--PAGE_BREAK--ОАО «ДСУ-45» приобретет новую технику для производства дорожных работ: фронтальный погрузчик 1 единица и фреза-ресайклер Асфальт-Зиппер 1 единица для ремонта и восстановления дорог.
Постановка цели
Отдел сбыта и маркетинга при проведении анализа потребности в ремонте и восстановлении дорогвыявил наличие спроса на данный вид работ. Руководство предприятия приняло решение о приобретении новой техники для полного использования производственных мощностей ОАО «ДСУ-45».
Определение круга задач
Для реализации проекта будут использованы заемные средства, которые будут направлены на приобретение техники для производства дорожных работ. Средства для новой техники требуется в размере 406,5 млн. руб.
2. Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта
2.1 Резюме
Данный инвестиционный проект показывает эффективность вложения средств в приобретение новой техники для производства дорожных работ ОАО «ДСУ-45», т.к. выявлена потребность в ремонте и восстановлении дорог. Определенная стратегия развития в данном проекте позволит добиться максимального эффекта.
Новые рабочие места в ОАО «ДСУ-45» не будут создаваться в связи с осуществлением проекта.
Инвестиционные проекты эффективны при ИР более 1. В нашем случае проект эффективен, т.к. индекс рентабельности = 1,055.
Для реализации проекта предприятие будет привлекать заеемные средства в ОАО «Бел-ПСБ» (процентная ставка по кредиту – 15% годовых) в размере 406,5 млн. рублей для приобретения новой техники.
2.2 Предпосылки и цель проекта
Так как отчётном периоде по сравнению с предыдущим оборачиваемость оборотных средств и отдельных их элементов в сфере производства и в сфере обращения уменьшилась. Увеличилась лишь оборачиваемость дебиторской задолженности на 11,13 дня. Производственные мощности предприятия загружены всего лишь на три четвертых.
Для завоевания прочного положения на рынке был принят план, основным средством для реализации данного плана было принято внедрение новой техники. Использование новой техники позволит предприятию выполнять более обширный спектр дорожно-строительных работ и выполняемые работы будут высокого качества, тем самым предприятие займет свою нишу на рынке дорожно-строительных работ г. Витебска и области.
Отдел сбыта и маркетинга при проведении анализа потребности в ремонте и восстановлении дорог выявил наличие спроса на данный вид работ. Руководство предприятия приняло решениео приобретении новой техники.
2.3 Анализ рынка, концепция маркетинга
Отделом сбыта и маркетинга был проведен предварительный анализ, направленный на изучение потребностей дорожно-строительного рынка. Он выявил реальную потребность в ремонте и восстановлении дорог. Согласно данным анализа, в РБ на данном рынке работают в городе Витебске 2 государственных предприятия, которые занимаются строительством, ремонтом дорог. Еще подобные предприятие есть в Витебской области, их насчитывается 3 предприятия.
Основным рынком сбыта работ и продукции ОАО «ДСУ-45» в планируемом периоде будет внутренний рынок – г. Витебск и Витебская область.
Второстепенный рынок сбыта – другие регионы РБ.
Также анализ рынка предполагает изучение внешней и внутренней среды. Для этого необходимо проанализировать ситуацию на рынке Беларуси и г. Витебска и условия конкуренции.
ОАО «ДСУ-45» в планируемом периоде будет осуществлять следующие виды деятельности:
- строительство дорог и спортивных сооружений;
- земляные работы;
- лесопильное и строгальное производство;
- производство деревянных изделий;
- производство сборных домов, преимущественно из дерева;
- производство товарного бетона;
- производство строительного раствора;
- общая механическая инженерия;
- ремонт машин для горнодобывающей промышленности, разработки карьеров и строительства;
- разборка и снос зданий;
- установка кровельных перекрытий;
- и т.д.
Данному предприятию придется выдержать конкуренцию на рынке, т.к. в г. Витебске и Белоруссии в целом не мало предприятий, которые осуществляют те же виды деятельности, что и ОАО «ДСУ-45».
Рассмотрим основные преимущества и недостатки присутствующих предприятий в г. Витебске.
Таблица 1– Сравнительная таблица конкурентов в РБ
Как видно из таблицы 1 все предприятия имеют свои ключевые преимущества, что позволяет им достаточно успешно заниматься бизнесом.
Исходя из данных таблицы можно констатировать, чтоосновными конкурентами ОАО «ДСУ-45» являются КУП «Сенненское ДРСУП № 145» и ОАО «ДСУ-3» г. Полоцк. А затем уж ОАО «Дорожно-строительный трест» г. Витебск и ОАО «ДСУ-4» г. Ошра.
На данный момент наблюдается тенденция к увеличению ёмкости рынка дорожно-строительных работ на 2-3%, и можно предположить, что доля ОАО «ДСУ-45» ежегодно будет увеличиваться.
Рассмотрим стратегию ОАО «ДСУ-45». Для оценки эффективности стратегии ОАО «ДСУ-45» будем использовать методику SWOT-анализ.
