Содержание
1Необходимые условия для развития малого предпринимательства
2Законодательные основы развития малого бизнеса в РБ
3Дополнительные источники финансирования хозяйственной деятельности малыхпредприятий
Списокиспользованных источников
1 Необходимые условиядля развития малого предпринимательства
Известныйамериканский ученый Поль Самуэльсон пишет: «Люди всегда хотят начатьсамостоятельное дело.… Если даже им никогда не удается заработать больше, чемнесколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное ввозможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневномурешению которых мелкий предприниматель имеет склонность». Создание собственногодела является формой выражения экономической свободы и мотивации людей.
Созданиесобственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагаетналичие следующих предпосылок:
— наличие имущества для формирования первоначального капитала;
— наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формированияминимального размера уставного (складочного) капитала;
— наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организациии осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для заключениядоговора аренды нежилых помещений;
— предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель будетпредлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;
— формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственногодела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности,ведение бухгалтерского и финансового учета и др.
Важносамому предпринимателю объективно ответить на следующий вопрос: обладаю ли явсем необходимым, чтобы вести собственное дело? Поскольку предприниматель насвоей фирме будет самым главным работником, ему необходимо дать своимположительным и отрицательным чертам объективную оценку. Вот нескольковопросов, которые он должен задать себе: Я сам начинаю дело? Насколько умею яладить с людьми? Насколько я тверд в принятии решений? Обладаю ли я достаточнымзапасом физических сил и эмоциональным потенциалом для успешного ведения дела?Насколько хорошо я планирую и организую свои дела? Достаточно ли сильно моежелание придерживаться намеченной цели? Как ведение бизнеса отразится на моей семье?Достаточно ли у меня знаний, чтобы заниматься данным видом бизнеса?
Нонужно ответить и на вопрос, какой вид бизнеса следует выбрать? Обычно наилучшимвидом бизнеса является тот, в котором будущий предприниматель наиболеезаинтересован, а также тот, для ведения которого уже имеются определенныенавыки. Он может проконсультироваться со службами поддержки предпринимательствао потенциальных возможностях различных видов бизнеса в своем районе.Соответствие его квалификации возможностям местного рынка увеличит шансы науспех.
Будущийпредприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которойон намеревается создать собственное дело. По данным американской статистики,около 90% новых предприятий открывают люди в той области деятельности, вкоторой уже имеют опыт работы, или прошли специальное обучение и стажировку,или сумели привлечь к созданию собственного дела высококвалифицированныхспециалистов, которым они доверяют свою судьбу.
Длявыбора карьеры в бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств,способностей и возможностей, чтобы, не отказываясь от мечты создать собственноедело, прояснить свои слабые места (особенно в области управления людьми) ипостоянно учиться искусству быть собственником дела, уметь разумно рисковать,предвидеть неудачи и стараться их избежать. Поэтому предприниматель долженуметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия от риска, сохранятьпредпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственногопредприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах вособенности. Учитывая, что в нашей стране до сих пор не сформирована позитивнаяпредпринимательская среда, функционирует огромный бюрократический слойчиновников, действует агрессивная внешняя среда, будущему предпринимателю нужноуметь предвидеть решения властей, которые часто ущемляют правапредпринимателей, научиться защищать не только свое имущество и все активы отпосягательств агрессивных сил, но и свою жизнь.
Будущийпредприниматель непременно должен помнить важнейшее правило: в организациисвоего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные силы, ибо толькомалое предпринимательство пользуется определенной поддержкой со сторонывластей.
Некоторыепринципы создания собственного дела.
