уровень цен и возможность получения потребительского кредита); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим.
Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют определенные пределы роста объемов деятельности – те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развития становятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называются переломными точками, технологическими разрывами. Переход от электронных ламп к полупроводникам, от грампластинок к магнитной ленте и т.д. является примером технологических разрывов. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея проката детских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось на деятельности фирм, производящих текстильные изделия.
Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.
В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее, если удается условно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на:
банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.; банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства пользующейся спросом продукции; банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.
Процедура банкротства
В настоящее время процесс банкротства в России регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.
Понятие «несостоятельность» указывает на неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и т.п., также является признаком несостоятельности предприятия. В то же время оно не может быть признано несостоятельным за неуплату штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций не образуют кредиторской задолженности.
Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения арбитражного суда либо решения предприятия о добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве обычно предусматривает не только ликвидационные, но и реорганизационные процедуры. Последние включают внешнее управление и санацию.
Внешнее управление
Под внешним управлением имуществом должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий. Управление имуществом осуществляется арбитражным управляющим, который назначается арбитражным судом (возможно, на конкурсной основе). Арбитражный управляющий должен быть профессиональным юристом или экономистом, обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей.
Функциями арбитражного управляющего являются:
распоряжение имуществом предприятия-должника; руководство предприятием-должником; отстранение при необходимости руководителя предприятия от выполнения обязанностей; прием на работу и увольнение работников; созыв собрания кредиторов; разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения.
Разработанный план предоставляется на обсуждение собрания кредиторов не позднее чем через 3 месяца после назначения арбитражного управляющего. В случае неодобрения плана управляющий может быть заменен арбитражным судом. Полномочия внешнего управляющего не могут превышать 18 месяцев.
На период проведения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику, тем самым предприятию предоставляется возможность использовать суммы, предназначенные для оплаты денежных обязательств, для улучшения финансового состояния предприятия.
Санация
Санация (оздоровление) предприятия-должника является реорганизационной процедурой предприятия, в ходе осуществления которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь кредитором или иными лицами.
Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его хозяйственной деятельности. Арбитражный суд не вправе разрешать проведение санации, если дело о несостоятельности предприятия возбуждено повторно на протяжении трех последних лет.
В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд объявляет конкурс желающих принять в ней участие, к которому допускаются юридические (в том числе и иностранные), физические лица, а также члены трудового коллектива предприятия-должника.
Участники санации проводят собрание и вырабатывают соглашение, в котором содержится обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указывается предполагаемая продолжительность санации, распределение ответственности между участниками. Участники санации несут солидарную ответственность за выполнение обязательств перед кредиторами, если соглашением не предусмотрено иное.
При формировании условий соглашения участников санации необходимо учитывать, что по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов, а продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев (она может быть продлена не более чем на 6 месяцев). Достижение цели санации дает основание для прекращения дела о несостоятельности предприятия.
Законодательные акты не предусматривают одновременного проведения санации и внешнего управления.
Выводы
Предпринимательская деятельность связана с различными видами рисков: производственными, финансовыми, инвестиционными. При правильном и умелом руководстве предприятием вероятность риска потерь может быть снижена.
Существуют различные методы оценки риска и способы снижения вероятности потерь при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Предприниматель не должен забывать, что нельзя рисковать больше, чем позволяет собственный капитал, забывать о риске и рисковать многим ради малого.
Неспособность предприятия эффективно функционировать, снижение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, высокая степень предпринимательского риска могут привести к банкротству предприятия. Причины банкротства зависят от внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия.
Процедура банкротства регулируется соответствующими законодательными и нормативными актами. Процедура банкротства предусматривает проведение реорганизационных (внешнее управление, санация) и ликвидационных мероприятий (принудительная и добровольная ликвидация).
2. Практический РАЗДЕЛ. Расчет и анализ технико-экономических показателей
2.1 Исходные данные
Предприятие производит продукцию трех видов: А, Б и В. Технология производства этих изделий предполагает выполнение трех видов работ: механическая обработка деталей (м), литье пластмассовых деталей (л) и сборка готовой продукции (с).
