Реферат по предмету "Экономика"


Расходы предприятия

Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика расходовпредприятия и их роль в его финансовой деятельности
1.1 Понятие и сущностьрасходов предприятия
1.2 Классификациярасходов по различным признакам
Глава 2. Анализ расходов наконкретном предприятии
2.1 КраткаяхарактеристикаООО Владикавказского завода пластмассовых спортивных изделий «Динамо»
2.2 Основные показателидеятельности,затраты на производство продукции ООО завод «Динамо»
Глава 3. Оптимизация расходов напредприятии
Заключение
Литература

Введение
На всехэтапах развития экономики основным звеном являлось предприятие. Именно напредприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственнаясвязь работника со средствами производства.
Подсамостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица,обладающая производственно-техническим единством,организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Предприятиесамостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемойпродукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплатыналогов и других обязательных платежей.
Экономикапредприятия есть обобщенный экономический результат его деятельности как запрошлый, так и за данный период времени, находящий свое выражение в имуществе,в денежных, материальных и интеллектуальных ресурсах на каждый данныйрассматриваемый период времени.
Из самой сущности экономики предприятия следует,что она находится в постоянном движении и развитии. Но этот процесс не долженбыть стихийным. Им необходимо управлять в соответствии с принятыми целями развитияпредприятия и постоянными изменениями рынка. А значит, вести экономику предприятия.
Ведениеэкономики предприятия означает расширенное воспроизводство на базе полученияприбыли от реализации продукции и услуг, необходимых обществу, и другихпоступлений от иных видов деятельности. Оно включает в себя постановку целей изадач по количественному и качественному улучшению ее развития, а такжеопределение методов и средств их достижения, т.е. как бы определяет каркасные,рамочные, основополагающие условия развития экономики предприятия.
Успешное ведение экономики предприятия напрямуюсвязано с удовлетворением спроса на товары или услуги, которые оно производитили оказывает. И действительно, его создание и функционирование, непосредственносвязано с получением какого-либо вознаграждения (прибыль, доход), которое вусловиях рынка можно получить только в случае выпуска товаров или оказанияуслуг, пользующихся спросом. Успеха в этом можно достичь только в том случае,если ведение экономики предприятия будет построено на научно обоснованныхпринципах, учитывающих специфику рыночных отношений.
Иными словами, хозяйствование предприятиянаправлено на организацию производства товаров у себя, от себя и ради себя. Наязыке практики это означает, что целью здесь является получение прибыли. Вусловиях рынка только прибыль гарантирует выживание предприятия, обеспечиваетисточники финансирования, с помощью которых можно восстановить или увеличитьактивы предприятия, и поступление денежных ресурсов, идущих на распределение, вчастности на получение дивидендов акционерами, социальную помощь работающим.Она является одним из важных факторов в оценке возможности предприятия уплатитьпроценты по кредитам потенциальным инвесторам, служит показателем доходностифакторов производства.
Но получениеприбыли возможно лишь в том случае, если хозяйствование обеспечивает не толькосоответствие, но и превышение доходов над расходами. Этого можно добиться лишьпри экономном ведении хозяйства. Следовательно, экономическая категорияхозяйствование сложная, многоаспектная, имеющая большое теоретическое ипрактическое значение.
Когда мыговорим о прибыли, то, как свидетельствует опыт предприятий стран с рыночнойэкономикой, речь идет о получении как можно большей прибыли. Иными словами,максимизация прибыли в условиях рынка — важнейшая задача предприятия.
В связи сосказанным интересным представляется рассмотрение понятия, сущности и видоврасходов предприятия на примере завода «Динамо».

Глава 1. Характеристика расходов предприятия и их роль в его финансовойдеятельности
1.1 Понятие и сущность расходов предприятия
Расходы организации определяются как уменьшение ее экономическихвыгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или)возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации,за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников)имущества. Расход есть отток экономических выгод именно данной организации.Поэтому суммы, взимаемые организацией от имени третьих лиц и перечисляемые в ихадрес (например, косвенные налоги – НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.), неявляются расходами.
Приобретение или создание основных средств и других элементов внеоборотногокапитала также представляет собой уменьшение экономических выгод в результатевыбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновенияобязательств, однако бухгалтерский стандарт относит затраты капитальногохарактера к перечню тех статей, которые не признаются расходами. Онихарактеризуются как условные, отложенные расходы и подлежат капитализации набалансе организации, формируя первоначальную стоимость элементов внеоборотногокапитала (основных средств и нематериальных активов). Затраты инвестиционногохарактера могут быть признаны расходами в будущих отчетных периодах – по мере начисленияамортизации и включения в ее себестоимость проданной (реализованной) продукциилибо в составе управленческих расходов, если организация применяет метод калькулированияограниченной себестоимости[1].
Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:
— с учетом связи между производственными расходами и поступлениями(соответствие доходов и расходов);
— путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когдарасходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодови когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяетсякосвенным путем;
— по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становитсяопределенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
— независимо от того, как они принимаются для цели расчета налогооблагаемойбазы;
— когда возникают обстоятельства, не обусловленные признанием соответствующихактивов.
