Министерствообразования и науки Российской Федерации
ИРКУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраавтомобильного транспорта
Допускаю к защите
РуководительРАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>к курсовой работе по дисциплине
Эффективность,экономика сферы сервиса и основы предпринимательства
Выполнил студент группы АС–07 — 1
Виноградов С.В.
Нормоконтроллёр
Позанова Е.Л
Курсовой проект защищен соценкой
Иркутск 2011г./>
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕРЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ
2. РАСЧЕТИНВЕСТИЦИЙ (КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ) В ПРОЕКТ
3. РАСЧЕТСЕБЕСТОИМОСТИ ПРЕВОЗОК
3.1Производственная программа по эксплуатации ПС грузового АТП
3.2Определение численности и ФОТ работников АТП
3.3 Сметазатрат АТП
3.3.1Материальные затраты
3.3.2 Отчисленияна социальные нужды
3.3.4 Общехозяйственныерасходы
3.3.5Имущественные и транспортные налоги
3.3.6Обязательное страхование автогражданской ответственности
4.ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
5.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
/>/>/>Введение
Важную роль в развитииэкономики страны занимает автомобильный транспорт. В настоящее времяпрактически не существует таких экономических проблем, которые бы его незатрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременноеудовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках,повышение эффективности и качества работы транспортной системы.
Автомобильный транспортобеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов, способствует развитиюпроизводительных сил общества, расширению межрегиональных связей.
Главными задачаминаходящихся на территории России автотранспортных предприятий и организацийявляются полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения вавтомобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозокгрузов, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки ихв пункты назначения.
Автотранспортныепредприятия и организации, учреждения – грузоотправители и грузополучателиобязаны при перевозках грузов строго соблюдать государственные интересы иобеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов автомобильнымтранспортом, рациональное использование подвижного состава, безопасностьдвижения автомобилей и максимальное сокращение транспортных расходов в народномхозяйстве.
Автомобильные перевозкиподразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские имеждународные.
Автотранспортныепредприятия и организации обязаны систематически улучшать свою экономическуюработу, совершенствовать методы перевозок и изыскивать дополнительные резервыдля снижения себестоимости и повышения рентабельности перевозок.
Основным методом работыавтотранспортных предприятий и организаций являются централизованные перевозкигрузов.
Особенность экономики АТПзаключается в том, что чем больше проезжает машина в месяц, тем выше выручка итем ниже себестоимость километра пробега. Это связано с тем, что при сохранениипеременных расходов (на топливо, резину, запчасти) постоянные расходы (на офис,лизинг и т.д.) «размазываются » более тонким слоем по каждому километру.
Умение экономически итехнически грамотно организовывать автомобильные перевозки, найти и реализоватьвнутренние резервы производства, повысить эффективность транспортногопроизводства – должно быть неотъемлемым качеством управленческих работников,занятых планирование и организацией перевозок грузов. />/>/>/>
1. Описание рынка и конкуренци/>/>иГрузовой автомобильный транспорт превратился в одиниз основных и наиболее необходимых видов транспорта страны. Он широкообслуживает транспортные потребности городского и сельского населения,обеспечивая массовые и индивидуальный перевозки грузов возросшим паркомгрузовых автомобилей./>/>/>В России непрерывно возрастает как спрос на услуги,так и конкуренция на рынке предприятий. Клиенты предъявляют все большетребований к уровню обслуживания, к качеству предоставляемых услуг. Желаниеклиента — закон, и современные предприятия вынуждены модернизироватьоборудование и расширять спектр услуг, находить иные пути привлечения клиентов:изменение ценовой политики, вложение денег в рекламу и т. д. Поэтому припланировании развития грузового предприятия на первый план выходят оперативныйсбор и анализ текущих рыночных показателей, а также оценка рыночной ситуации.
2. Расчет инвестиций (капитальных вложений) в проект
В состав средств,необходимых для организации производственных объектов, включаются затраты настроительно-монтажные работы, демонтаж старого и монтаж нового оборудования,его приобретение и доставку.
Сумма вложенийсоставляет, руб.
/>, (1)
где /> – стоимость всехавтомобилей.
Стоимость единицы ПС=500000руб.
Количество автомобилей Ас=25ед.
Тогда/>/>/>.
/>/> 3. Расчетсебестоимости перевозок 3.1 Производственная программа по эксплуатации ПСгрузового АТП
Ходовой парк АТПрассчитывается:
/>, (2)
где /> — среднесписочноеколичество автомобилей;
/> - коэффициент выпуска автомобилей.
Тогда
/>ед.
Общая грузоподъёмностьАТП, т
/>, (3)
где /> — средняягрузоподъёмность одного автомобиля, т.
Тогда
/>т.
Автомобиле — днинахождения автомобилей в хозяйстве, а-дн
/>, (4)
где /> — число календарныхдней в году (365 дней).
Тогда
/>.
Автомобиле — дни в работе(эксплуатации), а-дн
/>, (5)
где /> — коэффициент выпускаавтомобилей на линию.
Тогда
/>.
Автомобиле — часы вработе (эксплуатации), ч
/>, (6)
Тогда
/>.
Число ездок с грузомодного автомобиля, езд.
/>, (7)
где /> — техническая скорость,км/ч;
/> - коэффициент использованияпробега;
/> - длина ездки с грузом (среднеерасстояние перевозки), км.
Тогда
/>.
Число ездок с грузомвсего парка, езд.
/>, (8)
/>.
Среднесуточный пробегодного автомобиля, км
/>, (9)
/>.
Общий пробег автомобиляза год, км
/>, (10)
/>.
Пробег автомобиля сгрузом, км
/>, (11)
/>.
Годовой объём перевозокгрузов, т
/>, (12)
где /> - коэффициентиспользования грузоподъемности.
Тогда
/>.
Годовой грузооборот, т×км
/>, (13)
/>.
Выработка на однусреднесписочную автомобиле — тонну, т×км
/>, (14)
/>.
Годовая выработка, т
/>, (15)
/>.
Таблица 1 — Производственная программа по эксплуатации ПС грузового АТППоказатели Индекс
Числовое
значение 1.Среднесписочное кол-во автомобилей, ед, Ас 25 2.Ходовой парк, ед. Ах 16 3.Грузоподъемность автомобиля, т
/> 5 4.Общая грузоподъемность парка, т qобщ 125 5.Коэффициент выпуска автомобилей aв 0,64 6.Коэффициент использования пробега b 0,5 7.Коэффициент использования грузоподъемности g 0,45 8.Время в наряде, ч Тн 10 9.Время простоя под погрузкой – разгрузкой, ч/езд. tп-р 0,9 10.Техническая скорость, км/час Vт 36 11.Длина ездки с грузом, км ℓср 25 12. Автомобиле-дни в хозяйстве, а-дн. АДх 9125 13.Автомобиле-дни в работе, а-дн. АДр 5840 14.Автомобиле-часы в работе, ч АЧр 58400 15.Среднесуточный пробег, км ℓсс 218 16.Общий пробег, тыс.км Lобщ 1273120 17.Пробег с грузом, тыс.км Lгр 636560 18.Число ездок с грузом одного автомобиля в сутки, езд. nезд 4 19.Число ездок всего парка в год, езд. Nезд 23360 20.Объем перевозок, тыс.т Q 57408 21.Грузооборот, тыс.т×км P 1435200 22.Выработка на одну среднесуточную авто-тонну: — в тоннах, тыс.т. Wт 459,3 — в тонно-километрах, тыс.т×км Wт×км 11481,6 />/>/>3.2 Определение численностии ФОТ работников АТП
Для определениячисленности работников предприятия и фонда оплаты труда проводим следующиерасчеты:
Годовой фонд рабочеговремени, ч
/>, (16)
грузовойавтомобильный транспорт инвестиция
где /> — дней — числокалендарных дней в году;
/> - дня — число выходных дней вгоду;
/> - дней — число праздничных дней вгоду;
/> — дней — дни очередного отпуска;
/> 2- дни неявок в связи свыполнением государственных обязанностей (принимается 0,5-1% от />);
/>10 — дни неявок по болезни(принимается до 3% от />);
/> - дни прочих неявок(дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы и т.д.);
/> - продолжительность рабочего дняводителя.
Тогда
/>.
Численность водителей,чел.
/>, (17)
где />-подготовительно-заключительное время работы водителей (принимается 4% отрабочего времени).
Тогда
/>.
Численность ремонтныхрабочих, чел.
/>, (18)
/>.
Численность подсобно-вспомогательных рабочих соответствует20-30% от численности ремонтных рабочих, чел.
/>.
Численность специалистов, служащих, младшего обслуживающегоперсонала принимаем, укрупнено, в размере 10-14% от суммарной численностиводителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, чел
/>.
Итого работающих в АТП, чел.
/>, (19)
/>.
Заработная платасчитается отдельно по категориям работников, руб.
/>, (20)
где /> — часовая тарифнаяставка работника;
/> - количество отработанных часов вмесяц: />;
/> - премии и надбавки (10-20 % от (/>)), принимаем />%;
/> - отдельная категория работников.
Заработная платаводителей, руб.
/>.
Заработная платаремонтников, руб.
/>.
Заработная плата подсобно– вспомогательных рабочих, руб.
/>.
Заработная платаспециалистов, руб.
/>.
Тогда
/>.
Фонд оплаты труда, руб.
/>, (21)
где /> — среднемесячнаяз/плата 1-го среднесписочного работника АТП;
/> - число месяцев в году;
/> - районный коэффициент (1,3-1,5),принимаем 1,3;
/> - численность работающих на АТП.
Тогда
/>./>/>/> 3.3 Смета затрат АТП
Затраты предприятия группируются по следующим статьям:
1. Материальные затраты;
2. Фонд оплаты труда;
3. Отчисления на социальные нужды: Единый Социальный налог 26% от ФОТ;
4. Амортизация подвижного состава;
5. Общехозяйственные расходы;
6. Платежи и налоги, включенные в себестоимость в IVквартале 2008г./>/>/> 3.3.1 Материальные затраты
Расход топлива, л.
/>, (22)
где /> — расход топлива напробег, л.;
/> - расход топлива на ездку сгрузом, л.;
/> - расход топлива на зимнийпериод, л.;
/> - расход топлива навнутригаражные нужды, л..
Расход топлива на пробег,л.
/>, (23)
где /> — линейная норматоплива на 100 км, л.;
Тогда
/>.
Расход топлива на ездку сгрузом, л.
/>, (24)
где /> — дополнительная норма расходатоплива на каждую ездку с грузом автомобиля-бортового принимаем согласно «НОРМЫРАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ». Руководящийдокумент Р3112194-0366-03. Принимаем /> для жидкого топлива.
Тогда
/>.
Расход топлива на зимнийпериод, л
/>, (25)
где /> — величинасреднегодовой зимней надбавки, %.
Среднегодовая зимняянадбавка, %
/>, (26)
где /> — число зимних месяцевв году (холодная умренная климатическая зона);
/> — зимняянадбавка, согласно Приложению №2 «ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК К НОРМАМ РАСХОДАТОПЛИВА В РЕГИОНАХ РОССИИ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ РАЙОНАМ» документа «НОРМЫ РАСХОДАТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ».
Руководящийдокумент Р3112194-0366-03.
Тогда
/>.
/>.
Расход топлива навнутригаражные нужды, л
/>, (27)
/>
Тогда
/>.
Результаты расчёта затратна топливо приводятся в таблице 2.
Таблица 2 — Затраты натопливоПоказатели Значение Общий пробег, тыс.км. 1273120 Количество ездок с грузом ( для бортового), езд. 23360 Нормы расхода топлива: на 100 км пробега, л 25 на ездку (бортовой), л 0,25 Расход топлива: на пробег, тыс.л 318280 на ездки, тыс.л 5840 ИТОГО НА ПЕРЕВОЗКИ, тыс.л 324120 Надбавка на работу в зимнее время, тыс.л 29170,8 Внутригаражный расход топлива 0,5%, тыс.л 1620,6 ОБЩИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, тыс.л 354911,4 Цена 1 литра топлива, руб. 20 ВСЕГО ЗАТРАТ НА ТОПЛИВО, руб. 7098228
Затраты на смазочные ипрочие эксплуатационные материалы, руб.
/>, (28)
где />тыс.руб. — затраты натопливо (таблица 2).
Тогда
/>.
Затраты на износ и ремонтшин, руб.
/>, (29)
где /> — стоимость шины данноймарки. Выбираем шины Ярославского шинного завода марки Я–529 (12.00 R 20), средняя оптовая стоимостьсоставляет 8000 рублей за колесо.
/> - нормативный пробег шины (70 000– 77 000) исходя из Таблицы 3, принимаем />км.
Тогда
/>./>/>/> Таблица 3 — Нормативный пробег шинТИП ШИН ПРОБЕГ, км
Диагональные шины (легковые автомобили)
Радиальные шины с текстильным брекером
Радиальные шины с металлокордом
Диагональные шины грузовых автомобилей
Радиальные шины с металлокордом (грузовые автомобили)
33 000
40 000
44 000
53 000 – 57 000
70 000 – 77 000
Затраты на ремонтныйфонд, руб.
/>, (30)
где />руб. — норма затрат наматериалы на все виды технических воздействий на 1000 км пробега;
/>руб. — норма затрат на запчасти наТР на 1000 км пробега;
/> - коэффициент, учитывающийизменение цен в последнем квартале;
/> - коэффициент, учитывающийзатраты на ремонт пассивной части основных фондов.
Тогда
/>.
Затраты на воду, тепловуюи электрическую энергию принимаемв размере 0,5-1% от суммы затрат на топливо, смазочные материалы, износ иремонт шин, ремонтный фонд, руб.
/>, (31)
Тогда
/>.
Всего материальныхзатрат, руб.
/>, (32)
Тогда
/>./>/>/> 3.3.2 Отчисления на социальные нужды
Отчисления на социальныенужды, руб.
/>, (33)
/>.
/>/>
3.3.3 Амортизация
/>, (34)
где /> — амортизацияподвижного состава;
/> - амортизация зданий исооружений.
Амортизация подвижногосостава, руб.
/>, (35)
где />– норма амортизации в % от балансовойстоимости;
/>– балансовая стоимость единицы ПС,руб. (берем по данным из СМИ).
/>, (36)
/>.
Тогда
/>.
Амортизация зданий исооружений, руб.
/>, (37)
где />– норма амортизации в % отбалансовой стоимости;
/>– балансовая стоимость сооружений,руб. (60% от стоимости всего ПС)
/>.
Тогда
/>.
Тогда
/>./>/>/> 3.3.4 Общехозяйственные расходы
Общехозяйственныерасходы, руб.
/>, (38)
/>/>/>/> 3.3.5 Имущественныеи транспортные налоги
Имущественные итранспортные налоги, руб.
/>, (39)
где /> — основные фонды, руб.(/>).
/>.
Тогда
/>. 3.3.6 Обязательное страхование автогражданскойответственности
Затраты на ОСАГОпринимается 3949 руб. на один автомобиль, руб.
/>, (40)
Тогда
/>
Результаты расчёта затратзаносятся в таблицу 4.
Таблица 4 — Смета затрати калькуляция себестоимости перевозокСТАТЬИ ЗАТРАТ Сумма, руб. Себестоимость на 1000 км (руб) Стр — ра себест., %
/>Материальные затраты 15411120,29 12105 12,13 Фонд оплаты труда 6879511,5 5403,66 8,62 Отчисления на социальные нужды 1788673,02 1404,95 22,42 Амортизация ПС 12572060 9875 48,12 Амортизация зданий и сооружений 300000 235,6 1,16 Общехозяйственные расходы 3212000 2522,9 5,6 Имущественные и транспортные налоги 44000000 34560,76 1,7 ОСАГО 98725 77,5 0,17 ИТОГО ЗАТРАТ 117134149,9 92005,58 100 />/>/>/>/>Себестоимостьопределяется по формуле, км (руб).
/>, (41)
/>
/> 4 Планирование доходов, прибыли и рентабельности
Доходы определяются исходя из принятого уровня рентабельности35 % (т.е. общие затраты предприятия увеличить на 35% и получить расчетныйдоход).
Доход АТП, руб.
/>, (42)
/>.
Доходная ставка, руб.
/>,
/>
Валовая прибыль АТП, руб.
/>, (43)
/>.
Налог на прибыль вгосбюджет составляет 24% от суммы налогооблагаемой прибыли, руб.
/>, (44)
/>.
Чистая прибыль АТП, руб.
/>, (45)
Тогда
/>.
Рентабельность (%) определяется по отношению валовой прибылик затратам по следующей формуле:
/> %, (46)
/>
Производительность труда одного работающего, в рублях дохода
/>, (47)
/>
Фондоотдача (руб.) определяется по следующей зависимости:
/>, (48)
где />– стоимость производственныхфондов АТП в рублях определяется по следующей формуле:
/>, (49)
/>,
Тогда
/>.
Фондовооруженность определяется по следующей формуле, руб.
/>, (50)
/>
Фондооснащенность (коэффициент технической оснащенности) определяетсяследующим образом, руб.
/>, (51)
/>.
Все расчеты сводятся в таблицу 5.
Таблица 5 – Технико-экономические показателиПоказатели Числов. значения Объем перевозок, тонн 57408 Грузооборот, т.км 1435200 Среднесписочное количество автомобилей, ед. 25 Численность работающих, чел. 49 Производительность труда 1 работающего, руб. 3227165,4 Себестоимость перевозок, руб/100 км 92005,58 Доходная ставка, руб/1000 км 124207,54 Чистая прибыль АТП, руб. 31157683,9 Рентабельность к затратам, % 35 Фондоотдача, руб. 7,9 Фондовооруженность, руб. 408163,3 Фондооснащенность, руб. 800000
5. Определение экономической целесообразностипроекта
Для расчета финансовойэффективности проекта применяют четыре главных метода инвестиционного анализаокупаемости капиталовложений; чистой текущей стоимости (иногда его называютметодом чистого дисконтированного дохода); индекса доходности.
Метод окупаемости капиталовложенийявляется весьма распространенным на практике. Но его существенный недостаток — игнорирование будущей стоимости денег с учетом дохода будущего периода (вусловиях инфляции, резких колебании ставки процента и низкой нормы внутреннихнакоплений предприятия в реальной российской экономике этот метод недостаточноточен).
Окупаемость капиталовложенийрассчитывается по формуле,
/>, (52)
/>.
Результатырасчетов заносят в таблицу 6.
Таблица 6 – Сводныетехнико-экономические показатели проекта Показатели По проекту 1. Объем перевозок, т. 57408 2. Списочное количество обслуживаемых автомобилей по маркам, шт. Зил4331, 25шт. 3. Грузооборот, ткм. 1435200 4. Время в наряде, ч. 10 5. Среднее расстояние перевозки, км. 25 6. Суточная выработка на один автомобиль, т. 459,3 7. Годовые эксплуатационные затраты, руб. 117134149,9 8. Себестоимость перевозок, руб/км. 92005,58 9. Годовая чистая прибыль, руб. 31157683,9 10. Площадь участка (зоны), м2 - 11. Капиталовложение, руб. 20000000 12. Рентабельность основной деятельности, % 35 13. Окупаемость капиталовложений 0,454
Заключение
В данномкурсовом проекте мы рассчитали экономические показатели и целесообразностьрассчитываемого предприятия. Также расчет производился, для того чтобы понять изакрепить принцип расчета АТП в экономических целях, что пригодится нам вбудущем. По расчетам мы получили, что капиталовложения меньше чистой прибыли иамортизации отсюда следует, что мое рассчитываемое предприятие окупается заодин год.
Список используемойлитературы
1. Жарова О. М.Типовые задачи по экономике автомобильного транспорта: учебное пособие дляавтотрансп. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 223 с.
2. Сербиновский Б.Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Б. Ю.Сербиновский и др. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2006. – 494 с.
3. Тозик А. А.Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие / А. А. Тозик. – 2-е изд. –Минск: УП «Технопринт», 2005. – 140 с.
4. Туревский И. С.Экономика и управление автотранспортным предприятием: учебное пособие. – М.:Высшая школа, 2006. – 222 с.
5. Алексеева И. М.Статистика автомобильного транспорта. – М.: Экзамен, 2005. –348 с.
6. Программаинформационной поддержки Российской науки и образования «Консультант Плюс:Высшая Школа». Осень 2005.
7. «НОРМЫ РАСХОДАТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ». Руководящийдокумент Р3112194-0366-03.