Требуется рассчитать и выполнить анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на планируемый год при следующих исходных данных:
01 Производственная программа на планируемый год (штук)
Таблица 1 Производственная программа на планируемый год (штук)
Вариант
Наименование изделия, производственная программа
А
Б
В
N=0
500
800
1000
N=20
Вариант «0»+10 х N = Вариант «0»+10 х 20
700
1 000
1 200
02.Трудоемкость единицы продукции (нормо-часы)
Вариант
Наименование изделия
А
Б
В
Трудоемкость по видам работ, н-ч
Трудоемкость по видам работ, н-ч
Трудоемкость по видам работ, н-ч
N=0
7
5
6
5
6
4
4
5
7
N=20
17
15
16
15
16
14
14
15
17
03. Тарифная ставка работ (руб./час)
Вариант
Вид работы
Механические (м)
Литье пластмасс (л)
Сборочные (с)
N=0
10
8
12
N=20
Вариант «0»+0,1 х N =Вариант «0»+0,1 х 20
12
10
14
04. Расход материалов на изготовление единицы продукции
Вариант
Наименования изделия
А
Б
В
Наименование материала
ст, кг
пл, кг
эп, м
ст, кг
пл, кг
эп, м
ст, кг
пл, кг
эп, м
N =0
3
2
4
2
3
3
4
1
2
N = 20
Вариант «0» + 0,1 х N = Вариант «0»+0,1 х 20
м
л
с
м
л
с
м
л
с
5
4
6
4
5
5
6
3
4
Условные обозначения: ст – сталь; пл – пластмасс; эп – электрический провод.
Цена 1 кг стали – 20 руб.
Цена 1 кг пластмассы – 80 руб.
Цена 1 погонного метра электрического провода – 4 руб.
05. Расход покупных комплектующих изделий на изготовление единицы продукции (руб./ед.)
Вариант
Наименование изделия
А
Б
В
N=0
20
85
44
N=20
Вариант «0»+N = Вариант «0»+20
40
105
64
06. Объем незавершенного производства по видам работ на конец планируемого года (норма-часы)
Вариант
Виды работ
Механические (м)
Литье платмасс (л)
Сборочные (с)
N=0
2000
4000
6000
N=20
Вариант «0»+100 х N =Вариант «0»+100 х 20
4000
6000
8000
07. Объем незавершенного производства по материальным ресурсам
07.01. Объем незавершенного производства по расходам материалов на конец планируемого года (кг, погонные метры)
Вариант
Наименование материала, расходов
Сталь, кг
Пластмасса, кг
Провод электрический, м
N=0
1300
1320
2200
N=20
Вариант «0»+10 х N = Вариант «0»+10 х 20
1500
1520
2400
07.02. Объем незавершенного производства по расходам покупных комплектующих изделий на конец планируемого года (руб.)
Вариант
Наименование материала, расходов
Сталь, кг
Пластмасса, кг
Провод электрический, м
N=0
4000
17000
17600
N=20
Вариант «0»+10 х N = Вариант «0»+10 х 20
4200
17200
17800
08. Характеристика технологического оборудования, находящегося на балансе предприятия
Вид работы
Наименование оборудования
Габариты, м х м
Балансовая стоимость тыс.руб.
Потребляемая мощность, кВт
Норма амортизации, %
м
Металлорежущий станок
2 х 0,95
180000
4
8%
л
Литьевая машина
2,5 х 1
120000
3
12%
с
Монтажный стол
0,7 х 0,5
15000
10%
09. Предприятие арендует производственное помещение для цеха на условиях:
— балансовая стоимость 1 кв.м производственной площади
= (5000+100 x (N=20)) = 7000 руб.;
— арендный процент – 22% годовых от балансовой стоимости производственной площади;
— годовая норма амортизации – 3%.
010. предприятие арендует помещения для офиса на условиях:
— балансовая стоимость 1 кв.м. производственной площади = (8000 +100 x (N=21)) = 10 000 руб.;
— арендный процент – 20% годовых от балансовой стоимости производственной площади; — годовая норма амортизации – 2,5%.
011. Условия оплаты труда
На предприятии действует сдельно-премиальная системы оплаты труда основных (производственных) рабочих (премия составляет 40% к сдельному заработку) и повременно-премиальная система оплаты труда вспомогательных рабочих (премия составляет 40% к тарифному заработку).
Заработная плата служащих составляет в среднем 10 МРОТ на одного человека. МРОТ+ 4330 р. Премия служащих составляет 30% к месячному окладу. Ставка единого социального налога – 35,6 %. От начисленной величины платы труда для всех категорий служащих.
012. Годовые общехозяйственные расходы
Годовые канцелярские, почтовые расходы, оплаты услуг телефонной связи, оплата расходов на отопление и освещение помещений, расходы на приобретение специальной литературы и другие общехозяйственные расходы = (35 000 +100 x ( N=20)) = 37000 руб.
