Реферат по предмету "Экономика"


Резервы снижения себестоимости на примере ОАО "Иркутскмебель"

Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ:СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ
1.1 Понятие и экономическоесодержание себестоимости
1.2 Состав и классификация затрат напроизводство и реализацию продукции
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО ПО «ИРКУТСКМЕБЕЛЬ»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ себестоимости в ЗАО ПО«Иркутскмебель»
РАЗДЕЛ 3. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯСЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ЗАО ПО «ИРКУТСКМЕБЕЛЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рыноки экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаровне стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, чтоона существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция,что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренциипобеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именноэти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этихфакторов как раз и заключены в себестоимость.
Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, ростаденежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно,успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости,осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованиюпроизводства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу иуправлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке егодеятельности.
Целью исследованияявляется объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции,выявление путей ее снижения.
В связи с вышеизложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будетпредставлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которыепоставили перед собой в данной работе, являются:
1.   Раскрыть особенности формированиясебестоимости на комбинате;
2.   Проанализировать динамику структурысебестоимости товарной продукции;
3.   Выявить факторы, влияющие на рубльзатрат товарной продукции;
4.   Определить недостатки и трудностиуправления себестоимостью;
5.  Выявить резервы снижениясебестоимости продукции.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения трех глав, заключенияи списка литературы.
/>РАЗДЕЛ 1 Себестоимостьпродукции: сущность, состав, КЛАССИФИКАЦИЯЗАТАТ/>1.1     Понятие иэкономическое содержание себестоимости
Впроцессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки(материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всейсуммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженныев денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта.
Таким образом, себестоимостьявляется частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит отизменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимыхпоказателей эффективности хозяйственной деятельности. Онапредставляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служитосновой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определитьприбыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись безсебестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятиювыпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции иликакую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основойценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, тоимеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукцияменьше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует наситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видовизделий и в целых отраслях.
В экономическойлитературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясновыражает понятие себестоимости:
Себестоимость — это выраженные встоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализациюпродукции (работ, услуг)[6].
При планировании, учете икалькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать всебестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственноне связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы«законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшемявляются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированыпредприятию потребителем его продукции [5].
Условно себестоимостьвыпускаемой предприятием продукции можно рассматривать с экономических июридических позиций. В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляеткак стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию,именуемые затратами. В юридическом разрезе себестоимость произведенныхпредприятием расходов нужно учитывать только тогда когда это дозволяетзаконодательство [5].
Какэкономическая категория себестоимость продукциивыполняет ряд важнейших функций [4]:
1.   Учет и контроль всех затрат на выпуски реализацию продукции;
2.   База для формирования оптовой цены напродукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
3.   Экономическое обоснованиецелесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническоеперевооружение и расширение действующего предприятия;
4.   Определение оптимальных размеровпредприятия;
5.   Экономическое обоснование и принятиелюбых управленческих решений и др.
Себестоимостьпродукции является не только важнейшей экономической категорией, но икачественным показателем, так как она характеризует уровень использования всехресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжениипредприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:
—   непосредственно с производством(сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия ит.д.);
—   с обслуживаниемпроизводственного процесса и его управлением;
—   с оплатой труда иотчислениями в фондсоциальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
—   с затратами на ремонтосновных производственных фондов;
—   с амортизационнымиотчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
—   с расходами на реализациюпродукции.
Причем следует отметить, что всекомпоненты учитываются по фактическимзатратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленныхдействующим законодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты являютсязатратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно дляобоснованного налогообложения прибыли.
Вотечественной теории и практике в зависимости от объекта, для которогоопределяются затраты, различают следующие виды себестоимости [3]:
—  Себестоимостьвсей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство иреализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную(коммерческую) себестоимость продукции.
Полнаяпроизводственная себестоимость — это общая сумма прямых и косвенных затрат напроизводство товаров или услуг.
Полная(коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственнуюсебестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.
—   Индивидуальная себестоимость,т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно вслучае единичного производства, например при строительстве судна или приизготовлении уникального оборудования.
Средняясебестоимость — данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется каксредневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.
Состави классификация затрат на производство и реализацию продукции
Существует обширнаяклассификация затрат.
По функциям деятельностипредприятия в системе управления производством затраты подразделяются на:
6)        снабженческо-заготовительные;
6)        производственные;
6)        коммерческо-сбытовые;
6)        организационно-управленческие.
По экономической роли впроцессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные.
Основными называютсязатраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства:сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплатутруда производственных рабочих и др.
По способу включения всебестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты связаны спроизводством определенного вида продукции и могут быть, на основании данныхпервичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Эторасходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.
Косвенные затраты связаныс выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению иобслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий спомощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределенияобуславливается особенностями организации и технологии производства иустанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету икалькулированию себестоимости продукции.
На практике затратыпредприятия традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местамвозникновения и носителям.
По составу затратыподразделяются на одноэлементные и комплексные.
Одноэлементныминазываются затраты, состоящие из одного элемента,- материалы, заработная плата,амортизация и др. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевогоназначения не делятся на различные компоненты.
Комплексными называютсязатраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводскиерасходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала,амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
Установлен единый длявсех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальныенужды;
амортизация основныхфондов;
прочие затраты.
Под экономическимэлементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат напроизводство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровнепредприятия невозможно разложить на отдельные составляющие.
Для исчислениясебестоимости отдельных видов продукции производственные предприятия используютгруппировку затрат по статьям калькуляции.
Калькулированиесебестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат,приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производитсярасчет на единицу продукции, называется калькуляцией.
В наиболее общем виденоменклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:
1. «Сырье и основныематериалы».