Налоговое законодательство также оперирует понятием «расходы». Объектомналогообложения по налогу на прибыль согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 247)признается прибыль, определяемая как доход, уменьшенный на величинупроизведенных расходов. Расходами при этом признаются обоснованные одокументально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных ст. 265Налогового кодекса РФ, и убытки), осуществленные налогоплательщиком. Подобоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценкакоторых выражена в денежной форме. Расходами признаются затраты, которыесвязаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Налоговое законодательство дает свою, отличную от бухгалтерской,классификацию расходов. Расходы для целей налогообложения делятся:
— на расходы, связанные с производством и реализацией;
— внереализационные расходы.
К внереализационным расходам отнесены обоснованные затраты на осуществлениедеятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
Рынок предоставляет хозяйствующим субъектам самостоятельность ввопросах установления цен на продукцию с учетом складывающегося спроса ипредложения. В этих условиях фирма должна стремиться так спланировать уровеньсвоих расходов, чтобы сделать свою деятельность рентабельной, и далееорганизовать производство таким образом, чтобы обеспечить этот приемлемыйуровень расходов и возможность его постоянного снижения. Информация о расходахнеобходима:
— для принятия оптимальных решений на всех стадиях жизненного циклакаждого продукта и фирмы в целом;
— разработки стратегии выживания и обеспечения конкурентного преимущества;
— организации эффективной системы стимулирования персонала;
— оптимизации налоговых платежей;
— установления и поддержания взаимоотношений с налоговыми и другимиструктурами государства с соблюдением законодательных норм[2].
Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственнаяорганизация должна тщательно планировать перспективу развития собственногопроизводства и потребностей рынка минимум на 2-3 года. Любые просчеты при этомгрозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимопредусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проектаизделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходомна рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия,налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке инамерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
К задачам планирования расходов относятся:
— обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми
финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимыхденежных фондов и направления их расходования;
— установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховымиорганизациями и другим хозяйствующими субъектами;
— выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервовпо его эффективному использованию;
— увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;
— осуществление контроля за образованием и расходованием денежныхсредств.
Планирование расходов на предприятии — это точное предвидение ипрограммирование на перспективу хода производственного процесса и егорезультатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации трудаустанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объемаработ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. Вплане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ.
План всегда устремлен в будущее. С его помощью на перспективу распределяютсяимеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные). Дляразработки плана специалистам по планированию требуется соответствующаяинформация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, то есть в основномвнешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутреннейинформации. Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится кпредплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, каки разработка самого плана.
Составление плана расходов предприятия начинается с подготовкипроекта отдельных его частей: плана производства и реализации продукции; планаматериально-технического обеспечения; плана по кадрам и заработной плате;перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям; финансовогоплана.
Информация о расходах фирмы чрезвычайно важна как для самой фирмы,так и внешних пользователей – ее контрагентов. К внешним пользователямотносятся органы государственного управления, налоговые службы, инвесторы,кредиторы и потребители. Данные о затратах для этой категории пользователейдолжны составляться в соответствии с принятыми стандартами бухгалтерского учетаи финансовой отчетности, а также налогового законодательства.
Таким образом, можно сделать вывод, что расходы являются одним изважнейших элементов построения управления организацией. Без расходов невозможнатакже и финансовая деятельность организации.
1.2 Классификация расходов по различным признакам
Управление расходами – это целый набор методик, процессов и конкретныхпроцедур по управлению ресурсами организации. Данную тему можно рассматривать снескольких позиций, с точки зрения традиционной экономической теории, с точкизрения бухгалтерского учета, с точки зрения менеджмента. Конечно, дляосуществления эффективного управления расходами необходим комплексный подход кэтому вопросу. Однако, как показывает практика, синтез знаний лучшеосуществлять исходя из конкретных практических условий, задачей и целейорганизации. Построение же теоретических основ требует определенногоразграничения в подходах. Это легко объяснить, например, делением расходов наэкономические и бухгалтерские.
Под бухгалтерскими понимают фактические расходы факторов производства,приобретенных по рыночным ценам. Под экономическими понимают «расходы упущенныхвозможностей», то есть сумму денег, которую можно получить при наиболеевыгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что с бухгалтерскойточки зрения необходимо минимизировать фактические расходы, а экономическийподход будет требовать поиска наиболее выгодного распределения ресурсов. И невозможнос полной уверенностью определить наиболее правильный вариант решения задачи,так как оба варианта являются рациональными.
Традиционно принято рассматривать процесс управления расходами сих определения и классификации. Ниже приведены наиболее распространенныеопределения расходов.[3]
Расходы предприятия – это расходы, которые несет предприятие в процессеосуществления своей хозяйственной деятельности.
Расходы – это ресурсы, потребляемые в ходе деятельности предприятия.
Многие экономисты приравнивают расходы к издержкам.
Издержки производства – затраты труда и капитала на производствотовара.
С их точки зрения расходы – это ресурсы, потребляемые в ходе деятельностипредприятия. Их подразделяют, в первую очередь, на постоянные и переменные.