013. Установленные уровень рентабельности продукции (по отношению к себестоимости) на планируемый год:
— по изделию А – 25%;
По изделию Б – 30%;
По изделию В – 50%.
2.2 Расчет по экономическим элементам
1.Расчет трудоемкости годовой производственной программы
1.1. Объем (трудоемкость) годовой товарной продукции по видам работ (н-час) применительно к каждому изделию (А, Б, В) определяется исходя из:
— годовой производственной программы по изделию (ППа, ППб, ППв);
— трудоемкости по видам работ по соответствующему изделию(Там, Тал, Тас, Тбм, Тбл, Тбс)
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ТПам =ППа х Там =700 х 5
3500
3500
ТПал = = ППа х Тал = 700 х 4
2800
2500
ТПас =ППа х Тас = 700 х 6
4200
3000
ТПбм = ППб х Тбм =1000 х 4
4000
4000
ТПбл = ППб х Тбл = 1000 х 5
5000
4800
ТПбс = ППб х Тбс = 1000 х 5
5000
3200
ТПвм = ППв х Твм = 1200 х 6
7200
4000
ТПвл = ППв х Твл =1200 х 3
3600
5000
ТПвс = ППв х Твс = 1200 х 4
4800
7000
1.2. Объем (трудоемкость) годовой товарной продукции по изделиям А, Б и В (н – час) определяется исходя из объема годовой товарной продукции по видам работ по соответствующим изделиям.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ТПа = ППа х (Там+Тал+Тас) = 700 х (5+4+6)
10500
9000
ТПб = ППб х (Тбм+Тбл+Тбс) = 1000 х (4+5+5)
14000
12000
ТПв = ППв х (Твм+Твл+Твс) = 1200 х (6+3+4)
15600
16000
1.3. Объем (трудоемкость) годовой товарной продукции по всем изделиям (н-час) определяется исходя из объема годовой товарной продукции по каждому изделию.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ТП = ТПа + ТПб + ТПв = 10500+14000+15600
40100
37000
1.4. Объем (трудоемкость) годовой товарной продукции по видам работ (н-час)
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ТПм = (ППа х Там) + (ППб х Тбм) + (ППв х Твм)
43700
11500
ТПл =(ППа х Тал) + (ППб х Тбл) + (ППв х Твл)
44500
12300
ТПс = (ППа х Тас) + (ППб х Тбс) + (ППв х Твс)
45600
13200
1.5. Объем (трудоемкость) годовой валовой продукции по видам работ (н-час) определяется исходя из результатов расчета годовой товарной продукции по видам работ и изменениями величины незавершенного производства на конец и на начало планового периода по тем же видам работ.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ВПм= ТПм + ВНПм
47 700
13 500
ВПл= ТПл + ВНПл
50 500
16 300
ВПс= ТПс + ВНПс
53 600
19 200
Итого ВП= ВПм+ВПл+ВПс
151 800
49 000
1. Расчет потребности в основных производственных средствах
1.1. Активная часть основных производственных средств.
2.1.1.Потребное количество оборудования по видам работ (ед.) определяется исходя из
— трудоемкости годовой валовой продукции по видам работ;
— годового фонда рабочего времени (час) работы еденицы оборудования (ФВо) в рассматриваемом периоде (на планируемый год), принимая при этом:
Количество рабочих дней в году – 250;
Количество смен работы оборудования – 2;
Количество рабочих часов в смене – 8;
Потери рабочего времени – 5%
Таблица 15
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Фво =( Крд х (КС х КРч)) — ПРВ= (250 х (2х8)) – 5%
3800
3800
Омр = ВПм / ФВо
12,55
3,55
Омп =Омр ~
13
4
Олд =ВПл/ ФВо
13,29
4,29
Олп =Олр ~
14
5
Оср =ВПс/ ФВо
14,11
5,05
Осп =Оср ~
15
6
2.1.2. Коэффициенты загрузки оборудования по видам работ определяются на основании сравнения расчетного и принятого количества оборудования по видам работ.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Км = ( Омр / (Омп/100) /100
0,97
0,89
Кл = (Олр/(Олп/100)/100
0,95
0,86
Кс = (Осп/(Оср/100)/100
0,94
0,84
