Министерство образования и науки Российской Федераций
Федеральное агентство по образованию
Курганский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра «Экономика и маркетинг»
КУРСОВОЙПРОЕКТ
Дисциплина:«Экономика предприятия»
На тему:«Расчёт основных показателей
деятельностипредприятия»
Выполнил: Турбанов Д.И.
Группа: ЭЗ-3717
Курган 2009
/>/>/>/>/>/>Оглавление
Введение
1 Расчет себестоимости продукции
1.1 Краткая характеристика продукции
1.2 Расчет себестоимости единицыпродукции
1.2.1 Исходные данные
1.2.3 Калькуляция себестоимостипродукции
2. Оценка и прогнозированиепоследствий изменения рыночных условий
2.1 Определение уравнений спроса ипредложения
2.2 Использование имитационной модели«Выбор ценовой политики» для прогнозирования рыночных условий
2.2 Определение точки безубыточностипроизводства продукции
Список литературы
Введение
Целью курсового проектаявляется: расчет, обоснование и прогнозирование как стратегий на рынке, так итактики предприятия с производством двух видов продукций одновременно.
Для этого в курсовомпроекте выполнены следующие действия:
1. Даны краткиехарактеристики;
2. На основанииисходных данных определена полная себестоимость единицы каждого вида продукции;
3. Выполнены расчетыобъема выпускаемой продукции в зависимости от существующего на рынке спроса,уровня себестоимости. Предложено до трех вариантов цены на каждый видпродукции;
4. Обоснованапроизводственная программа предприятия, обеспечивающая получение максимальнойприбыли, исходя из расчетных вариантов цены;
5. Определеныосновные экономические показатели создаваемого предприятия по производству иреализации товаров народного потребления.
Курсовой проект состоитиз двух разделов:
1. Расчет себестоимостипродукции;
2. Оценкаи прогнозирование последствий изменения рыночных условий.
В первом разделепредставлены:
1. Техническиехарактеристики обоих видов продукций;
2. Исходныеэкономические выкладки – необходимые для расчета себестоимости продукций;
3. Калькуляциясебестоимости обоих видов продукций;
Второй раздел полностьюсостоит из расчетов:
1. Определенияуравнений и графиков спроса и предложения обоих видов продукций – необходимодля представления возможности рынка и прогнозирования изменений рыночныхусловий;
2. Определениеценовой политики – необходимо для прогнозирования рыночных условий, дляопределения четкой стратегий ценообразования, для определения вариантаценообразования с максимальной чистой прибылью при производстве обоих видовпродукций;
3. Определение точкибезубыточности (по системе «Директ – Костинг») – необходимо для определенияобъёма производства продукций, начиная с которого предприятия будет получатьприбыль и меньше которого производить продукцию убыточно.
При оформлении курсового проектаруководствовались правилами оформления курсовых и дипломных проектов [6].
Полный объём курсовогопроекта составляет 36 листов.
1. Расчет себестоимости продукции1.1 Краткая характеристика продукции
Мотокультиватор «Гном»
Технические данные:1) производительность, га/час 0,02 2) эксплуатационный расход топлива, кг/час 0,9 3) ширина захвата, мм 350-650 4) диаметр фрезы, мм 360 5) масса, кг 50 6) габаритные размеры, мм: длина 1100—1500 ширина 350-650 высота 640-1200 7) двигатель двухтактный, карбюраторный 8) модель 2СД-М2 9) мощность, кВт (л.с.) 2,2 (3)
Комплект поставки:10) 11) мотокультиватор 12) 1 шт. в обрешетке 13) 14) фреза 15) 4 шт. в обрешетке 16) 17) руль 18) 1 шт. в обрешетке 19) 20) насос АН 2-02-00 21) 1 шт. 22) 23) всасывающий трубопровод 24) 1 шт.
Назначение:
Используется дляобработки легких почв и как насосный агрегат для полива водой садово-огородныхучастков.