Метод SWOT-анализа представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, которая позволяет описать основные тенденции ее развития, – сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности фирмы и определить поле альтернативных направлений ее дальнейшего развития.
Для оценки эффективности стратегии ОАО «ДСУ-45» будем использовать методику SWOT-анализ.
Таблица 2 — SWOT-анализ ОАО «ДСУ-45»
Сильные стороны:
Слабые стороны
1. высокая квалификация персонала;
2. известный лидер рынка;
3. подходящая технология;
4. адекватные финансовые ресурсы;
5. хорошая репутация у покупателей;
6. наличие инновационных способностей и возможности их реализации.
1. нет ясных стратегических направлений;
уязвимость по отношению к конкурентному давлению; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; ухудшающаяся конкурентная позиция.
Продолжение таблицы 2 — SWOT-анализ ОАО «ДСУ-45»
Возможности:
Угрозы:
1. выход на новые рынки или сегменты рынка;
2. расширение производственной линии;
3. добавление сопутствующих продуктов;
4. ускорение роста рынка.
1. возможность появление новых конкурентов;
2. рост продаж замещающего продукта;
3. замедление роста рынка;
4. неблагоприятная политика правительства;
5. возрастающее конкурентное давление;
изменение потребностей и вкуса покупателей; неблагоприятные демографические, экономические, социальные и т.п. изменения.
Матрица SWOT-анализа приведена в таблице 3.
Таким образом, приоритетными направлениями являются увеличение доли рынка и расширение ассортимента изделий. Чтобы компенсировать угрозы, необходимо проводить активную коммуникационную политику и особое внимание уделять вопросу формирования и поддержания имиджа. Самой серьезной угрозой для ОАО «ДСУ-45» является активизация деятельности конкурентов, их улучшение качества работ, их ценовое давление и предоставление новых работ и продукции, что может привести к падению объемов продаж.
Таким образом, высокая степень осведомленности об ОАО «ДСУ-45» г. Витебска позволяет заказчикам еще на этапе поиска информации об подрядчиках отсечь конкурирующие с нами предприятия, а самому ОАО увеличить объем работ.
Таблица 3 – Матрица SWOT-анализа.
Возможности:
1. выход на новые рынки или сегменты рынка;
2. расширение производственной линии;
3. добавление сопутствующих продуктов;
4. ускорение роста рынка.
Угрозы:
1. возможность появление новых конкурентов;
2. рост продаж замещающего продукта;
3. замедление роста рынка;
4. неблагоприятная политика правительства;
5. возрастающее конкурентное давление;
6. изменение потребностей и вкуса покупателей;
7. неблагоприятные демографические, экономические, социальные и т.п. изменения.
Сильные стороны:
1.высокая квалификация персонала;
2. известный лидер рынка;
3.подходящая технология;
4. адекватные фин. ресурсы;
5.хорошая репутация у покупателей;
6.наличие инновационных способностей и возможности их реализации.
Позиционирование себя на эмоциональные мотивы позволит привлечь больше новых клиентов. В результате чего увеличится доля рынка нашего бренда и его прибыль, что приведет к возможности расширения ассортимента и к повышению известности ОАО «ДСУ-45».
Рекламная компания, основанная не на рациональных мотивах, а на эмоциональных, позволит выделиться среди других фирм и укрепить свои позиции на рынке и быть готовой к появлению новых конкурентов, а маркетинговые исследования позволят учесть изменения потребностей и вкусов покупателей.
Слабые стороны:
1.нет ясных стратегических направлений;
2.уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
3.плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
4.ухудшающаяся конкурентная позиция.
Увеличение доли рынка, а соответственно объемов продаж и прибыли, позволит усилить отслеживание стратегии и улучшить известность ОАО «ДСУ-45».
Возможна потеря некоторых потребителей, ориентированных на известность и престижность фирмы, поэтому необходимо расставлять приоритеты на другие выгоды, а именно на наши сильные стороны.
По отношению к предоставляемым работам и изготавливаемой продукции ОАО «ДСУ-45» будет применять стратегию развития.
При выборе стратегии ценообразования на предприятии решают, каких именно целей они стремятся достичь с помощью конкретного вида работ/продукции.
В основном ценообразование на ОАО основано на затратном методе. Рассмотрим предлагаемую ценовую политику для данного предприятия (таблица 4).
Таблица 4 – Ценовая политика ОАО «ДСУ-45»
№
п/п
Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа
Характеристика и оценка фактического состояния дел
Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению
1.
Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него
В полной мере. Уровень издержек среднерыночный
Сохранится в полной мере. Постоянный анализ структуры издержек и их оптимизация.
2.
Какова вероятная реакция на повышение (понижение) цены?
Спрос эластичен, снижение цены ведет к росту объемов продаж.
При сохранении качества товара, «эластичность» стремится к 1.
3.
Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия?
