--PAGE_BREAK--Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в оптовых ценах. Натуральные показатели используются при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. Условно-натуральные применяются для обобщающей характеристики объемов производства продукции [9, 5].
Номенклатура — это перечень наименований изделий, работ, услуг. Ассортимент — перечень наименований изделий, работ, услуг с указанием количества по каждому из них. В процессе анализа изучаются изменения в номенклатуре и ассортименте продукции по сравнению с предыдущим годом, а также устанавливаются причины изменения как зависящие, так и не зависящие от работы предприятия. Во всех случаях необходима не просто констатация фактов изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а изучение целесообразности этих изменений. Объективно все изменения в номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции должны быть подчинены интересам и требованиям рынка. При этом должны соблюдаться и собственные интересы предприятия, т. е. стремиться выпускать высокорентабельную, а не убыточную продукцию.
Таблица 3.1.
Структура товарной продукции ОАО «Мясо»
Вид продукции
Годы
2006
2007
2008
Выручка, тыс.руб.
Структура, %
Выручка, тыс.руб.
Структура, %
Выручка, тыс.руб.
Структура, %
Колбасные изделия:
251922
71,1
268305
74,3
275963
76,3
В т.ч. — вареные
57978
16,4
66756
18,5
75434
20,8
— сосиски
51188
14,4
51807
14,3
51674
14,3
— сардельки
42756
12,1
42860
11,9
42760
11,8
— полукопченые
52296
14,7
63106
17,5
62967
17,4
— свинокопчености
47704
13,5
43776
12,1
43128
11,9
Полуфабрикаты
102407
28,9
92903
25,7
85814
23,7
В т.ч. — фарш
26355
7,4
24580
6,8
22659
6,3
— пельмени
43970
12,4
34539
9,6
33085
9,1
— котлеты
32082
9,1
33784
9,3
30070
8,3
Всего
354329
100
361208
100
361777
100
Анализируя полученные результаты можно отметить, что доля полуфабрикатов в 2008 г. по отношению к 2006 г. сократилась на 5,2%. Большую долю в структуре товарной продукции занимают колбасные изделия. При этом наблюдается тенденция увеличения доли колбасных изделий, так как в 2006 г. она составляла 71,1%, а к 2008 г. увеличилась до 76,3%. Большую долю в структуре колбасных изделий занимают вареные колбасы, которые производятся с ориентацией на спрос покупателей со средними доходами. Однако заметно снижение продаж свинокопченостей в ассортименте колбасных изделий.
3.2. Экономическая эффективность производства
Эффективность производства — важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Система показателей эффективности производства предоставленная в работе даёт всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержит все общеэкономические показатели [3, 186].
В системе показателей эффективности производства не все из них имеют одинаковую значимость. Есть главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности.
Обобщающиепоказатели в основном выражают конечные результаты производства и выполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для анализа и выявления резервов эффективности, устранения узких мест в производстве.
Оценка эффективности производства может осуществляться с различных позиций, с помощью различных методов, показателей и измерителей. Оценка деятельности любого производственного подразделения должна осуществляться по единому критерию — степени реализации комплекса требований, которые современная система отношений рыночной экономики предъявляет к результатам деятельности производственного подразделения, исходя из его назначения, профиля специализации, производственно-технических и экономических возможностей, а также общественных интересов. Что касается методов, критериев и показателей оценки, то они должны по возможности более полно отвечать сформулированной выше позиции [15, 45].
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Мясо» за 2006-2008 годы приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Анализ показателей рентабельности ОАО «Мясо» за 2006-2008 годы
Показатели
Годы
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Выручка от продажи продукции (В), тыс. руб.
354329
361208
361777
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.
331496
339363
342992
Валовая прибыль (ВП), тыс. руб.
22833
21845
18785
Издержки обращения (ИО), тыс. руб.
16022
15749
17622
Среднегодовая стоимость основных фондов (ОПФ), тыс. руб.
28719
33714
29174
Фонд заработной платы (ФЗП), тыс. руб.
1850
1696
1588
Прибыль (убыток) от продаж (П), тыс. руб.
6811
6096
1163
Чистая прибыль (ЧП), тыс. руб.
2445
3429
50
Рентабельность от продаж, % (П/В*100%)
0,7
0,9
0,3
Рентабельность общей деятельности, % (ВП/В*100%)
6,4
6,0
5,2
Рентабельность конечной деятельности, % (ЧП/В*100%)
0,7
0,9
0,01
Рентабельность текущих издержек, % (ЧП/ИО*100%)
15,3
21,8
0,3
Рентабельность совокупных затрат, % (ВП/ (ОПФ+ФЗП))
0,7
0,6
0,6
Анализируя полученные показатели видно, что рентабельность конечной деятельности в 2008 г. по сравнению с 2006,2007 гг. значительно снизилась, она имеет низкий уровень (0,01 %) из-за низкой чистой прибыли, которая в 2008 г. составила 50 тыс. руб. На снижение чистой прибыли повлияло увеличение себестоимости продукции, издержек обращения и прочих расходов, а именно за счет увеличения расходов на уплату процентов по кредитам. Чистая прибыль в свою очередь была направлена на выплату дивидендов, формирование резервного капитала и на покрытие убытков прошлых лет. Также наблюдается снижение рентабельности от продаж до 0,3%, рентабельности общей деятельности до 5,2%. Рентабельность текущих издержек имеет резкое снижение за счет роста издержек обращения в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 1873 тыс. руб. А рентабельность совокупных затрат в 2008 г. по сравнению с 2006 г. снизилась на 0,1%.
В целом деятельность ОАО «Мясо» в 2008 г. по сравнению с 2006, 2007 гг. можно назвать неудовлетворительной, необходимо срочно проводить мероприятия по увеличению выручки от продаж, снижению издержек обращения, так как практически весь доход уходит на их покрытие.
Также, судя по данным оценки, следует отметить, что предприятию очень сложно будет привлечь средства для дополнительного финансирования, т.к. показатели анализа свидетельствуют о слабой платежеспособности организации, т.е. способности рассчитываться по своим обязательствам. Следовательно, необходимо разработать план повышения рентабельности производства продукции с целью улучшения финансово-хозяйственной деятельности.
4. Пути повышения рентабельности производства продукции
4.1. Факторы снижения себестоимости продукции
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
продолжение
--PAGE_BREAK--