Прицеп к легковымавтомобилям:
Технические данные25) 26) грузоподъемность, кг 27) 380 28) 29) масса, кг 30) 170 31) 32) максимальная скорость автопоезда, км/час
33)
34) 90 35) 36) габаритные размеры, мм: 37) 38) 39) длина 40) 3060±25 41) 42) ширина 43) 1760±15 44) 45) высота 46) 220±10 47) 48) колея колес прицепа, мм 49) 1505±30 50)
51) объем кузова, м3 52) 0,55 53)
54) с надставленными бортами, м3 55) 1,10 56)
57) с бортами и тентом, м3 58) 1,67 59) 60) число колес 61) 2 62) 63) шины 64) камерные, диагональные или радиальные 65) 66) максимальная длина перевозимого груза, м
67)
68) 5,5
Комплект поставки:69) 70) прицеп 71) 1 шт. 72) 73) дуга тента 74) 4 шт. 75) 76) тент 77) 1 шт. 78) 79) кантик тента 80) 1 шт. 81) 82) борт надставной длинный 83) 2 шт. 84) 85) борт надставной короткий 86) 2 шт. 87) 88) скоба замыкающая 89) 4 шт. 90) 91) упор противооткатный 92) 2 шт. 93) 94) шпилька для установки колес 95) 2 шт. 96) 97) чехол 98) 1 шт.
Назначение:
Используется дляперевозки грузов. 1.2 Расчет себестоимости единицыпродукции1.2.1Исходные данные
Средняя часовая тарифнаяставка 100 руб.
Премия и надбавки 30%
Поясной коэффициент 15%
Отчисления на социальныенужды (ЕСН) 26% от суммы основной и дополнительной заработной платы.
Расходы на содержание иэксплуатацию оборудования — 100% от основной заработной платы производственныхрабочих.
Общепроизводственныерасходы — 50% от основной заработной платы производственных рабочих.
Общехозяйственные расходы– 50% от основной заработной платы производственных рабочих.
Внепроизводственныерасходы – 1% от производственной себестоимости.
Доходы отвнереализационных операций:99) 100) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий
101)
102) 46 500 руб. 103) 104) доходы по ценным бумагам 105) 13 200 руб. 106) 107) прибыль от посреднических операций и сделок 108) 90 400 руб. 109) 110) доходы, полученные в виде санкций 111) 14 850 руб.
Расходы отвнереализационных операций 20 550 руб.
Прибыль от внереализационныхопераций:
Прибыль от прочейдеятельности 4 350 руб.
Прибыль, направляемая нафинансирование
капитальных вложений 545150 руб.
Капитальные вложения наприродоохранные
Мероприятия 7 800 руб.
Взносы наблаготворительные цели 16 000 руб.
Затраты на содержаниеобъектов социальной
инфраструктурыпредприятия 138 100 руб.
Доходы, расходы и прибыльот внереализационных операций, прибыль от прочей деятельности и льготы поналогу на прибыль распределяются по двум изделиям пропорционально объему продажпо каждому изделию.1.2.3Калькуляция себестоимости продукции
Калькуляция себестоимостипродукции составляется по следующим статьям затрат:
1. Основныематериалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (материальные затраты)
2. Основнаязаработная плата производственных рабочих
3. Дополнительнаязаработная плата производственных рабочих
4. Отчисления насоциальные нужды (ЕСН)
5. Расходы насодержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)
6. Общепроизводственныерасходы
7. Производственнаясебестоимость
8. Внепроизводственныерасходы
Произведём расчеты поэтим статьям.
1. Основныематериалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия нам известны:
Мотокультиватор10 175руб.
прицеп к легковымавтомобилям11 830 руб.
2. Затраты поосновной заработной плате на единицу j-го вида продукции рассчитываются прямым путем по формуле:
Сз.о j = tj Cз.ч Кпр Кп , (1)
где tj– трудоемкость j-го изделия, н./ч;
Cз.ч – средняя часовая тарифная ставка,руб;
Кпр –коэффициент, учитывающий премии и надбавки 1,3;
Кп – пояснойкоэффициент 1,15.
Рассчитаем основнуюзаработную плату по каждому изделию. При производстве мотокультиватора:
Сз. о м =15,2*100*1,3*1,15 = 2 272,40 руб.
При производстве прицепак легковым автомобилям:
Сз. о п. =18,4*100*1,3*1,15 = 2 750,80 руб.
