РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ. ТЕМА СОКРАТ, ЕГО УЧЕНИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ. О жизни и деятельности Сократа - одного из величайшихфилософов Древней Греции - можно узнать лишь по произведениям его современникови учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных источниковпосле себя не оставил. Платон же познакомился с Сократом за восемь лет до гибелипоследнего, когда
Сократу было уже за шестьдесят, и встреча эта произвела революциюв душе будущего знаменитого философа. Платон же написал и Апологию Сократа ,из которой можно узнать о некоторых аспектах сократовской философии. АпологияСократа представляет собою оправдательную речь Сократа, произнесенную им наафинском суде в 399 году до н.э после того, как были заслушаны речи обвинителей.Надо заметить, что это художественное воспроизведение речи
Платоном, и с точки зренияименно художественности она заслуживает высокой оценки. Композиция включает в себя 1. Речь после обвинения,предшествующая приговору. В ней Сократ критикует прежних и новых обвинителей заклевету и дает самому себе общую характеристику. Он говорит, что не боится смерти,а боится лишь малодушия и позора что будет всегда заниматься философией что убийствоего будет страшно для судей, потому что после смерти
Сократа вряд ли найдется человек,который будет заставлять их стремиться к истине. Философ говорит также, что внутреннийголос препятствует ему принимать участие в общественных делах, которые полны несправедливости.Он утверждает, что никого ничему не учил, а только не препятствовал задавать вопросыи отвечать на них - это было поручено Сократу богом, и нет свидетелей, которые утерждалибы, что
Сократ говорил дурное и развращающее. 2. Речь Сократа после общегообвинения. Он удивлен, что обвинение поддержано незначительным большинством голосов,и говорит, что судьи ему не верят и поэтому его не поймут. 3. Речь Сократа после смертногоприговора. Те, кто голосовал за смертную казнь говорит Сократ - причинили злосебе, ибо их будут все обвинять, а его считать мудрецом. Сократу же не хватает бесстыдстваи дерзости, чтобы унижаться перед не понимающими
его судьями. Смерть Сократ в данномслучае признает благом, а если это есть, как говорят, переход в Аид, то и приобретением он найдет там справедливых судей и станет бессмертным. В заключении Сократ говорит,что идет на смерть, а его обвинители будут продолжать жить. Но не ясно, что лучше,а что хуже. Иногда Платон в своем произведении, видимо, в стремлении показать Сократав наиболее выгодном свете, допускает логические ошибки приводимое им простое отрицаниефакта не
занимался натурфилософией еще не есть доказательство его отсутствия.Допускает он и весьма формальные рассуждения Если я безбожник, я не вводилновых божеств и наоборот. В Апологии Сократ говорит, что не занималсяобщественными делами, и в то же время утверждает, что боролся и будет бороться снесправедливостью, что его философия - борьба за общественное благо и за устои государства.Кроме того, практически не представлен оригинальный и острый вопросно-ответный методфилософии
Сократа, за исключением мест, где Сократ мысленно как бы вступает в разговорс Мелетом. Тон героя-Сократа довольно самоуверенный, который, по данным других современников,был совсем ему не свойственен. Итак, при всей спорности наиболее весомого письменного источника, рассказывающегопотомкам о замечательнейшем философе древности, Апология дает нам представление,пусть и не полное, о философии Сократа и его методах. Кто же был этот странный человек,не написавший ни одной книги, и все же оставшийся
в веках как одна из ярчайших личностейДревней Греции? Сократ был человеком оригинальным в быту, чудаком в философии, поведениеего было не всегда обычно. Он происходил из простой и бедной семьи - был сыном каменотесаа потому не получил в детстве и юности утонченного образования и воспитания, котороебыло обязательным для юношей из аристократических семей.Внешне философ был лыс, приземист, со знаменитой впоследствии шишкой налбу.
