Реферат по предмету "Экономика"


Развитие малого бизнеса

Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические и правовые основы функционирования малого бизнеса в национальнойэкономике
1.1 Сущность,понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Правовыеосновы малого бизнеса в РФ
Глава 2.Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основныетенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России вусловиях мирового кризиса
Заключение
Списоклитературы
Введение
Мировой опытсвидетельствует, что малое предпринимательство в цивилизованных формах являетсяважным условием оздоровления не только национальной экономики, но всейобщественной жизни государства.
Так малыепредприятия представляют возможность реализовывать творческие способности,предприимчивость, инициативу, создавать конкурентную среду. Лишь при наличиибольшого количества малых предприятий различных форм собственности можноликвидировать дефицит многих видов продукции, совершенствовать общественныеотношения, добиваться их адекватности современным производительным силам вэкономике государства.
Однакопроцесс становления малого предпринимательства в различных сферах общественнойжизни в России идет пока очень трудно и болезненно. Нередко его сущностьдеформируется, обретает бюрократический или криминальный характер и не тольконе дает той отдачи, на которую можно рассчитывать, но и порождает новыетрудности в хозяйственной и общественной жизни, создает новые хозяйственные иобщественные аномалии. На протяжении рыночной трансформации национальнойэкономики РФ не отработан правовой механизм становления и развития малогобизнеса, не созданы технологии реконструкции и обновления основных фондов этогосектора экономики, нет благоприятного финансово-кредитного и мотивационногофона для внедрения новой техники и инновационной деятельности, научногообеспечения, консультирования, подготовки и повышения квалификации кадров.Также отсутствует приемлемая для России концепция, модель и система мергосударственно-правовой поддержки в области становления малогопредпринимательства. В целом, решение теоретических и практических проблем всистеме цивилизованного регулирования отношений в сфере малогопредпринимательства находится пока на этапе становления.[1] Этим определяется теоретическая ипрактическая значимость данного исследования.
Цель даннойкурсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малогопредпринимательства в России на современном этапе.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
2. Раскрыть иохарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.
3.Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малогопредпринимательства в России.
4.Исследовать и охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России вусловиях мирового кризиса.
Объектисследования: Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы.
Возрастаниероли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелымрыночным отношениям, способствующим решению острых социальных и экономическихпроблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малогобизнеса в экономической литературе достаточно объемное.
Наиболееактуальными источниками для написания работы стали периодические издания, вкоторых даны самые свежие данные по исследуемой проблеме, среди них: Эксперт, Русскийпредприниматель, Вопросы экономики, Гражданское Общество, Бизнес-адвокат, Мироваяэкономика и международные отношения в современных фирмах, Менеджмент в России иза рубежом, и др.
Глава 1.Теоретические и правовые основы функционирования малого бизнеса в национальнойэкономике1.1Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
Современныеэкономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малыйбизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большойбизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципахорганизации дела. [2]
Малый бизнес– это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскуюдеятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо невходящих ни в одно монополистическое предприятие.[3]
Малоепредпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающийматериальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических,природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а сдругой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав,предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 КонституцииРоссийской Федерации)./>/>[4]
Так предпринимательскаядеятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность,осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленнымизаконами, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве.[5]
Современныеэкономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малыйбизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большойбизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципахорганизации дела. [6]
/>Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговлиСША считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов вгод. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либоиное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [7]
Хотя «лицо» любогоразвитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличиемощной экономической силы — крупного капитала — во многом определяет уровеньнаучно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизнистран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая,динамичная и гибкая форма деловой жизни. Существенная роль малого предпринимательстваопределяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющеебольшинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активногонаселения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнесанаиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши»,способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю,развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнымиособенностями малого предпринимательства являются широкое использованиенебольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоениюинвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характернойчертой этого сектора является активная инновационная деятельность,способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малыепредприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда,организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесугибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктурыспособствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижениюоптимальной структуры экономики. [8]
Велика рольпредпринимательства и в решении проблемы занятости. В промышленно развитыхстранах на него приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочихмест. Нет нужды доказывать особую значимость этого аспекта развитияпредпринимательства для нашей современной экономики. [9]
Опыт многихстран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малогопредпринимательства в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов.Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малогопредпринимательства до 20% оборонных заказов.[10]
Так малоепредпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпыэкономического роста, состояния занятости населения, структуру и качествовалового национального продукта государства.
Анализдоступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и вусловиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляютсяопределенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства,помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров,сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночнойэкономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Какпоказывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а такжепостсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляютсяопределенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства,помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров,сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п.[11] Все это опосредовано особымзначением малого бизнеса в экономике государства.
Малый бизнесиграет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемойчастью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильностьрыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту системуотношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокуюэффективность производства путем глубокой специализации и кооперациипроизводства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальнойэкономики.
Мелкий бизнесприсутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малогобизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чемнедостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства –пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические исоциальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошуюадаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. Всилу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легчепроконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи сизменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства посравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способностьк быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективноеиспользование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создаетблагоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентнаясреда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительскийсектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами,лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источникомбюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятийместным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий. [12]
В настоящеевремя в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупныекомпании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства,устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика. [13]
Малый бизнесиграет важную роль в развитии экономики многих развитых стран, но в Россииразвитие малого предпринимательства существенно отстает. Это связано с тем, чтоне получила развития государственная поддержка этих предприятий, хотя малыепредприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимаяот колебаний рынка, очень в ней нуждается.1.2Правовые основы малого бизнеса в РФ
ПереходРоссии к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства.Без знания и соблюдения его основ успешная предпринимательская деятельностьневозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливатьнормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знанияспециалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, впервую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.
Гражданскийкодекс РФ, часть I образует юридическую базу малого предпринимательства России.Основные понятия, которые используются в правовом урегулировании малогопредпринимательства: юридическое лицо, собственность, обязательство, договор, учредительныедокументы и др..
Малым бизнесомв России считается предпринимательская деятельность физических лиц — индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций- малых предприятий.
Согласностатье 3 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации» коммерческая организация является малымпредприятием, если одновременно выполнены следующие условия: доля участия РФ,субъектов РФ, фондов, общественных и религиозных организаций в уставномкапитале организации составляет не более 25%, доля в уставном капитале,принадлежащая юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса,составляет не более 25%, средняя численность работников за отчетный период непревышает 100 человек — в промышленности, строительстве, на транспорте; 60человек — в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 30 человек — врозничной торговле и бытовом обслуживании; 50 человек — в оптовой торговле ипри осуществлении иных видов деятельности.
При этомсредняя численность определяется с учетом всех работников организации (включаяработающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству, атакже работников представительств и филиалов). [14]
Первым шагомв организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратимвнимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственнойрегистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства.Для малых предприятий вопрос государственной регистрации решается Законом от 8августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц». А для индивидуальных предпринимателей — Законом РСФСР от 7 декабря1991 года № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а такжеУказом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочениигосударственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации».
Индивидуальныепредприниматели для государственной регистрации должны представить врегистрирующий орган по месту постоянного жительства заявление, составленное поустановленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Размеррегистрационного сбора устанавливается городским (районным) органомзаконодательной власти. При этом он не может превышать размера минимальноймесячной оплаты труда. Заявление о регистрации должно рассматриваться не более15 дней. В течение 10 дней после государственной регистрации в налоговый органпо месту жительства индивидуального предпринимателя необходимо подать заявлениео постановке на учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учетбесплатно, в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.
Длярегистрации малого предприятия в регистрирующий орган по месту нахожденияоргана или лица, имеющих право действовать без доверенности от именипредприятия, представляются: заявление по установленной форме, решение осоздании предприятия, учредительные документы, документ об уплатегосударственной пошлины (образцы учредительных документов, а также формузаявления можно получить, например, в справочной правовой системе ГАРАНТ).Государственная регистрация производится в территориальных налоговых органах, всрок не более 5 рабочих дней. Одновременно в налоговых органах осуществляетсяпостановка на учет (малым предприятиям, в отличие от индивидуальныхпредпринимателей, дополнительно подавать заявление в налоговый орган опостановке на учет не требуется).