2.1.3 Балансовая стоимость всего оборудования (руб.) определяется исходя из принятого количества оборудования по видам работ и балансовой стоимости (цены) единицы соответствующего оборудования.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Бсм = Омп х Бсеом
2 340 000
720 000
Бсл = Олп х Бсеол
1 680 000
600 000
Бсс = Осп х Бсеос
225 000
90 000
Итого БСо = Бсм+Бсл+Бсс
4 245 000
1 410 000
2.1.4. Годовые амортизационные отчисления по группам оборудования (видам работ) рассчитываются по линейному методу исходя из значений норм амортизации и балансовой стоимости соответствующей группы оборудования.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Агм = Бсм х Нам
187 200
57 600
Агл = Бсл х Нал
201 600
72 000
Агс = Бсс х Нап
22 500
9 000
Итого Аг = Агм+Агл+Агс
411 300
138 600
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.1.5. Годовые расходы на электроэнергию, потребляемую соответствующим технологическим оборудованием (руб.), определяются исходя из: — трудоемкости годовой валовой продукции по видам работ;
— Мощности электроэнергии (кВт), потребляемый единицей оборудования по видам работ (соответствующей группы оборудования). В расчете стоимость 1 кВт-часа электроэнергии принимается равной 1 руб.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Эм = ВПм х Мэ(кВт)
190800
54000
Эл = ВПл х Мэ(кВт)
151500
48900
Эс = ВПс х Мэ(кВт)
Итого Эо = ВПм + ВПл + ВПс
342300
102900
1.2. Пассивная часть основных производственных средств
1.2.1. Производственная площадь цеха (кв.м.) определяется исходя из:
— принятого количества оборудования по видам работ;
— габаритных размеров единицы соответствующего оборудования;
Для нормального функционирования производства принимается величина площади для проездов, проходов, бытовых помещений и т.п. в размере 180% от производственной площади, занимаемой оборудованием
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Sо = (Гом х Омп) + (Гол х Олп) + (Гос х Осп)
64,95
22,2
Sпр = So х 180%
116,91
39.96
Итого Sц = So+ Sпр
181,86
62.16
1.2.2. Площадь помещения для офиса (кв.м.) определяется исходя из:
— числа сотрудников предприятия, работающих в офисе (директор, зам. Директора по производству и главный бухгалтер) – 3 человека;
— нормы площади на одного сотрудника, принимаемой равной 6 кв.м. на человека
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Sоф = число сотрудников х нормы площади
18
18
1.2.3. Балансовая стоимость производственного помещения цеха
Определяется исходя из:
— величины производственной площади цеха;
— стоимости 1 кв. м. площади здания, в котором арендуется производственная площадь для цеха.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
БСц = Sц х БСц
127302
310800
1.2.4. Балансовая стоимость помещения под офис определяется из:
– величины площади офиса;
— стоимости 1 кв. м. площади здания, в котором арендуется площадь под офис
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Бсоф =Sоф х БСОФ
180 000
144 000
2.2.5 Арендная плата (годовая) за аренду производственного помещения (руб.) определяется из:
— балансовой стоимости арендуемого помещения;
— арендного процента;
— нормы амортизации производственного помещения (при линейном методе начисления амортизации)
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
АПц = БСц х Ац% + БСц х НАЦ%
31825,5
77700
2.2.6. Арендная плата (годовая) за аренду офисного помещения (руб.) определяется из:
— балансовой стоимости арендуемого помещения;
— арендного процента;
— нормы амортизации помещения под офис (при линейном методе начисления амортизации)
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
АПоф = БСоф х Аоф% + БСоф х Наоф%
40500
32400
3. Расчет потребности в трудовых ресурсах
3.1. Численность работающих.