Задумавсоздать собственное дело, будущий предприниматель должен ответить на рядведущих вопросов:
— для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели),есть ли для него место под «солнцем рынка». Поэтому процесс принятияпредпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи — для когопроизводить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (взависимости от вида и типа рынка);
— что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, азатем уже определить, есть ли у него все условия и факторы для своейдеятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют правозаниматься только законной и (или) лицензируемой деятельностью;
— как производить продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, накакой технической и технологической основе, с какими качественнымихарактеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентной способности.Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом ипредложением товара, который собирается предложить предприниматель (в любойсфере деятельности — производственной, торгово-посреднической,финансово-кредитной) на рынке, причем не вообще на рынке, а на определенномтерриториальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создаватьсобственное дело и производить данные товары.
Будущийпредприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоватьсяважнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых,нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательскаядеятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предпринимательработает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а самсоответственно получает прибыль (доход).
Во-вторых,производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе рынокможет не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать(продать) и получить планируемую прибыль.
В-третьих,предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведениеконкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка.Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать товары, азаниженная — получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразованияиграет существенную роль в механизме создания и функционирования собственногодела, общий алгоритм которого можно выразить следующей краткой схемой:предпринимательская идея — цели предпринимателя — разработкапредпринимательского проекта — реализация его в виде создания собственного дела- функционирование организации (первая стадия жизненного цикла).
2 Законодательныеосновы развития малого бизнеса в РБ
Вопрос о том, какие организационно-правовые формы могут приниматьмалые и средние предприятия, имеет большое социально-экономическое значение.Речь идет о возможности населения включаться в предпринимательскуюдеятельность, а потому и о масштабах малого и среднего бизнеса. В ряде стран сразвитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людейвовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательствомпредусмотрены разнообразные формы создания малых и средних предприятий. Приэтом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабыбизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.
Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многихфакторов, важнейшими из которых являются:
1) задачи, которые ставятся перед предприятием при его создании;
2) размер капитала, которым располагают основатели;
3) ответственность, которую хотели бы взять на себя вкладчикикапитала: ограниченная или неограниченная;
4) степень участия вкладчика капитала в управлении предприятием;
5) наличие или отсутствие у основателя предприятияпрофессиональных знаний;
6) налоговое законодательство.
Согласно законодательству Республики Беларусь, основными формамипредпринимательской деятельности в нашей стране являются:
1) предпринимательство без образования юридического лица(индивидуальные предприниматели);
2) предпринимательство с образованием юридического лица.
Предпринимательство с образованием юридического лица можетосуществляться в форме хозяйственных товариществ или обществ, а также унитарныхпредприятий.
Хозяйственные товарищества подразделяются на полные икоммандитные. Хозяйственные общества включают акционерные общества, общества сограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Как свидетельствуют данные официальной статистики, более 10 %малых предприятий республики функционируют в виде обществ с ограниченнойответственностью (ООО), свыше 20% — в форме унитарных предприятий (УП), около18 % — в виде обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15 % — вформе закрытых акционерных обществ (ЗАО).
Порядок создания и закрытия малых предприятий (МП) определяетсяПоложением о государственной регистрации и ликвидации (прекращениидеятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента РеспубликиБеларусь от 16.11.2000 г. № 22.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования производитсяпо месту их нахождения.
Деятельность без государственной регистрации либо на основаниинедостоверных данных, представленных для государственной регистрации, илиосуществление ими деятельности, не указанной в учредительных документах(свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя),является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности,взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.
Государственная регистрация МП осуществляется облисполкомами(Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий порегистрации местным исполнительным и распорядительным органам. Если МПсоздается в свободной экономической зоне, его регистрация производитсяадминистрацией СЭЗ. Государственная регистрация производственных предприятийосуществляется также Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Могилевскимгорисполкомами.
До подачи документов в регистрирующий орган один из учредителей(участников) создаваемого МП должен согласовать с этим органом наименованиепредприятия.