Согласностатье 288 Гражданского кодекса РФ предприятия, учреждения, организации недолжны размещаться в жилых помещениях. В связи с этим во многих регионах Россиирегистрация предприятий, указывающих своим юридическим адресом илиместонахождением жилые помещения, производится с ограничением. Так всоответствии с п. 5.6 ст. 5 Закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 в Москвене допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих вкачестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, заисключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по местужительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительстваучредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц,иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупагосударственного (муниципального) имущества. Также не допускаетсянепосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельностив сфере материального производства, за исключением установленных форм надомноготруда. Аналогичные правила действуют и в других субъектах Российской Федерации.[15]
Всоответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление определенныхвидов деятельности требуется специальное разрешение — лицензия. Перечень такихвидов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности». В него, в частности,включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность;организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (заисключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охраннаядеятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений ифонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100лицензируемых видов деятельности.
Кроме того,реализовывать некоторые виды товаров, работ и услуг можно лишь при наличиисертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ иуслуг утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. Внего входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль,швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Такжесертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественногопитания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Одним изпреимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедури форм отчетности. Для малых предприятий Минфином РФ разработаны типовыерекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом МинфинаРФ от 21 декабря 1998 г. № 64н), предусматривающие применение различных формбухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственныхопераций.
Правильностьисчисления и уплаты налогов предпринимателями, а также выполнения ими другихналоговых обязательств устанавливается в ходе налоговых проверок. НК РФпредусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.Камеральные налоговые проверки проводятся инспекцией по месту своего нахожденияна основе документов, представленных налогоплательщиками, выездные — непосредственно на предприятии, по решению руководителя налоговой инспекции. Ксожалению, налоговые проверки нередко проводятся с нарушением законодательства.За 2002 год федеральными арбитражными судами округов было рассмотрено свышеполутысячи споров, связанных только с проведением выездных проверок. При этомнаиболее часто предметом споров в суде становились: проведение дополнительныхмероприятий налогового контроля; результаты проверок, охвативших более трехкалендарных лет деятельности налогоплательщика; сроки проведения проверок;неправомерное истребование тех или иных документов. Предпринимателям необходимоучитывать, что законодательством о налогах и сборах определены конкретныетребования к проведению как выездных, так и камеральных проверок. Анесоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований являетсяоснованием для отмены судами решений налоговых органов.[16]
Условия,дающие субъектам малого предпринимательства право на дополнительную поддержку ильготы:
— Субъектмалого предпринимательства должен стать участником выполнения программыразвития и поддержки малого предпринимательства на территории муниципальногообразования (города, области, края) РФ.
— Основноенаправление деятельности должно соответствовать одному из приоритетных видовдеятельности муниципального образования (города, области, края) РФ либо субъектмалого предпринимательства должен осуществлять работы по выполнению областногозаказа или участвовать в реализации (городских, краевых, областных) программсоциально-экономического развития. [17]
В настоящеевремя на территории РФ для регулирования и поддержки малого бизнеса в странедействуют:
Федеральныйзакон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации»
УказПрезидента Российской Федерации от 15 мая 2008 года №797 «О неотложных мерах поликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательскойдеятельности»
Федеральныйзакон от 22 июля 2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимогоимущества, находящегося в государственной собственности субъектов РоссийскойФедерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого исреднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации»
С 1 января2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далеетакже – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных вФедеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделениясубъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 годакритериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняячисленность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значениявыручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласнонормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятсявнесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительскиекооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных имуниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные вединый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица,крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям дляюридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранныхграждан, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде)указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (заисключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевыхинвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или несколькимюридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднегопредпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; средняячисленность работников за предшествующий календарный год не должна превышать100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются такжемикропредприятия – до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг)без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов(остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) запредшествующий календарный год не должна превышать предельные значения,установленные Правительством Российской Федерации.[18]
Такимобразом, цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только приналичии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер,направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другиевиды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политикив этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективностьего деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.
В следующейглаве курсовой работы, опираясь на практические данные проанализируем иохарактеризуем основные тенденции, проблемы и перспективы развития малогопредпринимательства в России.
Глава 2.Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России2.1Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательствав России
Вреформировании российской экономики еще со времен перестройки и переходаотечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себяроль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегоднячастный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
Между тем к2008 г. в России имелось менее трехсот тысячмалых предприятий, 12% рабочихмест.[19]
Ниже на рис1. дается процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или инойотрасли экономики РФ (данные на начало 2008. г.)
/>
Рисунок 1.Процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отраслиэкономики РФ (данные на начало 2008. г.)[20]

В последниедесятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один изважнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономическогоразвития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых странсоставляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.[21]
В условиях рынка малые предприятияиспытывают серьезные трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах,но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода.Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей,неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (втом числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования,кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей,отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развитиятехнологий в условиях инфляции, спросовые ограничения, неравноправное положениена рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческихнавыков, криминализация экономики — все эти факторы оказывали и оказывают понастоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства вРоссии.[22]
Несмотря наширокомасштабную подготовку кадров для сферы малого бизнеса на протяжениинахождения России в условиях рынка, проблема кадрового обеспечения остаетсяактуальной. Связано это, прежде всего с тем, что в целом формирование системыподготовки кадров для предпринимательской деятельности в России носит взначительной мере стихийный характер. По мнению экспертов, этот процесснаходится не только вне государственного влияния и поддержки, но и общественныепредпринимательские структуры в этой сфере действуют разрозненно, не имеясогласованной стратегии, как ее развития, так и использования.
Особенностью российскогомалого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разнымоценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательстваукрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальныхресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужаетсяналоговая база, не снижается криминализация экономики. [23]
В целом вроссийских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идетдостаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателейсокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть –перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась насферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать. [24]
Междутем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требуетизменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезныепозиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономикехарактеристики.
Это необходимо, так как малый бизнес способен приотносительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне,который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурнуюнесбалансированность на макроуровне.
Успешноеразвитие малого бизнеса в значительной степени зависит от взаимодействия скредитными институтами. Несмотря на то, что в названиях многих банков испециализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии маломубизнесу, в реальности большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа кфинансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающихспецифику российского малого бизнеса.[25]
В вышерассмотренных условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фонеобщего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий, втом числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал,возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственнымисилами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.
Новыепроблемы и возможности оптимизации малого бизнеса в настоящее время связаны свлиянием мирового финансового кризиса, что подробно рассматривается ианализируется в следующей части курсовой работы.2.2Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России вусловиях мирового кризиса
Все, чтопроисходит на наших глазах, уже сравнивают с глобальной экономическойкатастрофой конца 20-х — середины 30-тых годов 20 века. Большинство экспертовпричинами этого кризиса называют проблемы в американской экономике, возникшиевследствие резкого сокращения сбережений, рост дешевых кредитов, неадекватногопотребления и формирования как большого пузыря очередь на рынке рискованныхипотечных ценных бумаг.[26]
Такамериканская экономическая модель в значительной мере развивается благодаряпотребителям, поскольку потребительские расходы формируют порядка 2 / 3 ВВПСоединенных Штатов. Именно постоянный рост потребления создавали в течениепоследних тридцати лет прирост ВВП, доходов населения и государственногобюджета США. Главным источником финансирования избыточных расходов напротяжении последних 30 лет в Соединенных Штатах является кредитование. Ссередины 80-х американцы фактически не только не возвращали кредиты, анаоборот, наращивали их темпами, которые значительно опережали как темпы ростаих доходов, так и темпы роста ВВП.
С тех пордолговые обязательства основной массы американцев начали расти не просто сускорением, а вообще в арифметической прогрессии относительно роста доходов. Насегодня объем финансовых обязательств основной массы американских гражданперевалив уже за 140% их годового дохода. Только выплаты по процентам превысили10% дохода населения — что уж говорить о возврате основных сумм. Очевидно, чтоэто в какой момент не могло не привести к ситуации, когда большинство простыхамериканцев уже не могли брать новые кредиты. Они вынуждены прекратитьнаращивать объемы потребления и начать заниматься исключительно возвратомнакопленных долгов. Многие и этого уже делать не могли и начали отказываться отприобретенных в кредит домов, автомобилей и т.п. Это, в свою очередь, началообваливать рынки автомобилей, недвижимости и по цепочке другие секторыамериканской экономики. И это не могло не привести к резкому падению курсабольшинства ценных бумаг на американском фондовом рынке.[27]
Еще однапричина современного мирового финансового кризиса, заключается в том, чтопослевоенная мировая экономическая система базировалась на выполненииСоединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был иостается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доляСША в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговлибыл относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средстваплатежа.
Статусцентрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничемне обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические июридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услугипрактически в любой стране мира.
