--PAGE_BREAK--
Збр = Рбр*Вбр [1.6]
где Рбр — бригадная сдельная расценка за единицу производимой продукции; Вбр — объем работ, выполненный бригадой.
При простой повременной системе заработная плата работника (ЗПпп) за определенный отрезок времени определяется по формуле:
ЗПпп = ТС*Ф [1.7]
где ТС — часовая (дневная) тарифная ставка рабочего соответствующего разряда; Ф — фактически отработанное на производстве время.
При повременно-премиальной системе заработная плата работника (ЗПпвп ) определяется по следующей формуле:
Ппвп = ТС*Ф*(1+(П+К*М)/100) [1.8]
По бестарифной системе оплаты труда заработная плата всех работников представляет собой долю работника в фонде оплаты труда предприятия или подразделения.
2. Методы определения планового фонда оплаты труда.
Для определения планового фонда оплаты труда (фонда заработной платы) применяются следующие методы:
· по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда;
· на основе средней заработной платы;
· нормативный;
· поэлементный (прямого счета).
Рассмотрим методику планирования ФОТ с использованием данных методов.
а) По достигнутому уровню базового фонда оплаты труда. В данном случае плановый фонд оплаты труда (ФОТп) определяется на основе фонда оплаты труда базисного года, фактического или ожидаемого (ФОТб); планируемого коэффициента роста объема производства (Коп); планируемого сокращения (увеличения) численности работающих (Эч) и достигнутого в базисном периоде уровня средней заработной платы (ЗПСб):
ФОТп = ФОТб*Коп ± Эч*ЗПсб [1.9]
Недостаток этого метода планирования ФОТ состоит в том, что в плановый фонд оплаты труда переносятся все нерациональные выплаты заработной платы, имевшие место в базисном периоде. Поэтому он не нацеливает трудовой коллектив фирмы и ее структурных подразделений на эффективное использование живого труда, так как в данном случае при большей численности работающих будет больше фонд оплаты труда. Поэтому данный метод может применяться на стадиях предплановой работы для укрупненного расчета ФОТ. Для детальных плановых расчетов в силу присущих ему недостатков он не годится, хотя широко применяется на практике.
б) Планирование ФОТ на основе средней заработной платы. Метод состоит в определении планового фонда оплаты труда на основе плановой численности работающих по категориям (Чосп) и планируемой среднегодовой заработной платы одного работника данной категории ЗПп.):
ФОТп = ∑Чосп*ЗПп [1.10]
ЗПп = ЗПб*Кзп [1.11]
где ЗПб — достигнутый уровень заработной платы работника i-й категории в предплановом периоде; Кзп — планируемый коэффициент роста средней заработной платы i-й категории работников.
По сравнению с рассмотренным выше данный метод более точен, поскольку базируется на плановых показателях. Однако рассчитать среднюю зарплату в плановом периоде в условиях значительной инфляции — дело непростое и требует детального обоснования.
в) Нормативный метод. Избежать недостатков вышерассмотренных методов позволяет нормативный метод планирования ФОТ. Именно его применяет большинство фирм в странах с развитой рыночной экономикой.
В практике применяются два варианта нормативного метода: уровневый и приростной.[7. C. 346]
При уровневом нормативном методе фонд оплаты труда или заработной платы определяется на основе планируемого объема выпуска товарной продукции в стоимостном выражении и планового норматива заработной платы на один рубль объема продукции. Следует отметить, что данный метод оправдан при наличии следующих условий. Во-первых, нормативы должны быть достаточно стабильными в течение всего планового периода. Во-вторых, нормативы должны быть представительными, то есть одинаковыми для всех однотипных подразделений, иначе могут вызвать антагонизм у исполнителей.
Приростной нормативный метод базируется на нормативе прироста фонда оплаты труда на один процент прироста объема производства. Недостатки данного метода аналогичны методу расчета планового ФОТ по достигнутому уровню базисного фонда, рассмотренному выше.