Для государственной регистрации МП учредители представляют врегистрирующий орган:
— заявление;
— анкету установленного образца;
— копию решения о создании предприятия;
— учредительные документы;
— документы, подтверждающие внесение вклада в уставный фонд;
— документы, содержащие сведения о собственниках имущества;
— гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право наразмещение МП по месту нахождения;
— платежный документ, подтверждающий внесение платы зарегистрацию. Плата за регистрацию создаваемого предприятия составляет 60 евро,за внесение изменений и дополнений в учредительные документы — 15 евро.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования производитсяв месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. При необходимостиполучения дополнительных сведений о собственниках имущества регистрирующийорган вправе продлить срок регистрации до двух месяцев с уведомлением об этомсобственников имущества.
Государственная регистрация МП для их производственнойдеятельности производится в первоочередном порядке.
Малое предприятие может быть ликвидировано по решению учредителей,хозяйственного суда либо регистрирующего органа.
Хозяйственный суд может принять решение о ликвидации МП в случаях:
— осуществления последним деятельности без лицензии либозапрещенной законодательством;
— сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектовналогообложения в течение 12 месяцев подряд;
— наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годови ненаправления регистрирующему и налоговому органу сообщений о причинахвозникновения убытков;
— наличия задолженности по платежам в бюджет и государственныецелевые бюджетные и внебюджетные фонды более б месяцев подряд с датыобразования задолженности;
— уменьшения стоимости чистых активов МП по результатам второго икаждого последующего финансового года ниже установленного законодательствомминимального размера уставного фонда.
Регистрирующий орган может принять решение о ликвидации МП вслучаях:
— нарушения установленных законодательством сроков регистрацииакций;
— нарушения сроков и порядка формирования минимального размерауставного фонда;
— неосуществления предусмотренной учредительными документамипредпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправлениярегистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такойдеятельности.
Все работы по закрытию деятельности МП производит ликвидационнаякомиссия:
— помещает в газете «Рэспублика» сообщение о ликвидации МП, вкотором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;
— составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;
— уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации МП;
— принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получениюдебиторской задолженности;
— сосредоточивает денежные средства МП на единых расчетном ивалютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;
— оценивает имущество МП;
— рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;
— обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;
— утверждает смету расходов по ликвидации МП, в том числе пофинансированию деятельности ликвидационной комиссии;
— составляет в установленном порядке ликвидационный баланс ипредставляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом оработе ликвидационной комиссии.
Малые предприятия как хозяйствующие субъекты обязаны уплачиватьустановленные налоги и сборы (пошлины), по которым они признаютсяплательщиками.
Согласно общей части Налогового кодекса Республики Беларусь,налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления до нежныхсредств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканскийи (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило,в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами идолжностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенныхправ или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещениемтоваров через таможенную границу Республики Беларусь.
Налог считается установленным в случае, когда определеныплательщики и следующие элементы налогообложения:
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
В зависимости от характера деятельности, объемов выручки отреализации продукции (работ, услуг) и численности наемных работников малыепредприятия могут применять общую или упрощенную систему налогообложения.
Общая система налогообложения предполагает уплату перечня республиканских и местныхналогов и сборов, установленных Общей частью Налогового кодекса, Законом обюджете на очередной финансовый год.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленныезаконодательными актами и обязательные к уплате на всей территории РеспубликиБеларусь.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативнымиправовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплатена соответствующих территориях.
К республиканским налогам относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы;
— налог на прибыль;
— налоги на доходы;
— подоходный налог с физических лиц;
— экологический налог;
— налоги на недвижимость;
— земельный налог;
— дорожные налоги и сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
— налог с розничных продаж;
— налог на услуги;
— сборы с пользователей;
— целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановлениегородского транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города идр.);
— сбор с заготовителей.