На сегоднядолг правительства США превысил 9,5 триллиона долларов, а после реализаций такназываемого плана спасения экономики министра финансов США Полсона, этот долгпревысит 10,5 триллиона долларов.[28]
Уменьшениенадежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежноведет к параличу всей системе международных расчетов. Возможно существенноесокращение объемов международной торговли — как следствие падения спроса наосновные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количествестран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов.Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене за баррельнефти.
Так, помнению аналитиков, России, как и другим развивающимся рынкам, еще предстоит«новая волна» мирового финансового кризиса.
При этомделается упор на то, что выйти из кризиса в одиночку невозможно, толькосовместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайноеженедельно в мире собираются представители разных стран, то в формате«восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместных действий.[29]
Не смотря навсю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнююситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многоеизменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами иневозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком,поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютныерезервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес сталболее открытым, а финансовая система страны – либеральной. Капиталы спокойноперемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страныприходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе.Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банкиоказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицитликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западныеинвесторы стали выводить свои средства из России. Такая же ситуация сейчас — навсех развивающихся рынках.[30]
Такфинансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступностькредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционныхпроектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативносказывается на малом и среднем бизнесе.
Однако мнениюэкспертов в условиях мирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшеедавление финансового кризиса при осуществлении производственной, хозяйственнойи коммерческой деятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями.Учитывая периодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российскаяэкономика находится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считает, чтосложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малыхпредприятий начинаются на четвертом-пятом этапе.[31]
Между темприсущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления,способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение егозавоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсыобщества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную исоциальную роль этого сектора экономики.
В то же времядля мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость отвнешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостатокресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировойфинансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию всфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса, что,собственно, уже и происходит.[32]
Так банкиориентируются на кредитование лишь эффективно развивающихся предприятий. Приэтом большинством банков не используются такие широко распространенные зарубежом формы поддержки малого бизнеса, как факторинг, овердрафтноекредитование, кредитования на условиях кредитной линии с лимитом задолженностии с лимитом выдачи и другие банковские продукты. Для малого бизнеса труден,особенно в условиях кризиса, доступ к финансовым ресурсам, все сильнее ощущаетсянужда в налоговых каникулах, минимальных арендных платежах.
Из-задевальвации рубля, произошедшей в последние месяцы, в крайне тяжелом положенииоказался торговый сектор экономики, особенно его малы сегмент. Нарушены связимежду производителями товаров и торговыми организациями, особенно связанные симпортом товаров народного потребления, привычные схемы товаропотоков перестаютфункционировать.
Ощущаетсянехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По даннымэкспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза.Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители илиоптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации.
Действующаяотечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, атоварный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенноснижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятийв условиях кризиса.[33]
В целомнедостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем малых предприятий вусловиях кризиса. При этом банковскими кредитами, по данным специалистов, вусловиях кризиса реально могут воспользоваться лишь 10-15% малых предприятий,что объясняется завышенными требованиями со стороны кредиторов к таким предприятиям.Так, банки готовы рассматривать вопрос о выдаче кредита только при условииуспешной работы малого предприятия не менее года (реже – 6 месяцев), отсутствииу предприятия налоговой задолженности, положительного баланса, и, самоеглавное, наличия имущества, которое можно предоставить в залог. Причем банки,как правило, требуют стопроцентное залоговое обеспечение, а активы большинствамалых предприятий в условиях кризиса существенно обесценились. Системапредоставления господдержки в виде гарантий, покрывающих часть кредита,находится лишь в стадии обсуждения и разработки. Между тем, ставка кредитасохраняется на уровне 20%.
Более того,банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуютсямалым предприятиям), в пределах 200 — 300 тысяч руб. Затраты на изучениедеятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практическиодинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широкораспространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса,как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей странепрактически не получили развития.[34]
Ниже втаблице приведены Количество зарегистрированных малых предприятий пофедеральным округам Российской Федерации.

Таблица 1[35]
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральнымокругам Российской Федерации
Федеральные
округа Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1
Прирост / сокращение (-)
количества
зарегистрированных МП
на 100 тыс. чел. населения1
за период
01.04.2008- 01.04.2009 КоличествозарегистрированныхМП в расчете на 100 тыс. чел. населения1 в% от среднего по РФ РФ 160,4 -41,7 100,0 Центральный 196,9 -24,9 122,8 Северо-Западный 231,0 0,7 144,0 Южный 119,6 -53,3 74,6 Приволжский 156,2 -47,2 97,4 Уральский 112,6 21,1 70,2 Сибирский 131,0 -100,2 81,7 Дальневосточный 147,1 -102,7 91,7
1 исходя из численностинаселения на 1 января 2009 г.
