СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Бюджетирование как инструментуправления предприятием
1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования.Роль бюджетирования в системе управления предприятием
1.2. Бюджет в системе планов. Видыбюджетов на предприятии
1.3. Основные этапы постановкибюджетирования на предприятии
2. Характеристика предприятия как объекта исследования
2.1. Общая характеристика предприятияи направления его деятельности
2.2. Структура управления и функцииподразделений с характеристикой персонала
2.3. Динамика экономическихпоказателей деятельности предприятия и анализ его финансового состояния
3. Разработка и внедрениебюджетирования на предприятии
3.1. Разработка системыбюджетирования для предприятия с характеристикой видов бюджетов
3.2. Риски и проблемы, возникающиепри внедрении системы бюджетирования
3.3. Оценка эффективности отвнедрения бюджетирования на предприятии.
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Данная дипломная работа посвященаразработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятийтехнологии управления финансами – бюджетированию.
При написании курсовогопроекта были поставлены следующие цели: изучение различных методик постановкибюджетирования на предприятии, разработка и внедрения бюджетирования на маломпредприятии, специализирующемся на пошиве одежды, оценка эффективности отвнедрения бюджетирования.
Актуальность темыобусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либосистема планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами нароссийских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросахуправления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителейсвоевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящемфинансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и нарассматриваемом предприятии.
Бюджетирование крайневажно для принятия управленческих решений. К числу основных функцийбюджетирования относятся прогнозирование (финансового состояния, ресурсов,доходов и затрат) и проведение сценарного анализа, т.е. оценки различныхвариантов финансового положения предприятия в будущем.
Дипломная работа состоитиз введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работырассмотрены содержание, цели, функции бюджетирования и мнения разных авторов поданной теме (дискуссионные вопросы). Рассмотрено место и роль бюджетирования всистеме планов предприятия, а также основные этапы постановки бюджетирования.
Вторая глава посвященаописанию деятельности предприятия, характеристике его основных видовдеятельности, анализу динамики экономических показателей, проведен анализфинансового состояния. Объектом исследования дипломной работы было выбранокоммерческое предприятие по пошиву одежды из кожи и меха и по пошиву одежды поиндивидуальным заказам.
При разработкебюджетирования в третьей главе были поставлены следующие задачи:
- на основе рассмотренных теоретическихположений и анализа деятельности предприятия разработать оптимальную системубюджетирования, соответствующую потребностям предприятия;
- оценить эффективность от внедрениябюджетирования на предприятии.
В заключении краткоизложены основные выводы и предложения, полное обоснование и аргументациякоторых изложены в тексте работы.
В настоящее времятехнологии бюджетирования уделено внимание многих авторов, как практиков, так итеоретиков финансового менеджмента. Данная тема находит свое отражение в трудахзарубежных и российских авторов: Бримсон Дж., Антос Дж., Кондраков Н.П.,Иванова М.А., Алексеева М.М., Бухалков М.И., Карпов А.Е., Кондраков Н.П.,Иванова М.А., Стояновоа Е.С., Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В., Немировский И.Б.,Старожукова И.А.
Для первых двухподразделов первой главы в основном использовалась учебная литература, научныеи популярные статьи по финансовому менеджменту, бухгалтерскому иуправленческому учету. Для последнего подраздела первой главы и для третьейглавы работы была использована специальная литература, посвященная теории ипрактике бюджетирования.
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕКАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования.
Рольбюджетирования в системе управления предприятием
Понятие процессабюджетирования носит неоднозначный и противоречивый характер. Его, как и многиедругие финансовые категории, можно считать вопросом дискуссионным и требующимтщательного рассмотрения во всех аспектах.
В литературе пофинансовому менеджменту существуют следующие определения бюджетирования:
Процесс бюджетированияявляется составной частью финансового планирования, т. е. процесса определениябудущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. [15]
Система бюджетирования –это система учета для принятия управленческих решений, основанная на фактическиполученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующийпериод планирования. [9]
Бюджетированиепредставляет собой балансирование потоков доходов и расходов фирмы в целом иосновных ее структурных звеньев. [4]
Бюджетирование(внутрифирменное финансовое планирование) – это, с одной стороны, процесссоставления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология,предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемыхуправленческих решений. [16]
Бюджетирование – этотехнология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов,получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализироватьпрогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (преждевсего финансовыми как отдельного бизнеса, так и компании в целом). [16]
Основным назначениембюджетирования в стратегическом плане является управление активами компании,рост капитализации, определение инвестиционной привлекательности отдельныхнаправлений хозяйственной деятельности.
Цели бюджетирования, атакже его роль в общей системе финансового планирования наиболее полнохарактеризуются функциями бюджета (по Стояновой Е.С.):
1) Планированиеопераций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджетаосновано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетомпериод.
2) Коммуникация икоординация различных подразделений предприятия и видов деятельности,подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом попредприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлениюслабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации ираспределения ответственности между исполнителями.
3) Ориентацияруководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрамиответственности.
4) Контроль текущейдеятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценкивыполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетныеданные, а не данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельностьможет отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала,ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.
5) Повышениепрофессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальномуизучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрамиответственности на предприятии.
При этом в каждойкомпании могут быть свои функции бюджетирования в зависимости, как от объектафинансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. В каждой компании в качестве управленческой технологии бюджетирование можетпреследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства,свой собственный инструментарий, тем не менее, существует общая(принципиальная) схема бюджетирования (рис. 1).
/>
Рис. 1 Принципиальная блок-схема бюджетирования
Конкретно функциибюджетирования проявляются в системе показателей, которые устанавливаютсяруководителем предприятия или компании в качестве целевых или контрольных. Поэтой причине системы бюджетирования даже в одинаковых компаниях будутразличными. Различия в целях и стратегиях проявляются в разных финансовыхпоказателях, выбираемых в качестве целевых (контрольных). Далее форматыбюджетов должны соответствовать заданным контрольным показателям. Главное вбюджетировании – создать систему координат для бизнеса, по которой было бывидно, куда движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы набудущее, т. е. создать основу для выработки и принятия управленческих решений вфинансовой сфере. А поскольку одной из основных задач финансового менеджментаявляется эффективное управление денежными потоками, то это и будет основнойзадачей бюджетирования.
Наряду с целями ифункциями следует выделить также объекты бюджетирования, поскольку выделениетех или иных объектов определяет в дальнейшем финансовую структуру предприятияи набор его бюджетов. Классификация объектов бюджетирования вопросдискуссионный. Некоторые авторов объекты бюджетирования как таковые не выделяют,а рассматривают в качестве объекта предприятие в целом. Классификация объектовбюджетирования различных авторов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификацияобъектов бюджетированияАвторы Объекты бюджетирования 1) Карпов А.Е. 1) группа компаний; 2) компания; 3) бизнес-процессы; 4) проекты; 5) подразделения. 1) Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. 1) холдинг; 2) компания; 3) бизнес;
4) структурные подразделения:
-места возникновения затрат;
-центры финансового учета;
-центры финансовой ответственности.
3) Стоянова Е. С.;
4) Кондраков Н. П., Иванова М. А. Рассматривают в качестве объекта предприятие в целом
Для принятияуправленческих решений считаю целесообразным выделять внутри предприятия (какосновного объекта бюджетирования) дополнительные объекты бюджетирования. Вданном случае классификация Хруцкого В. Е. и Гамаюнова В. В., во первых,является наиболее приемлемой для практического применения, во вторых, авторы всвоей работе подробно описали принцип разделения подразделений на центрыфинансовой ответственности, финансового учета и места возникновения затрат.
Холдинг – группакомпаний. Бюджетирование для группы компаний позволяет оценить эффективность веденияхозяйственной деятельности по холдингу в целом, но в данном случае нетвозможности проследить, какая компания работает наиболее эффективно.
Компания – обязательныйобъект бюджетирования в независимости от того, является ли она независимымпредприятием или входит в холдинг.
Бизнес — бизнес как вид(сфера) хозяйственной деятельности является основным объектом бюджетирования,более важным, чем само предприятие или компания. В одной компании одновременноможет существовать несколько видов бизнесов, взаимосвязанных друг с другом технологически,организационно и финансово.
Структурные подразделения– объекты бюджетирования, различающиеся технологией и организацией бюджетногопроцесса:
— места возникновениязатрат (МВЗ) – не несут ответственности за доходы, а отвечают только за регулируемыеили контролируемые затраты (на уровень которых руководители МВЗ могутповлиять);
— центры финансовогоучета – возможность контролировать и влиять на доходы и некоторые виды затрат(ЦФУ);
— центры финансовойответственности – несут ответственность за все финансовые результаты. Какправило, они имеют полную бюджетную схему (ЦФО).
1.2. Бюджет в системе планов. Видыбюджетов
Система планов – эторезультат процесса планирования. План включает основные показателидеятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Посути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую ролькаждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы
Процесс планированиясложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов,которую можно разделить на следующие элементы.
1) Стратегический(генеральный) план фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).
2) Общефирменныепланы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главныезадачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.
3) Оперативные планыорганизации:
— Общефирменные планытекущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планыприбыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельноститовары и услуги производятся и поставляются на рынок;
— Текущие планыподразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущейдеятельности.
4) Помимо плановрезультатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) ипроекты.
Система планов напредприятии может быть систематизирована по различным классификационнымпризнакам. Классификация планов представлена в данных табл. 2. Таблица 2Классификация системы плановКлассификационный признак Виды планирования 1 2 1. По содержанию
1.1. Технико-экономическое;
1.2. Оперативно-производственное;
1.3. Организационно-техническое;
1.4. Социально-трудовое;
1.5. Снабженческо-сбытовое;
1.6. Финансовое;
1.7. Бизнес-планирование;
1.8. Стратегическое;
1.9. Программное;
1.10. и др. 2. По уровню управления (в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии)
2.1. Корпоративное (заводское) – на высшем уровне управления;
2.2. Цеховое – на среднем уровне;
2.3. Производственное – на нижнем уровне. Охватывает участки, бригады и рабочее место. 3. По методам обоснования
3.1. Рыночное;
3.2. Индикативное;
3.3. Административное (централизованное) 4. По времени охвата
4.1. Краткосрочное (текущее) – до года;
4.2. Среднесрочное – в пределах 1-3 лет;
4.3. Долгосрочное (перспективное) – от 3 до 10 лет. 5. По сфере применения
Межцеховое;
Внутрицеховое;
Бригадное;
Индивидуальное. 6. По стадиям разработок
6.1. Предварительное;
6.2. Окончательное. 7. По степени точности
7.1.Уточненное;
7.2. Укрупненное 8. По типам целей
8.1. Оперативное;
8.2. Тактическое;
8.3. Стратегическое;
8.4. Нормативное.
Бюджет – этоколичественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы наопределенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижениязаданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции,т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяетроль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельностипредприятия.
Бюджеты имеют множествовидов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции(закупка сырья и материалов, бюджет производства и т.п.), могут нестиинформацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж,) аукрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежныхсредств) показывают как расходы, так и доходы организации.
Составление бюджетовявляется неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только егофинансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамкахоперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решаютзадачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряженииорганизации. Разработка бюджетов придает количественную определенностьвыбранным перспективам существования фирмы.
Основные требования кинформации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность,ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятиевыбирает самостоятельно.
Классификацию бюджетовтакже можно считать дискуссионным вопросом. Мнения разных авторов по этомувопросу представлены в данных табл. 3.
Таблица 3
КлассификациябюджетовАвторы Классификация бюджетов Группы Подгруппы Виды бюджетов 1 2 3 4 Карпов А. Е. Операционные Функцио-нальные
— бюджет продаж;
— бюджет коммерческих расходов;
— бюджет производства;
— бюджет производственных расходов;
— бюджет закупок; бюджет оплаты труда;
— бюджет складирования;
— бюджет транспортных расходов;
— бюджет налогов;
— бюджет административных расходов Бюджеты текущих проектов В зависимости от видов проектов Инвестици-онные
-бюджет вывода новой продукции
-бюджет освоения нового рынка сбыта
- бюджет создания филиала
- бюджет приобретения и ввода в эксплуатацию нового производственного оборудования
— бюджет строительства объектов производственного и хозяйственного назначения. Бюджеты ЦФО В зависимости от ЦФО Финансовые
— бюджет доходов и расходов;
— бюджет движения денежных средств;
— бюджет по балансовому листу. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В. В. Основные -
— бюджет доходов и расходов;
— бюджет движения денежных средств;
— расчетный (прогнозный баланс); Операционные -
— бюджет продаж;
— бюджет запасов готовой продукции;
— бюджет производства;
— бюджет прямых материальных затрат;
— бюджет прямых затрат на оплату труда;
— бюджет прямых производственных затрат;
— бюджет накладных расходов;
— бюджет управленческих расходов;
— бюджет коммерческих расходов. Вспомогательные -
— план капитальных затрат;
— кредитный план;
— бюджет технической реконструкции производства. Специальные -
— бюджет балансовой прибыли;
— бюджет чистой прибыли;
— бюджет НИОКР;
— налоговый бюджет. Стоянова Е. С. Операционные -
— бюджет продаж;
— бюджет производства;
— бюджет закупки/использования сырья и материалов;
— бюджет по труду;
— бюджет общецеховых расходов;
— бюджет цеховой себестоимости;
— бюджет общепроизводственных расходов;
— бюджет производственной себестоимости;
— бюджет коммерческих расходов;
— бюджет административных расходов;
— бюджет коммерческой себестоимости;
— бюджетный отчет о прибылях и убытках Финансовые -
— бюджет капитальных вложений;
— бюджет движения денежных средств;
— бюджетный баланс.
Несмотря на некоторыеразличия в классификациях, можно выявить две общие группы бюджетов,присутствующие у всех авторов: финансовые (у Хруцкого В.Е. и Гамаюнова В.В. — основные) и операционные.
Финансовые (основные)бюджеты предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансовогосостояния бизнеса для выполнения определенных управленческих задач. Вфинансовых бюджетах отражаются объем и структура предполагаемых источниковсредств и планируемые направления их использования. Финансовые бюджетыпозволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансовогоположения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовойсостоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта.
Операционныебюджеты – это бюджеты, характеризующие доходы и расходы по операциям,планируемым на предстоящий период для отдельных объектов бюджетирования.Операционные бюджеты, прежде всего необходимы для более точного составленияфинансовых бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений идопущений, которые следует учитывать при составлении финансовых бюджетов.
Все авторы сходятся водном мнении, что составление общего бюджета компании должно начинаться соперационных бюджетов, а именно, с бюджета продаж.
Далее приводитсяхарактеристика видов бюджетов наиболее характерных для производственныхструктур в той последовательности, которая рекомендуется авторами Хруцким В.Е,Гамаюновым В.В. Общая схема составления бюджетов показана в рис.2.
1) Бюджет продажобъединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручкеот реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования инаиболее спорным моментом. Термин «планирование продаж» необходимо отличать оттермина «прогнозирование продаж». Последний термин отражает оценку,предсказание, которое впоследствии может стать, а может и не стать бюджетомпродаж. Прогноз превращается в бюджет, если допускается его реальность.
Бюджет продаж можетсоставляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственнойдеятельности компании. Общим при любом подходе к составлению бюджета продажявляется определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции иливыручки от реализации.
Общий объем продажкомпании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам) или попродуктам (изделиям и услугам).
При формировании бюджетапродаж составляется план-график продаж, в котором присутствует информация обобъемах продаж в натуральном выражении, цена за единицу изделия и объемы продажв стоимостном выражении. Все данные разбиваются по видам продуктов (изделий,услуг) и по месяцам планируемого периода.
Наряду с планом-графикомв бюджете продаж должен быть представлен график поступлений денежных средствот проданной продукции, т.к. фактическая реализация продукции и поступлениеденежных средств от нее часто не совпадают. Такой график необходим для болееточного составления БДДС.