3.1.1. Численность основных (производственных) рабочих определяется по профессиям:
— численность станочников по механической обработке материалов – Lм;
— численность литейщиков – прессовщиков — Lл;
Численность сборщиков изделий — Lс;
Численность основных рабочих по профессиям определяется исходя из: — действительного (эффективного) годового фонда времени работы одного рабочего (ФВр) в рассматриваемом периоде, принимая при этом:
Количество рабочих дней в году – 250;
Количество рабочих часов в смене – 8;
Плановые потери рабочего времени – 10%
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ФВр = (Крд х КРч) — ПРВ
1800
1800
Lмр = ВПм / ФВр
26,5
7,5
Lмп =Lм ~
27
8
Lлр =ВПл/ ФВр
28,06
9,06
Lлп =~
29
10
Lср =55635/ 1800
29,78
10,67
Lсп =~
30
11
3.1.2. Количество вспомогательных рабочих определяется по нормативу: 2 наладчика в смену, таким образом 2 х 2 (количество смен) = 4
3.1.3 Численность служащих принимается в следующих размерах
Должность
Количество
Руководящие работники
Директор
1
Заместитель директора по производству
1
Главный бухгалтер
1
Начальник смены
2
Итог
5
Прочие служащие
Делопроизводитель
1
Охрана
3
Итого
4
Всего служащих
9
3.2. Затраты на оплату труда
3.2.1. Затраты на оплату труда основных рабочих
Расчет готовой тарифной оплаты труда основных рабочих (по профессиям) с учетом премии производится исходя из:
— трудоемкости годовой валовой продукции по соответствующим видам работ;
— часовой тарифной ставки по видам работ
— условия премирования основных рабочих
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Ото м = ВПм х ТСм + премия
577 171
189000
ОТо л = ВПл х ТСл
510 051
182560
Ото с = ВПс х ТСс
755 761
322560
Итого Отопр = ОТо м + Ото л + ОТо с
1 842 984
694120
3.2.2. Затраты на оплату труда вспомогательных рабочих:
Тарифная годовая оплата труда вспомогательных рабочих с премией (руб.) определяется исходя из:
— количества вспомогательных рабочих;
— действительного (эффективного) годового фонда времени работы одного рабочего;
— часовой тарифной ставки вспомогательных рабочих;
— условий премирования основных рабочих.
Часовая тарифная ставка вспомогательных рабочих (руб./час) принимается равной для всех категорий рабочих и рассчитывается как средняя арифметическая величина из установленных средних тарифных ставок по видам работ:
(ТСв=ТСм+ТСл+ТСс)/3 = (12,1 + 10,1 + 14,1)/3 = 12,1
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ОТв пр =(( ФВр х ТСв) + премия) х Квр
56 628
100800
3.2.3. Затраты на оплату труда служащих
Расчет годового фонда труда служащих с учетом премии (руб.) определяется исходя из:
— количества служащих;
— условий оплаты их труда и премирования.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ОТсл пр = ((10 МРОТ х 12 месяцев) + (10 МРОТ х 12 месяцев х премию)) х Ксл
6079320
842400
3.2.4. Затраты на оплату труда работающих
Годовая сумма оплаты труда всех работников предприятия определяется как сумма затрат на оплату труда основных рабочих, вспомогательных рабочих и служащих.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ОТ = ОТопр + ОТв пр+ ОТ сл пр
7 978 932
1637320
3.3. Начисление единого социального налога
Начисление единого социального налога (ЕСН) по основному и незавершенному производству в расчете на год производится исходя из:
— годовой оплаты труда работающих;
— ставки ЕСН.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ЕСН = ОТ х Сесн
2 840 499,9
582 885,9
4. Расчет потребности в материальных ресурсах
4.1. Затраты материалов в основном производстве на изготовление годовой производственной программы по изделиям А, Б и В (руб.) определяются исходя из:
— норм расхода материалов на единицу изделий А, Б и В;
— цены 1 кг (1 погонного метра) используемого материала;
— производственной программы выпуска изделий А, Б и В.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Ма = ((РМа ст х Цс) + (РМа пл х Цпл) + (РМа эп х Цэп)) х ППа
310800
118000
Мб = ((РМб ст х Цс) + (РМб пл х Цпл) + (РМб эп х Цэп)) х ППа
500000
233600
Мв = ((РМв ст х Цс) + (РМв пл х Цпл) + (РМв эп х Цэп) х ППа
451200
168000
Итого М осн п = Ма + Мб + Мв
1262000
519600
4.2. Расход материалов, находящихся в незавершенном производстве на конец планируемого года (руб.), определяется исходя из:
— количества (объема) находящегося в незавершенном производстве материала соответствующего наименования;
— цены 1 кг (1 погонного метра) используемого материала
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
М нп = (Кнп ст х Цс) + (Кнп пл х Цпл) + (Кнп эп х Цэп)
161200
140400
4.3. Годовые затраты основного производства на покупные комплектующие изделия, необходимые для изготовления изделий А, Б и В (руб.), определяются исходя из:
— норм расхода комплектующих на единицу изделия А, Б и В;
— производственной программы выпуска изделий А, Б и В.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Косн п = (ППа х Ка) + (ППб х Кб) + (ППв х Кв)
209800
122000
4.4. Расход покупных комплектующих изделий, находящемся в незавершенном производстве на конец планируемого года (руб.) в сумме по всем изделиям, определяется на основании исходных данных.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Кнп = Кнп ст + Кнп пл + Кнп эп
39200
38600
продолжение
--PAGE_BREAK--
5. Расчет годовых затрат на производство продукции (по экономическим элементам)
Наименование и содержание элемента затрат
Результат
N = 20
N = 0
5.1. Материальные затраты, всего
1 672 200
820600
5.1.1. В том числе материалы:
в основном производстве
1 262 000
519600
в незавершенном производстве
161 200
140400
5.1.2. В том числе покупные комплектующие изделия:
в основном производстве
209 800
122000
в незавершенном производстве
39 200
38600
5.2. Затраты на оплату труда, всего.