Нос был приплюснут, губы толстые, глаза навыкате, а одевался едва ли не хуже,чем рабы и одеяния своего не менял в зависимости от погоды. Специальности у негоне было, чем он зарабатывал на жизнь, неизвестно. Правда, он трижды бывал в военныхпоходах, как и многие сограждане, наведывался в Народное собрание, но регулярноничем не занимался ни на общественном, ни на государственном поприще. Однако срединарода он был очень популярным человеком, и поэтому в 404 году до н.э. правительствоТридцати
тиранов даже хотело привлечь его на свою сторону, однако Сократ от столь почетного доверия уклонился.По сути, единственным его занятием было задавать вопросы. Особым удовольствиемдля Сократа была беседа с самодовольным человеком, который вконец запутавшись вего каверзных вопросах, терял всю свою спесь. Сократ, впрочем, изображал себя простаком,неудачи оппонента приписывал себе, незлобиво и добродушно посмеиваясь над собеседником.
Надо сказать, что этот метод - вопросно-ответный - был новым в современнойСократу философии. С его помощью можно было легко разбивать обывательские представленияо мире и его устройстве. Конечно, форма диалога вопрос-ответ использоваласьи другими философами. Так, софисты тоже любили споры, но скорее как процесс, спорради спора, спор софистов в конечном итоге становился самоцелью. Сократ же никогдане доходил до пустословия и беспринципности.
В отличие от натурфилософов, вопросы, задаваемые Сократом, касались в основномне природы, не наук и не богов, а были о человеческом сознании, душе, морали и назначениичеловеческой жизни, политики и эстетики. Сократ по сути первый обратился к человекуи его сущности. Он пытался выяснить, что есть добро и зло, справедливость и закон,прекрасное и безобразное - т.е. найти ответы на вопросы, которые относятся не толькок философскому мировоззрению, но и к эстетике науке на
сплаве философии, искусстваи искусствоведения. Платон в Апологии Сократа приводит такие суждения учителя девушкаможет быть прекрасной, но что такое прекрасное само по себе? Ведь и лошадь можетбыть прекрасной, так что же такое вообще красота? Чтобы решить этот вопрос, малорассмотреть одну лошадь или одну девушку, да и изучения многих лошадей и девушекнедостаточно. Так появился индуктивно - дефиниторный метод поиска истины.
Индукция- это еще один метод сократовской философии, дающий возможность рассмотрения предметас разных сторон, с ученом разнообразных мнений, процессов. Аристотель впоследствиисчитал, что Сократ искал формулировки общих понятий на основе изучения отдельныхвещей, которые можно подвести под эти понятия. Он исходил из того, что обывательчасто подменяет понятие представлением или характеристикой отдельной хорошо известнойвещи. А аосле разъяснений
Сократа у собеседников ясные понятия становились смутными,требующими дальнейшего разъяснения. Обывательские представления разбивались Сократомв пух и прах.Сократ использовал еще один метод - маевтику, то есть такую форму беседы,при которой умение вести диалог означало умение задавать наводящие вопросы. Еще одним методом Сократа была ирония. Ее, как и магическое воздействиесократовских речей, отмечали многие современники.
Сократ задавал вопросы в ироничнойформе и увлекал собеседника своим незнанием . Конечно, подобный ироничныйи скрыто-издевательский подход не каждому был по душе. Необходимо несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современнаяему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и красивые идеалы, которыебыли в первой половине 5 века до н.э. Они были забыты в погоне барышами, новымитерриториями и рабами.
В это время Афины жили грабительскими войнами, демократиявырожлалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с виду простымивопросами ставил в тупик сторонников демагогического режима аристократы считалиего простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткогоразоблачения. Однако Сократ был слишком популярен. Его бесконечные споры до порыдо времени терпели, но в 399 г. до н.э. демократические власти судилифилософа
и вынесли вопиющий судебный приговор - первый в Афинах смертный приговорза отвлеченные идейные разногласия. Сократу, правда, была предоставлена возможностьнегласно бежать из тюрьмы, уйти в изгнание, но он остался верен своему мировоззрениюи выпил приготовленную чашу с цикутой. Последней его просьбой перед смертью былапросьба о жертве богу врачеванию Асклепию. Такую жертву приносили в случае успешноговыздоровления.
И здесь Сократ был ироничен под выздоровлением понимал он уход вдругую жизнь. Выше уже было сказано о методах Сократа. Еще один, знаменитейший - это сократовскаядиалектика. Философия Сократа была направлена на поиски положительной истины. Интереск человеку у Сократа и софистов был общей чертой, в отличие от натурфилософов, интересующихсяприродой и науками. Но софистика была просто красивым ораторским искусством,
Сократже, стремясь дойти до положительной истины, не спешил с ее утверждением и формулировкой. Диалектика в ее положительнокм смысле, в ее постоянномискании объективной истины отличала философию Сократа от натурфилософии и софистики.Понять, как учил Сократ, много легче, чем определить, чему же он учил. Какуже было сказано, даже в Апологии аспекты сократовской философии практическине представлены.
Но некоторые проблемы все же можно выделить. Одной из проблем, волнующих античных философов, была проблема религии. Сократуна суде предъявили обвинение в том, что он вводит новые божества и развращает юношество.С другой стороны, Сократ не был атеистом, как не был и благочестивым защитникомсуществующего пантеизма.Конечно, нельзя верить Аристофану, который в комедии Облака вывел Сократа как поклонника новых божеств -
Облаков. Сократ оставался рационалистом,диалектиком, который не боялся рассуждать если не о традиционных богах, то о высшихсилах, которые целесообразно управляют человеком. Принцип высшей справедливости,человеческой и общемировой, не имел для Сократа имени. Но рассуждения о нем и былиприняты современниками за рассуждения о новом боге, не антропоморфном и безымянном.Подобное немифологичное, некультовое божество было для современников-афинян дикостью.
Государство и общество тоже занимало Сократа, хотя он сторонился любой общественнойи государственной деятельности. Сократ не сочувствовал государственной системе,существовавшей в Греции, обществу с его нравами и обычаями погибающего полиса. Времябыло странное от расцвета общества до упадка не прошло и столетия. В начале векаАфины представляли собою юный полис рабовладельческой демократии, победителя
Персии.В середине века наступил золотой век афинской демократии, продлившийсявсего несколько десятилетий. А во второй половине века произошла трагическая Пелопоннесскаявойна, старые идеалы были разрушены, Спарта предает Афины и вступает в союз с Персией,в 404 году до н.э. происходит олигархический переворот, демократия в Афинах формальновосстанавливается, но во второй половине 4 века до н.э. Греция неизбежно становитсяжалкой провинцией, потерявшей независимость.
Чувствуя несостоятельность как аристократов,так и демократов, видя нарушения закона справедливости как с той, так и с другойстороны, Сократ не мог принять сторону ни одного из сословий и сторонился как социально-политическихсимпатий, так и антипатий. Древние китайцы говорили Не дай бог тебе родиться в эпоху перемен .Но именно такие переходные периоды и создавалигениев. Сократ был одним из первых. Он вошел в античную философию и литературу какгениальный собеседник, проницательнейший
спорщик и диалектик, вечный ученик, которыйчерпал знания даже от людей малоодаренных и малообразованных, ироничный, но добродушныйостряк, любитель правды, своими невинными вопросами разоблачавший неправду и спесь.Это человек стал пересечением многих мировоззренческих тенденций. Именно Сократумы обязаны появлением Платона-философа. Платон, в свою очередь, стал родоначальникомплатонизма, учителем
Аристотеля, и от этих сильных корней вырасли многие философскиеветви стоицизм, гедонизм и эпикурейство, пифагорейство, скептицизм, неоплатонизм, обусловивший возникновение современной философии.Безусловно, без Сократа современная философия не стала бы такой, какая она есть.Список литературы Платон.Сочинения в трех томах. Том первый. Апология Сократа Москва, 1968 год.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |