СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и рольреальных доходов в уровне жизни населения, их показатели
2 Анализ уровня и динамики реальных доходов, заработной платы, пенсий, социальныхпособий. Распределение населения по уровню доходов, их связь с прожиточнымминимумом и степенью удовлетворения потребностей
3 Меры по повышениюуровня доходовнаселения РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящеевремя понятие «народное благосостояние», так же как и степень удовлетворенияматериальных и духовных запросов трудящихся», вышли из употребления вместе стой системой, которой они служили. К тому же этими понятиями, имеющимипозитивный смысл, невозможно пользоваться в условиях обнищания большинстванаселения.
В определенииуровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости отисходных позиций авторов. Такими отправными моментами являются: производство,потребление, доходы, стоимость жизни, потребительские нормативы и стандарты, атак же их комбинации.
Реальныйдоход является основным, “жизненным показателем” и раскрытие понятия,представление динамика последние годы (начиная с 90-х годов), позволяет понять,что общий уровень населения чуть ниже среднего, что человеку необходимостремиться к повышению уровня жизни своими силами, но ни без участия государства,без его поддержки.
В данной темерассматривается подход с точки зрения доходов, если быть точнее с точки зренияреальных доходов. Приводится значение реальных доходов для жизни человека какиндивидуума, проводится анализ статистических данный за период с 2000 по 2005года, а так же прогноз на 2007 год о возможных значениях реальных доходов.Кроме того, приводится описание основных социальных слоев российского общества,а так же меры, необходимые для повышения уровня доходов населения России,необходимые со стороны государства РФ.
Для раскрытияданной темы были использованы литературные источники с 1999 по 2004 годаизданий.
Цель работы –изучить реальные доходы как основной показатель уровня жизни.
К основнымзадачам данной контрольной работы можно отнести следующие:
— раскрытьсущность основных понятий реальных доходов, их роль в жизни человека;
— определитьи провести грань между слоями населения;
— определитьроль государства в повышении уровня жизни;
— изучитьмеры по повышению уровня доходов населения РФ.
1 Понятие и роль реальных доходов вуровне жизни населения,их показатели
Подход крассмотрению уровня жизни с точки зрения потребителя как «от доходов населения»широко распространен в отечественной и зарубежной практике. По статистикеприводятся следующие социально-экономические индикаторы уровня жизни населения,характеризующие объем, состав, основные направления использования ираспределения между отдельными группами денежных доходов населения:располагаемый доход реальных хозяйств; расходы на конечное потребление;реальные располагаемые денежные доходы; денежные доходы и сбережения населенияи др.
Доходынаселения, их уровень, структура, источники получения являются важнейшимипоказателями экономического и социального благополучия общества. Посколькудоходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей,именно они являются центральным звеном, ядром более широкого понятия – уровеньжизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы ихразновидности и основные источники получения.
Реальныедоходы – это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения, которыеможно потратить на конечное потребления.
Реальныедоходы населения — доходы, соответствующие индивидуальной покупательной способности,определенной на базе реальной заработной платы: количество материальных идуховных благ (товаров и платных услуг), которое граждане могут приобрести насвои денежные доходы в виде заработной платы и выплат из общественных фондовпотребления (пенсии, стипендии, пособия, оплата отпусков), денежных поступленийот продажи части продукции и услуг — результатов индивидуальной иликооперативной трудовой деятельности, прочих денежных поступлений (выигрыши пооблигациям и лотереям и т.п.). В отличие от номинальных доходов Р.д.н.учитывают уровень цен, размер налогов и др. обязательных платежей. Их объемзависит также от соотношения платежеспособного спроса населения и объемапредлагаемых ему товаров и услуг, их структуры и качества. Составной частью реальныхдоходов населения являются бесплатные и льготные услуги, получаемые гражданамииз общественных фондов потребления (бесплатное пользование транспортом,пониженный размер квартплаты, частичная оплата путевок в санатории, дома отдыхаи т.п.).