7 978 932
1637320
В том числе оплата труда
5.2.1. основных (производственных) рабочих
1 842 984
694120
5.2.2. вспомогательных рабочих
56 628
100800
5.2.3. служащих
6 079 320
842400
5.3. Единый социальный налог
2 840 500
58288,9
5.4. Амортизация
411 300
138600
5.5. Прочие расходы, всего
451 626
248000
В том числе:
5.5.1. Расходы электроэнергии
342 300
102900
5.5.2. Аренда производственных помещений
31 826
77700
5.5.3. Аренда офиса
40 500
32400
5.5.4. Канцелярские и другие общехозяйственные расходы
37 000
35000
5.6. Итого годовые затраты
13 354 558
3 427 405,90
2.3 Расчет по статьям калькуляции
6. Расчет затрат на единицу продукции ( по статьям калькуляции)
6.1. Расчет себестоимости единицы продукции (калькулирование) выполняется в соответствии с классификацией затрат по калькуляционным статьям издержек (расходов):
Статьи калькуляции
Значение показателя по изделию (руб.)
А
Б
В
N = 20
N = 0
N = 20
N = 0
N = 20
N = 0
1.Материалы
444
236
500
292
376
168
2. Покупные комплектующие изделия
40
20
105
85
64
44
3. Заработная плата основных рабочих
540,4
254,8
750,4
204,4
778,4
229,6
4. ЕСН на заработную плату основных рабочих.
192,38
90,71
267,14
72,77
277,11
81,74
5. Накладные расходы
3222,29
815,32
2995,48
654,05
3103,25
734,68
ИТОГО
4 439,07
1416,82
4 134,76
1308,22
4 598,76
1258
6.2. Расход материалов (руб.) на производство единицы продукции по изделиям А.Б и В определяется исходя из:
— норм расхода различных материалов на единицу изделия А, Б и В;
Цены 1 кг (1 погонного метра) используемого материала.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Меа = (НМас х Цс) + (НМапл х Цпл) + (НМаэп х Цэп)
444
236
Меб = (НМбс х Цс) + (НМбпл х Цпл) + (НМбэп х Цэп)
500
292
Мев = (НМвс х Цс) + (НМвпл х Цпл) + (НМвэп х Цэп)
376
168
6.3. Расход покупных комплектующих изделий на производство единицы продукции (руб.) по изделиям А.Б и В определяется на основании исходных данных
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Кеа
40
20
Кеб
105
85
Кев
64
44
6.4. Тарифная оплата труда основных рабочих, приходящаяся на единицу продукции по изделиям А.Б и В с учетом премии, определяется исходя из
— трудоемкости изделий по видам работ;
— часовой тарифной ставки по видам работ;
— условий премирования основных рабочих.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ОТоеа = (Там х ТСм) + (Тал х ТСл) + (Тас х ТСс) х 140%
540,4
254,8
ОТоеб = (Тбм х ТСм) + (Тбл х ТСл) + (Тбс х ТСс) х 140%
750,4
204,4
ОТоев = = (Тбм х ТСм) + (Тбл х ТСл) + (Тбс х ТСс) х 140%
778,4
229,6
6.5.Расчет единого социального налога в расчете на единицу изделия А, Б и В, производится исходя из:
— оплаты труда основных рабочих, приходящейся на единицу продукции по изделиям А, Б и В;
— ставки единого социального налога.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ЕСНеа = ОТоеа х Сесн
192,38
90,71
ЕСНеб = ОТоеб х Сесн
267,14
72,71
ЕСНев = ОТоев х Сесн
277,11
81,74
6.6. Накладные расходы, приходящиеся на единицу изделия А, Б и В.