Постоянные расходы – расходы, имеющие место вне зависимости отобъема производства (расходы на содержание зданий, административного аппарата).
Переменные расходы – расходы, непосредственно связанные с объемомпроизводства, изменяющиеся в зависимости от объема (расходы на сырье,полуфабрикаты, оплату труда).
Такое деление расходов можно рассматривать исходя из того, что объемпостоянных расходов в краткосрочном периоде будет постоянным, а переменныерасходы могут изменяться, то есть именно эти расходы будут важны, так как имиможно оперативно управлять. Однако в экономической литературе обоснование такойклассификации исходит прежде всего из влияния этих расходов на объемпроизводства. Причем переменные расходы являются постоянными на единицу продукции,а постоянные на весь объем продукции – переменными на единицу продукции. Ноповедение переменных, так же, как постоянных расходов, с изменением объемапроизводства, не так однозначно, как может показаться. Например, расходы наосновные материалы при одном объеме закупки будут приобретены по одной цене, апри другом, более высоком объеме закупки, возможно более низкой, так как будетдействовать система скидок. И с этой точки зрения не расходы будут влиять на объемпроизводства, а объем производства на предприятии может служить одним изметодов управления расходами.
Деление расходов на постоянные и переменные, а также выделениеобщих, средних и предельных расходов не позволяет осуществить необходимый дляпредприятия анализ себестоимости продукции. Именно в этом вопросе возникаетнеобходимость применения бухгалтерского подхода.
С точки зрения анализа себестоимости продукции важна классификациярасходов по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Расходы операционной деятельности группируются по следующимэкономическим показателям: материальные расходы; расходы на оплату труда; отчисленияна социальные мероприятия; амортизация; прочие операционные расходы.
Группировка расходов, связанная с производством продукции, осуществляетсяпо следующим статьям калькуляции:
— сырье и материалы;
— покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, работы и услугипроизводственного характера сторонних предприятий и организаций;
— топливо и энергия на технологические цели;
— возвратные отходы (вычитаются);
— основная заработная плата;
— дополнительная заработная плата;
— отчисления на социальное страхование;
— расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
— общепроизводственные расходы;
— потери от брака;
— другие производственные расходы;
— сопутствующая продукция (вычитается).
Группировка расходов по калькуляционным статьям расходов отражаетих состав в зависимости от направления расходов, и места их возникновения.
С точки зрения менеджмента процесс управления расходами будетопираться на построение такой организационной структуры, при которой будутисключены «лишние» расходы. Такую структуру можно сравнить с часовыммеханизмом, где нет лишних деталей, и каждая выполняет свою функцию. Внастоящее время в рамках определенных экономических концепций существеннорасширено понятие расходов. Новая институциональная теория выдвигает на первыйплан трансакционные расходы. В соответствии с одной из их классификацийвыделяют:
— расходы поиска информации – расходы времени и ресурсов на получениеи обработку информации о ценах, об интересующих товарах и услугах, об имеющихсяпоставщиках и потребителях;
— расходы ведения переговоров;
— расходы измерения количества и качества вступающих в обмен товарови услуг – расходы на замеры, измерительную технику, потери от остающихся ошибоки неточностей;
— расходы по спецификации и защите прав собственности – расходы насодержание судов, арбитража, органов государственного управления, а такжезатраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав;
— расходы оппортунистического поведения.
По сути дела формируется новый подход к рассмотрению экономики вцелом. Но единой теории в этом направлении не сформировано, что открываетобширные возможности для новых научных исследований.
Таким образом, можно сделать вывод, что расходы, являясь важнейшимобъектом управленческого процесса организации, требуют всестороннего изучения.Одним из аспектов исследования является их классификация, то есть разделение нагруппы по определенному признаку. Зная виды расходов, организации легче ихпланировать и расходовать.

Глава 2. Анализ расходов на конкретном предприятии
2.1 Краткая характеристика ООО Владикавказского завода пластмассовыхспортивных изделий «Динамо»
ООО Завод «Динамо» образован 01 января 1964г. на полном хозяйственномрасчете с самостоятельным балансом в соответствии с Постановлением ПрезидиумаЦС «Динамо» № 72 от 25.12.1963г. Основной деятельностью являлось производствополиэтиленовой пленки и изделий из неё, а также изготовление спортивнойпродукции (палки лыжные, щитки футбольные).
Устав предприятия был зарегистрирован Промышленным райсоветомнародных депутатов г. Владикавказа за № 100 от 18.03.1993г.
В соответствии с Постановлением Президиума ЦС «Динамо» № 42 от17.04.2000г. изменена организационно-правовая форма предприятия. Заводпреобразован в общество с ограниченной ответственностью «Владикавказский заводпластмассовых спортивных изделий «Динамо» (свидетельство о перерегистрации №1039 от 19.06.2000г.). Единственный учредитель — ОГО ВФСО «Динамо».
Площадь земельного участка — 2,08 га.
Площадь (территория), занимаемая предприятием — 9,65 тыс. кв. м (вт.ч. производственные — 72 тыс. кв.м.).
