Содержание
Введение
1.Понятие риска
2.Риски на макроуровне предприятия
3.Управление рисками на макроуровне в России
Заключение
Список использованной литературы/>
Введение
Выбор, производимыйлюдьми, во многих случаях связан с экономической неопределенностью. Это зависитот бумов и спадов в национальной экономике, развития научно-технологическогопотенциала, изменения конкурентоспособности на мировом рынке, стихийныхбедствий и т.д. В результате в будущем могут снизиться или возрасти доходы, переориентироватьсяспрос на другие товары, изменяться издержки, предприятие может стать банкротом,рабочий – потерять работу или, наоборот, повыситься в должности и т.д.
Опыт развития всех странпоказывает, что игнорирование или недооценка хозяйственного риска приразработке тактики и стратегии экономической политики, принятии конкретныхрешений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса,обрекает экономическую систему на застой. Ведь именно внедрение высокихтехнических достижений, осуществление новых идей несут в себе огромные риски,от которых может зависеть вся данная предпринимательская деятельность, аследовательно и получение обществом этих нововведений.
Таким образом, припринятии экономических решений как на микро-, так и на макроуровне следуетучитывать фактор неопределенности в технологической, внешней и внутреннейсреде. Для этого необходимо выбирать степень риска, знать его параметры.
В данной работе мыподробнее поговорим о рисках, существующих для предприятия, на макроуровне.
1. Понятие риска
В Словаре русского языкаС.И. Ожегова термин «риск» определяется как «возможная опасность» и «действиенаудачу в надежде на счастливый исход». Каждый человек интуитивно чувствует,что такое риск, связывая его с неожиданными или нежелательными исходамикаких-то действий в будущем. Надо признать, что любая сфера человеческойдеятельности, в особенности экономическая или финансовая, требует принятия решенийв условиях будущей неопределенности. Это обусловлено разнообразными причинами,например, нестабильностью макроэкономического развития, неоднозначностьюполитической системы, а также наличием большого числа факторов, учесть которыене представляется возможным.
Хотя риск и случайностьимеют много общего, для любого менеджера следует различать эти два понятия. Ослучайности (неопределенности) говорят тогда, когда невозможно предсказатьнаверняка, что случится в будущем. Риск – это не просто неопределенность, атакая, которую приходится принимать во внимание при совершении тех или иныхдействий, поскольку она может негативно повлиять на материальное благополучиелюдей. Таким образом, случайность есть необходимое, но не достаточное условиериска. Другими словами, под риском в экономике следуетпонимать возможность (угрозу) потери лицом или организацией в результатеосуществления определенной хозяйственной деятельности части своих ресурсов илипланируемых доходов (прибыли) в будущем[1].
Можно выделить несколькомодификаций риска:
– субъект, делающий выбориз нескольких альтернатив, имеет в распоряжении объективные вероятностиполучения предполагаемого результата, основывающиеся, например, на проведенныхстатистических исследованиях;
– вероятности наступленияожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок,т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями;
– субъект, в процессевыбора и реализации альтернативы, располагает как объективными, так исубъективными вероятностями.
Стремясь «снять»рискованную ситуацию, субъект делает выбор и стремится реализовать его, т.е.сгладить ситуацию. Этот процесс находит свое выражение в понятии «риск».
Последний существует какна стадии выбора решения (плана действий), так и на стадии его реализации.
Среди основных принциповуправления риском можно выделить следующие:
1) нельзя рисковатьбольше, чем это может позволить собственный капитал;
2) необходимо думать опоследствиях риска;
3) нельзя рисковатьмногим ради малого.
В случаях, когда нет ниобъективных, ни субъективных оценок вероятностей исходов, экономисты предлагаютдва критерия выбора. Первый требует выбора такой линии поведения, которая дажев самом худшем варианте даст результат, который будет наилучшим из всехнеблагоприятных исходов, – такое поведение называют стратегией максимина.Второй означает выбор варианта, который способен дать при наилучшем стеченииобстоятельств максимальный результат.
Научно обоснованнаяклассификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общейсистеме. Она создает возможности для эффективного применения соответствующихметодов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя системаприемов управления риском.