2. «Полуфабрикатысобственного производства».
3. «Возвратные отходы»(вычитаются).
4. «Вспомогательныематериалы».
5. «Топливо и энергия натехнологические цели».
6. «Расходы на оплатутруда производственных рабочих».
7. «Отчисления насоциальные нужды».
8. «Расходы на подготовкуи освоение производства».
9. «Расходы поэксплуатации производственных машин и оборудования».
10. «Цеховые расходы».
11. «Общехозяйственныерасходы».
12. «Потери от брака».
13. «Прочие производственныерасходы».
14. «Коммерческиерасходы».
Итог первых десяти статейпозволяет получить цеховую себестоимость, итог первых тринадцати статейобразует производственную себестоимость, а итог всех четырнадцати статей –полную себестоимость продукции.
По месту возникновениязатраты группируются и учитываются по производствам, цехам, участкам, отделам идругим структурным подразделениям предприятия, т.е. по центрам ответственности.Завершающим этапом является группировка и учет по носителям затрат, т.е. продукции,работам, услугам с целью определения их себестоимости.
Для определения и оценкисебестоимости продукции целесообразно увязать учет затрат по видам и местамвозникновения с учетом затрат по их носителям: видам продукции, работ, услуг. Прямыезатраты непосредственно включают в себестоимость продукции, а косвенныераспределяют при помощи специальных баз и коэффициентов распределения.
Важное значение имеетгруппировка затрат по отношению к объему производства. По данному признакузатраты подразделяются на постоянные и переменные.
Постоянные затраты независят от динамики объема производства и продажи продукции, то есть неизменяются при изменении объема производства.
Переменные затратызависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объемапроизводства (или деловой активности) компании. По мере его повышения растут ипеременные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственныхрабочих, изготавливающих определенный вид продукции, затраты сырья иматериалов).Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляютсобой постоянную величину.
Кроме того, существуютсмешанные затраты, которые содержат как постоянный, так и переменныйкомпоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, адругая часть не зависит от объема производства и остается фиксированной втечение отчетного периода. Например, месячная плата за телефон включаетпостоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит отколичества и длительности междугородних телефонных разговоров.
Таким образом, постоянныезатраты (арендная плата) изменятся вместе с изменением уровня активности.Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными ипеременными.
Производственные затратывключают в себя:
§ прямые материальныезатраты;
§ прямые расходы пооплате труда с отчислениями на социальные нужды;
§ потери от брака;
§ производственныенакладные расходы.
Производственныенакладные расходы состоят из расходов по эксплуатации производственных машин и оборудованияи цеховых расходов.
Периодические расходыподразделяются на:
·    коммерческие;
·    общие;
·    административные.
К ним относитсясущественная часть общей массы расходов на управление, обслуживаниепроизводства, сбыт продукции, которая, зависит не от объема производства ипродаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловойполитики администрации, продолжительности отчетного периода, структурыпредприятия и других факторов.
По технико-экономическомуназначению различают основные (технологические) и накладные расходы.
Основные(технологические) расходы – непосредственно связаны с производством и оказаниемуслуг, к ним относятся первые шесть статей затрат: затраты на оплату труда,стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные сконкретным объектом калькулирования.
Накладные – связаны собслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целоми управлением ими.
Важное значение прикалькулировании себестоимости и оценке готовой продукции имеет группировказатрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимостьпродукции. По данному признаку затраты подразделяются на:
а) текущие;
б) будущего отчетногопериода;
в) предстоящие.
К текущим относятсярасходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принеслидоход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
Расходы будущего периода– это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащиевключению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующиеотчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов,производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующихпредприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем.
К предстоящим относятзатраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но дляправильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затратыпроизводства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплатуотпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет идругие затраты, имеющие периодический характер).
В процессе принятияуправленческих решений руководитель должен обладать достаточной информацией,которая сулила бы выгоду предприятию от производства того или иного видатовара. В этих условиях особую значимость приобретает разделение затрат наследующие виды:
1) альтернативные(вмененные);
2) дифференциальные;
3) безвозвратные;
4) инкрементные;
5) маржинальные;
6) релевантные.
На предприятияхограниченность ресурсов порождает ограничение производственных возможностей.Каждая ресурсная единица обладает некоторой отдачей, характеризующейэффективность ее производственного использования. Отдача имеет свои пределы.Даже при самой лучшей, материалосберегающей технологии из тонны руды неполучить больше тонны металла. Производительность людей, _Ашин, оборудованиятакже имеет верхний предел. В итоге, при данном количестве ресурсов существуетпредельный объем выпуска продукции. В этих условиях возможность увеличенияпроизводства одного товара достигается ценой снижения производства другого. Наэтом факте основывается понятие альтернативной стоимости.
Затраты, обусловленныеотказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными)затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключаетпоявление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случаеограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равнынулю.
Каждое последующее увеличениепроизводства продовольственных товаров на определенное число единиц требует всебольшего снижения производства непродовольственных товаров, т.е. вмененныхзатрат. То же самое наблюдается и при увеличении производстванепродовольственных товаров за счет снижения выпуска продовольственных. Отсюдаи вытекает закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей,дополнительных затрат), отражающий свойство рыночной экономики, согласнокоторому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходитсярасплачиваться потерей все возрастающего количества других товаров, т.е.увеличением упущенных возможностей.
Дифференциальные затраты– это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двухальтернативных решений. Например, рассматриваются два альтернативных места длястроительства нового производственного цеха. Если будет выбран район «А»,ежегодные затраты по его содержанию предположительно составят 800 тыс. руб.,если район «В» – 600 тыс. руб. Дифференциальные затраты по содержаниюпроизводственного цеха составят 200 тыс. руб. (800 – 600).