6.6.1. Годовые накладные расходы в целом по предприятию, определяются как сумма годовых амортизационных отчислений по оборудованию, оплаты труда (спремиями и начислениями по ЕСН) вспомогательных рабочих и служащих,, расходов электроэнергии, арендных платежей за аренду производственных помещений под офис, а также канцелярский и других общехозяйственных расходов.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
НРвсего = Ar + OT в пр +Отсл пр + ЕСН в + ЕСН сл + прочие расходы, где ЕСН в =ОТ в пр х С есн =ОТ в пр х С есн ЕСН сл= ОТ сл х С есн = ОТ сл х С есн
9 183 271,0
1665579
6.6.2. Расчет суммы годовой оплаты труда основных рабочих на производство изделий А, Б и В (по основному производству) с учетом соответствующих программ их выпуска.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ОТор осн п = (ТПм х ТСм) + (ТПл х ТСл) +(ТПс х ТСс) х 140%
1863160
520520
6.6.3. Коэффициент (процент) накладных расходов, рассчитывается как отношение накладных расходов целом по предприятию к величине годовой оплаты труда основных рабочих по основному производству.
Коэффициент накладных расходов характеризует величину накладных расходов, приходящихся на 1 руб. оплаты труда основных рабочих.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Кнр = НР всего / ОТор осн п
4,93
3,20 (320%)
6.6.4. Накладные расходы, приходящиеся на единицу соответствующего изделия А, Б и В, исходя из:
— коэффициента накладных расходов;
— величины оплаты труда основных рабочих на единицу соответствующего изделия.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
НРеа = ОТоеа х Кнр
2 663,56
815,32
НРеб = ОТоеб х Кнр
3 698,62
654,05
НРев = ОТоев хКнр
3 836,63
734,68
продолжение
--PAGE_BREAK--
7. Проверка правильности произведенных расчетов
7.1. Расчет годовых затрат на изготовление изделий А, Б иВ, производится исходя из:
— затрат по калькуляционным статьям;
— заданных объемов их производства;
— затрат ресурсов, необходимых для формирования незавершенного производства в конце планируемого года.
Показатели (статьи затрат)
Значение показателя по изделию (руб.)
А
Б
В
N = 20
N = 0
N = 20
N = 0
N = 20
N = 0
1.1. Материалы: в основном производстве по изделиям
519600
А
444
236
700
500
310800
118000
Б
500
292
1000
800
400000
233600
В
376
168
1200
1000
451200
168000
1.2. В незавершенном производстве
161 200
140400
Итого 1
1 323 200
660000
2.1. Покупные комплектующие изделия: в основном производстве по изделиям
122000
А
40
20
700
500
28000
10000
Б
105
85
1000
800
105000
68000
В
64
44
1200
1000
76800
44000
2.2. В не завершенном производстве
39 200
38600
Итого 2
249 000
160600
3. Заработная плата основных рабочих в основном производстве по изделиям
520520
А
540,4
254,8
700
500
378280
127400
Б
750,4
204,4
1000
800
750400
163520
В
778,4
229,6
1200
1000
934080
229600
3.1. В незавершенном производстве
215572
173600
Итого 3
2278332
694120
4. ЕСН на заработную плату основных рабочих в основном производстве по изделиям
185305,1
А
192,38
90,71
700
500
134667,68
45354,4
Б
267,14
72,77
1000
800
267142,4
58213,12
В
277,11
81,74
1200
1000
332532,48
81737,6
4.1. В незавершенном производстве
82026,52
61801,6
Итог 4
816 369
5. Накладные расходы по изделиям
А
3222,29
815,32
700
500
2255603
407659,2
Б
2995,48
654,05
1000
800
2995480
523237,4
В
3103,25
734,68
1200
1000
3723900
734682,6
Итого 5
8974983
1665579,2
Годовые затраты всего
13 143 886
3427405,9
7.2. Сравнение полученных результатов (п.7.1.) с итоговой величиной суммарных затрат по экономическим элементам в целом по предприятию
Годовая смета затрат на производство продукции по изделиям А, Б и В (руб.), рассчитанная
Ошибка в расчетах
по калькуляциям
по экономическим элементам
в руб.
в %
N = 20
N = 0
N = 20
N = 0
N = 20
N = 0
N = 20
N = 0
13 143 886
3 427 405,9
13 354 558
3 427 405,9
2.4 Расчет отпускных цен, сводных экономических показателей и анализ безубыточности
8. Расчет отпускных цен
Проект отпускной цены единицы продукции по изделиям А, Б и В рассчитывается исходя из:
— себестоимости единицы продукции по изделиям А, Б и В (Соа, Соб, Сов)
— установленного уровня рентабельности единицы продукции по изделиям А, Б и В (Ra, Rб, Rв)
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
Цоа = Соа х Ra
5 548,84
1771,03
Цоб = Соб х Rб
5 375,19
1700,68
Цов = Сов х Rв
6 898,14
1887,03
9. Сводные экономические показатели
9.1. Объем годовой товарной продукции (выручка от реализации товарной продукции) в стоимостном выражении (руб.)
