Основные данные о работе
Версия шаблона
2.1
Филиал
Самарский
Вид работы
Курсовая работа
Название дисциплины
Экономика и организация производства
Тема
Разработка бизнес-плана организации производства новой продукции
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования 5
1.1. Методы организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия 5
1.2. Понятие бизнес-плана, сфера его применения и условия разработки 11
2. Технико-экономическая характеристика производственно- хозяйственной деятельности ОАО «Белореченское ХПП» 22
2.1. Оценка уровня производственного потенциала предприятия на современном этапе 22
2.2. Оценка современного состояния системы управления обществом 28
Заключение 35
Глоссарий 37
Список использованных источников 39
Приложения 40
Введение
С развитием рыночных отношений в России становится все более очевидным, что нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха, оставаясь в рамках прежней системы управления предприятием. Повышение конкурентоспособности предприятий, выход из создавшихся сложных экономических условий требует разработки и применения новых подходов и методов управления, более адекватных современной экономической ситуации в России.
Управление в условиях рынка означает, прежде всего, ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства, поиск новых возможностей для получения наилучших результатов с наименьшими затратами. Переход от административно- командной модели управления к модели рыночной невозможен без серьезного изменения содержания и направленности такой важнейшей функции управления предприятием как планирование.
Планы помимо инструментов распределения ресурсов, средства контроля и оценки деятельности предприятий должны выполнять функции экономического прогнозирования, служить основой выработки долгосрочного курса действий, поиска наиболее эффективных путей достижения стратегических целей предприятия.
В настоящее время в связи с постепенно возрастающей инвестиционной активностью предприятий, связанной с решением их долгосрочных программ, возрастает роль и значение методики и принципов составления бизнес-плана, как основного документа, позволяющего дать целостную, системную оценку инвестиционного проекта. Ведь совершенствование методов оценки вариантов не менее важно, чем поиск самих вариантов капиталовложений. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много, и предприятие может прорабатывать большое количество инвестиционных проектов.
Благополучие же фирмы зависит от того, насколько грамотно и корректно составлен бизнес-план проекта, насколько достоверно определена экономическая эффективность инвестиций. Этим определяется актуальность темы данной курсовой работы, в которой рассмотрены основные принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта.
Целью курсовой работы является разработка бизнес-плана организации производства новой продукции — муки и хлеба на базе реконструкции мельницы и пекарни ОАО «Белореченское хлебоприемное предприятие».
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются теоретические и методические аспекты организации управления производственно- хозяйственной деятельностью предприятия, представлены основные принципы составления бизнес-плана как важнейшей формы стратегического планирования на предприятии.
Во второй главе проведен финансово-экономический анализ производственно- хозяйственной деятельности исследуемого объекта, освещена его производственная и организационная структура.
В курсовой работе также раскрыты вопросы безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды на предприятии.
В заключение работы сформированы основные выводы по результатам проведенных исследований.
1 Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования
1.1 Методы организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия
Экономическое положение отдельного предприятия и состояния экономики в целом определяют в конечном итоге три основных фактора:
— уровень техники и технологии;
— качество рабочей силы и широкое использование мотивации к труду;
— организация и управление производством (менеджмент).
Третий из перечисленных факторов имеет системообразующий характер. Как показывают специальные исследования, состояние менеджмента влияет и на уровень техники и технологии, и на качество рабочей силы. Современный менеджмент — это особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития. Не случайно выдающийся экономист нашего столетия Альфред Маршалл выделил управление в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными — капиталом, трудом и землей .
Термин менеджмент пошел от американского «management» — управление. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента .
Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. На ранних стадиях капиталистического производства предприниматель- собственник, как правило, сам управлял предприятием, руководствуясь опытом и чутьем. Но развитие производства на рубеже XIX-XX веков по-новому поставило вопрос об управлении. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления.
Технический прогресс, развитие производства, иные социально- экономические и политические условия ставили перед теорией и практикой управления все новые проблемы. Специалисты в области менеджмента в западных странах находили на каждом этапе достойные решения этих проблем. Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных проявлениях. На первый план выдвигались то одни, то другие проблемы. В 50-60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления. В 60-70-е годы возникает стратегическое планирование. 80-е годы ознаменованы переходом передовых западных фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению. В ходе эволюции в рамках науки управления выделились различные направления, произошло ее слияние с другими, близкими к ней науками. Рубежным в развитии менеджмента стало объединение теории управления и теории маркетинга, породившее рыночную концепцию управления.
Основные исходные посылки новой концепции сводятся к следующим:
— ставка делается на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);
— фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как «клан»;
— фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.
Новая парадигма основана на системном, ситуационном подходе. Фирма — «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а во вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. То есть главный критерий эффективности системы управления состоит в следующем: сумеет ли предприятие вовремя распознать угрозы для своей деятельности, будет ли оно устойчиво к изменениям рынка, не упустит ли возможности, возникающие во внешней среде, сможет ли извлечь максимальную выгоду для себя из данных возможностей.
Раньше внешняя среда оказывала довольно устойчивое воздействие на отечественные предприятия, а они, в свою очередь, выбирали в качестве приоритетов в управлении внутренние переменные, стратегию внутриорганизационного совершенствования. В настоящее время внешняя среда стала более подвижной, быстро меняющейся. В такой ситуации приоритеты следует отдавать системе управления, основанной на гибких решениях в условиях неопределенности информации.