Дифференциальные затратытакже называют дополнительными или приростными. В приведенном примереприростные затраты по содержанию цеха составят 200 тыс. руб., если цехпереместится из района «В» в район «А». Решения по вводу дополнительных смен назаводе, увеличение штата работников также включают дифференциальные издержки.
Безвозвратные затраты –это такие затраты, которые были сделаны в прошлом в результате ранее принятогорешения. Следовательно, они не могут повлиять на будущие затраты и не могутбыть изменены никаким настоящим или будущим действием. Примером таких затратможет быть первоначальная стоимость закупленных материалов и оборудования.Несмотря на то, что приобретенные ресурсы не используются сейчас, затраты на ихприобретение не могут быть изменены никакими будущими действиями.
Инкрементные затратыявляются дополнительными и возникают в случаях производства какой-то партиипродукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решенияувеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за сверхурочные работы),то эти затраты называют инкрементными. Если принятое решение о дополнительномвыпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы постоянных затрат, тоинкрементные затраты равны нулю.
Маржинальные затраты –это дополнительные затраты, когда производится еще одна единица продукции.Такие затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции.
Маржинальные затратыобычно различны при разных объемах производства. Они уменьшаются с увеличениемвыпуска продукции.
В зависимости отспецифики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные инерелевантные.
Релевантными (т.е.существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которыезависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затратыпрошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уженельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны дляпринятия управленческих решений.
Процесс управления напредприятии включает в себя не только прогнозирование, планирование, учет ианализ затрат, но и регулирование и контроль их уровня. Для этих целейприменяется следующая классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые;эффективные и неэффективные; в пределах норм и по отклонениям от них;контролируемые и неконтролируемые.
По степени регулируемостизатраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.
На результатыдеятельности предприятия существенное влияние оказывает деление затрат напроизводительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные).

РАЗДЕЛ 2АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАОПО «Иркутскмебель»
 
2.1 Характеристикапредприятия
ЗАО ПО «Иркутскмебель» — бывший комбинат мебельных деталей, известенболее 15 лет в лесной и деревообрабатывающей промышленности и является базовымпредприятием для крупнейших изготовителей мебели нашего региона. ПромплощадкаЗАО расположена в юго-восточной части г.Иркутска.
До образования ЗАО на месте промплощадки существовала мебельная фабрика,построенная в 1994 году Министерством путей сообщения, как лесопильный завод. В1998 году лесопильный завод переименован в Иркутскую мебельную фабрику спроведением соответствующих реконструкций. Предприятие было специализировано навпуске мягкой мебели, оконных и дверных блоков, аудиторных и лабораторныхстолов. В 2001 году было организовано производство строганного шпона. С 2002года фабрика переименована в комбинат мебельных деталей для обеспечениясборочно-отделочных предприятий г.Иркутска и Иркутской обл. На предприятии былипостроены и введены в эксплуатацию:
— главные корпуса № 1. 2 (с размещением основных цехов), склад ГСМ,водонасосная станция, административно-бытовой корпус, столовая, компрессорная.
В 2005 комбинат переведен на аренду и переименован в закрытое акционерноеобщество.
Производственная программа предприятия:
-          изготовление щитовых мебельныхдеталей (ЩМД) из ДСП, облицованные натуральным и синтетическим строганнымшпоном, включая изготовление щитовых фасадных комплексов, облицованных шпономтвердолиственных пород и рулонной декоративной пленкой с финиш – эффектом;
-          столярные изделия: половая доска,вагонка;
-          строганный строительный погонаж,погонажные изделия из пиломатериала хвойных и лиственных пород;
-          строганный шпон из ТЛП;
-          мебель бытовая: кровати, тумбочки,шкафы-купе;
-          мебель для офисов.
Для своего производства ЗАО использует деловую древесину, пиломатериалы,ДСП, ДВП, синтетические пленки, клей-расплав, смолу КФЖ.
Снабжение происходит за счет российских поставщиков и импортных поставок.Основными российскими поставщиками являются: Усть-Илимский леспромхоз, ЗАО«Мегахим», ООО «Ростэкцентр», ЗАО «Целлоштоф Удн Папир Ист», ОПМО «Шатура»,АОСФБМ «Сходня», Щебекинский леспромхоз, фирма «Маза-Декор», АО «Фанплит», АО«Плитекс»,.
Предприятие поставляет свою продукцию: ООО «Марма», ЗАО «Интерьер», АО«Дорохово-мебель» — щиты мебельные, ПМО «Шатура» — гильзы бумажные, АО«Храбрищево» — смолы. Предприятие от этих потребителей получает: растворитель, ДСП,клей-расплав, шпон, кромку, пленку.
Все поступающее сырье и материалы завозятся на предприятие железнодорожными автомобильным транспортом. Разгрузка осуществляется козловыми кранами иавтопогрузчиками.
На балансе ЗАО находятся:
-          производственные корпуса с рабочими силовым оборудованием (количество единиц оборудования – свыше 200, их них 70%импортного);
-          административный корпус;
-          передаточные устройства;
-          артезианские скважины;
-          котельная;
-          теплица;
-          спортплощадка;
Акционерное общество является комплексно-механизированным предприятием.Процент механизации основного производства составляет 86%. На предприятииимеется 18 механизированных поточных линий, 9 комплексно-механизированныхучастков, 8 п/автоматических линий.
Производственная и управленческая структура предприятия:
В состав ЗАО входят следующие подразделения, корпуса и отделы:
-          цех №1- выпуск строганного шпона;
-          цех №2- выпуск ЩМД;
-          цех №3-изготовление ЩМД методомтермокаширования;
-          цех №4-автотранспорт;
-          цех №5-РМЦ;
-          цех №6-котельная;
-          цех №7-электроцех;
-          цех №8-разгрузка вагонов и приемлесоматериалов;
-          цех №9-сушка и раскройпиломатериалов, мебельно-сборочный участок;
-          отдел производства, планирования икооперирования поставок (ОПП и КП);
-          производственно-технический отдел;
-          отдел снабжения, сбыта имаркетинга;
-          финансово-экономический отдел;
-          общий отдел;
-          хозяйственный отдел.
В следующей таблицепредставлены основные показатели, характеризующие результаты деятельностианализируемого предприятия.

Таблица 2.1
Основные показатели,характеризующие деятельность ЗАО ПО «Иркутскмебель»                                Показатели Ед. изм. 2007г. 2008г. 2009г. 1.Объем товарной продукции без НДС тыс.руб. 60157 76414 148632 Темп роста к 2007г. % 100 127 247 Темп роста к 2008г. % 100 194 2.Объем реализованной продукции (без НДС) тыс.руб. 53167 73271 155515 Темп роста к 2007г. % 100 137 292 Темп роста к 2008г. % 100 214 3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов тыс.руб. 90211 87986 72217 Темп роста к 2007г. % 100 97 80 Темп роста к 2008г. % 100 82 4.Фондоотдача руб./руб. 0,67 0,88 2,06 Темп роста к 2007г. % 100 130 307 1 2 3 4 5 Темп роста к 2008г. % 100 236 5.Стоимость оборотных средств тыс.руб. 8092 18121 25800 Темп роста к 2007г. % 100 224 318 Темп роста к 2008г. % 100 142 6.Оборачиваемость оборотных средств оборотов 6,6 4,2 6,1 Темп роста к 2007г. % 100 64 92 Темп роста к 2008г. % 100 145 7.Численность ПП чел. 422 450 581 Темп роста к 2007г. % 100 106 137 Темп роста к 2008г. % 100 129 8.Производительность труда тыс.руб. 142,4 169,8 255,9 Темп роста к 2007г. % 100 119 180 Темп роста к 2008г. % 100 151 9.Фонд оплаты по труду тыс.руб. 6929 10710 19199 Темп роста к 2007г. % 100 155 277 Темп роста к 2008г. % 100 179 10.Среднегодовая зарплата на одного работающего тыс.руб. 15,7 23,8 33,1 Темп роста к 2007г. % 100 152 210 Темп роста к 2008г. % 100 138 11.Прибыль балансовая тыс.руб. 3904 4456 11032 Темп роста к 2007г. % 100 103 283 Темп роста к 2008г. % 100 273 12.Общая рентабельность % 4,0 4,2 11,2 Темп роста к 2007г. % 100 106 280 Темп роста к 2008г. % 100 267 13.Себестоимость товарной продукции тыс.руб. 48584 72134 138431 Темп роста к 2007г. % 100 148 284 Темп роста к 2008г. % 100 192 14.Материальные затраты тыс.руб. 33415 51239 100603 Темп роста к 2007г. % 100 153 301 Темп роста к 2008г. % 100 196 15.Затраты на 1 рубль товарной продукции руб./руб. 0-80,8 0-94,4 0-93,1 Темп роста к 2007г. % 100 117 115 Темп роста к 2008г. % 100 99
Темпы роста к базисномугоду характеризуют непрерывную линию развития, они показывают насколькопроизводство продукции в данном периоде возросло по сравнению с периодом,принимаемым за базу. Показатели темпов роста отражают не только направлениеразвития, но и измеряют интенсивность развития промышленного производства.
По данным, представленнымв таблице 2.1 можно сделать вывод о весьма положительной динамике показателей. Однаковместе с ростом объемов товарной продукции (27% в 2008 году и 47% в 2009 году),себестоимость продукции так же имеет тенденцию к росту.
Так, рост себестоимостивсей товарной продукции в 2008 году составил 48%, а в 2009 году уже 84%.
Затраты на 1 рубльтоварной продукции так же увеличились в 2008 году на 17%, в 2009 году на 15%.
Таким образом, необходимонаиболее полно изучить причины повышения себестоимости в ЗАО ПО«Иркутскмебель». В следующем параграфе данного раздела представлен наиболееполный и глубокий анализ себестоимости производимой продукции на анализируемомпредприятии.

2.2 Анализсебестоимости в ЗАО ПО «Иркутскмебель»
При анализе себестоимости прежде всего необходимо дать общую оценкусостояния затрат на производство продукции как в действующей оценке, так и всопоставимой. Это сравнение проводится по уровню затрат на 1 рубль товарной продукции.Для анализа необходимо составить следующую аналитическую таблицу 2.2.
Таблица 2.2
Затраты на 1 рубль товарной продукцииПоказатели За 2008 год в среднегод. ценах предыд. года За 2009 год в среднегод. ценах предыд. года За 2009 год в фактически действующих ценах 1.Фактическая себестоимость ТП, тыс.руб. 72134 118905 138431 2.Факт. выпуск ТП в отпускных ценах, тыс.руб. 76414 127030 148632 3.Затраты на 1 рубль ТП (п1: п2), коп. 94,4 93,6 93,1
4.Изменение затрат на 1 рубль ТП в отчет.году,
в % к пред. году - -0,8 -1,4
Фактическая себестоимость ТП за отчетный год в среднегодовых ценах предыдущегогода – 118905 тыс.руб.
Фактический выпуск ТП за отчетный год в среднегодовых ценах предыдущегогода – 127030 твс.руб.
Изменение затрат:
1.  За 2009 год в среднегодовых ценахпредыдущего года
(93,6-94,4)/94,4*100=-0,8%
2.  За 2009 год в фактическидействующих ценах:
(93,1-94,4)/94,4*100=-1,4%
Используя данные таблицы 2.2, можно сделать вывод о том, что на предприятиипроизошло снижение затрат по сравнению с предыдущим годом как в фактически действующихценах (-1,4%), так и в сопоставимых (-0,8%).
Несмотря на разницу в денежных оценках, из данных таблицы 3 видно, чтотемпы роста товарного выпуска выше темпов роста затрат на производство как в сопоставимых,так и в действующих ценах, что подтверждается следующим расчетом:
а) в сопоставимые оценки:
118905/72134*100=165,0% — темп роста затрат
127030/76614*100=166,2% — темп роста выпуска ТП
б) в действующие оценки
138431/72134*100=191,9% — темп роста затрат
148321/76414*100=194,5% — темп роста выпуска ТП
Из расчетов видно, что в сопоставимых и действующих оценках темпы ростатоварной продукции опережают темпы роста себестоимости, это и вызвало уменьшениезатрат на 1 рубль ТП на 1,3коп. (93,1-94,4).
Для выяснения причин изменения затрат на 1 рубль товарной продукции проведемподробный анализ себестоимости выпускаемой продукции.
В настоящее время на предприятии постоянно происходит обновление отдельныхвидов изделий. Поэтому необходимо анализировать вклад каждого изделия в общееизменение сводного показателя затрат на 1 рубль товарной продукции.
Для анализа составляется аналитическая таблица 2.3, в которойпредставлены основные группы выпускаемой продукции.

Таблица 2.3
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции.Наименование продукции
Затраты на 1 рубль
товарной продукции Структура выпускаемой продукции Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции 2008 г. В 2009 . 2008 г 2009 г Всего В т.ч. за счет в действ. ценах в ценах пред. года себестоимости цены структуры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Шпон строганный (тыс.м2) 98,2 95,44 95,8 0,20 0,14 -6,28 -0,34 -0,05 -5,89 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мебельные детали (тыс.м2) 85,0 84,31 84,46 0,46 0,52 +4,98 -0,28 +0,16 +5,10 Мебель офисная (наборов) 94,6 95,05 94,9 0,23 0,25 +2,0 +0,07 +0,04 +1,89 Продукция деревообработки (тыс.руб.) 95,1 94,0 94,3 0,11 0,09 -2,0 -0,07 -0,03 -1,90 Всего 94,4 93,1 93,6 1,0 1,0 -1,30 -0,62 +0,12 -0,80
Шпон строганный
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, как видно из таблицы произошлоза счет:
а) снижения себестоимости выпуска 1м2 шпона:
(95,8-98,2)*0,14=-0,34 коп.
б) за счет изменения цены 1м2 шпона:
(995,44-95,8)*0,14=-0,05 коп.

в) за счет структурного сдвига, а именно уменьшение объемов выпуска шпона:
(0,20-0,14)*98,2=-5,89 коп.
Таким образом, общее снижение затрат на рубль товарной продукции за счетвсех трех факторов по шпону строганному составило 6,28 коп. (-0,34-0,05-5,89)
Отсюда, коммерческая служба предприятия может сделать вывод, что выпускэтой продукции экономически выгоден и служба маркетинга должна подвигать ее нарынке сбыта, увеличивая объемы производства.В анализируемом году для этой продукциисоставила лишь 14%.
Мебельные детали
Из данных таблицы 2.3 видно, что за счет снижения себестоимости выпуска1м2 мебельных деталей затраты на 1 рубль товарной продукцииснизились на 0,28 коп. (88,46-85,0)*0,52;
За счет цен, затраты возросли на 0,16 коп. (84,31-84,46)*0,52 – это произошлов результате снижения цены 1м2 щита со 190 руб. до 160 руб.;
За счет структуры затраты также возросли на 5,1 коп. (0,52-0,46)*85,0, всвязи с увеличением объемов производства.
Таким образом общий результат по трем факторам составил увеличение затратна 1 рубль товарной продукции в размере 4,98 коп. (-0,28+0,16+5,10)
Рассмотрим более подробно полученные результаты.
Снижение себестоимости происходило на фоне повышения стоимости продукции,однако, темпы снижения себестоимости были выше темпа роста цены на детали ипоэтому имело место снижение затрат на 1 рубль ТП по этим двум факторам на 0,12коп. (-0,28+0,16).
Увеличение затрат на 1 рубль ТП по мебельным деталям произошло в основномза счет увеличения доли их выпуска в общем объеме с 0,46 до 0,52. Это сталовозможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматриватькак положительный.
Из полученных результатов анализа можно сделать следующий общий вывод:дальнейший выпуск этой продукции экономически оправдан, но от наращиванияобъемов производства следует воздержаться.
Мебель офисная
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет себестоимости:
(94,9-94,6)*0,25=+0,07 коп.
Увеличение себестоимости продукции привело к увеличению затрат на 1 рубльТП на 0,07 коп.
Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет цен:
(95,05-94,9)*0,25=+0,04 коп.
Уменьшение цены на офисную мебель увеличило затраты на 1 рубль ТП на 0,04коп.
Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет структуры:
(0,25-0,23)*94,6=+1,89 коп.
Увеличение выпуска этой продукции увеличило затраты на 1 рубль ТП на 1,89коп.
Общее изменение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило+2,00 коп.
Таким образом, выпуск наборов офисной мебели на предприятии имеют низкуюэффективность. Поэтому необходимо изыскивать резервы по снижению себестоимостиэтой продукции, не наращивать выпуск, работать в направлении заменыассортимента на боле выгодный.
Продукция деревообработки
Затраты на 1 рубль ТП за счет снижения себестоимости, как видно из таблицы,уменьшились на 0,07 коп. (94,3-95,1)*0,09; За счет повышения цен на эту продукциюзатраты на 1 рубль ТП снизились на 0,03 коп. (94,0-94,3)*009; За счет уменьшениядоли выпуска продукции деревообработки, в общем объеме, затраты на 1 рубль ТПбыли снижены на 1,9 коп. Общее снижение затрат на 1 рубль ТП по трем факторамсоставило 2,00 коп.
Таким образом, продукция деревообработки имеет свою небольшую нишу на рынкесбыта, и задача предприятия найти возможность увеличения продаж и, соответственно,производства этой продукции, т.к. она имеет хорошие экономические показатели поцене и себестоимости. Для анализа структуры затрат составляется аналитическаятаблица 2.4.
Таблица 2.4
Структура затрат на производствоЭлементы затрат 2008 год 2009 год тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу 1.Материальные затраты 45226 62,7 89671 64,7 2.Топливо 2309 3,2 4152 3,0 3.Энергия 3672 5,1 6922 5,0 4.Зарплата 10710 14,9 19199 13,9 5. Отчисления на соц. нужды 3962 5,5 7104 5,1 6.Амортизация ОПФ 2103 2,9 2167 1,3 7.Прочие затраты 4112 5,7 9690 7,0 Полная себестоимость 72134 100,0 138431 100,0
Из приведенных в таблице 2.4 данных видно, что производство мебелиявляется материалоемким, т.к. удельный вес сырья и материалов в себестоимости составляет64,7%.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2009 году возросудельный вес сырья и материалов по сравнению с 2008 годом с 62,7% до 64,7%,т.е. на 2% и увеличился удельный вес прочих расходов на 1,3%.
Объясняется это тем, что в производстве мебели стало применяться болеедорогостоящее сырье: ламинированные плиты отечественного и импортного производства;для улучшения качественных параметров и дизайна изделий использоваласьулучшенная фурнитура, а также возросли затраты на упаковку изделий вгофрокартон, с целью исключения порчи продукции при доставке до потребителя.
Доля остальных элементов затрат в себестоимости уменьшилось. Это произошло,несмотря на увеличение в отчетном году тарифов на газ и электроэнергию на 10%,а также на повышение заработной платы инженерно-техническим работникам ирабочим вспомогательных производств: ремонтно-механического,ремонтно-строительного, паросилового хозяйства на 20%.
Объясняется это тем, что темпы объемов производства оказались выше темповроста затрат.
Наряду с анализом изменения структуры затрат на производство продукциинеобходимо также проанализировать изменение затрат в зависимости от места ихвозникновения, то есть по статьям калькуляции (табл. 2.5). На основеприведенных в таблице данных можно выявить отклонения фактической себестоимостиот себестоимость предыдущего года как в целом так и по отдельным статьям.
Таблица 2.5
Изменение затрат покалькуляционным статьямКалькуляционные статьи затрат
2008 г.
тыс. руб.
2009
г.тыс. руб.
Сумма отклонений тыс.
руб 1.2        1.3      Отклонение
 по статьям затрат
%
 к полной себ-ти
% 1.Сырье и материалы 82180 81578 -602 -0,73 -0,43 2.Транспортно-заготовительные расходы 1263 1208 -55 -4,35 -0,04 3.З\плата производственных рабочих 8419 8998 +579 +6,87 +0,41 4.Отчисления на соц. нужды 3116 3329 +213 +6,84 +0,15 5.Расходы на содержание оборуд. 16417 16095 -322 --1,96 -0,23 6.Общепроизводств расходы 9261 8464 -797 -8,6 -0,56 7.Производстводствсебестоимость 120656 119671 -985 0,81 0,70 8.Общехозяйств. расходы 19038 18294 -744 -3,90 -0,53 9.Коммерческие расходы 607 466 -141 -23,2 -0,11 Полная себестоимость 140301 138432 -1869 -1,34 -1,34
Как видно из таблицы 2.5себестоимость товарной продукции в 2009 году снизилась по сравнению с 2008годом на 1869 тыс. руб. или на 1,34%. Это связано с увеличением выпускатоварной продукции к прошлому году. Сравнивая отклонения по статьям затрат внатуральном и процентном отношении, можно определить по каким статьямкалькуляции был перерасход, а по каким экономия.
По данным таблицы видно,что на данном предприятии перерасход наблюдался по статьям «заработная плата» и«отчисления на соц. нужды» — 579 тыс. руб. и 213 тыс. руб. соответственно(анализ з/платы будет рассмотрен отдельно).
Однако значительные резервы снижения себестоимости продукциимогут быть и по другим статьям калькуляции, поэтому необходимо разобраться покаждой статье и рассмотреть общую сумму отклонений.На изменение материальных затратмогут оказать влияние два фактора:
1.        Изменение нормрасхода.
2.        Изменение цен насырье и материалы.
Таблица 2.6
Показатели затрат на сырье иматериалы (офисная мебель)Виды сырья и основных материалов Кол-во израсход. сырья и материалов Стоимость израсходованного сырья и материалов Отклонение от 2008 года В том числе на счет по нормам по факт. расходу Отклонение 2008 год 2009 год норм расхода цен цена сумма, тыс.руб. цена сумма, тыс.руб.
Пиломатериал хвоя (м3) 77,9 72,2 -5,7 1000 77,9 1333 96,2 +18,3 -5,7 +24
ДСП (м2) 101760 93678 -8082 23-20 2360,8 29 2716,7 +355,9 -187,5 +543 Шпон синтетич. (м²) 144710 128056 -16654 17-00 2460,0 20 2561,1 +101,0 -283,1 +384
Шпон натуральн.(м2) 56800 59300 +2500 25-50 1448,4 34 2016,2 +567,8 +63,8 +504 Смола (кг) 22180 20200 -1980 33-10 734,2 38 767,6 +33,4 -65,6 +99 Кромочный пластик (п.м.) 305280 303810 -1470 1-44 439,6 1-80 546,9 +107,3 -2,1 +109 Клей расплав. (кг) 155,70 14333 -1237 39-80 619,7 51-00 731,0 +111,3 -49,2 +160 Лак (кг) 30528 22103 -8425 53 1618,0 64,0 1414,6 -203,4 -446,5 +243 Итого: 9758,7 10850 +1091 -975,9 +2067
Как видно из таблицы 2.6 по анализируемой группе сырья и материалов произошлоувеличение затрат в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1092,0 тыс.руб.Из анализа данных видно, что по всем наименованиям сырья и материалов имеетместо удорожание за счет роста цен на общую сумму 2067,5 тыс. руб. А изменениенорм расхода сырья и материалов уменьшило затраты на 975,9 тыс. руб. Этопроизошло за счет рационального использования сырья и материалов. Изпроведенного анализа видно, что за отчетный год на предприятии объем производимойпродукции увеличился на 94,5% по сравнению с прошлым годом; производительностьтруда возросла на 50,7%; средняя з/плата – на 38,9%.

РАЗДЕЛ 3. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ в ЗАО ПО «Иркутскмебель»
Основой расчета являетсяизучение затрат, влияющих на изменение себестоимости продукции. Эффективнымсчитается мероприятие, когда затраты покрываются за счет доходов от внедренияпредлагаемого мероприятия. К результатам осуществления мероприятия НТП кромероста выпуска продукции относят экономию сырья и материалов, повышениепроизводительности труда, снижение количества занятых в производстве рабочих идр.
Оценка эффективностимероприятия должна включить определение следующих показателей:
-     затраты наосуществление мероприятия:
-     финансовыересурсы предприятия;
-     источникифинансирования мероприятия;
-     экономическийэффект;
-     результатыпроизводственно – хозяйственной деятельности предприятия.
Для проведения расчета используются фактические данные научастке внедрения (табл. 3.1).
Кроме фактических данныхв расчетах используется информация экономических и технических справочников.Таблица 3.1Наименование показателей Ед. изм. Значение показателя Цена 1м³ черновых заготовок Руб. 2100 Транспортные расходы по доставке 1м³ (2,5% к цене) пиломатериалов Руб. 52 Производственная программа цеха по изготовлению черновых заготовок м³ 5956 Норма расхода пиломатериалов для изготовления 1м³ заготовок м³ 1,3 Потребность пиломатериалов для выполнения производственного задания м³ 7743
Расчет единовременныхзатрат на осуществление мероприятия
При внедрении мероприятийНТП можно встретиться с тремя случаями:
1)   новая техника полностью заменяетдействующее оборудование, ранее применяемое для той же цели;
2)   средства автоматизации добавляются кдействующему оборудованию, не меняя его состава;
3)   автоматизация осуществляется причастичном использовании ранее применяемого оборудования. В связи с этим приняторазличать:
а) старые (ранееосуществленные) капитальные вложения;
б) новые капитальныевложения;
в) общие капитальныевложения.
Новые капитальныевложения (Кн) – это единовременные, вновь вводимые по объекту капитальныевложения на внедрение мероприятий.
Они определяются поформуле:
Кн = Кт + Кс + Км + Кп ±Ок,
где Кт – затраты на новоеоборудование, его доставку, монтаж и освоение;
Кс – затраты настроительство и реконструкцию зданий, необходимых для осуществления автоматизации;
Км – затраты намодернизацию действующего оборудования, предусмотренного использованию;
Кп – затраты напроектирование (конструкторские и опытные работы);
± Ок – величина изменениянормируемых оборотных средств по сравнению с базовым вариантом.
При определении Кт,следует учитывать, что часть технологических средств, необходимых при внедрениимероприятия, не приобретают вновь, а используют из имеющихся на предприятии.Затем определяется стоимость вновь приобретаемого оборудования по формуле:
Кт = Ко – Кис,
Имеем: Кт = 205 тыс. руб.
Площадь, занятая рабочимиместами, обычно составляет около 60% производственной площади, остальные 40%приходятся на проходы и проезды.
Площадь, необходимая дляустановки нового оборудования рассчитывается исходя из габаритов станков.
Затраты на 1м²производственно площади устанавливаются по прейскурантам.
В случае недостаткапроизводственной площади затраты на ее восполнение определяются по формуле:
Кс = ∆ П * Цс;
где — ∆ П –недостаток производственной площади;
Цс – затраты на 1м²производственной площади (Цс = 5000 руб.)
Недостаток производственной площади вычисляется по формуле:
∆П=(П2-П1)*1,67,
где П2 – площадь,необходимая для установки нового оборудования, м2;
П1 – площадь, занимаемаяоборудованием по базовому варианту, м2;
1,67 – коэффициент,учитывающий долю площади на проходы и проезды.
Норма площади вновьустанавливаемого оборудования меньше, чем действующего, т.е. дополнительнойплощади не требуется.
Затраты на проектированиеопределяем по следующей формуле:
Кс=(Кт+Кс)*0,13=205*0,13=27,0тыс. руб.
Тогда:
Кн=Кт+Кс+Кп=205+27=232тыс. руб.
Общие капитальныевложения Коб – это капитальные вложения на участке до или после внедрениямероприятия. По базовому варианту Коб=Кст. По предлагаемому варианту общиекапитальные вложения включают в себя новые капитальные вложения и ту частьдействующих фондов, которая будет использована при внедрении мероприятия.
Их можно определить поформуле:
Коб=Кн+Кис+Рм,
где Кис – используемыепри внедрении мероприятия старые капитальные вложения.
В общие капитальныевложения по предлагаемому варианту должны также включаться затраты наперестановку используемого оборудования, т.е. расходы на его демонтаж и монтаж(Рм).
Расходы на демонтаж имонтаж используемого оборудования определяются процентом от величины Кис,принятом в размере 15 %.
По базовому вариантуКоб=Кст=156 тыс. руб.;
По предлагаемому вариантуКоб=Кн+Кис+Рм=232+53,8 =293тыс.руб.
Результаты расчетовсведены в таблицу 3.4.Таблица 3.4
Расчет необходимых затратНаименование показателей Ед. изм. Сумма, тыс. руб. Затраты на приобретение нового оборудования тыс. руб. 186,0 Затраты на производственное строительство тыс. руб. - Затраты на проектирование тыс. руб. 27,0 Затраты на монтаж тыс. руб. 26,0 Ликвидационное сальдо тыс. руб. 15,0 Общие затраты тыс. руб. 224,0
Расчет показателей, характеризующихформирование финансовых ресурсов.
Основным источникомфинансирования мероприятий организационно-технического характера является фондразвития производства, науки и техники (ФРПНТ). Этот фонд формируется изприбыли, остающейся в распоряжении предприятия и амортизационных отчислений понормативам, утвержденным руководством предприятия. Так, в частности, на 2000год нормативы отчислений из прибыли составили:
в фонд развития производства– 50 %
в фонд социальногоразвития – 40 %
финансовый резерв – 10 %
нормативы отчислений вФРПНТ из амортизационного фонда – 50 %.
Определение в целом суммыфонда развития производства, науки и техники приводятся в табл. 3.5.Таблица 3.5
Фонд развития производства,науки и техники 1.3.1.1      Показатели 1.3.1.2      Ед. изм. Величина показателя Объем товарной продукции тыс. руб. 148632 Полная себестоимость товарной продукции тыс. руб. 138431 Амортизация на полное восстановление тыс. руб. 1160 Балансовая прибыль тыс. руб. 11032 Налоговые отчисления тыс. руб. 3961 Финансовый резерв тыс. руб. 707 Расчетная прибыль на пополнение собственных фондов тыс. руб. 6364
В том числе: ФРП
 ФСР
3536
2828 Отчисления из амортизационного фонда тыс. руб. 580 ФРПНТ, всего тыс. руб. 4115
Определение изменений себестоимости продукции
Себестоимость может быть представлена в виде следующих данных:
а) себестоимость единицыпродукции (комплекта, отдельных операций, работ);
б) себестоимость годовоговыпуска продукции;
в) снижение себестоимостиединицы на участке внедрения автоматизации;
г) сумма годовой экономиив эксплуатационных расходах. Себестоимость единицы рассчитывается по принятым впланировании и учете калькуляционным статьям затрат.
При внедренииавтоматизации в масштабе целых цехов (или других крупных подразделений)необходимо производить сравнение предлагаемого варианта с базовым по полнойсебестоимости продукции. В тех случаях, когда автоматизируются только отдельныеоперации или работы, следует рассчитывать цеховую себестоимость (затраты навыполнение) только этих операций или работ.
 Если же внедрениемероприятия отражается не на всех статьях затрат, возможно исчисление изменениясебестоимости только по тем из них, которые уменьшаются или увеличиваются.
Следовательно, цеховаясебестоимость единицы продукции (S) привыявлении экономической эффективности определяется как сумма всех цеховыхзатрат, приходящих на одно изделие, комплект или операцию, а именно:

S=Л+М+Э+З+Д+О+А+Р+И+П+Цр+Т,
где Л – затраты на сырье(лесоматериалы);
М – затраты на основныематериалы;
Э – затраты на энергиюдля технологических целей (электроэнергия, сжатый воздух, теплоэнергия и др.)
З – основная заработнаяплата производственных рабочих;
Д – дополнительнаязаработная плата производственных рабочих;
О – отчисления насоциальные нужды;
А – амортизацияоборудования;
Р – затраты на текущийремонт оборудования;
Т – расходы, связанные свнутрицеховым транспортам;
И – затраты на режущийинструмент и эксплуатацию приспособлений;
П – прочие расходы насодержание и эксплуатацию оборудования;
Цр – цеховые расходы.
Затраты на сырье, которыевходят в себестоимость единицы, подсчитываются по формуле:
Л=V*Ц,
Л=1,3(2100+52)=2800 руб.
где V – количество птломатериалов,расходуемых на единицу продукции, м3;
Ц – цена пиломатериалов сучетом доставки, руб.
Затраты насырье(пиломатериалы) с учетом сушки составят: 3400 руб. на изготовление 1 м3заготовок.
Затраты на электроэнергиюдля технологических целей(Ээ). Затраты на электроэнергиюопределяются исходя из потребляемой мощности токоприемников и цены 1 кВт*чэлектроэнергии по формуле:

Э=(Асил*Рэ)/Q,
где Асил – расход силовойэлектроэнергии в кВт*ч;
Рэ – цена 1 кВт*ч силовойэлектроэнергии;
Q – часовой выпускпродукции в натуральном выражении.
В свою очередь
/>

/>
Где Ni- установленная мощностьэлектродвигателя или другой силовой установки в кВт;
Kci — коэффициент спросасоответствующего токоприемника, равный произведению коэффициента использованияоборудования по мощности (Км) и коэффициента использования оборудования повремени (Кв);
Т — длительностьэксплуатации оборудования в часах, принимаемая в данном случае равной одному часу,m – количество видов токоприемников.
Мощностьэлектродвигателей и коэффициент спроса принимаются в соответствии стехническими характеристиками оборудования.
Цена 1 кВт*чэлектроэнергии принимается по действующим тарифам на электрическую энергию дляпромышленных и приравненных к ним потребителей (Р=0,9 руб.).
Часовой выпуск продукциирассчитывается в зависимости от годового выпуска и эффективности фонда рабочеговремени в часах.
Имеем
 
Асил=25,6*0,8*1=20,5кВтч
Асилпр=33,2*0,8*1=26,6кВтч


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.