Реферат по предмету "Экономика"


Рыночное равновесие и равновесная цена

Тема: Рыночное равновесие иравновесная цена

ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие рыночного равновесияи равновесной цены
Глава 2. Взаимосвязиизменений спроса и предложения с изменениями равновесной цены и количествапродукта
Глава 3. Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное,краткосрочное и долгосрочное равновесие
Заключение
Список литературы

Введение
Какизвестно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и егосохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, посколькуих функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенныхволей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигаетсястихийно и имеет специфические законы и условия.
Рыночноеравновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложениятоваров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиковресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсови производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализациясовокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнениесо здоровым «экономическим кровообращением», в котором нет явленийраспада, вызываемых «болезнями» экономики — инфляцией, безработицей ит.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, посколькуозначает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов инереализованного продукта.
В даннойработе предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условиястабильности равновесия, дефицит и излишек, влияние на рыночную цену.

Глава 1. Понятие рыночного равновесияи равновесной цены
Рыночноеравновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся всостоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe)и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объемупредложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис.1).
/>.
Равновеснаяцена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количествотовара.
/>
Рис. 1.Рыночное равновесие
Но состояниеравновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночногопредложения вызывают изменение рыночного равновесия.
Если реальнаярыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD)будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара(DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону пониженияцены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.
Чтобыизбежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S,S1),что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1, а).
Если реальнаярыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe,то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS,возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторонуповышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокуюцену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, покане установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).
Законубывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемогоблага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклонкривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейсяполезностью товара покупает его большее количество только при условии сниженияцены.
С помощьюкривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разностьмежду максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (ценаспроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
Цена спросана товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицытовара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S).В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe)(рис. .2).

/>
Рис. .2.Излишек потребителя и производителя
Поэтомупотребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить.Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe(рис. 2).
Знаниепредельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело втом, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицупродукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат,связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 2). Любоепревышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать ростприбыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышенияцены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такойизлишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe),превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Такимобразом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицупродукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш,равный заштрихованной площади РeЕРS.

Глава 2. Взаимосвязи изменений спросаи предложения с изменениями равновесной цены и количества продукта
 
Проанализируем нарушение рыночного равновесиявследствие сдвигов кривых спроса и предложения.
Уменьшение доходов потребителей вызывает сдвиг кривойспроса влево: из положения D вположение D1(рис. 3, а). При начальнойцене P1 и том же объеме предложенияпоявится избыток товаров, равный Q1Q3, станут расти товарные запасы. Ценане может и далее оставаться на уровне P1. В ре­зультате конкуренции производителей начнется «давление» на неесверху, и она станет снижаться. С падением цены производители станут сокращатьобъем производства. Двигаясь по кривой S сверху вниз, они достигнут точки Е2, где их планыопять совпадут с планами потребителей. Точка Е2 станет новой точкойравновесия.
/>
                    а                                                бРис. 3. Сдвиги кривой спроса
Если же доходы потребителей увеличатся, это вызоветсдвиг кривой спроса вправо: из положения D в положение D1(рис.3, б). При начальной цене Р1 и том же объеме предложения (Q1) возникает товарный дефицит, равныйQ1Q3. Повышенный спрос будет стимулировать рост объемапроизводства, но одновременно и рост цен. В результате установится новаяравновесная цена (P2) и новыйравновесный объем производства (Q2).
Таким образом, увеличение спроса при прочих равныхусловиях вызывает рост равновесной цены и рост объема производства; уменьшениеспроса — соответственно снижение равновесной цены и уменьшение объемапроизводства.
Теперь предположим, что изменяется предложение, аспрос остается постоянным.
Допустим, что удорожание топливно-энергетическихресурсов привело к росту производственных издержек, и предложение какого-тотовара сократилось. Кривая предложения сдвинулась из положения S в положение S1(рис. 4, а). При прежней рыночной цене P1 и том же спросе возникает товарныйдефицит, равный Q1Q3. Товарные запасы станутсокращаться, спрос превысит предложение. В результате конкуренции потребителейначнется «давление» на цену снизу, и она станет расти. По мере роста цен, всоответствии с законом предложения, производители будут наращиватьпроизводство, а потребители, двигаясь по кривой D снизу вверх, должны будут соглашаться на более высокую цену.Со временем растущие цены вызовут сокращение объема спроса. В итоге рынокпридет к новому равновесному состоянию Е2 при цене Р2 иобъеме производства Q2.
/>
                      а                                               бРис. 4. Сдвиги кривойпредложения