Уровень цен приемлем
При сохранении качества товара, цена станет вторичным критерием.
4.
Как относятся покупатели к установленным ценам?
Положительно
Положительно, даже при увеличении в случае обоснованности.
5.
Используются ли предприятием политика стимулирующих цен?
Предусматривается
Возможна проработка дополнительных мер, при ужесточении конкуренции.
6.
Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены?
Проводится анализ конъюнктуры рынка, определяются возможные причины подобных действий конкурентов, принимаются меры для снижения возможных потерь.
Аналогичные действия, и, кроме того, могут проводиться переговоры с конкурентами.
2.4 Материальные ресурсы
Материально-техническое обеспечение – планомерное обеспечение предприятия всеми необходимыми средствами производства, обеспечение товарно-материальными ценностями. Оно включает организационно-экономические мероприятия по выявлению потребности в материально-технических ресурсах, по своевременному их заказу на предприятие, по рациональному хранению и экономичному использованию этих ресурсов, по регулированию материальных запасов. Для составления плана МТО устанавливается номенклатура сырья и материалов, необходимых для производства данного вида продукции, уточняются плановые нормы их расхода.
План материально-технического обеспечения составляется в плановых ценах, учитывающих транспортно-заготовительные расходы предприятия по доставке материальных ресурсов на склад. Транспортно-заготовительные расходы принимаются в размере 2,5 % от стоимости заготавливаемых материальных ресурсов.
Для выбора потенциального поставщика сырья и материалов, необходимых для выполнения работа и производства, был проведен анализ коммерческих предложений, полученных от различных предприятий.
2.5 Проектирование производства
При проектировании производства продукции мы должны ответить на вопросы: какие изделия и в каком количестве должны быть произведены? При этом следует исходить из заключенных с потребителями договоров, а также прогноза будущих потребностей: процессы проектирования производства и сбыта должны быть обязательно согласованы.
Выполняемые работы и производимая продукция в ОАО «ДСУ-45» будут производиться на имеющейся технике и имеющемся оборудовании.
Для эффективности работы и обеспечения нормальных условий труда работающих на рабочих участках большое значение имеет режим работы.
Рабочие участки ОАО «ДСУ-45» будут работать в одну смену. Продолжительность смены – 8 часов, обеденный перерыв – 1 час.
Итак, рабочая смена длится с 8.00 ч. до 17.00 ч.
2.6 Трудовые ресурсы
Первостепенное значение для успешного функционирования каждой фирмы имеют ресурсы — трудовые, материальные и финансовые. Одним из факторов конкурентоспособности производимой продукции является эффективное использование всех видов ресурсов. Наиболее социально значимыми и экономически мобильными в условиях рыночной экономики являются трудовые ресурсы.
С производственно-экономической точки зрения кадровое планирование представляет собой оцениваемое с помощью чисто экономических и организационных критериев соответствие между работником и его рабочим местом на определенном участке труда.
Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.
Таблица 5 – Расчет расходов на оплату труда работников
Наименование показателей
2008 год
По кварталам реализации проекта, 2009 г.
Ср.списочная числ., чел.
Ср.месячная з/п, руб.
Расходы на оплату труда, руб.
1
2
3
4
Персонал, занятый в основной деятельности
87
549340,2
573511169
153098320
150668188
114216207
155528453
Основные рабочие
76
380332,8
346863514
92594921
91125160
69078751
94064682
Вспомогат-ые рабочие
5
353028
21181680
5654431,5
5564678,6
4218385,4
5744184,4
Руководители
2
852000
20448000
5458576,3
5371932,2
4072271,2
5545220,3
Специалисты и др.служащие
4
612000
29376000
7841898,3
7717423,7
5850305,1
7966372,9
Итого
257024538
68612483
67523396
51187090
69701570
Отчисления на соцнужды
346983127
92626852
91156584
69102572
94097119
Расходы на оплату труда, включ. в соответствии с законодательством в затраты на произ-во и реализ. работ/продукции
1338363489
98249353
96689839
73297136
99808866
В том числе:
условно-переменные издержки
936854442
68774547
67682887
51307995
69866206
условно-постоянные издержки
401509047
29474806
29006952
21989141
29942660
Кол-во вновь создаваемых абочих мест
Нет
Из таблицы 5 видно, что новые рабочие места в ОАО «ДСУ-45» не будут создаваться в связи с осуществлением проекта.
2.7 Календарная схема осуществления проекта
Оформление производственной программы занесем в таблицу 6.
Таблица 6 – Программа производства и реализации дорожно-строительных работ за 2009 г., млн. руб.
Годовой выпуск
По кварталам 2009 г.
1
2
3
4
15528
1294
8197
3882
1186
Сделаем прогноз затрат на предполагаемый выпуск работ. Полный перечень затрат, включая единовременные, которые были рассмотрены выше, можно представить в виде таблицы. Расчеты затрат на производство и реализацию работ представим в виде таблице 7.
Таблица 7 – Расчет затрат на производство и реализацию продукции, млн. руб.
Элементы затрат
По кварталам реализации проекта за 2009 г.
1
2
3
4
Единовременные затраты
406,500
Затраты на производство и реализацию продукции – всего, в т.ч.
1003,101
6354,264
3009,3023
919,3798
Материальные затраты
441,763
2794,063
1325,287
406,976
Расходы на оплату труда
194,401
1231,456
583,203
178,176
--Отчисления на социальные нужды
44,862
284,180
134,585
41,118
Амортизация
60,186
81,256
80,662
75,165
Налоги и неналоговые платежи
58,18
368,547
174,54
53,324
Прочие затраты – всего
203,709
1594,762
711,025
164,621
В таблице 7 представлены затраты на производство и реализацию производственной программы ОАО «ДСУ-45», таблица также наглядно иллюстрирует себестоимость производства работ предприятия.
2.8 Финансовый анализ и оценка инвестиций
Оценка эффективности инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между чистым доходом по проекту и суммой общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту.
На основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход, индекс рентабельности (доходности), внутренняя норма доходности, динамический срок окупаемости.
Таблица 8 – Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту
Виды инвестиционных затрат и источников финансирования
По кварталам реализации проекта за 2008 г.
Всего по проекту
1
2
3
4
Затраты на производство и реализацию работ
1003,101
6354,264
3009,3023
919,3798
11286,05
Источники финансирования инвестиционных затрат
Собственные средства (денежные средства за счет деятельности предприятия)
Заемные средства
1003,101
6354,264
3009,3023
919,3798
11286,05
Таблица 8 показывает, что инвестиционные затраты финансируются за счет заемных средств в ОАО «БПС-Банк».
Таблица 9 – Расчет прибыли от реализации, млн. руб.
Наименование показателей
По кварталам реализации проекта за 2009 г.
1
2
3
4
Выручка от реализации продукции
1294
8197
3882
1186
Налоги, сборы, платежи, включаемые в выручку от реализации продукции
194,1
1229,55
582,3
177,9
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов и иных обязательных платежей) (стр.1 — стр.2)
1099,9
6967,45
3299,7
1008,1
Затраты на производство и реализацию
1003,101
6354,264
3009,3023
919,3798
Налоги и сборы включаемые в себестоимость
58,18
368,547
174,54
53,324
Прибыль (убыток) от реализации
96,799
613,186
290,398
88,720
Рентабельность работ
9,64
9,65
9,66
9,66
продолжение
--PAGE_BREAK--
Распределение прибыли. Прибыль является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.
Часть прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей направляется на развитие предприятия (Фонд накопления – 70%), а часть на социальные программы (Фонд потребления – 30%) т.е. на оздоровление коллектива, на жилищное и культурно–бытовое строительство.
Рассчитать сумму взысканных процентов с ОАО «ДСУ-45» ОАО «БПС-Банк»в наращенную сумму с использованием точного. Точный процент рассчитывается следующим образом:
J02=(Остаток*0,15*кол-во дней)/365 и т.д.
Результаты расчетов сведем в таблицу.
Таблица 10 – Расчет взысканныхпроцентов, млн. руб.
Дата Обороты Остаток
Взыскано процентов
Дт
Кт
Дата
Кол-во дней
Сумма
21.02.09
406,5
22.03.09
16,9375
389,5625
22.03.09
31
1,654307
22.04.09
16,9375
372,625
22.04.09
30
1,429247
22.05.09
16,9375
355,6875
22.05.09
31
1,510454
22.06.09
16,9375
338,75
22.06.09
30
1,392123
22.07.09
16,9375
321,8125
22.07.09
31
1,366601
22.08.09
16,9375
304,875
22.08.09
31
1,252911
22.09.09
16,9375
287,9375
22.09.09
30
1,222748
22.10.09
16,9375
271
22.10.09
31
1,150822
22.11.09
16,9375
254,0625
22.11.09
30
1,044092
22.12.09
16,9375
237,125
22.12.09
31
1,006969
22.01.10
16,9375
220,1875
22.01.10
31
0,90488
22.02.10
16,9375
203,25
22.02.10
28
0,863116
Итого за 1-й год
14,79827
22.03.10
16,9375
186,3125
22.03.10
31
0,79119
22.04.10
16,9375
169,375
22.04.10
30
0,649658
22.05.10
16,9375
152,4375
22.05.10
31
0,647337
22.06.10
16,9375
135,5
22.06.10
30
0,556849
22.07.10
16,9375
118,5625
22.07.10
31
0,503485
22.08.10
16,9375
101,625
22.08.10
31
0,417637
22.09.10
16,9375
84,6875
22.09.10
30
0,359632
22.10.10
16,9375
67,75
22.10.10
31
0,287705
22.11.10
16,9375
50,8125
22.11.10
30
0,208818
22.12.10
16,9375
33,875
22.12.10
31
0,143853
22.01.11
16,9375
16,9375
22.01.11
31
0,069606
22.02.11
16,9375
22.02.11
28
Итого за 2-й год
4,635771
Всего процентов за 2 года
19,43404
продолжение
--PAGE_BREAK--
За первый год ОАО «ДСУ-45» выплатит банку процентов в размере 14,79827 млн. руб., за второй год – 4,635771 млн. руб. Всего за 2 года предприятие выплатит процентов по кредиту банку 19,43404 млн. руб.
Перейдем к расчету основных показателей экономической эффективности проекта.
На основании полученных данных проведем расчет дисконтированных затрат и поступлений.
Ставка дисконтирования принимается равной 23,6%. Считается, что инфляция в период реализации проекта равна 3%, требуемый уровень доходности – 20%. Срок реализации проекта – 2 года.
Дисконт = (1+0,2)*(1+0,03)*100 % — 100 % = 23,6 %.
Допускается принятие ставки дисконтирования на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь при проведении расчетов в национальной валюте или фактической ставки процента по долгосрочным валютным кредитам банка при проведении расчетов в условных единицах. В необходимых случаях может учитываться надбавка за риск, которая добавляется к ставке дисконтирования для безрисковых вложений.
Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле:
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) характеризует интегральный эффект от реализации проекта и определяется как величина, полученная дисконтированием (при постоянной ставке процента отдельно для каждого года) разницы между годовыми оттоками и притоками реальных денег, накапливаемых в течение горизонта расчета проекта:
Расчет ЧДД за 2 года реализации проекта. Расчет сведем в таблицу 11.
Таблица 11 – Расчет ЧДД за 2009- 2010 года
Квартал Поток, млн. руб.
r=23,6%
PV, млн. руб.
0-й
-406,5
1
-406,5
1-й
96,799
0,8091
78,3201
2-й
613,186
0,6546
401,3916
3-й
290,398
0,5296
153,7948
4-й
88,72
0,4285
38,01652
5-й
100,187
0,3467
34,73483
6-й
634,6475
0,2805
178,0186
7-й
300,5619
0,2269
68,1975
8-й
91,8252
0,1836
16,85911
ЧДД
562,833
продолжение
--PAGE_BREAK--
ЧДД>0, то проект следует принять, т.к. он увеличивает стоимость предприятия.
Определим индекс рентабельности (доходности) (ИР).
ИР =,
где ДИ – дисконтированная стоимость общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту, за расчетный период (горизонт расчета).
ДИ=(1069,157*0,8091)+(6420,32*0,6546)+(3075,359*0,5296)+(985,4361*0,4285)+(1101,659*
*0,3467)+(6666,869*0,2805)+(3188,109*0,2269)+(1014,589*0,1836) = 10280 млн. руб.
ИР = (562,833+10280)/10280= 1,055.
Инвестиционные проекты эффективны при ИР более 1. В нашем случае проект эффективен, т.к. индекс рентабельности = 1,055.
3 Бизнес-план инвестиционного проэкта
3.1 Резюме
Данный бизнес-план разработан для выполнении дорожно-строительных работ на рынке г. Витебска и области на новом более качественном уровне при помощи новой техники. В бизнес-плане показывается эффективность вложения средств в приобретение новой техники для производства дорожных работ ОАО «ДСУ-45», т.к. выявлена потребность в ремонте и восстановлении дорог. Определенная стратегия развития в данном проекте позволит добиться максимального эффекта.
Новые рабочие места в ОАО «ДСУ-45» не будут создаваться в связи с осуществлением проекта.
Инвестиционные проекты эффективны при ИР более 1. В нашем случае проект эффективен, т.к. индекс рентабельности = 1,055.
Для реализации проекта предприятие будет привлекать заемные средства в ОАО «БПС-Банк» (процентная ставка по кредиту – 15% годовых) в размере 406,5 млн. рублей для приобретения новой техники. Денежные средства привлекаются сроком на 2 года.
3.2 Характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Дорожно-строительное управление № 45, г. Витебска» (далее – Общество) создано путем его выделения из состава открытого акционерного общества «Дорожно-строительный трест № 1, г. Витебска» на основании решения собрания акционеров протокол № 6 от 12.09.2001 г.
Учредителем Общества является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь. Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетные и иные счета в учреждениях банков.
Место нахождения общества: 210004, г. Витебск, ул. Придорожная, 1.
Целью деятельности общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор).
Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности Общество ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом или его акционерами. Аудиторская проверка деятельности Общества должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, владеющих в совокупности 10-ю и более процентами акций Общества.
Общее собрание акционеров (далее – собрание) является высшим органом управления в Обществе.
К компетенции собрания относятся:
1. изменение устава Общества, в том числе изменение размера его уставного фонда;
2. избрание членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии и досрочное прекращение их пол полномочий, установление вознаграждения;
3. утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков и распределение его прибыли и убытков;
4. решение о реорганизации или ликвидации Общества;
5. определение организационной структуры и правил процедуры Общества;
6. определение основных направлений деятельности Общества;
7. решение иных вопросов, которые законодательство относит к компетенции высшего органа управления Общества.
Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров.
Наблюдательный совет вправе отменить решение дирекции, директора, если оно противоречит законодательству, настоящему уставу, решениям собрания или наблюдательного совета.
Директор, члены дирекции не могут быть членами наблюдательного совета.
Не реже чем один раз в 3 месяца наблюдательный совет заслушивает отчет директора о его деятельности. Одно из заседаний проводится не позднее 3-х месяцев после окончания финансового года с целью рассмотрения баланса, отчета о прибылях и убытках и заключения аудитора.
Таблица 12 – Основные технико-экономические показатели работы ОАО «ДСУ-45»
Показатели
Ед. изм.
Период
Темпы роста, %
2007 г
2008 г.
1. Выручка от реализации продукции
млн. руб.
11481
13485
117,45
2. Численность ППП – всего в
чел.
121
124
102,48
3. Фонд оплаты труда
млн. руб.
1161,6
1255,87
108,12
4. Стоимость основных производственных фондов,
млн. руб.
16190
16906
104,42
5. Дебиторская задолженность
млн. руб.
1008
1601
158,83
6. Себестоимость работ, продукции
млн. руб.
8711
10386
119,23
7. Затраты на 1 руб. продукции
руб.
0,769
0,7692
100,03
8. Прибыль от реализации
млн. руб.
810
1090
134,57
9. Прибыль чистая
млн. руб.
563
634
112,61
10. Рентабельность производства
%
9,30
10,49
112,87
продолжение
--PAGE_BREAK--
Из таблицы видно, что все показатели имеют положительный прирост.
3.3 Описание работ
ОАО «ДСУ-45» осуществляет следующие виды деятельности:
- строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений;
- разработка гравийных и песчаных карьеров;
- земляные работы;
- лесопильное и строгальное производство;
- производство деревянных изделий;
- производство сборных домов, преимущественно из дерева;
- производство сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий;
- производство товарного бетона;
- производство строительного раствора;
- общая механическая инженерия;
- ремонт машин для горнодобывающей промышленности, разработки карьеров и строительства;
- разборка и снос зданий;
- общее строительство зданий;
- строительство гражданских инженерных сооружений;
- установка кровельных перекрытий;
- и т.д.
Общество может осуществлять другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством РБ осуществляется только после получения соответствующей лицензии.
3.4 Анализ рынков сбыта и уровня конкуренции
Основной рынок сбыта дорожно-строительных работ – г. Витебска и Витебская область, второстепенный – остальные регионы Республики Беларусь, также российский рынок сбыта.
В таблице 13 рассмотрим характеристики рынков сбыта работ ОАО «ДСУ-45».
Таблица 13 – Характеристики рынков сбыта ОАО «ДСУ-45»
Показатели
г. Витебск и область
Республика Беларусь
Российский рынок
Уровень спроса
Высокий
Высокий
Высокий
Степень удовлетворения спроса
Средняя
Высокая
Высокая
Уровень конкуренции
Средний
Средний
Средний
Доля рынка
63 %
32 %
2 %
Как видно из таблицы рынок дорожно-строительных работ довольно насыщен и уровень конкуренции на данном рынке средний. Но, несмотря на это доля рынка ОАО «ДСУ-45» большая. На рынке Витебской области 63%.
Основными факторами на изменение рыночного спроса являются: новые тенденции в строительном направлении и покупательная способность населения. Т.е. на изменение рыночного спроса влияют только внешние признаки.
Таблица 14 – Сравнительнаяхарактеристика позиций предприятия и конкурентов
Как видно из таблицы 13 все предприятия имеют свои ключевые преимущества, что позволяет им достаточно успешно заниматься бизнесом.
Исходя из данных таблицы можно констатировать, чтоосновными конкурентами ОАО «ДСУ-45» являются КУП «Сенненское ДРСУП № 145» и ОАО «ДСУ-3» г. Полоцк. А затем уж ОАО «Дорожно-строительный трест» г. Витебск и ОАО «ДСУ-4» г. Ошра.
На данный момент наблюдается тенденция к увеличению ёмкости рынка дорожно-строительных работ на 2-3%, и можно предположить, что доля ОАО «ДСУ-45» ежегодно будет увеличиваться.
3.5 Стратегия маркетинга
Для оценки эффективности стратегии ОАО «ДСУ-45» будем использовать методику SWOT-анализ.
Метод SWOT-анализа представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, которая позволяет описать основные тенденции ее развития, – сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности фирмы и определить поле альтернативных направлений ее дальнейшего развития.
Для оценки эффективности стратегии ОАО «ДСУ-45» будем использовать методику SWOT-анализ.
Таблица 15 – SWOT-анализ ОАО «ДСУ-45»
Сильные стороны:
Слабые стороны
7. высокая квалификация персонала;
8. известный лидер рынка;
9. подходящая технология;
10. адекватные финансовые ресурсы;
11. хорошая репутация у покупателей;
12. наличие инновационных способностей и возможности их реализации.
5. нет ясных стратегических направлений;
уязвимость по отношению к конкурентному давлению; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; ухудшающаяся конкурентная позиция.
Возможности:
Угрозы:
5. выход на новые рынки или сегменты рынка;
6. расширение производственной линии;
7. добавление сопутствующих продуктов;
8. ускорение роста рынка.
8. возможность появление новых конкурентов;
9. рост продаж замещающего продукта;
10. замедление роста рынка;
11. неблагоприятная политика правительства;
12. возрастающее конкурентное давление;
изменение потребностей и вкуса покупателей; неблагоприятные демографические, экономические, социальные и т.п. изменения.
Таким образом, приоритетными направлениями являются увеличение доли рынка и расширение ассортимента изделий. Чтобы компенсировать угрозы, необходимо проводить активную коммуникационную политику и особое внимание уделять вопросу формирования и поддержания имиджа. Самой серьезной угрозой для ОАО «ДСУ-45» является активизация деятельности конкурентов, их улучшение качества работ, их ценовое давление и предоставление новых работ и продукции, что может привести к падению объемов продаж.
Таким образом, высокая степень осведомленности об ОАО «ДСУ-45» г. Витебска позволяет заказчикам еще на этапе поиска информации об подрядчиках отсечь конкурирующие с нами предприятия, а самому ОАО увеличить объем работ.
Таблица 16 – Матрица SWOT-анализа.
Возможности:
5. выход на новые рынки или сегменты рынка;
6. расширение производственной линии;
7. добавление сопутствующих продуктов;
8. ускорение роста рынка.
Угрозы:
8. возможность появление новых конкурентов;
9. рост продаж замещающего продукта;
10.замедление роста рынка;
11.неблагоприятная политика правительства;
12.возрастающее конкурентное давление;
13.изменение потребностей и вкуса покупателей;
14.неблагоприятные демографические, экономические, социальные и т.п. изменения.
Сильные стороны:
1.высокая квалификация персонала;
2. известный лидер рынка;
3.подходящая технология;
4. адекватные фин. ресурсы;
5.хорошая репутация у покупателей;
6.наличие инновационных способностей и возможности их реализации.
Позиционирование себя на эмоциональные мотивы позволит привлечь больше новых клиентов. В результате чего увеличится доля рынка нашего бренда и его прибыль, что приведет к возможности расширения ассортимента и к повышению известности ОАО «ДСУ-45».
Рекламная компания, основанная не на рациональных мотивах, а на эмоциональных, позволит выделиться среди других фирм и укрепить свои позиции на рынке и быть готовой к появлению новых конкурентов, а маркетинговые исследования позволят учесть изменения потребностей и вкусов покупателей.
Слабые стороны:
1.нет ясных стратегических направлений;
2.уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
3.плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
4.ухудшающаяся конкурентная позиция.
Увеличение доли рынка, а соответственно объемов продаж и прибыли, позволит усилить отслеживание стратегии и улучшить известность ОАО «ДСУ-45».
Возможна потеря некоторых потребителей, ориентированных на известность и престижность фирмы, поэтому необходимо расставлять приоритеты на другие выгоды, а именно на наши сильные стороны.
По отношению к предоставляемым работам и изготавливаемой продукции ОАО «ДСУ-45» будет применять стратегию развития.
При выборе стратегии ценообразования на предприятии решают, каких именно целей они стремятся достичь с помощью конкретного вида работ/продукции.
В основном ценообразование на ОАО основано на затратном методе. Рассмотрим предлагаемую ценовую политику для данного предприятия (таблица 16).
Таблица 17 – Ценовая политика ОАО «ДСУ-45»
№
п/п
Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа
Характеристика и оценка фактического состояния дел
Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению
1.
Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него
В полной мере. Уровень издержек среднерыночный
Сохранится в полной мере. Постоянный анализ структуры издержек и их оптимизация.
2.
Какова вероятная реакция на повышение (понижение) цены?
Спрос эластичен, снижение цены ведет к росту объемов продаж.
При сохранении качества товара, «эластичность» стремится к 1.
3.
Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия?
Уровень цен приемлем
При сохранении качества товара, цена станет вторичным критерием.
4.
Как относятся покупатели к установленным ценам?
Положительно
Положительно, даже при увеличении в случае обоснованности.
5.
Используются ли предприятием политика стимулирующих цен?
Предусматривается
Возможна проработка дополнительных мер, при ужесточении конкуренции.
6.
Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены?
Проводится анализ конъюнктуры рынка, определяются возможные причины подобных действий конкурентов, принимаются меры для снижения возможных потерь.
Аналогичные действия, и, кроме того, могут проводиться переговоры с конкурентами.
3.6 Производственный план
При проектировании производства продукции мы должны ответить на вопросы: какие изделия и в каком количестве должны быть произведены? При этом следует исходить из заключенных с потребителями договоров, а также прогноза будущих потребностей: процессы проектирования производства и сбыта должны быть обязательно согласованы.
Выполняемые работы и производимая продукция в ОАО «ДСУ-45» будут производиться на имеющейся технике и имеющемся оборудовании.
Для эффективности работы и обеспечения нормальных условий труда работающих на рабочих участках большое значение имеет режим работы.
Рабочие участки ОАО «ДСУ-45» будут работать в одну смену. Продолжительность смены – 8 часов, обеденный перерыв – 1 час.
Итак, рабочая смена длится с 8.00 ч. до 17.00 ч.
3.7 Организационный план
В ОАО «ДСУ-45» структура управления линейно-функциональная (приложение Б).
Это одна изсамых распространенных организационных структур управления. Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанным элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет своими прямыми заместителями, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных.
Высшим органом Общества является общее собрание его акционеров.
Следующим по важности в структуре стоит совет директоров. В совет директоров входят держатели контрольного пакета акций.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – директором.
Права и обязанности директора определяются Уставом и Положением о директоре, утверждаемым Советом директоров. Сроки и размер оплаты услуг директора определяются Положением о директоре и контрактом, заключаемым им с Обществом. Контракт с директором подписывается председателем Совета директоров или лицом, уполномоченным Советом директоров Общества.
Дирекция, директор подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров.
В состав дирекции входят по должности: директор, заместители директора, главный инженер, главный бухгалтер.
Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях.
При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса. По сути, это – конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: конструкторы разрабатывают, технологи внедряют, отдел сбыта продает и т.д.
Деятельность каждого отдела и подразделения в ОАО «ДСУ-45» регламентируются должностными инструкциями. Должностные инструкции являются основной несущей конструкцией системы управления ОАО «ДСУ-45».
3.8 Финансовый план
В данном разделе бизнес–плана рассматривается вопрос финансового обеспечения деятельности предприятия и использование имеющихся денежных средств.
Оценка эффективности инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между чистым доходом по проекту и суммой общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту.
На основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход, индекс рентабельности (доходности), внутренняя норма доходности, динамический срок окупаемости.
Таблица 18 – Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту
Виды инвестиционных затрат и источников финансирования
По кварталам реализации проекта за 2009 г.
Всего по проекту
1
2
3
4
Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб.
1003,101
6354,264
3009,3023
919,3798
11286,05
Источники финансирования инвестиционных затрат
Собственные средства (денежные средства за счет деятельности предприятия), млн. руб.
-
-
-
-
-
Заемные средства, млн. руб.
1003,101
6354,264
3009,3023
919,3798
11286,05
Таблица показывает, что инвестиционные затраты финансируются за счет заемных средств в ОАО «БПС-Банк».
Таблица 19 – Расчет расходов на оплату труда работников
Наименование показателей
По кварталам реализации проекта, 2009 г.
Расходы на оплату труда, руб.
1
2
3
4
Персонал, занятый в основной деятельности
153098320
150668188
114216207
155528453
Основные рабочие
92594921
91125160
69078751
94064682
Вспомогат-ые рабочие
5654431,5
5564678,6
4218385,4
5744184,4
Руководители
5458576,3
5371932,2
4072271,2
5545220,3
Специалисты и др.служащие
7841898,3
7717423,7
5850305,1
7966372,9
Итого
68612483
67523396
51187090
69701570
Отчисления на соцнужды
92626852
91156584
69102572
94097119
Расходы на оплату труда, включ. в соответствии с законодательством в затраты на произ-во и реализ. продукции
98249353
96689839
73297136
99808866
В том числе:
условно-переменные издержки
68774547
67682887
51307995
69866206
условно-постоянные издержки
29474806
29006952
21989141
29942660
Кол-во вновь создаваемых рабочих мест
нет
Из таблицы 18 видно, что новые рабочие места в ОАО «ДСУ-45» не будут создаваться в связи с осуществлением проекта.
Далее произведем расчет прибыли и рентабельности производства дорожно-строительных работ.
Таблица 20 – Расчет прибыли от реализации, руб.
Наименование показателей
По кварталам реализации проекта за 2009 г.
1
2
3
4
Выручка от реализации продукции
1294
8197
3882
1186
Налоги, сборы, платежи, включаемые в выручку от реализации продукции
194,1
1229,55
582,3
177,9
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов и иных обязательных платежей) (стр.1 — стр.2)
1099,9
6967,45
3299,7
1008,1
Затраты на производство и реализацию
1003,101
6354,264
3009,3023
919,3798
Налоги и сборы включаемые в себестоимость
58,18
368,547
174,54
53,324
Прибыль (убыток) от реализации
96,799
613,186
290,398
88,720
Рентабельность работ
9,64
9,65
9,66
9,66
продолжение
--PAGE_BREAK--