Министерство образованияи науки Российской Федерации
Федеральное агентство пообразованию
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (СГГА)
Кафедраэкономики и менеджмента
Расчетно-графическаяработа по дисциплине «Ценообразование»
Студентки5-го курса
ХмелевойК.М.
ГруппыЭТЗ-52
Руководитель:Ушакова Е.О.
Новосибирск 2011
Задача 1
Определите коэффициент эластичности спроса по цене и сделайтевывод о степени чувствительности спроса от изменения цены товара. Результатырасчетов оформите в таблице. Приведите примеры товаров или услуг, приреализации которых могут быть получены данные показатели.Товар Цена, руб.
Кол-во ед.,
тыс. шт.
Выручка,
руб. Эс Заключение об эластичности, пример товара(услуги) А 25+3 200 5600 Производство хлеба высшего сорта без консервантов. При увеличении цены на 14,7% спрос снижается на 10%, а общая выручка увеличивается на 3,23%, что выгодно производителю.Неэластичный спрос. 30+ 3 180 5949 0,675 Б 25+ 3 200 5600 Производство элитной мебели. При значительном для этого производства увеличении цены на 14,7%, резко падает спрос и следовательно общая выручка. Эластичный спрос. 30+ 3 40 1320 4,494 В 25+ 3 200 5600 Производство виноводочных изделий. При увеличении цены на 14,7% спрос снижается в 2 раза из-за достаточного количества конкурентов на этом рынке. Эластичный спрос. 30+ 3 100 3300 2,808
Решение:
Товары с эластичнымспросом по цене:
Предметы роскоши(драгоценности, деликатесы)
Товары, стоимость которыхощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
Легкозаменяемые товары(мясо, фрукты)
Товары с неэластичнымспросом по цене:
Предметы первойнеобходимости (лекарства, обувь, электричество)
Товары, стоимость которыхнезначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
Труднозаменяемые товары(хлеб, электрические лампочки, бензин)
Эластичными (по цене)считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения)больше изменения цены (|E|>1).
Неэластичными считаютсяспрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньшеизменения цены (|E|
Эластичностьспроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) —относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.
/>,
гдеQ — спрос(количество); P — цена.
Дляизмерения процентного изменения величины спроса используется формула среднейточки Аллена.
/>
/>
Встречаетсятак же упрощённый расчёт:
/>
/>
1. Рассчитаемдля товара А :
/>
/>
/>
2. Рассчитаемдля товара Б :
/>
/>/>
/>
3.Рассчитаем для товара В:
/>
/>
/>
Задача 2
Определите, выгодно ли туристской фирме приобретатьопределенный пакет услуг у туроператора, если цена закупки тура составляет(4600+10*3) руб., в том числе НДС. Размер агентского вознаграждения (торговаянадбавка) определена в размере 20%. Конкуренты предлагают аналогичные услуги поцене 5500 руб. Графически изобразите структуру цены продажи туристской услугидля покупателя.
Решение :
Цена закупки тура 4630руб.
Агентское вознаграждениепри продаже с НДС 926 руб.
НДС с продажи тура 167руб.
Доход 759 руб.
Цена конкурентов 5500руб.
Цена тура 4630+759+167=5556руб.
По расчетам можно сделатьвывод, что фирме это не выгодно. Но по моему мнению разница в цене незначительна, поэтому если две независимые компании торгуют аналогичными услугамии спрос на эти услуги превышает предложения, то получается, что это выгодно. Либоесли наша туристская фирма зарекомендовала себя на рынке с лучшей стороны, чемконкуренты, то туристические услуги будут раскупаться и по более высокой цене.
Структура цены продажитуристкой услуги для покупателя:
/>
Задача 3
Определите выгодность реализациитуристской путевки турагентом при условии, что турфирма получает комиссионноевознаграждение в размере 12% от цены продажи (скидка с цены). Цена продажи длятуристов составляет 26 000 тыс.руб.без стоимости авиаперелета. Затратытурагента, связанные с продвижением и реализацией тура определены в размере1800 руб. на ед.услуги. Ставка НДС-18%.
Решение:
Цена продажи для туристов 26 000 руб.
Затраты турагента 1800 руб.
Комиссионное вознаграждение турфирмы 12%-3120 руб.
НДС к уплате 475,93 руб.
Прибыль до налогов 3120-475,93-1800=844,07
Налог на прибыль 140,67 руб.
Чистая прибыль 844,07-140,67=703,40 руб.
Задача 4
Турфирма оказывает новую экскурсионнуюуслугу, при этом средние переменные издержки, связанные с предоставлениемданной услуги и ее продвижением на рынке составляют (90+3)руб./чел., постоянные – 120тыс.руб./мес. Стоимость одной экскурсиисоставляет 220 руб./чел., на группу из 20 человек предусмотрена льготная цена –4000 руб. Фирма планирует следующее количество экскурсий: в обычные рабочие дни– 2, в выходные и праздничные дни –3 экскурсии.
Определите рентабельность данной услугидля фирмы при условии активного сбыта, а также точку самоокупаемости затрат.Какие действия необходимо предпринять руководству фирмы, чтобы обеспечитьполучение целевой прибыли 1500 тыс.руб./год. Обоснованно ли установлена скидкана предоставление услуг туристам, путешествующим в группе? Графически изобразитеточку самоокупаемости затрат.
Решение:
Средние переменныеиздержки 93 руб./чел.
Постоянные 120000руб./мес.
Стоимость экскурсии 220руб./чел.
На группу 20 чел.- цена4000 руб.
В среднем в месяце 22рабочих дня, т.е будет проведено 44 экскурсии
8 выходных дней, т.ебудет проведено 24 экскурсии
Итого 68 экскурсий вмесяц запланировано.
На одну экскурсиюпостоянные издержки составят 1765 руб.
1.Рассчитываем критическую точку (точку безубыточности) объема продажиэкскурсионных услуг
/>
или
Окр.т ×Ц — Окр.т × VC — FC = 0.
Обозначим дляудобства Окр.т через х:, тогда
х × 220 — х× 93 — 120000 = 0; 220х – 93х = 120000; 127х =120000,
отсюда
х = 995 экскурсии в месяцдолжно быть продано
или 995экскурсии × 220 руб. = 218900 руб.
В среднем одну экскурсиюдолжны посещать 15 человек.
Вывод. Таким образом, припродаже 995 экскурсий (в стоимостном выражении 218900 руб.) предприятиедостигнет критической точки объема производства, в которой прибыль и убыткиравны.
2. Определяемобъем продажи экскурсий для получения планируемой прибыли в размере 1500000руб., используя для расчета метод соотношения уравнений,
выручка =переменные затраты + постоянные затраты + прибыль
или
отсюда
220 ×х= 93×х + (120000*12) + 1500000; 220х-93х: = 2940000;
127х =23149,
следовательно
х =23149 экскурсий или 23149экскурсий × 220 руб.= 4629800руб.
Вывод. Таким образом,планируемая прибыль в размере 1500000 руб. в год может быть получена при объемепродажи экскурсий, равном 23149 (в стоимостном выражении 4629800 руб.).
Для получениятакой прибыли одну экскурсию должны посещать 28 человек.
3. При продаже льготныхэкскурсий критическая точка объема продажи экскурсионных услуг
/>
Окр.т ×Ц — Окр.т × VC — FC = 0.
Обозначим дляудобства Окр.т через х:, тогда
х × 200 — х× 93 — 120000 = 0; 200х – 93х = 120000; 107х =120000,
отсюда
х = 1121 экскурсии в месяцдолжно быть продано
или 1121экскурсии × 200 руб. = 224299 руб.
В среднем одну экскурсиюдолжны посещать 16 человек.
4. Определяемобъем продажи льготных экскурсий для получения планируемой прибыли в размере1500000 руб., используя для расчета метод соотношения уравнений,
выручка =переменные затраты + постоянные затраты + прибыль
или
отсюда
200 ×х= 93×х + (120000*12) + 1500000; 200х-93х: = 2940000;
107х =2940000,
следовательно
х = 27477 экскурсий или 27477экскурсий × 200 руб.= руб.
Вывод. Такимобразом, планируемая прибыль в размере 1500000 руб. в год может быть полученапри объеме продажи экскурсий, равном 27477 (в стоимостном выражении 5495327руб.).
Для получениятакой прибыли одну экскурсию должны посещать 34 человек.
5.Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — прибыли от продаж квыручке.
ROS = Прибыльот продаж/Выручка *100 %
ROS=1500000/4629800*100%=32%
ROS=1500000/5495327*100%=27%
Бизнесявляется рентабельным, если рентабельность составляет 15%. В нашем случае приреализации обычных экскурсий рентабельность составляет 32%, а льготныхэкскурсий 27%.Отсюда можно сделать вывод, что продажа льготных экскурсий неменее выгодна для фирмы, так как точка безубыточности составляет 15 человек, апакет экскурсий составляет 20 человек.
спросэластичность цена рентабельность
Задача 5
Составьте калькуляцию себестоимости тура по маршруту Москва-Владимир-Суздаль-Боголюбово-Москвана группу туристов, состоящую из 40 человек. Тур рассчитан на 1,5 дня.Рассчитайте цену продажи одной путевки.Наименование калькуляционных статей Обоснование Стоимость, руб. на группу на 1 чел. 1.Страховка - - 2. Визы - - 3.Транспортные расходы 12600 315 4. Расходы на проживание 14000 350 5. Расходы на питание 10200 255 6. Расходы на экскурсионную программу 3600 90 Итого прямых затрат 40400 1010 7. Косвенные расходы туроператора 10 % (от 1-6 ст.) 4040 101 8. Коммерческие расходы 15 % (от 6+7ст.) 1146 28,65 Полная себестоимость 45586 1139,65 Прибыль туроператора 20% 9117,2 227,93 НДС 18% 1641,09 41,02 Стоимость тура 56344,29 1408,60
Полная себестоимостьпутевки на группу состоит из прямых затрат, косвенных расходов туроператора икоммерческих расходов
40400+4040+1146=45586руб.
На человека1010+101+28,65=1139,65 руб.
Прибыль туроператорасоставляет 20% от полной себестоимости -9117,2 руб.
На человека 227,93 руб.
НДС на группу составит18% — 1641,09 руб.
На человека 41,02 руб.
Итого стоимость тура нагруппу будет состоять из полной себестоимости, прибыли туроператора и НДС :
45586+9117,2+1641,09=56344,29руб.
На человека1139,65+227,93+41,02=1408,60 руб.
График точкибезубыточности при розничной и льготной цене на туры (Приложение 1).
Задача 6
Определите следующие виды цен: отпускную цену завода-изготовителя,цену «франко-железнодорожный вагон», ФАС, ФОБ, КАФ (СФР), СИФ и цену«франко-покупатель», включая пошлину. Исходные данные для расчета:
- себестоимость продукцииопределена в размере (20+3) тыс. руб.;
- прибыль производителя- 25%;
- перевозка кжелезнодорожной станции — 2 тыс. руб.;
- стоимость услугэкспедитора — 1 тыс. руб.;
- стоимость погрузки ввагон — 5 тыс. руб.;
- страхование при перевозкепо железной дороге — 2 % (от оптовой цены предприятия);
- перевозка товара допорта — 3 тыс. руб.;
- стоимость погрузочно-разгрузочныхработ с доставкой товара вдоль борта судна — 1,5 тыс. руб.;
- стоимость доставкитовара на борт судна и складирование на судне — 2 тыс. руб.;
- расходы на документы — 70 у.е.;
- расходы на коносамент– 80 у.е.;
- морской фрахт до портаназначения – 200 у.е.;
- страхование груза — 3% (от КАФ);
- стоимость перевалки впорту назначения – 100 у.е;
- импортная пошлина иоформление документов — 15 % (от контрактной цены, в данном случае СИФ);
- стоимость перевозки доместа нахождения покупателя — 50 у.е.
Решение:
1. Отпускнаяцена завода-изготовителя:
Себестоимость+ прибыльпроизводителя+ НДС 18%
23000+7250+1305=31555руб.;
2. Цена«франко-железнодорожный» вагон:
Оптовая ценазавода-изгот. + Перевозка к Ж/Д станции + стоимость услуг экспедитора +стоимость погрузки в вагон
31555+2000+1000+5000=39555руб.;
3.ФАС :
Цена«франко-железнодорожный» вагон + -страхование при перевозкепо железной дороге + -перевозка товара до порта + -стоимостьпогрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна
39555+751,1+3000+1500=44806,1руб.;
4.ФОБ :
ФАС+ Стоимость доставки товара на борт судна и складирование на судне
44806,1+2000=48806,1 руб.;
5. КАФ:
(расходы на документы + расходы на коносамент + морской фрахт до портаназначения)*28 + ФОБ
(70+80+200)*28+46806,1=56606,1 руб.
6. СИФ:
КАФ+3%
56606,1+1698,18=58304,28 руб.;
7. Цена «франко-покупатель», включая пошлину :
(стоимость перевалки в порту назначения + стоимость перевозки доместа нахождения покупателя )*28 +15% от СИФ + СИФ
(100+50)*28+8745,64+58304,28=71249,92 руб. .
Задача 7
Предположим, что на рынке некоторого товара действуют 13 фирм, трикрупнейшие из них, имеют следующие доли в общем объеме реализации услуг: 1-я –(20+3)%, 2-я – 15%, 3-я – 10%. Охарактеризуйте степень монополизации рынка.Рассчитайте индекс Линда для данных трех фирм. Следует ли государственныморганам разрешить слияние 1-й и 2-й фирмам, если оно разрешается, когда индексЛинда не превышает 100%? Охарактеризуйте степень монополизации рынка.
Решение :
1. Рассчитываем индекс концентрации для трех наиболее крупныхкомпаний в общем объеме рынка:
Индекс концентрацииизмеряется в долях или в процентах. Чем выше значения данного показателя, темсильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень концентрации нарынке, и тем слабее конкуренция. Как правило, целесообразно исследоватьзначения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка. При этом выделяют следующиекритерии сопоставления рыночных структур:
•рынок считаетсянеконцентрированным при значениях индекса для 3 фирм ниже 45%;
•умеренноконцентрированным — при CR3 = 45-70%;
•высококонцентрированным- при CR3 > 70%.
CR3 = 23% + 15% + 10% = 48%.
В нашемслучае рынок умеренно концентрированный и его можно рассматривать какконкурентный рынок.
2. Определяем общий индекс Линда для трех наиболее крупныхкомпаний:
/>
Вывод: Индекс Линда больше 100%, что соответствует высокойконцентрации рынка.
3. Рассчитываем индекс Линда при слиянии 1-й и 2-й фирм
/>
Вывод:Государственными органами слияние не разрешается, так как индекс Линда внесколько раз более 100%.
Рынок переполнен монополией. В условиях нашей экономики фирмаимеющая более 25% доли на рынке реализации товара является монополистом.