Упадок производстваи общий экономический спад, продолжавшийся на протяжении всего периодареформирования, значительное время сопровождалось высокой инфляцией, чтообусловило беспрецедентный рост цен и падение реальной заработной платы иреальных доходов населения. В последние годы основной причиной сохранениянизкого уровня реальных денежных доходов населения на ряду с перманентнымотставанием индексации оплаты труда (прежде всего в бюджетной сфере),пересчетов пенсий и социальных пособий от роста цен является хроническаянесвоевременность выплат заработной платы в связи с отсутствием денежныхсредств, а так же с многочисленными финансовыми злоупотреблениями и нарушениямив этой области.
Заработнаяплата является реальным доходом человека и в случае ее задержки или не полнойвыплаты, он постепенно начинает себя ущемлять в приобретении тех или иныхпотребностях, он не может позволить себе некоторые товары, предлагаемые нарынках, тем самым усугубляется его уровень жизни. [1, с 72-73]
Финансово-экономическийкризис 1998 года вызвал стремительный рост цен на потребительские товары.Скачек индекса потребительских цен (138,4% с августа по сентябрь 1998 года и184% за весь 1998 год по отношению к декабрю 1997 года) привел к тому, чтореальная заработная плата в декабре 1998 года упала ниже соответствующегоуровня 1997 года на одну треть, составив 65% от его уровня.
Финансовыйкризис 1998 года свел реальные доходы населения до самого низкого уровня завесь период реформ. По итогам 1998 года, вследствие финансового кризиса, произошлозначительное снижение доходов в целом на 21% относительно декабря 1997 года. Задевять месяцев 1999 года реальная заработная плата относительно декабря 1998года упала еще на 16%, а реальный денежный доход на 22%.
Если пооценке Министерства экономики предусматривалось снижение реальных денежныхдоходов в 1999 году не более чем на 15%, то по данным отчетной статистики этотпоказатель уже в сентябре 1999 года составлял 22%. Таким образом, после кризиса1998 года продолжается процесс дальнейшего падения уровня жизни населения. [1,с 52-54]
Итак,реальные располагаемые денежные доходы российского населения — рассчитанные завычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен— в августе 2002 года выросли на 1,7% по сравнению с июлем и на 6,7% посравнению с августом 2004 года. Об этом сообщил Госкомстат. Среднедушевыедоходы россиян в августе 2004, по данным Госкомстата, составили 3784 руб., чтона 0,7% превысило показатель июля 2005 года и на 24,3% — показатель августа2004 года. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России вавгусте 2005 года повысилась на 46 руб., или примерно на 1% по сравнению сиюлем, и составляла 4643 руб., что на 37,7% выше уровня августа 2004 года.Реальная среднемесячная зарплата в августе возросла на 0,9% по сравнению сиюлем, одновременно оказавшись на 19,6% выше этого показателя в августе 2004года.
Нас частоинтересуют изменения в стоимости жизни в связи с изменениями доходов и (или)цен.
Допустим, чторасходы потребителя равны его доходам и составляют в начальном (базисном)периоде
I0= ∑q0p0
а в текущем
It = ∑qtpt
Здесь верхнийиндекс 0 соответствует показателям базисного, а индекс t ≈ текущегопериода; q и р ≈ соответственно количества покупаемых товаров и их цены,индексы товаров опущены, поскольку знак ∑ подразумевает сумму расходов наприобретение всего множества товаров (потребительской корзины).
Для оценкиизменения стоимости жизни в текущем периоде по сравнению с базисным следуетопределить индексы номинального дохода и цен.
Индексноминального дохода определить легко, он составит
MI= It/I0
Индекс цен может быть определендвумя способами: как индекс Ласпейреса
PL = ∑q0pt/∑q0p0
и как индексПааше
PP = ∑qtpt/∑qtp0
названные такпо имени немецких статистиков Э. Ласпейреса (1834-1913) и Г. Пааше (1851-1925).
ИндексЛаспейресапредполагает взвешивание цен двух периодов по объемам потребления товаров вбазисном, а индекс Пааше ≈ по объемам их потребления в текущем периоде.