На рисунке 4, б показана обратная ситуация. Если, например, произошлоусовершенствование технологии производства какого-то товара, то его предложениеувеличится, то есть кривая предложения S сместится в положение S1. При прежней рыночной цене Р1 и том же спросевозникнет товарный излишек, равный Q1Q3. Станут нарастать товарные запасы,обострится проблема реализации товаров. Предложение превысит спрос. В результатеконкуренции производителей начнется «давление» на цену сверху, и она станетснижаться. Снижение цены вызовет сокращение производства и, естественно,уменьшение предложения. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E2 при цене Р2и объемепроизводства, равном Q2.
Увеличение предложения, при прочих равных условиях,ведет к понижению цены и росту количества производимого продукта; уменьшениепредложения — соответственно к росту цены и понижению объема предложения. Здесьнаблюдается обратная связь между изменением предложения и вызванным имизменением равновесной цены, однако связь между изменением предложения ивызванным им изменением объема производства останется прямой.
Вполне реальна ситуация, когда под воздействиемразличных неценовых факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса ипредложения. При этом могут иметь место следующие, ситуации.
Предположим, что спрос и предложение изменяются в про­тивоположныхнаправлениях. Здесь возможны два случая. Сначала рассмотрим вариант, когдаспрос увеличивается, а предложение снижается (рис. 5, а).
Что касается цены, то в данном случае наблюдаются дваэффекта ее повышения: эффект увеличения спроса и эффект снижения предложения.Если же говорить о равновесном объеме производства, то воздействие на него состороны изменения спроса и предложения разнонаправлено и зависит от соотношенияпараметров изменения спроса и предложения. Если в большей степени возрос спрос,чем снизилось предложение (как это показано на рис. 5, а), равновесный объем производстваувеличится по сравнению с первоначальным. Если же возрастание спросаотносительно меньше, чем падение предложения, то равновесный объем производстваокажется меньше первоначального.
/>Рис. 5. Одновременные сдвигикривых спроса и предложения
Рисунок 5, б показывает ситуацию, когда спрос падает, апредложение растет. Как это скажется на равновесной цене? В данном случае имеютместо два эффекта ее снижения: эффект уменьшения спроса и эффект повышенияпредложения. Что же касается равновесного объема производства, то последствияизменений спроса и предложения разнонаправлены: уменьшение спроса ведет кснижению равновесного объема выпуска, тогда как увеличение предложения — к егоувеличению. В конечном итоге направление изменения равновесного объема производствабудет зависеть от соотношения параметров изменения спроса и предложения.
Что происходит с равновесной ценой и равновеснымобъемом производства, если спрос и предложение изменяются в одном и том женаправлении?
Здесь также возможны два случая. На рисунке 5, впредставлена ситуация, когда и спрос, и предложение увеличиваются. Влияние этихпроцессов на направление изменения цены будет зависеть от соотношения эффектаповышения цены в результате повышения спроса и эффекта ее понижения врезультате роста предложения. Если параметры увеличения спроса большепараметров роста предложения, равновесная цена будет расти; если же параметрыповышения предложения будут больше парамет­ров роста предложения, равновеснаяцена будет снижаться.
Из рисунка 5, г следует, что в данном случае и спрос, ипредложение уменьшаются. Если параметры снижения предложения выше, чемпараметры снижения спроса (эта ситуация показана на рисунке), то равновеснаяцена возрастает. Когда же имеет место обратная ситуация, то равновесная ценаснижается. Что касается равновесного объема производства, то в данном случаеможно однозначно утверждать, что он будет снижаться.
В приведенной таблице 1 показана зависимость измененияспроса и предложения от различных факторов и влияние на цену.
Таблица 1 — Условия, вызывающие общие изменения спроса ипредложения.№ Факторы Изменения Сдвиг графика (Л – влево, П – вправо) Цены Спроса, предложения А. Влияющие на спрос 1     Возрастает число покупателей Рост Увел. П 2    
Увеличиваются доходы покупателей:
а) нормальный товар;
б) низший товар
Рост
Сниж.
Увел.
Уменьш.
П
Л 3     Растет предпочтение товара покупателям Рост Увел. П 4     Рост цен замещающего товара Рост Увел. П 5     Рост цен дополняющего товара Сниж. Уменьш. Л 6     Ожидание потребителей Разное Разное Л или П 7     Инфляция и инфляционное ожидание Рост Разное П Б. Влияющие на предложение 1     Увеличение числа поставщиков Сниж. Увел. П 2     Рост цен на ресурсы Рост Уменьш. Л 3     Появление эффективной технологии Сниж. Увел. П 4     Рост цен замещающего товара Рост Увел. ЛП 5     Рост цен дополняющего товара Сниж. Уменьш. Л 6     Увеличение налогов Увел. Уменьш. Л 7     Государственные дотации, кредит Сниж. Увел. П 8     Ожидание поставщиков Разное Разное Л или П 9     Инфляция и инфляционные ожидания Рост Разное Л или П /> /> /> /> /> />
Из таблицы видно, что график спроса смещается вправо (рис.3, б) под воздействием изменения следующих уровней: возрастания числапокупателей, увеличение доходов покупателей, при спросе на нормальный товар,возрастания предпочтение товара покупателями, при росте цен заменяющего товара,в условиях инфляции или инфляционного ожидания. Изменение этих условий можноконкретизировать или даже дополнить применительно к исследуемому рынку и предприятию.
Влево график смещается под влиянием таких условий, какуменьшение спроса на низшие товары (хлеб, картофель и т.д.) при росте доходовпокупателей, а также тогда, когда растут цены на дополняющий товар (рис. 3, а).
Сдвиг вправо графика предложения (рис. 4, б) означает ростпредложения при данной цене, а влево, наоборот, его уменьшение в расчете напрежний уровень цен. Сдвиг вправо графика предложения происходит под влияниемувеличения числа поставщиков, появления более эффективной технологии, роста ценна заменяющие товары, предоставления государственных дотаций, субсидий или кредитов.
Влево график предложения смещается в силу роста цен наресурсы, повешение цен на дополняющий товар, увеличение налогов,амортизационных норм (рис. 4, а).
 
Глава 3. Равновесная цена и факторвремени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие
Концепция цены А. Маршалла.
На рынке особое значение имеет равновесная цена (результат взаимодействияцены спроса и цены предложения). Цена спроса – цена, по которой определенноеколичество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периодавремени (она уменьшается по мере увеличения предложения). Цена предложения –цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок (по мереизменения ежегодного количества товара она может и возрастать, и снижаться;она зависит от цен факторов производства данного товара).
Исходная позиция Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спроси нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, несуществует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободнаяконкуренция. На рынке в одно и то же время есть лишь одна нормальная цена(нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормальногоспроса и нормального предложения). Общая конъюнктура рынка остается неизменнойна протяжении всего принятого периода. Нормальная цена определяется делениемсовокупных затрат производства на количество товара, это средние затраты.
Формирование рыночной цены Маршалл рассматривал в трех периодах, гдепараметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различаютмгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типахравновесия товаропроизводители могут либо не принимать никаких мер, либоприспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либоприспособить к изменившейся цене все факторы производства. Мгновенное Кратковременное Длительное Предложение Фиксировано. Цена полностью зависит от спроса. Растет без увеличения оборудования. Различия межу предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде фирма может расширить производство, новые фирмы могут войти в отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние и фирма не будет иметь нормальную прибыль Спрос Увеличение спроса приводит к увеличению цены, его снижение – к падению. Увеличение спроса ведет к увеличению объема выпуска товаров и предложения, а снижение – к сокращению. Цена Колеблется (полностью зависит от спроса) Колеблется Постоянна Условия равновесия
/>
/>
/>
Существенноевоздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровеньцены и прибыли.
Пример:если цена клубники высока в этом году, то в следующем году предложение клубникиможет резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения клубникирыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Частьпроизводителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращениюпредложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это стимулируетувеличение производства в следующем году и т. д.
Отсюдавытекают три возможных варианта изменения рыночной цены:
1)        Рыночная цена отклоняется все дальше от цены равновесия.
/>
2)        Рыночная цена неопределенно варьируется вокруг цены равновесия визвестных переделах.
/>
3)        Рыночная цена постепенно достигает равновесия, так вариация постепенноуменьшается.
/>

Этот ходсобытий является самым обычным. Такие процессы на практике и их отражение вкатегориях и на графиках вошли в экономическую науку под названием теоремыпаутины. Теорема паутины – полезная иллюстрация потенциально нестабильнойконкурентной промышленности по сравнению с монополией. Она предполагает, чтопредприниматели не учатся на прошлом опыте. Однако с накоплением опыта ониприспосабливаются к вариациям цен. Изменения цен и предложения все уменьшаются,и только уже это делает достижение равновесия более вероятным. В длительномпериоде предложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения илисокращения объема производства. Чем длиннее период времени, тем более полнопредложение сможет приспособиться к изменению спроса. Таким путем происходитобразование нормальной цены длинного периода. Нормальная цена – это не средняяцена определенного периода, а цена в конце того периода, в котором изменилосьпредложение. Этот процесс отражен на графике, где цены P1,P2, P3, P4 приближаются к нормальной цене P.
Нормальнаяцена P формируется в условиях воспроизводства, причемвариация цен приближается к минимальной равновесной цене P.Взаимосвязьмежду краткосрочным и долговременным периодами
Предположим, фирма не уверена в будущем спросе на свою продукцию ирассматривает три альтернативных варианта размеров предприятия. Линиикраткосрочных средних издержек по трем вариантам даны как SAC1, SAC2 и SAC3 на рисунке 6. Решение имеет огромное значение,поскольку после того, как предприятие построено, его размеры невозможноизменить в течение некоторого времени.

/>
Puc.6. График долговременных и краткосрочных издержек производства при постоянномэффекте масштаба
/>
Рис. 7. График долговременных и краткосрочных издержек производства приувеличивающемся и сокращающемся эффекте масштаба
Линия долговременных издержек показывает, что на долговременном этапефирма может изменить размеры своего завода таким образом, что, еслипервоначальный объем производства составлял Q1 и появилось желание увеличить выпуск продукции до Q2 или Q3, это может быть сделано безувеличения издержек производства. Кривая долговременных средних издержекпредставляет собой отмеченные перекрестными штрихами участки линиикраткосрочных средних издержек, так как она показывает минимальные издержкипроизводства для любого объема выпуска продукции. Кривая долговременных среднихиздержек является, таким образом, огибающей кривых краткосрочных среднихиздержек – она огибает краткосрочные кривые.
Теперь предположим, что существует множественный выбор размеров завода,для каждого из которых имеется кривая краткосрочных средних издержек сминимумом на уровне 10 долл. Вновь кривые долговременных средних издержек будутогибать краткосрочные кривые. На рисунке 4 это прямая линия LAC. Сколько бы ни решила производитьфирма, она может выбрать размер производства, который позволяет ей осуществлятьвыпуск продукции с минимальными средними издержками в 10 долл. (так как эффектмасштаба постоянный). При возрастающем или падающем эффекте масштаба анализ восновном такой же, но линия долговременных средних издержек не является большегоризонтальной. Рисунок 7 показывает типичный случай, при котором минимальныесредние издержки являются самыми низкими для производства средних размеров.График долговременных средних издержек вначале отражает возрастающий эффектмасштаба, но при увеличении объема производства этот эффект становитсяпадающим. Опять-таки участки с поперечной штриховкой образуют огибающую,связанную с тремя вариантами производства.
Кривая LAC никогда не поднимается выше любой кривой краткосрочных среднихиздержек. Точки минимальных средних издержек самого маленького и крупнейшего изпредприятий не находятся на кривой долговременных средних издержек вследствиевозрастающего и падающего эффекта масшта­ба на долговременном этапе.

Заключение
Рыночныйпроцесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом такомакте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, ипокупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являютсятесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующиммеханизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального,так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четкоотслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатомвзаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая такженазывается равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при которомвеличина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса ипредложения используется понятие эластичности как меры реагирования однойпеременной на изменение другой.
Надо такжеотметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов приформировании экономической стратегии предприятия, так как только производство“нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно сэкономической точки зрения.

Список используемой литературы:
1. БороховВ.Б. Основы экономической теории. Москва, 2006.
2.Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Москва, Дело, 2007.
3. Нуреев Р.М. Основы экономической теории:Микроэкономика. Москва, 2000.
4. МаксимоваВ.Ф. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. ЧастьI. Микроэкономика, Москва. СиминтЭк, 2002.
5. Основырыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 2003.
6. Авдашева С.К. Базовые экономические понятия и вопросыэкономики. Москва, 2001.
7. В.З. Баликаев, В.А. Ковалев, В.А. Семенихина. Курсобщей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2003.
8.Белоусов В.М., Ершова Т.В. Экономическая теория: Учебное пособие. Москва,изд-во «Феникс», 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кейз Cтив
Реферат Старожилы крымского леса - вековые деревья
Реферат Тваринний світ як об’єкт охорони і використання
Реферат Стратегическое планирование природопользования в РФ
Реферат Экологические катастрофы и пути их преодоления
Реферат Основи бухгалтерського обліку, контролю та аналізу господарської діяльності підприємства
Реферат СМИ и целевая аудитория
Реферат 2009-09-10 г. Cанкт-Петербург Дикий Запад и Восточная ночь объединятся в честь Дня рекламиста
Реферат Сукцесійні процеси в екосистемах
Реферат Емоційний спектр ліричного героя в інтимній ліриці Тодося Осьмачки
Реферат Экологичность строительных работ
Реферат Великая Отечественная война: истоки, ресурсы и оружие победы
Реферат Экологические системы и воздействие на них человека
Реферат Business associations
Реферат Методики социально-педагогической работы с семьей