В 80-х годах начато производство товаров хозяйственного назначенияиз пластмасс методом литья под давлением: тазы хозяйственные емкостью 14л. и5л., ведра емкостью 5л, 10 л, 11л, совки, кружки мерные и др.
С 1986 г. на предприятии была установлена итальянская линия по производству ботинок с коньками для игрыв хоккей с шайбой. С этого момента эта продукция стала основной впроизводственной деятельности завода. С 1988г. освоен выпуск ботинок с конькамидля фигурного катания. Одновременно расширялся выпуск других изделийспортивного назначения, таких как: обручи гимнастические полиэтиленовые иметаллические, булавы гимнастические, удилища телескопические, ракетки для игрыв бадминтон и
Последние три года ООО ВЗПСИ «Динамо» наращивал объема производствахоккейных ботинок с коньками и направлял на это все оборотные средства, но споявлением на рынке России продукции конкурентов, имеющей современный дизайн иширокий размерный ряд, на предприятии с 2002 года началась большая работа помодернизации внешнего вида конька и расширению размерного ряда, что потребовалозначительных капитальных вложении.
В результате этого объем производства 2002 года по объективным причинамснижен приблизительно на 20 % по сравнению с 2001 годом; из производственногооборота изъята часть средств и направлена на осуществление мероприятий:модернизация пресс-форм на мастерские хоккейные по всему размерному ряду с 39по 44 размер; изготовлены улучшенного дизайна две пресс-формы 45 и 46 размеров;разработаны и находятся в стадии изготовления пресс-формы коньков на хоккейныеботинки по всему размерному ряду с 38 по 46 размер и др.
2.2 Основные показатели деятельности, затраты на производствопродукции ООО завод «Динамо»
Производственно-хозяйственная деятельность завода характеризуетсяследующими основными показателями (таблица 1).

Таблица 1
Основные показатели деятельности ООО завод «Динамо» 2008-2009 годыПоказатели
Факт за
2008 г. Отчетный 2009 год Отклонения
В % к прошлому
году план факт % выполнения плана от плана
от
прошлого года
Выпуск продукции, тыс. руб.
Фонд заработной платы тыс. руб.
Себестоимость всей продукции, тыс. руб.
Численность работающих, чел.
Среднегодовая выработка тыс. руб.
Среднемесячная выработка тыс. руб.
Валовая прибыль
тыс. руб.
12828
3047
12064
94
136,5
11,4
1494
18000
4107
17000
97
185.6
15,4
2200
18094
3508
17031
96
188,5
15,7
2285
100,5
85,4
100,2
99,0
101,6
101,9
103,9
94
-599
31
-1
2,9
0,3
85
5266
461
4967
2
52,0
4,3
791,0
141,1
1115,1
141,2
102,1
138,1
137,7
152,9 Чистая прибыль, тыс. руб. 717 1400 1420 101,4 20 703 198,0
Основными источниками информационного обеспечения анализа являютсяданные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все видыотчетности, первичная учетная документация.
По данныманализа и отчетности определяются потребности в финансовых ресурсах, делаютсяпрогнозы финансовых результатов. Решаются и другие задачи, связанные суправлением финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью.
Данноепредприятие относится к обществу с ограниченной ответственностью. Все участникиобществ имеют право присутствовать на общем собрании участников общества,принимать участие в обсуждении вопросов повестка дня и голосовать при принятиирешений.
Положения учредительных документов общества или решения органовобщества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
Каждый участник общества имеет на общем собрании участников обществачисло голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, заисключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом общества при его учреждении или путем внесения а устав обществаизменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участникамиобщества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числаголосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества,устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собранияучастников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Отдел маркетинга осуществляет разработку мер по производству продукции(товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, готовитпредложения по выбору и изменению направлений развития торного ассортимента,производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности. Участвует вразработке маркетинговой политики, определении цен, создает условия дляпланомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворилспроса покупателей (клиентов) на товары и услуги. Изучает рынок аналогичныхтоваров и услуг (анализ спроса и потребления, мотиваций и колебаний,деятельности конкурентов) и тенденций его развития. Прогнозирует объем продажии формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболееэффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикамтовара (способ его производства, срок службы, правила пользования, упаковку)или оказываемой услуги. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значениедля успешной реализации оказываемых услуг, типы спроса (устойчивый, ажиотажный,кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциациюпокупательной способности населения. Совершенствует информационное обеспечениепроводимых исследований рынка. Разрабатывает программы по формированию спроса истимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимисяресурсами. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендациипо повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг,перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетомсоциально-демографических особенностей различных групп населения, состояния идинамики их доходов, традиций и вкусов, а также необходимые для этого затратывсех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры. Анализируетконкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможеннойполитике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность,скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт. Ведет контроль за сбытом,проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами пообъему, выручке, времени сбыта (оказания услуг) и территории ихраспространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.Обеспечивает рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли идоходов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Принимает участие вподготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров сучетом требований рыночной экономики.