Однако ни тотни другой индекс не дают верного представления об изменении цен, поскольку онине учитывают влияния этого изменения на структуру потребления. Очевидно, чтоесли (в обычной двухпродуктовой модели) цена товара X возрастает (PtX> P0X), то покупки его снижаются (qtX q0X). Поэтому значение индекса Ласпейреса,использующего в качестве весов объемы q0, дает преувеличенноепредставление об изменении цен в случае их роста, но преуменьшенное в случае ихснижения. Наоборот, значение индекса Пааше, где в качестве весов используютсяобъемы qt, дает преуменьшенное представление об изменении цен вслучае их роста, но преувеличенное в случае их снижения. И в любом случаеиндекс Ласпейреса оказывается выше индекса Пааше (PL > PP).
Можнопоказать, что положение потребителя в текущем периоде будет лучше, чем вбазисном, если индекс Ласпейреса окажется ниже индекса номинального дохода:
It/I0> = PL
Можнопоказать также, что положение потребителя в текущем периоде будет хуже, чем вбазисном, если индекс Пааше окажется выше индекса номинального дохода:
It/I0
Рассмотримсначала индекс Ласпейреса. Если ∑q0pt ≤ It, первоначальныйнабор товаров (вектор q0), очевидно, доступен потребителю и притекущих ценах (вектор pt ) и доходе It. Значит, и визменившихся условиях потребитель мог бы по-прежнему покупать первоначальныйнабор q0. Если же фактически в текущем периоде он покупает инойнабор (вектор qt ), то либо
∑q0pt
это означалобы, что набор qt принадлежит более высокой кривой безразличия, т.е.сулит потребителю большее удовлетворение, чем набор q0, либо
∑q0pt= ∑qtpt,
это означалобы, что наборы q0и qt имеют равную стоимость, т.е.принадлежат одной и той же бюджетной прямой, но потребитель явно предпочитаетнабор qt, сулящий ему большее удовлетворение, т.е. принадлежит болеевысокой кривой безразличия.
Разделив обечасти на ∑q0p0, имеем
∑q0pt/∑q0p0= ∑qtpt/ ∑q0p0
Левая часть(3.25) представляет индекс цен Ласпейреса, правая ≈ индекс номинальногодохода. Следовательно,
PL
Такимобразом, утверждение доказано. Его можно иллюстрировать графически.
2 Анализ уровня и динамикиреальных доходов, заработной платы, пенсий, социальных пособий. Распределениенаселения по уровню доходов, их связь с прожиточным минимумом и степеньюудовлетворения потребностей
Помимо того,что значение заработной платы не удовлетворяет уровню жизни, происходит еепостоянная или периодическая, в зависимости от организации, задержка.
Суммарнаяпросроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2000года составляла 43 741 млн. рублей. [1, с 52-55]
Динамикареальных располагаемых денежных доходов и реальной заработной платы (в %нарастающим итогом с начала 2004 года к соответствующему периоду предыдущегогода)
/>
Рис. 1 Динамика реальныхденежных доходов населения за период реформирования является отрицательной
На рубеженового тысячелетия сформировался крайне низкий уровень жизни людей. В среднемна личные денежные доходы в 2000 году можно было купить менее двух товаров иуслуг, входящих в прожиточный минимум (ПМ). Это существенно ниже, чем вдореформенном 1991 году. Тогда покупательная способность денежных доходовсоставляла 3,4 набора ПМ. Вместо широко представленных ранее слоев со среднимидоходами в настоящее время преобладают семьи с низким уровнем достатка.
В первомполугодии 2000г. средний размер назначенных месячных пенсий равнялся 624,8руб., что в реальном выражении составило только 37% от уровня 1990 г. Следует отметить,что в результате повышения средненазначенной месячной пенсии в апреле 2000 г. — на 13% и в августе 2000 г. — в среднем на 18%, средний размер назначенной пенсиив сентябре 2000 будет равен 818,9 руб., что уже составит 45,0% (с учётоминфляции с апреля по сентябрь 2000г.) от уровня 1990 г. Размер номинальной среднеймесячной пенсии (с учётом компенсаций) в апреле 2000 г. составил 153% её величиныв апреле 1998 г., т.е. относительный прирост номинальной средней месячнойпенсии составлял только чуть более половины (51,9%) относительного приростаноминальной среднемесячной заработной платы одного работника. Следствием этогоявлялось крайне низкое реальное содержание средней месячной пенсии в апреле2000 г. по сравнению с апрелем 1998 г. Несмотря на то, что за последние 12 месяцевэтого периода реальный размер назначенных среднемесячных пенсий вырос на 26,8% (номинальнаясреднемесячная пенсия увеличилась на 52,1%), что превышает рост реальной среднемесячнойзаработной платы (реальная среднемесячная заработная плата выросла за этот жепериод на 23,6%), реальный размер назначенных среднемесячных пенсий в апреле2000 г. составлял только 59,8% их величины в апреле 1998 г. Вместе с темреальная начисленная заработная плата в апреле 2000 г. составила 79% от еёуровня в апреле 1998 г.
У большинстванаселения основные расходы направлены на текущее потребление продовольственныхи непродовольственных товаров первой необходимости. У него не остаетсядостаточно средств на оплату услуг и сбережения, без которых в настоящее времятрудно рассчитывать на достойные жилищные условия, образование издравоохранение, пополнение товаров и имущества длительного пользования. Вцелом низкие инвестиционные возможности россиян, затрудняют для государстваразвитие экономики и социальной сферы.
Доходынаселения выросли во всех социальных слоях. Доля бедных в IV квартале 2005 годасократилась по сравнению с аналогичным периодом 2004 года примерно на 5процентных пунктов. Эта часть населения перешла в низкообеспеченные и средниеслои. Удельный вес последних составил примерно 29 и 22 % при росте среднегослоя примерно на 3 процентных пункта. Доля относительно обеспеченных россиянсоставила примерно 7% и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлогогода на 0,4 процентных пункта. [2, с 5]
Рост доходовнаселения сопровождался существенным сокращением задолженности по заработнойплате. Так, в IV квартале 2004 года соотношение цены общей среднемесячнойзадолженности по заработной плате со среднемесячным фондом начисленнойзаработной платы составляло 60,5%, то есть задолженность фактически составлялаоколо двух третей месячного фонда заработной платы. В IV квартале прошлого годаэто соотношение сократилось почти вдвое и составило примерно 35,2%. Такимобразом, задолженность едва превышала одну треть месячного фонда заработнойплаты. В конце 2005 года задолженность оказалась ниже уровня II и III кварталов, чтохарактеризует устойчивую тенденцию к ее полному преодолению.
Проведенныйанализ динамики и структуры денежных доходов населения показал, что среднедушевые денежныедоходы за 2004 год увеличились на 42,5 %, а расходы населения увеличились на54,5%.
В структуреденежных доходов населения в 2004 году по сравнению с предыдущим годом возросладоля доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности приснижении доли оплаты труда и социальных выплат.
Наибольшаявеличина заработной платы наблюдается в газовой, топливной,нефтеперерабатывающей промышленности, а также в отрасли цветной металлургии,наименьшая – в здравоохранении, образовании, культуре.
Уровень жизнинаселения в 2004 году улучшился в сравнении с предыдущими годами, однакоодновременно увеличилась дифференциации доходов населения (в 2004 годукоэффициент составил 15,95 против 6, 23 в 2003 году), что безусловно, являетсянегативной тенденцией.
Сегодня вРоссии должна быть повышена эффективность государственной политики доходов. Ееследует нацелить на кардинальное увеличение доходов основной массы населения(прежде всего за счет роста минимального и среднего размеров оплаты труда),снижение дифференциации доходов, эффективное и социально справедливоераспределение вновь созданной стоимости и динамичное формирование на этойоснове среднего класса.3 Меры поповышению уровня доходов населения РФ
Повышенияуровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политикиРоссийского государства. В числе приоритетов правительства – восстановлениедоходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Дляэтого разработаны основные направления социально-экономической политикиПравительства РФ на долгосрочную перспективу.
Решение этихи других проблем позволит стабилизировать уровень жизни россиян, а такжеразвернуть вектор в сторону его повышения. В основных направленияхсоциально-экономической политики Правительства Российской Федерации надолгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния– увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашниххозяйств) не менее чем на 80%.
Государственныепрограммы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок ихформирования различен.
Одна частьсредств таких программ формируется через государственный бюджет и используетсяцентрализованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятияхи фондах, (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств такихпрограмм формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств— за счет прибылей предприятий).
Через каналы государственныхпрограмм помощи удовлетворяются
потребности ввоспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных,обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степеньудовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнемэкономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.
Распределениесредств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направлениехарактеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимостиот труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенныхпотребностей.
Второенаправление характеризуется тем, что проводимые выплаты не
имеют связи струдом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворениекоторых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетнымработникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государствана содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотациизависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Особенностьтретьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в формельгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующиеучреждениянепроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своегорода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзяраспоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуальноготруда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретныйисторический момент.
Потребителем частигосударственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которыеимеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, забесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнееболеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений —тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Другимисловами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровнедоходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самогопроцесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболееважных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности,достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступногоздравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагиваетинтересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственнаяполитика в этой области должна быть особенно активной.
Как известноиз средств массовой информации, Президент России В.В. Путин дал указаниеПравительству Российской Федерации о досрочном и более высоком по размеруповышении базовой части трудовой пенсии, чем это было предусмотрено Федеральнымзаконом “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год”.
ГосударственнаяДума 9 февраля 2005 года приняла соответствующий Федеральный закон обувеличении базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года с 660 до 900рублей, а Совет Федерации оперативно (9 февраля 2005 года) одобрил данныйФедеральный закон.
При этомбудут увеличены и другие составляющие в существующей системе выплат. К примеру,доплата на иждивенцев, которая рассчитывается в зависимости от базовой пенсии исоставляет 30% от ее размера, будет повышена до 300 рублей, для инвалидовпервой группы, достигших 80 лет, прибавка будет немного больше — 480 рублей.
Для инвалидоввследствие военной травмы повышение составит 240 рублей. Для ветеранов ВеликойОтечественной войны, являющихся инвалидами войны и достигших 80 лет, прибавкасоставит достаточно весомую величину – 1200 рублей. С учетом единовременнойденежной выплаты и пенсии общая сумма для военных инвалидов, получившихинвалидность вследствие военной травмы и старше 80 лет, составит от 6,8 до 7,2тысяч рублей.
Кроме того,следует сократить государственные расходы, непосредственно не связанные сэффективностью управления экономикой и теми сферами деятельности, источникомфинансирования которых должен быть только бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализизменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, чтосохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ееэкономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальнаяполитика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации.Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курсасоциально-экономических преобразований в стране.
Благосостояниегражданам Росси надо добиваться в основном за собственный счет и собственнымиусилиями. Только так можно обеспечить рост личных доходов и получитьвозможность перейти в более высокий ранг социального слоя российского общества.
Реализациянамеченных мер государством Российской Федерации будет успешной в случаевзаимодействия общественных объединений, предпринимателей государства. Этопозволит восстановить доверие народа к властным организациям, направив ресурсына общенациональное возрождение. Ведь люди, занимающиеся активным поискомвозможных форм социальной поддержки, считают, что если не выплачивают зарплатуи пенсию, то нет смысла надеяться на социальную помощь, так как «все деньги изодного кармана».
Только путемроста реальных доходов можно обеспечить себе и своим детям достойноесуществование, хорошее образование и медицинскую помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БирманИ. «Уровень русской жизни (а так же американской): вопросы — материалы — сравнения-некоторые ответы». – М.: Научный мир, 2004.-512 с.
2. БобковВ. Журнал “Достаточная оплата труда – цель и средство повышения уровня жизни”// Человек и труд, № 8.
3. БобковВ.Н. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России. – М.:Издательство ВЦУЖ, 2001. – 448 с.
4. ВышегородцевМ.М. Уровень жизни в России как фактор развития человеческого капитала. М.:Диалог МГУ, 1999. — 228 с.
5. ЖеребинВ.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. – 592 с.
6. МосковскаяА.А. Динамика реальных доходов населения России // Проблемы прогнозирования,2005, № 4.
7. Населениеи доход: сборник статей/ Под ред. АА. Саградова. – М.: МАКС Пресс, 2001. – 96с.