Однако функционирование предприятия в условиях рынка — это не просто отклик на внешние воздействия, а подвижное внутреннее равновесие, достичь которого можно лишь в результате приспособления к неопределенным внешним воздействиям за счет обмена с внешней средой информацией. Для этого необходимо проводить анализ внешних факторов, а также анализ того, насколько поднимается эффективность производства при совершенствовании его элементов с учетом информации по изменению влияния внешних факторов.
Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала предприятия планированием его стратегии на основе будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение возможностей и изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.
Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на творческое освоение новых возможностей и т.п.).
Специалисты справедливо считают, что не существует единой, идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели, можно выделить следующие:
— размер фирмы;
— характер продукции;
— характер среды, в которой она действует.
С точки зрения последнего фактора, выделяют следующие модели управления:
— модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
— модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
— модель управления в условиях динамичного научно-технического прогресса;
— модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.
Предприятия находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, ибо меняются сама фирма и ее среда.
Поэтому для того, чтобы организация управления соответствовала потребностям предприятия, она должна развиваться вместе с предприятием и его внешней средой. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет. Общее же направление эволюции — переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в условиях в значительной степени индивидуального производства и обострившейся конкуренции.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности деятельности предприятия. По мнению специалистов, она должна иметь следующие основные характеристики:
— небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;
— небольшое число уровней управления;
— структура, основанная на группах (командах) специалистов;
— характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.
Необходимость изучения в нашей стране в современных условиях теории и практики менеджмента очевидна. С переходом к рыночной экономике предприятия начинают действовать в качественно других условиях. Что производить, как и для кого — эти вопросы они решают самостоятельно. Иначе должны решаться и проблемы организации и управления производством.
Для эффективного функционирования предприятия необходимы прочные внутренние связи. Объединение различных частей предприятия в единое целое обеспечивается его организацией и управлением. Теория менеджмента рассматривает организацию как множество связанных между собой и определенным образом упорядоченных компонентов, которое обладает целостностью и образует единство с внешней средой. Ключевым моментом организации является ее структура, то есть сравнительно устойчивые связи, которые существуют между элементами организации, конструкция организации, на основе которой управляется фирма. Эта конструкция включает каналы власти и коммуникации между различными административными службами, а также информацию, которая течет по этим каналам. На организационное построение фирмы оказывает влияние ряд факторов: научно-технические, экономические, социально-политические.
Обеспечение эффективности управленческого процесса в значительной степени определяется рациональным распределением полномочий в принятии решений между различными уровнями управления, т.е. соотношением централизации и децентрализации в управлении. Централизация — это концентрация в принятии решений, сосредоточение власти на высшем уровне.
Децентрализация — делегирование (передача) прав и ответственности нижестоящим уровням управления. Эти понятия выражают разную степень распределения власти, ответственности и контроля по «вертикали» управления.
Оптимальное соотношение централизации и децентрализации обеспечивает оперативность и реалистичность управленческих решений. Решения должны приниматься быстро и вблизи источника информации, которую при этом необходимо всесторонне учесть.
Организационные структуры управления должны обеспечивать маневренность производства, необходимость которой может быть обусловлена изменением уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли фирмы на рынке, непредвиденным успехом нового вида продукции.
Организационные принципы построения предприятия определяются его целями и стратегией. Цель — это желаемое состояние предприятия в будущем.
Как только определены цели, вырабатываются руководящие направления действий, то есть политика фирмы. Основная задача политики состоит в четком определении стратегических концепций, с помощью которых принимаются решения, соответствующие краткосрочным и долгосрочным целям предприятия.
Достижение целей организации зависит от трех главных факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.
Стратегия — это средства достижения целей, широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимального достижения целей.
Задача предприятия состоит в достижении целей, для решения которых оно было создано. Однако под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, научно-технического прогресса и других факторов характер целей и способы их достижения могут меняться. Поэтому система управления должна быть гибкой. Для этого предприятию необходимо располагать информацией о внутреннем состоянии дел и о конкурентах, четко и быстро решать различные вопросы. Быстрая реакция на изменение внутренних и внешних условий обеспечивается передачей права принятия решений на месте, где совершаются действия. Гибкость необходима и в вопросах стратегии. В случаях устаревания продукции, изменения технологий, изменения социальных и правовых ограничений фирма должна быстро и четко реагировать — совершенствовать номенклатуру, менять рынки и т.д. В этой связи на первый план выходит такая функция управления как планирование (текущее, стратегическое), целью которого выступает устранение отрицательного эффекта неопределенности и изменчивости среды функционирования предприятия, сосредоточение внимания на главных задачах, достижение экономичного функционирования и облегчение контроля.
1.2 Понятие бизнес-плана, сфера его применения и условия разработки
С развитием рыночных отношений в нашей стране бизнес-план как документ, в котором по определенной схеме суммированы результаты прединвестиционных исследований, становится одним из ключевых элементов метода проектного финансирования инвестиционной деятельности. Он является одной из основных составных частей прединвестиционной документации, которую должно предоставить предприятие в любое кредитное учреждение или иную организацию, оказывающую техническое и финансовое содействие внедрению инвестиционного проекта.
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово- хозяйственных задач .
Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц). В нем речь идет о сущности проекта (вид деятельности, предлагаемые к производству и реализации товары и услуги), его обосновании (результаты рыночных исследований — состояние спроса и предложения, потребители, конкуренты, НТП и т.д.), обеспечении (производственный, маркетинговый и организационный планы), необходимых для реализации проекта средствах (объем, график и направления использования капитальных вложений, текущие издержки) и конечных финансовых итогах осуществления проекта.