Затраты на производство продукции представлены в таблице 2

Таблица 2
Затраты на производство продукции 2009 год
Статьи
затрат Сумма тыс. руб. Структура затрат, % план факт (+;-) план факт (+;-)
Материальные затраты:
Заработная плата:
Основная и дополнительная
Амортизация основных средств
Прочие расходы
16512
17936
8633
2478
17179
18075
9052
1487
667
139
419
-991
35,5
38,6
18,6
5,3
36,7
38,7
19,4
3,2
0,8
0,1
0,8
-2,1 Итого 46490 46747 257 100,00 100,00 0,00
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, руководствуясьзаключенными договорами с поставщиками и покупателями продукции. Предприятие сучетом конъюнктуры спроса и предложения устанавливает цены на производимуюпродукцию.
Как видно из таблицы фактические затраты предприятия выше плановыхна 1336 тыс. руб. или на 12,5 % (12064/10728 *100). Перерасход произошел повсем видам затрат, особенно по материальным, за исключением, прочих расходов,по которым сумма экономии составила 852 тыс. руб.
Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальныхзатрат и амортизации основных средств в связи с ростом цен на сырье, материалыи энергоресурсы, а доля заработной платы и единого социального налогауменьшилась.
Общая сумма затрат изменилась из-за увеличения объема и структурывыпуска продукции. Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукцииувеличилась доля затратоёмкой продукции.
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, являетсясебестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельностипредприятия, темпы расширенного производства. Анализ себестоимости продукцииимеет большое значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данногопоказателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на егоприрост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованиювозможностей снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимостипродукции являются следующие показатели:
-полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
-затраты на рубль товарной продукции;
-себестоимость отдельных изделий;
-отдельные статьи затрат.
Основные статьи затрат:
Сырье, материалы и полуфабрикаты возвратные отходы (вычитаются)
Вспомогательные материалы
Покупные изделия и полуфабрикаты
Топливо технологическое
Энергия технологическая
Заработная плата основная
Заработная плата дополнительная
Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
Производственная себестоимость
Коммерческие расходы
Полная себестоимость
Планирование прибыли
План по прибыли и рентабельности производства составляется: вценах и условиях плана; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующихценах и условиях. Для полного и всестороннего (как у поставщиков, так и употребителей) учета влияния изменения цен, использования отчетных данныхпредыдущего года и обеспечения соответствия между перспективными и текущимипланами расчеты себестоимости, прибыли и рентабельности первоначальновыполняются в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным(пятилетним) планом необходим расчет и в ценах, принятых в пятилетнем плане.Одновременно определяется влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты трудаи других подобных факторов на издержки производства, прибыль и рентабельность.С учетом результатов этих расчетов определяются себестоимость, прибыль и рентабельностьпроизводства в ценах и условиях планового года. Размер общей (балансовой)прибыли находится как сумма прибыли (убытков) от реализации товарной продукциипо прейскурантным или другим ценам, определенным условиями и договорамипоставок и реализации, расчетами за готовую продукцию и услуги. Общая прибыльпроизводственных объединений определяется путем суммирования прибыли всехвходящих в его состав самостоятельных предприятий и производственных единиц.
Рентабельность производства определяется в процентах(%):
а) общая – путем деления суммы балансовой прибыли на среднегодовуюстоимость основных производственных фондов и нормируемых оборонных средств (впределах норматива) и умножения на 100.
б) расчетная – путем деления планируемой суммы балансовой прибыли,уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемыеоборотные средства, фиксированных платежей в бюджет и платежей по процентам забанковский кредит на среднегодовую стоимость основных производственных фондов(исходя из которых исчисляется плата за фонды) и нормируемых оборотных средствв пределах норматива и умножения на 100.
В 2009г. себестоимость продукции составила 58341 тыс.руб. Уровеньсебестоимости составил />.
Анализ себестоимости в динамике проводится в сопоставимых ценах(таблица 3).
Таблица 3
Динамика себестоимости продукции ООО «Динамо» в 2007-2009 гг.Показатели 2007г. 2008г. 2009г. Отклонения (+/-) Темп изменения(%) 2008г. / 2007г.