(ВР) определяется исходя из:
— величины отпускной цены единицы продукции по изделиям А, Б и В (Цоа, Цоб, Цов);
— годовой производственной программы выпуска соответствующих изделий (ППа, ППб, ППв).
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
ВРа = Цоа х ППа
3 884 188,4
885 517,1
ВРб = Цоб х ППб
5 375 194,2
1 360 542
ВРв = Цов х ППв
8 277 768,7
1 887 030
Итого ВР = ВРа + ВРб + ВРв
17 537 151,3
4 133 089
9.2. Себестоимость годовой товарной продукции (руб.) (СТП) определяется исходя из
— себестоимости единицы продукции по изделиям А, Б и В (Соа, Соб, Сов);
— годовой производственной программы выпуска соответствующих изделий.
Расчет
Результат
N = 20
N = 0
СТПа = Соа х ППа
3107350,68
708413,6
СТПб = Соб х ППб
4134764,8
1046570
СТПв = Сов х ППв
5518512,48
1258020
Итого СТП = СТПа + СТПб + СТПв
12760627,96
3013004
9.3. Сводный перечень основных экономических показателей предприятия в планируемом году
Показатели
Единицы измерения
Значения показателей
N = 20
N = 0
1.Производственная программа по изделиям:
А
штук
700
500
Б
штук
1 000
800
В
штук
1 200
1000
2.Объем товарной продукции
н-час
40100
37000
3. Объем валовой продукции
н-час
151 800
49000
4. Количество оборудования по видам работ:
механическая обработка ;
единиц
13
4
литье пластмасс;
единиц
14
5
сборка;
единиц
15
6
5. Балансовая стоимость оборудования
руб.
4 245 000
1410000
6. Балансовая стоимость арендуемого производственного помещения
руб.
127302
310800
7. Балансовая стоимость арендуемого помещения по офис
руб.
180 000
144000
8. Годовые амортизационные отчисления по оборудованию
руб.
411 300
138600
9. Площадь арендуемого производственного помещения
руб.
181,86
62,16
10. Площадь арендуемого помещения под офис
руб.
18
18
11. Годовая арендная плата за аренду производственного помещения
руб.
31825,5
77700
12. Годовая арендная плата за аренду помещения под офис
руб.
40500
32400
13. Численность основных рабочих
чел.
87
29
14. Численность вспомогательных рабочих
чел.
4
4
15. Численность служащих
чел.
9
9
16. Оплата труда основных рабочих за год
руб.
1 842 984
694120
17.Оплата труда вспомогательных рабочих за год
руб.
56 628
100800
18. Оплата труда служащих за год
руб.
6079320
842400
19. Стоимость материалов и покупных комплектующих изделий
руб.
820600
20. Себестоимость единицы продукции
А
руб.
4 439,07
1416,83
Б
руб.
4 134,76
1308,21
В
руб.
4 598,76
1258,02
21. Отпускная цена единицы продукции
А
руб.
5 548,84
1711,03
Б
руб.
5 375,19
1700,68
В
руб.
6 898,14
1887,03
22. Выручка от реализации продукции
руб.
17 537 151,3
4133089
23. Себестоимость товарной продукции
руб.
12760627,96
3013004
24. прибыль от реализации продукции
руб.
4 776 523,4
1120085
25. Рентабельность товарной продукции
%
37,43
37,18
26.Выработка на одного работающего
руб./чел.
175 372
98 407
27. Выработка на одного основного рабочего
руб./чел.
201 576
142 520
Примечание:
Прибыль от реализации продукции (руб.) определяется исходя из
— выручки от реализации продукции;
— себестоимости товарной продукции;
Рентабельность товарной продукции (%) определяется исходя из:
— Прибыли от реализации продукции;
— себестоимости товарной продукции;
Выработка на одного рабочего (руб./чел) определяется исходя из:
— выручки от реализации продукции;
— общей численности работающих на предприятии;
Выработка на одного основного рабочего (руб./чел) определяется исходя из:
— выручки от реализации продукции;
— численности основных (производственных) рабочих. продолжение
--PAGE_BREAK--