В литературе известнодостаточное количество классификаций рисков. Риски могуг классифицироваться помасштабу своего проявления на:[2]
1) макроуровне;
2) мезоуровне;
3) микроуровне.
Ниже мы подробнеерассмотрим риски на макроуровне.
2. Рискина макроуровне предприятия
Можно заметить, что длямакроуровня хозяйствующего субъекта характерны следующие виды рисков:страновой, общеэкономический и риск сектора экономики. Охарактеризуем данныекатегории.
Самым главным риском,влияющим на экономическую и инвестиционную деятельность, является такназываемый страновой (или суверенный) риск. Это риск, связанный с деятельностьюконкретного государства. На примере рынка ценных бумаг можно сказать, что дотех пор пока есть возможность смены экономической ориентации страны(деприватизация, национализация), пока неустоявшееся гражданское законодательствоможет быть изменено в ту или иную сторону, пока фискальная политика государстванестабильна, можно не ожидать, что стоимость ценных бумаг эмитентов такого государства(независимо от того, чьи это бумаги – государственные или частных компаний)будет соответствовать стоимости аналогичных бумаг в соседнем стабильном,устоявшемся государстве.
На страновые риски оченьсильно влияют устойчивость государственного строя, уровень коррупции ифискальная политика. Благоприятный страновой климат способствует притокуиностранных инвестиций, который при правильном использовании положительносказывается на общей экономической ситуации.
Следующим по важностиявляется общеэкономическийриск. Если взять двагосударства с близким уровнем странового риска, определяющим в таком случаебудет именно риск экономики каждого из государств. Например, государства ЕЭС иКанада имеют практически равный страновой риск, но рыночные риски, присущиеэкономикам этих регионов, различны. В общеэкономический риск в основном входитриск изменения базовых экономических показателей (темпы роста ВВП, ставкабанковского процента, уровень инфляции, безработица и др.). Все эти параметрысильно влияют на положение субъектов экономики и на приток иностранныхинвестиций. Основные факторы, влияющие на общеэкономический риск таковы:
– уровень развитияпроизводительных сил общества (включая образование, культуру, национальныетрадиции);
– структура экономики вцелом;
– величина и темпы ростаВВП;
– величина и структуравнешнего долга;
– фискальная политика;
– демографическаядинамика;
– геополитическоерасположение и внешнее окружение.
Экономика страны, какправило, неоднородна по своему составу и состоит из нескольких секторов. Данныесектора, очевидно, несут дополнительные риски, связанные непосредственно сродом деятельности предприятий, их образующих. В этом случае мы спускаемся науровень ниже и ведем речь о риске экономического сектора. У каждого сектора экономики в любом государстве есть свои специфические риски,которые необходимо понимать, прежде чем предпринимать решение относительнохозяйственной деятельности в том или ином секторе экономики. На риски, присущиекаждому конкретному сектору, оказывают сильное влияние три фактора:
– структура экономикистраны в целом;
– рентабельность секторапо сравнению с другими секторами данной экономики и конкурентоспособность посравнению с аналогичными секторами в других странах;
– государственныйпротекционизм по отношению к сектору.
3.Управление рисками на макроуровне в России
Управление рискамимакроуровня относится к числу тех проблем, которые должны быть поставлены воглаву угла государственной политики, поскольку от решения вопросов созданияобщегосударственной системы управления рисками макроуровня зависит нормальноеразвитие и функционирование национальной хозяйственной системы страны.Обеспечение приемлемой величины рисков макроуровня позволяет добитьсястабильного социально-экономического развития, результатом которого будетэкономическая независимость государства, благоприятный инвестиционный климат,увеличение производительности труда, низкий уровень безработицы, повышениеблагосостояния и социальной защищенности граждан страны, лидирующие позицииРоссии на международной арене. При этом нейтрализуется или уменьшаетсянегативное воздействие разрушительных процессов, влияющих на развитиесоциально-экономической системы страны в целом и входящих в ее составструктурных элементов (отраслей, рынков и т.д.). Без обеспечения приемлемойвеличины рисков макроуровня, очень сложно решать какие либо задачи, стоящиеперед страной, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Вэтом отношении обеспечение приемлемой величины рисков макроуровня выступаетреальной основой жизнедеятельности общества, ближайших и более отдаленныхперспектив его социально-экономического развития.
Основываясь насовременных тенденциях в экономике можно выделить следующие основные риски вРоссии:
1. Отсутствие свободныхденежных средств привело к замедлению темпов роста частных инвестиций. Этосущественным образом отразилось на таких секторах экономики, как строительствои т.д. Российский бюджет в серьезной степени зависит от цен на нефть, и этоявляется самым важным риском.
2. Отток капитала изРоссии, связанный с глобальным финансовым кризисом, который составил 10-15миллиардов долларов. Отток капитала наметился в июле в связи с падением цен нанефть. Со временем он только усиливался на фоне глобального замедления, а такжеиз-за опасений относительно политики РФ, касающейся иностранных инвесторов.Кроме того, отток капитала в течение последних нескольких месяцев сопровождалсяухудшением ситуации на мировых финансовых рынках и ужесточением условий кредитования.
3. Снижение объемовкредитования. Темпы роста кредитования в России значительно снизились на фонеоттока иностранного капитала и замедления темпов роста депозитов. В 2009 г. пооценкам экспертов, данный показатель едва ли превысит 15%.
4. Еще одним риском дляроссийской экономики является ситуация в банковском секторе, который сейчасвыглядит довольно слабым в условиях мирового финансового кризиса. Российскиебанки вносят 60%-ный вклад в рост ВВП страны, однако все может сильноизмениться в ближайшее время. Банковская система в России сильноконцентрированна. 30 первых банков владеют примерно 70% банковских активов.Подконтрольные государству банки доминируют. Только первые четырегосударственных банка владеют 40% активов всей банковской системы и хранят 50%всех депозитов на своих счетах. Частные банки небольшие, и именно они сейчасподвержены высокому риску, поскольку из-за сильной концентрации депозитов насчетах госбанков они осуществляли свою деятельность, полагаясь в основном навнешнее фондирование. Для 30 крупнейших российских банков отношение займов кдепозитам в среднем составляет 140%. При этом у некоторых из них данныйпоказатель достигает 200%. Поэтому неудивительно, что с началом оттока средствиностранных инвесторов из России и падения российского рынка акций, банки РФоказались под сильным давлением, вызванным нехваткой ликвидных средств.
Однако поддержка частныхбанков в период кризиса очень важна для государства, поскольку проблемы в одномбанке могут вызвать сложности во всей банковской системе благодаря «эффектудомино».[3]
5. Кроме того, в 2009 г.под давлением оказался и рубль. Падение цены на нефть и правительственные займыпривели к резкому снижению курса рубля. Обвал рубля по отношению евро идоллару, курс которых резко вырос до показателей начала 2008 г., может бытьспровоцирован массовым оттоком иностранного капитала из России.
Согласно предварительнойоценке ЦБ РФ, рост реального эффективного курса рубля к иностранным валютам вдекабре 2008 г. в сравнении с декабрем 2007 г. составил 4,5% против 5,1% в 2007г. Реальный курс российской валюты к доллару в сравнении с декабрем 2007 г.упал на 0,2% (+15% за такой же период 2007 г.), к евро – вырос на 5,3% (+5,8% в2007)г., см. Реальный эффективный курс рубля отражает курс к корзине валютстран – основных торговых партнеров России с учетом инфляции. На него влияютдевальвация и темпы роста потребительских цен по обе стороны – в России истранах, с которыми она ведет торговлю.
Еще в ноябре ростреального курса рубля был почти вдвое выше декабрьских темпов – 8,5%. В ноябреЦБ четырежды ослаблял рубль к бивалютной корзине, подорожавшей с августа кначалу декабря на 5,2%, но эффект девальвации нивелировался высокой инфляцией(12,5% с начала года по ноябрь).
Укрепление рубля особенноважно для корпоративного долга, так как большинство компаний и банков занималов долларах, ориентируясь на его долгое падение.[4]
6. Сокращениезолотовалютных резервов. Объем международных резервов России по состоянию наконец 2008 г. составлял 453,5 млрд. долл.- это на 21,9 млрд. долл. меньше, чемв предыдущую отчетную дату. В целях поддержки курса рубля Банк России засентябрь-октябрь 2008 г. продал из золотовалютных резервов 57,5 млрд. долл.Переоценка золотовалютных резервов привела к их снижению на 30,1 млрд. долл.Это рекордное падение: оно составило 6% от общей суммы в 515,7 млрд. долл.
Объем международныхрезервов страны, ранее называвшихся золотовалютными, непрерывно рос в течениевсего 2008 года. Если в начале года их общая стоимость оценивалась в 474 млрддолл., то уже в марте была превышена отметка в полтриллиона, а летом – в 590млрд долл., в августе рост резервов прекратился, поэтому отметка в 600 млрддолл. так и не была пройдена. Государственные резервы буквально тают не подням, а по часам. Бури на финансовых рынках, усиливающаяся инфляция по всемумиру обесценивают государственные фонды.
7. ПреобразованиеСтабилизационного фонда. Стабилизационный фонд России – финансовый резерв,созданный страной в 2004 г. и с тех пор пополняемый за счет отчисления в негосверхдоходов от экспорта нефти. Что касается цифр, то совокупный размерСтабфонда – около 150 млрд. долл. Основное назначение Фонда – способствоватьстабильности экономического развития страны, являться одним из основныхинструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление,снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебанийпоступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнениифункций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перединостранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны.
В 2008 г.Стабилизационный фонд России прекратил свое существование, разделившись на двафонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд можетрасходоваться на финансирование бюджета, либо на погашение внешнего долга. Фондблагосостояния создан для софинансирования добровольных пенсионных накоплений.Если не вдаваться в подробности, то разница в следующем: Фонд национальногоблагосостояния предназначен для рискованных инвестиций, а Резервный фондразмещается в консервативных инструментах. Формируются они, как и их предшественник,из нефтегазовых сверхдоходов. При этом он снижается, поскольку государствунеобходимо тратить средства на борьбу с финансово-экономическим кризисом. Подвоздействием общемировых хозяйственных тенденций экономика России может ощутитьсерьезное недомогание еще при сохранении высоких нефтяных цен на мировом рынке.
7. Стагнация экономики.Одним из последствий глобального финансового кризиса является снижение темповроста российской экономики. Падение мировых цен на нефть ведет к кризисномупоражению национального хозяйства России, обвалу на фондовом рынке, падениюпромышленного производства, росту безработицы и усилению инфляции, резкомуснижению потребления. [5]В условиях осложнениявнутриэкономической ситуации, а также падения мировых цен на нефть государствоне располагает достаточными финансовыми ресурсами. Расходы правительства резковозрастают, в то время как поступления сокращаются. Время, уходящее нареализацию проектов, удлиняется, отдача от них значительно меньше илиотодвинута на неопределенный срок. Некоторые проекты и вовсе окажутсязамороженными или превратятся в долгострой.
Заключение
Современный кризис вмировой экономике охватил все сферы жизнедеятельности российского общества игосударства, что повлекло к возникновению и увеличению рисков разных типов, и втом числе рисков макроуровня, влияющих на эффективность деятельностихозяйствующих субъектов и уровень социально-экономического развития государствав целом.
Замедление экономическогороста, а то и спад в нашей стране чреваты не только экономическими, но иполитическими проблемами. Поэтому важнейшей задачей современной политической иэкономической системы России является ее способность адекватно реагировать навозможные риски. Поэтому проблема управления рисками в развитии национальнойэкономики приобретает первоочередное значение и позволяет всерьез говорить онеобходимости разработки концепции ее решения.
Список использованной литературы
1. Васильев В.А. Математические модели оценки иуправления финансовыми рисками хозяйствующих субъектов / В.А. Васильев, А.В.Летчиков, В.Е. Лялин // Аудит и финансовый анализ. – 2006. – №4. – С.201.
2. Классификациярисков [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.puckinet.ru/inc/vidr10.htm
3. Реально упал //Ведомости. – 2009. – №3 (13 янв.)
4. Смолякова Ю.В.Риски в экономике России на современном этапе // Проблемы современнойэкономики. – 2010. – №2(30).
5. Центробанкспасает // Ведомости. – 2008. – № 248 (30 дек.)