2009: г. /2008г. 2008г. / 2007г. 2009г. 2008г, Себестоимость: — сумма, тыс. руб. 52336 53129 58341 +793 +5212 101,5 109,8 — доля, % 418,6 287,7 323,3 -130,9 +35,6 68,7 112,4
Себестоимость продукции в 2009 г. сократились по сравнению с 2008г. на 5212(58341-53129) тыс.руб. или на />. В предшествующем периодеабсолютный перерасход затрат составил 733(53129-52336) тыс.руб., относительныйприрост />. Динамика показателя имееттенденцию, рост себестоимости в отчетном году оценивается отрицательно. Уровеньсебестоимости в динамике имеет определенную тенденцию. Так в 2007-2008гг. ееуровень возрастает с /> до />, т.е. на130,9(218,6-287,7)%. А в 2009г. компания на каждые 100 руб. выручки расходовала/> руб., что больше, чем в2008г. на 35,6(323,3-287,7) и оценивается отрицательно. Относительная экономияв 2008-2009гг. составила /> тыс.руб.Динамика состава и структуры себестоимости продукции представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика состава и структуры себестоимости продукции ООО «Динамо»2007-2009гг.Показатели 2007г 2008г. 2009г. Отклонения (+/-) Теми изменения(%) 2008 г./ 2007г. 2009 г./ 2008г. 2008г./ 2007 г. 2009 г./ 2008 г. Себестоимость, тыс. руб. в том числе: 52336 70962 58341 +18626 -12621 135,6 82,2 -материальные затраты, тыс. руб. 17179 23570 14960 +6391 -8610 137,2 60,9 — доля, % 32,8 33,2 25,6 +0,4 -7,6 101,2 77,1 -затраты на оплату труда, тыс. руб. 18075 27662 24840 +9587 -2822 153,0 89,8 — доля, % 34,5 39,0 42,6 +4,5 +3,6 113,0 109,2 -отчисления на соц. нужды, тыс. руб. 6543 7358 6627 +815 -731 112,5 90,1 -доля, % 36,2 26,6 26,67 -1,9 +0,8 84,8 107,6 -амортизация, тыс. руб. 9052 10936 8761 +1884 -2175 120,8 80,1 — доля, % 17,3 15,4 15,0 +1,9 -0,4 89,0 97,4 -прочие затраты, тыс. руб. 1487 1436 3153 +51 +1717 96,6 219,6 — доля, % 2,8 2,0 5,4 -0,8 +3,4 71,4 270,0
В состав затрат предприятия входят материальные затраты, затратына оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие расходы.
Наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции занимаютзатраты на оплату труда более 34,5% — в 2007 г. Более того их доля возросла заанализируемый период до 42,6%, т.е. на 8,1(42,6-34,5)%. Материальные затраты в2009 г. занимают в общей сумме себестоимости продукции 32,8%.
В динамике показатель устойчиво снижается. Так за анализируемыйпериод доля материальных затрат снизилась на 7,2(32,8-25,6)%. Что оцениваетсяположительно.
Доля социальных отчислений за анализируемый период колеблется, этозакономерно с учетом темпа роста затрат на оплату труда. В целом за анализируемыйпериод она снизилась с 12,5% до 11,4%, т.е. на 1,1(12,5-11,4)%.
Доля амортизационных отчислений устойчиво снижается в динамике.Она за анализируемый период снизилась с 17,3% до 15,0%.
Доля прочих затрат имеет обратно направленную тенденцию, она повысиласьза анализируемый период с 2,8% до 5,4%.
Таблица 5
Расчет влияния изменения выручки от реализации продукции на себестоимостьпродукции ООО «Динамо» 2008-2009гг. 2008г. Показатели 2008 г., пересчитанные на выручку 2009г. Влияние изменения выручки на себестоимость продукции сумма, тыс. руб. Уровень, % сумма, тыс. руб.
уровень,
%
сумма, тыс.
руб.
уровень,
% Условно-переменные затраты 23807,9 129,0 23276,8 129,0 -531,1 - Условно-постоянные затраты 13067 71,0 13067 73,0 - +2 Себестоимость 70962 200 363438 200 - +2 Выручка 18464 18044 -420
Анализ состава себестоимости продукции ООО «Динамо» позволяетвыявить следующее:
— сокращение материальных затрат за 2007-2009гг. с 17179 до 14960тыс.руб., т.е. на 2219(17179-14960) тыс.руб. или на />.
— сокращение затрат на оплату труда с 18075 до 24840 тыс.руб.,т.е. на 6765(18075-24840) тыс.руб. или на />.
— увеличение отчислений на социальные нужды с 6543 тыс. руб. до6627 тыс. руб.
— уменьшение амортизационных отчислений с 9052 тыс. руб. до 8761тыс. руб., т.е. на 291(9052-8761) тыс. руб. или на />%.
— увеличение прочих затрат с 1487 тыс.руб. до 3153 тыс. руб., т.е.на 1666(3153-1487) тыс.руб. или на />.(таблица 5).

Глава 3. Оптимизация расходов напредприятии
В связи сухудшением финансово-экономического положения на предприятиях, обострившегося всвязи с проявлением воздействий негативных тенденций мирового финансовогокризиса, перешедшего уже в разряд экономического кризиса, многие компанииначинают панически снижать свои расходы. В снижении расходов руководствокомпаний видит один из главных рецептов выживания в период кризиса. Поэтому впогоне за экономией начали «срезаться» без разбора даже целые статьи затрат.Решения, конечно, нужно, в таких ситуациях принимать очень быстро, практически,мгновенно. А решения, касающиеся затрат и расходов — это одни из самых легких решений,которые руководству предстоит принять, так как они касаются того, чемпредприятие в реальности владеет, денежными средствами, в отличие от принятия,например, стратегических, маркетинговых, инновационных решений, принятиекоторых, из-за роста неопределенности, стало еще более сложными. Поэтомупонятно, что проще всего «затягивать потуже пояса» и «зажимать гайки». Однаконеобдуманное уменьшение расходов, «затягивание ремней» может привести кнегативным стратегическим последствиям и тактическим потерям. При принятиискороспешных решений по уменьшению объема затрат часто также упускаются из видукатегории «хороших» или высокопродуктивных расходов, приносящих компанииогромный мультипликационный экономический эффект.