На 1 апреля2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г.Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись посравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед.
Наиболеезначительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителейснизилось в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Увеличениепоказателя произошло в Северо-Западном и Уральском федеральных округах.
По итогамянваря-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учетавнешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.
Вянваре-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятияобеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный весработников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%,сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008г.
Таблица 2.
Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам РоссийскойФедерации в январе-марте 2009 г.
Федеральные
округа Среднесписочная численность работников МП1 Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых тыс. чел.
в % к
январю-марту
2008 г. %
Изменение  относительно
января-марта 2008 г., п.п. РФ 5 741,7 94,6 12,0 -0,3 Центральный 1 674,5 107,7 12,2 1,3 Северо-Западный 668,8 82,2 12,9 -2,4 Южный 707,7 83,2 12,5 -2,5 Приволжский 1 295,3 91,0 12,6 -0,8 Уральский 402,1 111,5 8,8 1,2 Сибирский 736,3 87,0 11,8 -1,4 Дальневосточный 256,9 117,1 11,4 1,8
1 без внешних совместителей иработающих по договорам гражданско-правового характера
Сокращениесреднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалосьсокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращениесреднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южномфедеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время вотдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. ВДальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятияхвыросла на 17,1%, в Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%.[36]
В целом, Поитогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым вмониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечаетсянегативная динамика.
Итогидеятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличениесреднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемовоборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.[37]
В этихусловиях государство в последние месяцы выделяет определенные финансовые средствана поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам,ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно допредпринимательских структур.
Между тем,например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции,как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее нарегиональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи ипреобладание так называемых «мягких», косвенных методов поддержки, включаярасширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров,обеспечение консультационными и информационными услугами и др.
Рядспециалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризисаподдерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так,выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палатМосковской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк»Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти — поддерживатьэффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняетбюджеты всех уровней. «Эффективный бизнес будет расти, а неэффективныйумирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали»,- считает Ю.Караваев.[38]
Однакозаметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могутдать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый выше иногдавозможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причемстабильной в течение относительно длительного периода. В современных жероссийских условиях ориентация только на эффективно работающие малыепредприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.
Необходимопризнать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко возникаютдискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупностифункционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитыхгосударств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решениипроблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различныеподходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).
Во многихстранах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства,выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготныхзаймов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесув условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал,в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы.Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовойподдержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда онанедоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций,занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опытподдержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд лицелесообразно.
В условияхкризиса существенно возрастает роль региональных торгово-промышленных палат(ТПП). В настоящее время в России их насчитывается около 150. Дляпредпринимателей, по сути, ТПП остались одним из немногих мест, куда они могутобращаться со своими проблемами. Президент РТПП Е.Примаков на прошедшем 24февраля с.г. заседании Совета председателей комитетов РТПП заявил, что развитиемалого бизнеса – прорывное направление работы РТПП.[39]
Государственныйспрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживатьсячерез реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта,телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупныхинфраструктурных проектов Инвестфонда. Также будет проводиться работа поопределению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных натехнологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способныхобеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисногороста.[40]
В 2009 году радикальноусилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников,направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Будетусилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральнойантимонопольной службы, Счетной Палаты.
Будетпродолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годыизлишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступит в силу новыйФедеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля», которым закреплен принцип уведомительного началапредпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее числопредприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. Вэтих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется безработы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год,а внеплановая проверка — только с санкции прокурора. [41]
Вместе с тем,следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса покаориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываютсясоциально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощьпредприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения(инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим своюпродукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть болееконкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставлятьсяспецифические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции восновные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренныеамортизационные списания и т.п.
Кроме того,при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российскиечерты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди нихможно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятиянескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализациизарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциалаработников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенностибольшинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположнойкартины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровняобразования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании сотсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности вусловиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстраяприспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке вусловиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствияпостоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктурерынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми исредними предприятиями и др.
Все этиособенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевыхмер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса.
При этом мерыпо содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном имуниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять другдруга.