Упрощенную систему налогообложения могут применять малыепредприятие со среднемесячной численностью работников до 15 человек иежеквартальной выручкой от реализации шаров (работ, услуг) не выше 5000 базовыхвеличин.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
— предприятия, производящие подакцизные товары;
— банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющиелицензируемую финансовую деятельность;
— страховые организации;
— инвестиционные фонды;
— предприятия, производящие и (или) реализующие ювелирные изделияиз драгоценных металлов или драгоценных камней;
— предприятия — участники договора о совместной деятельности;
— предприятия, занятые организацией и проведением игорных иразвлекательных мероприятий;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения,сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов и неналоговыхплатежей:
— акцизов;
— налога на доходы;
— налогов (пошлин, сборов), взимаемых таможенными органами(включая налог на добавленную стоимость и акцизы) при ввозе товаров патаможенную территорию Республики Беларусь;
— налога за пользование природными ресурсами (экологический налог)в части платежей за перерасход природных ресурсов и за выбросы (сбросы)загрязняющих веществ в окружающую среду сверх утвержденных лимитов;
— государственных пошлин;
— лицензионных и регистрационных сборов;
— обязательных взносов на государственное и социальноестрахование;
— налога на приобретение автотранспортных средств, подлежащихобязательной регистрации в государственной автомобильной инспекции (ГАИ).
3Дополнительные источники финансирования хозяйственной деятельности малыхпредприятий
Однимиз основных факторов, ограничивающих развитие малых предприятий, являетсяотсутствие реальных возможностей получения финансирования. Банки обычнопредъявляют к ним довольно жесткие требования по гарантиям возврата кредитаввиду отсутствия у них достаточно длительной кредитной истории и наличияповышенных рисков. Малому бизнесу присуща специфическая структура активов снезначительной долей недвижимости, которая могла бы использоваться в качествезалога возврата кредита. Это также усложняет поиск сторонних источниковфинансирования. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован наобслуживание крупных компаний, что существенно повышает издержки кредитованиямалых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.
Поэтомуподдержка малого бизнеса в финансовой сфере связана с созданием условий для удешевлениякредитов его субъектам, а также с формированием специальных институтов иинструментов, облегчающих доступ малых предприятий к источникам финансирования.Одним из таких инструментов является микрокредитование.
Микрокредитование- это предоставление небольших краткосрочных кредитов предпринимателям, занятымв сфере малого бизнеса. Этот вид кредитования отличают несколько принципиальныхособенностей:
— сумма получаемого впервые кредита обычно не превышает 50% валового внутреннегопродукта, приходящегося на душу населения той страны, где осуществляетсяпрограмма микрокредитования. После своевременного возвращения первоначальногокредита клиент в случае повторного обращения может рассчитывать на получениекредита в более крупных размерах;
— микрокредиты выдаются, как правило, на срок до 12 месяцев. Это, с однойстороны, стимулирует своевременный возврат заемных средств, поскольку заемщикможет рассчитывать на получение новых кредитов. С другой стороны, краткосрочныйхарактер кредита снижает степень риска и повышает эффективность использованиязаемных средств;
— процентные ставки по микрокредитам находятся на уровне рыночных значений длябанковских кредитов или даже превосходят их.
Вкачестве формы обеспечения кредита используется залог, а также поручительствогруппы заемщиков. В последнем случае несколько (обычно 4 — 6) человек — знакомых, родственников, соседей — объединяются в группу, которая несетсолидарную ответственность (известный принцип «круговой поруки») за возвраткредита, полученного каждым членом этой группы. Используя именно такую формуобеспечения, программы микрокредитования добиваются 95 — 98 % возвратностикредита.
Институтымикрокредитования — это своеобразные финансовые посредники, которые, с однойстороны, аккумулируют предназначенные для микрофинансирования средства,поступающие из разных финансовых источников, а с другой — обеспечивают доступсубъектам малого бизнеса к финансовым ресурсам и сопутствующим услугам.
Рольинститутов микрокредитования могут выполнять:
— сберегательные и универсальные банки;
— кредитные союзы;
— общественные организации;
— специализированные банковские учреждения.
Сцелью практической апробации развития системы микрокредитования в РеспубликеБеларусь в 1999 – 2001гг. в рамках совместного проекта Программы развития ООН иПравительства страны на базе Белорусского фонда финансовой поддержкипредпринимателей (далее — Фонд) был реализован пилотный проект помикрокредитованию субъектов малого предпринимательства. Фонду было передано 50тыс. дол. США в виде кредитных ресурсов, а также оргтехника, компьютерное идругое оборудование на сумму 20 тыс. дол. США.
Вкачестве базовой для Беларуси была принята модель индивидуальногомикрокредитования. В соответствии с ее условиями получателями микрокредитовявлялись только субъекты малого предпринимательства — малые предприятия(юридические лица) и индивидуальные предприниматели.
ПоложениемФонда были установлены следующие условия выдачи микрокредитов:
— размер кредита при первом обращении — до 2500 минимальных заработных плат(МЗП), в случае повторного обращения того же заемщика — до 5000 МЗП;
— срок — от 1 до 12 месяцев;
— процентная ставка — в соответствии с кредитным договором, но не выше ставки рефинансированияНационального банка;
— способ перечисления — в безналичной форме непосредственно поставщику продукции(товара, работ, услуг), минуя расчетный счет получателя кредита;
— залог — имущество заемщика или поручителя, в качестве обеспечения кредитаиспользовались также банковские гарантии;
— валюта — кредиты выдавались в денежных единицах Республики Беларусь.
Положениерегламентировало и направления использования микрокредитов: они выдавалисьтолько на цели, связанные с движением текущих и долгосрочных активов, а такжереализацией производственных и коммерческих проектов субъектов хозяйствования.
Засчет микрокредитов не допускалось:
— покрывать бесхозяйственность и убытки;
— осуществлять взносы в уставные фонды субъектов хозяйствования;
— покупать ценные бумаги;
— оплачивать проценты за пользование банковским кредитом;
— выплачиватьдивиденды по акциям;
— погашать ранее полученные кредиты;
— осуществлять уплату налогов, сборов, таможенных пошлин;
— оплачивать пени, штрафы, неустойки;
— осуществлять ломбардные операции.
Приобращении за кредитом заемщик должен был представить в Фонд пакет документов,включающий заявку на получение кредита, свидетельство о государственнойрегистрации, краткий бизнес-план или технико-экономическое обоснование.Юридические лица представляли также выписку о движении средств на расчетномсчете, а частные предприниматели — декларацию о доходах, заверенную в налоговойинспекции, и справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджет.
Прирассмотрении заявки на кредит представитель Фонда в обязательном порядкепосещал потенциального заемщика.
Всяпроцедура рассмотрения и принятия решения относительно выдачи микрокредита приусловии представления всех необходимых документов занимала не более двухнедель.
Тольков течение 1999 г. Фондом было выдано 19 микрокредитов. При этом каких-либопроблем с реализацией кредитных соглашений и возвратом долгов не возникало, чтосвидетельствует о высокой эффективности данного финансового инструмента.
Нарядус Фондом, в настоящее время микрокредиты в Беларуси предоставляет ряд специализированныхбанков (ОАО «БелГазпромбанк» и ОАО «Приорбанк»), работающих со средствамикредитной линии Европейского банка реконструкции и развития по поддержке малогои среднего бизнеса. Эти микрокредиты ориентированы на очень малые и малыепредприятия (количество работников которых, как правило, не должно превышать 20человек), а также на ИП. Цель кредита — финансирование торговых операций,производства и услуг, сумма — до 50 тыс. дол. США.
Микрокредитможет быть выдан как в безналичной форме, так и наличными деньгами виностранной валюте или белорусских рублях. Процентная ставка — 12 — 14 %годовых, срок кредитования — от 1 до 18 месяцев. При этом может быть предоставленаотсрочка выплаты основного долга (до одного месяца).
Еслиполучатель кредита не осуществлял хозяйственную деятельность, то минимум 30 %всех расходов по проекту должно быть профинансировано за его счет (в денежнойили натуральной форме). При этом должно быть предоставлено высоколиквидноеобеспечение в размере не менее 100 % суммы основного долга и процентов,рассчитанных на весь срок микрокредита. Возможно также поручительство третьихлиц (физических и юридических), обеспеченное залогом.
Процедуракредитования максимально упрощена. Все действия, необходимые для получениякредита, осуществляются клиентом непосредственно в банке.
Крометого, в Республике Беларусь финансовая поддержка субъектов малогопредпринимательства осуществляется при реализации ими инвестиционных проектовпосредством предоставления на льготных условиях кредитов, лизинга, компенсациирасходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, а такжерасходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды в частиоплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствамина приобретение объекта лизинга. Указанная финансовая поддержка оказывается науровне страны — Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, науровне регионов — соответствующими территориальными структурами. Основнымисточником средств является республиканский бюджет и бюджеты областей (городов,районов).
Условияпредоставления кредита или лизинга, как правило, следующие:
— процентная ставка — ниже или на уровне ставки рефинансирования Национальногобанка страны для инвестиционных проектов;
— обязательное залоговое обеспечение (недвижимость, автотранспортные средства,товары в обороте, поручительство юридических и физических лиц, банковскаягарантия);
— обязательное страхование имущества;
— срок использования денежных средств — до 18 месяцев. Объем финансовой помощи — до 20 тыс. дол. США.
Дляфинансирования самозанятости населения, а также создания новых рабочих мест длятрудоустройства безработных граждан используются средства Фонда занятости.Поддержка осуществляется в виде возвратного финансирования или безвозмездныхсубсидий.
Однимиз перспективных финансовых инструментов поддержки малого бизнеса, неполучившим пока широкого распространения в Республике Беларусь, являютсякредитные союзы или общества взаимного кредитования.
Обществовзаимного кредитования (ОВК) — кредитная организация, образованная на основечленства физических и юридических лиц с целью оказания взаимной кредитной и сберегательнойподдержки.
Обществовзаимного кредитования образуется и осуществляет свою деятельность наосновании:
— добровольности членства;
— образования по профессиональному, отраслевому и территориальному признакам;
— оказания услуг по кредитованию только членам ОВК;
— субсидиарной ответственности членов ОВК по его обязательствам;
— императивности принципа в управлении ОВК «один член ОВК — один голос»;
— открытости информации о деятельности ОВК для его членов;
— непосредственного участия членов ОВК в принятии решений по кредитнымотношениям.
ВОВК устанавливается равный для всех его членов обязательный паевой взнос.
Помимообязательного паевого взноса в уставе ОВК может предусматриваться обязанностьего членов вносить дополнительные паевые взносы пропорционально объемукредитов, которыми пользуется или предполагает пользоваться данный член ОВК.
Размеробязательных и дополнительных паевых взносов, сроки и порядок их внесенияопределяются его уставом.
Обществовзаимного кредитования может выдавать кратко-, средне- и долгосрочные ссуды иоказывать другую аналогичную финансовую помощь своим членам.
Кредитывыдаются на срок под проценты и на условиях обеспечения, установленные высшиморганом управления ОВК.
Всечлены ОВК несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества вразмере, предусмотренном его уставом, но, как правило, не менее своего взноса вОВК. Для обеспечения непредвиденных расходов ОВК формирует резервный фонд, адля покрытия возможных убытков — страховой фонд. Размеры указанных фондовутверждаются общим собранием членов ОВК.
Список использованныхисточников
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основыбизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
2. Мазоль С.И.Совместные предприятия в экономической системе общества.– Мн.: Элайда, 2002. –176 с.
3. Мазоль С.И.Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.
4. Предпринимательство:Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА–М, 2002. – 448 с.
5. Экономическаяистория зарубежных стран: Учеб. пособие/ Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф.Пашкевич и др.; под. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 592с.
6. Экономикамалого бизнеса: Учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 231 с.