Боротьсянужно за снижение не всех, а только непродуктивных, неэффективных, нерациональныхзатрат. Нужно ставить перед собой следующие вопросы:
— Как можноинтенсифицировать, увеличить отдачу и эффективность издержек, которыепредприятие собирается снизить.
— Какснижение той или иной статьи расходов повлияет на предприятие через год, два,три, пять и десять лет?
— Какие рискисвязаны с теми или иными расходами, как снижение расходов повлияет навероятность проявления этих рисков?
— Имеет лиобъем определенной статьи затрат «критический вес», каковы возложенные на этирасходы задачи и функции?
— Какиеимеются альтернативные решения? Чем можно компенсировать сокращение затрат?
Сокращениерасходов на содержание запасов.
Сокращениеданной статьи расходов увеличивает логистические и производственные риски,которые в период кризиса увеличиваются и сами по себе. Этот период связан сприостановкой работы и даже закрытием многих производственных компаний. Еслитакие проблемы окажутся и у поставщиков предприятия, сбои могут происходить и уперевозчиков.
Расходы нарекламу.
Уменьшениерасходов на рекламу не приведет к тактическим и стратегическим потерям только втом случае, если предприятие найдет другие, более дешевые и условно бесплатныеметоды рекламы, продвижения, информирования покупателей, потребителей,партнеров о своих бизнес-предложениях. Это могут быть методы «партизанскогомаркетинга», «рекламы без рекламы» и так далее. Отсутствие финансовых средствдолжно быть обязательно заменено смекалкой, нестандартными креативнымирешениями, серьезной творческой работой всего коллектива предприятия. Ни в коемслучае не следует отказываться от расходов на ту рекламу, которая «хорошо работает»,на те проверенные каналы коммуникаций с потребителями, которые доказали своюэффективность. Расходы на рекламу и маркетинг, в этом случае, нужно перераспределитьв пользу этих эффективных инструментов.
Сокращениерасходов на техническое обслуживание, ремонт.
Сокращениеданной статьи расходов также увеличивает производственные риски, ставя современем под вопрос сами производственные процессы. Сколько предприятие можетпотерять от простоя линии или более дорогостоящего ремонта оборудования,сэкономив незначительные средства в виде затрат на обслуживании. Кроме того,работающее без ремонтов и «на износ» во время кризиса оборудование можетоказаться в начале экономического подъема, который непременно рано или поздносменит кризисный период, уже неработоспособным. Когда экономика начнет расти,компания не сможет использовать преимущества и возможности экономическогороста.
Сокращениерасходов на содержание персонала.
Расходы насодержание персонала нужно снижать в первую очередь в тех отраслях, в которыхво время экономического бума, предшествующего кризису, произошел необоснованныйгипер-рост заработных плат, не подкрепленный ростом производительности труда иростом эффективности производства. Снижение этих расходов в первую очередьсвязано с уменьшением премий и надбавок. Однако если в материальномстимулировании не дать других альтернатив, может произойти резкое падение и такнизкой производительности труда: сотрудники будут только «ходить на работу».Альтернативами заработной платы, стимулирующей ключевых сотрудников, может бытьучастие в собственности компании, вознаграждения за рационализаторскиепредложения, премии за особые достижения, нематериальные меры и так далее.
Расходы,которые следует уменьшать.
— «Универсальные»расходы, которые можно безопасно уменьшать без каких-либо значительных потерь вдолгосрочном и в краткосрочном плане;
— Устранениепотерь на производстве: экономия топлива, электроэнергии, сырья, материалов.Внедрение технологий «бережливого производства» — для многих предприятий снашей по-прежнему советской культурой это очень громко сказано. Однако, к этомунужно стремиться, к этому нас подталкивает кризис;
— Сокращениерасходов на «поддержание высокого статуса». Это может быть и переезд в менеепрестижный и менее дорогой офис. «Уплотнение» служб, подразделений, персонала взанимаемых помещениях, отказ от излишних площадей и сдача их в аренду,субаренду и так далее. Это также может быть и снижение расходов на служебныйавтотранспорт, если он укомплектован дорогими и неэкономными автомобилямибизнес-класса (расход топлива, затраты на обслуживание), благодаря переходу на«малолитражки», сокращению служебного автотранспорта;
— отказ отвыплат дивидендов учредителям и акционерам в пользу укрепления финансовыхпозиций, создания стабилизационного фонда предприятия, для выживания компании вкризисный период. Сюда же относится и отказ от «огульных» выплат премий,надбавок. Однако, сэкономленные за счет этих мер средства нужно вкладывать вразвитие, а не «проедать»;
— целыйраздел так называемых «скрытых или неявных затрат», о которых все забывают. Этоиздержки неполученной или упущенной выгоды. Эти затраты не отражаются ни вкаких отчетах, поэтому с ними никто и не борется. В то же время, если зайти налюбое крупное промышленное предприятие, увидим ли мы, что там эффективно ирационально используется каждый квадратный метр площадей и каждый станок? Аесли ненужное сдать в аренду или организовать из «лишних» на предприятии людейпроизводственные группы, кооперативы, бригады и помочь им в освоении новыхнаправлений работы, то на этом можно не только сэкономить, но и заработать;
— расходы наприобретаемые предприятием комплектующие, материалы. Общепринятым механизмом вовсем цивилизованном мире считается постепенное планомерное уменьшение стоимостимеханизмов узлов, и комплектующих давно выпускаемых образцов. Все японскиекомпании утверждают со своими поставщиками графики уменьшения цены и планыулучшения качества производства закупаемых изделий. Поэтому и наши предприятиямогут с поставщиками заключать не только контракты и договора на поставку, но идолгосрочные соглашения о качестве поставляемых товаров (контроль и развитие) играфики постепенного снижения закупочной стоимости комплектующих.
Управлениерасходами на предприятии в период кризиса должно быть не бюджетным илиавтоматическим, когда выделяются статьи и доводятся лимиты, а «ручным», когдаизучается целесообразность каждого платежа, эффективность всех издержек поотдельности. Управление расходами должно соизмерять тактические потребности истратегические задачи, находя между ними золотую середину.
Кризис,снижение на предприятии расходов дают сотрудникам и менеджерам подразделенийхорошую возможность объяснения своих упущений и не достижения поставленныхцелей. Чтобы такого не случалось можно в управлении использовать подход,практикуемый на многих японских предприятиях: это работа с парамипротивоположностей. При постановке целей должны ставиться двойные, иногда дажевзаимоисключающие задачи: уменьшить стоимость и улучшить качество, снизитьмассу и увеличить устойчивость и так далее. Это не даст людям возможность всесвои недоработки списывать на снижение расходов. А, кроме того, японцам это помогаетеще и находить принципиально новые решения, лежащие за пределами этихограничивающих ментальное поле пар противоположностей.

Заключение
Факторами повышения экономической эффективности производстваявляются техническое и организационное развитие, внешнеэкономические,социальные и природные условия хозяйственной деятельности. Совершенствованиетехнико-организационного уровня хозяйственной деятельности — это комплексныйнепрерывный процесс ее рационализации, охватывающий научно-технический прогресси научно-технический уровень производства и производимой продукции, структурухозяйственной системы и уровень организации производства и труда, хозяйственныймеханизм и уровень организации управления и использования методовхозяйствования. В сферу управленческой деятельности входят управлениевнешнеэкономическими связями, социальным развитием трудовых коллективов ииспользованием человеческого фактора в производстве, а также природоохраннойдеятельности и рациональным использованием природных ресурсов. Методологическитакие факторы повышения экономической эффективности производства, как внешнеэкономические,социальные и природные условия, можно рассматривать как самостоятельные темыэкономического анализа или как составные части темы анализа технико-организационногоуровня производства.
Повышение технико-организационного уровня и других условий(внешнеэкономических, социальных и природных) в любой отрасли материальногопроизводства, в конечном счете, проявляется в уровне использования всех трехэлементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда.Качественные показатели использования производственных ресурсов —производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и оборачиваемостьоборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, — являются одновременнои показателями экономической эффективности повышения технико-организационногоуровня и других условий производства.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия составляютрасходы на производство и реализацию продукции. Совокупность производственныхрасходов показывает производственную себестоимость продукции. Предприятияпроизводят также расходы на сбыт продукции, т.е. внепроизводственные расходы.Соответственно расходы предприятия в процессе производства представляют собойиздержки производства, а сбытовые, снабженческие, торгово-посредническиерасходы – издержки обращения. Вторая категория- это расходы на оплату трудаосновного производственного персонала, а также расходы на оплату труда несостоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.Третий элемент – отчисления на социальные нужды или во внебюджетные социальныефонды.
На предприятии выделяют общехозяйственные, общепроизводственные икоммерческие расходы. Они связаны с обслуживанием и управлением производством,с управлением предприятием в целом, с расходами на тару и упаковку, расходы натранспортировку, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту соответственно.
Еще один основной крупный элемент расходов – износ основных производственныхфондов, равный сумме амортизационных отчислений. Все объекты основных фондовподвержены физическому и моральному износу, поэтому периодически возникаетнеобходимость замены основных фондов.

Литература
 
1. БуряковскийВ.Ю. Экономика предприятия. — М.: Норма,2008.
2. ВорстИ., Ревентлоу П. Экономика фирмы. — М.: Высшая школа, 2009.
3. ГрузиновВ.П. Экономика предприятия и предпринимательства. — М.: СОФИТ,2006.
4. КовалевВ.А. Финансы предприятия. — М.: Норма. 2009.
5. СергеевИ.В. Экономика предприятия. — М.: Инфра — М, 2009.
6. ШмаленГ. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Норма, 2006.
7. Экономикаи бизнес/Под ред. В.В. Кашаева. — М.: МГТУ им. Баумана,2008.
8. Экономикапредприятия/Под ред. В.П. Грузинова. — М.: ЮНИТИ,2008.
9. Экономикапредприятия/Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2009.
10. Экономическаястратегия фирмы/Под ред. А.П. Градова. — М.: Специальная литература, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.