Заключение
Малый бизнесиграет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемойчастью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильностьрыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту системуотношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокуюэффективность производства путем глубокой специализации и кооперациипроизводства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальнойэкономики.
Функционированиемалых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своимразвитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скоростипринятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственныйпроцесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Имприсущи высокая маневренность производства по сравнению с крупнымипредприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность кбыстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использованиепроизводственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятныеусловия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаютсядополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитиемалого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшемуиспользованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источникомбюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятийместным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
Цивилизованноеразвитие малого предпринимательства возможно только при наличииконцептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных наэкономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержкималого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой областистановление малого предпринимательства невозможно, эффективность егодеятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.
Вреформировании российской экономики еще со времен перестройки и переходаотечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себяроль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегоднячастный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
Между тем вусловиях рынка малые предприятия испытывают серьезные трудности, характерныедля малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся вусловиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное состояниепроизводственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороныболее крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедурырегистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведениепредприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочныхинвестиций и развития технологий в условиях инфляции, спросовые ограничения,неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов,недостаток управленческих навыков, криминализация экономики — все эти факторыоказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитиемалого предпринимательства в России.
В вышерассмотренных условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фонеобщего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий, втом числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал,возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственнымисилами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.
Новыепроблемы и возможности оптимизации малого бизнеса в настоящее время связаны свлиянием мирового финансового кризиса.
Общемировойфинансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малыхпредприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятиябыли вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.
Такфинансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступностькредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, атакже на потребительскую активность населения, что также негативно сказываетсяна малом бизнесе.
Рядспециалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризисаподдерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Однакозаметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могутдать сбой. В современных российских условиях ориентация только на эффективноработающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малогобизнеса.
Учитываязначимость малого бизнеса и его проблемы в условиях мирового финансовогокризиса на федеральном уровне Правительственной комиссией РФ по повышениюустойчивости развития российской экономики к концу 2008 г. сформирована системамониторинга за состоянием российского малого бизнеса.
Принятыдополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчетыза поставленную продукцию (факторинг).
Государственныйспрос на продукцию и услуги российских малых предприятий будет такжеподдерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов. В 2009году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действийчиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будетусилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральнойантимонопольной службы, Счетной Палаты.
Списоклитературы
1.    ВайльП. Положение малого бизнеса в экономике России и других стран // Эксперт, 2005.№ 4. С. 11.
2.    ВорническоН.И. Малый бизнес в экономике России. Новосибирск: НГТУ, 2005. С. 26-30.
3.    ГенераловВ.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства/ Отв. редактор д. э. н. Г.М. Мкртчян. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, НГУ,2005.-С. 6-9.
4.    Динамикаразвития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года.Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009.
5.    ЕгишянецС. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. С. 21-23.
6.    ЕгишянцС. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – С.18-24.
7.    ЖигулинаТ.А. Малый бизнес – важное звено развития экономики в России // Управляющийдиректор, 2004. № 5. С. 22-24.
8.    ИвановаМ. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11.С.7-8.
9.    Информационно-аналитическийобзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и среднийбизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл.адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)
10.   Карпов С.А. Последствиямирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы ивозможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. С. 11-13.
11.   Костин А.С. Государствонуждается в предпринимателях // Гражданское Общество, 2005. №15.-С. 13-14.
12.   Костина Е.В., МарковкинА.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российскогопредпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) /Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина(отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. –С. 148-152.
13.   Красавина С. Анализразвития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. С. 11.
14.   Кудрин Л.А. Финансовыйкризис в России 2008 года // Финансы, 2008. № 10. С. 21.
15.   Мытарев В. Что еще ждатьРоссии от мирового финансового кризиса //РИА Новости, 2008. 12.11.
16.   Нагих В.Н., КарпухинА.И., Ширабон Н.В. Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и путирешения [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nisse.ru/presentations/pr.35.ppt
17.   Программа антикризисныхмер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Регионы, 2009. от 23марта.
18.   Симонов А. Глобальныйэкономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК //Власть, 2009. № 2. С. 11-12.
19.   Щетинин О. Развитиемалого бизнеса в России. М.: Сфера, 2005.
20.   Энциклопедияпредпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.
21.   Юрков С.Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика имеждународные отношения в современных фирмах, 2005. №9. С.109.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :