Реферат по предмету "Экономика"


Региональный рынок труда и кадры для малого инновационого предпринимательства в Рязанской област

--PAGE_BREAK--
3. Малое инновационное предпринимательство.

3.1. Понятие малого инновационного предпринимательства и кадры для него.

Инновационный сектор экономики развитых стран, результатом функционирования которого являются специфические товары — нововведения, представлен несколькими сегментами: во-первых, корпоративными структурами (научно-исследовательскими подразделениями крупных компаний, их внутренними и внешними венчурами); во-вторых, государственно-общественными организациями (университетскими исследовательскими центрами, учебными заведениями); в-третьих, малыми инновационными предприятиями (МИЛ), совокупность которых образует малое инновационное предпринимательство. Важность последнего сегмента объективно обусловлена тем, что по различным данным от половины до двух третей значительных нововведений были разработаны независимыми изобретателями и МИЛ. Малый инновационный бизнес очень динамичен, многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам. В развитых странах МИЛ обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, на единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в четыре, а в сравнении с крупными — в 24 раза выше. Кроме того, МИЛ почти на треть опережают крупные компании в скорости освоения новшеств.

Кроме указанного выше, необходимо обратить внимание на важную социальную функцию малых инновационных предприятий: в переходных условиях МИЛ, с одной, обеспечивают занятость высококвалифицированных специалистов, с другой стороны, быстро формирует спрос на знания (в частности, в производственном секторе), производимые в сфере российской науки. При этом создается возможность сохранения активно работающих ученых и коллективов, научных школ.

Именно с малым инновационным предпринимательством многие исследователи связывают процессы реиндустриализации ведущих стран, их выход на новые рубежи научно-технического прогресса.

В России взаимодействие науки и предпринимательского сектора развито пока слабо, почти отсутствует законодательная база, фактически нет специальной инфраструктуры. В то же время в России имеется успешный опыт работы МИП. Процесс создания инфраструктуры инновационного бизнеса занимает длительное время. В таких странах как США, Германия, Япония это заняло 10-15 лет. В России создание инфраструктуры находится на начальной стадии, но масштабы этих процессов не соответствуют потребностям страны, и пока не оказывают должного влияния на экономику. В свете мирового опыта значение МИП в условиях переходной российской экономики очевидно: данный вид малого предпринимательства позволит полнее реализовать все еще значительный научно-технический потенциал страны, придаст новые импульсы многолетним традициям изобретательства, будет способствовать преодолению кризисных явлений в народном хозяйстве России.

Выбор оптимальной модели инфраструктурного обеспечения малого бизнеса в инновационной сфере является сложной многокритериальной задачей, учитывая специфику функционирования последнего — рисковость; длительный многоэтапный процесс пути от научно-технических знаний и разработок до практического применения.

Несмотря на многочисленные исследования малого инновационного бизнеса в России, выполненных в многоаспектном плане в разные годы, остается еще много «белых пятен» в области обеспечения функционирования МИП. Отсутствие такого научного задела сдерживает поступательное движение малого инновационного бизнеса, что приводит к неоправданным потерям и сбоям.

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного созда теля его потребителю);

осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере – первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;

отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

возможность реализации собственных творческих проектов;

высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;

утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность – это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:     

1. деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

2. внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов

3. инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:

1. использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;

2. отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

3. невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;

4. использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;

5. возможности прямых контактов с потребителями;

6. возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложение их к различным потребностям;

7. относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.

3.2. Кадры для малого предпринимательства в Рязанской области.

1. Рассмотрим распределение численности экономически активного населения по уровню образования.



высшее профессиональное

неполное высшее профессиональное

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее(полное) общее

основное общее

не т основного общего

послевузовское

Всего

2005

606,7

120,2

11,0

183,1

95,9

148,9

43,3

4,3

 

2006

576,4

125,8

12,3

144,7

116,0

131,1

45,2

1,3

 

2007

596,3

140,8

16,8

152,2

97,5

157,6

30,2

1,2

 

2008

570,6

139,3

14,6

182,7

84,6

119,2

28,5

1,7

 

2009

574,8

137,0

 

186,1

117,3

97,6

30,2

5,2

1,4

Мужчин

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

300,6

58,6

5,5

68,5

57,2

79,7

28,5

2,6

 

2006

288,3

52,0

5,6

53,1

75,3

73,5

28,2

0,6

 

2007

302,1

62,1

8,0

58,3

66,0

87,8

19,5

0,0

 

2008

287,5

61,1

7,7

71,2

55,3

71,7

18,6

1,4

 

2009

293,0

59,7

 

73,8

80,7

55,9

17,5

4,0

1,4

Женщин

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

306,1

61,6

5,5

114,6

38,7

69,2

14,8

1,7

 

2006

288,1

73,8

6,7

91,6

40,7

57,6

17,0

0,7

 

2007

29,2

78,7

8,8

93,9

31,5

69,8

10,7

0,8

 

2008

283,1

77,7

6,9

111,5

29,3

47,5

9,9

0,3

 

2009

281,8

77,3

 

112,3

36,6

41,7

12,7

1,2

 



Основная часть экономически активного населения имеет среднее профессиональное образование. На втором месте высшее профессиональное (137 тысяч человек). Снизилась численность среднего общего образования. Это связано с тем, что основная часть молодых людей уходит учиться в средние профессиональные училища и колледжи. Показатель  начального профессионального образования увеличились до 117 тысяч человек. Получив среднее профессиональное образование люди стремятся получить высшее.

2. Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и статусу в 2009 году.



всего

до 20

20-29

30-39

40-49

50-59

60 и более

средний возраст, лет



занято в экономике-всего, в том числе:

522,0

5,0

117,9

131,7

138,9

105,8

22,7

40,0

работающие по найму

489,9

4,4

112,9

125,8

128,3

99,7

18,8

39,8

работающие не по найму

32,1

0,6

5

5,9

10,6

6,1

3,9

43,7



Большинство населения Рязанской области работают по найму, не зависимо от возрастной категории. Только в возрастной группе 40-49 лет 10600 человек работают не по найму, предпринимательской деятельностью.

3. Распределение численности занятых в экономике по уровню образования и статусу в 2009 году



 

высшее профессиональное

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее(полное) высшее

основное общее

нет основного общего

послевузовское

занято в экономике-всего, в том числе:

130,8

172,4

104,9

81,7

26,3

4,4

1,5

работающие по найму

122,9

164,3

99,5

75,5

22,4

3,8

1,5

работающие не по найму

7,9

8,1

5,4

6,2

3,9

0,6

 



 Если рассматривать распределение людей по статусу и образованию, то наибольшее количество работающих не по найму людей, а именно 8 тысяч имеют среднее профессиональное образование. И 7900 имеют высшее профессиональное.

4. Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности.

 

2005

2006

2007

2008

2009

всего

525,5

520,4

515,5

513,9

496,9

в том числе по формам собственности:

 

 

 

 

 

государственная и муниципальная

182,5

182

182,1

178,4

178,5

частная

296,2

291,1

291,8

301,9

270,6

собственность общественных и религиозных организаций

3,5

2,9

2,7

1,9

2

смешанная российская

30,9

32,1

25,8

21,4

30,2

иностранная, совместная с иностранной

12,3

12,3

13,1

10,3

15,6

5. Государственные и муниципальные высшие учебные заведения по видам.

 

2000

2005

2009
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.