Реферат по предмету "Экономика"


Распределение доходов и их неравенство

/>/>/>/>/>/>Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово – экономический институт
Кафедраэкономической теории
КУРСОВАЯРАБОТА НА ТЕМУ
Распределениедоходов и их неравенство
Преподаватель доцент
Джамбулова ШамшияЖангазиновна
Работу выполнила
Анисимова ТатьянаВитольдовна
Факультет Менеджмента иМаркетинга
№08ММД13598, № ГРУППЫ 1
Омск 2009 г.

Содержание
Введение
1. Сущность доходов,источники их формирования и формы
2. Неравенстводоходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
3. Проблемасправедливого распределения доходов в России и пути ее решения
Практикум
Заключение
Списоклитературы

Введение
Оценка показателейдинамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработкикомплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют нетолько социальное значение как слагаемые уровня жизни, но и как факторы,определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элементэкономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкийвнутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшимстимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий уровень доходов,и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения — есть одна из основных причин стагнации экономики России.
Очевидно, что дляоживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса черезувеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. Восновном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественногопроизводителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и среднейчасти населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий,стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъемаэкономики. Именно это и обосновывает актуальность рассмотрения данной темы.
Актуальность позволяетопределить тему исследования – распределение доходов
Исходя из темы, можнообозначить цель исследования – распределение доходов и проблема справедливостив рыночной экономике.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— теоретическиеаспекты формирования доходов и их регулирования;
— исследоватьосновные направления государственной политики доходов;
— неравномерноераспределение доходов;
— распределениедоходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.
Теоретическуюи методологическую основу работы составили опубликованные научные трудыотечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределениядоходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования. При решении поставленных задачиспользовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция,дедукция.
Предмет исследования –справедливость распределения доходов.
Объект исследования –рыночная экономика.

1. Сущность доходов, источники ихформирования и формы
Доход — регулярное пополнение бюджетаэкономического субъекта измеренного деньгам.
Доход — результатпроизводственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта, получаемыйкак разница между стоимостью реализованной продукции, товаров и услуг ипроизведенными издержками.
Доходы участниковрыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд,капитал, предпринимательские способности, знания). Рыночная система влечет засобой значительное неравенство в распределении доходов между различными слояминаселения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальнуюполитику, главным содержанием которой является перераспределение доходов междуотдельными категориями населения.
Под доходами населенияпонимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных илипроизведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Рольдоходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит отуровня доходов.
Денежные доходы населения- включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов отпредпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходовот собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам,недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходовот оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходыот продажи иностранной валюты и др.
Натуральные доходы — включаютпрежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Совокупные доходы — представляютсобой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступленияс учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальныхфондов.
Номинальные доходы — характеризуютуровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
Располагаемые доходы — этономинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства,используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемыхдоходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый сучетом индекса цен.
Реальные доходы — характеризуютноминальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов).
Реальные располагаемые денежныедоходы — определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательныхплатежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Заработная плата — это ценатрудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализацииих деловой активности.
Номинальная заработная плата— это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю,месяц и т.д.).
Реальная заработная плата—это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так,повышение номинальной заработной платы на 15% приросте уровня розничных цен на 10%дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата можетповыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее,чем номинальная заработная плата.
Функциональное распределениедоходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизнимногие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работниковв прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).
Главными составляющими денежныхдоходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельностии собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).
Чаще всего выделяют следующиечетыре основных принципа распределения:
Уравнительное распределение.Оно имеет место, когда всечлены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такойпринцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, которыйМаркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретитьи другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Посколькулюди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознагражденииих труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другойест его плоды».
Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцевтого или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей,земли, капитала) получает разный доход — в соответствии с хозяйственной полезностьюпродуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (тоесть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Онозначает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночнойоценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько,чего, как и какого качества произведено).
Распределение по накопленномуимуществу. Он проявляетсяв получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследствукакую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).
Привилегированное распределениеособенно характерно для странс неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправноперераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенныеоклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы.Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность».2. Неравенстводоходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джине
Еще Вольтер напоминал, чтомы уже давно не живем в том «золотом веке, когда люди рождались равноправными иполучали одинаковую долю сочных плодов невозделанной земли». И действительно, вусловиях развитого рынка существование неравенства объективно задано тем, что рыночнаясистема — это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотворительностии вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьмаразличаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владениюсобственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать,зарабатывать и жить одинаково.
И это абсолютно нормально,что рынок через свою систему дифференцированного вознаграждения объективно выявляетразные возможности людей, определяя, «кому быть врачом или адвокатом, кому собиратьмусор и подметать улицы». Самое нелепое и вредное для человечества, говорит Форд,- утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает»,должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгаясоциальная справедливость, проистекающая только из человеческого труда». Благотворительностив оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслужил.
Иное дело — уровень социальнойполитики государства. Оно, как уже отмечалось, призвано смягчать неравенство в доходахлюдей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе.Однако слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравниваниедоходов заметно снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляютинтерес состоятельных людей к хозяйственной деятельности, а у бедных, получающихвсе больше помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду.
Таким образом, тут неизбежновозникает противоречие между эффективностью производства и равенством доходов.Равенство может казаться более справедливым и соблазнительным, но оно подрываетстимулы к труду. К тому же чрезмерное выравнивание доходов порождает свою несправедливость,давая выгоду менее способным и менее трудолюбивым за счет других.
Сталкиваясь с этим противоречием,каждое общество должно решить для себя два главных вопроса: во-первых, что лучше:больший пирог, но разделенный на неравные порции, то есть эффективная экономика,но неравенство в обществе; или всем поровну, но уже от меньшего пирога, то естьравенство, но при неэффективной экономике. Во-вторых, чем оно видит социальную справедливость:в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания.
Таким образом, социальнаяполитика — весьма тонкий инструмент государственного регулирования, требующий оченьосторожного и гибкого применения. Что же касается неравенства доходов, то получается,что оно не только неизбежно, но даже необходимо.

/>
Теперь, вспомнив категорииличного и располагаемого дохода, можно обратиться к конкретным проблемам неравенствав распределении доходов: какова пропасть между богатыми и бедными? И можно ли вообщеизмерить неравенство в распределении доходов?
 Одним из наиболее известныхспособов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца. Речь идетпри этом о персональном, а не функциональном распределении доходов.
Если мы разделим все населениестраны на 5 частей (квинтилей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества такжепо 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса)дает нам представление о равном распределении доходов (рис.1).
Кривая Лоренца основана нарасчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивнойкривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторуюгруппу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываемкумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения — 40% доходов,и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства.Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населенияполучают 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80%населения — 60% доходов, и, наконец, 100% населения — 100%» всех доходов общества.В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняетсяот линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределениедоходов отличается большей неравномерностью. На рис.1 мы можем увидеть и линию абсолютногонеравенства, идущую под прямым углом (OFE).Сплошная линия кривойЛоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов).Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривуюЛоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая,так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальноенеравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца отбиссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальнаяполитика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. Взависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той илииной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и длярасполагаемых доходов. На рис. 2 приведены различные кривые Лоренца для России на1997 г., отражающие распределение доходов от собственности, предпринимательскихдоходов, доходов от труда (заработная плата) и т. д.
/>

Как отмечалось ранее, большевсего приближается к линии абсолютного равенства кривая Лоренца, отражающая распределениедоходов с учетом трансфертных выплат, а далее всего от нее находится кривая, демонстрирующаяраспределение доходов от собственности.
Еще одним показателем, используемымв экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициентДжини (G), или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесносвязан с кривой Лоренца. Мы можем его рассчитать как отношение площади фигуры, находящейсямежду линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначим ее буквой Т), к площадитреугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютногонеравенства:
/>
где величина G изменяется от нуля до единицы, т. е.
0
Следует обратить вниманиена то, что коэффициент Джини может для различных видов доходов и их субъектов. Индексможно рассчитывать по величине заработной платы, по доходу от предпринимательскойдеятельности, по величине ВВП (ВНП) на душу населения, валовому доходу домашнегохозяйства и др.
Но почему существует неравенствов доходах? Различные экономисты называют множество причин и факторов, но однимииз самых важнейших являются:
Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями,как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылкунужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой,имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.
Во-вторых, различия во владениисобственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какойсемье им родиться — потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно,одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенноразличаться у названных субъектов.
В-третьих, различия в образовательномуровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийсяв богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно,профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.
В-четвертых, даже при равенствевозможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получатьлица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом,задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональнойпроблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатовв своей работе.
В-пятых, есть такая группапричин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п.В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причинможет объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.
Таким образом, по крайнеймере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеконе всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитыхстранах.
Коэффициент Джини рассчитывается на основе методики кривойЛоренца как отношение площадей области М и треугольника OeF5. Его значение находитсяв пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.
Для расчета кривой Лоренцаи коэффициента Джини по стране необходима общенациональная система учета доходоввсех семей. В России такая система только создается, поэтому семейные доходы покачто оцениваются на основе выборочного анализа бюджетов семей.
/>
Рис. Кривые Лоренца для России в 1994 г. ив 1998 г
Распределение общего объемаденежных доходов населения Российской Федерации в 1993 и 1998 гг.

Группы населения (по 20 % от общего числа) Доля в общем объеме доходов населения, % 1993 г. 1998 г.
Низшая
Вторая
Третья
Четвертая
Высшая
5,8
11,1
16,7
24,8
41,6
6,2
10,5
14,9
21,0
47,4 Коэффициент Джини 0,260 0,379

3. Проблема справедливого распределения доходов в Россиии пути ее решения
Страна, в которой доход каждогомедленно растет, может быть очень счастлива; страна, в которой доход растет оченьбыстро, но одновременно увеличивается неравенство доходов, идет навстречу своейгибели.
Л. Столерю
Перераспределение доходовот богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром»,т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы«утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и ростсоциальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичностьпредложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличениясоциальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальномсекторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагаетсягосударственными налогами).
За годы проведения рыночныхреформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практическивсе показатели уровня и качества жизни населения России. Более трети россиян в настоящеевремя имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концыс концами.
Опоступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет РоссийскойФедерации в январе-феврале 2009 года
Всего в январе-феврале 2009года в федеральный бюджетпоступило 480,6 млрд. рублей администрируемых ФНС России доходов, что на 13,5% меньше,чем в январе-феврале 2008 года, что обусловлено снижением поступлений налога наприбыль и НДПИ.

/>
Основная масса администрируемыхФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычуполезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
/>
 
Поступленияналога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2009года составили 28,0 млрд. рублей. По сравнению с январем-февралем 2008 года поступленияснизились на 43,7 млрд. рублей, или в 2,6 раза. Отрицательная динамика связана сосроком уплаты налога 28 февраля, приходящимся на выходной день. В результате платежипо налогу на прибыль поступили в бюджет в начале марта т.г.
Кроме того, снизились поступленияпо налогоплательщикам, уплачивающим налог ежемесячно, исходя из фактически полученнойприбыли, в связи с понижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральныйбюджет, с 6,5% до 2%.
Поступленияединого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-феврале 2009 года составили66,6 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2008 года выросли на 2,1 млрд.рублей, или на 3,2%.
Поступленияналога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территорииРоссийской Федерации, в январе феврале 2009 года составили 251,5 млрд. рублей и по сравнению сянварем февралем 2008 года выросли в 1,8 раза.
Рост поступлений связан спереходом в 2008 году на квартальную уплату налога, в результате чего в январе 2008года уплата НДС производилась по результатам хозяйственной деятельности одного месяца — декабря 2007 года, вфеврале и марте уплата налога не производилась.
В I квартале 2009 года, уплатапроизводится по результатам хозяйственной деятельности в целом за IV квартал 2008 года, ежемесячноравными долями в размере 1/3 квартальной суммы. Таким образом, в январе-феврале2009 года поступил НДС в размере 2/3 от суммы, причитающейся к уплате за IV квартал2008 года.
Кроме того, некоторыми налогоплательщиками,сумма НДС, причитающаяся к уплате в марте 2009 года, была досрочно уплачена в январе-феврале2009 года.
Налогана добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерациииз Республики Беларусь, поступило в январе-феврале 2009 года 3,8 млрд. рублей, что на 35,4% меньше,чем в январе-феврале 2008 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральныйбюджет составили в январе-феврале 2009 года 10,8 млрд. рублей и снизились относительноянваря-февраля 2008 года в 1,9 раза.
Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащуюпродукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале2009 года составили 0,3 млрд. рублей, что в 1,6 раза меньше, чем в январе-феврале2008 года.
В федеральный бюджет в январе-феврале2009 года мобилизовано акцизов на табачнуюпродукцию, производимую на территории Российской Федерации, 11,0млрд. рублей, что на 8,7% больше поступлений января-февраля 2008 года.
Налогана добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-феврале 2009 года поступило в федеральныйбюджет 113,3 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 95,0 млрд. рублей, на добычугаза горючего природного – 15,6 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всехвидов месторождений – 1,2 млрд. рублей.
По сравнению с январем-февралем2008 года поступления НДПИ снизились в 2,2 раза.
Страховыхвзносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-феврале 2009 года поступило171,0 млрд. рублей, что на 3,7% больше, чем в январе-феврале 2008 года.
ВФонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщикамина цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-феврале 2009 года поступило10,2 млрд. рублей, что на 4,4% меньше, чем в январе-феврале 2008 года.
ВФедеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-феврале 2009 года поступило12,3 млрд. рублей, что на 3,6% больше, чем в январе-феврале 2008 года.
Втерриториальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-феврале 2009 года поступило22,3 млрд. рублей, что на 2,5% больше, чем в январе-феврале 2008 года.
ФНС официально опубликоваладанные о поступлении доходов в федеральный бюджет за первый квартал 2009 года.
Всего, по предварительнымданным, в бюджет поступило более 734 млрд. рублей доходов, что на 6,6% меньше, чемв январе-марте прошлого года. Это обусловлено снижением поступлений от налога наприбыль, акцизов по подакцизным товарам и налогана добычу полезных ископаемых, пояснило налоговое ведомство.
Основную долю доходов федеральногобюджета составили поступления НДС (45%), налога на добычу полезных ископаемых (23%),ЕСН (15%) и налога на прибыль (13%).
Поступления налога на прибыльорганизаций снизились в 1,8 раза по сравнению с 2008 годом и составили 95 млрд.рублей. Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений, является снижениесальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике, что подтверждаютданные Росстата.
Поступления НДС, напротив,возросли в 3,5 раза по сравнению с данными 2008 года и составили 329 млрд. руб.Рост поступлений связан с переходом в 2008 году на квартальную уплату налога, врезультате чего в январе 2008 года уплата НДС производилась по результатам хозяйственнойдеятельности одного месяца — декабря 2007 года, в феврале и марте уплата налогане производилась. В I квартале 2009 года уплата производилась по результатам хозяйственнойдеятельности в целом за IV квартал 2008 года.
В РоссийскойФедерации следствием экономических реформ стала либерализация всех факторов производства,кроме заработной платы. При установившихся частных и смешанных формах собственностив экономике степень прямого государственного вмешательства в формирование трудовыхдоходов заметно снизилась. В результате заработная плата перестала выполнять всесвои вышеуказанные функции. А ведь именно уровень заработной платы выступает стимуломк высокопроизводительной трудовой деятельности. Таким образом, в России наблюдаетсяодна из главных диспропорций: слишком низкий уровень оплаты труда наемных работниковпо отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП экономикиРоссии в 2 — 2,5 раза меньше, чем в странах с развитой рыночной системой.
Другойпроблемой в системе оплаты труда, являющейся объектом государственного воздействия,можно назвать высокую степень дифференциации по уровню зарплаты отраслей, регионови предприятий в России.
По мереосуществления экономических реформ в России система подоходного налогообложениязначительно изменялась вместе с ее основными правилами и нормами. Тем самым былиреализованы основные принципы налогообложения — всеобщность и равномерность. Новымявлением стало изменение объекта данного налога. Вместо предполагаемого усредненногодохода, как было ранее, начал учитываться доход, реально полученный плательщиком.
Предоставлениеналоговой декларации обязательно, в соответствии с законодательством, для предпринимателейи частнопрактикующих лиц, а также тех налогоплательщиков, которые не уплатили илиуплатили не полностью налоговые платежи. Стоит сказать, что в настоящее время вРоссийской Федерации наиболее приемлемым было бы использование налогового регулированиядоходов. Однако с принятием части второй Налогового Кодекса оно перестало ориентироватьсяна переход к демократической системе распределения доходов.
Происходит дифференциациянаселения по доходам, причем выделяются не только высокодоходные и низкодоходныегруппы, но одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация,а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).Это явление неизбежно порождает усиление социальной напряженности в обществе.
В обществе увеличивается количествобеднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населениястраны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума.
Проблемабедности находится в центре внимания политики правительств всех стран, ибо вездесуществует неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения.
Прожиточный минимум регионовРоссийской Федерации
Прожиточный минимум – этонеобходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимостиминимальной потребительской корзины. Такая корзина представляет собой минимальныйнабор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельностичеловека в натуральном и стоимостном выражении. Она состоит из продовольственнойкорзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги.
 Численность населения, имеющего денежныедоходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по РФ (малоимущегонаселения), составила 31,2 млн. человек (21,9% от общей численности населения).период Величина прожиточного минимума в рублях На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей За первый квартал 2009г 5083 5494 4044 4857 За четвертый квартал 2008г 4693 5086 3712 4472 За третий квартал 2008г. 4630 5017 3660 4418 За второй квартал 2008г. 4646 5024 3694 4448 За первый квартал 2008г. 4402 4755 3508 4218 За четвертый квартал 2007г. 4005 4330 3191 3830
Минимальный размер оплатытруда (МРОТ)
Минимальный размер оплатытруда (МРОТ) ‑ законодательно установленный минимум, применяемый для регулированияоплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величиныналогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимальногоразмера оплаты труда.
МРОТ с 1 декабря 2008г. составит3 тыс. руб. Об этом сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместномзаседании высшего совета и генерального совета партии «Единая Россия».А. Кудрин добавил, что с 1 сентября 2007г. МРОТ будет повышен до 2 тыс. 300 руб.Соответствующий закон президент Владимир Путин подписал 20 апреля с.г. К 2011г.уровень МРОТ планируется довести до прожиточного минимума, который, по прогнозам,составит 5 тыс. 238 руб. Это, по словам министра, потребует дополнительных ресурсов,и в бюджете на 2008-2010гг. зарезервированы дополнительные средства в размере: 16млрд руб. — в 2008г., 40 млрд руб. — в 2009г. и 53 млрд руб. — в 2010г. Данные средствабудут перечисляться тем ведомствам, которые разработают и утвердят отраслевые системыоплаты труда.
С 1 июля 2000 г. минимальныйразмер оплаты труда (МРОТ) был установлен в размере 132 руб. в месяц.

С 1 января 2001 г. ‑200 руб.
С 1 июля 2001 г. ‑ 300руб.
С 1 мая 2002 г. ‑ 450руб.
С 1 октября 2003 г. ‑600 руб.
С 1 января 2005 г. ‑720 руб.
С 1 сентября 2005 г. ‑800 руб.
С 1 мая 2006 г. ‑ 1100руб.
С 1 сентября 2007 г. ‑2300руб.
С 1 января 2009 г. ‑4330 руб.

Практикум
Распределениеденежных доходов в РФ 1970 1980 1990 1995 2000 2003 Денежные доходы, всего (%), в том числе по 20% группам населения 100 100 100 100 100 100 Первая (с наименьшим доходом) 7,8 10,1 9,8 6,1 5,8 5,6 Вторая 14,8 14.8 14.9 10.7 10,4 10.3 Третья 18.0 18,6 18.8 15.2 15.1 15,3 Четвертая 22,6 23,1 23.8 21.7 21.9 22,7 Пятая 36.8 33,4 32,7 46.3 46.8 46,1 Коэффициент Джини - - - 0,387 0.395 0.4
1. По данным таблицысделайте вывод об усилении или ослаблении степени неравенства в России за последниедесятилетия. Объясните динамику коэффициента Джини.
2. Постройте кривыеЛоренца по данным 1970 года и 2003 года. Сравните их. Объясните различия.
Решение
1. По данным таблицыможно сделать вывод об увеличении показателей коэффициента Джини в период с 1995по 2003, его показатели достигли с 0,387 до 0,4. Таким образов можно сделать выводоб усилении неравенства доходов различных категорий граждан, т.к. в случае абсолютногоравенства доходов различных категорий граждан он равен нулю.

/>
Рис. 1. Кривее Лоренца запериод с 1970 по 2003 гг
Распределение денежных доходовв период с 1970 по 2003 годы происходит следующим образом: первая группа семей получаютсамые низкие доходы, и их доля составляет 5,6-7,8%, вторая группа семей получаютдоход в 10,3-14,8%, третья группа семей – 15,3-18,0%, четвертая — 22,6-22,7%, ипоследняя группа семей получают 36,8-46,1% совокупного дохода.
Таким образом, исходя из показанногораспределения можно сделать вывод, что в нашем случае 80% всех семей получают немногимбольше половины всего совокупного дохода, а оставшиеся 20% — немногим меньше половины.Естественно, это характеризует прежде всего неравномерность распределения совокупногодохода. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая выпрямилась бы. Каждаяее точка соответствовала бы равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей получалибы 20% доходов, 50% семей – 50% и т.д. Однако в силу того, что способности отдельныхлюдей как собственников рабочей силы различны, естественно, различаются и их доходы.Кроме того, все люди обладают разной собственностью на капитал, а у большинстваее вообще нет. Все это и определяет различия в получаемых доходах.

/>/>/>/>/>/>Заключение
На основании проделанной работы,можно сделать вывод о том, что равенства распределения доходов в рыночной экономикебыть не может, так как рыночная система — это беспристрастный механизм. Она «незнает» жалости, не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим,что есть беспристрастное и справедливое распределение дохода. Также немаловажносказать, что люди различаются между собой трудолюбием, активностью, способностями,образованием, владением собственностью, умением продуктивно тратить доходы. Значит,они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково. Каждый получает ровно столько,сколько заслужил.
Таким образом, цель нашегоисследования достигнута, поставленные задачи решены.
Исходя из поставленных задач,нами было дано понятие дохода, как материальные средства, которыми располагает население для осуществлениясвоих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основныхпоказателя: реальный доход, номинальный доход, располагаемый доход. Были раскрытыпринципы распределения доходов: уравнительное распределение, рыночное распределение,привилегированное распределение, распределение по накопленному имуществу. Были выявленыдве проблемы распределения доходов в обществе:
1)что лучше: больший пирог,но разделенный на неравные порции, то есть эффективная экономика, но неравенствов обществе; или всем поровну, но уже от меньшего пирога, то есть равенство, но принеэффективной экономике.
2) чем оно видит социальнуюсправедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания.
Мы выяснили, какова степеньнеравенства доходов в России: очень явное различие между богатыми и бедными — более50% населения получают доход меньше или равный прожиточному минимуму.
Также было рассмотрено распределениедоходов населения России в постсоветский период и первые годы нового тысячелетия.
Распределения доходов можетстроится только на правильном соизмерении простого и сложного труда, максимальнаяразница между которыми в соответствии с научно обоснованными рекомендациями не превышает6-7 раз.
Распределением доходов невозможнорешить проблему социальной справедливости. Проблема заключается в распределенииблаг, существующих в обществе и влияющих на степень удовлетворения потребностейнаселения, а значит, сводится к вопросу собственности, поэтому и не может быть решенав условиях капиталистической системы.

Список использованных источников
1. Булатов А. С. Экономика: учебник. –М.: Экономистъ, 2003. – 896с
2. Луговой О. Ю. Микроэкономика:учеб. пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. 184с.
3. МакроэкономическиеАгенты//Экономическое развитие России. – 2006. — №3. с.7-13, 43-47
4. Мицек С. А. Производственнаяфункция, распределение доходов и экономический рост в Российской Федерации//Финансыи кредит. – 2005. — №29. с.75-77
5. Никитин С. Личныедоходы населения// МЭиМО. – 2007. — №2. с.16-23
6. Новикова В. Возможноли справедливое распределение доходов?//Экономист. – 2003. — №4. с.61-67/>
7. Российский экономическийжурнал. – 2000. — № 7. – с. 17.
8. Газета «Коммерсатн»-2009г.
9. Суворов А. В. Структураденежных доходов и расходов населения в современной экономике.// Проблемы прогнозирования.– 2004. — №5.с.63-75
10.  Тарасова Н. А., С. Р. Хачатарян, И. А.Васильева, М. С., Тарасова. Анализ социальной политики на основе моделирования ипрогнозирования потребления населения, его состава и доходов // Проблемы прогнозирования.2005. — №6. с.121-137
11.  Чепурин М. Н. Курс экономической теории:учебник. – Киров: «АСА», 2004. – 832с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.