В отличие от крупномасштабных экономических программ в бизнес-плане основное внимание сконцентрировано на финансово-экономических показателях, тогда как научно-технические, производственно-технологические стороны представлены в нем менее выпуклым образом, они как бы уже известны, заданы. Ориентируясь на них, надо так поставить дело, чтобы обеспечить получение прибыли. Лишь в тех случаях, когда непосредственным объектом бизнеса являются научно-технические достижения, инновации, особое качество товара, главным в бизнес-плане становятся технико-технологические показатели. В зависимости от целей потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности.
Обобщение пока еще небольшого опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями позволяет выделить следующие области их применения:
— подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;
— обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;
— разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;
— выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;
— составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий; — привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.
Законодательство Российской Федерации не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Составление бизнес-плана позволяет при краткосрочном планировании рационально организовать оперативную финансовую работу путем взаимосвязи всех источников поступлений с расходами предприятия. Кроме того, бизнес-план может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешнехозяйственной деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может решить проблему финансирования. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования.
Поэтому при заключении договоров с банком, инвестиционным фондом или другим потенциальным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.
Хозяйственные партнеры предприятия, прежде чем установить с ним договорные отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом, можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной продукции предприятия; с фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. С другой стороны, процесс составления бизнес-плана позволит самому предпринимателю еще раз оценить коммерческую эффективность проекта, даст возможность убедиться в правильности выбранной инвестиционной стратегии.
Таким образом, круг пользователей бизнес-плана весьма широк.
Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организаций управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д.
Во-вторых, это сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет получить им четкое представление о стратегических направлениях развития, а также о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.
В-третьих, это потенциальные инвесторы. Для реализации проекта необходима перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства, как отмечалось выше. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Бизнес-план могут запросить и официальные, государственные органы, без разрешения, согласия которых предприниматель не может осуществлять замысленный проект операции.
В то же время предприниматели, фирмы вовсе не заинтересованы в широком распространении и разглашении своих планов действий. Ведь конкуренты, выяснив намерения фирмы, расходящиеся с их интересами, способны затруднить проведение бизнес-плана в жизнь. С этих позиций бизнес-план, будучи собственностью предприятия и представляя коммерческую тайну, должен охраняться от посторонних глаз. Так что круг лиц и организаций, которых бизнесмен знакомит с планом своих операций, надлежит ограничивать. Правила ведения бизнеса предусматривают, что знакомиться с бизнес-планом можно только с разрешения предпринимателя.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие основные задачи, которые решает предприятие при помощи бизнес-плана:
— определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;
— оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;
— соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;
— обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок;
— определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях.
Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится крайне актуальным в силу трех причин. Во-первых, в нашу экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили хоть каким-либо коммерческим предприятием, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике. Во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу — борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. В- третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
При этом личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов — совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом — составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?
При составлении бизнес-плана необходимо иметь в виду, что специальная литература, где рассматриваются методические вопросы составления бизнес- планов, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы составления бизнес-плана применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики.
Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения еще далеки от их уровня в развитых странах. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают наши предприятия, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов российскими предприятиями.
Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны. Поэтому разработка методики составления бизнес-плана предприятия, адекватной сложившимся в настоящее время в России экономическим условиям, является довольно актуальной проблемой. В любом случае, в виду многообразия целей, сфер применения не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной формы и структуры бизнес-плана. В то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы их разработки имеют общие корни. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения разработки бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления. Как правило, в бизнес-плане описывается организационная форма предприятия, продукция и услуги, которые планируется предоставить, предполагаемое или фактическое местоположение предприятия, план управления и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски. Бизнес-план включает в себя описание отрасли и тенденций ее развития, данные о потенциале предприятия. В нем рассматриваются целевые рынки, конкуренция, вопросы сбыта продукции, рекламы, ценообразования. Бизнес-план должен включать план приобретения (привлечения) необходимого капитала и описание того, как эти деньги будут использоваться, примерный балансовый отчет для обеспечения соответствующего денежного потока.
Таким образом, состав бизнес-плана и его детализация определяется спецификой и сферой его деятельности, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста предприятия.
Для того, чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:
— бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план.
Документ должен быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;
— бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы) и составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики. Объем бизнес-плана не должен превышать 20-25 машинописных страниц;
— бизнес-план должен обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое организационное, финансовое обеспечение;
— перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;
— следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива.
Бизнес-план должен опираться на реальные факты и обоснованные предложения.
Главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. По возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане; бизнес-план должен обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей.
Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.
Ясно, что выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логики построения бизнес-плана.
Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:
— резюме;
— описание состояния отрасли, предприятия и предполагаемой к освоению продукции;
— изучение и анализ рынка;
— план маркетинга;
— возможности производства (производственный план);
— организация реализации проекта;
— финансовый план.
Приведем основные рекомендации по содержанию разделов бизнес-плана, подробнее остановившись на финансовом плане.
В первом разделе бизнес-плана проводится анализ состояния и перспектив развития отрасли, который призван решить в основном две задачи:
1) изучить состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;
2) получить исходную информацию для прогнозов объема производства продукции и услуг, которые может выпускать данное предприятие, исходя их условий конкуренции.
Для решения первой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел в отрасли, развитие отрасли в предшествующий период (5-10 лет), описать возможные тенденции дальнейшего развития:
— отрасли в целом;
— предприятий отрасли;
— развития соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции;
— за рубежом.
При выполнении анализа необходимо обратить особое внимание, возникали ли какие-либо предприятия в отрасли в последние годы, планируется ли появление новых предприятий в ближайшее время, в среднесрочной перспективе.
Для решения второй задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешних рынках по следующим позициям:
— номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции;
— рынки, на которых они работают;
— конкурентоспособность их продукции;
— ценовая политика и политика в области сбыта;
— состояние производственной базы.
Анализ этих данных даст возможность определить конкурентные преимущества исследуемого предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с предприятиями-конкурентами. Его результаты будут одним из критериев, на основании которого потенциальный инвестор может судить о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию с аналогичными предприятиями.
Описание предприятия в бизнес-плане решает достаточно узкую целевую задачу — дать потенциальному инвестору четкое представление о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта. Сведения о предприятии, приводимые с этой целью в бизнес-плане, должны включать в себя следующий набор данных:
— общие сведения о предприятии (форма собственности, учредители, структура уставного капитала, состав лиц, распределяющих прибыль, организационная структура предприятия, состав высшего звена управления);
— характеристика производственного потенциала предприятия (структура активов, состав имеющихся материальных ресурсов, доля импортного оборудования, степень износа оборудования, характеристика незавершенного производства, объем выпускаемой продукции);
— численность, возрастной и образовательный состав, текучесть кадров;
— финансовое состояние предприятия (финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия, рентабельность продаж и производства, уровень деловой активности).
При описании продукции (услуг, изделий) преследуется цель — дать инвестору ясное представление прежде всего о потребительских свойствах продукции и услуг, предлагаемых предприятием, с тем чтобы он мог оценить платежеспособный спрос на них. Требуется объяснить, что конкретно представляет собой продукция или из чего конкретно состоят услуги, чем отличается данная продукция от других и почему она будет пользоваться спросом на рынке. Главное внимание при описании (изделий, услуг) необходимо уделять не техническому описанию продукции (достаточно узнать, что она соответствует требованиям ГОСТов ил ТУ), а качеству, надежности, конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг. Рекомендуется использовать следующую схему описания товаров (услуг) в бизнес-плане:
— наименование изделия и его спецификация;
— назначение и области применения;
— основные технические, эстетические и другие характеристики в составлении с имеющимися на рынке аналогами;
— структура выпуска в натуральных и стоимостных показателях (если проект реализуется в несколько этапов, структура выпуска показывается после каждого этапа);
— патентная защищенность.
Раздел «Изучение и анализ рынка» является одним из наиболее значимых и сложных разделов бизнес-плана. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. Изучение многообразных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка, является исходным пунктом для принятия любого инвестиционного решения. От того, насколько тщательно изучены и определены уровень и структура спроса, тенденции его изменения, зависит как успех инвестиционного проекта, так и время, в течение которого предприятие сможет удержать позиции на рынке.
Результаты исследования рынка являются базой для разработки долгосрочной стратегии предприятия и его текущей политики, определяют потребности в людских и материально-технических ресурсах. Ввиду важности и сложности этого раздела, целесообразно готовить его в первую очередь и по возможности проверить данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным, альтернативным источникам.
2 Технико-экономическая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Белореченское ХПП»
2.1 Оценка уровня производственного потенциала предприятия на современном этапе
В 1921 году в станице Белореченской было организовано предприятие «Заготзерно». Оно состояло из нескольких складов, располагавшихся в соседних селах и поселках. Со временем, в процессе развития предприятия в станице Белореченской построили мощный кирпичный элеватор, куда стало стекаться зерно со всего района. После войны, в 1954 году были объединены три предприятия — «Заготсено», «Заготсемя», «Заготзерно». Продолжалось строительства складов на предприятии, емкость для хранения зерна была доведена до 4 тысяч тонн.
Предприятие занималось приемкой подсолнечника, кукурузы и пшеницы. Было время, когда здесь принималось до 10-12 тысяч тонн кукурузы в початках. В 1983-84гг. на базе предприятия построены кукурузно-молотильный узел, механизированная площадка для приема кукурузы, которая в последние пять лет, к сожалению, не задействована.
Однако, основное развитие данное предприятие получило как раз в эти последние пять-шесть лет, когда была получена экономическая свобода и фирма стала самостоятельно зарабатывать деньги. Было принято решение заняться переработкой зерна. Первым ввели в эксплуатацию макаронный цех (1 квартал 1995 года), с производительностью линии 800кг макаронных изделий в сутки.
После этого запущена в эксплуатацию пекарня, которая вырабатывает в сутки до полутора тысяч булок хлеба (2,4 тонны). Хлеб делается из муки первого сорта, хорошего качества, продается хлеб по самой низкой цене в районе. В торговлю хлеб не сдается, так как в этом случае он будет доходить до потребителя уже несколько подорожавшим, продается хлеб без посреднических торговых наценок в фирменных магазинах предприятия под общим названием «Колосок». Всего торговая сеть предприятия включает пять магазинов и одно кафе, поэтому проблем с реализацией нет, хотя в городе работают еще четыре пекарни.
В начале 1996г. на предприятии ввели в эксплуатацию мельницу, которая выпускает 10 тонн муки ежесуточно. Мука вырабатывается первого, второго и высшего сорта, она используется в пекарне и макаронном цехе.
Мельница укомплектована новейшим оборудованием, воспроизведенном по образцам фирмы «Бюллер», Швейцария. Кроме собственной, предприятие арендует еще одну мельницу, в результате чего производство муки довели до 35 тонн в сутки.
Побочный продукт переработки — отруби — является одним из основных компонентов для производства комбикормов. ОАО «Белореченское ХПП» арендует комбикормовый завод, общая производительность которого 180 тонн комбикормов в сутки, из них 90 тонн составляет доля производства комбикормов из собственного сырья хлебоприемного предприятия. Ассортимент выпускаемых комбикормов включает в себя: КРС, птичий, свиной. Совместно с ТОО «Белкомбикорм» ОАО «Белореченское ХПП» является основным поставщиком комбикормов для всех хозяйств района.
Как стало ясно из истории развития предприятия, ОАО «Белореченское ХПП» относится к мукомольной отрасли агропромышленного комплекса России.
Для мукомольной отрасли характерны наиболее крупные предприятия, которые часто выступают как комбинаты. Мукомольная промышленность в настоящее время ориентирована на развитие в районах производства зерна. Это связано, в первую очередь, с тем, что при переработке зерна образуются значительные отходы. Сортовой помол, например, дает выше 1/5 отрубей и кормовых отходов от веса израсходованного сырья. Количество отходов при переработке зерна на крупу еще больше. Таким образом, размещение мукомольной промышленности в зерновых районах выгодно с точки зрения эффективности работы транспорта. Кроме того, такое размещение позволяет использовать на месте кормовые отходы для животноводства.
ОАО «Белореченское ХПП» является типичным представителем мукомольной промышленности. Это среднее предприятие, расположенное в зерновом районе Кубани, состоящее из нескольких производств, соединенных друг с другом на основе комбинирования. На данном предприятии из одного вида сырья — зерна — одновременно получается несколько видов готовой продукции, основными из которых являются мука, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, комбикорма. Производственные процессы ОАО «Белореченское ХПП» основаны на двух видах комбинирования. Во-первых, на основе последовательной переработки сырья: выработка муки из зерна с последующим использованием ее в качестве сырья для производства хлебобулочных и макаронных изделий. И во- вторых, на основе утилизации производственных отходов, образующихся при помоле зерна в муку, — отрубей, которые направляются в виде основного сырья для производства комбикормов.
Основные технологические цепочки производственных процессов исследуемого предприятия представлены на рисунке 2.1. В настоящее время ОАО «Белореченское ХПП» является открытым акционерным обществом и его деятельность регулируется Уставом акционерного общества, утвержденным на общем собрании акционеров. Общество как юридическое лицо зарегистрировано постановлением главы администрации г.Белореченска № 1252 от 06.09.1996 г. Уставной капитал общества составляет 1678 тыс.р.
В соответствии с учредительными документами основными видами деятельности предприятия являются: закупка, приемка, послеуборочная обработка зерна, производство муки, комбикормов, выпуск макаронных и хлебобулочных изделий в ассортименте высокого качества.
Акционерное общество располагается в юго-восточной части г.Белореченска Краснодарского края и занимает территорию равную 5 га. На сегодняшний день в состав предприятия входят: мельница, пекарня, макаронная линия, торговая сеть из 5 магазинов, а также имеется 9 зерноскладов емкостью 19,9 тысяч тонн, 2 зерносушилки, автомобилеразгрузчики, весовая, механическая и столярные мастерские, материальный склад и склад мешкотары, бытовой корпус, пожарное депо, склад ГСМ, административное здание с лабораторией. Предприятие снабжено подъездными путями, в 1994 году подведен сетевой газ.
Характер выпускаемой продукции и технология ее производства определяют и производственную структуру ОАО «Белореченское ХПП», представленную на рисунке 2.2.
На основных производственных участках осуществляется непосредственно производственный процесс по превращению сырья в готовую продукцию. Все виды деятельности ОАО «Белореченское ХПП» лицензированы. Продукция, выпускаемая предприятием, имеет сертификаты качества: соответствует требованиям нормативно-технической документации, требованиям безопасности продукции.
Продукция является предметом первой необходимости, и поэтому пользуется постоянным потребительским спросом. Потребителями готовой продукции выступают как физические лица, так и предприятия всех форм собственности, а также государственные структуры. Проблем со сбытом готовой продукции нет в связи с низкой конкуренцией. Ближайший комбикормовый завод находится в станице Гиагинской республики Адыгея, макаронный цех – в городе Майкопе, ближайшая мельница – в городе Армавире.
Данное предприятие единственное в районе, имеющее ограничение в рентабельности по всем видам деятельности: 13% по муке, 30% по хранению зерна и 10% по реалбазе. Тем не менее, деятельность предприятия остается прибыльной, несмотря на значительные финансовые трудности.
Ежегодно падает объем продаж зерна государству, прекращена поставка муки с мельницы райпотребсоюза, уменьшается реализация круп из-за отсутствия оборотных средств. Отсутствие госзаказа, инфляция привели к значительному спаду производства, производственные мощности предприятия используются не в полной мере. Сокращение инвестиций в перерабатывающую промышленность, и в частности в исследуемое предприятие (а также высокие банковские ставки процентов по кредитам), не дает возможности закупать сырье на годовую программу в ранние периоды заготовки, в результате чего сырье закупается в момент заготовки урожая потребителями из других регионов страны, что в свою очередь сказывается на росте цен.
Предприятие пытается внедрять инвестиционные программы, целью которых является возможность закупки зернового сырья в очень короткий момент заготовки (июнь — самый благоприятный период), что должно позволить получать максимальную прибыль, гарантировать возврат кредитов, а также стабилизировать цены на потребительском рынке. Стабильность цены на продукцию обеспечит устойчивый рынок сбыта, дополнительный рост производства и реализации продукции, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции.
По данным таблицы 1 можно увидеть, насколько отличается фактический объем производства основных видов продукции от паспортных мощностей цехов предприятия.
Таблица 1 — Паспортный и фактический объем производства основных видов продукции
Наименование
Паспортная мощность, тонн
Производство продукции в натуральном выражении
1995
1996
1997
т
%
т
%
т
%
Мука
9240,0
2697,1
29,2
2735,0
29,6
2696,8
29,2
Макаронные изделия
211,2
27,2
12,9
34,3
16,2
30,6
14,5
Хлебобулочные изделия
633,6
153,9
24,3
172,9
27,3
203,2
32,1
Комбикорма
23760,0
1497,4
6,3
1476,0
6,2
1390,6
5,9
Как следует из приведенных в таблице 1 данных, фактический объем производства продукции на предприятии в течение всего исследуемого периода в несколько раз меньше имеющейся паспортной производительности линий. Так, удельный вес фактического объема производства макаронных изделий от потенциальной производительности линий составлял в 1996 году 16,2 % (это максимально достигнутый уровень) и 12,9 % в 1995 году (минимальное значение). Наиболее полно используется паспортная мощность линий по производству муки и выпечке хлебобулочных изделий — на одну треть. Необходимо отметить, что в таблице приведены данные паспортной производительности не только собственных цехов и линий комбината, но и арендованных мельницы и комбикормового завода. Собственная же линия по производству муки используется с полной, стопроцентной нагрузкой. Лишь на 6% используются мощности арендованного комбикормового завода. Для производства комбикормов в качестве сырья используется, в основном, собственные отходы от переработки зерна, поэтому для более полной загрузки оборудования завода следует, вероятно, приобретать отруби сторонних организаций для дальнейшей переработки.
Нужно учитывать, что объемы производства хлебобулочных, макаронных изделий и комбикормов находятся в прямой зависимости от объема производства муки, поэтому при решении проблемы недозагрузки оборудования основное внимание следует уделять вопросу расширения объемов выпуска муки.
Следовательно, в настоящее время важной задачей руководства предприятия является расширение объемов производства на основе как можно более полного использования производственных мощностей путем дополнительных закупок сырья, а также использования давальческого сырья.
Расширение объемов производства потребует развития систем снабжения и сбыта предприятия. На сегодняшний день вопросами снабжения предприятия сырьем и материалами, необходимыми для нормального функционирования комбината, а также вопросами сбыта готовой продукции занимается отдел снабжения и сбыта. В условиях рыночной экономики, когда все хозяйствующие субъекты ведут свою деятельность самостоятельно, взаимоотношения предприятия с другими экономическими субъектами строятся исключительно на договорной основе, которая позволяет предусмотреть взаимовыгодные условия для обеих сторон. Отделом разработаны несколько видов типовых контрактов на поставку зернового сырья. В этих контрактах унифицированы вопросы качества поставляемого сырья, методы сверки количественных показателей, способы возмещения убытков, форс-мажорные обстоятельства, вопросы расторжения договоров. Основными поставщиками зернового сырья на предприятие являются сельскохозяйственные организации Белореченского, Апшеронского районов, Республики Адыгея.
Важнейшей функцией коммерческого отдела предприятия является реализация готовой продукции — муки, макаронных, хлебобулочных изделий, комбикормов. Помимо вышеуказанной собственной торговой сети, предприятие использует для реализации своей продукции оптовую торговлю, а также заключает бартерные сделки на договорной основе.
Руководство предприятия особое внимание уделяет заботе о трудовом коллективе. Заработная плата выплачивается ежемесячно, всех рабочих и ветеранов труда обеспечивают мукой по льготной цене, постоянно оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям. Ежегодно выплачивают дивиденды акционерам общества. Поэтому на предприятии работает слаженный, постоянный трудовой коллектив, отмечается низкая текучесть кадров.
На комбинате есть работники, проработавшие на нем по 20, 30, 40 лет. Если в 1995 — 1996 гг. на предприятии было уволено по четыре человека ежегодно, то в 1997 г. численность уволенных сотрудников составила три человека. Наоборот, в течение исследуемого периода наблюдается рост численности принятых работников (пик — в 1996 году), что связано с расширением объемов и ассортимента выпускаемой продукции: в 1995 г. Было принято восемь человек, в 1996 г. — 26 человек, а в 1997 г. — 10 человек.
Как видим, численность принятых работников в два и более раз превосходит численность уволившихся с предприятия.
2.2 Оценка современного состояния системы управления обществом
Как было установлено ранее, ОАО «Белореченское ХПП» является акционерным обществом открытого типа, что в значительной степени предопределяет структуру управления данным предприятием. Схематично структура управления предприятием представлена на рис.2.3.
Согласно Уставу органами управления акционерного общества являются:
— общее собрание акционеров;
— совет директоров (наблюдательный совет);
— генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
— исполнительная дирекция (коллегиальный исполнительный орган).
Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является ревизионная комиссия (ревизор).
Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Уставом, положением об общем собрании акционеров, совете директоров и ревизионной комиссии.
Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием в порядке, предусмотрено Уставом и законодательством РФ.
Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, к исключительной компетенции которого относятся изменение
Устава и уставного капитала, избрание директоров, утверждение годовых результатов деятельности, создание и ликвидация дочерних предприятий или филиалов, а также реорганизация и ликвидация общества.
Общество раз в год проводит общее годовое собрание акционеров, независимо от других собраний. Годовое собрание акционеров созывается советом директоров. На годовом общем собрании акционеров решаются следующие вопросы:
— утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение прибылей;
— избрание членов совета директоров, общества;
— избрание ревизионной комиссии, счетной комиссии;
— утверждение аудитора.
Рабочим органом собрания является президиум, счетная комиссия, на собрании председательствует член совета директоров, назначенный им. Счетная комиссия является независимым, постоянно действующим органом собрания.
В компетенцию совета директоров общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью предприятия, за исключением вопросов, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции общего собрания акционеров. К компетенции совета директоров относится:
— определение приоритетных направлений деятельности общества;
— созыв годового и внеочередного общего собрания;
— утверждение повестки дня;
— принятие решения об увеличении уставного капитала;
— определение рыночной стоимости имущества;
— принятие решения о размещении акций.
Лица, избранные в совет директоров в порядке, предусмотренном действующим законодательством и положением о совете директоров, утвержденным общим собранием акционеров, могут переизбираться неограниченное число раз. По решению общего собрания полномочия любого члена (всех членов) могут быть прекращены.
Председатель совета директоров общества избирается членами совета большинством голосов. Председатель совета директоров общества организует работу совета директоров, созывает собрание совета директоров и организует ведение протокола. В состав совета директоров изучаемого акционерного общества входят семь человек, из них два сотрудника предприятия: генеральный директор и начальник производства. В состав же правления входят шесть человек и все они являются сотрудниками данного предприятия.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором. Права, обязанности, сроки и размеры оплаты услуг генерального директора определяются договором. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров или лицом, уполномоченным советом директоров. Генеральный директор избирается советом директоров на срок 5 лет. К компетенции генерального директора общества относятся все вопросы текущей деятельности общества. Он имеет право представлять общество во всех организациях и учреждениях; распоряжается в установленных Уставом общества границах имуществом и средствами; заключает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками, принимает и увольняет работников, принимает к ним меры взыскания и поощрения. Он несет ответственность за состояние и деятельность общества; за выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров; за соблюдение трудового законодательства; за сохранность собственности предприятия; за ведение бухгалтерского учета и финансовой политики; за состояние техники безопасности и охраны труда.
Ревизионная комиссия общества осуществляет контроль за финансово- хозяйственной и правовой деятельностью общества. Ревизионная комиссия избирается на годовом общем собрании акционеров в порядке, предусмотренном положением о ревизионной комиссии. Комиссия избирается из числа акционеров, но членом ревизионной комиссии может быть и любое другое лицо. Избирают комиссию для контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Члены ревизионной комиссии не могут быть исполнительными директорами. Проверки осуществляются ревизионной комиссией по поручению общего собрания акционеров, по собственной инициативе или по требованию акционеров, владеющих в совокупности свыше 10 % акций.
Основным показателем, характеризующим благополучие акционерного общества, является прибыль, пересчитанная на одну акцию. Акции были выпущены в количестве 33560 штук номинальной стоимостью 50 рублей каждая.
Учредителями общества являются как юридические, так и физические лица. Наибольший процент акций принадлежит генеральному директору общества — 35,8 %. Юридическим лицам принадлежит в совокупности не более 14,4 % акций. Работники предприятия владеют в совокупности 42,7 % акций, из них 29,9 % — принадлежит рабочим предприятия (см. рис.2.4).
Каждая обыкновенная акция общества предоставляет ее владельцу акционеру одинаковый объем прав. Владелец обыкновенной акции может согласно
Уставу ОАО «Белореченское ХПП» участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса (одна акция — один голос), а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — на получение части его имущества.
Существующая система управления ОАО «Белореченское ХПП» представляет собой линейно-функциональную структуру управления, основанную на распределении сфер полномочий и ответственности по функциям управления, на принятии решений по вертикали, то есть по линии подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим.
Система управления на данном предприятии представляет собой несколько производств, связанных между собой организацией, техническим обслуживанием, материальным снабжением, производственной экономикой, ценообразованием, социальной политикой, сбытом продукции.
Смена формы собственности и преобразование государственного предприятия в акционерное общество существенно не повлияло на изменение как линейных, так и функциональных звеньев управления. Первыми заместителями генерального директора являются главный инженер, главный бухгалтер, заведующий торговой сетью, заведующий лабораторией. Все эти должности были избраны и утверждены на общем собрании акционеров.
Главному инженеру непосредственно подчиняются главный механик, старшие мастера основных и вспомогательных участков.
Важнейшие функции управления, находящиеся в ведении генерального директора, являются бухгалтерский учет, финансовая деятельность, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции. Соответственно этим функциям на ОАО «Белореченское ХПП» функционируют планово-финансовый отдел, склад сырья и материалов, склад готовой продукции. Бухгалтерия занимается вопросами бухгалтерского учета, который ведется на предприятии согласно принятой учетной политике. Бухгалтерия ведет работу в области взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов, потребителями продукции, составляет бухгалтерскую отчетность. Руководит бухгалтерией главный бухгалтер. Планово-финансовый отдел занимается вопросами экономики, финансов, нормированием. Составляет статистическую отчетность, ведет контроль и разрабатывает нормы по расходу заработной платы, ценовую политику. Разрабатывает цены на готовую продукцию, анализирует себестоимость, прогнозирует работу цехов. Отдел находится в подчинении главного бухгалтера.
Работу по набору рабочей силы и делопроизводству ведет на предприятии инспектор по кадрам и делопроизводству.
Все цеховые и функциональные руководители ОАО «Белореченское ХПП» имеют высшее и средне-специальное образование. Квалификация руководящего состава позволяет решать проблемы, касающиеся не только производственного процесса. Фактически система управления данным предприятием незначительно изменилась со времен командно-административного управления экономикой.
Представленная структура управления обществом наиболее эффективна при условии высокой квалификации и заинтересованности в улучшении производства высшего звена управления, и в первую очередь, генерального директора.
Необходимо отметить, что генерального директора отличает высокий профессиональный уровень, деловые и организационные способности. За свою трудовую деятельность он успешно внедрил 84 рационализаторских предложения.
Генеральный директор и в настоящее время является основным инициатором важнейших инвестиционных программ, направленных на улучшение финансового положения предприятия. В этом его поддерживает и управленческий состав, который заинтересован в эффективном функционировании общества, так как практически все руководители высшего и среднего звена предприятия являются его акционерами. Руководство общества и выдвинуло идею о реконструкции мельницы и пекарни с целью увеличения выпуска муки и хлеба, разработанную обоснованную в бизнес-плане данной дипломной работы.
Заключение
По результатам проведенных в курсовой работе исследований можно сделать следующие выводы.
В результате перехода отечественной экономики к рыночным отношениям происходит изменение системы управления, сопровождающееся совершенствованием функции планирования, которая в рыночной экономике является важнейшим способом «прояснения» внутренних и внешних условий деятельности, служит основой выработки долгосрочного курса действий, поиска наиболее эффективных путей достижения стратегических целей предприятия.
Современной формой стратегического планирования выступает бизнес-план, как заранее намеченная система согласованных, увязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Основной задачей бизнес-плана является получение целостной, системной оценки перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования проектов. От того, насколько достоверно и обоснованно изложены и оценены потребности и результаты инвестиционного проекта, то есть от того, насколько грамотно составлен бизнес-план во многом зависит не только возможность привлечения дополнительных источников финансирования, но и успех и эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
На основе проведенного анализа показателей производственно- хозяйственной деятельности ОАО «Белореченское ХПП» за 1995-97гг. установлена крайняя неустойчивость финансового положения предприятия, характеризующаяся низкой ликвидностью, платежеспособностью и рентабельностью.
В качестве одной из мер, направленных на оздоровление финансового положения предприятия, предложен проект организации производства муки и хлеба на базе реконструкции мельницы и пекарни, технико-экономическое обоснование которого представлено в виде бизнес-плана. Внедрение данного инвестиционного проекта позволит на основе наращивания выпуска муки и хлеба высокого постоянного качества уменьшить существующий региональный дефицит в данных видах продукции, значительно улучшить финансовое положение предприятия, повысить рентабельность производства и продаж. Внедрение проекта даст внутреннюю доходность на уровне не менее 35,5 % годовых в валюте. Нераспределенная прибыль нарастающим итогом за пять лет должна составить 16611,1 млн.р. в ценах 1997 года.
Приведенное в курсовой работе технико-экономическое обоснование проекта можно использовать в качестве основы для формирования бизнес-плана инвестиционного проекта, предназначенного как для внутренних, так и для внешних пользователей.
Глоссарий
№ п/п
Понятие
Определение
1
Бизнес-план
Документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово- хозяйственных задач .
2
Децентрализация
Делегирование (передача) прав и ответственности нижестоящим уровням управления.
3
Менеджмент
Это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента .
4
План маркетинга
Документ, являющийся важнейшей составляющей частью стратегического плана предприятия, в котором устанавливаются рыночные цели компании и предлагаются методы их достижения.
5
Резюме
Краткое изложение, краткий вывод, заключительный итог чего-либо.
6
Ретроспективный анализ
Это статистическая обработка и экспертный анализ информации о работе персонала за длительные периоды времени.
7
Современный менеджмент
Это особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития.
8
Стратегия
Это средства достижения целей, широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимального достижения целей.
9
Финансовый план
Основной финансовый документ проекта, включающий в себя: смету доходов и затрат, график поступлений и платежей, правила финансового учета.
10
Цель
Это желаемое состояние предприятия в будущем.
11
Централизация
Это концентрация в принятии решений, сосредоточение власти на высшем уровне.
Список использованных источников
1
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. –М.: Финансы и статистика, 1993..
2
Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. –М.: Финансы и статистика, 1994..
3
Бизнес-план. Практические рекомендации по составлению и оформлению. –М.: — Учебно-консультационный Центр АСМАП, 1994.
4
Ветров А.П., Шинкевич А.Н., Семенко А.Б. этапы развития планирования в мировой практике хозяйствования в условиях перехода российских предприятий к рыночной экономике. Куб ГТУ, Краснодар, 1997.
5
Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 1997.
6
Ефимова О.В. Как анализировать финансовое состояние предприятие. –М.: Финансы и статистика, 1993.
7
Ковалев В.С. управление капиталом: выбор инвестиций, -М.: ЮНИТИ, 1996.
8
Липсиц И.В.Бизнес-план – основа успеха: Практическое пособие. -М.: Машиностроение, 1992.
9
Маркетинг: Учебник/ Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995,
10
Райзберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: «Ось-89», 1995.
11
Русак Н.А. Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК: Справочное пособие. –М.: Агропромиздат, 1990.
12
Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т1. Теория рыночной экономики. Часть1. Микроэкономика. / Максимова В.Ф. –М.: «Соминтек», 1992.
Приложения
Здесь разместите порядковую букву приложения. Нумерация приложений должна быть сквозная, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.
Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству приложений. Пустых строк в таблице быть не должно.
Здесь разместите файл приложения.