Реферат по предмету "Экономика"


Реформирование собственности в Республике Беларусь. Интеграция и социальное партнерство в рыночной экономике

Содержание
1. Национализация, разгосударствление и приватизация. Реформированиесобственности в Республике Беларусь
2. Роль социального партнерства в рыночной экономике
3. Сущность, роль и основные этапы развития экономической интеграции
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Список использованных источников

1. Национализация,разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в РеспубликеБеларусь
Национализация это – отчуждениеимущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое наосновании специального акта компетентного государственного органа.
Национализация затрагиваетпреимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочныхвложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшиенерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. Кширокой практике национализация отдельных производств или отраслейпромышленности прибегли многие европейские государства после второй мировойвойны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательствоопределяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах мерыс выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.
Целью национализации являетсяобеспечение потребности страны в продукции (работах, услугах), необходимой дляобеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическаяпродукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указаннойпродукции.
Объектом национализации можетвыступать производственно-технологическое и вспомогательное оборудование,предназначенное для выпуска стратегической продукции и неотъемлемо связанные сним права на объекты недвижимости, в объеме, необходимом для обеспечениявыпуска стратегической продукции (производственно-технологический комплекс).
Основной принцип национализациисостоит в невозможности удовлетворения потребности страны в стратегическойпродукции в необходимые сроки без проведения национализации.
Национализация может быть осуществленаодним из следующих способов:
– путем приобретения стратегическойпродукции на открытом рынке;
– за счет организации новогопроизводства по выпуску стратегической продукции;
– за счет мобилизационных заданий, засчет запасов материальных ценностей государственного материального резерва (втом числе мобилизационного резерва).
Между тем, обязательно выплатавозмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванныхнационализацией.
Разгосударствление собственности ускорилопроцесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствлениеи приватизация – не однозначные, хотя и тесно связанные между собойпонятия.
Под разгосударствлением следуетпонимать процесс устранения государственного монополизма, формированиямногоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождениягосударства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствлениеозначает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическимметодам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности.
В свою очередь разгосударствлениенепосредственных отношений собственности можно свести к трем основнымвзаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию негосударственного сектора смногообразными типами хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств,остающихся в государственном ведении, освобождении их отадминистративно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. к передачев распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной иогосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следуетрассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствлениевозможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, аидет процесс децентрализации в пределах государственного управлениясобственностью.
Приватизация – процесс передачи правасобственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранеепринадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частнымлицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности.В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном вариантекак средство оздоровления отдельных звеньев экономики.
Таким образом, приватизациюгосударственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простойдемонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задачформирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитиебудут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики,способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весьцивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного ичастного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.
С учетом этого можно допустить, чтоважным подспорьем в реализации целей приватизации может послужить«теневой» и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так иостанется. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономикатаковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточнотолько принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как онаисчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этимположением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации,забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из виду, чтов какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный»бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы для того,чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе,запрещенном законом.
Разгосударствление и приватизациясобственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имуществагосударственного предприятия, сданного в аренду; превращение государственныхпредприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных)предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе ибезвозмездная передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизациямогут производиться и в других, не противоречащих действующему законодательствуформах. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки,оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.
Для выкупа государственнойсобственности могут быть использованы следующие финансовые средства: личныесбережения граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственныхюридических лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли,остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков идругие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотренозаконодательством, и т.д.
Процесс приватизации в РеспубликеБеларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3(ред. от 26.06.2009) «О разгосударствлении и приватизации государственнойсобственности в Республике Беларусь». Масштабы государственнойсобственности предопределяют длительный период ее реформирования. В Беларусионо началось в 1991 г. и продолжается по настоящее время. В процессеразгосударствления и приватизации можно выделить три этапа.
Первый этап (1991-1994 гг.)начался после принятия Верховным Советом Республики Беларусь Постановления«Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации вРеспублике Беларусь» и осуществлялся при отсутствии необходимойзаконодательной базы и недостаточном нормативном обеспечении. В этот периодбезвозмездная (чековая) приватизация не применялась. Государственные и арендныепредприятия приватизировались преимущественно их трудовыми коллективами наплатной основе. При этом часть государственного имущества, прежде всегоосновные фонды, амортизированные более чем на 70 %, передавались новомусобственнику безвозмездно.
Второй этап (1995-2000 гг.)реформирования связан с принятием в 1993 г. Закона «Оразгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», для практическойреализации которого Мингосимуществом был разработан пакетнормативно-методических документов. Этот этап характеризуется осуществлениемпринципов чековой приватизации, что позволило сократить разрыв междуплатежеспособным спросом населения и предложением основных фондов. В результатев приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но идругие субъекты, в том числе широкие слои населения.
В этот период были отменены такиельготы, как безвозмездная передача амортизированных более чем на 70 %основных фондов и использование для выкупа чистой прибыли государственныхпредприятий. Высокие темпы инфляции обусловливали необходимость многократнойпереоценки основных фондов, что вело к чрезмерному росту оценочной стоимостиприватизированных предприятий, которая нередко значительно превышала реальную.
Вместе с тем законодательное инормативно-методическое обеспечение и активная политика государства в вопросахреформирования собственности обусловили приватизацию в этот период 876 предприятий,из них 324, или 37 %, республиканской собственности.
Третий этап (начался в 2000 г.)характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, чтообусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное,постепенное вхождение в рынок. В период 2000 г. – начала 2008 г. былоприватизировано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общегочисла приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления иприватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то времякак в России – 55 %, в Литве – 57 %, в Латвии – 46 %. Между темопыт функционирования предприятий негосударственных форм собственностисвидетельствует об их высокой эффективности.
Во все годы анализируемого периодазначительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятияторговли. В результате их удельный вес составляет 29,2 %, что объясняетсяне только их небольшими размерами, но и высокой доходностью коммерческойдеятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала.
Значительный удельный вес в структуреприватизированных занимают предприятия бытового обслуживания. В целомпредприятия коммунальной собственности составляют 54 % в общем количествеприватизированных.
Практика реформированиягосударственной собственности позволила выявить ряд недостатков в действующеммеханизме разгосударствления и приватизации предприятий. Так, припреобразовании государственных и арендных предприятий в акционерные обществаотсутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживалотехническое обновление производства и повышение эффективности функционированияреформированных предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органовприватизации и ограничение участия трудовых коллективов в разработке проектовпреобразования предприятий не позволяли максимально учесть интересыхозяйствующего субъекта и наемных работников, что снижало эффективностьприватизации.
Несовершенство механизмаразгосударствления и приватизации тормозило реформирование государственнойсобственности, что обусловило необходимость его совершенствования по следующимнаправлениям.
1. Изменение порядкаформирования уставных фондов акционерных обществ, создаваемых на основегосударственных и арендных предприятий, и прежде всего привлечение в качествеучредителей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия длярасширения и обновления производства, повышения конкурентоспособностипредприятий.
2. Расширение полномочийтрудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытыхакционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности. Этодостигается путем создания на предприятии комиссии по его преобразованию вакционерное общество. Разработка проекта преобразования членами трудовогоколлектива позволяет не только учесть специфику предприятия, но и защититьинтересы наемных работников.
3. Повышение роли отраслевыхминистерств в осуществлении координации и контроля за ходом работ попреобразованию подведомственных предприятий в акционерные общества. Практическиэто реализуется путем создания специальных отраслевых комиссий по приватизации,а также путем участия представителей министерств в органах управленияакционерных обществ.
4. Проведение реструктуризацииобъектов путем выделения структурных подразделений предприятий с образованиемсамостоятельного юридического лица непосредственно в процессеразгосударствления.
5. Создание холдингов на основевыделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества безпредварительного образования юридического лица.
Реализация перечисленных направленийсовершенствования механизма реформирования государственной собственности будетспособствовать ускорению этого процесса.
2. Рольсоциального партнерства в рыночной экономике
В условиях рыночной экономикипрактически во всех странах общей тенденцией является снижение ролигосударства, что носит объективный характер и объясняется изменением структурысобственности в экономике и отказом государства от патерналистских принциповруководства отношениями между субъектами экономики. Тем не менее, разумное влияниегосударства на экономику имеет огромное практическое значение.
В странах с развитой рыночнойэкономикой важнейшим механизмом воздействия государства на социально-трудовуюсферу является формирование системы трудовых отношений на основе социального партнерства,когда в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны:государство, объединения работодателей и профсоюзы, представляющие интересынаемных работников.
Цели и задачи социального партнерстваследует рассматривать в контексте концепции «достойного труда», что означаетвысокоэффективный труд в хороших производственных, социально-трудовых ибезопасных условиях при полной занятости, имеющий достойную оплату идоставляющий каждому работнику удовлетворение, возможность проявить свои способностии мастерство. При таком труде достоинство и права трудящихся защищены, и ониактивно участвуют в деятельности организации.
Создание условий для достойного трудаМОТ считает первоочередной задачей. В Основах стратегической политики МОТ на2006-2009 гг. главной задачей, которая была единодушно поддержана 93-йсессией Международной конференции труда (МКТ) в 2005 г., определено«Превращение достойного труда в глобальную цель». На осуществление Программыдостойного труда выделены необходимые средства и разработаны четырестратегические задачи:
– содействие основополагающим правамв сфере труда;
– расширение возможностей занятости;
– совершенствование системысоциальной защиты населения;
– развитие и укрепление системысоциального партнерства.
Для решения этих задач разработаныразличные программы практической деятельности МОТ. В документах МОТ указано:«Программы достойного труда, разрабатываемые и осуществляемые правительствами,организациями предпринимателей и профсоюзами государств-членов, должны придатьпрактический характер общим усилиям, направленным на то, чтобы национальныестратегии развития вносили эффективный вклад в расширение возможностей вобласти достойного труда».
Эксперты МОТ определяют сущностьсоциального партнерства как механизм, посредством которого предприниматели,представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных имногосторонних действий для решения всех важнейших вопросов экономической исоциальной политики в национальном масштабе путем поиска компромисса.
Идеология социального партнерстваисходит из положений устава МОТ, в преамбуле которого подчеркивается: «Всеобщийи прочный мир может быть установлен только на основе социальнойсправедливости». Эту идея зафиксирована и в Филадельфийской декларации МОТ:«Нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния».
В настоящее время нет единства вопределении понятия «социальное партнерство», и в различных источниках онотрактуется по-разному.
Смысловое значение словосочетания«социальное партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовыхотношений. В экономической и социальной политике этот термин означаетконсультации и сотрудничество между наемными работниками и работодателями наразных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплатытруда.
В широком смысле социальноепартнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп длядостижения общих целей. По своей сути социальное партнерство отражаеткомпромисс интересов основных субъектов экономических процессов и выражаетобщественную необходимость социального мира как одного из главных условийполитической стабильности и экономического прогресса. В узком и наиболеераспространенном значении социальное партнерство – это способ согласованияинтересов работников и работодателей в целях достижения социального мира сучастием государственных структур, представляющих интересы общества. При этомсуществуют два совершенно противоположных представления.
Первое представление, наиболеераспространенное, исходит из того, что социальное партнерство есть системавзаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходитна смену непримиримой классовой борьбе между антагонистическими классами.Сторонники этого направления утверждают, что развитие капитализма привело кликвидации классовых противоречий и на смену антагонистических противоречийпришли конфликты между организациями, представляющими разные интересы вобществе. Такие конфликты можно разрешить путем переговоров и достижениякомпромисса. Поэтому социальное партнерство в этом случае рассматривается какодин из способов согласования интересов, представленных в обществе.
Второе представление состоит в том,что социальное партнерство есть способ согласования противоположных интересов,метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов междуклассом наемных работников и классом собственников. В этом случае социальноепартнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий, условиеполитической стабильности и социального перемирия в обществе.
Практика показывает, что противоречиямежду наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводуоплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи сразличными и противоположными интересами между работниками и работодателямивозникают объективные противоречия. Если эти противоречия не устраняются,возникают серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными,экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество – при ведущейроли государства – должно быть способно предотвращать неуправляемое развитиетаких событий.
Известный чешский экономист О. Шикотмечал: «Нельзя примирить интересы людей, когда одни из них владеют всемиматериальными благами, всеми средствами производства и предметами потребления,а значит, и удовлетворяют все свои потребности за счет других». Но примирятьинтересы, пусть это и сложно, необходимо, и основой для примирения служитсоциальное партнерство.
Социальное партнерство не должновести к соглашательству или, напротив, к постоянной конфронтации. Оно должноспособствовать выработке таких позиций и договоренностей, которые позволяютудовлетворять интересы сторон в конкретных условиях, достигать компромисса,способного установить социальный мир на предприятии, в организации, натерритории, в отрасли и в стране в целом. В промышленно развитых странахсоциальному партнерству отводится особая роль, которая возрастает припроведении реструктуризации и интеграции экономики. В таких странахпринципиальными особенностями становления социального партнерства являются:
– создание и функционированиеструктур социального партнерства на основе законов, а не административныхактов;
– полномочность структур социальногопартнерства;
– жесткое соблюдение трудовых законовпод контролем парламентов, ассоциаций предпринимателей и профсоюзов, органовсоциального партнерства;
– равенство сторон и приоритетностьсогласительных установок и процедур в договорном процессе;
– систематичность консультаций,добровольность и демократичность принимаемых решений;
– компетентность и ответственностьпартнеров, исключающие ведомственные подходы и коррупционные комбинации;
– гибкость в выборе объектоврегулирования, в формировании состава сторон, в принятии решений;
– авторитарность на уровне общества игосударства.
Эти международные особенностистановления социального партнерства обобщены в правовых принципах социальногопартнерства и отражены в конвенциях и рекомендациях МОТ. Среди них наиболеезначимыми являются:
– многоуровневость взаимодействия исотрудничества;
– свобода ассоциаций;
– добровольность и равноправиесторон;
– трипартизм;
– обязательность выполнениясторонами условий соглашений и договоров;
– арбитражное разбирательствосоциально-трудовых конфликтов и др.
МОТ подчеркивает, что идеальной,пригодной для всех стран модели социального партнерства нет. Поэтому учетнациональной специфики является одним из главных общих принципов формированиясистемы социального партнерства в каждой стране.
В отечественной и зарубежной практикесоциальное партнерство рассматривается как система отношений всоциально-трудовой и общественной сферах. В сфере социально-трудовых отношенийсоциальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений междуработодателями или их представителями, работниками или их представителями,органами государственной власти, местного самоуправления, направленная насогласование интересов по вопросам регулирования трудовых отношений. В сфереобщественных отношений социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношенийнегосударственных, некоммерческих организаций с объединениями бизнеса, органамигосударственной власти и местного самоуправления, направленная на согласованиеи защиту интересов различных социальных и профессиональных групп, бизнеса и органоввласти на основе договоров, соглашений по актуальным проблемам экономического,социально-политического и духовного развития.
3. Сущность,роль и основные этапы развития экономической интеграции
Интеграция (от лат. integer – целый)– означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия,развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровненациональных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами,компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении иуглублении производственно-технологических связей, совместном использованииресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условийосуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Экономическая интеграция(integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие ивзаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к ихпостепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграцияпроисходит путем формирования региональных экономических объединений государстви согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие ивзаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, впостепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена иперемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) междустранами.
Экономическая интеграция являетсянеобходимым условием наиболее эффективного использования ресурсов, облегчаетстранам доступ к более широкому рынку, охватывающему несколько государств,стимулирует концентрацию средств производства в выбранных отраслях, создаетвозможности более эффективной специализации в научно-технических исследованиях.
Основной предпосылкой и причинойэкономической интеграции выступает противоречие между высоким уровнем развитияпроизводительных сил и узкими рамками национальных экономик. Материальнойосновой экономической интеграции является интернационализация производства. Егокрупные масштабы обеспечивают получение большей прибыли.
В условиях современного этапанаучно-технического прогресса международная экономическая интеграция для многихстран является объективной необходимостью, так как вытекает из потребностейнынешнего состояния производительных сил. Эту необходимость испытывают, преждевсего, высокоразвитые страны, особенно те, которые имеют ограниченные экономическиересурсы и внутренние рынки. Экономическая интеграция является для них условиемнаиболее эффективного использования ресурсов и достижения более высоких темповНТП, облегчает им доступ к более широкому рынку/охватывающему несколько стран,облегчает концентрацию средств в выбранных отраслях производства, создаетвозможности более эффективной специализации в научно-технических исследованиях.В то же время экономическая интеграция позволяет объединить экономическиесредства интегрирующихся стран с целью производства определенного видапродукции или научных исследований, когда они превышают затраты стран.
Для успешной реализацииинтеграционного процесса необходимы определенные условия: близость уровнейэкономического развития интегрирующихся стран; развитая инфраструктура дляперемещения производственных факторов; общность решаемых макроэкономическихзадач, а также соответствующих экономических и политических решений со стороныправительственных органов; географическая близость интегрирующихся стран.
Характерной чертой экономическойинтеграции индустриально развитых стран является то, что отмеченные и иныефакторы, приводящие к возможности интеграции, здесь наиболее типичны.Стремление развивающихся стран к экономической интеграции объясняется тем, что,интегрируясь, они надеются в определенной мере ослабить трудностиэкономического развития, прежде всего в индустриализации.
Экономическая интеграция в развивающихсястранах протекает довольно медленно, так как сопряжена с целым рядом проблем:
1) недостаточно развитапроизводственная инфраструктура, что затрудняет передвижение производственныхфакторов между этими странами;
2) интегрирующиеся страныдовольно часто слабы и дополняют друг друга в экономическом отношении. Ихпроизводство в основном рассчитано на рынки развитых стран, где они удовлетворяютсвои потребности в импорте;
3) интегрирующиеся странысущественно различаются между собой экономическим потенциалом, ценовойполитикой, системой налогообложения и т.д., что приводит к серьезным противоречиямв этих группировках;
4) политическая нестабильность в рядеразвивающихся стран.
Международная экономическаяинтеграция включает и ряд этапов (развитие типов интеграционных объединений).
1. Начальным этапоминтеграционного процесса (в ряде работ он называется подготовительным) следуетсчитать заключаемые преференциальные торговые соглашения. Суть их в том, чтостраны, заключающие их, предоставляют друг другу более благоприятный торговыйрежим, чем третьим странам, например путем снижения таможенных пошлин. На этомэтапе еще не предусматривается создание межгосударственных регулирующихинститутов.
2. Создание зон свободнойторговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных пошлин вовзаимной торговле, но сохраняют национальные таможенные тарифы в отношениях стретьими странами.
3. Формирование таможенногосоюза, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировок дополняетединый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Данный вид интеграциипредполагает создание системы межгосударственных opгaнов для проведениясогласованной внешнеторговой политики.
4. Создание общего рынка, когдаликвидируются барьеры не только во взаимной торговле товарами и услугами, но ив перемещении рабочей силы и капитала. Система регулирующих межгосударственныхорганов становится более разветвленной и с более широкими полномочиями.
5. Становление экономическогосоюза, который предполагает проведение государствами-участниками единойэкономической политики, создание системы межгосударственного регулированиясоциально-экономических процессов, протекающих в рамках интегрирующегосярегиона. При этом осуществляется унификация национальных законодательств вважнейших областях хозяйственной жизни, национальные правительства добровольноотказываются от части своих функций в пользу национальных органов, которые всвою очередь наделяются полномочиями принимать оперативные решения от лица всейинтегрирующейся группировки.
В принципе возможно существование итакой организационно-правовой формы международной интеграции, как политическийсоюз, предполагающий отказ стран-участниц от национального суверенитета и образованиемежгосударственного союза на федеративных или конфедеративных началах.
В связи с ростом количестваинтеграционных объединений в последние годы все большую актуальностьприобретает вопрос о социально-экономической оценке интеграции. В основу такойоценки кладется основополагающий принцип: любое интеграционное объединениедолжно способствовать расширению свободы мировой торговли, соответствоватьинтересам мировой экономики в целом.
В разработке теории международнойэкономической интеграции велика роль канадского экономиста Я. Вайнера. Им,например, доказано, что с созданием таможенного союза между государствами вэкономике возникает два типа эффектов: статические (экономические последствия,проявляющиеся сразу же после создания таможенного союза) и динамические (экономическиепоследствия проявляющиеся спустя некоторое время после создания таможенногосоюза). Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания иотклонения торговли. Суть эффекта создания торговли состоит в переориентацииместных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товарана более эффективный внешний источник, возникший в результате устраненияимпортных пошлин в рамках таможенного союза. Суть эффекта отклонения торговлисостоит в обратном: в переориентации местных потребителей с закупки товаров уболее эффективного внеинтеграционного источника поставок на менее эффективныйвнутриинтеграционньш источник, произошедшей по той же причине.
Как свидетельствует практика, в целомположительные эффекты при функционировании интеграционных формированийпреобладают над факторами негативными.
В числе динамических эффектов интеграциинеобходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разныхстран, что способствует сдерживанию роста цен, повышению качества продукции,стимулированию внедрений достижений НТП.
Задача1
Заполните следующую таблицу:Раздел экономической теории Уровень исследования Категории Цели исследования
Решение:Раздел экономической теории Уровень исследования Категории Цели исследования Микроэкономика на уровне предприятия предприятие, продукция, прибыль выявление механизма оптимальной деятельности предприятий с целью максимизации прибыли Макроэкономика на уровне экономики отдельных стран национальный доход, валовой внутренний продукт, импорт, экспорт выявление закономерностей развития экономики различных государств в целом и на уровне различных отраслей экономики Мировая экономика на уровне экономики всех стран мировой кризис, рецессия, взаимосвязь экономических явлений в различных странах выявление тенденций развития мировой экономики как совокупности взаимосвязей экономических явлений в различных государствах
Задача 2
Какой ряд значений предельнойполезности иллюстрирует закон убывающей полезности:
а. 8, 9, 6, 7, 10;
б. 20, 19, 18, 17, 16;
в. 20, 19, 17, 14, 14;
г. 15, 13, 10, 8, 4.
Решение:
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, припостоянном потреблении определенного продукта, его предельная полезностьначинает уменьшаться. Как видно, перечисленные значения под пунктом«б» полностью совпадают с законом.
Ответ: б. 20, 19, 18, 17, 16;
Задача 3
Как скажется на экономике падение цен на нефть и газ?
Решение:
Чем выше европейская цена на газ, тем лучше для предприятийРеспублики Беларусь.
Белорусскую экономику можно характеризовать следующимобразом: закупаем сырье в основном в России, производим продукт, продаембольшую часть на экспорт (не в Россию).
Для примера: поставки за январь-сентябрь 2008 г. вРоссию составляют 32 % от общего объема экспорта, в остальные страны – 68 %.
Наиболее нефтегазоемкая продукция поставляется как раз не вРоссию. Следовательно, разница между ценой, по которой покупают газ в мире иценой, по которой покупает газ Беларусь, является доходом белорусскихпредприятий.
Рассмотрим пример. Интересует только фактор цены на газ,следовательно, рассмотрим модель при прочих равных условиях.
Текущая ситуация выглядит примерно следующим образом.
Цена на газ для Европы: 500$.
Цена на газ для РБ: 130$.
Предприятия производят продукт Х. На производство единицыпродукта тратится 1 тысяча кубометров газа. Продукт Х продается посреднемировой цене.
У белорусского предприятия газ относится на себестоимость по130$.
У иностранного предприятия газ относится на себестоимость по500$.
Следовательно, себестоимость у белорусского предприятия на 370$меньше, чем у конкурентов.
Так как продукт X продается по одинаковой цене, значит доход(прибыль) у белорусского предприятия выше, чем у иностранного на 370$.
Белорусская и европейская цена увязаны пропорцией, значит,изменение цен на газ будет происходить пропорционально. Предположим, что ценыуменьшились в 2 раза.
Цена на газ для Европы: 250$.
Цена на газ для РБ: 65$.
Разница в доходе (прибыли) составит 185$ (двукратноеснижение).
Вот такая математика, из которой следует, что рост европейскойцены на газ выгоден белорусским предприятиям.
Учитывая, что доля России в общем объеме экспорта составляетвсего 1/3, а остальных стран – 2/3, то экспорт в другие страны в 2 раза болеезначим, по сравнению с Россией. Это является контраргументом утверждению, чтомы будем терять доходы от экспорта в Россию. Да – будем. Но будем на каждыйдоллар потерь приобретать больше одного доллара, за счет других стран(конкретный прирост зависит от соотношения нефтегазоемкости экспорта в Россию ив другие страны).
Следует также обратить внимание, что такая же математикаработает и в нефтяной сфере. Следовательно, рост цен на нефть выгоденбелорусским предприятиям, тем более что цена на газ увязана с ценой на нефть.
Вывод: мировой рост цен на нефть и газ выгоден республике.
Следствие: падение цен на энергоносители отрицательно сказываетсяна белорусской экономике.
Необходимо сразу оговорится, что был рассмотрен рост цены нагаз за счет изменения мировой (европейской) цены. Однако в Беларуси изменениецены на газ происходит еще и за счет ежегодного изменения доли погашенияевропейской цены (0, 67; 0,8; 0,9; 100). Очевидно, что чем выше доля, тем хуже,так как размер дотаций определяется по формуле «единица минус доля погашения».То есть вышеприведенные рассуждения верны только до тех пор, пока Беларусьпокупает газ по ценам, ниже европейских.
реформа собственностьпартнерство интеграция экономика

Списокиспользованных источников
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М: Юристъ, 2000. – 127 с.
2. ЛемешевскийИ. М. Макроэкономика (экономическая теория Ч. 3.). Учебное пособие для вузов. –Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
3. Макроэкономика:Социально ориентированный подход: Учеб. пособие / Э. А. Лотухина, В. В.Козловский, В. Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лотухиной. Мн.: Тесей, 2003. –320 с.
4. Макроэкономика:Учеб. пособие/ Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др.; под.ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
5. Экономическаятеория: Учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.: Книжный Дом, 2004. –608 с.
6. Экономическаятеория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред. Э. И. Лобковича. – Мн.: ОООНовое знание, 2000. – 664 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гидравлический расчёт
Реферат Сущность и структура государственного долга
Реферат Сучасна інфляція суть, причини та особливості. Типи інфляції
Реферат Сущность налога на прибыль
Реферат Сущность и планирование финансовых капитальных вложений
Реферат Сущность и значение ценных бумаг в развитии финансово-экономических отношений
Реферат Сущность и теории дивидендной политики
Реферат Сутність та призначення фінансів
Реферат Эндемические заболевания связанные с водой гельминтные заболевания передающиеся через воду
Реферат Сущность бюджетного федерализма в РФ и перспективы его развития
Реферат Сущность, цели и задачи финансового менеджмента
Реферат Сущность и функции финансов Финансовая политика
Реферат Сущность и функции финансов 8
Реферат Методические основы тарифного регулирования отрасли жилищно коммунального хозяйства
Реферат Структура генерального бюджета порядок и особенности его разработки