3. Дополнительнаязаработная плата производственных рабочих рассчитывается, исходя из их основнойзаработной платы и средней нормы дополнительной платы по формуле:
Сз. д j = Сз. о j Кд. з. , (2)
где Кд. з. – коэффициент,учитывающий дополнительную заработную плату, Кд. з. = 0,2.
Рассчитаем дополнительнуюзаработную плату по каждому изделию. При производстве мотокультиватора:
Сз. д м = 2272,40*0,2 = 454,48 руб.
При производстве прицепак легковым автомобилям:
Сз. д п. = 2750,80*0,2 = 550,16 руб.
4. Отчисления насоциальные нужды начисляются на сумму основной и дополнительной заработнойплаты. Расчет выполняется по формуле:
Сс j = (Сз. о j + Сз.д j) Кс , (3)
где Кс –коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды, составляет. Кс= 0,26.
Рассчитаем отчисления насоциальные нужды по каждому изделию. При производстве мотокультиватора:
Сс м = (2272,40+454,48)*0,26 = 708,99 руб.
При производстве прицепак легковым автомобилям:
Сс п. = (2750,80+550,16)*0,26 = 858,25 руб.
5. Расходы насодержание и эксплуатацию оборудования на единицу j-го вида продукции рассчитываются по формуле:
Со j = Сз.о j Ко , (4)
где Ко –коэффициент, учитывающий расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, Ко= 1.
Рассчитаем расходы насодержание и эксплуатацию оборудования по каждому изделию. При производствемотокультиватора:
Со м = 2272,40*1 = 2 272,40 руб.
При производстве прицепак легковым автомобилям:
Со п = 2750,80*1 = 2 750,80 руб.
Общепроизводственныерасходы на единицу j-го видапродукции определяются аналогично по формуле:
Сцj = Сз. о j Кц , (5)
где Кц –коэффициент, учитывающий общепроизводственные расходы, Кц = 0,5.
Рассчитаемобщепроизводственные расходы по каждому изделию. При производствемотокультиватора:
Сц м = 2272,40*0,5 = 1 136,20 руб.
При производстве прицепак легковым автомобилям:
Сц п. = 2750,80*0,5 = 1 375,40 руб.
6. Затраты пообщехозяйственным расходам на единицу j-го вида продукции рассчитываются прямым путем по формуле:
Сз j = Сз. о j Кз , (6)
где Кз –коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, Кз = 0,5.
Рассчитаем расходы наобщехозяйственные расходы по каждому изделию. При производствемотокультиватора:
Сз м = 2272,40*0,5 = 1 136,20 руб.
При производстве прицепак легковым автомобилям:
Сз п = 2750,80*0,5 = 1 375,40 руб.
7. Производственнаясебестоимость единицы j-говида изделий рассчитывается по формуле:
Спр j = Смj+ Сз. оj + Сз. дj + Ссj + Соj + Сцj + Сзj,(7)
где Смj– материальные затраты на единицу j-го вида продукции.
Рассчитаемпроизводственную себестоимость по каждому изделию.
Спр м = 10175+2 272,40+454,48+
+708,99+2 272,40+1136,20+1 136,20 = 18 155,67 руб.
Спр п. = 11830+2 750,80+550,16+
+858,25+2 750,80+1375,40+1 375,40 = 21 490,81 руб.
8. Внепроизводственныерасходы на единицу j-го видапродукции, 1% от производственной себестоимости.
Свj = Спр j0,01 (8)
Рассчитаемвнепроизводственные расходы по каждому изделию. При производствемотокультиватора и при производстве прицепа к легковым автомобилямсоответственно:
Свм = 18155,67*0,01 = 181,56 руб.
Свп = 21490,81*0,01 = 214,91 руб.
9. Полнаясебестоимость единицы j-говида изделий:
Сj = Спрj+ Свj, (9)
Рассчитаем полнуюсебестоимость мотокультиватора и прицепа к легковым автомобилям соответственно
См = 18155,67+181,56 = 18 337,23 руб.
С = 21 490,81+214,91 = 21705,72 руб.
Все расчеты отразим вкалькуляций себестоимости продукции обоих видов (таблица 1).
Таблица 1 — Калькуляциясебестоимости единицы продукции, руб.112) Статьи расходов 113) Мотто-культиватор 114) Прицеп 115) 116) Основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (материальные затраты) 117) 10 175 118) 11 830 119) 120) Основная заработная плата производственных рабочих 121) 2 272,40 122) 2 750,80 123) 124) Дополнительная заработная плата производственных рабочих 125) 454,48 126) 552,16 127) 128) Отчисления на социальные нужды (ЕСН) 129) 708,99 130) 858,25 131) 132) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) 133) 2 272,40 134) 2 750,80 135) 136) Общепроизводственные расходы 137) 1 136,20 138) 1 375,40 139) 140) Общехозяйственные расходы 141) 1 136,20 142) 1 375,40 143) 144) Производственная себестоимость 145) 18 155,67 146) 21 490,81 147) 148) Внепроизводственные расходы 149) 181,56 150) 214,91 151) 152) Полная себестоимость 153) 18 337,23 154) 21 705,72
2. Оценка и прогнозирование последствий изменения рыночныхусловий2.1 Определение уравнений спроса и предложения
Построим кривые спроса ипредложения для обоих видов продукций. По каждому виду товара имеются следующиеисходные данные, полученные в результате маркетинговых исследований (таблица2).
Таблица 2 — Характеристика продукции на рынке155) 156) Равновесная цена на рынке, руб. 157) Равновесное количество на рынке, шт. 158) Эластичность предложения от цены для данного товара 159) Эластичность спроса от цены для данного товара 160) Обозначение 161) P* 162) Q* 163) Es 164) Ed 165) Автомобильный прицеп 166) 29 900 167) 1 000 168) 1,4 169) – 0,7 170) М/к «Гном» 171) 23 500 172) 2 300 173) 1,6 174) – 0,8
Уравнения линейных зависимостейзаписываются следующим образом:
Предложение:
Q = а0+ а1Р (10)
Спрос:
Q = b0 — b1Р (11)
Значения констант а0, а1, b0, b1.находятся по следующим формулам:
а1 = Еs/(P*/Q*) (12)
b1 =- Ed/(P*/Q*) (13)
а0 = Q* — а1Р* (14)
b0 = Q* + b1Р* (15)
где Q*, Р*, Еs, Ed – данные изтаблицы 3.
Рассчитаем значенияконстант а0, а1, b0, b1 для мотокультиватора:
а1 = 1,6/(23500/2 300) = 0,16
b1 = — (-0,8/(23 500/2 300)) = 0,08
а0 = 2300-0,16*23 500 = -1 460
b0 = 2300+0,08*23 500 = 4 180
Рассчитаем значенияконстант а0, а1, b0, b1 для автоприцепа:
а1 = 1,4/(29900/1 000) = 0,05
b1 = — (-0,7/(29 900/1 000)) = 0,02
а0 = 1000-0,05*29 900 = -495
b0 = 1 000+0,02*29 900 =1 598
Таким образом, длямотокультиватора уравнения предложения и спроса будут выглядеть соответственно:
Qпр.м = -1 460+0,16*P (16)
Qспр.м = 4 180-0,08*P (17)
Для автоприцепа уравненияпредложения и спроса будут выглядеть соответственно:
Qпр.п = -495+0,05*P (18)
Qспр.п = 1 598-0,02*P (19)
где Q количество спроса или предложения j-ого вида товара при соответствующейцене Р.
По формулам 16, 17, 18,19 мы построим схематичные (т. е примерные) графики спроса D и предложения S с учетом точки равновесия при Р1=15000 и Р2=35 000. Для мотокультиватора:
Qпр.м 1 = -1460+0,16*15000=940
Qспр.м 1 = 4180-0,08*1 5000=2980
Qпр.м 2 = -1 460+0,16*35000=4 140
Qспр.м 2 = 4 180-0,08*35 000=1380
Для автоприцепа:
Qпр.п 1 = -495+0,05*15 000=255
Qспр.п 1 = 1 598-0,02*15 000=1 298
Qпр.п 2 = -495+0,05*35 000 =1255
Qспр.п 2 = 1 598-0,02*35 000=898 2.2 Использование имитационной модели«Выбор ценовой политики» для прогнозирования рыночных условий
Для прогнозированиярыночных условий будем использовать имитационную модель «Выбор ценовойполитики». Модель оформлена в виде таблицы.
Таблица 3 — Прогнозирование чистой прибыли предприятия при производстве мотокультиваторов,тыс. р.175) Показатели 176) Базовый вариант 177) 1-й вар. 178) 2-й вар. 179) 3-й вар. 180) 1 181) 2 182) 3 183) 4 184) 5 185) 1 Цена продажи изделия 186) 23,5 187) 35 188) 36 189) 37 190) 2 Возможный объем продаж при данной цене, шт. 191) 2 300 192) 1 380 193) 1 300 194) 1 220 195) 3 Выручка от реализации продукции (п.1*п.2) 196) 54 050 197) 48 300 198) 46 800 199) 45 140 200) 4 Стоимость материалов на единицу продукции 201) 10,2 202) 10,2 203) 10,2 204) 10,2 205) 5 Стоимость материалов на возможный объем продаж (п.4*п.2) 206) 23 414 207) 14 048,4 208) 13 234 209) 12 419,6 210) 6 Издержки производства единицы продукции (полная себестоимость) 211) 18,3 212) 18,3 213) 18,3 214) 18,3 215) 7 Издержки производства на возможный объем продаж (п.6*п.2) 216) 42 182 217) 25 309,2 218) 23 842 219) 22 374,8 220) 1 221) 2 222) 3 223) 4 224) 5 225) 8 НДС (п.3*0,18 — п.5*0,18) 226) 5 514,5 227) 6 165,3 228) 6 041,9 229) 5 889,7
230) 9 Прибыль от реализации
231) (п.3-п.7-п.8) 232) 6 353,5 233) 16 825,5 234) 16 916,1 235) 16 875,5
236) 10 Прибыль от внереализационных операций1 237) 101,1 238) 101,1 239) 101,1 240) 101,1
241) 11 Прибыль от прочей деятельности 2 242) 3,1 243) 3,1 244) 3,1 245) 3,1 246) 12 Валовая прибыль (п.9+п.10+п.11) 247) 6 457,7 248) 16 929,6 249) 17 020,3 250) 16 979,7
251) 13 Величина прибыли, не облагаемая налогом, обусловленная льготами3 252) 265,4 253) 485,3 254) 487,2 255) 486,4
256) 14 Налогооблагаемая прибыль
257) (п.12-п.13) 258) 6 192,2 259) 16 444,3 260) 16 533 261) 16 493,3 262) 15 Налог на прибыль (п.14*0,2) 263) 1 238,4 264) 3 288,9 265) 3 306,6 266) 3 298,7 267) 16 Чистая прибыль предприятия (п.14-п.15) 268) 4 953,8 269) 13 155,4 270) 13 226,4 271) 13 194,6
272) 17 Величина отчислений в резервный фонд4 273) 75,8 274) 75,8 275) 75,8 276) 75,8 /> /> /> /> /> />
Вывод: оптимальнымявляются вариант 2 вариант т. к. он обеспечивает максимальную чистую прибыль 13226,4 тыс. руб. при цене единицы продукций 3 6000 руб. и объёмом продаж 1 300штук в год.
Прибыль отвнереализационных операций, прибыль от прочей деятельности, льготы по налогу наприбыль и величина отчислений в резервный фонд распределяются по двум изделиямпропорционально объему продаж по каждому изделию.
Пропорций объема продаждля мотокультиваторов мы приняли исходя, из таблицы 2 и рассчитали по следующейформуле:
Dм = Q*м/ (Q*м + Q*п) (20)
где Dм – долей объёма продажмотокультиваторов;
Q*м и Q*п – равновесноеколичество продаваемых мотокультиваторов и прицепов на рынке соответственно.
Dм =2 300 / (2 300+1 000) = 0,7
1 Прибыль от внереализационных операций(Пв о) определяется следующим образом:
Пв о = Дво – Рв о (21)
где Дв о –доходы от внереализационных операций (куда входят доходы от долевого участия вдеятельности других предприятий, доходы по ценным бумагам, прибыль отпосреднических операций и сделок, доходы, полученные в виде санкций);
Рв о – расходыот внереализационных операций.
В итоге имеем:
Пв о =46 500 +13 200 + 90 400 + 14 850 — 20 550 = 144 400 руб.
Тогда величина прибыли отвнереализационных операций приходящиеся на долю объёма продаж мотокультиваторов(Пв о м):
Пв о м = Пво * Dм (22)
где Пв о –прибыль от внереализационных операций;
Dм – объёмапродаж мотокультиваторов.
Пв о м =144 400*0,7= 101 080 руб.
2 Прибыль от прочей деятельности,приходящиеся на долю объёма продаж мотокультиваторов (Пп д м)находится подобно 22:
Пп д м = Ппд * Dм (23)
где Пп д –прибыль от прочей деятельности;
Dм – объёмапродаж мотокультиваторов.
Пп д м = 4 350* 0,7 = 3 045 руб.
3 Величина прибыли, не облагаемаяналогом, обусловленная льготами включает в себя:
1) прибыль,направленная на природоохранные мероприятия в размере 30% от капитальныхвложений на природоохранные;
2) затратыпредприятия на содержание социально-культурной сферы, находящейся на егобалансе;
3) взносы наблаготворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды (не более 3%облагаемой прибыли).
И вычисляется по формуле:
L = п.12 * 0,03 + Пн п м +Зс с (24)
где L – величина прибыли, не облагаемаяналогом, обусловленная льготами;
Пн п м –прибыль, направленная на природоохранные мероприятия;
Зс с – затратыпредприятия на содержание социально-культурной сферы.
При этом:
Пн п м = КВпм * 0,3 (25)
где КВп м –капитальные вложения на природоохранные мероприятия.
Подставляя 25 в 24получим:
L = п.12 * 0,03 +КВпм * 0,3 + Зс с (26)
Но в таблице рассчитанавеличина прибыли, не облагаемая налогом, обусловленная льготами приходящиеся надолю объёма продаж мотокультиваторов (Lм) длякаждой цены отдельно и рассчитывалась по формуле;
Lм = (п.12 * 0,03 +КВп м * 0,3 +Зс с) * 0,7 (27)
где КВп м –капитальные вложения на природоохранные мероприятия.
4 Величина отчислений из чистой прибылив резервный фонд составляет не менее 25% от величины Уставного капитала,который для ООО составляет 100 минимальных заработных плат. Вклад двух изделийв формирование резервного фонда следует осуществлять пропорционально объемупродаж по каждому изделию.
М.Р.О.Т. с 01 01 2009года 4 330 руб.
Тогда величина Уставногокапитала (Ву к) 433 000 руб.
Величина отчислений врезервный фонд (Ор ф):
Ор ф = Вук *0,25 (28)
Ор ф = 433 000*0,25 = 108 250 руб.
Тогда величина отчисленийв резервный фонд приходящиеся на долю объёма продаж мотокультиваторов (Орф м ):
Ор ф м = Орф * Dм (29)
где Dм – долей объёма продажмотокультиваторов. Dм = 0,7.
Тогда:
Ор ф м =108250 * 0,7 = 75 775 руб.
Таблица 4 — Прогнозирование чистой прибыли предприятия при производстве прицепа к легковымавтомобилям, тыс. р.277) Показатели 278) Базовый вариант 279) 1-й вар. 280) 2-й вар. 281) 3-й вар. 282) 1 283) 2 284) 3 285) 4 286) 5 287) 1 Цена продажи изделия 288) 29,90 289) 49 290) 52 291) 60 292) 2 Возможный объем продаж при данной цене, шт. 293) 1 000 294) 618 295) 558 296) 398 297) 3 Выручка от реализации продукции (п.1*п.2) 298) 29 900 299) 30 282 300) 29 016 301) 23 880 302) 4 Стоимость материалов на единицу продукции 303) 11,8 304) 11,8 305) 11,8 306) 11,8 307) 5 Стоимость материалов на возможный объем продаж (п.4*п.2) 308) 11 830 309) 7 310,9 310) 6 601,1 311) 4 708,3 312) 6 Издержки производства единицы продукции (полная себестоимость) 313) 21,7 314) 21,7 315) 21,7 316) 21,7 317) 7 Издержки производства на возможный объем продаж (п.6*п.2) 318) 21 710 319) 13 416,8 320) 12 114,2 321) 8 640,6 322) 8 НДС (п.3*0,18 — п.5*0,18) 323) 3 252,6 324) 4 134,8 325) 4 034,7 326) 3 450,9
327) 9 Прибыль от реализации
328) (п.3-п.7-п.8) 329) 4 937,4 330) 12 730,4 331) 12 867,1 332) 11 788,5
333) 10 Прибыль от внереализационных операций1 334) 43,3 335) 43,3 336) 43,3 337) 43,3
338) 11 Прибыль от прочей деятельности2 339) 1,3 340) 1,3 341) 1,3 342) 1,3 343) 1 344) 2 345) 3 346) 4 347) 5 348) 12 Валовая прибыль (п.9+п.10+п.11) 349) 4 982 350) 12 775 351) 12 911,8 352) 11 833,1
353) 13 Величина прибыли, не облагаемая налогом, обусловленная льготами3 354) 234,4 355) 398,1 356) 401 357) 378,3 358) 14 Налогооблагаемая прибыль (п.12-п.13) 359) 4 747,6 360) 12 377 361) 12 510,8 362) 11 454,8 363) 15 Налог на прибыль (п.14*0,2) 364) 949,5 365) 2 475,4 366) 2 502,2 367) 2 291 368) 16 Чистая прибыль предприятия (п.14-п.15) 369) 3 798,1 370) 9 901,6 371) 10 008,6 372) 9 163,9
373) 17 Величина отчислений в резервный фонд4 374) 32,5 375) 32,5 376) 32,5 377) 32,5 /> /> /> /> /> />
Вывод: оптимальнымявляются вариант 2 вариант т. к. он обеспечивает максимальную чистую прибыль 10008,6 тыс. руб. при цене единицы продукций 52 000 руб. и объёмом продаж 558штук в год.
Прибыль отвнереализационных операций, прибыль от прочей деятельности, льготы по налогу наприбыль и величина отчислений в резервный фонд распределяются по двум изделиямпропорционально объему продаж по каждому изделию.
Пропорций объема продаждля прицепов мы приняли исходя, из таблицы 2 и рассчитали по следующей формуле:
Dп = Q*п / (Q*п + Q*м) (30)
где Dп – доля объёма продаж прицепов;
Q*п и Q*м – равновесноеколичество продаваемых прицепов и мотокультиваторов на рынке соответственно.
Dп =1 000 / (1 000+2 300) = 0,3
1 Прибыль от внереализационных операций(Пв о) определяется по 21, и составляет 144 400 руб.
Тогда величина прибыли отвнереализационных операций приходящиеся на долю объёма продаж прицепов (Пво п):
Пв о п = Пво * Dп (31)
где Пв о –прибыль от внереализационных операций;
Dп – объёмапродаж прицепов.
Пв о п =144 400* 0,3 = 43 320 руб.
2 Прибыль от прочей деятельности,приходящиеся на долю объёма продаж прицепов (Пп д п), находитсяподобно 31:
Пп д п = Ппд * Dп (32)
где Пп д –прибыль от прочей деятельности;
Dп – объёмапродаж прицепов.
Пп д п = 4 350* 0,3 = 1 305 руб.
3 Расчет величина прибыли, необлагаемая налогом, обусловленная льготами при производстве прицеповвыполняется аналогично как при производстве мотокультиваторов.
Но величина прибыли, необлагаемая налогом, обусловленная льготами приходящиеся на долю объёма продажприцепов (Lп) рассчитана по:
Lп = (п.12 * 0,03 +КВп м * 0,3 +Зс с) * 0,3 (33)
где КВп м –капитальные вложения на природоохранные мероприятия.
4 Весь расчёт величина отчислений врезервный фонд при производстве прицепов выполняется аналогично как припроизводстве мотокультиваторов.
Величина отчислений врезервный фонд, приходящийся на долю объёма продаж прицепов (Ор ф п),проводится аналогично как при производстве мотокультиваторов:
Ор ф п = Орф * Dп (34)
где Ор ф –величина отчислений в резервный фонд;
Dп – доля объёма продаж прицепов. Dп = 0,3.
Тогда:
Ор ф п =108 250 * 0,3 = 32 475 руб.
Оптимальным дляпредприятия считается вариант с максимальной чистой прибылью. Показатели поэтому варианту отражаются в таблице 5.
Таблица 5 — Основныепоказатели деятельности предприятия378) Показатели 379) Ед. измер. 380) Сумма 381) 382) Годовой выпуск 383) шт. 384) 385) 386) а) прицепа 387) 388) 558 389) 390) б) мотокультиватора 391) 392) 1 300 393) 394) Полная себестоимость 395) руб. 396) 397) 398) а) прицепа 399) 400) 21 705,72 401) 402) б) мотокультиватора 403) 404) 18 337,23 405) 406) Цена с учетом спроса и предложения 407) руб. 408) 409) 410) а) прицепа 411) 412) 52 000 413) 414) б) мотокультиватора 415) 416) 36 000 417) 418) Прибыль от реализации продукции 419) руб. 420) 29 783 265,20 421) 422) Валовая прибыль 423) руб. 424) 29 932 015,20 425) 426) Чистая прибыль 427) руб. 428) 23 235 061,50 429) 430) Резервный фонд 431) руб. 432) 108 250 2.2 Определение точки безубыточности производствапродукции
Необходимо определитьобъем производства мотокультиваторов и прицепов, начиная с которых предприятиебудет получать прибыль и меньше которых производить продукцию убыточно. Дляэтого определим точку безубыточности аналитическим методом и для наглядностипостроим график рентабельности, показывающий зависимость между выручкой отреализации продукции, себестоимостью и объемом выпуска.
На основе рассчитанныхкалькуляций себестоимости мотокультиватора и прицепа определим постоянные ипеременные издержки.
Таблица 6 – Постоянныеиздержки.433) Статьи расходов 434) Мотто-культиватор 435) Прицеп 436) 437) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) 438) 2 272,40 439) 2 750,80 440) 441) Общепроизводственные расходы 442) 1 136,20 443) 1 375,40 444) 445) Общехозяйственные расходы 446) 1 136,20 447) 1 375,40 448) 449) Внепроизводственные расходы 450) 181,56 451) 214,91 452) 453) Постоянные издержки 454) 4 726,36 455) 5 716,51
Таблица 7 – Переменныеиздержки.456) Статьи расходов 457) Мотто-культиватор 458) Прицеп 459) 460) Основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (материальные затраты) 461) 10 175 462) 11 830 463) 464) Основная заработная плата производственных рабочих 465) 2 272,40 466) 2 750,80 467) 468) Дополнительная заработная плата производственных рабочих 469) 454,48 470) 552,16 471) 472) Отчисления на социальные нужды основной заработной платы производственных рабочих (ЕСН) 473) 708,99 474) 858,25 475) 476) Переменные издержки 477) 13 610,81 478) 15 991,21
Определим точкубезубыточности аналитическим методом:
qmin = Ипост. / (Р – Ипер.), (24)
где qmin – минимальное количество продукциипри данной цене, штук;
Ипост. –годовая сумма постоянных издержек, руб.;
Ипер. – суммапеременных издержек в себестоимости единицы продукции, руб.;
Р – цена единицыпродукции, руб.
Тmin = Р * qmin, (25)
где Тmin – минимальный объем выручки отреализации продукции, при котором уровень рентабельности больше 0%, руб.
Точка безубыточности припроизводстве мотокультиваторов:
qminМ = 4 726,36*1 300 / (36 000 — 13610,81) = 274 штук.
Тminм = 36 000*274 = 9 864 тыс. руб.
Точка безубыточности припроизводстве прицепов:
qminп = 5 716,51*558 / (52 000 — 15 991,21)= 88 штук.
Тminп. = 52 000*88 = 4 576 тыс. руб.
Списоклитературы
1. Багиев Г.Л.,Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов.- 3-е изд. /Под общ. ред.Г.Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2006.
2. Веснин В.Р.Менеджмент: Учебник. -3-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007.
3. Зельдович Б.З.Менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
4. Фатхутдинов Р.А.Производственный менеджмент: Учебник для вузов.- 5-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
5. Экономикапредприятия: Учебник для вузов. 5-е изд. Под ред. акад. В.М. Семенова – СПб.:Питер, 2008.
6. ГОСТ 7.32 – 2001.Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет онаучно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – М.: Изд-востандартов, 2001.