г)Поэлементный (прямого счета) метод планирования ФОТ предполагает детальный расчет каждой статьи планового фонда оплаты труда раздельно по рабочим, служащим и прочим категориям работающих. Первоначально планируется ФОТ рабочих, затем служащих и прочих категорий. Расчет ведется в следующей последовательности:
· расчет прямого сдельного фонда оплаты труда рабочих;
· расчет прямого тарифного фонда оплаты труда;
· расчет премиального фонда;
· фонд оплаты труда прочих категорий персонала;
· фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала;
· фонд оплаты труда работников непромышленной группы.
В завершении определяется общий плановый фонд организации.
Таким образом, на основе рассмотренных теоретических аспектов плана оплаты труда на предприятии, перейдем к непосредственному анализу исследуемого предприятия.
2. Анализ планирования средств на оплату труда на примере
РУП «Гомсельмаш»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения» — »Гомсельмаш" — основан на государственной форме собственности, входит в состав производственного объединения «Гомсельмаш». Органом государственного управления предприятием является Министерство промышленности Республики Беларусь. Предприятие обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, решениями Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, уполномоченного органа и уставом предприятия. Органом управления предприятия является директор. Генеральный директор производственного объединения «Гомсельмаш» — Жмайлик Валерий Алексеевич является директором предприятия.
Местонахождение предприятия: 246018, г. Гомель, Республика Беларусь,
ул. Шоссейная, 41, тел.52-47-71, телетайп 110115«Алмаз», факс 54-91-93.
Предприятие создано для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в кормоуборочных комбайнах, прицепных специализированных емкостях и других машинах и оборудовании, в запасных частях, товарах народного потребления, в работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличения вклада в ускорение социально-экономического развития республики, объединения и обеспечения на этой основе роста благосостояния трудового коллектива.
Предметом деятельности предприятия является производство и сбыт зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, прицепных специализированных емкостей и других сельскохозяйственных машин, запасных частей, товаров народного потребления; осуществление внешнеэкономической, торгово-закупочной деятельности, оказание платных услуг.
РУП ГЗСХМ «Гомсельмаш» является основным поставщиком зерноуборочных и кормоуборочных машин, рынком сбыта которых являются страны СНГ. Основными потребителями продукции предприятия являются сельхозпредприятия Беларуси, России, Украины.
Являясь важным звеном агропромышленного комплекса Республики Беларусь, предприятие ставит основную задачу обновления и насыщения парка сельскохозяйственной техники производителей сельскохозяйственной продукции, повышения производительности труда и обеспечения продовольственной безопасности страны.
В целях стабилизации финансово-экономического состояния перед РУП «Гомсельмаш» в 2004-2006 гг. стоит задача повышения эффективности проводимой финансовой политики путем оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. В первую очередь это касается повышения оборачиваемости имущества путем снижения дебиторской задолженности, реальных остатков запасов сырья и материалов, готовой продукции на складах. Вырученные средства будут направлены на погашение привлеченных кредитов, кредиторской задолженности и подлежащих возврату льгот и преференций, полученных в предыдущие годы.
На основании «Отчетов по труду» (форма № 1-т) за 2004-2006 гг.;
«Отчетов о прибылях и убытках» (форма № 2) за 2004-2006 гг.; «Приложений к
бухгалтерскому балансу» » (форма № 2) за период 2004-2006 гг. и др.
проанализируем основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Таблица 2.1
Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности РУП «Гомсельмаш» за 2004-2006 годы, млн. р.
Показатели
Годы
Абсолютное отклонение
Темпы роста, %
2004
2005
2006
К
предыдущемугоду
К 2004 году
К
предыдущем угоду
К 2004 году
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Объем производства продукции, млн. руб.
258263
378685
477417
98732
219154
126
180
2. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, млн. руб. (нетто)
210717
408129
542486
134357
331769
133
257
3. Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, млн. руб.
202759
371814
398419
26605
195660
107
196
4. Прибыль от реализации, млн. руб.
7403
32917
50560
17643
43157
154
683
5.Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.
167839
206507,5
229695
23188
61856
111
137
6.
Среднесписочная численность ППП, чел.
7957
7953
8601
648
644
108
108
7.
ФЗП, млн. руб.
39316,1
54939,5
68355,3
13415,8
29039,2
124
174
8.
Фондоотдача, р.
1,53
1,83
2,07
0.25
0.54
113
135
9.
Выручка на одного рабочего
26,5
51,3
63,1
11,8
36,6
123
238
10.
Рентабельность продукции, %
3,65
8,85
12,7
3,85
9,05
144
348
Вывод: из таблицы 2.1 видно, что РУП «Гомсельмаш» наращивает объем производства. Так объем производства продукции в фактических ценах в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 26% (126-100,0), в 2006 г. по сравнению с 2004 г. — на 80% (180-100,0)
Выручка от реализации продукции работ предприятия превышает объем производства, что указывает о наличии остатков годовой продукции на складах. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. выручка увеличилась на 33% (133-100,0), а в 2006 г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 157% (257-100,0).
Уровень прибыли от реализации в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил рост этого показателя: прибыль от реализации увеличилась на 54% (17643 млн. руб.). В 2006 г. по сравнению с 2004 г. прибыль от реализации увеличилась на 583% (43157 млн. руб.).
Из таблицы также видно, что уровень среднесписочной численности промышленно-производственного персонала резко увеличился за период 2005-2006 гг. — на 8% (648 чел.). В то время, как за период 2004-2005 гг. она почти не изменялась (4 чел.) В итоге, в 2006 г. численность составила 8601 человек.
Показатель фондоотдачи за последние три года постепенно возрастает за в 2006 г. по сравнению с 2005 гон увеличился на 13 % (113-100), а в 2006 г. по сравнению с 2004 г. на 35% (135-100). Это свидетельствует о всевозрастающей эффективности использования фондов.
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг увеличилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом и с 2004 годом соответственно на 7 и 96%, что в абсолютном изменении составило соответственно 26605 и 195660 млн. руб.
Среднегодовая стоимость основных средств ежегодно увеличивается. В 2006 году по сравнению с 2005 году она увеличилась на 23188 млн. руб., что в процентном выражении составило 11%, а по сравнению с 2004 годом – 61856 (37%).
Фонд заработной платы увеличился в 2006 году по сравнению с 2004 годом на 74%, а в период с 2005 год по- 2006 год — на 24%. Абсолютное отклонение составило увеличение на 13415,8 млн. руб. в 2006 году по сравнению с 2005 годом и 29039,2 млн. руб. в 2006 г. по сравнению с 2004 годом.
Выработка на 1 рабочего с каждым годом увеличивается. Темп роста выработки составил в 2006 г. в отношении к 2005 г. составил 123%, а по отношении к 2004 году — 238%.
Рентабельность продукции увеличивается. В 2006 году рентабельность составила 12,7%, что на 3,85% больше, чем в предыдущем 2005 году, и на 9,05% больше, чем в 2004 году.
2.2 Анализ фонда заработной платы на предприятии
Анализ использования средств на оплату труда в предплановом периоде ставит цель выявить нерациональные выплаты из фонда заработной платы, разработать мероприятия по экономии за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости выпускаемой продукции.
Анализ фонда заработной платы производится для изучения состава, пропорций и тенденций их изменения, выбора оптимального варианта реализации общенародных и коллективных интересов через удовлетворение личного интереса каждого конкретного работника, объективной оценки правильности фактических расходов на оплату труда, уровня влияния факторов их формирования и изменения и др.[2. C.310]
Для анализа состава, пропорций и динамики фонда заработной платы формируется аналитическая таблица:
Таблица 2.5 – Анализ состава динамики средств фонда заработной платы.
Состав средств
За предыдущий период
За отчетный период
(2006 г.
)
Выполнение плана, %
Фактический рост в сопоставимых ценах, %
по плану
по отчету
1. Расходы на оплату труда в составе себестоимости продукции, млн. руб
48175,6
58732,7
61132,8
1,04
126,9
2. Выплаты за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, млн. руб.
945,6
1060,2
1047
0,98
110,7
3. Фонд заработной платы, млн. руб.
54939,5
59792,9
71333,8
1,19
129,8
Данные таблицы 2.5 свидетельствуют, что расходы на оплату труда повысились по сравнению с предыдущим годом на 27%. Это обусловлено тем, что среднесписочная численность заработной платы за 12 месяцев в 2005г. составляла 575,7 тыс. руб., а в 2006г. – 691,13 тыс. руб. Данное снижение объясняется в течение года посредством выбытия и текучести кадров. В соответствии с увеличением расходов на оплату труда увеличивается и фонд заработной платы – на 30%. Аналогичным образом произошли изменения в выплатах за счет остающейся в распоряжении предприятия.
Заметим, что все снижения были запланированы. Соотнеся темпы роста и процент выполнения плана, представленные в таблице 2.5, видно, что все показатели роста снижаются, а выполнение плана во всех случаях сверх нормы.
Чтобы выяснить причины отклонений в использовании фонда заработной платы, необходимо сопоставить фактический их расход за отчетный период с предусмотренной сметой по соответствующим направлениям. Смета указанных расходов составляется на год с распределением по кварталам, обсуждается и утверждается трудовым коллективом. Анализ использования фонда заработной платы приведен в таблице 2.6.
Данные, приведенные в таблице, показывают, что почти по всем составляющим выплат за счет чистой прибыли отклонение от плана имеет отрицательные значения. Это доказывает, что расходы на оплату труда, фактически ниже тех, которые были спланированы на отчетный период. То есть в данном случае можно говорить о перерасходе средств на оплату труда. Данный факт имеет отрицательную тенденцию для предприятия, поскольку перерасход средств требует перераспределения в бюджете предприятия. Положительным фактором является лишь снижение относительно плана расходов на премии и вознаграждения, начисляемые ежемесячно. По данной статье план по расходам не выполнен. Положительно также можно оценить полный отказ от выплат стимулирующего характера на регулярной основе, так как эффект от них сомнителен, а увеличение фонда заработной платы – несомненно. Изменения в надбавках и доплатах по тарифным ставкам объясняется большой текучестью кадров за отчетный период, аналогично объясняются и увеличенные вознаграждения по итогам работы за год. Ведь, по данным статистической отчетности видно, что объём производства продукции и выручка от реализации продукции растет большими темпами и абсолютный прирост его значителен. Именно поэтому расходы на премирование по итогам работы за год превышает плановый показатель на 272,1 млн. руб. В сопоставлении с предыдущим годом – темп роста составил 174,6%.
Если сравнивать расходы фонда заработной платы и выплат из чистой прибыли, то заметим, что темпы роста отличаются. Так, если темп роста расходов фонда составил около 126,9%, то темп роста выплат – 110,7%. Анализируя составляющие выплат за счет чистой прибыли, можно сделать вывод, что большинство этих составляющие подвергнуты влиянию случайных факторов и именно поэтому расходы на них в рассматриваемом периоде ниже.
В целом видно, что большую долю занимают расходы на оплату по тарифным ставкам и окладам и ежемесячные премии и вознаграждения. Наименьшую долю имеют вознаграждение за общие результаты работы по итогам года и единовременная материальная помощь.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
· фактический рост расходов на оплату труда в составе себестоимости в сопоставимых ценах составляет около 126,9%;
· увеличены расходы на премии и вознаграждения по итогам работы за год;
· наибольшую долю расходов составляют тарифные ставки и оклады рабочих;
· темпы роста расходы фонда заработной платы превышают выплаты из чистой прибыли;
· по итогам отчетного периода наблюдается перерасход запланированных средств на заработную плату на 11810,8 млн. руб. продолжение
--PAGE_BREAK--